Научная статья на тему 'Разработка инвестиционного паспорта региона как эффективного маркетингового инструмента привлечения инвестиции'

Разработка инвестиционного паспорта региона как эффективного маркетингового инструмента привлечения инвестиции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1039
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПАСПОРТ / SWOT-АНАЛИЗ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тычинская И. А., Комаревцева О. О.

Статья посвящена применению современных технологий регионального маркетинга в области инвестиционной деятельности. Содержание регионального маркетинга в области инновационно-инвестиционных процессов раскрывается авторами в том числе через распределение бюджетных инвестиций в те или иные отрасли хозяйства, совместные проекты с коммерческими организациями, привлечение отечественных и зарубежных инвесторов и других агентов экономического развития. Авторы считают, что эффективным инструментом в данном случае является разработка инвестиционного паспорта, рассчитанного на привлечение потенциальных инвесторов. Поскольку инвестиционный паспорт, по мнению авторов, является инструментом маркетинга и инструментом продвижения территории на внешний рынок, при его составлении к нему необходимо предъявить ряд требований. Авторами предложен алгоритм разработки инвестиционного паспорта, а также проведено его применение на примере Орловской области. В результате авторы делают вывод о том, что разработка инвестиционного паспорта региона как маркетингового инструмента позволит добиться экономической эффективности для трех основных субъектов инвестиционного рынка: региона, инвестора и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тычинская И. А., Комаревцева О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка инвестиционного паспорта региона как эффективного маркетингового инструмента привлечения инвестиции»

УДК [330.322:332.1:339.138](470.319)

ТЫЧИНСКАЯ И.А., Разработка инвестиционного КОМАРЕВЦЕВА О.О. паспорта региона как

эффективного маркетингового инструмента привлечения инвестиции

Статья посвящена применению современных технологий регионального маркетинга в области инвестиционной деятельности. Содержание регионального маркетинга в области инновационно-инвестиционных процессов раскрывается авторами в том числе через распределение бюджетных инвестиций в те или иные отрасли хозяйства, совместные проекты с коммерческими организациями, привлечение отечественных и зарубежных инвесторов и других агентов экономического развития. Авторы считают, что эффективным инструментом в данном случае является разработка инвестиционного паспорта, рассчитанного на привлечение потенциальных инвесторов. Поскольку инвестиционный паспорт, по мнению авторов, является инструментом маркетинга и инструментом продвижения территории на внешний рынок, при его составлении к нему необходимо предъявить ряд требований.

Авторами предложен алгоритм разработки инвестиционного паспорта, а также проведено его применение на примере Орловской области. В результате авторы делают вывод о том, что разработка инвестиционного паспорта региона как маркетингового инструмента позволит добиться экономической эффективности для трех основных субъектов инвестиционного рынка: региона, инвестора и населения.

Ключевые слова: региональный маркетинг, инвестиционная политика, инновационно-инвестиционные процессы, инвестиционный паспорт, БШОТ-анализ, инвестиционное законодательство, субъекты инвестиционного рынка.

Сегодня одним из основных условий интенсивного социально-экономического развития территории является активизация инвестиционной деятельности. Инвестиционное развитие региона становится основной задачей органов власти при решении вопросов повышения уровня и качества жизни населения.

Региональный маркетинг определяется как деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей юридических и физических лиц в услугах, которые создаются и предоставляются органами региональной власти и другими ее институтами в целях обеспечения регионального развития и улучшения качества жизни населения. Такая трактовка позволяет рассматривать региональный маркетинг в качестве

важного инструмента осуществления региональной экономической политики, а также как средство, призванное воспрепятствовать тому, чтобы развитие территории, став самоцелью, не разрушало бы экономическую целостность РФ.

Основные характеристики регионального маркетинга состоят в следующем:

- органы региональной власти по определению распоряжаются значительными бюджетными средствами, являются заказчиками различной продукции, необходимой для нормального жизнеобеспечения (например, социальной сферы) региона, а также выступают в качестве инвестора в те или иные отрасли хозяйства;

- органам региональной власти принадлежит приоритетное право в выработке и

реализации мер, обеспечивающих формирование имиджа территории, привлечение новых экономических агентов и инвесторов и других дополнительных источников развития.

