Научная статья на тему 'ВЕЛИКОЛЕПИЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ: цикл заметок о туристских достопримечательностях Тверской области'

ВЕЛИКОЛЕПИЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ: цикл заметок о туристских достопримечательностях Тверской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
401
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКОЛЕПИЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ: цикл заметок о туристских достопримечательностях Тверской области»

ТВЕРСКАЯ

ОБЛАСТЬ)

Часть 2

Редакция журнала «Сервис в России и за рубежом» продолжает знакомить читателей с туристскими достопримечательностями регионов Российской Федерации в рамках специальной рубрики «<Incognita Rossica». Ранее, в выпуске 7 журнала за 2017 год, мы уже размещали подборку информационных материалов о туристских ресурсах, достопримечательностях, актуальных событиях и особенностях развития услуг гостеприимства в Тверской области - одной из самых крупных по площади в Центральной России. Эта публикация нашла живой отклик и вызвала большую заинтересованность в Министерстве туризма Тверской области. И сегодня мы выпускаем вторую часть материалов об этом регионе в форме туристских заметок, которые подготовил большой патриот, краевед, мастер резьбы по дереву, писатель, член Союза журналистов России, Главный специалист - эксперт Министерства туризма Тверской области Виктор Михайлович Грибков-Майский.

а \о

Ж

Туристский логотип-бренд Тверской области

ГРИБКОВ-МАЙСКИЙ Виктор Михайлович

Министерство туризма Тверской области (Тверь, РФ); Главный специалист - эксперт; e-mail: [email protected]

ВЕЛИКОЛЕПИЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ:

цикл заметок о туристских достопримечательностях Тверской области

Музейный потенциал тверского туризма

Министерство туризма Тверской области продолжило свою системную работу по формированию информационного поля о туристском потенциале региона. В начале сентября 2018 г. увидело свет новое издание, подготовленное сотрудниками региональной туристской администрации - справочник «Музеи Тверской области».

Это наиболее полное издание, которое рассказывает о 76 объектах музейной направленности - государственных и частных музеях; художественных галереях; музейно-интерак-тивных и музейно-выставочных центрах; цен-

трах и домов ремесел; крупных постоянно действующих экспозициях и др.

Данное издание значительно более полное, чем то, которое появилось в 2017 году. И это неслучайно. В 2018 году произошло существенное увеличение музейных объектов, в связи с тем, что Министерство туризма провело масштабную работу по стимулированию их создания, организовав конкурс на предоставление грантов.

Презентация нового справочника состоялась на стенде Тверской области в рамках XXIV Международной форум-выставки по туризму «0тдых-2018» в Москве.

Вся информация о туристских достопримечательностях на портале welcometver.ru

Национальное достояние Бежецка -Музей Н. Гумилёва

8 июня 2018 года на севере Тверской область в старинном купеческом городе Бежецке состоялось знаковое событие не только регионального, но и национального значения -по ул. Введенская, 41 была открыта экспозиция, а вернее единственный в России музей, посвященный знаменитому русскому поэту Николаю Гумилеву.

Экспозиция разместилась в историческом центре города в старинном деревянном особняке купца Рудакова. Деревянное зодчество Бежецка в стиле русского модерна кон. XIX - нач. XX вв. представляет собой огромный художественный и туристический потенциал, который еще мало известен и востребован.

Новый музей рассказывает не только о жизни и творчестве Н. Гумилева и его связях с Бежецким краем, но и о первом биографе Ан-

ны Ахматовой и Николая Гумилева - П.Н. Лук-ницком.

В экспозиции представлены прижизненные издания и личные вещи Гумилева и Ахматовой, в том числе и из родового имения Гумилевых «Слепнево» и бежецкой квартиры А.И. Гумилевой.

Экспозиция-музей Н. Гумилева в Бежецке

f

JhCöQhita

P Rossica

Основу экспозиции составляют материалы собрания семьи Лукницких, представленные О.Л. Медведко, председателем Гумилев-ского общества (г. Москва).

В торжественном открытии экспозиции приняли участие глава Бежецкого района А.В. Горбанев, председатель комитета по делам культуры Тверской области И.А. Репина, сотрудники Министерства туризма Тверской области, представители общественности, гос-

ти и жители Бежецка.

