Т.Ф. Давлетшин, начальник отдела макроэкономического прогнозирования, Министерство экономического развития Республики Башкортостан, г. Уфа, Россия,
Е.С. Куликова, канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОТОКОВ В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ
В статье обозначены основные предпосылки создания благоприятной среды для инвестиционных потоков в рамках локальных территорий с целью обеспечения их эффективной жизнедеятельности и стабильной конкурентоспособности. Диапазон использования механизмов стимулирования инвестиционных потоков в практической деятельности в нормативно-правовой и рыночной сферах постоянно расширяется и совершенствуется, что приводит к образованию новых территориальных маркетинговых технологий, новых форматов коммуникаций с инвесторами. На современном этапе рыночных преобразований структурные элементы организационно-экономического механизма в части повышения инвестиционной привлекательности трансформируются в инструмент повышения эффективности системы маркетинга территории, основой которого являются различные стратегии работы с реальными и потенциальными внешними и внутренними субъектами - инвесторами территории. Инвестиционные процессы напрямую влияют на экономическое развитие региона. Цель данного исследования заключается в определении системы механизмов привлечения и повышения эффективности использования инвестиционных потоков как инструмента территориального маркетинга, повышающего результативность процессов и позволяющего стимулировать резидентов и нерезидентов территории с учетом многообразия альтернатив. Особенности технологий привлечения инвесторов в современном мире в полном объеме вписываются в концепцию маркетинга территории. Основным приоритетом в рамках данной концепции является формирование долгосрочных экономических взаимосвязей с субъектами-инвесторами внутри территории и, что более важно, за ее пределами в перспективе.
Ключевые слова: инвестиционные потоки, маркетинг территории, организационно-экономический механизм, муниципальная территория, инвестиционная политика региона.
Каждое муниципальное образование заинтересовано в собственном экономическом развитии с целью достижения благосостояния всех субъектов территории. Муниципальное образование составляет среду обитания резидентов территории и является местом осуществления хозяйственной деятельности. При рассмотрении процессов управления любым крупным муниципальным образованием определенно выявляет-
ся функциональность подхода: территория представляет собой цикличную воспроизводственную систему глубоко обособленных друг от друга функциональных зон, что вступает в противоречие с динамичными изменениями социальной структуры и ставит задачу совершенствования маркетингового территориального управления, повышения эффективности маркетинга территории.
Процесс, способы и методы формирова- и экологического характера в рамках локаль-
ния и реализации территориально-управлен- ной территории.
ческих аспектов маркетинговых технологий Основное стратегически выверенное
предполагают, на наш взгляд, обязательное направление маркетинга территории, ее ор-
аналитическое и стратегическое обоснование механизма образования и укрепление основных элементов организационно-экономического механизма в рамках локальной территории. Основные составные части организационно-экономического механизма обозначены нами в рамках следующих укрупненных групп:
— организационно-управленческие составляющие - являются административными элементами и предопределяют использование обязательных регламентирующих действий в рамках каждого муниципального образования для обеспечения удобных, комфортных и эффективных условий жизнедеятельности для всех субъектов территории;
— институционально-маркетинговые составляющие - направлены на инициацию рыночных категорий в рамках каждого муниципального образования, сюда же относятся действия, направленные на динамичный рост рыночной активности и, соответственно, стоимости основных активов бизнес-субъектов территории;1
— макро- и микроэкономические составляющие - являются наиболее влиятельными, так как конкурентоспособность территории проявляется прежде всего, по нашему мнению, в возможности экономического роста и развития. При этом экономическое развитие и увеличение процессов расширенного воспроизводства предполагают динамичный рост объемов производства субъектов территории, развитие ключевых характеристик и основных параметров конкурентоспособности, кроме того, экономическое развитие предпола-
В современных условиях стабильное экономическое развитие территорий предполагает реализацию эффективных инвестиционных процессов.
Основной и самой трудно решаемой проблемой является привлечение инвестиций в перспективные и значимые для развития экономики территории отрасли.
