Научная статья на тему 'Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику Армении: выбор приоритетов'

Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику Армении: выбор приоритетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петросян Саяд Амбарцумович

В статье обоснована инвестиционная привлекательность отдельных отраслей экономики Армении, которые являются весьма перспективными для вложения иностранного капитала. Предложены основные элементы государственной инвестиционной стратегии страны в обозримом будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS INTO ECONOMY OF ARMENIA: CHOICE OF PRIORITIES

In the article investment appeal of different industries of Armenian economy which are very perspective for an investment of the foreign capital is proved. Basic elements of the state investment strategy of the country in the near future are offered.

Текст научной работы на тему «Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику Армении: выбор приоритетов»

УДК 339.942 С.А. Петросян

Sayad Petrosyan

Для развития инновационной экономики Армении большое значение имеют ее конкурентные преимущества, к числу которых можно отнести: высокий процент населения с высшим образованием, достаточно либеральное законодательство в сфере движения капитала, наличие многочисленной и экономически активной диаспоры [1].

Необходимо отметить, что сегодня наиболее динамично развивающимся сегментом инновационного сектора Республики Армения являются информационные технологии (ИT-индустрия). Так, в 2011 г. в этой сфере зафиксирован беспрецедентный рост - 30 %, а общий доход превысил 200 млн долл. США, количество занятых составило около 7 тыс. человек, а количество компаний достигло 350. Удельный вес экспорта продукции, технологически емкой и требующей высокой квалификации в структуре экспортируемой промышленной продукции в течение 2007-2013 гг. вырос в 1,7 раза. При этом, примечательно, что за тот же период рост аналогичных показателей в Азербайджане и Грузии уступает Армении вдвое.

Однако для развития этой отрасли необходимо привлечь значительные иностранные инвестиции, что является достаточно серьезной проблемой для экономики Армении. Финансовая система Армении в целом и ее отдельные сегменты, в том числе и банковский, до сих пор не являются полноценными и эффективными институтами финансового посредничества. Учитывая сложившиеся реалии и обосновывая необходимость формирования экспортоориентированной экономики со стратегическим акцентом на инновационное развитие, группа ученых, в том числе и автор, предложили сформировать и применить модели венчурного финансирования инновационных отраслей экономики посредством создания венчурных фондов.

Несмотря на некоторое оживление в реформировании инновационной экономики Армении, пока оно не дало реального результата. Нормальные условия для инноваций не созданы. Некоторые научные учреждения, имеющие перспективные разработки, оказались на грани краха в результате непосильных налогов. Ставка налога на компании, работающие в сфере информационных технологий, достигает 30 %. Из науки ушли и продолжают уходить молодые и активные ученые. Оказавшись без моральной и материальной поддержки со стороны государства, научные коллективы и инфра-

© Петросян С.А., 2015

структура науки разрушается. Оплата труда научных работников - ниже всякой критики. Все это привело к тому, что в последние годы сократилось количество ученых и аспирантов.

Необходимо внести изменения в развитие сферы информационных технологий на среднесрочный период (2015-2020 гг.). Без прорыва в вопросах образования и подготовки кадров, невозможно достичь запланированных показателей. За пять лет в сфере ИТ необходимо дополнительно получить 10 000 квалифицированных, высокооплачиваемых специалистов [2]. Для этого следует мобилизовать все ресурсы образовательной системы, системы послевузовского образования, повышения квалификации.

Горнодобывающая отрасль в Армении имеет особое значение как объект привлечения иностранных инвестиций. Однако рост объемов горнодобывающей промышленности увеличивает негативное воздействие на окружающую среду. Но, с другой стороны, анализ таких показателей, как ВВП, доходы на душу населения, уровень жизни и т.п., свидетельствует, что без данной отрасли экономика современной Армении неконкурентоспособна. Если к этому добавить, что страна находится в недружественном соседском положении с некоторыми другими государствами, то единственным выходом из положения является дальнейшее развитие отрасли. Вместе с тем, считаем, что правительству необходимо внести серьезные изменения в законодательство и организацию горнорудной отрасли (в частности, унифицировать требования прохождения экологической экспертизы), ужесточить контроль над работой компаний (с точки зрения контроля над их экологической нагрузкой, налогообложением), ликвидировать коррупцию и т.д.

Отметим также, что в горнопромышленной отрасли еще существует множество сложных проблем, для решения которых чрезвычайно важна государственная поддержка. На сегодняшний день из-за высокой капиталоемкости создание ряда крупных предприятий цветной металлургии неподъемно как для Правительства Республики Армения, так и для предпринимателей. Поэтому необходимо приложить усилия для вовлечения в этот процесс заинтересованных иностранных фирм с их научно-техническими и финансовыми возможностями. Эта проблема в определенной степени разрешима лишь при взаимовыгодном сотрудничестве с компаниями, владеющими передовыми технологиями и финансовыми возможностями.

