Научная статья на тему 'Брик - новый формат интеграции стран - лидеров развивающегося мира'

Брик - новый формат интеграции стран - лидеров развивающегося мира Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
256
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ БРИК / BRIC COUNTRIES / "БОЛЬШАЯ ЧЕТВЕРКА" / "THE BIG FOUR" / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERNATIONAL INTEGRATION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / POLITICAL AND ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сенокосов Алексей Георгиевич

Статья посвящена новой международной организации БРИК. Это объединение было создано в 2008-2009 гг. и представляет собой альянс ведущих развивающихся стран мира: Бразилии, России, Индии и Китая. Автор прослеживает историю появления БРИК, анализирует внутреннее устройство организации, специфику отношений между ее членами в различные периоды современной истории, а также реакцию на появление БРИК со стороны стран Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIC as a New Integration Framework for Leading Countries of the Developing World

The article deals with BRIC, a new international organization founded in 2008-2009 as an alliance of the key developing countries: Brazil, Russia, India, and China. The author traces the history of this organization, its structure, the relations between its partners in different periods of modern history; the article particularly emphasizes the reaction of the West to the foundation of BRIC.

Текст научной работы на тему «Брик - новый формат интеграции стран - лидеров развивающегося мира»

А.Г. Сенокосов

БРИК - НОВЫЙ ФОРМАТ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН - ЛИДЕРОВ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ МИРА

Статья посвящена новой международной организации - БРИК. Это объединение было создано в 2008-2009 гг. и представляет собой альянс ведущих развивающихся стран мира: Бразилии, России, Индии и Китая. Автор прослеживает историю появления БРИК, анализирует внутреннее устройство организации, специфику отношений между ее членами в различные периоды современной истории, а также реакцию на появление БРИК со стороны стран Запада.

Ключевые слова: страны БРИК, «Большая четверка», международная интеграция, политическая и экономическая кооперация.

В статье автор хотел бы проанализировать историю возникновения и ключевые особенности новой международной организации БРИК, рассмотреть взаимодействие ее участников между собой и реакцию на появление новой структуры со стороны стран Запада.

Касаясь истории появления БРИК, хотелось бы напомнить, что в 1990-е годы, после распада социалистического лагеря и окончания холодной войны, мир столкнулся с перспективой установления однополюсного миропорядка. США стали претендовать на мировое господство. Развивающиеся страны столкнулись с трудными проблемами, потому что Запад отказывал им в доступе к передовым технологиям, навязывал неравноправные торгово-экономические условия, тормозил их развитие, стал практиковать так называемые «гуманитарные интервенции». Для политической элиты значительной части стран третьего мира стала очевидной необходимость объединения их усилий, чтобы сообща противостоять диктату Запада и бороться за «место под солнцем».

© Сенокосов А.Г., 2012

Уже в середине 1990-х годов появились первые идеи объединения стран - лидеров «незападного мира». Впервые идею «стратегического треугольника» РИК попытался озвучить председатель Госдумы РФ И. Рыбкин во время официального визита в Дели осенью 1994 г. Никакой реакции на нее тогда не последовало1. В 1998 г. Е. Примаков, в бытность его министром иностранных дел России, предложил концепцию «стратегического треугольника» РИК в качестве ответа на расширение НАТО на Восток. Однако в тот период этот проект оказался не востребован российской политической элитой, по-прежнему смотревшей на Запад. Кроме того, он недоучитывал сложности в тогдашних китайско-индийских отношениях. Пекин и Дели восприняли идею треугольника без энтузиазма. Индийский публицист Дэв Мурарка, к примеру, заявлял: «Бороться за создание блока РИК - все равно, что махать крыльями в пустоте <...> Россия больше тяготеет к Европе и Америке, Китай никогда не был заинтересован в таком альянсе. У Индии, пользуясь выражением Ницше, нет "воли к власти" и необходимости в реализации такого проекта. Кроме того, китайцы невысокого мнения об Индии, а индусы не доверяют Китаю»2.

