Научная статья на тему 'Маркетинг инвестиционных возможностей региона (на примере Орловской области)'

Маркетинг инвестиционных возможностей региона (на примере Орловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / SWOT-АНАЛИЗ / СИСТЕМА ОДНОГО ОКНА / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / МЕХАНИЗМ КОНЦЕССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тычинская И.А., Комаревцева О.О.

Статья посвящена маркетингу инвестиционных возможностей. Это важнейшая часть экономической политики региона, без которой невозможно улучшить качество жизни населения. Автор проанализировал способы привлечения в регион новых экономических агентов посредством реализации базовых условий: система одного окна, налоговые преференции, привлекательные тарифные условия и механизм концессии. Данное исследование показывает, как маркетинг инвестиционных возможностей связан с маркетингом земли, экологии, транспортного и другого обеспечения жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг инвестиционных возможностей региона (на примере Орловской области)»

инвестиционный потенциал

УДК [339.138:330.322:332.1] (470.319)

маркетинг инвестиционных возможностей региона (на примере орловской области)

и. а. тычинская,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управления E-mail: ira-men@yandex.ru

о. о. комаревцева,

магистр факультета экономики и менеджмента E-mail: komare_91@mail.ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орловский филиал

Статья посвящена маркетингу инвестиционных возможностей. Это важнейшая часть экономической политики региона, без которой невозможно улучшить качество жизни населения. Автор проанализировал способы привлечения в регион новых экономических агентов посредством реализации базовых условий: система одного окна, налоговые преференции, привлекательные тарифные условия и механизм концессии. Данное исследование показывает, как маркетинг инвестиционных возможностей связан с маркетингом земли, экологии, транспортного и другого обеспечения жизнедеятельности.

Ключевые слова: маркетинг инвестиционных возможностей, SWOT-анализ, система одного окна, налоговые преференции, механизм концессии.

Успешность социально-экономического развития региона в значительной степени определяется объемом и качеством инвестиций, поступающих в финансовую, производственную, сельскохозяйственную сферу. Поэтому создание инвестиционной привлекательности региона сегодня является одной из актуальных задач, решение которой во многом

определяет эффективность управленческой деятельности, уровень профессионализма руководителей различного уровня. однако сегодня все острее обнаруживается тенденция к снижению объема инвестиций, поступающих в орловский регион, отражая общую ситуацию как в российской, так и в зарубежной экономике. Данное обстоятельство побуждает как исследователей различных научных направлений, так и практических работников к решению проблемы установления факторов, повышающих эффективность инвестиционной деятельности, к поиску новых форм взаимодействия с инвесторами, способствующих привлечению инвестиций в наиболее проблемные отрасли экономики с учетом специфических особенностей региона. Решение данной проблемы возможно с использованием комплексного подхода посредством применения маркетинга инвестиционных возможностей региона.

концепция социально-этического маркетинга, являясь более высокой ступенью развития практики и теории маркетинга, требует, чтобы деятели рынка (прежде всего фирмы) добивались сбаланси-

рованности следующих трех факторов - прибыли производителей и посредников, потребностей покупателей и интересов общества. Последнее особенно важно. Интересы общества, их сбалансированность и степень удовлетворения во многом определяются государством, деятельностью его институтов. Если это так, то можно утверждать, что маркетинговые отношения развиваются не только между рыночными партнерами. Эти отношения втягивают в воспроизводственные процессы и некоммерческие (общественные) организации, а также те институты власти, которые функционально занимаются решением различных экономических и социальных вопросов, включая прямую кооперацию администрации и бизнеса. Другими словами, те институты власти, которые функционально заняты организацией удовлетворения экономических и социальных нужд населения.

Таким образом, в методологическом плане, по мнению автора, есть все основания рассматривать маркетинг не только в границах предпринимательства, но также вне этих границ, а именно: как общественный вид деятельности, связанный с процессами реализации государственной экономической и социальной политики [1]. Такое толкование открывает возможность исследования региональных аспектов маркетинга, выявления его специфики, целей, среды и субъектов осуществления.

