УДК 339.942 С.А. Петросян
Sayad Petrosyan
Для развития инновационной экономики Армении большое значение имеют ее конкурентные преимущества, к числу которых можно отнести: высокий процент населения с высшим образованием, достаточно либеральное законодательство в сфере движения капитала, наличие многочисленной и экономически активной диаспоры [1].
Необходимо отметить, что сегодня наиболее динамично развивающимся сегментом инновационного сектора Республики Армения являются информационные технологии (ИT-индустрия). Так, в 2011 г. в этой сфере зафиксирован беспрецедентный рост - 30 %, а общий доход превысил 200 млн долл. США, количество занятых составило около 7 тыс. человек, а количество компаний достигло 350. Удельный вес экспорта продукции, технологически емкой и требующей высокой квалификации в структуре экспортируемой промышленной продукции в течение 2007-2013 гг. вырос в 1,7 раза. При этом, примечательно, что за тот же период рост аналогичных показателей в Азербайджане и Грузии уступает Армении вдвое.
Однако для развития этой отрасли необходимо привлечь значительные иностранные инвестиции, что является достаточно серьезной проблемой для экономики Армении. Финансовая система Армении в целом и ее отдельные сегменты, в том числе и банковский, до сих пор не являются полноценными и эффективными институтами финансового посредничества. Учитывая сложившиеся реалии и обосновывая необходимость формирования экспортоориентированной экономики со стратегическим акцентом на инновационное развитие, группа ученых, в том числе и автор, предложили сформировать и применить модели венчурного финансирования инновационных отраслей экономики посредством создания венчурных фондов.
Несмотря на некоторое оживление в реформировании инновационной экономики Армении, пока оно не дало реального результата. Нормальные условия для инноваций не созданы. Некоторые научные учреждения, имеющие перспективные разработки, оказались на грани краха в результате непосильных налогов. Ставка налога на компании, работающие в сфере информационных технологий, достигает 30 %. Из науки ушли и продолжают уходить молодые и активные ученые. Оказавшись без моральной и материальной поддержки со стороны государства, научные коллективы и инфра-
© Петросян С.А., 2015
структура науки разрушается. Оплата труда научных работников - ниже всякой критики. Все это привело к тому, что в последние годы сократилось количество ученых и аспирантов.
Необходимо внести изменения в развитие сферы информационных технологий на среднесрочный период (2015-2020 гг.). Без прорыва в вопросах образования и подготовки кадров, невозможно достичь запланированных показателей. За пять лет в сфере ИТ необходимо дополнительно получить 10 000 квалифицированных, высокооплачиваемых специалистов [2]. Для этого следует мобилизовать все ресурсы образовательной системы, системы послевузовского образования, повышения квалификации.
Горнодобывающая отрасль в Армении имеет особое значение как объект привлечения иностранных инвестиций. Однако рост объемов горнодобывающей промышленности увеличивает негативное воздействие на окружающую среду. Но, с другой стороны, анализ таких показателей, как ВВП, доходы на душу населения, уровень жизни и т.п., свидетельствует, что без данной отрасли экономика современной Армении неконкурентоспособна. Если к этому добавить, что страна находится в недружественном соседском положении с некоторыми другими государствами, то единственным выходом из положения является дальнейшее развитие отрасли. Вместе с тем, считаем, что правительству необходимо внести серьезные изменения в законодательство и организацию горнорудной отрасли (в частности, унифицировать требования прохождения экологической экспертизы), ужесточить контроль над работой компаний (с точки зрения контроля над их экологической нагрузкой, налогообложением), ликвидировать коррупцию и т.д.
Отметим также, что в горнопромышленной отрасли еще существует множество сложных проблем, для решения которых чрезвычайно важна государственная поддержка. На сегодняшний день из-за высокой капиталоемкости создание ряда крупных предприятий цветной металлургии неподъемно как для Правительства Республики Армения, так и для предпринимателей. Поэтому необходимо приложить усилия для вовлечения в этот процесс заинтересованных иностранных фирм с их научно-техническими и финансовыми возможностями. Эта проблема в определенной степени разрешима лишь при взаимовыгодном сотрудничестве с компаниями, владеющими передовыми технологиями и финансовыми возможностями.
В целом, в отрасли существует целый ряд нерешенных вопросов:
- отсутствует технико-экономическое обоснование технологических параметров добычи и переработки руды, используется устаревшая и изношенная техника, что, естественно, ведет к повышению себестоимости концентрата и снижению рентабельности горно-обогатительного производства;
- низкие количественные и качественные показатели эксплуатационных работ, значительные потери руды и низкий уровень извлечения основных и сопутствующих компонентов при ее переработке являются теми негативными факторами, которые становятся причиной низкой эффективности производства;
- недостаточная комплектность добычи и переработки полезных ископаемых, что приводит к 20-30 %-ным потерям учтенных в недрах запасов;
- крайне редко используются отходы добывающих и перерабатывающих производств, которые могут стать дополнительным источником рудного сырья.