Помимо политических разногласий, развитию сотрудничества стран БРИК вплоть до начала XXI в. препятствовали сложившиеся стереотипы. Политическая элита этих государств, в том числе и России, привычно смотрела на Запад, а друг друга воспринимала по остаточному принципу. Все 1990-е годы считалось, что страны БРИК никакого принципиального интереса друг для друга не представляют. Известный либеральный экономист Евгений Ясин по поводу БРИК еще недавно заявлял: «Место БРИК в мировой экономике такое: Китай - мастерская мира, Индия - бюро добрых услуг, Бразилия - мировая ферма, а Россия - всемирная кочегарка (поставщик энергии)»3. Например, Бразилия в нашей стране с советских времен ассоциируется с футболом, карнавалом и растворимым кофе, а о том, что эта страна уже превратилась в крупную промышленную державу, в третьего в мире производителя самолетов, почти никто и не знал.

Тем не менее идея объединения стран - лидеров незападного мира постепенно пробивала себе дорогу. Моментами истины стали односторонние действия США, направленные на закрепление их гегемонии в мире. Косово - 1999 г., Афганистан - 2001 г., Ирак -2003 г. показали, что ни одна страна в мире в одиночку не осмеливается бросить вызов Америке. В этих условиях в политической элите крупных развивающихся стран сложилось понимание необходимости объединения их усилий. В 1999-2001 гг. в академических кругах и правительственных структурах трех стран началась широкая

интенсивная научная проработка проблем взаимодействия «стратегического треугольника» РИК в областях внешней политики, безопасности, экономики4. Интересы взаимного сотрудничества стали перевешивать имевшийся негатив. К тому же стала очевидной политика Запада «разделяй и властвуй», стремившегося не допустить объединения усилий стран - лидеров незападного мира. За основу для сближения был принят принцип «закрыть прошлое и открыть двери в будущее».

Провозвестниками рождения БРИК стали формирование ШОС (2001 г.), налаживание постоянного консультационного механизма в формате РИК и активное подключение к происходящим процессам Бразилии.

В 2001 г. впервые появилась аббревиатура БРИК. Она была запущена в докладе группы экспертов американского инвестиционного банка "Goldman Sachs". Автором термина стал аналитик Д. О'Нилл. В 2003 г. банк опубликовал развернутое прогностическое исследование, в котором указывалось, что к 2050 г. экономика стран БРИК по своему объему превзойдет экономику стран Запада, и тогда эти государства начнут оказывать доминирующее экономическое, а возможно и политическое влияние на мировое развитие. Последующие несколько лет продемонстрировали, что ждать 2050 г. не потребуется, все происходит гораздо быстрее. В прогнозе 2003 г. указывалось, что на страны БРИК будет приходиться 10% мирового ВВП к 2010 г., однако по факту уже в 2007 г. их показатель превысил 15%5.

По мере динамичного экономического подъема стран БРИК они стали проявлять растущую склонность к экономическому и дипломатическому взаимодействию. В 2001-2005 гг. они активизировали свое сотрудничество в рамках ООН и в формате различных встреч на высшем уровне. Процесс конституирования БРИК набирал обороты. Поворотной точкой от «виртуального альянса» к реально действующей структуре стала встреча министров иностранных дел стран БРИК в Екатеринбурге в 2008 г. На ней было согласовано решение о придании организации БРИК официального статуса и переводе ее на высший государственный уровень.

