Научная статья на тему 'Г. Е. Авксентьев - известный деятель оркестрового исполнительства на русских народных инструментах'

Г. Е. Авксентьев - известный деятель оркестрового исполнительства на русских народных инструментах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
575
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРКЕСТРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / Г. Е. АВКСЕНТЬЕВ / В. Е. АВКСЕНТЬЕВ / G. E. AVKSENTYEV / V. E. AVKSENTYEV / ORCHESTRAL POERFORMING ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лавришин Владимир Иванович

Предпринята попытка всесторонне осветить выдающийся вклад Г. Е. Авксентьева в развитие народно-оркестрового исполнительства как на Урале, так и в других регионах России, поскольку до настоящего времени его деятельность в различных источниках представлена эпизодически. Особое внимание уделяется работе музыканта по основанию оркестра Дворца культуры Челябинского тракторного завода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G. E. Avksentyev - famous figure of orchestral performing art on Russian folk instruments

The article is devoted to the contribution of G. V. Avksentyev into the development of folk-orchestral performing art boht in the Ural and in other regions of Russia. The author pays special attention to the activity of a musician on the gorunds of the Chelyabinsk tractor works orchestra.

Текст научной работы на тему «Г. Е. Авксентьев - известный деятель оркестрового исполнительства на русских народных инструментах»

УДК 78.07

В. И. Лавришин

Г. Е. АВКСЕНТЬЕВ - ИЗВЕСТНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ОРКЕСТРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Предпринята попытка всесторонне осветить выдающийся вклад Г. Е. Авксентьева в развитие народно-оркестрового исполнительства как на Урале, так и в других регионах России, поскольку до настоящего времени его деятельность в различных источниках представлена эпизодически. Особое внимание уделяется работе музыканта по основанию оркестра Дворца культуры Челябинского тракторного завода.

Ключевые слова: оркестровое исполнительство, Г. Е. Авксентьев, В. Е. Авксентьев

Григорий Евгеньевич Авксентьев широко известен в России среди специалистов в области народно-инструментального исполнительства как один из непосредственных продолжателей дела основателя Великорусского оркестра В. В. Андреева. Он находился у истоков создания первого Сибирского великорусского оркестра народных инструментов в Красноярске в 1910 г., оркестров в Омске, Новосибирске, Тбилиси, Ростове-на-Дону, Коломне и др.

«Г. Е. Авксентьев был среди первых строителей социалистической культуры, а до революции - среди первых последователей В. В. Андреева, настойчивым пропагандистом народного творчества. За 55 лет творческой деятельности он создал 16 самодеятельных оркестров русских народных инструментов, многие из которых и сегодня несут людям радость приобщения к народной музыке» [6, с. 87-88].

Г. Е. Авксентьев родился 30 января 1887 г. на Украине в г. Сумы. Музыкой стал заниматься практически одновременно со старшим братом, начавшим играть на скрипке. Однако игра на ней не заинтересовала Григория. В то время многие школьные товарищи увлекались народными инструментами: мандолиной, балалайкой и гитарой, которыми без особого труда овладели и братья.

В 1902 г. после смерти отца семья осталась практически без средств к существованию. Однако, несмотря на лишения, интерес к искусству не пропадал. В это время молодой Григорий разрывался между увлечением музыкой и театром.

Уже в 1906-1907 гг. он «начал руководить струнным оркестром в красноярских железно-

дорожных мастерских» [2, с. 32], продолжая совершенствовать исполнительский уровень и вынашивать план создания полноценного оркестра народных инструментов. В его биографии определяющую роль сыграли два знаменательных события этого времени: знакомство с балалаечником Б. С. Трояновским и приезд в Красноярск русского народного оркестра под управлением И. И. Левицкого.

«Я впервые увидел и услышал русский народный оркестр. В него входили балалайки, домры, свирели, жалейки. Я был настолько поражен мастерством исполнения, чистотой и силой звука, тончайшей нюансировкой исполняемых вещей, что решил распрощаться со струнным оркестром смешанного состава и посвятить себя только оркестру народных инструментов», -вспоминает Г. Е. Авксентьев [Цит. по: 2, с. 32] .