ганизационно-экономи-ческого механизма в таком контексте - высокая конкурентоспособность территории в результате повышения уровня жизни населения, притока инвестиций. Именно рост благосостояния населения и инвестиций в территорию и экономическое развитие хозяйствующих субъектов является декларируемой целью политики конкурентоспособ-ности.2
В концепции маркетинга территории многосторонний процесс стимулирования инвестиционных потоков является одним из самых актуальных. Негативные тенденции инвестиционных процессов определяются следующим:
— отсутствие ритмичности и системности в регулировании инвестиционных потоков на макро- и микроуровне;
— постоянные изменения в политической сфере и экономическая нестабильность, высокие инвестиционные риски;
— инфляция, дезорганизующая инвестиционную деятельность, подавляющая стимулы к накоплению капитала и подрывающая внешние источники финансирования высокой ценой кредита;
— дефицит инвестиционных ресурсов, связанный с отвлечением финансовых средств из реального сектора экономики;
— рост налоговых отчислений, сопровождаемый изменением законодательства
в сфере предпринимательства и регулирования инвестиций.
В современных условиях стабильное экономическое развитие территорий предполагает реализацию эффектив-
гает также возможность применения передо- ных инвестиционных процессов (рисунок). вых высоконаучных способов развития тер- Предложенная на рисунке схема, на наш
ритории, углубленное изучение и создание взгляд, достаточно четко демонстрирует
ситуаций разрешения проблем социального влияние инвестиционных процессов на раз-
Производство
1 г
Доходы
Зарплата
1
Спрос
1 г
Емкость
Инвестиции — Производство — Трудовые ресурсы ^Доход-Платежеспособность потребителей -Рост емкости рынка
Структура инвестиционной политики
витие территории: привлечение инвестиционных ресурсов обуславливает развитие производства на территории, что обеспечивает рост доходов, формирует платежеспособность субъектов территории и приводит к росту емкости рынка и расширению использования маркетинговой среды.
Проблему социально-экономического упадка регионов можно решить, только используя комплексный подход.
Мы предполагаем, что поддержка экономического развития территорий должна присутствовать в виде создания благоприятных условий для инвесторов. Сегодня для бюджетов многих территорий в качестве основного источника инвестиционного финансирования выступают средства предприятий и организаций, размещенных на территории региона, формирование которых зависит от развития территориального маркетинга, и средства внешних инвесторов (нерезидентов территории), также зависящие от маркетингового развития. Органы власти должны осуществлять эффективную инвестиционную политику для создания экономических возможностей достижения поставленных целей социально-экономического развития этих регионов. При этом основной и самой трудно решаемой проблемой является привлечение инвестиций в перспективные и значимые для развития экономики территории отрасли.
Инвестиционная политика муниципальных образований по привлечению инвестиций, по нашему мнению, предполагает реализацию пакета проектов и программ, составляющих функциональную стратегию, в рамках установленных мероприятий маркетинга территорий.
Рассмотрим одну из территорий в качестве примера эффективной маркетинговой политики. В соответствии с рейтингом Национального рейтингового агентства «Эксперт РА» (URL: http://www.raexpert.ru/), Республика Башкортостан входит в первую тройку среди субъектов РФ по минимальному экономическому риску и законодательному обеспечению инвестирования. Постоянное повышение уровня рейтингов способствует привлечению заемных средств на внешних и внутренних финансовых рынках.3
Основу нормативно-правовой базы, регулирующей отношения участников инвестиционного процесса, составляют федеральные законы: Федеральный закон от 25.02.1999 года № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013 года) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Федеральный закон от 09.07.1999 года № 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.10.1998 года № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014 года) «О финансовой арен-
де (лизинге)» и др. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан сегодня имеет прицел на правовые условия, выгодные для инвесторов, стимуляцию инвестиционных потоков, использование большого спектра методов и комбинаций условий привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. В Республике созданы благоприятные условия для инвестиционных потоков и непосредственного участия органов государственной власти в процессах инвестиционной деятельности: предоставление государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности; предоставление бюджетного кредита Республики Башкортостан субъектам инвестиционной деятельности; предоставление льгот по уплате налогов и иных обязательных платежей, зачисляемых в бюджет территории в соответствии с действующим законодательством, инициатору инвестиционного проекта, претендующего на государственную поддержку его реализации; приобретение оборудования за счет средств бюджета Республики Башкортостан в собственность Республики для его дальнейшего предоставления субъектам инвестиционной деятельности на льготных условиях; предоставление налогового кредита и инвестиционного налогового кредита в соответствии с законодательством; предоставление льгот по арендной плате за пользование государственным имуществом Республики Башкортостан при реа-
лизации инвестиционного проекта; долевое участие Республики Башкортостан в уставном капитале юридических лиц, реализующих приоритетные инвестиционные проекты.