В июне 2009 г. в Екатеринбурге состоялся первый саммит глав государств четверки БРИК. На нем осуществлялась выработка согласованных позиций 4 стран по широкому кругу международных вопросов и укреплению институциональных основ коалиционной группировки6. Во-первых, был зафиксирован его перевод на регулярную ежегодную основу. Во-вторых, стороны договорились сообща отстаивать свои интересы на международной арене на основе принципов равноправия, поддержки многополярности и верховен-

ства международного права. В-третьих, были согласованы позиции по борьбе с мировым экономическим кризисом. Наконец, в-четвертых, активизируется сотрудничество по широкому спектру вопросов (наука, образование, экономика, энергетика). Второй саммит БРИК прошел в Бразилии в апреле 2010 г. На нем российским президентом Д. Медведевым была выдвинута инициатива о создании к 2020 г. зоны свободной торговли для стран - участниц объединения. Формат БРИК позволяет не допускать доминирования какой-то одной страны, например, Китая и позволяет принимать решения на равноправной основе7. Сейчас БРИК быстро выделяется в отдельное самостоятельное и, пожалуй, наиболее перспективное направление внешней политики РФ.

Вплоть до недавнего времени наиболее проблемным звеном выглядели двусторонние отношения между Китаем и Индией. Но с началом XXI в. к лидерам Китая и Индии пришло осознание того, что конфликтные отношения играют на руку только США, которые активно пользуются их противоречиями. При этом обе азиатские державы многое теряют, не используют полностью потенциал взаимного сотрудничества. Начиная с 2001 г. стороны предприняли шаги к улучшению своих взаимоотношений. В частности, в 2003 г. была принята «Декларация о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве», ставшая краеугольным камнем современных китайско-индийских отношений8. В основу их были положены отношения доверия и взаимной выгоды. Стороны фактически договорились отложить свои территориальные споры на неопределенное будущее и не акцентировать внимание на этом вопросе.

С января 2005 г. на уровне МИДов действует так называемый «Совет мудрецов» - форум авторитетных экспертов, которые регулярно собираются и обсуждают проблемы китайско-индийских отношений и ключевые международные проблемы9. Началось сотрудничество по партийной линии, проводятся встречи парламентариев. В 2005 г. заявлено о стратегическом партнерстве и отношениях добрососедства, Китай снял свои возражения на членство Индии в Совбезе ООН, занял более сбалансированную позицию в непростом индо-пакистанском диалоге.

В последнее десятилетие резко интенсифицировалась китайско-индийская взаимная торговля. В 2005-2008 гг. ее объем утроился и достиг 51,8 млрд долл., увеличившись за 20 лет в 250 раз10. Китайско-индийская торговля стала самой быстрорастущей в мире. Экономический кризис 2008-2009 гг. в Китае и Индии привел к некоторому сокращению темпов роста ВВП, однако и в этих условиях стороны поступательно развивали свое сотрудничество.

Значительный прогресс, по сравнению с предшествующими десятилетиями, был достигнут в российско-китайских отношениях. Его основой стал Большой Договор о дружбе 2001 г., разрешивший территориальные споры двух государств и заложивший прочный фундамент всестороннего сотрудничества, выходящего на стратегический уровень. За 2000-2008 гг. товарооборот между двумя странами вырос с 6 до 58,8 млрд долл., то есть почти в 10 раз11.

Сравнительно отстающим звеном выглядят пока отношения Россия-Индия. Двусторонний товарооборот колебался в последние годы на отметке 5-7 млрд долл., при этом основными статьями торговли выступали энергоресурсы и военная техника. Обе стороны заинтересованы в интенсификации сотрудничества, исходя как из собственных интересов, так и из соображений поддержки баланса в непростом диалоге с Китаем.

О Бразилии хотелось бы сказать особо. Если Индия и особенно Китай в настоящее время в России признаны важными партнерами, будущими сверхдержавами, то в отношении Бразилии этого нет. У нас существуют стереотипы «удаленности, малопривлека-тельности, третьемирскости» этой страны. Для нас Бразилия - это карнавал, футбол, самба, жители Рио «все поголовно в белых штанах». Между тем забывают о том, что это крупная промышленная держава, по своему потенциалу и уровню развития сопоставимая с Россией. Кстати, аналогичное восприятие наблюдается и в Бразилии, где зачастую послушно повторяются штампы, тиражируемые в западных СМИ и воспроизводится «матрешечная экзотика»: Россия - страна морозов, медведей и водки12.