Фрагмент экспозиции музея Н. Гумилева

Важно отметить, что совсем недалеко от Бежецка, всего в 12 км, в селе Градницы находится усадебный дом Гумилевых, который в 1935 году перевезли сюда из д. Слепне-во. В этом доме в 1911-17 годах неоднократно бывали Николай Гумилев и его жена Анна Ахматова. С этим домом была связана и жизнь их сына - выдающегося русского историка, философа и писателя Л.Н. Гумилева. Сейчас здесь размещается Музейно-литературный центр «Дом поэтов». А в 2003 году в Бежецке этой удивительной семье установлен памятник.

Гумилевская тема в Бежецком районе получила свое продолжение 28 июля, когда состоялся традиционный Гумилевский фестиваль.

Ярко представленная «гумилевская тема» позволит существенно усилить туристическою привлекательность Бежецка, который входит в туристскую зону Тверской области «Русская провинция», с учетом, что в городе уже сложилась необходимая туристская инфраструктура.

По вопросам посещения нового музея можно обращаться в комитет по делам культуры, молодежи, спорта и туризма администрации Бежецкого района (тел. 8 (48231) 2-23-41).

Конаковский фаянс для туристов

11 июля 2018 года состоялось торжественное открытие производственно-туристического комплекса «Конаковский фаянс», созданного на базе художественной лаборатории Конаковского фаянсового завода.

История предприятия началась в 1809 году. Заказчиками столовых сервизов в раз-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

ные годы были члены императорской фамилии. В 1900 году русские мастера на Всемирной выставке в Париже получили Гран-при за огромный фаянсово-эмалевый иконостас. Сегодня в Конаково возрождается то лучшее, что было создано за 200-летнюю историю завода. Местные умельцы занимаются изготовлением фаянса и майолики по эскизам известных керамистов, и тем самым не дают угаснуть народно-художественному промыслу. Производство ориентировано на широкий круг потребителей.

Продукция завода представлена в Эрмитаже, Русском музее. Изделия также можно увидеть в музее Конаковского фаянса. Его регулярная экспозиция насчитывает более 300 изделий, в запасниках Тверской картинной галереи и Тверского государственного объ-

единенного музея хранятся порядка 12 000 экземпляров.

На открытии будут презентованы новые турпродукты: экскурсия на производство, мастер-класс по изготовлению изделий из глины, обновленная выставка фаянса. В программу включен осмотр объектов туризма Конаково и Конаковского района.

В число приоритетных для Тверской области направлений развития туриндустрии входят культурный, событийный, гастрономический, промышленный туризм. Инфраструктура Конаковского района отвечает запросам самых требовательных туристов. Ожидается, что программа мероприятий с включенным в неё комплексом Конаковского фаянса, которую турфирмы смогут предлагать своим клиентам, привлечет большее число гостей в область.

Ежегодный Бакунинский праздник удивляет гостей

15-17 июня 2018 г. в Твери, в усадьбе Бакуниных «Прямухино» (Кувшиновский район Тверской области) и в Поведском поречье (Яконовское сельское поселение, Торжокский район, где в д. Казицыно располагалось имение сестры милосердия Екатерины Бакуни-

ЭисодиНа

ной) состоялся ежегодный Бакунинский праздник, традиционно проводимый в начале лета Администрацией Кувшиновского района Тверской области, Благотворительным фондом «Имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной».

Памятник дворянскому роду в Прямухино

В этом году «Бакунинские Чтения» проводились при грантовой поддержке Фонда Президентских грантов и участии Тверского государственного объединенного музея.

Ежегодный праздник в усадьбе Пряму-хино в последние годы собирает множество гостей из разных уголков Тверской области и городов России.

Историческое и культурное наследие дворянского рода Бакуниных никого не оставляет равнодушным. Каждый, приезжающий в Прямухино, очаровывается атмосферой старинной усадьбы и всегда рад вновь посетить этот уникальный уголок Тверского края.

16 июня в 11.00 в усадьбе Прямухино прошли «Прямухинские гуляния», которые начались панихидой по дворянскому роду Бакуниных в Свято-Троицком храме, продолжи-

лись концертом духовной музыки в верхнем храме усадьбы в исполнении Губернаторского камерного хора Тверской академической областной филармонии «Русский партес».

В музее Бакуниных состоялся концерт русского романса, который провели солисты Тверской филармонии, заслуженные артисты России Виктор Сухов и Ирина Гефеле. Концертная программа с участием многочисленных народных коллективов и исполнителей прошла на открытой площадке в самом эпицентре праздника. Гостей праздника ждали прогулки по мемориальным местам усадьбы, выставки ремесел, горячая уха из прямухин-ских прудов, посещение музея Бакуниных и щедрая гастрономическая ярмарка.