Для стимулирования инвестиционных процессов многие территории практикуют применение налоговых льгот. Создание целого ряда программ для налоговых послаблений инвесторам в тех отраслях, которые являются приоритетными для территории на данный момент, - наиболее популярный элемент региональной системы стимулирования инвестиций (на основании аналитических данных по Свердловской области4). Актуальность последующего применения налоговых механизмов с целью маркетингового развития территории не вызывает сомнения. При совершенствовании налогового законодательства в вопросе условий инвестирования важными задачами являются снятие налоговых ограничений на прирост инвестиций, реинвестирование прибыли, списание издержек при реализации инвестиционных проектов и реализация механизма ускоренной амортизации.5
Серьезной задачей реализации благоприятной инвестиционной политики является контроль целевого использования инвестиционных ресурсов на основании проектов, которые будут представлять и защищать субъекты хозяйственной деятельности, желающие получить инвестиции. Процессы стабильного маркетингового развития тер-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
риторий будут эффективными только при учете факторов социально-экономического развития территорий.
Органами Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан были проведены выборочные обследования инвестиционной активности организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. В результате исследования инвестиционных намерений в указанных направлениях были количественно формализованы цели и направления инвестиций в основной капитал и факторы, сдерживающие инвестиционную деятельность.6
В течение всего срока исследований основным фактором, сдерживающим инвестиционную деятельность, являлся недостаток собственных финансовых ресурсов, который активно вновь проявился в 2013 году после небольшого смягчения в 2005 году. Сегодня наиболее вероятным решением проблемы недостаточности финансов для предприятий и организаций является привлечение заемных средств в виде кредитов. Однако вторым по величине сдерживающим инвестиции фактором выступает высокий процент коммерческого кредита: показатель вырос к 2013 году - соответственно вырос показатель по фактору «сложность механизма получения кредитов для реализации инвестиционных проектов».
Все вышеизложенное предполагает повышение инвестиционной активности в случае снижения процентов по кредитам и упрощения процедуры получения кредитов на различных условиях.
Реализация маркетингового развития территории с целью наиболее эффективного использования ее социально-экономического потенциала, по нашему мнению, должна основываться на детальной оценке существующего экономического, природно-ресурсного, социального, туристского и иного потен-
Создание целого ряда программ для налоговых послаблений инвесторам в тех отраслях, которые являются приоритетными для территории на данный момент, - наиболее популярный элемент региональной системы стимулирования инвестиций.
циала и включает в себя анализ состояния отраслей экономики регионов; SWOT-анализ ключевых аспектов развития регионов; выявление критических факторов успеха; формулировку базовых целей развития регионов; определение и выбор стратегии развития регионов; определение основных программ в структуре стратегии. Основной упор следует сделать на субъектов территорий (резидентов), так как без их непосредственного участия маркетинговые стратегии развития территории не могут быть реализованы. Внешние консультанты могут только помочь раскрыть существующий маркетинговый потенциал и найти пути его практического использования. Исследование территории поможет выявить те объекты, потенциал и возможности которых можно использовать для создания привлекательных и прибыльных предприятий, региональных успешных и эффективных проектов, что соответствует стратегии маркетинга привлекательности, маркетинга имиджа.