- в основном (за исключением осуществляемой в последние годы металлургической переработки молибденового концентрата) для горно-металлургического комплекса Армении конечным продуктом являются концентраты (меди, цинка, в отдельных случаях с высоким содержанием золота и серебра), что не позволяет полностью использовать экономический потенциал рудного месторождения [4].
Иностранные инвестиции играют важную роль в создании благоприятных условий для разви-
тия такого сектора, как туризм, поскольку от их объемов и структуры зависит динамика развития туристического рынка. Программа развития туризма в Армении требует вложений в 2,5-3 млрд долл., из которых государство готово инвестировать 700 млн [3]. Остальную часть этих денег должны внести местные и иностранные инвесторы, поскольку речь здесь идет также и о развитии бизнеса. Развитие туризма, в частности аграрного, должно стать одним из приоритетных направлений экономики Армении. Туристический бизнес с экономической точки зрения хорошо окупаемый. Бюджет крайне нуждается в притоке валюты. Однако развитие современного туризма наносит ощутимый вред окружающей среде. Массовый туризм разрушает окружающую среду.
Основной проблемой в сфере туризма в Армении является отсутствие целенаправленной и перспективной инвестиционной политики. Государство должно пытаться скоординировать деятельность вкладчиков, заинтересованных в осуществлении инвестиций в сфере туризма. Они должны быть долгосрочными, так как первый период развития туристического рынка приносит небольшую прибыль. Государство должно выступить гарантом для вкладчиков. Правительство должно установить критерии, позволяющие зонировать туристические объекты, и способствовать установлению оптимального варианта ценообразования.
В целом, для привлечения иностранных инвестиций у туристическую отрасль государству необходимо:
- принять меры по созданию благоприятных условий развития отрасли путем совершенствования законодательной базы;
- привлекать крупные зарубежные фирмы для развития гостиничного комплекса страны;
- обеспечить доступность инвестиционных предложений через публикации в местных и республиканских средствах массовой информации, размещая их в соответствующих разделах сайтов, издавать буклеты и проспекты;
- проводить бизнес-мероприятия с потенциальными инвесторами, участвовать в международных инвестиционных мероприятиях [6].
В среднесрочном плане государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений роста инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в связи с крайней физической изношенностью производственного аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных катастроф.
Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата является ключевым условием развития экономики в 2015-2030 гг., поэтому к приоритетным направлениям экономической политики автор относит формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, что подразумевает:
- кардинальное улучшение условий инвестирования и хозяйствования;
- существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем;
- достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования;
- реструктуризацию естественных монополий; создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;
- создание условий для углубления интеграции Армении в мировую экономику.
С целью улучшения инвестиционной среды и стимулирования инвестиций Правительству Армении необходимо осуществить несколько первоочередных шагов, каковыми являются следующие [5]:
- учитывая современные тенденции прямых иностранных инвестиций, такие как прогрессивное увеличение веса инвестиций в наукоемких отраслях, следует предпринимать шаги для существенного изменения структуры конкурентных преимуществ страны, где постепенно должна уменьшаться роль наличия природных ресурсов и дешевой рабочей силы; в то же время, решающими должны стать «созданные активы», такие, как квалифицированные кадры, научно-технические структуры, развитая инфраструктура. Особое внимание уделять развитию коммуникативных и информационных технологий и их широкому применению.
- осуществление более направленного и активного сотрудничества с диаспорой посредством формирования обоюдно доверительной и выгодной среды;
- формирование соответствующей зарубежным стандартам системы страхования, с целью предохранения инвестиций от возможных инвестиционных рисков.
Библиографический список
1. Дарбинян, А. А. Армения в процессе международной экономической интеграции / А. А. Дарбинян. - Ереван, 2000.
2. Любежанин, Н. Армения в поле зрения инвесторов / Н. Любежанин. - М., 2010.
3. Оганян, А. Анализ и оценка туристического потенциала Армении / А. Оганян. - Ереван, 2009.
4. Петросян, С. А. Горнодобывающая промышленность как один из приоритетных секторов экономики Республики Армения / С. А. Петросян // Вестник Полтавской державной аграрной академии. - 2011. - № 4.
5. Петросян, С. А. Некоторые резервы повышения эффективности иностранных инвестиций в аграрной сфере Армении / С. А. Петросян // Известия национального аграрного университета. - 2013. - № 4.
6. Петросян, С. А. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику НКР / С. А. Петросян, Т. В. Вердян // Сб. научных статьей АГЭУ. - Ереван, 2013.