В качестве конкретных рекомендаций по применению регионального маркетинга можно предложить следующие: осуществление структурных преобразований в региональной экономике, в частности, для преодоления кризисных явлений в основных отраслях промышленного производства предлагаем сосредоточить маркетинговые усилия на маркетинге сельскохозяйственных угодий, зон хозяйственной застройки, инвестиций, персонала, жилья, туризма и других региональных услуг, что может внести оживление в экономику.

В соответствии с этим мы делаем вывод о том, что региональный маркетинг в значительной мере является маркетингом:

- проектов размещения производительных сил и общих условий (правил) производства, без которых невозможно развитие бизнеса в данном регионе. К ним прежде всего относятся: правила землепользования, использования природных ресурсов и государственной собственности, налогообложение, субсидии, субвенции, льготы, гарантии и др.;

- инфраструктуры бизнеса: общее состояние территории, коммуникаций, транспорта, связи, дорог, водо- и энергоснабжения, а также других регионообразующих объектов (сфер) жизнедеятельности;

- "социального капитала", т.е. долговременные капитальные блага социально-культурного назначения: жилья, образования, здравоохранения и других;

- инновационно-инвестиционных процессов: распределение бюджетных инвестиций в те или иные отрасли хозяйства, совместные проекты с коммерческими организациями, привлечение отечественных и зарубежных инвесторов и других агентов экономического развития;

- заказов на производство социально значимой и другой продукции, необходимой для нормального жизнеобеспечения населения;

- властных информационных услуг, кадровой, политической и другой поддержки;

- мероприятий по созданию благоприятного имиджа региона, территории и региональных властных структур.

Региональные власти обладают реальными возможностями влиять на инвестиционный климат территории посредством создания современной инвестиционной инфраструктуры и улучшения имиджа территории. Как показывает практика, эффективным инструментом в данном случае является разработка инвестиционного паспорта, рассчитанного на привлечение потенциальных инвесторов.

Разработка инвестиционного паспорта региона представляет собой процесс сбора экономической, финансовой, социальной, статистической и прочей информации в сборник материалов, описывающий ресурсы, гарантии и возможности субъекта по поддержке и реализации инвестиционных проектов. Инвестиционный паспорт субъекта состоит из следующих основных блоков:

- ресурсы, имеющиеся на территории субъекта РФ(финансовые, социальные, природные, трудовые и т.д.);

- показатели социально-экономического развития территории (развитие отраслей хозяйства, занятость, инфляция, доходная и расходная части бюджета);

- нормативно-правовая поддержка инвестиционных проектов;

- инвестиционные проекты, уже имеющиеся в регионе;

- площади для реализации инвестиционных проектов;

- процедуры,связанные с реализацией инвестиционных проектов;

- контактная информация.

Однако данная структура разделов инвестиционного паспорта на сегодняшний день устарела и требует существенных дополнений. В связи с этим считаем необходимым разработать усовершенствованный инвестиционный паспорт региона, включающий следующие элементы:

1. Общие сведения о регионе.

2. Проведение социологического опроса на выявление сильных и слабых сторон развития региона, результаты которого сводятся в БШОТ-анализ.

3. Анализ потенциала основных отраслей региона, формирующих ВРП субъекта, на основе рассмотрения ситуации на мировом, национальном и региональном рынках с последующим обоснованием выводов.

4. Интеграция инвестиционного паспорта в систему долгосрочного планирования региона.

5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс инвестиционной деятельности в регионе.

6. Процедура организации бизнеса посредством создания институциональной составляющей развития предпринимательства.

7. Составление дорожной карты по поддержке малого и среднего бизнеса.

8. Опыт реализации в регионе инновационных проектов на основе государственно-частного партнерства.

9. Предложения по реализации новых инвестиционных проектов (подробный механизм отбора инвестиционных проектов).

10.Наличие в субъекте инструментов краудсорсинга идей инвестиционных проектов для поиска инвестора.

11. Предоставление контактной информации институциональных структур регулирования инвестиционной деятельности в регионе.

