РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Нина Головнёва
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДОМРОВО-БАЛАЛАЕЧНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В НОВОНИКОЛАЕВСКЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросам функционирования народно-инструментальной музыки в русской провинции рубежа XIX - ХХ веков на примере Новониколаевска (впоследствии ставшего Новосибирском).
Представлены сведения о кружковых формах музицирования и Первом оркестре, постоянно действовавшем на протяжении 1912 - 1919 годов под руководством Г.Е. Авксентьева.
Ключевые слова: Новосибирск, Западная Сибирь, оркестр русских народных инструментов, любительское музицирование, концертная практика.
Рубеж Х1Х-ХХ веков отмечен чрезвычайным событием в художественной жизни России. В русской музыкальной культуре европейского типа появилась новая ветвь -народно-инструментальная культура. Как известно, у ее истоков стоял Василий Васильевич Андреев (1861-1918) - исполнитель, музыкант-просветитель, композитор, организатор. Его деятельность открыла огромные перспективы синтеза традиций русского фольклорного и академического инструментализма для развития оркестрового, камерного, вокально-инструментального исполнительства и композиторского творчества. В одном ряду с симфоническим, камерным, духовым оркестрами начал действовать оркестр русских народных инструментов; группу камерных ансамблей расширили многочисленные ансамбли русских инструментов и их сочетаний с академическими; с сольными концертами стали выступать домристы, балалаечники, баянисты. Музыкантов-народников готовят специальные классы в детских музыкальных школах и музыкальных училищах, кафедры и факультеты музыкальных вузов, где в числе педагогов состоят доценты и профессора, кандидаты и доктора искусствоведения. На афишах концертов встречаются имена заслуженных и народных артистов, лауреатов российских и международных конкурсов.
История академического направления русской народно-инструментальной культуры поражает необычайно быстрым темпом становлением и столь же быстрым превращением в общенациональное явление. Увлеченный идеей «соединить фрак с балалайкой», из русских народных инструментов создать оркестр по типу симфонического, Андреев сразу осмысливает ее как целостную систему. Одновременно он предпринимает конкретные меры по включению реконструированных инструментов и новых форм исполнительства в музыкальную жизнь всей страны, к своей деятельности привлекает профессиональных музыкантов, любителей и знатоков народного искусства, музыкальных мастеров. В Санкт-Петербурге формируется крупный центр академического направления русской инструментальной культуры, от которого расходятся волны по всей России и за ее пределами. Здесь началось массовое производство реконструированных балалаек и домр; подготовлены первые исполнители и учителя, разработана методика обучения, изданы методические пособия; накоплен музыкальный материал в рамках определившейся системы жанров, а главное, создан
классический образец домрово-балалаечного оркестра, который стал фундаментом последующего развития русского народно-оркестрового исполнительства.
Напомним хронологию особенно важных событий. В 1883 году совместно с единомышленниками, музыкальными мастерами, Андреев приступил к реконструкции балалайки, а в 1884 представил обновленный инструмент аудитории концертного зала в качестве солиста. В 1887 в его руках была уже хроматическая балалайка и ее разновидности от примы до баса, что позволило объединить их в ансамбль, первый концерт которого 20 марта 1888 года вошел в историю как день рождения Великорусского оркестра. Но такое название появилось чуть позже, в 1896 году, когда вместе с хроматическими балалайками зазвучали возрожденные из небытия реконструированные домры. Афиша сообщала: «Концерт Кружка любителей игры на балалайках - ныне Великорусский оркестр»1. В первый ансамбль вошли шесть балалаек, две домры и гусли, а десятилетний юбилей 25 музыкантов Великорусского оркестра отмечали полным составом инструментальных групп: балалайки (прима, секунда, альт, бас, контрабас), домры (пикколо, малая, альт, бас), гусли, духовые и ударные (свирель, бубен, накры, ложки и так далее). Определилась отличная от ансамблевых вариантов структура именно оркестрового домрово-балалаечного состава, посадка, приемы звукоизвлечения. Концерты проходили в лучших концертных залах и театрах столицы и других городов России. Вскоре начались и зарубежные гастроли. За 30 лет, с 1888 по 1918 годы, во главе с Андреевым, оркестр выступил более 400 раз. Общественный резонанс концертов вызвал столь большой интерес к обновленным балалайке и домре, что началось их массовое производство. Торгово-фабричные товарищества Санкт-Петербурга в 1898 году изготовили свыше 60 тысяч инструментов. «Балалаечные промыслы» возникают в Московской, Тульской, Вятской, Самарской и других губерниях. Не было "городка, ни одного местечка, где не бренчала бы усовершенствованная балалайка» [9, 1].