Согласно неоклассической доктрине обмен совершается мгновенно и без издержек, но новая институциональная теория исходит из организационно-контрактной перспективы, и на первый план выдвигаются не технологические факторы, а издержки, сопровождающие взаимодействие экономических агентов друг с другом.

Для концепций, относящихся к этому теоретическому семейству, предметом изучения является институциональная среда или фундаментальные политические, социальные и юридические правила, в рамках которых протекают процессы производства и обмена.

Согласно мнению Джеймса Бьюкенена, человек, делающий выбор, отождествляет свои экономические интересы с благами, имеющими для него субъективную ценность. Такое поведение характерно не только для рынка, но и для политики. Рынки - это институты обмена. Люди идут на рынок, чтобы обменять одну вещь на другую, но не для того, чтобы только удовлетворить личные интересы. Политика есть сложная система обмена между индивидами,

которые коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. В политике люди соглашаются платить налоги в обмен на необходимые всем и каждому блага.

именно эта добровольно выбранная основа для политического согласия позволяет опровергнуть распространенный во многих исследованиях взгляд на политику как на власть. Индивиды согласятся подчиниться принуждению только в том случае, если конечные результаты политического обмена соответствуют их интересам.

Трактовка политики как обмена имеет большое значение для выработки прикладной теории экономической политики.

Степень усовершенствования работы политических институтов должна измеряться не в единицах приближения к некоторому абстрактному идеалу, игнорирующему человека, а, наоборот, в единицах, обеспечивающих людей всеми необходимыми им благами [2].

В этой связи нужно оценить не цели и результаты политики, а средства их достижения. Усовершенствование работы политических институтов означает, следовательно, необходимость реформ, т. е. изменений системы, которые приведут к тому, что политические решения будут больше соответствовать интересам людей.

Речь идет о реформировании не политики, а конституции политики, которая должна привести к формированию конституционной экономики, способной остановить безудержный рост государственного аппарата, поставить его под контроль со стороны гражданского общества [2].

Здесь уместно, по мнению автора, рассмотреть применение регионального маркетинга, который полно и точно выражает суть деятельности, направленной на удовлетворение нужд населения и хозяйствующих субъектов данного территориально-административного образования посредством организации и осуществления обмена.

Если внимательно сопоставить цели государственной региональной политики с целями маркетинга, то видны не просто совпадения по ряду основополагающих элементов, а их органическое единство. Разница состоит, прежде всего, в методологическом подходе и понимании единства и различия этих целей. Автор считает, что цели региональной политики определяют направленность развития воспроизводственных процессов в регионе,

а маркетинг выступает в качестве инструментария реализации этой политики.

Таким образом, региональный маркетинг включает в себя, в частности, маркетинг инвестиционных возможностей региона. Это процесс привлечения капитала в экономику региона посредством реализации мероприятий по развитию базовых условий привлечения инвестиций с целью получения социальных выгод для государства, максимальной прибыли для экономических и инвестиционных агентов и улучшения качества жизни населения.

Теоретико-эмпирический анализ проблемы исследования маркетинга инвестиционных возможностей позволил выделить основные компоненты, влияющие на эффективность инвестиционной деятельности в регионе:

- соответствие инве стиционной политики требованиям Агентства стратегических инициатив;

- оценка барьеров на пути инвестиционного развития посредством составления SWOT-анализа экономики региона;

- модель развития базовых условий привлечения инвестиций.

Инвестиционная политика в Орловской области разработана с учетом стратегии ее долгосрочного социально-экономического развития и строится на принципах привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные виды деятельности, стимулирующие деловую активность в отраслях, способствующих росту доходов областного бюджета (пищевая промышленность, сельскохозяйственное производство, строительство и т. д.).

Анализ материалов инвестиционного рейтинга регионов России, опубликованных агентством «Эксперт Ра», показал, что Орловская область входит в

число 15 российских регионов, имеющих инвестиционный рейтинг 3В2: незначительный потенциал -умеренный риск (табл. 1).