Безусловно, инвестиционный паспорт является инструментом маркетинга и инструментом продвижения территории на внешний рынок, и тем самым при его составлении к нему необходимо предъявить следующие требования:

- целью инвестиционного паспорта должно быть не просто освещение социально-экономической ситуации в регионе, а оказание содействия в привлечении инвестиций;

- информация должна излагаться ясным и доступным языком, аббревиатуры и научные термины должны иметь пояснения;

- при разработке инвестиционного паспорта необходимо ориентироваться на его электронный формат для последующего размещения в сети Интернет, что говорит о необходимости его логического построения с учетом гиперссылок, что также подчеркивают в своих исследованиях ряд авторов 1.

Для примера разработаем по предложенному нами алгоритму инвестиционный паспорт Орловской области.

Орловская область расположена в центральной части Среднерусской возвышенности, в пределах степной и лесостепной зон. Ее соседями являются: с запада -Брянская область, с севера - Тульская и Калужская, с востока - Липецкая, с юга -

Курская области. Основными полезными ископаемыми, добываемыми в Орловской области, являются железная руда, строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), каменный и бурый уголь, торф, фосфорит. Несмотря на отсутствие речного и морского судоходства и, соответственно, портов, Орловская область располагает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, выгодность которой предопределяется прежде всего относительной близостью к столице России - Москве. Так, через область и непосредственно через областной центр -г. Орел проходят важнейшие транспортные магистрали федерального значения (Москва-Харьков-Крым-Кавказ, Рига-Воронеж-Саратов, Москва-Орел-Харьков-Симферополь, Москва-Киев, Орел-Тамбов, Орел-Брянск). Кроме того, по территории области проходят один нефтяной и три газовых международных трубопровода, имеющих важное стратегическое значение.

Таким образом, перечислив место расположения, наличие природных ресурсов и транспортной инфраструктуры Орловской области, мы привели общие сведения о регионе, которые будут включены в разработанный инвестиционный паспорт.

Выявление сильных и слабых сторон региона является первоочереднойзадачей при разработке инвестиционного паспорта Орловской области. В связи с этим на основе опроса экспертов и жителей города Орла по специально разработанной анкете авторами было проведено исследование, задачами которого являлись: выделение сильных и слабых сторон социально-экономического положения Орловской области; выявление влияния рыночных факторов на развитие экономики региона, а также возможностей и угроз, стоящих перед экономикой Орловской области; исследование масштабов влияния ВТО на развитие региона и способов привлечения иностранных инвестиций.

В опросе по случайной выборке принимали участие более 200 респондентов в возрасте от 20 до 56 лет. Из них 35% - государственные служащие, 25% - предприниматели (малый и средний бизнес), 22% - работники торгово-промышленной палаты, 18% - прохожие на улицах города Орла. Результаты исследования сведены в таблицу БШОТ-анализа региона.

Наибольшее число респондентов (24%) среди слабых сторон социально-экономического положения Орловской области отметили промышленное производство (рисунок 1).

Необходимо отметить и тот факт, что аналогичный ответ дали 80% государственных служащих, 5% работников торгово-промышленной палаты, 15% предпринимателей, участвующих в опросе. Респонденты из числа прохожих на улицах города Орла в качестве слабых сторон называли доходы населения (28%), безработицу (25%), ЖКХ и дорожное строительство (25%), демографическую ситуацию (22%).

Сильные стороны Орловской области - это преимущества, которые существуют у региона. Наибольшее число респондентов, принявших участие в анкетировании, к сильным сторонам региона отнесли выгодное географическое положение (54%), тем самым подтвердив, что наличие рынков сбыта и природно-климатические условия Орловской области позволяют организовать конкурентоспособное производство сельскохозяйственной продукции, выгодное географическое положение создает хорошие предпосылки для развития аграрного сектора экономики и легкой промышленности области.

Кроме того, в число сильных сторон развития региона, по мнению опрошенных, входит сельскохозяйственная направленность, обеспечивающая значительное превышение производства основных видов сельскохозяйственной продукции в расчёте на одного жителя над аналогичными общероссийскими

показателями; а также научный потенциал, требующий постоянных капиталовложений и создания научно-образовательного кластера.

Одним из важнейших аспектов при исследовании слабых и сильных сторон для привлечения инвестиций является выявление рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие экономики Орловской области.