В целом, в отрасли существует целый ряд нерешенных вопросов:

- отсутствует технико-экономическое обоснование технологических параметров добычи и переработки руды, используется устаревшая и изношенная техника, что, естественно, ведет к повышению себестоимости концентрата и снижению рентабельности горно-обогатительного производства;

- низкие количественные и качественные показатели эксплуатационных работ, значительные потери руды и низкий уровень извлечения основных и сопутствующих компонентов при ее переработке являются теми негативными факторами, которые становятся причиной низкой эффективности производства;

- недостаточная комплектность добычи и переработки полезных ископаемых, что приводит к 20-30 %-ным потерям учтенных в недрах запасов;

- крайне редко используются отходы добывающих и перерабатывающих производств, которые могут стать дополнительным источником рудного сырья.

- в основном (за исключением осуществляемой в последние годы металлургической переработки молибденового концентрата) для горно-металлургического комплекса Армении конечным продуктом являются концентраты (меди, цинка, в отдельных случаях с высоким содержанием золота и серебра), что не позволяет полностью использовать экономический потенциал рудного месторождения [4].

Иностранные инвестиции играют важную роль в создании благоприятных условий для разви-

тия такого сектора, как туризм, поскольку от их объемов и структуры зависит динамика развития туристического рынка. Программа развития туризма в Армении требует вложений в 2,5-3 млрд долл., из которых государство готово инвестировать 700 млн [3]. Остальную часть этих денег должны внести местные и иностранные инвесторы, поскольку речь здесь идет также и о развитии бизнеса. Развитие туризма, в частности аграрного, должно стать одним из приоритетных направлений экономики Армении. Туристический бизнес с экономической точки зрения хорошо окупаемый. Бюджет крайне нуждается в притоке валюты. Однако развитие современного туризма наносит ощутимый вред окружающей среде. Массовый туризм разрушает окружающую среду.

Основной проблемой в сфере туризма в Армении является отсутствие целенаправленной и перспективной инвестиционной политики. Государство должно пытаться скоординировать деятельность вкладчиков, заинтересованных в осуществлении инвестиций в сфере туризма. Они должны быть долгосрочными, так как первый период развития туристического рынка приносит небольшую прибыль. Государство должно выступить гарантом для вкладчиков. Правительство должно установить критерии, позволяющие зонировать туристические объекты, и способствовать установлению оптимального варианта ценообразования.

В целом, для привлечения иностранных инвестиций у туристическую отрасль государству необходимо:

- принять меры по созданию благоприятных условий развития отрасли путем совершенствования законодательной базы;

- привлекать крупные зарубежные фирмы для развития гостиничного комплекса страны;

- обеспечить доступность инвестиционных предложений через публикации в местных и республиканских средствах массовой информации, размещая их в соответствующих разделах сайтов, издавать буклеты и проспекты;

- проводить бизнес-мероприятия с потенциальными инвесторами, участвовать в международных инвестиционных мероприятиях [6].

В среднесрочном плане государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений роста инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в связи с крайней физической изношенностью производственного аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных катастроф.

Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата является ключевым условием развития экономики в 2015-2030 гг., поэтому к приоритетным направлениям экономической политики автор относит формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, что подразумевает:

- кардинальное улучшение условий инвестирования и хозяйствования;

- существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем;

- достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования;

- реструктуризацию естественных монополий; создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;

- создание условий для углубления интеграции Армении в мировую экономику.

С целью улучшения инвестиционной среды и стимулирования инвестиций Правительству Армении необходимо осуществить несколько первоочередных шагов, каковыми являются следующие [5]:

- учитывая современные тенденции прямых иностранных инвестиций, такие как прогрессивное увеличение веса инвестиций в наукоемких отраслях, следует предпринимать шаги для существенного изменения структуры конкурентных преимуществ страны, где постепенно должна уменьшаться роль наличия природных ресурсов и дешевой рабочей силы; в то же время, решающими должны стать «созданные активы», такие, как квалифицированные кадры, научно-технические структуры, развитая инфраструктура. Особое внимание уделять развитию коммуникативных и информационных технологий и их широкому применению.

- осуществление более направленного и активного сотрудничества с диаспорой посредством формирования обоюдно доверительной и выгодной среды;

- формирование соответствующей зарубежным стандартам системы страхования, с целью предохранения инвестиций от возможных инвестиционных рисков.

Библиографический список

1. Дарбинян, А. А. Армения в процессе международной экономической интеграции / А. А. Дарбинян. - Ереван, 2000.

2. Любежанин, Н. Армения в поле зрения инвесторов / Н. Любежанин. - М., 2010.

3. Оганян, А. Анализ и оценка туристического потенциала Армении / А. Оганян. - Ереван, 2009.

4. Петросян, С. А. Горнодобывающая промышленность как один из приоритетных секторов экономики Республики Армения / С. А. Петросян // Вестник Полтавской державной аграрной академии. - 2011. - № 4.

5. Петросян, С. А. Некоторые резервы повышения эффективности иностранных инвестиций в аграрной сфере Армении / С. А. Петросян // Известия национального аграрного университета. - 2013. - № 4.

6. Петросян, С. А. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику НКР / С. А. Петросян, Т. В. Вердян // Сб. научных статьей АГЭУ. - Ереван, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.