17 июня в Поведском поречье состоялось открытие новой самостоятельной и очень интересной части Бакунинского праздника - «Встречи на Поведи». Гости праздника смогли посетить памятные места Поведского края Торжокского района в деревнях Трубино, Казицыно (имение Е.М. Бакуниной), Осташко-во, села Поведь: возложить цветы к часовне вмц. Евдокии в память об императоре Александре II в д. Трубино, совершить обзорную прогулку по д. Казицыно, участвовать в торжественной церемонии на объектах народного мемориала в честь знаменитой сестры милосердия, посетить церковь Покрова Божьей Матери в селе Поведь, прихожанкой которого многие годы была Е.М. Бакунина. В Осташковской сельской библиотеке состоялась цере-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Река Поведь в окрестностях д. Казицино и Покровский храм в с. Поведь

мония открытия бюста Е.М. Бакуниной, а в Осташковском Доме досуга участников праздника ждало много интересного и познавательного, а также праздничный концерт.

Событийные мероприятия Тверской области составляют одну из важнейших частей туристского потенциала региона. На Тверской земле всегда рады гостям и готовы предложить им все самое искреннее, доброе и настоящее, чем богата эта прекрасная земля!

Туризм на муниципальном уровне: Рамешковский район

Сегодня большинство реальных туристских проектов реализуется на территориях муниципальных образований. Законодательно возможность развития туризма в муниципалитетах закреплена в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-Ф3. В соответствии с п. 27 ст. 14 «Вопросы местного значения поселения» в компетенцию местных властей входит: «Создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения». А в соответствии с п. 9 ст. 14.1 «Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений» в компетенцию местных властей, входит и «создание условий для развития туризма».

Рамешковский район Тверской области, несмотря на то, что не является одним из традиционных туристических районов, располагает довольно значительным туристским потенциалом, который, к сожалению, долгое время практически не используется по целому ряду причин, одна из которых - отсутствие инфраструктуры, и прежде всего, гостиничной.

На территории Рамешковского находится несколько старинных русских и карельских сел, которые сами по себе являются объектами туристского показа и притяжения: Ведное -родина промысла кружевоплетения «Веднов-ская строчка»; Кушалино - вотчина служилого царя Симеона Бекбулатовича; Застолбье - родина двух святых Ионы и Нектария Застолб-ских; Замытье с его великолепным пятиглавым Спасо-Преображенским храмом и др.

С селом Кузнецово связана судьба поэта пушкинской эпохи, археолога и краеведа -Федора Николаевича Глинки. На территории района находится усадебный комплекс Трубниковых Ново-Михнево, который ждет своего возрождения.

Памятный знак в Кузнецово 1812 г.

В тоже время Рамешковский район удачно расположен на перепутье туристских маршрутов - на север области «На Бежецкий Верх в Весьегонск», и на восток - на Кашин,

JhCögnita P Rossica

Калязин и Углич с выходом на «Золотое кольцо России». А через село Никольское и город Лихославль - столицу «Тверской Карелии», можно попасть на федеральную трассу М 10.

Основные объекты туристского показа района включены в туристский маршрут «Малая Рамешковская петля», получивший в 2007 году диплом Национальной премии им. Ю. Сенкевича. А на Всероссийском конкурсе журналистов и блогеров «МедиаТур» в 2016 году, в номинации «Лучшая публикация, посвященная туристическим маршрутам», этот маршрут занял второе место, что красноречиво говорит о реальных перспективах развития данного маршрута.

Рамешковский район входит в туристскую региональную зону «Тверская Карелия» и имеет хорошие возможности для развития этнотуризма. Самое известное архитектурное сооружение - церковь Смоленской Божьей Матери в селе Кушалино (кон. XVI в.).

Церковь Смоленской Божьей Матери

В районном центре поселке городского типа Рамешки установлен бюст дважды Герою Советского Союза, летчику А.С. Смирнову.

Но в последние годы ситуация с формированием туристской инфраструктуры стала меняться в лучшую сторону. В разных уголках

района стали появляться объекты размещения, в основном, мини-отели и гостевые дома. Но тенденция по формированию собственной гостиничной базы уже наметилась.

