Великолепная четверка —
Кризис рано или поздно закончится. Чтобы после стабилизации экономики не оказаться на обочине, а, напротив, остаться в ряду восходящих центров, к коим относят себя страны БРИК, Россия должна принять серьезные меры — в первую очередь в области управления хозяйственными процессами.
Так считает Владимир Давыдов, профессор, доктор экономических наук, директор Института Латинской Америки РАН.
Мы выглядим хуже других
— Как страны БРИК отреагировали на кризис? По мнению некоторых ученых, кризис должен их не сблизить, а, наоборот, разъединить.
— Кризис — серьезное испытание для концепции и практики БРИК. Конечно, в ходе финансовых катаклизмов страны БРИК вынуждены в первую очередь заниматься внутренними проблемами. Это несколько ослабило приоритетность их взаимодействия. Но далеко не во всем. Симптоматично, что во время кризиса наблюдался очень быстрый прирост торговых сделок между Бразилией и Китаем. В I квартале этого года Китай опередил США и стал торговым партнером Бразилии номер один. И это косвенно подтверждает, что страны БРИК друг другу нужны.
У того же Китая произошло сокращение товарооборота на американском направлении, хотя США по-прежнему основной торговый партнер Китая. Они обеспечивают основную массу поступлений от экспорта. Но американ-
Владимир
ДАВЫДОВ,
директор Института Латинской Америки РАН
ская экономика становится менее устойчивой, менее надежной, чем раньше. Поэтому и Китаю нужна сейчас внешнеэкономическая диверсификация не в меньшей мере, чем другим. К этому довольно энергично стремились все страны БРИК.
К сожалению, Россия оказалась менее энергичной в преодолении кризиса. Кризис лучше выдерживают страны, обладающие санированной и консолидированной банковской системой, у которых в годы «тучных коров» (2002-2007) произошла внешнеторговая диверсификация — и географическая, и по номенклатуре; произошел выход на более динамичные рынки — прежде всего, азиатские; уменьшилось бремя внешней задолженности, не только государственной, но и корпоративной. Если эту кальку переложить на нас, то мы увидим, что Россия, увы, очень инертна, в том числе в кредитно-банковской сфере. Реформы проводились одна за другой, но серьезной работы в этом направлении, похоже, не было.
Если судить по общеэкономическим параметрам, то индийская экономика держится лучше остальных. В Бразилии спад, но пока небольшой. Китай существенно потерял в динамике экономического роста. До кризиса прирост составлял 11-12%, по итогам последнего квартала — 6,1%. Для Китая это — серьезный вызов. На XXVII съезде Коммунистической партии Китая провозглашен курс на отход от сугубо экспортной ориентации и на использование потенциала внутреннего рынка. Но кризис не стал дожидаться переориентации.
Однако мы в этом отношении гораздо дальше отстоим от Китая. Около 50% продовольствия мы импортируем, причем базовые продукты, а не только экзотические вина и фрукты. Это мясо-молочная продукция, овощи, бобовые, рис. Исключение составляет, пожалуй, пшеница. И в связи с изменением курса рубля проблема встала в полный рост. Другая сфера экстремальной зависимости от импорта — медикаменты.
Итак, впечатление от нашей реакции на кризис не самое радужное. Мы выглядим хуже других в группе БРИК. А от этого страдает авторитет нашей страны, в том числе у партнеров по БРИК. Конечно, эти государства лучше держатся в том числе и за счет резерва натурального хозяйствования. В Индии доля населения, вовлеченного в современное потребление и производство значительно меньше, чем у нас. И в Китае велик удельный вес населения, которое фактически находится на самообеспечении, а потому привычно к низким стандартам
REUTERS
потребления. Но эти страны, в отличие от нас, все-таки начали процесс модернизации, нашли перспективные направления, у них более прочная кредитно-финансовая, банковская система.
В годы «тучных коров», высокой конъюнктуры, очень благоприятные для России, мы, увы, не совершили нужного стратегического маневра. Мы долго сидели на мешке денег, когда «грянул гром» начали их массово тратить, но без должного эффекта. Президент Медведев на днях публично признал, что 175 млрд. руб., брошенных на поддержку фондового рынка, были совершенно напрасными тратами.
Не была должным образом согласована и очередность антикризисных мероприятий: что ран-ше, что позже. Условно говоря, накачивая банки ликвидностью, нужно было принять превентивные
Кто придумал БРИК?
