стоимости бизнеса // Aspectus. - 2017. - №1
2. Карцев П.В., Аканов А.А. Обзор практики применения доходного подхода к оценке бизнеса // РЭА Центр Перспектива. - 2016. - №2
3. Улискин В.С. Важность оценки реальной стоимости акций российских компаний //Вектор Экономики. - 2017 - №11
УДК 327.878
Герасимова Р.Е. студент 3 курса ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова» научный руководитель: Янковская О.В., к.филол.н.
доцент кафедра НХТ Россия, РХ, г. Абакан ВЕЛИКОРУССКИЙ ОРКЕСТР КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX
НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Аннотация: Статья посвящена истории становления русского народного музыкального исполнительства как уникального явления культуры XIX начала XX веков. Описывается история возникновения и конструкторское развитие народных инструментов. Дана оценка деятельности создателя Великорусского оркестра В.В. Андреева и его сподвижников.
Ключевые слова: балалайка, оркестр, народное музыкальное исполнительство, самобытность.
Gerasimova R.E.
Third year student FGBOU VO "KSU them NF Katanova»
Russia, RH, Abakan Scientific adviser: Yankovskaya O. V.
Candidate of Philology, Associate Professor of the NHT Department THE VELIKORUSSIAN ORCHESTRA AS A UNIQUE PHENOMENON OF THE RUSSIAN MUSICAL CULTURE OF THE SECOND HALF OF THE XIX OF THE BEGINNING OF THE XX
CENTURIES
Annotation: The article is devoted to the history of the formation of Russian folk music performance as a unique phenomenon of culture of the XIX beginning of the XX-th century. The history of the origin and the design development of folk instruments is described. The estimation of the activity of the creator of the Great Russian Orchestra V. V. Andreev and his associates.
Key words: balalaika, orchestra, folk music performance, originality.
Культурное развитие современного общества, несомненно, опирается на богатое наследие народного музыкального исполнительства. Без знаний об истоках и становлении народно-инструментального жанра не представляется возможным определить его дальнейшее перспективное развитие.
Вторую половину XIX в. по праву можно считать переломным моментом в развитии народно-музыкального жанра, связанного со становлением коллективного исполнительства в России. Именно тогда, музыкальная культура России переживала кризис, который проявился в противостояние двух направлений:
- западное (представители власти, аристократия) - развитие искусства по образцу западноевропейского, без учета национальной специфики;
- демократическое (интеллигенция) - развитие искусства с учетом национальной специфики.
К ярким представителям второго направления можно отнести В.В. Андреева (1861-1918), потомка купеческого и дворянского родов, который с детства приобщался к исполнительству на различных народных инструментах, одновременно обучаясь игре на скрипке у известного мастера того времени Н.В. Галкина.
Мысль о создании коллектива музыкантов, играющих на русских народных инструментах, предположительно зародилась у него во время путешествия по Европе в 1882 г., во время выступления струнного оркестра в Неаполе.
В этом же году, в своем имении Марьино, В.В. Андреев впервые увидел инструмент, заметно отличающийся от гармони и гитары -балалайку, представлявшую собой треугольную конструкцию, изготовленную из грубых, необработанных досок, голос инструмента имел слабое, дребезжащее звучание, к тому же, она была неудобна в обращении. К основным недостаткам в конструкции он причислил: несовершенство устройства кузова и грифа, сложности в ладовом перемещении, отсутствие механики натяжения струн, небольшой диапазон звучания. Тем не менее инструмент настолько заинтересовал В.В. Андреева, что он в кратчайшие сроки освоил технику игры.
Понимая, что инструмент такого качества не имеет исполнительской перспективы, он вносит конструктивные изменения в устройство балалайки: кузов и гриф изготавливают из твердых пород дерева; жильные передвижные лады заменяют по аналогии гитарных на постоянные, металлические; гриф приобретает механизм натяжения струн. Первый экземпляр реконструированного инструмента (по схематическим чертежам В.В. Андреева) изготовил В.В. Иванов - петербургский профессиональный мастер скрипичных дел.
Первые же публичные выступления В.В. Андреева прославили его как балалечника-виртуоза. «Успех игры Андреева на усовершенствованной балалайке был колоссален. Впечатление от его исключительно талантливой
и в полном смысле виртуозной игры увеличивалось еще тем, что никто не ожидал от такого простого инструмента таких ярких и самобытных эффектов»66.
