Научная статья на тему 'Исследование влияния факторов на развитие розничной торговли посредством вендинговых автоматов'

Исследование влияния факторов на развитие розничной торговли посредством вендинговых автоматов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1076
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНДИНГ / ТОРГОВЫЙ АВТОМАТ / SWOT-АНАЛИЗ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ФАКТОРЫ / АНАЛИЗ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СОСТОЯНИЕ / СТРАТЕГИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕТОД / ВЛИЯНИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ / СРЕДА / УГРОЗЫ / VENDING / VENDING MACHINE / SWOT ANALYSIS / RETAIL / FACTORS / ANALYSIS / KEY INDICATORS / CONDITION / STRATEGY / IMPROVEMENT / TECHNOLOGY / COMPETITION / METHOD / INFLUENCE / OPPORTUNITIES / ENVIRONMENT / THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степулева Людмила Фёдоровна

Сфера розничной торговли на данный момент занимает лидирующие позиции в экономике многих стран. Новейшие разработки внедряются в торговые процессы с целью упрощения процесса продажи товаров. Популярность приобретает торговля товарами посредством специальных автоматов, называется она вендингом. Вендинговые автоматы минимизируют человеческий труд и, благодаря удобству использования, пользуются спросом у потребителя. Однако, рынок вендинга в России далек от насыщения. Для достижения эффективной деятельности организации необходимо задумываться о проработке мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, с помощью организации системы стратегического управления, так как успешность работы компании зависит от того, насколько она готова реагировать на различные воздействия. Методом комплексного исследования внутренних и внешних факторов предприятия ООО «Восток Девеломпмент», влияющих на развитие предприятия был выбран SWOT-анализ. Он является необходимым элементом исследований при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Основной целью в данной работе является исследование влияния факторов на развитие розничной торговли посредством вендинговых автоматов. Объектом исследования выступает деятельность ООО «Восток Девеломпмент» на рынке города Владивостока. Задачами исследования являются: выявление факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, разработка стратегических решений по применению полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF THE FACTORS ON THE DEVELOPMENT OF RETAIL TRADE BY MEANS OF VENDING MACHINES

At the moment the sector of retail trade takes a leading position in the economy of many countries. The newest developments are being introduced into trade processes in order to simplify the process of selling goods. Popularity acquires trade in goods through special machines, it is called vending. However, the vending market in Russia is far from being saturated. In order to achieve an effective activity of an organization, it is necessary to think about working out measures aimed at achieving the goals set, with the help of the organization of a strategic management system, since the success of the company depends on how ready it is to respond to various impacts. A SWOT-analysis was chosen by the method of complex investigation of internal and external factors of Vostok Development LLC, which influenced the development of the enterprise. It is an indispensable element of research in drawing up any level of strategic and marketing plans. The main goal in this work is to study the influence of factors on the development of retail trade through vending machines. The object of the research is the activity of Vostok Development LLC in the market of the city of Vladivostok. The objectives of the study are: identifying factors that affect the activities of the enterprise, developing strategic solutions for the application of the results.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния факторов на развитие розничной торговли посредством вендинговых автоматов»

экономические науки

Степулева Людмила Фёдоровна ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ...

УДК 330:658.8

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПОСРЕДСТВОМ ВЕНДИНГОВЫХ АВТОМАТОВ

© 2018

Степулева Людмила Фёдоровна, старший преподаватель кафедры «Международный маркетинг и торговля» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, д.41, e-mail: step.vl@mail.ru)

Аннотация. Сфера розничной торговли на данный момент занимает лидирующие позиции в экономике многих стран. Новейшие разработки внедряются в торговые процессы с целью упрощения процесса продажи товаров. Популярность приобретает торговля товарами посредством специальных автоматов, называется она вендингом. Вендинговые автоматы минимизируют человеческий труд и, благодаря удобству использования, пользуются спросом у потребителя. Однако, рынок вендинга в России далек от насыщения. Для достижения эффективной деятельности организации необходимо задумываться о проработке мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, с помощью организации системы стратегического управления, так как успешность работы компании зависит от того, насколько она готова реагировать на различные воздействия. Методом комплексного исследования внутренних и внешних факторов предприятия ООО «Восток Девеломпмент», влияющих на развитие предприятия был выбран SWOT-анализ. Он является необходимым элементом исследований при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Основной целью в данной работе является исследование влияния факторов на развитие розничной торговли посредством вендинговых автоматов. Объектом исследования выступает деятельность ООО «Восток Девеломпмент» на рынке города Владивостока. Задачами исследования являются: выявление факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, разработка стратегических решений по применению полученных результатов.