Для формирования благоприятного имиджа и, в дальнейшем, бренда территории, его позиционирования, по нашему мнению, необходимы разработка маркетинговых мероприятий и сегментация рынка с целью стимулирования сбыта создаваемых продуктов и привлечения инвесторов. Следует регулярно выпускать рекламные и информационные издания (буклеты, каталоги), проводить экономические форумы, круглые столы с соответствующим кругом приглашенных, консорциумы, презентации регионов в России и за рубежом.
Для анализа инвестиционных проектов с целью предоставления государственных гарантий инвесторам необходима маркетинговая информационная система, которая, на наш взгляд, также является важной частью маркетинга территории и маркетингового потенциала территории. Локальные территориальные маркетинговые информационные центры должны информировать о реализации инвестиционных проектов
и предложениях по ним, осуществлять исследование экономического развития региона, публиковать результаты первоначальной экспертизы предложенных инвестиционных проектов для привлечения субъектов инвестиционного рынка. Предварительное ознакомление с инвестиционными проектами и их аудит должны осуществляться, по нашему мнению, с участием представителей властных структур территории и других заинтересованных субъектов территории путем создания маркетинговых служб, готовящих информацию для потенциальных инвесторов.7
Различные формы взаимодействия субъектов территории, резидентов, представителей бизнеса с внешними инвесторами, создание на территориях малых предприятий по производству продукции на базе и при содействии крупных предприятий может послужить фактором, активизирующим развитие маркетинга территории. Правительство Республики Башкортостан успешно реализует данное направление. В 2006 году Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) получила в доверительное управление сроком на несколько лет контрольные пакеты акций трех предприятий регионов Башкортостана: ОАО «Башкирский медно-серный комбинат», ЗАО «Бурибаевский ГОК» и ОАО «Хайбул-линская горная компания», что позволило начать реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов, направленных на развитие цветной металлургии. Интересы компании и правительства Республики совпадают: холдинг заинтересован в расширении сырьевой базы, а Республика - в интенсивном развитии горно-металлургического комплекса, что увеличивает налогооблагаемую базу и создает дополнительные рабочие места. Реализация инвестиционной программы обусловила эффективное развитие территории и самой компании. Наблюдается положительная динамика занятости населения, доходов субъектов территории, их платежеспособности; выросла и эффективность работы самого «УГМК-холдинга», так как реорганизация
и запуск указанных предприятий привели к воплощению намеченной стратегии.
Одним из самых действенных механизмов привлечения инвесторов на территорию являются государственные гарантии защиты инвестиций от принудительного изъятия в случае изменения законодательства. Такой механизм обычно реализуется за счет создания залогового фонда инвестиций, источниками которого выступают средства регионального бюджета, активы внебюджетных фондов, природ-но-сырьевые ресурсы и недвижимость, находящаяся в собственности региона. Перед тем как выбирать наиболее значимые факторы инвестиционной привлекательности по залоговым гарантиям для каждой конкретной территории необходимо обозначить критерии отбора. Факторы, с нашей точки зрения, могут иллюстрировать привлекательность территории для инвестиционных потоков, минимизировать инвестиционные риски. Для определения значений коэффициентов весомости факторов инвестиционной привлекательности по залоговым гарантиям необходимо осуществлять сбор исходной информации от потенциальных и реальных инвесторов территории.
В целях повышения инвестиционной активности в рамках территорий следует активизировать использование частно-государственного партнерства по следующим направлениям:
— обеспечение участия бизнеса в разработке и реализации маркетинговой стратегии развития территорий. Речь в данном случае идет как о комплексной стратегии развития региона, так и об отдельных сферах, например, маркетинговой инфраструктуре региона. Одним из ключевых направлений в данной сфере может стать определение оптимальных стимулов для привлечения инвестиций в регион - выявление наиболее привлекательных льгот, направлений улучшения предпринимательского климата, ликвидация административных барьеров и т. д.;
Одним из самых действенных механизмов привлечения инвесторов на территорию являются государственные гарантии защиты инвестиций от принудительного изъятия в случае изменения законодательства.