Созданный Андреевым образец домрово-балалаечного оркестра воспринят будто давно ожидаемое явление в масштабах всей Российской империи. Его распространению не мешали расстояния огромной страны, он проникал в самые далекие от Петербурга регионы. Красноречивым примером может быть Сибирь. Северо-азиатская часть России включилась в общенациональный процесс развития академического направления народно-оркестровой культуры одновременно с европейской.
Андрееву и его оркестру побывать в Сибири не пришлось, сюда ездили другие гастрольные коллективы. Их перечень, приведенный в монографии В. А. Аверина, свидетельствует о том, что в первое же десятилетие XX века с домрово-балалаечным оркестром познакомились почти все крупные сибирские города.
1901 год.
Томск: «Концертно-балалаечная капелла» Е. А. Лукасевича;
Иркутск: «Капелла русских балалаечников»;
1903 год.
Иркутск: «Балалаечная труппа» М. И. Новикова;
1906 год.
Томск: оркестр А. Т. Берлявского;
1907 год.
Красноярск: «Концертно-балалаечный оркестр М. Я. Тамариной»;
1 Происхождение названия - Великорусский оркестр - создатель объяснил так: «Великорусский оркестр получил свое название потому, что все инструменты, входящие в его состав, принадлежат средней и северной полосам России, то есть древнему государству Московскому, или Великороссии. Великорусский оркестр представляет собой явление, выросшее на русской почве, созданное русским трудом и опирающееся на музыкальные инструменты русского народа, усовершенствованные на основании принципов, данных самим народом, и строго сохранившие свой тип и присущие им особенности» [2, 2].
2 В Санкт-Петербурге в числе первых по производству и торговле балалайками на рубеже 1890-1900-х гг. были Торгово-фабричное товарищество "И.Винокуров, И.Зюзин и Н.Синицкий" и Торговый дом "Юлий Генрих Циммерман".
1908 год.
Омск: «Великорусский концертно-балалаечный оркестр под управлением Г. Демидович»;
1910 год.
Томск: оркестр В. Степаненко;
1911 год.
Чита: «Великорусский дамский оркестр в роскошных костюмах под управлением известного пианиста М. И. Свирскаго»;
Красноярск: Капелла Е.Д. Куземо-Каморского и так далее [1].
В течение этого же десятилетия Сибирь покрывается сетью собственных домрово-балалаечных оркестров. К 1900-му году относятся первые упоминания о кружках балалаечников в Томске, Красноярске, Новониколаевске. С 1902 года известны «Хор балалаечников» в Иркутске и «Оркестр балалаечников» в Томске. Очень скоро «во всех сибирских городах, будь то Ишим или Омск, Мысовск или Нижнеудинск, Сретенск или Чита» [1, 65], не говоря уже о таких крупных региональных культурных центрах с многовековой историей как Иркутск, Томск, Омск, Красноярск, Тобольск, Минусинск, в клубах разного рода общественных объединений, в школах, в реальных училищах, железнодорожных депо звучат ансамбли и оркестры по типу андреевского «Кружка любителей игры на балалайках» и его «Великорусского оркестра».
Даже немногие изложенные выше факты передают атмосферу существовавшего в стране огромного интереса к народно-инструментальному исполнительству. При этом возникают естественные вопросы: как протекал процесс становления и развития академической ветви народно-оркестрового музицирования в том или ином городе? Какова история конкретных коллективов? Когда, как, в каких условиях они создавалась? Кто они, первые организаторы, руководители, музыканты-исполнители? Какова динамика развития коллектива? Мы рассмотрим подобные вопросы на примере Новониколаевска (будущего Новосибирска).