Следует отметить в связи с этим, что с начала XXI в. бразильская дипломатия резко активизировала свою активность в поиске новых партнеров. Известно нашумевшее заявление бразильского президента Лулы да Силвы: «XIX век был веком Европы, XX - веком США, а XXI будет веком Бразилии». Чтобы реализовать свои амбиции, Бразилия попыталась стать политическим лидером стран глобального Юга, объединить их под своим руководством и подключить их ресурсы к собственному развитию. Поэтому бразильцы стали настоящими чемпионами по выдвижению разнообразных интеграционных инициатив в формате межрегионального сотрудничества по линии Южная Америка - Ближний и Средний Восток, Южная Америка - Африка, Южная Америка - страны Персидского Залива.

В декабре 2002 г. в Вашингтоне Лула да Силва заявил: «Бразилия будет стремиться к поиску новых партнеров среди тех государств, которые по размерам и потенциалу похожи на нас. Это Россия, Индия, Китай». Вслед за этим резко интенсифицировалось

политическое и экономическое взаимодействие Бразилии с Индией и особенно с Китаем. В 2009 г. КНР опередила США и стала крупнейшим торговым партнером Бразилии. Бразилия интенсивно развивала кооперацию с КНР и Индией в развитии возобновляемых источников энергии (этанол и биодизель), биотехнологий, фармацевтики, ядерной энергии, космоса13.

Известно, что в тройке РИК Россия имеет самый большой опыт взаимодействия с Бразилией - дипломатические отношения между нашими странами были установлены еще в 1828 г. Но на современном этапе, в отличие от Индии и Китая, Россия пока остается «слабым звеном» в контактах с Бразилией. России мешают стереотипы «удаленности» и «нетрадиционности», чего не скажешь об Индии и Китае по отношению к Бразилии. России мешает комплекс «пе-риферийности», метаний между Востоком и Западом, восприятия стран третьего мира по «остаточному принципу».

Несмотря на трудности и проблемы, с которыми сталкиваются страны БРИК в развитии контактов между собой, в целом процесс идет успешно и демонстрирует положительную динамику. Альянс БРИК стал весомым фактором в международной политике, засвидетельствовав крупные сдвиги, происходящие в расстановке сил на мировой арене.

В начале XXI в. развитые страны столкнулись с ситуацией, когда инициированная ими глобализация, по сути дела, начала оборачиваться против них. Большинство стран третьего мира, отложив в сторону свои прежние разногласия, сконцентрировалось на нуждах экономического развития, используя открывшиеся новые возможности. Темпы развития развивающихся стран стали опережать развитые государства в 2-3 раза. Например, в 2007 г. рост ВВП в развитом мире составил 2,3%, а в развивающемся - 7,5%14. В 2008 г. общий ВВП развивающихся стран впервые превзошел ВВП развитых. В этих условиях у развивающихся стран стало появляться все больше возможностей для сотрудничества по линии «Юг-Юг», взаимодействия между собой.

Формирование в 2008-2009 гг. объединения БРИК ознаменовало выход интеграционных процессов в развивающемся мире на качественно новый уровень. Дело в том, что каждая из стран -участниц БРИК, помимо того, что она входит в число крупнейших государств мира по территории, населению, экономическому потенциалу, является вместе с тем и региональным центром, объединяя вокруг себя многие более мелкие государства. Соответственно, в рамках БРИК оказывается возможна кооперация не только четырех крупнейших развивающихся стран, но опосредовано, - и регионов, которые они представляют. БРИК объединяет страны - лидеры

развивающегося мира и в перспективе обладает потенциалом для координации усилий большинства стран Юга. БРИК является и выразителем жизненных интересов развивающихся стран, поскольку все его участники солидарны в стремлении к построению многополярного мира, выступают за укрепление роли ООН и международного права, за отказ от практики «гуманитарных интервенций», за коллективный подход к решению глобальных проблем.