Обелиск на месте древнего монастыря в с. Кушалино

Одним из первых гостиничных объектов стал мотель «Меридиан» в пос. Рамешки с 6 номерами на 12 мест. При гостинице имеются кафе, автосервис, шиномонтаж, автомойка.

Два следующих гостиничных объекта появились также непосредственно на тур-маршруте «Малая Рамешковская петля». Это комплекс здоровья и отдыха «Городок» на берегу р. Медведица, который располагает 8 номерами: 2 трехместных и 6 двухместных (18 мест), с кухней на первом этаже с запасом необходимых продуктов, которые входят в стоимость номера.

И в 2017 году была построена мини-гостиница в конечном пункте туристского маршрута в старинном русском селе Замытье с 4 номерами на 8 мест. Также на берегу Медведицы - притока Волги и основной водной артерии Рамешковского района. Это один из редких примеров строительства объекта размещения непосредственно в селе, в котором усилиями благотворительного фонда «Преображенский Собор» не только реставрируется

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

храм Преображения Господня 1833 года, архитектор Н.Н. Легранд, но и создается необходимая туристская инфраструктура: объект питания, музеи. В планах строительство в селе Замытье еще двух гостевых домов.

Особое место на туристкой карте Ра-мешковского района занимает экоферма семьи Нестеровых, располагающая двумя домами на 5 мест каждый, построенные в 2015 и 2016 годах. В настоящее время идет строительство мини-отеля на 15 мест. По сути это единственный крупный объект агротуризма, предлагающий услуги, прежде всего, здорового питания.

У Рамешковского района в целом, и у турмаршрута «Малая Рамешковская петля» в частности, есть хорошие перспективы разви-

тия, как маршрута выходного дня, особенно для жителей Твери, а с учетом появления собственных гостиничных объектов, и для жителей столичного мегаполиса.

Географическая справка: Рамешковский район располагается к северу от областного центра Твери и граничит с Калининским, Ли-хославльским, Максатихинским, Кашинским и Бежецким районами. Территория района 251 065 га. Численность населения - 16 тыс человек. Главные транспортные магистрали: шоссе Тверь - Бежецк - Весьегонск и Тверь -Кашин - Калязин. Это один из четырех районов Тверской области с компактным проживанием тверских карел.

Схема туристского маршрута «Малая Рамешковская петля»

ЭисодиНа Р Иов&са

Памятный Бежецк

Всего 120 км строго на север от Твери, и мы окажемся в городе, главная улица которого - Большая - украшена целым созвездием памятников известным деятелям культуры нашей страны.

Но перед тем, как въехать на эту знаменитую улицу, в городском саду нам встретится памятник русско-советскому писателю Вячеславу Шишкову, который родился в Бежецке в 1873 году. Бежечане трепетно хранят память о своем знаменитом земляке - известном писателе-романисте. 20 августа 1950 ему был установлен памятник, который, как показало время, открыл целую череду монументов русским литераторам и музыкантам.

Сначала, в 2001 году на Большой улице этого старинного русского города был открыт памятник выдающемуся русскому музыканту и музыкальному деятелю, организатору первого Великорусского оркестра народных инструментов Василию Васильевичу Андрееву, создателю той самой русской балалайки, которую мы привыкли видеть и слышать в наши дни.

Поэтому совершенно неслучайно, в этом городе, в непосредственной близости от центральной улицы, в 2011 года был открыт памятник и самой балалайке. Увы, материал выбранный для памятника, оказался недолговечным. Открытие памятника было приурочено к 150-летию со дня рождения В. В. Андреева (15 января 1861 - 26 декабря 1918).

Памятник В.В. Андрееву

Памятник Народному артисту СССР А.П. Иванову

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Памятник А. Ахматовой, Н. и Л. и Гумилевым

Памятник В.Я. Шишкову

В 2003 году, на улице Большой появился еще один памятник - в честь знаменитых русских поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, а также их сына- выдающегося историка и философа Льва Николаевича Гумилева.

Совсем недалеко, в 12 км, от Бежецка, в селе Градницы находится усадебный дом Гумилевых, который в 1935 году перевезли сюда из их имения Слепнево. В этом доме в 1911-17 годах неоднократно были Николай Гумилев и его жена Анна Ахматова. Сейчас здесь находится музейно-литературный центр «Дом поэтов».

В самом же конце Большой улицы в 2004 году установлен памятник известному оперному певцу, солисту Большого театра,

народному артисту СССР Алексею Петровичу Иванову, уроженцу Бежецкой земли.