Осенью 1887 г. под руководством В.В. Андреева был создан «Кружок любителей игры на балалайке» состоящий из восьми исполнителей (впоследствии на его основе был создан «Великорусский оркестр»). Музыкальное исполнительство не предусматривало разделение на мелодию и аккомпанемент, исполнители не обладали нотной грамотностью, разучивание всех произведений осуществлялось исключительно на слух. Унисонное исполнительство создавало впечатление однообразного звучание различных музыкальных произведений, в связи, с чем возникла необходимость в создании инструмента с более низким строем, был создан увеличенный инструмент - балалайка-альт. Впоследствии Ф.А. Пасербский создал балалайки различных конструкций с разностью звучания в одну октаву: дискант (выше примы), пикколо (выше альта), тенор (ниже примы), бас (ниже альта), контрабас (ниже баса).
Первое концертное выступление кружка под управлением Андреева состоялось в помещении «Городского кредитного общества» г. Петербурга в 1888 г. и нашло живой отклик среди любителей музыки. Пресса писала: «Состоявшийся вчера концерт балалаечников сопровождался таким огромным успехом, какой выпадает на долю только великих виртуозов. После каждого номера, исполненного кружком, поднимался невероятный рев, который был выражением восторга... вопрос о законности и пригодности балалайки практически решен утвердительно. Из сферы загнанности и забвения усовершенствованная балалайка вышла на музыкальную дорогу»67.
Наряду с технической модернизацией В.В. Андреев уделял большое значение исполнительской технике, постоянно совершенствуя приемы и методы исполнения, «балалаечный Паганини» - так отзывались о нем современники.
Первые зарубежные гастроли коллектива состоялись в 1889 г., когда в Париже о «кружке любителей игры на балалайке» заговорили как о феномене русской музыкальной культуры XIX в.
С ростом популярности и гастрольной деятельности, возникла необходимость в расширении исполнительского репертуара, включающего более сложные музыкальные композиции, что требовало от участников кружка знаний нотной грамоты. Безвозмездную помощь в обучении оказал Н.П. Фомин - студент Петербургской консерватории (позднее известный композитор), сумевший привлечь в коллектив дополнительных участников.
66 Каргин А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов, - изд. 2-е, доп. - М.: Музыка, 1984 - 21 с.
67 Ульянова И.О. История создания Великорусского оркестра им. В.В. Андреева // музыкальный руководитель - 2014 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 7. 11. 2016. - URL: https://sites.google.com/site/irinochka2020/home/orkestr-russkih-narodnyh-instrumentov/istoria-sozdania-velikorusskogo-orkestra-im-v-v-andreeva (дата обращения 24.06.2018).
Н.П. Фомин является автором значительного количества музыкальных обработок народных песен, аранжировок классических музыкальных сочинений, а также создателем самобытных пьес для оркестрового исполнения. «С приходом Фомина, отдавшего новому делу свое огромное дарование, исключительное мастерство, начинается новая полоса в жизни первого оркестра балалаечников. Появляются художественные, непревзойденные до сих пор по красоте и строго выдержанному народному стилю обработки наших великолепных народных песен, этих жемчужин народного творчества, которым по праву удивляется весь мир. «Фоминские» обработки народных песен сделались классическим репертуаром великорусских оркестров», - из отзывов музыкальных критиков-современников Фомина68.
К числу единомышленников Андреева причисляют дирижера В.Т. Насонова, создавшего значительное количество переложений и обработок для балалайки, а также Ф.А. Нимана (впоследствии профессора Ленинградской консерватории) произведения которого вошли в «золотой фонд» фонотеки русских народных оркестров.
Уже в 1892 г. во Франции состоялись повторные гастроли коллектива во главе с В.В. Андреевым, вновь имевшие огромный успех. «Кульминационным моментом гастролей было присуждение Андрееву почетного звания члена Французской академии изящных искусств «за введение нового элемента в музыку»69.
В первые три года существования «кружка» использовались инструменты мастера Ф.А. Пасербского, с 1890 г. коллектив начинает сотрудничество с С.И. Налимовым, считавшимся «русским Страдивари», в течение последующих 26 лет обеспечивавшим оркестр струнными инструментами - различными видами балалаек и домр.