Оркестров, подобных Великорусскому В. В. Андреева, в ту пору в Сибири не было, и братья в 1910 г. создали в Красноярске Первый Сибирский оркестр русских народных инструментов. Одной из главных проблем, возникших перед новым коллективом, было создание репертуара. Приходилось инструментовать и аранжировать музыкальные произведения самим. В этом особенно преуспевал В. Е. Авксентьев, и через год в репертуаре оркестра зазвучали Увертюра к опере Ж. Бизе «Кармен», финал оперы М. Глинки «Жизнь за царя», «Славься», Полонез Огинского и др.

В 1912 г. Г. Е. Авксентьев по основной работе был переведен в Новониколаевск (ныне Новосибирск), а занятия с оркестром продолжил его брат.

91

Прибыв в город, Г. Е. Авксентьев по приглашению от общества приказчиков создал Второй Сибирский оркестр народных инструментов. Однако общество приказчиков закрыли, поэтому оркестр просуществовал недолго, и на смену ему было предложено организовать оркестр при железнодорожном собрании. Об этом периоде пишет сам Г. Е. Авксентьев: «Наш коллектив, как, вероятно, и многие другие, находился под непрерывным перекрестным огнем многих недоброжелателей. И приходилось бороться не только с полицмейстерами, господами аристократами, но и с господами музыкантами-профессионалами, презрительно именовавшими нас музыкантами оболтусами» [4, с. 16].

После революции к оркестру меняется отношение, он приглашается для концертов по районам, селам и деревням губернии. Выступления коллектива пользуются большим успехом у простых тружеников, в декабре 1917 г. в его репертуаре уже звучат «Марсельеза», «Дубинушка», «Варшавянка», «Сбейте оковы», «Вы жертвою пали», инструментованные Г. Е. Авксентьевым [см.: 1].

В 1918 г. по служебным делам Г. Е. Авксентьев переводится в г. Омск, в управление дороги, и здесь он пытается создать оркестр, основу которого составили железнодорожные рабочие и служащие. Время было сложное, шла гражданская война, город захватили колчаковцы. Оркестр занимался подпольно, и его репетиции носили не только музыкальный характер.

В начале 1920 г. Омск освободили, и оркестр вышел из подполья: сначала он был передан в ведение районного, а затем и городского отдела народного образования и стал называться Первым Омским русским народным оркестром. Через год в составе Сибирского показательного агитинструкторского поезда, в который вошли лучшие самодеятельные коллективы и отдельные исполнители, оркестр отправляется с концертами по городам: Иркутск, Тайшет, Нижне-удинка, Красноярск, Новосибирск, Омск. В течение 10 месяцев поездки оркестр выступил перед 200 000 слушателей.

Однако оркестр вскоре был расформирован, а Г. Е. Авксентьев получил назначение в

управление Закавказской железной дороги и переехал в Тифлис (Тбилиси).

Покинув Сибирь, Г. Е. Авксентьев никогда не порывал связей с оркестром, который передал в умелые руки В. И. Зазворко. В 1929 г. он приезжал в Омск на 10-летие оркестра и участвовал в нескольких концертах.

По прибытии в Тифлис Г. Е. Авксентьев тут же приступил к организации нового оркестра, а вскоре в Грузию приехали несколько музыкантов из Омска.

Наряду с симфоническими оркестрами в Тбилиси пользовались популярностью национальные коллективы. Созданный оркестр находился в ведении Дорпрофсоюза, и интерес к нему был достаточно велик.

«Тифлисский период знаменателен и тем, что здесь дебютировали в качестве солистов на домре и балалайке мои сыновья Борис и Евгений, - писал Г. Е. Авксентьев, - а участие в нашем оркестре явилось хорошей школой для Н. Нариманидзе, который впоследствии стал музыкантом-профессионалом» [Там же, с. 34].

К сожалению, и тифлисский период деятельности Г. Е. Авксентьева не отличался длительностью, обстоятельства сложились так, что он должен был переехать в Ростов-на-Дону, а 31 августа 1923 г. в Центральном красноармейском клубе для работников Управления дороги был прощальный концерт.