По сути дела, БРИК стал первой глобальной организацией Юга, доступ в которую для развитых стран Севера закрыт. Естественно, на Западе оказались крайне встревожены оформлением альянса стран -лидеров «незападного мира». Недаром в своей инаугурационной речи президент Франции Н. Саркози среди трех главных вызовов Западу выделил усиление позиций стран БРИК. Пытаясь воспрепятствовать оформлению альянса стран БРИК, США неоднократно предпринимали попытки перехватить инициативу. Например, еще в апреле 2005 г. К. Райс внесла предложение о создании «сообщества великих многонациональных демократий» (США, Бразилия, Индия, ЮАР) - без участия РФ и КНР. США постарались разделить четверку БРИК путем «дифференцированного подхода» - сближения с Бразилией и Индией, их отрыва от России и Китая.

Мировой экономический кризис 2008-2009 гг., события 2008 г. на Кавказе показали, что США уже не справляются с ролью единственной сверхдержавы. Среди значительной части западной политической элиты возникло понимание того, что разрешение глобальных мировых проблем в узком «семейном кругу» G-7 невозможно, необходимо подключение к диалогу и крупных развивающихся стран. Один из крупнейших американских обществоведов Пол Кеннеди в своей статье в "The Wall Street Journal" от 14 января 2009 г. образно описал суть возникших перед США проблем. «Америка - это сильный человек с гармонично развитой мускулатурой, который способен в течение долгого времени идти в гору даже с весьма увесистым рюкзаком за плечами. Но если сил у этого человека становится все меньше (экономические проблемы), а груз увеличивается (доктрина Буша), и двигаться надо по сильно пересеченной местности (появление новых великих держав, международный терроризм, проблема несостоятельных государств), наш энергичный пешеход начинает замедлять шаг и даже спотыкаться. Именно тогда более проворные, меньше нагруженные люди могут сначала сократить отставание, затем поравняться с ним и, возможно, даже обогнать»15.

Осознав появление объединения БРИК как крупной значимой силы, влиятельные политические круги на Западе стали проявлять склонность считаться с ней. Для них стало ясно, что игнорировать далее мнение развивающихся стран становится опасно, развитые стра-

ны в одиночку не справятся с мировым экономическим кризисом и другими вызовами. И в результате конфигурация мировой архитектуры стала меняться на наших глазах. На фоне бесконечных дебатов относительно реформирования ООН, МВФ и Всемирного банка параллельно и как бы «самопроизвольно» рождаются новые структуры не только в области экономической интеграции, но и в сфере международной безопасности, множатся форумы и строятся новые коалиции в целях нахождения коллективных ответов на ключевые вызовы XXI в. Впервые к обсуждению важнейших международных проблем стали допускать крупнейшие развивающиеся страны, что ранее делалось лишь в узком «семейном» западном кругу.

В июне 2007 г. в Германии в г. Хайлигендам впервые состоялся совместный саммит стран «Большой Восьмерки» и лидеров пяти крупнейших развивающихся стран (Бразилия, Индия, Китай, Мексика, ЮАР). С этого времени встречи в формате 08+05 проводятся регулярно. По названию города эти совместные переговоры именуются «Хайлигендамским процессом». Акцент при этом делается на таких темах как развитие, международные инвестиции, инновации и энергетика.

Вторым важнейшим международным форумом с участием развивающихся стран стала «Большая двадцатка». Впервые она собралась еще в 1999 г. для обсуждения мер по борьбе с последствиями Азиатского кризиса. До середины 2008 г. происходили спорадические встречи на уровне министров финансов и управляющих Центральных банков. В условиях развернувшегося острейшего финансового кризиса осени 2008 г. именно этот формат оказался востребован, поскольку западные страны в одиночку не справлялись с кризисом, им срочно потребовалось содействие развивающихся стран, накопивших к тому времени несколько триллионов долларов золото-валютных резервов. В 0-20, наряду с представителями ЕС, 0-7 и БРИК, входят Аргентина, Мексика, ЮАР, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия и Южная Корея. В 2007 г. на эти 20 стран приходилось 62% мирового населения и 77% ВВП16.