А в 2012 году на этой же улице был открыт культурно-деловой центр «Домъ Иванова» с выставочным залом, музеем, сувенирным киоском и рестораном «Трактир Алеко» -одним из лучших в городе. Культурный фонд поддержки вокального искусства имени народного артиста СССР А.П. Иванова совместно с Правительством Тверской области проводит, ставший традиционным, Международный конкурс вокалистов памяти знаменитого певца.

Вот такая незабываемая прогулка вас ждет по литературно музыкальным страницам истории русской национальной культуры.

Судоходство на Верхней Волге (Исторический очерк)

Не так часто можно найти город в Центральной России, который мог бы похвастаться таким водным богатством, как Тверь. Здесь, в непосредственной близости сливаются воедино сразу три реки - Волга, Тьмака и Твер-ца. Такое исключительно выгодное положение не могли не оценить наши предки, которые много веков назад основали здесь свое поселение. Кто-то из исследователей называет колыбелью Твери стрелку рек Волги и Тьмаки, а кто-то Волги и Тверцы, где находился древний Отроч монастырь, от которого сегодня остался лишь Успенский собор (1722 г.).

Долгое время реки были основными транспортными артериями и, соответственно, вели в Тверь. Реки были настоящими тружениками, что очень хорошо видно на старых фотографиях.

Отчочь монастырь в начале ХХ в.

Во многих городах на Верхней Волге были свои верфи. В 1767 году Екатерина II совершила путешествие по Волге до Казани. Специально для этого были построены галеры -«крытые, разделенные на отделения и меблированные, из которых одна, царская, вмещала полный апартамент с гостиной, где государыня обедала с двенадцатью лицами свиты без всякой тесноты».

Причем, императорская галера, которая называлась «Тверь», была спущена со стапелей тверской верфи 3 апреля 1767 года и входила в состав флотилии из 10 судов. Основной материал, из которого она была сделана, -сосна, набор из дуба, декор из липы и березы.

Императорская галера имела следующие размеры: длина - 39 метров, ширина - 7,65 метров, высота - 7 метров. Кормовая надстройка судна была щедро украшена деревянной резьбой. Резной фигурой был украшен и нос галеры

Здесь же размещались восемь уютных кают. Галера была построена по чертежу, выполненному Михаилом Щепининым и утвержденному Адмиралтейств-коллегией. Галера могла развивать скорость от 10 до 14 км в час.

О комфортабельности галеры красноречиво говорят слова датского посланника, отмечавшего, что там «нет недостатка ни в одном из тех удобств, которые можно было иметь только в столице».

После завершения плавания, суда флотилии передали Казанскому адмиралтейству, причем, флагманскую галеру «Тверь» государыня повелела «хранить вечно, не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия». Наказ императрицы строго выполнялся в течение почти двух веков в Адмиралтейской слободе Казани: галере «Тверь», ставшей музеем и помещенной в специальный деревянный павильон, удалось пережить и восстание Пугачёва, и лихолетье Гражданской войны.

Сама галера просуществовала до нашего времени и сгорела из-за ребячьей шалости в 1956 году в Казани, где она размещалась после завершения путешествия на территории бывших Журавлевских казарм. Кстати. В память об этом в Казани установлен памятный знак.

Изображение галеры «Тверь» вошло в герб другого поволжского города - Костромы.

Герб Костромы с изображением галеры «Тверь»

ЭисодиИа Р Иов&са

Интересны заметки Ф.Н. Глинки, совершившего в 1811 году путешествие по Волге от Ржева до с. Иванищи: «Город Зубцов, - пишет Глинка, - мал, но довольно хорошо выстроен. По летописям видно, что он существовал еще в 1216 году. Здесь впадает в Волгу судоходная Вазуза...В Зубцове есть верфь. Барки строятся из заготовленных кокор (деревьев, имеющих природную кривизну, нужную для основы судов). В особенном канале весенние воды поднимают груз и его сплавливают на Волгу».

А в начале XVIII века была создана первая в России искусственная водная система -Вышневолоцкая, которая соединила Тверь через Тверцу, Цну, Мсту, Волхов и Неву с новой столицей Российской империи - Санкт-Петербургом. Более полутора веков Тверь была крупным перевалочным пунктом по перевозке самых различных грузов по воде. Специально для этого было сконструировано судно- барка, которую можно сегодня видеть на городском гербе г. Вышнего Волочка, пожалованного городу в 1772 году Екатериной II.