В Ростове-на-Дону Г. Е. Авксентьевым также был создан оркестр народных инструментов. В декабре 1926 г. ему было присвоено имя М. И. Калинина, и он перешел в ведение Северо-Кавказского крайсовпрофа. Параллельно с этим коллективом Г. Е. Авксентьев руководил Комсомольским оркестром, выросшим из оркестра совторгслужащих.

«Оркестр принимал участие в работе театра малых форм. Около 20 водевилей, поставленных театром, получили удачное музыкальное оформление. Затем чрезвычайно интересным было музыкальное сопровождение оперы "Наталка-Полтавка", прошедшей с большим успехом» [4, с. 38].

Коллектив вел интенсивную концертную деятельность не только в Ростове, но и в Но-

92

вочеркасске, Персиановке, в колхозах Азова, Хопров, а также выступал на радио, в подшефных воинских частях.

На краевой олимпиаде в 1934 г. ему было присвоено звание Оркестра 1-й Азово-Черноморской краевой олимпиады художественной самодеятельности и вручено Красное знамя. В 1936 г. на концерте по случаю открытия здания драматического театра собраны самые лучшие творческие силы Ростова-на-Дону, а также артисты Большого театра, кроме того в мероприятии приняли участие сводный хор, симфонический оркестр. Сводным оркестром народных инструментов в 150 музыкантов было поручено дирижировать Г. Е. Авксентьеву.

В Новочеркасской и Белореченской детских колониях Г. Е. Авксентьев с 1 апреля по 18 мая 1936 г. создает оркестр, который завоевывает право на поездку в Москву для участия во Всесоюзном смотре [Там же, с. 40]. В репертуаре оркестра звучали «Менуэт» Л. Бетховена, «Степная кавалерийская» (Полюшко-поле) Книппера, уральская плясовая «Полянка», русская народная песня «Вниз по матушке по Волге», «Эх Кубань, ты наша родина» и др.

Московское жюри не могло поверить, что в столь короткий срок можно создать оркестр уровня, соответствующего всероссийскому конкурсу, и оркестр был сначала не допущен к участию, московскую публику беспокоили и анкеты самих участников. В конце концов в самый последний момент пришло долгожданное приглашение, и успех превзошел все ожидания. Г. Е. Авксентьев курировал этот оркестр более четырех лет, сосредоточившись в основном на работе с оркестром совторгслу-жащих, в который, освободившись, пришли многие колонисты-музыканты.

Во время войны Г. Е. Авксентьев получает назначение на должность художественного руководителя концертной бригады, обслуживающей красноармейские части и госпитали.

В середине 1940-х гг., после Победы, в жизни Г. Е. Авксентьева происходит событие, ставшее знаменательным для оркестрового исполнительства Южного Урала. Вот как об этом пишет он в своей книге: «Я уже обдумы-

вал планы работы, намечал мероприятия, делал первые шаги к организации новых музыкальных коллективов, как совершенно неожиданно получил вызов из Москвы: по указанию Комитета по делам искусств при Совете министров я вместе с братом должен выехать на Урал в Челябинск для организации русского народного оркестра в сто человек при Дворце культуры Тракторного завода имени Кирова.

Такое доверие было для меня настолько лестным, что я с поразительной быстротой собрался и выехал в Москву. Художественная самодеятельность на Челябинском тракторном заводе приняла в то время огромный размах, ею руководили видные деятели различных жанров искусства» [Там же, с. 52].

Как потом выяснил Г. Е. Авксентьев, на заводе уже была одна попытка создать струнный оркестр, однако из этого ничего не получилось. В результате руководство завода обратилось к братьям Авксентьевым (призвав на помощь и комитет при Совете министров), так как только их огромный опыт по созданию коллективов во многих городах и, естественно, музыкантский авторитет помогли бы реализовать данный творческий проект, тем более что возможности и желания у легендарных танкоградцев были колоссальными.

До этого времени большего по составу народного оркестра, по словам Авксентьевых, нигде не существовало, и перед рабочими Челябинского тракторного завода была поставлена абсолютно новая задача - создать такой коллектив [см.: 3].

После встреч с трудовыми коллективами и объяснения задач будущего оркестра, определения его инструментального состава Г. Е. Авксентьеву удалось организовать набор будущих участников, которых в течение нескольких дней набралось 280, после чего запись была прекращена.