По инвестиционному потенциалу регион в 2012 г. находится на 60-м месте. Также одними из худших в 2008-2012 гг. в Орловской области являются следующие показатели:

- низкий трудовой потенциал, который обусловлен сложной демографической ситуацией;

- производственный потенциал, снизившийся с 59-го до 65-го места;

- потребительский потенциал региона, опустившийся в 2010 г. до 67-го места;

- фактически недоиспользованный инфраструктурный потенциал.

По рангу инвестиционного риска Орловская область занимает 62-е место среди российских регионов, хотя в 2008-2010 гг. область находилась на 42-м месте. Снижение данного показателя было связано с существенным падением экономического ранга риска с 23-го на 50-е место, а также с падением финансового ранга риска с 46-й до 53-й позиции.

Приведенные показатели наглядно свидетельствуют о необходимости преодоления конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны, что в свою очередь требует качественной модернизации инвестиционной политики Орловской области.

При рассмотрении состояния инвестиционной активности региона важной составляющей является оценка соответствия инвестиционной политики требованиям Агентства стратегических инициатив (табл. 2).

Таким образом, проведя оценку соответствия инвестиционной политики Орловской области

Таблица 1

Динамика рейтинга составляющих инвестиционного климата Орловской области в 2008-2012 гг. 3]

Год Ранг потенциала Доля в общероссийском потенциале, % Трудовой ранг Потребительский ранг Финансовый ранг Криминальный ранг Инфраструктурный ранг Природно-ресурсный ранг Производственный ранг Инновационный ранг Туристический ранг

2008 61 0,526 61 64 64 60 26 74 59 48 74

2009 63 0,531 62 67 63 60 17 74 65 42 60

2010 63 0,531 62 67 64 61 19 74 65 43 60

2011 62 0,532 59 65 62 64 22 73 64 44 67

2012 60 0,532 58 66 62 64 18 73 65 44 66

Таблица 2

Требования Агентства стратегических инициатив к инвестиционной политике Орловской области

Требование Совпадение Комментарий

Утверждение высшими органами государственной власти субъекта инвестиционной стратегии 0 Существует долгосрочная областная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в орловской области в 2011-2015 гг»

Формирование и ежегодное обоснование плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе 0,5 Частично сформировано

Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта РФ «инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта» 0 Полностью отсутствует

Принятие нормативно-правового акта субъекта РФ о защите прав инвесторов и механизме поддержки инвестиционной деятельности 0,5 Данное требование частично существует в законе орловской области от 06.10.2009 № 969-оЗ «о государственной поддержке инвестиционной деятельности в орловской области» (в ред. от 03.02.2011)

наличие совета по улучшению инвестиционного климата 1 Требование существует под названием: инвестиционный совет орловской области

наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами 0,5 Только орловский гарантийный фонд

наличие механизмов по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов 0 Требование полностью отсутствует

Предотвращение создания административных барьеров и необходимого регулирования бизнеса 0 Требование полностью отсутствует

Постоянный рост профессионализма и мотивации органов взаимодействия с инвесторами 0 Требование полностью отсутствует

требованиям Агентства стратегических инициатив, сделан вывод о необходимости реализации базовых условий привлечения инвестиций в регион в связи с отсутствием ряда важных составляющих экономической политики региона.

Сегодня Орловская область не обладает рядом необходимых параметров для достижения целей инвестиционного развития, что непосредственно связано с барьерами и сложившейся структурой экономики и дисбаланса в сторону сельского хозяйства и торговли. Более подробная оценка состояния экономики (SWOT-анализ) Орловской области представлена на рис. 1.

Необходимо отметить, что формирование базовых условий привлечения инвестиций в регион должно строиться на основе выделенных сильных сторон и возможностей, а также учтенных слабых сторон и угроз. Таким образом, главной целью процесса маркетинга инвестиционных возможностей должно стать обеспечение интенсивного экономического подъема за счет наличия конкурентоспособных производств, а также посредством снятия административных барьеров, включения налоговых преференций, формирования выгодных тарифных

условий для привлечения инвестиций и использования механизма концессии.