По мнению респондентов, к таким рыночным факторам следует отнести: научно-технический прогресс (5,2%), предпринимательскую активность (5,1%), спрос и предложение на продукцию орловских предприятий (4,3%), развитие конкуренции среди производителей региона (7,6%), увеличение степени концентрации капитала в соседних регионах (23,6%), усиление степени интеграции России в мировую экономику (54,2%).

Безусловно, данные рыночные факторы оказывают непосредственное влияние на развитие Орловской области. Однако в настоящее время наибольший интерес вызывает влияние на экономику региона вступления России в ВТО (таблица 1).

По исследованию, проведенному экспертами аналитического центра «ВТО -ИНФОРМ», было выявлено, что негативные последствия для региона от вступления в ВТО составят 26,9% к выпуску 2020 года, в том числе прямые потери роста - 7,5% и упущенные возможности роста - 19,4%. В перспективе это приведет к сокращению 34 - 67 тысяч рабочих мест2.

Рисунок 1 - Слабые стороны социально-экономического положения Орловской области, %

Таблица 1

Влияние ВТО на пять крупнейших предприятий Орловской области

Название предприятия Отрасль Выручка, млрд. руб. Влияние ВТО

ООО "Фригогласс Евразия" Производство торгового холодильного оборудования 4,2 Риск снижения выручки предприятия

ОАО "Мценский литейный завод" Производство металлических изделий 2,3 Риск снижения выручки предприятия

ЗАО "Сахарный комбинат "Колпнянский" Пишрвая промышленность 2 Риск снижения выручки предприятия

ООО "Знаменский СЩ" С/х 1,9 Риск снижения выручки предприятия

ОАО "ГМС Насосы" Машиностроение 1,8 Риск снижения выручки предприятия

Результаты оценки прогнозируемого негативного эффекта по отраслям экономики Орловской области к 2020 году представлены в таблице 2.

Согласно данным таблицы, наибольший негативный эффект следует ожидать в машиностроительной отрасли (7,25-7,81 млрд. руб.). Совокупный негативный эффект по значимым отраслям региональной экономики к 2020 году достигнет 22,8-24,87 млрд. рублей.

Таким образом, проведенный выше анализ выявил основные отрасли региона, для которых негативные последствия от вступления России в ВТО принесут наибольшие потери. Следовательно, поддержка данных видов отраслей и разработка мер, направленных на снижение негативных последствий, должны являться стратегическим направлением социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу.

Однако кроме угроз, которые несет вступление России в ВТО, необходимо отметь ряд возможностей, которые следует

использовать региону для дальнейшего эффективного развития (рисунок 2).

Наименьшее число респондентов нашего исследования, в состав которых входило 15% предпринимателей, отметили влияние иностранных инвесторов на развитие региона. Однако 31% из числа опрошенных связали вступление России в ВТО с возможностью увеличения региональных доходов (15% - государственные служащие, 40% - работники торгово-промышленной палаты, 45% - прохожие на улицах города Орла), которые должны вырасти за счет увеличения сборов по налогу на прибыль.

Кроме того, опрошенные респонденты считают, что увеличение иностранных инвестиций откроет иностранному бизнесу все границы и таможенные барьеры, что позволит привлечь инвестиции в регион. Однако необходимо помнить, что с открытием барьеров и пришедшими инвестициями в регион хлынет волна трудовых мигрантов, что может привести к увеличению числа безработного населения.

Таблица 2

Негативный эффект по отраслям региона к 2020 году

Название отрасли Негативный эффект, млрд. рублей Негативный эффект, %

Сахарная свекла (фабричная) 0,99-1,39 81,2-110,5

Производство мяса и мясопродуктов 1,29-1,39 45,6 - 54,1

Прочие производства 1,29-1,03 11,5-9,2

Производство свинины 1,78-1,83 49,3-50

Производство напитков 1,83-1,84 75 - 77,4

Зерно 1,99-3,29 19-31,5

Животноводство 3,51-3,52 26,6-26,9

Растениеводство 4,66-6,06 21,6-28,1

Пищевая промышленность 6,09-6,45 35,5 - 37,9

Машиностроение 7,25-7,81 76,6 - 98,1

Рисунок 2 - Основные возможности развития Орловской области после вступления

России в ВТО, %

К основным инвестиционным преимуществам Орловской области, по данным социологического исследования, проведенного авторами, опрошенные отнесли: выгодное географическое положение (33%), низкую стоимость ресурсов (33%), низкую стоимость земли (29%), профессиональную поддержку инвестора (5%).