В итоге был сформирован состав оркестра, в который вошли струнно-щипковые инструменты: домры, балалайки, гусли звончатые и усовершенствованные - щипковые и клавишные; смычковые: старинные русские (скрипки), так называемые гудки (от слова

93

гудеть) с их разновидностями (гудочек, гудок, гудило и гудище); духовые: свирели, жалейки, рожки; баяны и тембровые гармоники с их разновидностями: пикколо, гобой, труба, валторна, фагот и туба; ударные: литавры, бубны, треугольник, тарелки, ложки и др.

Уже через три месяца оркестр освоил несложную программу несмотря на то, что только пять человек из ста до этого умели играть на инструментах.

Руководство очень заинтересованно относилось к формированию коллектива оркестра, директор завода присутствовал на репетициях, а когда потребовалось обучить участниц играть на гуслях, откомандировал четырех работниц в Москву в Государственный русский народный оркестр им. Н. П. Осипова.

В июле 1946 г. администрация завода отправила весь коллектив оркестра в дом отдыха «Кыштым», где участники не только отдыхали, но и продолжали репетиционную работу. В Кыштыме оркестром были даны первые концерты, один из которых состоялся в драм-театре, после чего коллектив начал выступать в Челябинске.

Вскоре на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности рабочих и служащих оркестр занимает первое место в области и командируется в Москву на заключительный этап.

«В ранее проходивших Всесоюзных смотрах участвовали отличные самодеятельные оркестры русских народных инструментов, но число оркестрантов в них не превышало шестидесяти. Челябинский же оркестр имел в своем составе сто человек. И его можно было назвать уникальным, потому что все группы инструментов в нем были представлены исчерпывающе полно. По существу он был в то время единственным в Советском Союзе... Концерты нашего оркестра проходили в Колонном зале Дома Союзов и Концертном зале им. П. И. Чайковского. Оркестр участвовал также в заключительном концерте на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР в составе объединенного оркестра русских народных инструментов.

Наш коллектив был награжден Почетными грамотами и денежной премией» [4, с. 59].

Это было в 1947 г., а спустя два с половиной года оркестр тракторостроителей вновь прибыл в столицу. Как один из лучших самодеятельных оркестров страны он приглашается для выступления перед делегатами X съезда профсоюзов, состоявшегося в 1949 г. на сцене Колонного зала Дома Союзов. В работе съезда приняло участие большое количество зарубежных делегаций.

Г. Е. Авксентьев был страстным пропагандистом самодеятельного творчества, считая, что «путь к высотам мастерства, постижению искусства, его богатства, его законов и специфики, путь выявления дарования и расцвета его открывается в самодеятельных коллективах» [Там же, с. 60].

Поэтому не случайно из воспитанников Авксентьевых в оркестре Челябинского тракторного завода впоследствии выросли известные мастера профессионального искусства (как и в Ростове, Омске, Тбилиси): В. Меньшенин, солист-вокалист, обладавший прекрасным баритоном, солист Челябинского театра оперы и балета, заслуженный артист РСФСР; В. Кравченко, одна из ведущих солисток Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко; В. Коношенко, токарь, ставший впоследствии профессиональным музыкантом, артистом профессионального оркестра, а затем и руководителем известного в Челябинской области любительского оркестра из г. Златоуст-36 (ныне Трехгорный).

Как говорил В. А. Коношенко, пример Авксентьевых способствовал желанию во многом круто изменить свою судьбу уже в достаточно зрелом возрасте: поступить в музыкальное училище и связать себя с музыкой.

Челябинский период в творческой деятельности Г. Е. Авксентьева был сравнительно непродолжительным, где-то около пяти лет, но тем не менее плодотворным и значительным. Григорий Евгеньевич писал: «Я почерпнул для себя много полезного и интересного в общении с тракторостроителями. Обогатился мой творческий опыт, я основательно изучил

94

новые для меня музыкальные инструменты -гусли щипковые и клавишные, о которых прежде знал понаслышке, только видел и слушал в оркестрах имени Андреева и Осипо-ва! Познакомился с тембровыми гармониками (раньше я их даже и не видел) и гудками. Эти старинные смычковые инструменты - гудки -вводились нами в оркестр эпизодически, иногда из них мы составляли квартеты - гудочек, гудок, гудило, гудище...» [4, с. 62].