Ключевые слова: вендинг, торговый автомат, SWOT-анализ, розничная торговля, факторы, анализ, ключевые показатели, состояние, стратегия, совершенствование, технология, конкуренция, метод, влияние, возможности, среда, угрозы.

INVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF THE FACTORS ON THE DEVELOPMENT OF RETAIL TRADE BY MEANS OF VENDING MACHINES

© 2018

Stepuleva Lyudmila Fedorovna, senior lecturer of the Department of International Marketing and Trade Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: step.vl@mail.ru)

Abstract. At the moment the sector of retail trade takes a leading position in the economy of many countries. The newest developments are being introduced into trade processes in order to simplify the process of selling goods. Popularity acquires trade in goods through special machines, it is called vending. However, the vending market in Russia is far from being saturated. In order to achieve an effective activity of an organization, it is necessary to think about working out measures aimed at achieving the goals set, with the help of the organization of a strategic management system, since the success of the company depends on how ready it is to respond to various impacts. A SWOT-analysis was chosen by the method of complex investigation of internal and external factors of Vostok Development LLC, which influenced the development of the enterprise. It is an indispensable element of research in drawing up any level of strategic and marketing plans. The main goal in this work is to study the influence of factors on the development of retail trade through vending machines. The object of the research is the activity of Vostok Development LLC in the market of the city of Vladivostok. The objectives of the study are: identifying factors that affect the activities of the enterprise, developing strategic solutions for the application of the results.

Keywords: vending, vending machine, SWOT analysis, retail, factors, analysis, key indicators, condition, strategy, improvement, technology, competition, method, influence, opportunities, environment, threats.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях торговля оказывает активное влияние на развитие экономики и рыночных процессов, содействует удовлетворению спроса населения на товары и услуги, улучшению качества жизни населения [1].

Технический прогресс все глубже проникает в торговые процессы, сегодня уже никого не удивить интернет-магазинами или продажей товаров по заказу. Товары продаются в магазинах индивидуального обслуживания и самообслуживания, в киосках и других торговых точках [2]. Все большую популярность приобретают пункты продажи, в которых торговля осуществляется посредством специального оборудования или приборов, называемых торговыми автоматами. Вендинг в настоящее время является высокотехнологичным, рентабельным и высокодоходным бизнесом во всем мире [3].

Сегодня торговые автоматы - о это целый комплекс устройств, которые работают согласно установленной в нём программе [4]. В торговом автомате могут продаваться различные напитки, штучные товары, как продовольственные, так и непродовольственные. Автоматы могут располагаться в торговой сети, на улице, в производственном, лечебном учреждении, а также в учреждениях культуры и быта. А так как это очень удобно для потребителя, естественно, есть и предложение торговать

таким образом [5].

Актуальность выбранной темы обусловлена динамизмом развития сектора розничной торговли товарами посредством автоматов.

Целью данной работы является исследование влияния различных факторов на ведение вендингового бизнеса. Объектом исследования в данной работе является ООО Восток Девеломпмент».

По данным экспертной группы Европейской вендин-говой ассоциации (EVA) было выявлено, что:

- 295 миллионов потребителей используют вендинговые машины не реже одного раза в неделю;

- в Европе около 3,8 миллиона торговых автоматов;

- 2,36 миллиона машин (~ 62%) - автоматы для горячих напитков;

- на один торговый автомат в Европе приходится в среднем 130 человек;

- вендинг в Европе имеет оборот в 14,6 млрд. евро в год [6].

Автоматы являются удобной точкой продажи, эквивалентной по размеру магазину площадью 1 м2. В то время как большинство машин расположены в компаниях и офисах, остальные размещаются в общественных местах, таких как транспортные узлы, больницы и сектор досуга.