В 2001 году инвестбанк «Голдмэн энд Сакс» выделил четыре наиболее динамично развивающиеся страны и впервые употребил термин БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), которые в будущем станут играть очень важную роль в мире. В 2007 году в числе потенциальных лидеров было названо еще 11 стран, в первую очередь Мексика. Авторы исследования констатировали, что совокупный вес БРИК по итогам 2007 года составил 15% мирового ВВП. К 2041 году, по их мнению, Китай станет самой развитой экономикой,
а Индия к 2035 году займет третье место в мировой иерархии после США и Китая. По словам Владимира Давыдова, директора Института Латинской Америки РАН, кризис не сильно скорректировал прогнозы относительно развития стран группы БРИК. Теперь есть сомнения только по поводу лидерства России. В то же время отечественные китаеведы и индологи занялись изучением перспектив взаимодействия в рамках евроазиатского «треугольника» Россия — Индия — Китай (РИК). Вопрос о нем поставил еще Евгений Примаков в бытность министром иностранных дел.
меры для предотвращения утечки капитала, массового перевода средств на валютный рынок. Это было сделано, но постфактум. Дмитрий Анатольевич Медведев очень удивлялся: он три месяца назад дал указание делегировать для контроля комиссаров (интервенторов ЦБ), а их до сих пор нет.
Мы не ввели ограничения на внешнюю корпоративную задолженность. Наши внешние долги по линии государства сейчас невелики ($30 млрд. по итогам 2008 года), но одновременно резко возросла корпоративная задолженность — до $500 млрд. Наши крупные корпорации вели авантюристическую политику с точки зрения внешних заимствований. Государство же не выполнило своих обязательств — регулировать гонку внешнего долга корпораций, предотвращать колоссальную утечку капитала.
Вывод активов в конце прошлого года — начале этого был страшный, и государство не смогло ничего серьезного противопоставить. В прошлом году у нас ушло за рубеж $120 млрд. Только на Кипре в последние месяцы прошлого года осело $24 млрд. Удельный вес офшорной практики в нашем бизнесе существенно выше, чем, например, в Бразилии. К счастью, цифра выведенных на Кипр активов наконец испугала — Россия заключила соглашение с Кипром о том, чтобы там ввели более жесткий налоговый режим.
По словам Путина, сказанным примерно полтора месяца назад, объем ресурсов, направленных у нас на противодействие кризису, эквивалентен 12% ВВП. В Евросоюзе и США эта доля существенно меньше. Этот показатель выше, кажется, только в Казахстане — 14% ВВП. Колоссальные средства должны были бы хорошо работать, а они этого не делали, потому что наша система не достаточно эффективна. Механизм принятия решений у нас довольно быстрый. Но решение принять — одно, другое дело добиться его выполнения.
По прогнозам серьезных аналитиков, во второй половине года мировые цены на нефть выйдут на уровень $60-70 за баррель. Экспортные поступления в 2009 году сократятся по сравнению с прошлым годом, но все равно будут довольно значительными. Для нас даже $45 за баррель — неплохой показатель. Наша основная проблема — в низкой эффективности управления хозяйственными процессами. Это — большая беда нашей экономики.
Кризисы приходят и уходят, даже такой серьезный, как нынешний, рано или поздно закончится. Но сможем ли мы через некоторое время выглядеть так же убедительно, как в 2007 году? Чтобы не оказаться на обочине, остаться в ряду восходящих центров, нужны энергичные меры.
Да, у нас остается военная мощь, экономический потенциал. Но задачу модернизации экономики, несмотря на колоссальные финансовые ресурсы, мы не выполнили абсолютно. И она откладывается на «потом».
— Сырьевых ресурсов и военной мощи для веса в группе не достаточно?
— Это серьезная гиря на весах России, но нам нужно поднимать экономику, чтобы представлять интерес для других членов «четверки», иметь достаточный международный авторитет на дальнюю перспективу.
ФОТОБАНК ЛОРИ
Юань Вакуум влияния
де-факто уже — Многие высказывают мысль о том, что БРИК —
становится это больше теория, чем реальность, некое аморфное
резервной объединение_____
валютой. — В принципе эта «четверка» уже сейчас координи-
рует свою политику по крупным международным вопросам. Существует механизм постоянных консультаций, и это сказывается на позициях, которых страны БРИК придерживаются в той же «двадцатке». Не могу сказать, что они выступают солидарно, но с близких позиций, что помогает продвигать индивидуальные интересы каждой из стран.
Объективно — да. Феномен БРИК находится еще в зародыше. Но нужно понимать, что есть перспектива, объективные тенденции, которые заключаются в том, что развитие ЕС и США замедляется. Они не смогут определять мировую ситуацию так, как делали это до сих пор, что может привести к образованию определенного вакуума. Я думаю, что все члены «четверки» заинтересованы в заполнении этого вакуума влияния, чтобы исключить ситуации перекосов или хаоса в мировом порядке.