Вышневолоцкая барка

> > 4 4

Герб города Вышний Волочек

В 1856 году в Твери побывал А.Н. Островский и оставил об этом свои воспоминания: «Несколько свободных дней до прихода весеннего каравана, которые я провел в Твери и по отплытии его, дали мне возможность ознакомиться с жизнью города, так красиво построенного и так счастливо поставленного на перекрестке путей железнодорожного и водного. Все местные условия, как кажется с первого взгляда, должны бы способствовать промышленному процветанию Твери: железная дорога соединяет ее с Петербургом и Москвой; верхние и нижние волжские караваны пристают под самым городом; Тверца, как начало Вышневолоцкой системы, представляет другой путь соединения с Петербургом - путь дешевый для тяжелых грузов».

Последнее судно в Санкт-Петербург по Вышневолоцкой системе прошло в 1889 году.

В середине XIX века в Твери происходит становление пассажирского речного судоходства. А вернее озерного, так как первый в губернии пароход «Осташ», построенный на средства осташковских купцов и промышленниками Савиными, в 1847 году прошел по озеру Селигер.

В это же время, в 1843 году, на Верхней Волге в 5 км. ниже о. Волго, одного их четырех верхневолжских озер, строится первое гидротехническое сооружение, которое именовалось на старинный лад «бейшлотом». Во время весеннего паводка в водохранилище накапливалось около 360 миллионов кубометров воды, которую использовали для уровня воды необходимого для судоходства на участке от п. Селижарово до Ржева и Твери. Старый бейшлот - земляная плотина на каменном фундаменте с деревянным водосбросом - был разрушен во время Великой Отечественной войны в 1941 году, но уже в 1943 году отстроен заново в бетоне.

В 1854 году, в связи с ростом пассажирского сообщения по Волге, было создано пароходное общество «Самолет», которое специально для этого закупило три колесных теплохода «Тверь», «Рыбинск», «Ярославль». Де-

ло оказалось прибыльным, и вскоре было организовано сообщение от Твери до Ярославля, а к 1864 году теплоходы «Самолета» плавали уже до Астрахани.

Но наименее известны факты о пассажирском сообщении выше Твери. Вот, что мы находим в «Справочнике - путеводителе: Поволжье. 1929 г.»: «От Ржева до Твери правильное пассажирское судоходство поддерживает Сев.-Зап. Госпароходство. Во время мелководья, с закрытием бейшлота, обыкновенно в течение августа, движение пароходов временно прекращается до прибыли воды ... Первая пристань за Ржевом - Зубцов ... Берега Волги от Ржева до Зубцова, и особенно за Зубцовым до Старицы, красивы. Ржев, Зубцов, Старица, красиво расположенные по берегам Волги, дают с палубы парохода удивительную иллюзию старины. За Зубцовым пароход после остановок в Саблине, Дягунине и Родни, пристает к Старице в 89 км. от Ржева и 91 км. от Твери ... Из пристаней обращает внимание Иваниши, от которой пассажирские пароходы отправляются до Твери ежедневно». (Глава «Волга: от истоков до Твери»).

В книге «Озеро Селигер» (Н. Федорова, Г.Керчикер, Е. Богдановская. Калининское издательство, 1954 г.) в главе «От истока Волги до Калинина» авторы пишут: «От Ржева вниз по Волге уже ходят небольшие пассажирские пароходы».

Повсеместно по Волге, в том числе и в Твери, были построены пристани, а вот свой Речной вокзал появился в Твери только в 1938 году (архитекторы Е.И. Гаврилова и П.П. Райский, конструктор И.М. Петраков, инженер И.М. Тигранов). Здание вокзала - одно из наиболее выразительных сооружений советского конструктивизма.

Но история Речного вокзала в Твери началась значительно раньше, в 1932 году, и связана она со строительством канала Москва -Волга (Канал им. Москвы) и с созданием Иваньковского водохранилища, когда стало ясно, что после того, как водохранилище наполнится, уровень воды в Волге поднимется

намного выше, что сделает Тверь полноценным портом. Именно в это время осенью 1932 г. было начато строительство канала Москва -Волга, а в январе 1934 года - водохранилища. Одновременно у сел. Иваньково сооружался мощный гидроузел. Железобетонная и земляная плотина, перегородившая Волгу у села Иваньково, была построена в 1936 г. А 23 марта 1937 г. в первый раз опускаются щиты Иваньковской плотины, а 27 марта волжская вода пошла по каналу. 17 апреля 1937 г. все русло канала длиною в 128 км было заполнено водой.