Среди факторов, оказавших негативное влияние на иностранных инвесторов, респонденты, участвовавшие в опросе, называли: коррупцию (45%), бюрократию и «волокиту» (28%); непоследовательное применение законов(12%);лицензирова-ние и другие административные барьеры (9%); отсутствие главенства закона и проблемы юридической системы (6%).

Результаты данного социологического опроса были сведены и представлены в таблице 3.

Подводя итог вышесказанному с учетом проведенного социологического опроса, хотелось бы отметить, что разработка инвестиционного паспорта Орловской области должна проходить на основе выделенных сильных сторон и возможностей и учтенных слабых сторон и угроз. Тем самым главными элементами при его составлении должны стать анализ потенциала основных отраслей региона, формирующих ВРП Орловской области, инвестиционная нормативно-правовая база, инновационные проекты, реализуемые в регионе, и т.д.

Следующим разделом инвестиционного паспорта является анализ потенциала основных отраслей региона, формирующих валовой региональный продукт. Для Орловской области данными сферами выступают сельское хозяйство, промышленное производство и туризм.

Таблица 3

БШОТ-анализ социально-экономической ситуации Орловской области

р) Сильные стороны (\М) Слабые стороны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Богатая ресурсная база сельскохозяйственного комплекса Высокая степень износа основных фондов в приоритетных отраслях

Наличие конкурентоспособных производств в сфере АПК Низкий уровень доступа к долгосрочному капиталу и высокая долговая нагрузка на бюджет

Стабильно развивающийся научно-образовательный комплекс, представленный большим количеством вузов Низкий уровень производительности труда и уровня доходов населения в целом по экономике

Выгодное транспортное расположение Неразвитость инфраструктуры

(О) Возможности (Т) Угрозы

Высокий кумулятивный потенциал развития АПК путем увеличения инвестиций, строительства перерабатывающих производств Продолжительный период рецессии и выход из экономического кризиса с угрозой начала второй волны кризиса

Использование культурно-исторического и рекреационного потенциала для развития туризма Снижение коммерческого потенциала основных центров формирования прибыли в регионе

Высокий потенциал синергии между приоритетными отраслями (АПК, туристическая отрасль) Удорожание энергоресурсов и услуг коммунального комплекса

Развитие бренда региона с фокусом на органические и экологические продукты Снижение конкурентоспособности продукции Орловской области в связи со вступлением России в ВТО

Рисунок 3 - Цепочка создания добавленной стоимости в производстве и реализации продукции АПК на мировом рынке

Рисунок 4 - Производство и импорт продуктов животноводства в России, тыс. тонн

Рисунок 5 - Растениеводство и животноводство Орловской области в фактических

ценах, %

Значительную роль в экономике Орловской области играет агропромышленный комплекс. На долю сельского хозяйства приходится 14,5 % ВРП региона, 12,3 % от общей численности занятого населения. Пример анализа потенциала развития агропромышленного комплекса Орловской области в инвестиционном паспорте региона представлен на рисунках 3, 4 и 5.

Мировой рынок с/х находится на стадии спада, характеризующегося замедлениями темпов роста, высоким уровнем консолидации, высокой степенью интеграции в переработку, высоким уровнем поддержки государства и высоким уровнем конкуренции.

При удельном весе ВРП Орловской области в общероссийском показателе 0,6 % (58-е место в РФ) на долю продукции сельского хозяйства в 2012 году приходится 4,8% (27-е место в РФ), в том числе на продукцию растениеводства - 3,5 %, животноводства - 1,3 %3.

Тем самым агропромышленный комплекс Орловской области ориентирован на создание перерабатывающих производств с фокусом на органические и экологические продукты для последующей продажи на национальном и международном рынках. Аналогично данной методике необходимо провести анализ потенциала промышленного производства и туристической сферы региона.