Европейская вендинговая ассоциация оценивает

Stepuleva Lyudmila Fedorovna INVESTIGATION OF THE INFLUENCE ..

economic sceinces

объём рынка вендинга в России на уровне €500 млн. В России на данный момент работают около 165 тысяч торговых автоматов, при этом по оценкам специалистов, с каждым годом рынок увеличивается в среднем на 20 %, и в соответствии с рядом прогнозов, к 2021 году количество аппаратов может достигнуть 200-270 тысяч. По подсчетам J'son&Partners Consulting 20 % из них будут проводить мониторинг и будут удалено управляемы [6].

В среднем, в России один вендинговый автомат приходится на 1500 человек. Для сравнения, в Японии, где вендинг наиболее развит, один автомат приходится на 20 человек, в США - на 40. Именно поэтому российские эксперты считают, что у сферы автоматизированной торговли есть большой потенциал роста [7].

Вендинг - замечательный и высокорентабельный вид бизнеса, но только в том случае, если ему уделяется столько же внимания, как и другому виду бизнеса [8]. Для достижения эффективной деятельности организации необходимо задумываться о проработке мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, с помощью организации системы стратегического управления [9].

Первостепенная задача любой стратегии любого предприятия - уяснить сильные и слабые его стороны, реальные возможности, ресурсы и уязвимые места по отношению к внешнему окружению [10].

Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы [11].

При решении различных задач необходимо четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании, являются ли они внутренними или внешними, поддаются ли изменениям со стороны компании или это внешние события, на которые она влиять не в состоянии Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ. [12].

Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. [13].

Большая часть данных, необходимых для анализа рынка (спрос, цены, объем продаж товаров и т. п.) являются неопределенными, и в будущем возможны их изменения как в худшую сторону, так и в лучшую. Для прогнозирования этих процессов требуется достаточно большой объем данных, которые не всегда можно собрать, и управленческие решения приходится принимать в условиях неопределенности [14].

Для успешных действий на рынке недостаточно интуитивных решений руководителя предприятия, чем и обусловлена необходимость использования ограниченных, более "дешевых" вариантов выработки стратегий, таких как SWOT-анализ [13].

В настоящее время SWOT-метод, впервые введенный в профессиональный оборот в середине 1960-х гг., по-прежнему остается одним из популярных базовых инструментов стратегического анализа организаций. Столь устойчивый интерес обусловлен сопряженными с ним уникальными возможностями одновременного анализа внутренних и внешних аспектов стратегического положения компании, так и относительной операционной простотой данного.

Формирование целей статьи. Актуальность выбранной темы обусловлена высокой степенью конкуренции и динамизмом развития сектора розничной торговли посредством автоматов. Из чего следует, что одной из главных задач предприятия является разработка стратегии развития, которая не может быть сформирована без периодической оценки влияния различных факторов

на работу компании. Ведь именно от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия и зависит состояние фирмы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Объективно говоря, российский рынок вендинга сейчас находится только в начале своего бурного развития и более трех четвертых рынка сосредоточено в городах -миллионниках, а структура реализуемой продукции не отличается разнообразием [15].

По данным сайта VL.RU, на Дальнем Востоке работает свыше 1600 вендинговых аппаратов, почти половина из которых приходится на Приморский край и Владивосток. При этом, в справочнике организаций сайта VL.RU во Владивостоке только 4 компании занимаются вендинговым бизнесом. В их состав входят: «Вендинг Приморье», «Восток Девеломпмент», «Золотой шпиль» и «БаристаДВ». Распределение вендингового оборудования по типам в Приморском крае изображено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Рынок вендингового оборудования в Приморском крае

На сегодняшний день приморский рынок автоматизированной торговли на 60% представлен кофейными аппаратами, на 25% - аппаратами для продажи закусок и различных мелких товаров. Оставшиеся 15% приходятся на прочие устройства, среди которых игровые автоматы, массажные кресла, копировальные аппараты, моментальное фото и другие [16].

Объектом исследования данной работы является ООО Восток Девеломпмент». Данное предприятие занимается следующими видами экономической деятельности:

- установка и обслуживание вендинг-аппаратов;

- продажа вендинг-аппаратов и кофейного оборудования HoReCa;

- сдача в аренду вендинговых автоматов;

- продажа ингредиентов для вендинговых автоматов;

- техническое обслуживание и ремонт вендинг-аппаратов.

В ходе исследования были выделены ключевые показатели SWOT-анализа и расположены по степени важности в таблице 1.