Выбор Новониколаевска в качестве объекта изучения интересен в первую очередь тем, что он представляет уникальный пример рождения нового направления в оркестровой культуре в условиях рождения самого города. Всемирно известный мегаполис Западной Сибири, Новосибирск уникален своим необычайно быстрым превращением из маленького поселка в город-миллионер, перегнавший Чикаго. На карте России он появился в 1893 году как поселок строителей железнодорожного моста через Обь с населением 764 человека. В следующем году получил название Новониколаевск. Через 10 лет, в 1903 году, поселок уже имел статус города, в 1921 году стал центром Сибирского края, с февраля 1926 года носит современное имя - Новосибирск. Нельзя не напомнить о том, что город стал строиться на месте многовекового леса, раскинувшегося на правом берегу Оби. В виде просеки в лесу появилась центральная магистраль -Новониколаевский, сегодня Красный проспект. В это время складывался типичный для современного российского города общественный музыкальный быт, театральная и концертная жизнь. Жители молодого города посещали концерты, спектакли, кинофильмы, цирковые представления. Потребность в драматическом и музыкальном искусстве в определенной степени удовлетворялась местными любителями - актерами и музыкантами, а главное - приезжающими на гастроли профессионалами. Организуют художественную жизнь также типичные для российских городов Железнодорожное собрание, Общественное собрание служащих, Музыкально-драматическое общество, Общество попечения о народном образовании, Общество приказчиков и другие3.
Процессы формирования художественной культуры Новониколаевска -Новосибирска определяли инженеры, выпускники престижных российских вузов, составлявшие цвет русской технической интеллигенции, учителя и врачи, деловые люди-
3 Подробно о процессах становления музыкальной культуры Новосибирска мы сообщали в разных работах [например, 3,4,5], но тема далеко не исчерпана.
предприниматели. Они строили не только мост, но и город, который мог удовлетворять потребности интеллектуального и художественного развития жителей. С учетом подобной ситуации не приходится удивляться тому, что Новониколаевск оказался восприимчив к чрезвычайным событиям, происходившим в музыкальной жизни России в области народно-инструментального исполнительства.
«Кружок любителей игры на народных инструментах» в Новониколаевске-Новосибирске: 1900-е годы
Наиболее ранним объединением музыкантов-народников в Новониколаевске был «Кружок любителей игры на народных инструментах» Карла Карловича Глейма, он играл вальсы, польки, марши, народные песни. Возможно, этот оркестр был в числе тех, кого имела в виду местная пресса, сообщая о предстоящих праздничных вечерах и вечерах танцев, рождественских маскарадах, массовых гуляниях в садах в летние месяцы, устраиваемых общественными организациями. Наряду с объявлениями - «играет духовой оркестр Добровольного пожарного общества», «играет оркестр военной музыки», «играет оркестр бальной музыки» есть и такие: «играет оркестр музыки и балалаек», «участвует оркестр балалаек». Упоминается «хор балалаек» под управлением Н. А. Викторова, который нередко выступал совместно с певческим хором Музыкально-драматического общества.
Оркестр русских народных инструментов Ново-Николаевска. (Новосибирска) 1900 г.
О том, что собой представляли первые новониколаевские народные коллективы, мы можем судить по самой ранней дошедшей до нас фотографии, на которой указано: 1900 год4. Как видим, основу составляет группа из девяти балалаек от примы до контрабаса. Очень похоже на то, что в руках первого музыканта в третьем ряду справа -мандолина. Присутствуют также гитара и какой-то струнный смычковый (размер
4 Фотография предоставлена нам музеем Железнодорожного района Новосибирска.
инструмента вряд ли соответствует скрипке, возможно, большой альт или даже виолончель). По всей видимости, инструментальный состав, в котором соединены струнные народные и академические инструменты, газеты и называли «оркестр музыки и балалаек». В центре второго ряда, по-видимому, руководитель, в его руках, скорее всего, партитура. Судя по одежде, музыканты принадлежат к разным городским кругам: праздничная одежда рабочих, сюртуки и галстуки-бабочки чиновников, мужской костюм и женские платья в соответствии с модой тех лет - на представителях городской интеллигенции. На мундирах руководителя и музыканта в первом ряду - знаки различия железнодорожного ведомства. Вполне вероятно, что ансамбль существовал при Железнодорожном собрании, а это первая и самая стабильная общественная организация в Новониколаевске.