В начале 1950 г. Г. Е. Авксентьева переводят в г. Коломну для организации оркестра при Доме культуры паровозостроительного завода им. В. Куйбышева. Оркестр помимо сольной программы постоянно выступал с хором русской песни, смешанным хоровым коллективом, ансамблем танца, а 31 января 1954 г. в ознаменование 175-летия со дня первой постановки в Москве им была исполнена опера Соколовского и Фомина «Мельник - колдун, обманщик и сват».

В 1954 г. Г. Е. Авксентьев вернулся в Ростов-на-Дону, вновь возглавил созданный им почти 30 лет назад оркестр Дворца культуры «Энергетик».

27 мая 1955 г. в статье «Смотр народных талантов» из газеты «Молот» мы читаем: «Отрадным событием культурной жизни Ростова явился заключительный концерт самодеятельных коллективов города. Перед слушателями - оркестр народных инструментов клуба энергетиков (руководитель Г. Авксентьев). Зал наполняется задушевной мелодией русской народной песни "Вот мчится тройка почтовая". На фоне великолепного звучания оркестра выделяется лирической взволнованностью соло балалаечника Березовского. С подлинным мастерством и глубоким пониманием музыкальных образов сыграл оркестр украинскую народную песню "Реве та стогне Днипр широкий"» [6, с. 100].

В августе 1960 г. оркестр выступил в Москве: «Большое впечатление оставляет оркестр народных инструментов ростовского Дворца культуры "Энергетик". Специалисты в Москве дали ему оценку как одному из лучших оркестров в РСФСР. Почти полвека за дирижерским пультом - руководитель оркест-

ра Г. Е. Авксентьев. Свой многолетний опыт он сумел передать ученикам» [4, с. 66].

Несмотря на успехи оркестра под управлением Г. Е. Авксентьева в целом интерес к струнно-щипковым инструментам в Ростове заметно снизился [см.: 5]. Вот как объясняет этот процесс В. В. Ушенин, профессор Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова в своей монографии, описывая вклад Г. Е. Авксентьева в оркестровую культуре региона: «Массовое самодеятельное увлечение народными инструментами, берущее свое начало со времен В. В. Андреева и способствовавшее стремительному взлету оркестровой культуры предвоенных лет, ушло в прошлое. Скорее всего это объясняется тем, что становление народно-оркестровой культуры в нашей стране предопределялось деятельностью талантливых энтузиастов-самородков, опиравшихся на поддержку любительской аудитории и развернувших кипучую деятельность по созданию самодеятельных оркестров» [7, с. 13].

Возрождение этой культуры в 1960-е гг. в Ростове во многом связано с именем Г. Е. Авксентьева.

28 декабря 1960 г. Г. Е. Авксентьеву за заслуги в развитии оркестрового исполнительства на русских народных инструментах присваивается звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а 9 марта 1961 г. в Москве в Верховном совете Российской Федерации вручена грамота о присвоении этого высокого звания.

В 1962 г. он организует еще один оркестр при Доме культуры строителей, с которым в 1967 г. отметит свое восьмидесятилетие. В этом же году выходит книга «За дирижерским пультом», где Г. Е. Авксентьев попытался на личном примере обобщить опыт руководства и организации оркестрового коллектива: «Я взялся за перо, не обладая даром художника, только потому, что мне хотелось обо всем этом рассказать читателю, коллеге, в первую очередь молодому, рассказать о той большой радости, что освещала всю мою жизнь, работу.» [4, с. 66].

В Челябинске эстафету мастера организации оркестрового дела подхватили его талантливые ученики - С. Я. Садаков, вставший за

95

пульт оркестра тракторостроителей после его отъезда; И. Г. Минин, организатор оркестра магнитогорских металлургов, творческого соперника тракторозаводчан еще в то время, когда у руля этого коллектива стояли братья Авксентьевы; В. И. Нейферт, основатель оркестра Челябметаллургстроя и др.