Создание благоприятной для инвестиций административной среды является первоочередной задачей при выявлении экономических факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в регионе. Это требует прежде всего активной, компетентной работы правительства региона. Ключевым лицом в улучшении инвестиционной деятельности субъекта должен выступать губернатор, обеспечивая проведение модернизированной и экономически обоснованной политики, формируя диалог с бизнесом и инвесторами на основе взаимовыгодного партнерства.

Основными мерами создания благоприятной административной среды являются:

- учреждение специализированного агентства по привлечению инвестиций и работе с российскими и зарубежными инвесторами, концентрирующего в себе контролирующие функции и компетенции, а также необходимый административный и управленческий ресурсы;

- формирование финансовых, экономических, социальных и правовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;

Рис. 1. SWOT-анализ социально-экономической ситуации орловской области

Сильные стороны Слабые стороны

Богатая ресурсная база сельскохозяйственного комплекса Высокая степень износа основных фондов в приоритетных отраслях

наличие конкурентоспособных производств в сфере АПк низкий уровень доступа к долгосрочному капиталу и высокая долговая нагрузка на бюджет

Стабильно развивающийся научно-образовательный комплекс, представленный большим количеством вузов низкий уровень производительности труда и уровня доходов населения в целом по экономике

Выгодное транспортное расположение неразвитость инфраструктуры

(О) Возможности (Т) Угрозы

Высокий кумулятивный потенциал развития АПк путем увеличения инвестиций, а также строительства перерабатывающих производств Продолжительный период рецессии и выход из экономического кризиса с угрозой начала второй волны кризиса

использование культурно-исторического и рекреационного потенциала для развития туризма Снижение коммерческого потенциала основных центров формирования прибыли в регионе

Высокий потенциал синергии между приоритетными отраслями (АПк, туристическая отрасль) Удорожание энергоресурсов и услуг коммунального комплекса

Развитие бренда региона с фокусом на органические и экологические продукты Снижение конкурентоспособности продукции орловской области в связи со вступлением России в ВТо

- принятие публичного регламента по работе с инвесторами, обеспечивающего практическую реализацию принципа «одного окна» и выполнение по желанию инвестора всех разрешительных и согласовательных процедур силами специализированного агентства. Система «одного окна» по работе с инвесторами является необходимым условием улучшения инвестиционной среды в регионе. Модель создания системы «одного окна» в орловской области представлена на рис. 2.

Система «одного окна» представляет собой сопровождение инвестиционных проектов на всех

стадиях реализации, включающая в себя подбор оптимальных участков и партнеров для реализации проектов на территории области, а также организацию контактов с местными властями и предприятиями.

Действенность этой меры требует от правительства орловской области прежде всего перехода от логики «бюджетных расходов» к логике «бюджетных инвестиций в расширение налоговой базы региона».

Такой механизм предполагает оценку по каждому конкретному инвестиционному проекту его бюджетной, коммерческой и социальной эффективности, определяя на этой основе меры его

ИНТЕРФЕИС ОБЩЕНИЯ С ИНВЕСТОРОМ

СИСТЕМА «ОДНОГО ОКНА»

КООРДИНАТОР (СОЗДАНИЕ АГЕНТСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ)

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Правительство области

Органы местного самоуправления

x

Институты развития

Федеральные регуляторы

ИНВЕСТОР

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Рис. 2. Модель создания системы «одного окна» в орловской области

возможной финансовой поддержки как со стороны региона, так и со стороны инвестора.

Таким образом, данная система позволит создать эффективную модель сопровождения инвестиционных проектов на всех этапах реализации и, как следствие, обеспечить приток капитала в регион.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговое стимулирование инвестиций является логическим продолжением процесса привлечения инвестиций (табл. 3). Его совершенствованию могла бы послужить более тонкая настройка налогового стимулирования на основе определения по каждому конкретному инвестиционному проекту интегрального эффекта.