Подтверждением того, что новониколаевский коллектив довольно типичен для Сибири тех лет, может быть замечание В. А. Аверина: «Красноярская газета "Енисей" в мае 1900 года сообщила, что капельмейстер местного батальона С. В. Эльский инициировал появление оркестра балалаечников, с которым затем выступил в городском парке. Поскольку не удалось обнаружить фотографию первого красноярского оркестра, приведем в качестве примера снимок того же года, на котором запечатлены балалаечники - рабочие и служащие железной дороги г. Новониколаевска. Из 13 инструментов 11 -балалайки разных регистров5; по внешнему виду становится понятным, что они выполнены в одной мастерской. Именно на таких инструментах и играли красноярцы» [1, с.68].
Приобретение инструментов не составляло труда. Петербургские и московские фирмы наладили их массовое производство и рекламу в сибирских газетах. Продажей всех видов хроматических инструментов занимались магазины Иркутска, Красноярска, Читы. Музыкальный магазин знаменитого купца П. И. Макушина славился на всю Сибирь. В Новониколаевске можно было как купить, так и заказать инструменты в музыкальной мастерской. Газета «Обь» в ноябре 1907 года сообщала, что в магазине Н. М. Кетова имеется «полный набор гитар, балалаек, струны всех сортов». Весьма показательно следующее объявление (мы сохранили расположение текста в том виде, в каком он представлен в газете).
«Народная летопись», 1909 г., 4 января Музыкальный магазин и мастерская А. С. Фурсова
в Ново-Николаевске, Асинкритовская ул., д. Савицкого Предлагает купить
своей выработки концертные балалайки в 24 лада 3-х, 4-х и 6-ти струн
Мастерская награждена дипломом в Екатеринбургской выставке в 1887 году и награждена на Нижегородской выставке в 1895 году за производство Музыкальных инструментов С почтением А. Фурсов
Магазины предлагали также ноты для гитары, скрипки, мандолины, цитры, балалайки, гармони, подчеркивая при этом, что «всякий может, не зная нот, научиться играть за неделю разные песни и танцы по новейшим нотным и цифровым самоучителям».
Кружковый период становления домрово-балалаечного оркестра в Новониколаевске продолжался до 1912 г. После кончины К. К. Глейма появилось новое
5 Названное количество балалаек спорно.
имя руководителя - Афанасий Михайлович Кислицын. Он родился в Витебской губернии (1891 г.) в семье плотника-столяра. Семья приехала в Сибирь на строительство железнодорожного моста, осталась в Новониколаевске после его завершения. Афанасий Кислицын окончил двухклассную школу и городское училище, в 1907 г. поступил на заочное отделение Томского технологического института. Игру на мандолине, гитаре, балалайке он освоил в детстве, стал активным членом «Кружка любителей игры на балалайках» и преемником Глейма. В 1910-е годы оркестр во главе с Кислицыным выступал при Обществе приказчиков. В 1912 г. именно этот оркестр услышал Г.Е. Авксентьев и на его основе создал Великорусский оркестр. Кислицын продолжил работу в качестве второго дирижера, а после отъезда Авксентьева стал руководителем коллектива. В Новосибирске он прожил до конца жизни (1930-е гг.).
Первый Новониколаевский
Великорусский оркестр
1912- 1919
Первый Великорусский оркестр был создан в Новониколаевске в 1912 году. Его рождение стало частью следующего этапа становления народно-оркестрового исполнительства в Сибири. На смену кружковым «балалаечным» формам с их свободным сочетанием инструментов с преобладанием балалаек пришел домрово-балалаечный «андреевский» Великорусский оркестр. Первым образцом такого оркестра принято считать Первый сибирский Великорусский оркестр, созданный в 1910 году В. Е. и Г. Е. Авксентьевыми в Красноярске [1]6. Подобные оркестры существовали в Иркутске (с 1911), в Минусинске (с 1912 ).
Не только главным, но практически единственным источником информации о Новониколаевском Великорусском оркестре является статья В. А. Подъельского "Из истории исполнительства на народных инструментах в Сибири" [8]. Ее автор - Вячеслав Андреевич Подъельский - один из основоположников высшего музыкального образования в Сибири. Он был первым заведующим кафедрой народных инструментов Новосибирской консерватории (1957-1972), в числе первых начал изучение истории народно-инструментальной культуры региона. Собирая материалы, он писал Г. Е. Авксентьеву: «Кафедра народных инструментов Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки решила обратиться к Вам, как одному из старейших деятелей в области русских народных инструментов, по следующему поводу. Мы поставили перед собой задачу создания ряда очерков о зарождении и развитии как самих народных инструментов, так и исполнительства на них в Сибири. Хотелось бы, чтобы эта сторона русской музыкальной культуры была бы систематизирована и сохранена для истории. И Вы, как ветеран этого движения в Сибири, несомненно, удержали в своей памяти интересные, заслуживающие внимания факты, события, даты, имена и фамилии солистов, выступавших в те времена» [8, 107]. Не стоит сомневаться, что страницы статьи Подъельского, посвященные истории Новониколаевского Великорусского оркестра, написаны по материалам, полученным от Авксентьева.