В таблице 1 были представлены основные факторы, влияющие на развитие работы предприятия ООО Восток Девеломпмент» в сфере вендинговой торговли. Одной из сильных сторон предприятия являются бесперебойные поставки ингредиентов для наполнения автоматов по низкой себестоимости, гарантируемые налаженными партнерскими отношениями с поставщиками. ООО Восток Девеломпмент» существует на рынке более пяти лет, имея в штате только высококвалифицированных сотрудников, обеспечивающих работоспособность автоматов, их своевременный ремонт. Предприятие, ориентируясь на предпочтения потребителя, приобретает различные типы оборудования для расширения ассортимента, такие как автоматы-спарки, представляющие

296

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)

экономические науки

Степулева Людмила Фёдоровна ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ...

собой совокупность кофейного и снекового аппарата [17]. Являясь официальным дистрибьютером компании АИягоша, производящей ингредиенты для наполнения кофейных автоматов, ООО Восток Девеломпмент» имеет не только скидки на продукцию, но и дополнительную прибыль от продаж другим предприятиям.

Таблица 1 - Ключевые показатели SWOT-анализа на примере ООО «Восток Девеломпмент»

Strenghts - сильные стороны

1 Налаженные партнерские отношения с поставщиками

2 Компетентность персонала

3 Низкая себестоимость продуктов

4 Эффективное обслуживание потребителей

5 Ориентированность на потребителя

6 Компания является официальным дистрибьютором компонентов для кофейных аппаратов

Opportunities - возможности

1 Ненасыщенность рынка

2 Внедрение новейших технологий

3 Появление новых поставщиков

4 Предложения о сотрудничестве

5 Разработка четкой стратегии

6 Достоверный мониторинг потребительских предпо-

Weaknesses - слабые стороны

1 Высокая степень износа оборудования

2 Отсутствие стратегии развития

3 Незначительное представление на рынке

4 Сложность поиска мест под автоматы с высокой проходимостью населения

5 Отсутствие инвестирования в маркетинг за исключением минимально необходимых средств на размещение рекламы

6 Непостоянство денежного по-

Threats - угрозы

1 Сложность внедрения ККТ в аппараты

2 Уровень инфляции

3 Низкие барьеры входа новых компаний на рынок

4 Фактор сезонности

5 Высокая цена на комплектующие

6 Постоянное увеличение арендной платы за место автомата

кассовую технику в автоматы, что осложняется высокой стоимостью переоборудования, а для некоторых автоматов и вовсе отсутствием возможности введения дополнительных устройств в связи со строением машины [19]. Чрезмерное повышение уровня инфляции и постоянное увеличение арендной платы за арендуемое для автомата место может неблагоприятно повлиять на деятельность объекта. Предприятию приходится нести немалые затраты на покупку комплектующих для ремонта аппаратов в связи с высокой стоимостью доставки из других стран, так как основу парка автоматов компании составляют импортное оборудование.

В ходе исследования был проведен анализ, позволяющий оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять внешним угрозам. Данные были занесены в таблицу 2.

Таблица 2 - Расширенная матрица SWOT-анализа на примере ООО «Восток Девеломпмент»

К слабым сторонам предприятия можно отнести устаревание парка оборудования, приводящее к частым поломкам и простою автоматов. Отсутствие четкой стратегии развития и незначительное представление на рынке приводит к потере конкурентных преимуществ данного предприятия. Высокую степень влияния на развитие работы ООО «Восток Девеломпмент» имеет фактор сезонности, подразумевающий сокращение потребления определенных позиций в связи с климатическими изменениями, а иногда и общий спад проходимости конкретной торговой точки. Например, продажи в автомате, размещенном в Ледовом дворце в связи с каникулами летом резко падают. Одной из главных проблем вендинговых предприятий остается сложность поиска мест под автоматы с высокой проходимостью населения, так как некоторые арендодатели запрашивают несоразмерно высокую плату за аренду торговой площади [18]. Предприятие не уделяет должного внимания развитию аккаунтов фирмы в социальных сетях и рекламе в интернете, не имеет собственного сайта.