В 1896 г. назрела необходимость реформирования инструментального состава: балалайка-дискант вытеснила балалайку-пикколо; функции балалайки-альт стали выполнять балалайки-секунда и альт; первая струна басовой и контрабасовой балалаек зазвучали на один тон ниже, на смену сочетающихся квартового и кварто-квинтового строев инструментов, был применен единый для всех балалаек в оркестре квартовый строй.
В 1895 г. в руки Андреева попадает неизвестный ему трехструнный инструмент, имеющий резонаторное отверстие на полусферическом корпусе, по экспертному заключению известного исследователя, профессора А.С. Фаминцына, вид инструмента был определен, как домра.
На основе имеющегося экземпляра В.В. Андреев изготавливает
68 Серебряков В.А. Возникновение и развитие оркестра русских народных инструментов // музыка: Копилка уроков - сайт для учителей. - 2015. - 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/vozniknovieniie-i-razvitiie-orkiestra-russkikh-narodnykh-instrumientov (дата обращения 25.06.2018).
69 Великорусский оркестр В.В.Андреева: сайт GPVN.RU, учредитель Е.Ю. Нефедов. - сетевое издание Генплан Великого Новгорода. - 2017. - 5 мая [Электронный ресурс]. URL: http://gpvn.ru/balalaika/velikorusskiy (дата обращения 18.06.2018).
чертежи, по которым С.И. Налимов создает малую, альтовую и басовую домры, а через несколько лет такие виды как: пикколо, тенор и контрабас. Уникальные домры С.И. Налимова были представлены на Всемирной выставке в Париже, где были удостоены «Большой золотой медали», а также в Петербурге на Всероссийской выставке музыкальных инструментов.
В.В. Андреев, будучи новатором, с увлечением стремился соединить звучание разных народных инструментов, 1897-1898 гг. явились отправной точкой в создании оркестра русских народных инструментов. В этот период он объединил три группы инструментов: балалаечную, домровую, гусли (клавишные, щипковые и звончатые). В результате такой модернизации, «Кружок любителей игры на балалайке» получил новый статус «Великорусского оркестра», что послужило толчком к написанию партитуры для оркестра русских народных инструментов, создателем которой принято считать Н.П. Фомина.
В 1897 г. состоялось первое выступление коллектива в новом статусе. К этому времени закончилось формирование инструментального состава с учетом функциональных и технических возможностей. Ведущая роль принадлежала домровой группе инструментов, которые при необходимости своим звучанием могли перекрыть другие инструменты оркестра. По представлениям В.В. Андреева, «музыкальный репертуар такого оркестра должен состоять по преимуществу из народных песен, гармонизированных в строго русском стиле»70. Наряду с народными песнями, репертуар пополняли и авторские произведения различных форм: польки, мазурки, вальсы В. Андреева, пьесы Ф. Нимана, «Русская фантазия» А. Глазунова, музыкальные картинки Н. Фомина: «Березонька», «Колыбельная» и ряда других авторов.
Концертные выступления оркестра имели огромный успех как внутри страны, так и на мировой сцене, демонстрируя слушателям оригинальное звучание уникальных русских народных инструментов.
Второе гастрольное турне Великорусского оркестра 1900 г. покорило Европу. В.В. Андреев был удостоен ордена Почетного легиона, а оркестр -награжден Большой золотой медалью Парижской выставки. Иностранцы были потрясены звучанием балалайки, из городов Европы и Америки в Россию посыпались заказы на столь необычный инструмент.
В истории Великорусского оркестра период 1908-1912 гг. принято считать наиболее плодотворным: невероятно успешные гастроли по европейским странам, а также США и Канаде способствовали популяризации русской балалайки, возникновению оркестров русских народных инструментов на территории этих стран, некоторые коллективы продолжают свою деятельность по настоящее время.
70 Серебряков В.А. Возникновение и развитие оркестра русских народных инструментов // музыка: Копилка уроков - сайт для учителей. - 2015. - 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/vozniknovieniie-i-razvitiie-orkiestra-russkikh-narodnykh-instrumientov (дата обращения 25.06.2018).