Григорий Евгеньевич Авксентьев оказался в Новониколаевске в 1912 году в связи с переводом из Красноярска на новое место работы в железнодорожном ведомстве. Его роль в истории Новониколаевского Великорусского оркестра бесспорна, однако, нужно отметить, что когда он приехал в Новониколаевск, здесь уже был оркестр, выступавший в помещении Общества приказчиков. Руководителем был упомянутый выше Кислицын. Подъельский пишет по этому поводу: «Внимание Григория Евгеньевича как-то привлекла афиша клуба Новониколаевского общества приказчиков, которая извещала о предстоящем
6 И. А. Колокольников первым называет Иркутский домрово-балалаечный оркестр, созданный в 1905 году В. А. Сосниным [6]
концерте любительского оркестра народных инструментов. Значит, и здесь, в этом захолустном городке есть люди, которые тянутся к музыке, есть энтузиасты, которые отдают ей свой досуг. Выступавший на сцене клуба приказчиков небольшой ансамбль играл довольно слаженно, с увлечением, но чувствовался невысокий профессиональный уровень» [8, 107].
По просьбе музыкантов Авксентьев возглавил этот ансамбль, Кислицын назначен вторым дирижером. Началась работа по повышению профессионального уровня. Это касалось вопросов дисциплины, изучения нотной грамоты, расширения инструментального состава до полноценного оркестра, формирования репертуара. Под руководством Авксентьева кружок музыкантов превратился в качественно новый концертный коллектив в составе 25 человек. 6 февраля 1913 состоялся его первый концерт. Вновь обратимся к статье В. А. Подъельского: «Эта дата стала началом истории Новониколаевского Великорусского оркестра. Концерт прошел с большим успехом, хотя и подготовлен он был в очень короткий срок, и программа состояла лишь из небольших пьес. По достоинству было оценено более слаженное звучание обновленного оркестра, и разнообразие красок и тембров, и более тонкая нюансировка. Перед концертом в фойе клуба была устроена выставка инструментов, вызвавшая большой интерес у публики. Особенно заинтересовали большие инструменты - басы и контрабасы. Таких раньше видеть не приходилось. Успех воодушевил музыкантов, они начали работать с огромным увлечением, отдавая весь досуг любимому делу» [8, 108].
Под руководством Авксентьева и Кислицына Первый Новониколаевский Великорусский оркестр прошел два этапа развития: при Обществе приказчиков и при Железнодорожном собрании.
В 1914 году Общество приказчиков было ликвидировано, прекратил существование и работавший при нем оркестр. Имущество общества конфисковано, в том числе и музыкальные инструменты. И тогда Авксентьев и Кислицын организуют оркестр при Железнодорожном собрании. «Нужно было спасать слаженный работоспособный коллектив, - пишет Подъельский. - Помогло то, что Авксентьев играл заметную роль в клубе железнодорожников, был его старшиной и казначеем. По его предложению правление клуба вынесло решение организовать оркестр русских народных инструментов, иначе говоря, приютить у себя разогнанный губернаторским распоряжением оркестр Общества приказчиков. Снова пришлось заказывать в Петербурге инструменты, изыскивать деньги на их приобретение, <...> В городе появился «Первый Новониколаевский великорусский оркестр. Для участников были заказаны специальные костюмы: парадные - боярские и три смены простых крестьянских костюмов - шаровары и рубахи голубого, кремового и красного цветов. Менялся и совершенствовался репертуар. В концертах звучали произведения европейских и русских композиторов, фантазии, попурри из опер или отрывки из них. Русские народные или революционные песни пользовались всеобщей любовью и часто исполнялись по просьбе публики» [8, 108]. Растет популярность коллектива, концерты проходят не только в городе, но в окрестных селах. В революционном 1917 году оркестр участвует в митингах и собраниях на предприятиях, в цехах заводов, фабрик, железнодорожном депо. Репертуар отвечает времени, в обработке Авксентьева звучат «Марсельеза», «Дубинушка», «Варшавянка», «Сбейте оковы», «Вы жертвою пали» [7].