— участие инвесторов в реализуемых органами власти проектах маркетингового развития территории. При этом бизнес-инвестор может участвовать в реализации существующих проектов и выступать со своими предложениями по новым механизмам развития наиболее сложных регионов;
— активное использование таких механизмов привлечения инвестиций на территории, как концессионные соглашения.
Активизация частно-государственного партнерства в регионах обуславливает необходимость создания единого методического центра по вопросам частно-государственного партнерства с образованием межмуниципальной филиальной системы, разработкой механизма взаимодействия с федеральными венчурными фондами для финансирования инвестиционных проектов.
Обозначим некоторые механизмы частно-государственного партнерства на территориях: ведение динамического инвестиционного паспорта региона и муниципальных образований с использованием геоинформационных систем в виде бизнес-карт территорий; заключение концессионных соглашений в отношении объектов социального значения; организационно-методическая помощь органам местного самоуправления в рамках реализации соглашений между инвесторами и территориями; проведение курсов, семинаров повышения квалификации государственных (муниципальных) служащих по вопросам частно-государственного партнерства; освещение вопросов развития частно-государственного партнерства в средствах массовой информации, проведение форумов, конференций, семинаров и круглых столов по вопросам частно-государственного партнерства.
Реализация проектов с привлечением бизнес-структур нескольких территорий может стать рычагом повышения конку -рентоспособности территории. Заказчиком межмуниципального взаимодействия могут выступить администрации территорий, которые возьмут на себя коммуникации по административной поддержке проектов, обеспечение эффективного взаимодействия между субъектами и объектами управления.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что мероприятия, направленные
на повышение инвестиционной привлекательности территорий, необходимы и особенно актуальны. Инвестиции всегда приводят к росту важнейших маркетинговых процессов - процессов расширенного воспроизводства, что обеспечивает занятость всех желающих субъектов территории и параллельный рост доходов. А рост доходов ведет к развитию рынка, к увеличению его емкости, а значит, к успешному развитию маркетинга территории.8 Стимулирование инвестиционной активности территории построено на лояльной системе налогообложения, способствующей уменьшению дифференциации доходов, формированию повышенной инвестиционной активности и увеличению привлекательности территории. ^
Литература
1. Институциональный маркетинг: монография / И.В. Разорвин, В.П. Неганова, Д.А. Трубинов, Е.С. Куликова [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та-филиала РАНХиГС, 2012. 248 с.
2. Там же.
3. Давлетшин Т.Ф. Механизмы привлечения инвестиций в депрессивные районы на примере Республики Башкортостан // Молодой ученый. 2009. № 5. С. 33-42.
4. Материалы Министерства инвестиций и развития Свердловской области в части развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области за 2011-2014 гг. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.mir.midural.ru (дата обращения: 11.05.2015).
5. Куликова Е.С., Цицина О.В. Инвестиционная активность как основной элемент организационно-экономического механизма маркетинга территории // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 3. С. 554-557.
6. Давлетшин Т.Ф. Механизмы привлечения инвестиций в депрессивные районы на примере Республики Башкортостан // Молодой ученый. 2009. № 5. С. 33-42.
7. Куликова Е.С. Территориальный маркетинг: теория, методология, практика: монография. Екатеринбург: Изд-во УрГАУ, 2015. 370 с.
8. Куликова Е.С., Цицина О.В. Инвестиционная активность как основной элемент организационно-экономического механизма маркетинга территории // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 3. С. 554-557.
INVESTMENT FLOWS' STIMULATION IN THE CONCEPT OF TERRITORY'S MARKETING
T.F. Davletshin, The head of the department of macroeconomic forecasting.