Являясь патриотом и ярким пропагандистом народной музыки, В.В. Андреев занялся активной культурно-просветительской деятельностью, внедряя балалайку и домру в обыденный уклад русского народа. С этой целью он организовал педагогическую деятельностью по обучению основам игры на балалайке в солдатской среде, уделяя особое внимание выходцам из крестьян и рабочих, так как в них видел лучших пропагандистов народных струнных инструментов. Более пятисот солдат проходили ежегодное обучение навыкам игры. Войсковые части, входящие в состав Петербургского округа имели в своем составе оркестры балалаечников (от 20 до 30 человек).
Кроме того, в 1912 г. В.В. Андреев явился организатором первых в истории России краткосрочных курсов по обучению руководству самодеятельным оркестром среди сельских учителей, что способствовало возникновению значительного количества кружков и оркестров. Следует заметить, что работа Андреева и его сподвижников проводилась без какой-либо государственной поддержки.
После свершения Великой Октябрьской революции 1917 г. Великорусский оркестр во главе с В.В. Андреевым получает поддержку в лице новой власти. В.В. Андреев с энтузиазмом ведет просветительско-популяризационную работу в среде народных масс, бойцов Красной Армии.
После смерти В.В. Андреева его преемником становится Ф.А. Ниман. Постановлением правительства от 1923 г. оркестр именуется как Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева.
Итак, Великорусский оркестр под управлением В.В. Андреева представлял собой, абсолютно новое направление в мировом музыкальном искусстве, которое по праву можно считать уникальным явлением русской культуры. Несомненны заслуги В.В. Андреева и его сподвижников, совершивших своеобразную инструментальную «революцию» в музыкальном эстрадном исполнительстве. Разработанные им основные принципы обучения игре на балалайке и домре нашли свое отражение в первых учебных пособиях, переложениях, музыкальных композициях, являющихся классической основой современного народного инструментального исполнительства.
Использованные источники:
1. Каргин А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов, - изд. 2-е, доп. - М.: Музыка, 1984 - 166 с.
2. Великорусский оркестр В.В.Андреева: сайт GPVN.RU, учредитель Е.Ю. Нефедов. - сетевое издание Генплан Великого Новгорода. - 2017. - 5 мая [Электронный ресурс]. URL: http://gpvn.ru/balalaika/velikorusskiy (дата обращения 18.06.2018).
3. Серебряков В.А. Возникновение и развитие оркестра русских народных инструментов // музыка: Копилка уроков - сайт для учителей. - 2015. - 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/vozniknovieniie-i-razvitiie-orkiestra-
russkikh-narodnykh-instrumientov (дата обращения 25.06.2018). 4. Ульянова И.О. История создания Великорусского оркестра им. В.В. Андреева // музыкальный руководитель - 2014 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 7. 11. 2016. - URL:
https://sites.google.com/site/irinochka2020/home/orkestr-russkih-narodnyh-instrumentov/istoria-sozdania-velikorusskogo-orkestra-im-v-v-andreeva (дата обращения 24.06.2018).
УДК 33.338
Гладкова Д.О. студент 4 курса
кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»
Боскакова К.С. студент 4 курса
кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства» научный руководитель: Бородай В.А., д.с.н.
профессор
кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства» Донской государственный технический университет (ДГТУ)
Россия, г. Ростов-на-Дону ОСОБЕННОСТИ МЕЖУРОВНЕВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
ФУНКЦИЙ В СЕРВИСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В статье рассматривается специфика передачи задач и полномочий между уровнями управления компании. Показано, что постановку задач и распределение работ называть делегированием полномочий в корне неверно. На уровне линейных руководителей передачу части функций управления старшим специалистам резонно называть делегированием полномочий.
Ключевые слова: Функции, структура, полномочия, задачи, коммуникации, эффективность.
Gladkova D.O., student, 4year Department "Service, Tourism and Hospitality Industry" Don State Technical University (DSTU) Russia, Rostov-on-Don Boskakova K.S., student, 4 year Department "Service, Tourism and Hospitality Industry" Don State Technical University (DSTU) Russia, Rostov-on-Don Scientific adviser: Borodai V.A., Ph.D., professor Department "Service, Tourism and Hospitality Industry" Don State Technical University (DSTU) Russia, Rostov-on-Don