Рынок вендинговой торговли активно развивается, однако, еще далёк от насыщения, поэтому необходимость острой конкурентной борьбы для компании ООО «Восток Девеломпмент» в данный момент отсутствует, а возможности для роста компании практически не ограничены. Внедрение новейших технологий и сотрудничество с компаниями, занимающимися смежной деятельностью, позволило бы стабилизировать доход предприятия, облегчить его работу. Проведение достоверного мониторинга потребительских предпочтений позволит уловить изменения во вкусах, исключить или добавить в ассортимент тот или иной продукт.

Одной из главных угроз как для исследуемого предприятия, так и для всего рынка вендинговой торговли в целом являются изменения, внесенные в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Согласно изменениям вендинговые компании обязаны внедрить контрольно-

S

1 Тенденции увеличения спроса обеспечивается эффективным обслуживанием потребителей и высокой квалификацией персонала

2 Индивидуальный подход к каждой точке (например: спортивные батончики в спортзалах)

3 Широкий ассортимент привлечет новых клиентов

1 Более обширные маркетинговые исследования для дальнейшего развития новых рынков сбыта

2 Во избежание сильного влияния фактора сезонности установление автоматов типа «спарка», способных обеспечить потребителей необходимой продукцией в любое время года

W

1 Необходимость пересмотра политики компании в отношении передовых технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Усиление интернет-коммуникаций позволит повысить эффективность отдачи от затрат, направленных на совершенствование маркетинговой деятельности

1 Ведение государством политики, негативно влияющей на деятельность вендинг-пред-приятий может привести к выходу из отрасли

2 Появившийся конкурент может предложить рынку аналогичную продукцию, по более низким ценам, что приведет к снижению прибыли

3 Сокращение статей затрат путем оптимизации численности персонала

4 Долгая окупаемость вложений для переоборудования автоматов в связи с изменениями ФЗ 54 приведет к недостатку денежных средств

5 Неэффективность выбранных средств, призванных формировать эффективную маркетинговую деятельность организации может привести к росту коммерческих расходов, и не позволит достигнуть целей по совершенствованию

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Вендинговые автоматы давно уже стали привычным способом продажи, покупатели оценили их удобство и широкий ассортимент товаров [20]. В соответствие с данными, указанными в таблице 2 можно выделить определенные стратегии, направленные на совершенствование деятельности предприятия ООО «Восток Девеломпмент».

В современном мире реклама в интернете является одной из самых эффективных, поэтому компании необходимо разработать сайт с подробным указанием оказываемых услуг и продаваемых товаров. Так же особой популярностью пользуются аккаунты в социальных сетях, где потребитель может ознакомится с отзывами о работе предприятия.

Помимо привлечения потребителя широким ассортиментом необходимо вводить новинки, побуждающие покупателей совершать импульсные покупки. Часто случается, что, будучи вполне довольными привычной маркой, потребители все же переключаются на другие.

O

T

Stepuleva Lyudmila Fedorovna economic

INVESTIGATION OF THE INFLUENCE ... sceinces

Мотивом выступает стремление к разнообразию. Как правило, потребитель ищет разнообразия тогда, когда у него есть выбор из множества сходных вариантов. Кроме того, человеку может просто наскучить привычная марка.

Индивидуальный подход при установке автомата в каждой точке позволит стабилизировать доход. Так, например, в снековых автоматах, расположенных в учебных заведениях целесообразно размещение соков, газированной воды, шоколадных батончиков, печенья, а в спортивных клубах - спортивного питания, протеиновых батончиков, негазированной воды.

Одной из главных задач для предприятия является снижение количества слабых сторон посредством реализации возможностей. Необходим пересмотр политики компании в отношении передовых технологий. Продажа устаревшего оборудования и покупка меньшего количества более новых автоматов благоприятно отразится на графе расходов компании, затрачиваемых на ремонт, и снизит как сроки простоя аппаратов, так и необходимость приобретения дорогостоящих комплектующих.

Таким образом, использование SWOT-анализа может стать не только способом выделения наиболее существенных на конкретный период времени факторов, но и получить данные, служащие базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании. С учетом остроты конкурентной борьбы на рынке розничной торговли подобная информация является стратегически важной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Î. Торопова ТЛ. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук Повышение конкурентоспособности организации розничной торговли на основе рационализации ассортимента реализуемых товаров. г. Хабаровск. 20Î0. Î98 с. /Т.A. Торопова [Электронный ресурс] //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ povyshenie-konkurentosposobnosti-organizatsii-roznichnoi-torgovli-na-osnove-ratsionalizatsii#ixzz5IpsyI04T.