Имена Г. Е. и В. Е. Авксентьевых особенно выделяются в истории оркестрового исполнительства на русских народных инструментах Челябинской области как имена основателей знаменитого оркестра в сто музыкантов на Челябинском тракторном заводе. Создание оркестра тракторостроителей в 1945 г.

дало мощный импульс развитию этого жанра в регионе, явившись основой для создания профессиональной школы игры на народных струнно-щипковых инструментах.

Среди их воспитанников известные дирижеры, композиторы, солисты знаменитых оперных театров, исполнители на различных народных инструментах: это композитор Н. Нариманидзе, известный хоровой дирижер и теоретик, профессор Санкт-Петербургской консерватории К. Ольхов, главный дирижер, основатель Новосибирского оркестра русских народных инструментов, народный артист России И. Гуляев и многие многие другие.

1. Аверин, В. А. Авксентьев Григорий Евгеньевич / В. А. Аверин // Енисейский энциклопедический словарь. -Красноярск: Русская энциклопедия, 1998. - С. 23-24.

2. Аверин, В. А. Таланты народные. Из истории исполнительства на русских народных инструментах в Красноярском крае / В. А. Аверин. - Красноярск, 1998. - 350 с.

3. Авксентьев, В. Е. Оркестр русских народных инструментов / В. Е. Авксентьев. - Москва, 1960. - 60 с.

4. Авксентьев, Г. Е. За дирижерским пультом / Г. Е. Авксентьев. - Ростов-на-Дону, 1962. - 72 с.

5. Андреев, В. В. Материалы и документы / В. В. Андреев. - Москва, 1986. - С. 11-12.

6. Зубченко, О. В. Григорий Евгеньевич Авксентьев / О. В. Зубченко // Донские страницы: Воспоминания. Очерки. Документы): сборник. - Ростов-на-Дону. - Вып. 5, 1987.

7. Ушенин, В. В. Народно-ансамблевое исполнительство на Дону: история и современность. Очерки, статьи, воспоминания / В. В. Ушенин. - Ростов-на-Дону, 2008. - 232 с.

Сдано 15.05.2013 V. I. Lavrishin

G. E. AVKSENTYEV - FAMOUS FIGURE OF ORCHESTRAL PERFORMING ART ON RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS

The article is devoted to the contribution of G. V. Avksentyev into the development of folk-orchestral performing art boht in the Ural and in other regions of Russia. The author pays special attention to the activity of a musician on the gorunds of the Chelyabinsk tractor works orchestra.

Keywords: orchestral poerforming art, G. E. Avksentyev, V. E. Avksentyev

1. Averin, V. A. Avksentyev Grigory Yevgenyevich / V. A. Averin // Enisejskij entsiklopedicheskij slovar' [Yeniseysk Encyclopaedia Dictionary]. - Krasnoyarsk: Russkaya entsiklopediya, 1998. - P. 23-24.

2. Averin, V. A. Talanty narodnye. Iz istorii ispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah v Krasnoyarskom krae [Folk talents. From the history of Russian folk instruments performing art in the Krasnoyarsk territory] / V. A. Averin. - Krasnoyarsk, 1998. - 350 p.

3. Avksentyev, V. E. Orkestr russkih narodnyh instrumentov [Russian folk instruments orchestra] / V. E. Avksentyev. -Moscow, 1960. - 60 p.

4. Avksentyev, G. E. Za dirizherskim pul'tom [On a conductor's stand] / G. E. Avksentyev. - Rostov-on-Don, 1962. - 72 p.

5. Andreev, V. V. Materially i dokumenty [Materials and documents] / V. V. Andreev. - Moscow, 1986.

6. Zubchenko, O. V. Grigory Yevgenyevich Avksentyev / O. V. Zubchenko // Donskie stranitsy: Vospominaniya. Ocherki. Dokumenty [The Don pages: Memories. Essays. Documents]. - Rostov-na-Donu. - Issue 5, 1987.

7. Ushenin, V. V. Narodno-ansamblevoe ispolnitel'stvo na Donu: istoriya i sovremennost': Ocherki, stat'i, vospominaniya [Folk-ensemble performing art on the Don: history and modern times: essays, articles, memoires] / V. V. Ushenin. - Rostov-on-the Don, 2008. - 232 p.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.