Ministry of Economic Development of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia, E.S. Kulikova, Candidate of Economics, Docent, The department of management and economic theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
This article defines basic prerequisites for creation of favorable environment for investment flows within the frames of local territories with a goal to supply their efficient life and stable competitiveness. The range of mechanisms ' application of investment flows ' stimulation in practical activity in legal and regulatory and market spheres is constantly broadening and improving; that leads to creation of new territorial marketing technologies and new communication formats with investors. At the present stage of market reorganizations the structural elements of organizational and economic mechanism in the sphere of investment attractiveness growth transform into a tool of territory's marketing system efficiency rise; the base of this system is different works with real and potential internal and external subjects - investors of the territory. Investment processes influence economic development of the region. The main goal of this research is a defining of mechanisms' system of attraction and growth of investment flows application efficiency as a tool of territorial marketing, which raises processes' effectiveness and allows stimulating of residents and non-residents taking into account a diversification of alternatives. The features of investors ' attraction technologies in the modern world in whole measure fit in territory's marketing concept. The main priority in the frames of this concept is formation of long-term economic relations with subject-investors within territory and outside it in perspective.
Key words: investment flows, marketing territory, organizational economic mechanism, the municipal territory, administrative aspects.
References
1. Institutsional'nyi marketing: monografía /I.V. Ra-zorvin , V.P. Neganova, D.A. Trubinov, E.S. Kulikova i dr. [Institutional marketing: monograph. Ed. by
1.V. Razorvin, VP. neganova, D.A. Trubinov, E.S. Kulikov, etc.]. Ekaterinburg, Ural'skii institut-filial RANKhiGS Publ., 2012. 248 p.
2. Institutsional'nyi marketing: monografiia /I.V. Razorvin , V.P. Neganova, D.A. Trubinov, E.S. Kulikova i dr. [Institutional marketing: monograph. Ed. by I.V. Razorvin, VP. neganova, D.A. Trubinov, E.S. Kulikov, etc.]. Ekaterinburg, Ural'skii institut-filial RANKhiGS Publ., 2012. 248 p.
3. Davletshin T.F. Mekhanizmy privlecheniia inves-titsii v depressivnye raiony na primere Respubliki Bashkortostan [The mechanisms for attracting investments in depressed regions on example of Republic of Bashkortostan]. Molodoi uchenyi - Young scientist, 2009, no. 5, pp. 33-42.
4. Materialy Ministerstva investitsii i razvitiia Sverd-lovskoi oblasti v chasti razvitiia malogo i srednego predprinimatel'stva v Sverdlovskoi oblasti za 20112014 gg. [The materials of the Ministry of investments and development of Sverdlovsk region in the development of small and medium enterprises in the Sverdlovsk region for the years 2011-2014.]. Available at: http://www.mir.midural.ru (accessed 11.05.2015).
5. Kulikova E.S., Tsitsina O.V. Investitsionnaia aktivnost' kak osnovnoi element organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma marketinga terri-torii [Investment activity as a core element of the organizational-economic mechanism of marketing of the territory]. Fundamental'nye issledova-niia - Fundamental research, 2015, no. 2, part 3, pp. 554-557.
6. Davletshin T.F. Mekhanizmy privlecheniia inves-titsii v depressivnye raiony na primere Respubliki Bashkortostan [The mechanisms for attracting investments in depressed regions on example of Republic of Bashkortostan]. Molodoi uchenyi - Young scientist, 2009, no. 5, pp. 33-42.
7. Kulikova E.S. Territorial'nyi marketing: teoriia, metodologiia, praktika: monografiia [Territorial marketing: theory, methodology, practice: monograph]. Ekaterinburg, Izd-vo UrGAU Publ., 2015. 370 p.
8. Kulikova E.S., Tsitsina O.V. Investitsionnaia aktivnost' kak osnovnoi element organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma marketinga terri-torii [Investment activity as a core element of the organizational-economic mechanism of marketing of the territory]. Fundamental'nye issledova-niia - Fundamental research, 2015, no. 2, part 3, pp. 554-557.