Авксентьев работал с оркестром до своего отъезда из Новониколаевска в 1918 году.
«Голос Сибири». 1917 г. 22 марта Железнодорожное собрание В среду, 22 марта 1917 г. дан будет КОНЦЕРТ
1-го Великорусского оркестра под управлением Г. Е. Авксентьева
«Народная Сибирь». 1918 г. 20 октября Железнодорожное собрание Сегодня. Воскресенье, 20 октября. Сегодня КОНЦЕРТ
Ново-Николаевского великорусского оркестра
под упр. Г. Е. Авксентьева
«Ночное»
водевиль в 1 д. с пением под аккомпанемент великорусского оркестра. Правление. Начало в 8 часов
Во главе с Кислицыным оркестр выступал в 1919 г. в концертах «Культурно-просветительного общества Народного дома»7.
Из объявления театральной секции 5 апреля 1919 г.: Музыка:
Великорусский оркестр
под управлением Кислицына - 1 отделение;
Соло на балалайке исп. Гирман.
Первый Великорусский оркестр закончил существование в Новониколаевске в 1919 году вместе с Российской империей и её осколками, в частности, Сибирской республикой. Однако увлеченность молодого города игрой на балалайках и домрах в первые десятилетия XX в. не прошла бесследно, история Великорусского оркестра получила продолжение. В 1920-е гг. В. А. Гирман создал домрово-балалаечный оркестр по типу «андреевского». По инструментальному составу, репертуару, стабильности и качеству работы, по месту, занятому им в музыкальной жизни города, он является Вторым Новосибирским Великорусским оркестром. Но это уже другой коллектив, которому стоит посвятить отдельную работу.
Литература
1. Аверин В. А. Балалаечное исполнительство в Сибири (опыт монографического исследования). - Красноярск: Красноярская академия музыки и театра, 2013. - 258 с.
2. Андреев В.В. Справочник или краткое руководство для оборудования великорусского оркестра. - Петроград : студ. журн. "Веш. воды", 1916. - 25 с.
3. Головнева Н. И. Музыкальная жизнь Ново-Николаевска в фотографиях, материалах и документов. - Новосибирск, 2014. - 350 с.
4. Головнёва Н.И. К истории Новосибирского Великорусского оркестра 1893 -1941. - Новосибирск: Новосибирская консерватория, 2020. - 119 с.
5. Головнева Н. И. Музыкальная культура Новосибирска конца XIX - первых двух десятилетий XX века // Музыкальная культура Новосибирска. - Новосибирск, 2005. - С. 9-46
6. Колокольников И. А. История развития народной музыкальной культуры Иркутска в 1905-1960 годах // Культурное наследие России, 2016, №1. С. 73-85.
7. Лавришин В. И. Г. Е. Авксентьев - известный деятель оркестрового исполнительства на русских народных инструментах // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2014, №1. С. 91-96.
7 «Культурно-просветительное общество Народного дома» - новая общественная организация Ново-Николаевска. Учреждена 9 февраля 1919 г.
8. Подъельский В. А. Из истории исполнительства на народных инструментах в Сибири // Сибирский музыкальный альманах - 2005. - Новосибирск, 2009. - С. 107-108.
9. Полевая М. В. Просветительская деятельность В. В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX -начала XX века: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - М., 2007. - 29 с.
Nina Golovniova
Some aspects of music for donn a-balalaika's orchestra making in Novonikolaevsk
Abstract. The article is devoted to the functioning of folk instrumental music in the Russian province of the turn of the XIX - XX centuries on the example of Novonikolaevsk (which later became Novosibirsk). The information about the circle forms of music-making and the First Orchestra, which was constantly operating during 1912-1919 under the direction of G.E. Avksentiev, is presented.
Keywords: Novosibirsk, Western Siberia, domra-balalaika orchestra, amateur music making, concert practice.
Сведения об авторе: Головнёва Нина Ивановна, независимый исследователь, кандидат искусствоведения, доцент (г. Новосибирск).
e-mail: [email protected]
Information about the author: Golovniova Nina Ivanovna, PhD in arts, associate professor (t. Novosibirsk).
e-mail: [email protected]