На саммите 0-20 в Вашингтоне (ноябрь 2008 г.) осуществлялась выработка срочных коллективных мер по борьбе с кризисом. Саммит в Лондоне (апрель 2009 г.) уже приступил к серьезному обсуждению модели новой международной финансовой системы. Были приняты конкретные решения о наделении МВФ и ВБ дополнительными ресурсами для преодоления кризиса.

Третий саммит 0-20 в Питтсбурге (сентябрь 2009 г.) принял ряд важных решений. Во-первых, Запад фактически дал согласие на участие ведущих стран третьего мира в реформировании международной финансовой системы. Ее реформа осуществляется именно в

формате 0-20, а не в прежнем С-8. Во-вторых, были осуществлены первые шаги в этом направлении. Готовясь к саммиту, еще в июле 2009 г. МВФ принял беспрецедентное решение о размещении своих облигаций среди правительств стран-участниц. На саммите в Питтсбурге было согласовано приобретение Китаем облигаций на 50 млрд долл., Индией, Россией, Бразилией - по 10 млрд долл.17 За этим решением в конце 2010 - начале 2011 г. должно последовать увеличение квот стран БРИК в уставном капитале МВФ, а значит, расширение и влияние на принятие решений в рамках этой финансовой организации. На саммите прозвучали и предложения о переходе на новую мировую резервную валюту.

Во многом этот процесс реформирования обеспечен стремлением новой администрации США во главе с Б. Обамой отказаться от жесткого курса Дж. Буша-мл., «произвести перезагрузку» отношений и «сменить имидж» США. Иначе уже невозможно обеспечить управляемость процессов мирового развития, выстроить адекватный механизм глобального регулирования.

Таким образом, мы видим, что современный мир вступает в новую эпоху. Он становится более демократичным, более открытым для взаимодействия разных участников. На сцену выходят новые глобальные игроки, меняющие прежние правила игры, создающие новые возможности развития для себя и других.

Примечания

Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2002. С. 60. Там же. С. 50.

Ясин Е. Страны БРИК очень разные для создания международной организации [Электронный ресурс] // Лента новостей «РИА Новости». [М., 2009]. URL: http://www.rian.ru/crisis_news/20090610/173899988.html (дата обращения: 24.01.2011).

Китай в мировой и региональной политике. С. 61-62.

БРИК: путь к росту мировой экономики и место России в клубе [Электронный ресурс] // ИноСМИ. [М., 2010]. URL: http://www.inosmi.ru/economic/ 20100503/159691404.html (дата обращения: 24.01.2011).

Первый саммит БРИК [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. [М., 2009]. URL: http://www.kremlin.ru/news/4478 (дата обращения: 24.01.2011).

Совместное заявление лидеров стран БРИК [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. [М., 2009]. URL: http://www.kremlin. ru/ref_notes/209 (дата обращения: 24.01.2011).

2

3

6

9 10

15

16

Уянаев С.В. Китай-Индия: отношения в начале нового столетия // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 1. С. 22. Там же. С. 24. Там же. С. 26.

Анализ динамики и структуры товарооборота России с КНР [Электронный ресурс] // Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности «Внешмкет». [М., 2009]. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/ document_r_4486211E-9790-45BF-8AED-CE44FECCEF5A.html (дата обращения: 24.01.2011).

Мартынов Б.Ф. Бразилия - гигант в глобализирующемся мире. М.: Ин-т Латинской Америки РАН, 2009. С. 5. Там же. С. 291.

Зиненко И. Развивающиеся страны возьмут верх над развитыми через 5 лет [Электронный ресурс] // Российский бизнес. [М., 2008]. URL: http://www. rb.ru/topstory/economics/2008/11/01/152416.html (дата обращения: 24.01. 2011).

The Wall Street Journal. 2009. January 14.

Давыдов В.М., Бобровников А.В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике. М.: Ин-т Латинской Америки РАН, 2009. С. 169-170. Там же. С. 174.

12

13

14

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.