Необходимо отметить, что согласно закону Орловской области от 06.10.2009 № 969-ОЗ «О налоге на имущество организаций» до 31.12.2013 г. в области ставка налога в размере 1,1 % от налоговой базы устанавливается для предприятий:

- осуществляющих производство строительной керамики;

- осуществляющих селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней;

- занимающихся производством основной фармацевтической продукции.

Однако предложенные авторами налоговые преференции должны действовать для всех инвесторов независимо от вида их деятельности [4].

Формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций состоит в первую очередь в устранении непрозрачности тарифов на услуги естественных монополий. Изменение ситуации возможно только при обеспечении точной информации о составе и величине текущих расходов и инвестиций компаний - естественных монополий.

Таблица 3 Система налоговых преференций для приоритетных инвестиционных проектов

Объем инвестиций, млн руб. Налоговые преференции

10-50 Снижение налоговой ставки по налогу на имущество до 1,1 %, по налогу на прибыль - до 13,5 %, освобождение от уплаты транспортного налога. Срок предоставления - 3 года

50-500 Освобождение от уплаты налога на имущество, транспортного налога, снижение ставки налога на прибыль до 13,5 %. Срок предоставления - 3 года

500-1 000 Освобождение от уплаты налога на имущество, транспортного налога, снижение ставки налога на прибыль до 13,5 %. Срок предоставления - 4 года

10 000-20 000 Освобождение от уплаты налога на имущество, транспортного налога, снижение ставки налога на прибыль до 13,5 %. Срок предоставления - 5 лет

> 20 000 Освобождение от уплаты налога на имущество, транспортного налога, снижение ставки налога на прибыль до 13,5 %. Срок предоставления - 7 лет

Данная информация должна стать доступной, в том числе путем ее размещения на специализированном интернет-портале об инвестиционной деятельности в Орловской области.

Мероприятия по доступу к инфраструктуре предполагают использование механизма концессии (рис. 3).

Под концессией понимается определенный вид соглашения, одной стороной которого является кон-

Рис. 3. Привлечение инвестиций в инфраструктуру Орловской области с использованием механизма концессий

цессионер - инвестор, обязующийся за свой счет создать, реконструировать, модернизировать и осуществлять инвестиционную деятельность с имуществом, предоставленным по данному соглашению второй стороной (концендентом) на определенный срок с правом владения и пользования данным объектом.

При разработке конкретных мероприятий привлечения финансовых ресурсов с использованием механизма концессий необходимо учитывать ряд важных составляющих:

- во-первых, в процессе концессии инвесторам передаются реальные активы в эксплуатацию, а не в лизинг, с последующим правом выкупа;

- во-вторых, в период концессии наименование собственника объекта концессии остается прежним.

кроме того, необходимо отметить, что в данной схеме концессионерами-инвесторами не могут быть государственные органы власти и предприятия с государственным капиталом.

Практическая реализация данных мероприятий должна исходить из понимания инвестиционной деятельности как комплекса мер, эффективных только при соответствии четко поставленному плану.

Таким образом, маркетинг инвестиционных

возможностей региона - это важнейшая часть экономической политики региона, без элементов которой невозможно улучшить качество жизни населения. Маркетинг инвестиционных возможностей региона может осуществляться в целях привлечения в регион новых экономических агентов, новых предпринимателей или государственных капиталовложений, способствующих экономическому развитию региона. Данное направление маркетинга неминуемо влечет за собой маркетинг земли, экологии, транспортного и другого обеспечения жизнедеятельности, связанной с расширенным воспроизводством. Другими словами, появляется маркетинг, субъектом которого по своей природе могут выступать только региональная власть, ее институты или органы.

Список литературы

1. Академия рынка: маркетинг: пер. с фр. Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р. М.: Экономика. 1993. С. 100105.

2. Нуреев Р. М. Джеймс Бьюкенен и теория общественного выбора. М.: Таурус Альфа. 1997. С. 23, 452.

3. URL: www. raexpert. ru.

4. URL: www. r57.nalog. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.