Кроме того, необходимо отметить, что разработанный инвестиционный паспорт Орловской области должен быть интегрирован в долгосрочную систему планирования. При данной системе инвестиционный паспорт будет согласован и упорядочен с таким набором показателей, как земельные ресурсы, полезные ископаемые, рабочая сила, основной и оборотный капитал, научно-технические достижениях и т.д., что позволит добиться роста качества жизни населения области на основе повышения конкурентоспособности экономики (рис. 6).

При составлении инвестиционного паспорта региона важной составляющей является оценка соответствия инвестиционной политики требованиям Агентства стратегических инициатив (табл. 4).

Проведя оценку соответствия инвестиционной политики Орловской области требованиям Агентства стратегических инициатив, нами выявлено, что в настоящее время в регионе сформирована только частично нормативно-правовая база по регламентации инвестиционной деятельности, отсутствуют условия предотвращения создания административных барьеров и постоянного роста профессионализма и мотивации органов взаимодействия с инвесторами. Рассмотрим данные проблемы более подробно.

Рисунок 6 - Интегрирование инвестиционного паспорта Орловской области в систему долгосрочного планирования региона

Таблица 4

Требования Агентства стратегических инициатив к инвестиционной политике Орловской области

№ Требование стандарта АСИ Совпадение Комментарий

1. Утверждение высшими органами государственной власти субъекта инвестиционной стратегии 0 Существует долгосрочная областная целевая программа "Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011 -2015 годах"

2. Формирование и ежегодное обоснование Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе 0,5 Частично сформировано

3. Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта РФ "Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта" 0 Полностью отсутствует

4. Принятие нормативно-правового акта субъекта РФ о защите прав инвесторов и механизме поддержки инвестиционной деятельности 0,5 Данное требование частично существует в Законе Орловской области от 6 октября 2009 г N 969-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области" (в ред. от С3.02.2011 г.)

5. Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата 1 Требование существует под названием: Инвестиционный совет Орловской области

6. Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами 0,5 Только Орловский гарантийный фонд

7. Наличие механизмов по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов 0 Требование полностью отсутствует

8. Предотвращение создания административных барьеров и необходимого регулирования бизнеса 0 Требование полностью отсутствует

9. Постоянный рост профессионализма и мотивации органов взаимодействия с инвесторами 0 Требование полностью отсутствует

По уровню законодательного обеспечения Орловская область относится к регионам с частично сформированной нормативно-правовой базой в области инвестиционной деятельности (из-за отсутствия инвестиционной стратегии региона). Правовое регулирование инвестиционной деятельности на территории области осуществляется на основе норм федерального законодательства и законодательства региона. Основными нормативно-правовыми актами в этой области являются Закон Орловской области от 06.10.2009 № 969-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области», Закон Орловской области от 12.10.2011 № 1277-ОЗ «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах», Долгосрочная областная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011-2015 годах». Данные нормативно-правовые акты определяют правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику региона

капитала, а также направлены на обеспечение и защиту прав собственности субъектов инвестиционной деятельности. Однако данное законодательство имеет ряд недостатков и недоработок. Например, долгосрочная областная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011-2015 годах» не включает ряд составляющих, необходимых как для поддержания инвестиционного имиджа, так и для формирования основы для модернизации экономики региона. В целом в данной программе: не предусмотрена подготовка высококвалифицированных кадров для инвестиционной деятельности в Орловской области; не упоминается про внедрение механизмов стимулирования привлечения инвестиций для создания и расширения инновационного сектора в экономике региона; не разработана система формирования привлекательного имиджа Орловской области путем продвижения продукции местных товаропроизводителей и т.д. Также ни в одном из данных законов не прописаны конкретные

Рисунок 7 - Алгоритм создания Института развития малого и среднего предпринимательства

мероприятия, способствующие привлечению инвестиционного капитала в агропромышленный комплекс региона.

Следовательно, при разработке инвестиционного паспорта Орловской области необходимо внести ряд поправок в региональное инвестиционное законодательство, что также подчеркивают в своих исследованиях ряд авторов4.

Кроме того, для создания эффективного инвестиционного паспорта следует сформировать в нем основные мероприятия по

развитию базовых условий для привлечения инвестиций. Предложенные нами инструменты будут способствовать как притоку инвестиций в экономику Орловской области, так и развитию малого и среднего предпринимательства.