Многополярный мир будет позитивом, только если будет упорядочен. Нужна новая его организация, механизм глобального регулирования. БРИК — один из зародышей нового механизма регулирования, согласования интересов, отстаивания позиций, решения крупных международных проблем. И этот механизм находится в стадии формирования: от первых консультаций, совместных совещаний в ООН страны перешли к регулярным ежегодным встречам на уровне министров иностранных дел. В прошлом году было принято решение о проведении саммита в Екатеринбурге.
— В решении каких вопросов заинтересованы Корпоративная страны БРИК, и Россия в том числе?
задолженность — Надо, чтобы голос каждой из стран был более ве-
российских сомым в существующих Бреттон-Вудских институтах. Там
компаний сейчас доминируют США, препятствующие изменениям
по итогам 2008 в соотношении голосов в МВФ и Всемирном банке. Так,
года составила Китай может обеспечить увеличение ресурсов для борь-
$500 млрд. бы с кризисом, о чем так красочно говорили в Лондоне
и Вашингтоне на саммите «двадцатки». Но в этом случае Китай должен иметь большую долю голосов в МВФ и принимать более весомое участие в выработке ключевых решений.
Разумеется, Россия, Индия и Бразилия также стремятся иметь гораздо более весомый голос в принятии решений в системе глобального регулирования (МВФ, ВБ, ВТО). Бразилия и Индия, кроме того, хотят стать постоянными членами Совета Безопасности. Им, несомненно, нужна поддержка России и Китая в этом вопросе.
Сейчас юань де-факто становится резервной валютой — китайцы со многими странами заключают соответствующие соглашения. В ходе встречи «двадцатки» в Лондоне они предложили, а мы поддержали, некоторые меры по переходу на альтернативную резервную валюту. Ведь доллар не справляется со своими функциями. Это вопрос действительно важный и сложный, на «двадцатке» его не стали рассматривать всерьез. Он, конечно, требует времени для созревания, но неизбежно в силу уже обозначившихся тенденций пробьет себе дорогу.
В принципе отход от монополии доллара уже произошел — с введением евро — недавно отпраздновали его десятилетний юбилей. Кризис должен этот процесс ускорить, поскольку проявилась непозволительная неустойчивость доллара, что не пристало ключевой резервной валюте мира.
Уже много говорилось о том, что кризис должен подтолкнуть перестройку мировой финансовой архитектуры. Это был один из основных тезисов президента Франции Николя Саркози. Канцлер Германии Ангела Меркель также упоминала об этом, Барак Обама согласился. Но одно дело говорить, а другое — делать. Ни на совещании «двадцатки» в Вашингтоне в конце прошлого года, ни в Лондоне в апреле не было выдвинуто конструктивной идеи, концепции изменения механизма финансово-эко-
В прошлом году из России за рубеж ушло $120 млрд. Только на Кипре в последние месяцы прошлого года осело $24 млрд.
Индийская экономика выдерживает кризис лучше всех в БРИК.
номического регулирования. Есть какие-то наметки. Говорят о том, что нужно решать вопрос с резервной валютой или перейти на корзину валют, как уже сделал МВФ в 1976 году.
На последнем саммите «двадцатки» в Лондоне решено было вложить $250 млрд. в увеличение эмиссии СДР. (Special Drawing Rights — специальные права заимствования — эмитируемое МВФ резервное и платежное средство. В 1976 году курс СДР определялся на основе корзины валют 16 стран. С 1981-го — на основе пяти основных валют — ред.) Но такого рода решение явно не соответствует масштабу кризиса и возросшей турбулентности на валютных, биржевых и прочих рынках. При этом решено накачать ресурсами МВФ — дабы иметь возможность поддерживать проблемные страны, начиная от Исландии и кончая Латвией, Румынией, Украиной. Договорились увеличить ресурсы Всемирного банка, чтобы он мог кредитовать. Прозвучало предложение сформировать в системе ООН специальный орган по регулированию мировых экономических процессов, вырабатывать там новые нормы. Но пока это наметки.
— Когда окончательно произойдет смена старых финансовых механизмов новыми?
— Произойдет ли это в 2010 году или в 2015-м — на этот счет трудно дать какой-либо прогноз. Важно то, что в этом направлении движутся мировые процессы, происходят изменения в соотношении сил. А раз так, то во избежание мировых конфликтов механизм глобального экономического регулирования нужно приводить в соответствие с новыми условиями, с новой расстановкой ключевых игроков. Важно, чтобы это перераспределение происходило цивилизованно, эволюционно, а не на основе столкновений, тем более военных. БРИК — один из механизмов, который позволит это осуществить. БРИК соответствует национальным интересам России.