2. Чкалова O.B. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом /O.B. Чкалова ///Маркетинг в России и за рубежом. - 200Î. - №4.

3. Качан H.A. Розничная торговля товарами через вендинг-ав-томаты: организация и особенности учета /Н.A. Качан /вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права // Научная-электронная библиотека E-library.ru. - 20Î5. - № 3 (55). - С. 2Î0-2Î4 - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24895Î97.

4. Безлипкина E.B. Некоторые аспекты развития розничной торговли с помощью вендинга /E.B. Безлипкина //Научно-методичекий электронный журнал «Концепт». 20Î4. Т. 20. - С. 2466-2470 - Режим доступа: http://e-koncept.ru/20Î4/54757.htm.

5. Чигарин Т.Г. Bендинг-бизнес. Механические торговые автоматы /Т.Г. Чигарин. - Москва: Орел, 2005.

6. An introduction to vending and coffee service of the European Vending Association (EVA) 20Î6 [Электронный ресурс]: Website of European vending&coffee service association - Режим доступа: http:// www.vending-europe.eu/eva/home.html.

7. Официальный сайт международной выставки вендинговых технологий и систем самообслуживания VENDEXPO and WRS5 (World Retail Smart Solutions and Self-Service Systems Exhibition) [Электронный ресурс]: Website of VENDEXPO and WRS5 - Режим доступа: http:// www.vendingexpo.ru.

8. Козлова A.С. К вопросу о стратегическом менеджменте М.С. Козлова //Молодойученый. - 20Î4. №Î8. - С. 380-382 - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/77/Î3457/.

9. Бородин Е.М. Стратегический менеджмент /Е.М. Бородин, A.B. Крупнова, A.H. Бородин //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 20Î4. - Т. 20. - С. Î78Î-Î785 - Режим доступа: http://e-koncept.ru/20Î4/54620.htm.

Î0. Дженстер П. Aнализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей /П. Дженстер, Д. Хасси; пер. с англ. - М.: Bильямс, 2008.

ÎÎ. Позубенкова Э.И. Стратегический анализ в системе управления организацией /Э.И. Позубенкова //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 20Î4. - Т. 20. - С. 786-790 - Режим доступа: http://e-koncept.ru/20Î4/5442Î.htm.

Î2. Чуркина B. Применение метода SWOT-анализа в исследовании системы управления организации /B. Чуркина ///Материалы научно-практической конференции «Общество и цивилизация: Тенденции и перспективы развития современного общества в XXI веке» 30 сентября 20Î6 года, г. Bоронеж, Научно-исследовательские публикации.

- 20Î6. - №4 (36).

Î3. Блохина Т.К. Экономика и управление инновационной организацией /Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолаева //Проспект. - 20Î5.

- С. 587.

Î4. Сенина H.A. Маркетинг

298

рат дис. канд. экон. Наук /Н.А. Сенина. - М.: ОУ ВПО ЦС РФ «Моск. ун-т потребит. Кооперации», 2006. - 23 с.

15. Шагаипов Д.Р. Рынок торговых автоматов в России и перспективы его развития /Д.Р. Шагаипов, Г.А. Гареева, Д.Р. Григорьева //Научное и образовательное пространство: перспективы развития, Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Научная-электронная библиотека E-library.ru. - 2018. - С. 285-286 - Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=32579762.

16. Справочный сайт города Владивостока, [Электронный ресурс]: VL.RU, Справочник компаний - Режим доступа: https:// www.vl.ru/vladivostok/equipment/tools-and-accessories/equipment-for-companies?

17. Золотницкий А.Р. Теория и практика вендинга /А.Р. Золот-ницкий //ЭКО. - 2004. - №7.

18. «Век Вендинга» [Электронный ресурс]: Портал №1 о вендинге в России - Режим доступа: https://veq.ru/catalog/encyclopaedia.

19. Иванова М.А. Торговля через автоматы: мифы и реальность /М.А. Иванова //ЭКО. - 2006. - №2.

20. Хохлова Г.И. Вендинговый бизнес в России и за рубежом: история и перспективы развития /Г.И. Хохлова, А.В. Томилова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2014. -№ 1. - С. 214-218.

Статья поступила в редакцию 02.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

торгового предприятия: авторефе-_

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.