- представление интересов субъектов реализации проектов программы в международных и межрегиональных контактах;
- создание технопарков и бизнес-инкубаторов.
Таким образом, одним из наиболее эффективных механизмов развития инновационной инфраструктуры является создание инновационного кластера легкой промышленности как необходимого условия для эффективного использования научно-технического потенциала, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких ресурсосберегающих технологий и принципиально новых видов продукции и в целом инновационного развития экономики региона. Создание инновационных кластеров образует синергетический эффект, возникающий на основе всеобщей стандартизации продукции, что позволяет всем участникам кластера получать дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба, охвата и синергии.
Библиографический список
1. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Утверждена приказом Минпромторга России от 24.09.2009 г. № 853.
2. Агафонов В.А. Кластерная организация экономического развития // Материалы Круглого стола «Микроэкономика кризиса» X Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». - М.: ЦЭМИ РАН, 2009.
3. Борисоглебская Л.Н., Молчанова С.Г. Кластерная стратегия модернизации экономики региона как инструмент повышения конкурентоспособности российского предпринимательства в условиях вступления в ВТО (на примере отрасли легкой промышленности Санкт-Петербурга) // Инновации. - 2012. - № 4 (162). - с. 9-16.
4. Бирюков А.В. Преимущества современных инновационных кластеров // Транспортное дело России. - 2009. - № 1.
5. Миронова В.И., Молчанова С.Г. Формирование инновационного кластера предприятий легкой промышленности на основе профильного технопарка как инструмента эффективной формы организационного развития // Инновации. - 2013. - № 2 (172). - с. 119-123.
С.А. Петросян
ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
Ключевые слова: венчур, инвестиция, инновация, фонд, риск, финансирование.
В эпоху глобализации курс на инновации для стран с небольшой территорией и населением, как Армения, безальтернативен. Суверенное государство в современном мире не может существовать без модернизированной экономики. Необходимо отметить, что последние годы правительство обращает серьезное внимание на развития этой отрасли.
Так, в 2011 году в ИТ-сфере зафиксирован беспрецедентный рост 30%, общий доход перевалил за 200 млн долл., количество работающих составило около 7 тыс. человек, а количество компаний достигло 350 [1]. Удельный вес экспорта продукции, тре-
© Петросян С.А., 2013
бующей высокой квалификации и технологически емкой в структуре экспортируемой промышленной продукции, в течении 2007-2010 гг. вырос в 1,4 раза. Очевидно, что для дальнейшего развития инновационной экономики требуются финансовые возможности и определенная среда. Деловой климат в Армении пока полностью не располагает к тому, чтобы появились компании, занимающиеся коммерциализацией научных разработок.
Одновременно внутренние и внешние источники инвестиций в экономику Армении неадекватно малы, даже для такой мало объемной экономики, как в Армении. Исключается возможность привлечения ощутимых сбережений населения. Финансовая система Армении в целом и ее отдельные сегменты, в том числе и банковская, до сих пор не являются полноценными эффективными институтами финансового посредничества. Еще малы объемы притока иностранных инвестиций, и они также не являются надежным источником финансирования. Следовательно, становится очевидным необходимость венчурного финансирования инновационных предприятий Армении [4].
В Законе Республики Армении «О государственном содействии инновационной деятельности» принятом 23.05.2006 года, определен венчурный фонд как организация, основанная юридическими или физическими лицами, целью которой является финансирование создания, освоение, передачи новых видов продукции, высоких технологий в производстве [2].
Иначе говоря, венчурный капитал - это денежные средства профессиональных инвесторов, представляемые в качестве инвестиций в молодые, инновационные, наукоемкие и быстрорастущие компании, обладающие потенциалом развития и превращения в крупный экономический субъект. Необходимо отметить, что венчурный капитал обычно нацелен на финансирование сфер научно-технических инноваций, и соответственно, предусматривает высокие риски, но в то же время и высокую прибыльность. Источниками формирования венчурного капитала в основном служат институциональные структуры (в первую очередь - банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), а также индивидуальные инвесторы.
В мировой практике, в том числе и во многих странах с переходной экономикой, венчурные фонды выступают в роли институциональных инвесторов, которые предоставляют средства в виде венчурного капитала для финансирования акционерного капитала молодых инновационных, перспективных, быстро развивающихся предприятий, играют активную роль в консультировании и налаживании менеджмента этих предприятий, стимулируют внедрение современных инновационных технологий и т.п. При этом особое значение имеет тот факт, что венчурные фонды традиционно вкладывают средства в бизнес, связанный с современными наукоемкими и информационными технологиями, в таких отраслях, как электроника, компьютерные и информационные технологии и системы, программное обеспечение, биотехнологии и пр. Необходимо отметить, что эффективное использование венчурного капитала во многом зависит от наличия профессиональных управляющих венчурных фондов, которые, будучи способными оценивать перспективы развития конкретного бизнеса, становятся своеобразным связующим звеном между венчурным капиталом и местам его применения.