Одним из таких мероприятий выступает создание Института развития малого и среднего предпринимательства в Орловской области (рис. 7).

Конечным результатом формирования базовых условий является создание

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Цель проекта

Основные мероприятия

- Создание Института развития малого и среднего

предпринимательства; - Внедрение современных инструментов поддержки предпринимательства, развитие человеческого капитала, задействованного в нем.

Лидеры проекта

Правительство Орловской обл. Частные инвесторы Управление по развитию малого и среднего бизнеса Целевые показатели Рост числа занятых в малом и среднем предпринимательстве

мероприятия Отв. срок

Утверждение концепции создания Агентства развития Малого и среднего предпринимателе тва Правительство Орловской области Декабрь 2013

Координация работ по развитию предпринимательства между Институтом и текущими мероприятиями развития малого и среднего предпринимательства Управление по развитию малого и среднего бизнеса Декабрь 2013

Создание Института развития малого и среднего предпринимательства Правительство Орловской области Январь 2014

Анализ первого года функционирования агентства -формирования планов развития на 2014 Правительство Орловской области и частные инвесторы Декабрь 2014

Ю:00% >0:00% 0.00%

30%

22%

||

Бюджет мероприятий

Затраты на Создание Института развития малого и среднего предпринимательства в Орловской области: 8 млн. руб.

2014

2015

2016

2017

Рисунок 8 - Создание дорожной карты по развитию малого и среднего предпринимательства в Орловской области

дорожной карты по развитию предпринимательства в регионе (рис. 8).

Также одним из ключевых элементов в разработки инвестиционного паспорта региона считаются включение опыта уже реализованных инновационных проектов и предложения по реализации новых. На сегодняшний день в Орловской области реализуется лишь один крупный инновационный проект по строительству индустриального парка «Зеленая роща». Однако резидентом данного парка пока является только ООО «Центральная крупяная компания» (переработка сельскохозяйственной продукции). Кроме того, в регионе не создано ни одного кластера с преимущественным развитием агропромышленного комплекса и туризма.

Разработка инвестиционного паспорта региона как маркетингового инструмента позволит добиться экономической эффективности для трех основных субъектов инвестиционного рынка:

1. Для региона: формирование позитивного имиджа Орловской области; организация инновационных производств; повышение эффективности использования бюджетных средств; выделение конкурентных преимуществ региона и дальнейшая реализация их; реформирование и устранение недостатков в инвестиционном законодательстве Орловской области; создание специализированого института по контролю и регулированию инвестиционной деятельности; увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Орловской области; участие в межрегиональных и международных инвестиционных проектах; налаживание обратной связи с инвестором; создание инвестиционных площадок; повышение узнаваемости бренда региона и т.д.

2. Для инвестора: создание механизма сопровождения инвестиционных проектов, прозрачных и хорошо отлаженных инструментов по реализации инвестиционных проектов; предоставление точечных налоговых преференций и гарантий; получение привлекательных тарифов и доступа к инфраструктуре как на уровне субъекта, так и муниципального образования; снижение степени бюрократизации разрешительно-согласовательных процессов; гарантированные рынки сбыта и снижение затрат на дистрибьюцию товара при участии в инновационных производствах и т.д.

3. Для населения - повышение уровня занятости активного населения; рост средней заработной платы;улучшение качества жизни, повышение значимости человеческого капитала; совершенствование кадрового потенциала; развитие социальной и транспортной инфраструктуры; обновление фонда ЖКХ с использованием инструмента государственно-частного партнерства (в том числе посредством концессии); употребление органической продукции; оздоровление населения и т.д.

1 Петрище В.И., Мироненко Н.В. Современный инновационный менеджмент// Монография. М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Орловский гос. ун-т". Орел, 2009. 186 с.

2 Официальный сайт аналитического центра «ВТО - ИНФОРМ» [Электронный ресурс]. -URL: www.wto-inform.ru. (Дата обращения -1.07.2012).

3 Официальный сайт администрации Орловской области [Электронный ресурс] - URL: www.orel-region.ru. (Дата обращения - 6.02.2013).

4 Петрище В.И. Активизация роста ВВП средствами предпринимательского ресурса// Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 4.С. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.