Одним из основных препятствий деятельности существующих венчурных фондов можно назвать сложившуюся систему налогообложения, при которой отсутствует возможность отнести к затратам расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупку нового оборудования и маркетинговые исследования. А для фирмы, осуществляющей венчурные программы, именно эти затраты являются издержками основного вида. Другой важной проблемой являются многочисленные регули-
рующие органы. Понятно, что труднее всего в подобной ситуации приходится небольшим молодым предприятиям - фирмам, реализующим венчурные проекты. Немаловажной является и проблема ликвидности венчурных инвестиций, так как продать набравшую силу фирму, успешно осуществившую венчурный проект (ради чего в основном и строится этот бизнес), довольно сложно в связи с тем, что на фондовых биржах котируются ценные бумаги, главным образом, крупных компаний. Продажа небольшой молодой фирмы может превратиться в весьма долгую и сложную процедуру с трудно предсказуемым исходом. Неразвитость рынка ценных бумаг в Армении пока не позволяет компаниям с венчурным капиталом осуществить публичное размещение своих акций на фондовом рынке и тем самым обеспечить венчурному инвестору стратегию выхода из бизнеса. Наиболее серьезная проблема венчурного бизнеса отсутствие - нормативно-правовой базы, регламентирующей специфическую деятельность венчурного капитала и предусматривающей меры по его государственной поддержке, аналогичные существующим в подавляющем большинстве стран с развитой венчурной индустрией.
Названные факторы приводят к тому, что классическое венчурное инвестирование в акционерный капитал молодых фирм заменяется негарантированными займами. Кроме того, иногда приобретение неконтрольного пакета акций фирмы, реализующей венчурный проект, на практике превращается в покупку контрольного пакета в расчете на возможное возникновение потенциального стратегического партнера, заинтересованного в полном контроле над фирмой [3].
Создание и внедрение механизмов венчурного финансирования может стать весьма важным шагом в развитии экономики Армении, так как посредством венчурного финансирования становится возможным одновременное решение нескольких стратегических задач. Во-первых, венчурное финансирование даст возможность развивать инновационные отрасли, в частности ИТ-индустрии, что будет способствовать решению макроэкономических проблем, в том числе увеличению экспорта и улучшению состояния платежного баланса, что, в конечном итоге, приведет к улучшению качественных характеристик экономического роста. Во-вторых, результатом использования данной модели будет развитие рынка капитала в целом, а также появление и развитие других институциональных инвесторов. Венчурные фонды могут мобилизовать капитал из разных источников, например из частных пенсионных фондов, страховых и инвестиционных компаний и т.д. В-третьих, венчурное финансирование внесет свой вклад в налаживание и совершенствование корпоративного менеджмента. Ведь для стран с переходной экономикой совершенствование корпоративного управления является важным аспектом процесса перехода к рыночной экономике, который может способствовать укреплению доверия и заинтересованности со стороны инвесторов и, в более широком плане, значительно улучшает перспективы устойчивого экономического роста страны.
После многолетнего требования ученых в Армении в начале 2013 года появился первый венчурный фонд [4]. Создание фонда призвано стимулировать развитие сферы высоких технологий в Армении, а также даст возможность молодым компаниям получить финанасирование.
Государство примет участие в создании фонда на паритетных началах с инвесторами, но не будет принимать участие в управляющей компании. По предварительным оценкам уставный капитал фонда составит порядка 6 млн долл. Инициативная группа, в составе которой будут известные и высокопрофессиональные менеджеры из диаспоры, имеющие опыт работы за рубежом, в том числе и в области управления подобными фондами в Сингапуре, взяла на себя обязательство по привлечению своей доли - 3 млн долл.
от инвесторов. Свое содействие созданию фонда выразил и Всемирный Банк, с которым уже начали проводиться консультации. Согласно предварительному проекту создания фонда и в соответствии с общепринятой международной практикой фонд будет открыт для новых инвесторов в течение первых четырех лет работы, в этот же срок фонд планирует разместит весь объем венчурных инвестиций.
Библиографический список
1. Деловой экспресс // Экономическая газета. 2-9 марта, 2012 г. № 8.
2. Закон Республики Армении «О государственном содействии инновационной деятельности». Ереван. 2008.
3. Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: уч. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: Кнорус, 2011.
4. Сандоян Э.М. Необходимость инновационного развития Армении и механизмы применения венчурного финансирования предприятий / Э.М. Сандоян, С.А. Мхитарян [и др.]. -Ереван, 2008.
5. Национальная статистическая служба РА // Стат. ежегод. 2008.