Именно с этого времени уровень воды в Волге поднялся, и в Калинин смогли приходить многопалубные пароходы и теплоходы.

Иногда можно прочитать, что Речной вокзал в Калинине стал первым на Волге, построенным в советское время, но это не совсем так. Практически одновременно в Москве весной 1933 года началось строительство Северного речного вокзала. Оно также было связано со строительством канала имени Москвы, соединившего Волгу и Москву-реку.

Все работы были завершены менее, чем за пять лет - в 1937 году. Проект был разработан архитекторами Алексеем Рухлядевым и Владимиром Кринским, в оформлении здания, построенного в стиле советского конструктивизма, принимали участие скульптор Иван Ефимов, художница Наталья Данько и другие мастера живописи и скульптуры. На верхней галерее располагался ресторан, а внутри здания продавались билеты на прогулочные катера и дальние пассажирские и кру-изные маршруты.

И внешне, и конструктивно оба речных вокзала имеют много схожего. Как и для Москвы, для Твери здание речного вокзала было одним из наиболее выразительных сооружений, которое появилось в нашем городе до начала войны.

Тверской вокзал был рассчитан на одновременное обслуживание 550 пассажиров. И много лет он жил своей полноценной жизнью, а теплоходы от его причалов отправлялись

Речной вокзал и Отрочь монастырь 1948 г. Речной вокзал , 1961 г.

вниз и вверх по Волге. Объяснялось это и тем, что в то время только по воде можно было добраться до многих населенных пунктов, расположенных по берегам Волги.

Как было сказано выше, Волга была су-доходна до Ржева, куда суда на подводных крыльях приходили еще до 1982 года. Что же касается регулярного пассажирского сообщения, то оно прекратилось, по словам очевидцев, в 1976-77 годах в связи с обмелением реки и, особенно, в районе Старицы. Специалисты связывают это со строительством Вазуз-

ского водохранилища в Зубцове, которое было закончено в 1977 году.

В советское время пассажирское судоходство вниз по Волге осуществлялось от Твери до Углича (Ярославская область). Уже давно пассажирское судоходство прекращено, основная причина - отмена дотирования проезда, без чего речное пассажирское судоходство оказалось убыточным. В настоящее время в Тверь заходят круизные теплоходы, а по Волге в черте города курсируют прогулочные кораблики.

Паломнический туризм выходного дня: Вышний Волочек и Торжок

Нужно проехать всего 60 км по трассе Москва - Санкт-Петербург от Твери до Торжка, чтобы оказаться в одном из древнейших русских монастырей - Новоторжском Борисоглебском. Но мы предлагаем сначала миновать Торжок и доехать до следующего города на трассе М 10- Вышнего Волочка.

Продолжим свой путь в сторону северной столицы и еще через 60 км. на въезде в исторический центр Вышнего Волочка, по ходу движения будет поворот направо. Еще не-

Новоторжский Борисоглебский монастырь

много, и перед нами окажется монастырь, вписавший свою собственную страницу в историю русского Православия. Дело в том, что долгие годы главной святыней Казанского

женского монастыря была Андроникова (Анд-рониковская) икона Божьей Матери, по преданию написанная евангелистом Лукой при жизни Богородицы, или, скорее всего, один из ранних ее списков.

По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году византийский император Андроник III Палео-лог пожертвовал её Монемвасийскому монастырю в Морее, где она пребывала до начала XIX века. По названию монастыря икона называлась также Монемвасийской. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спас только чудотворную Андроников-скую икону и скрылся с нею в город Патрас.

Пред смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, сын и наследник которого, А.Н. Влассопуло, послал её из Афин в 1839 году с письмом на Высочайшее имя в Одессу для препровождения её в Петербург императору Николаю Павловичу. Так икона попала в Россию.

В 20-е годы ХХ ст. после закрытия Казанского монастыря икона попала в Богоявленский собор Вышнего Волочка, откуда и была похищена в 1984 году. После долгих злоключений эта святая реликвия оказалась в патриаршей ризнице.

Казанский собор Казанского монастыря

Главным собором монастыря является один из самых красивых русских храмов - Казанский собор, построенный по проекту архитектора А.С. Каминского.

В Вышнем Волочке можно увидеть много необычного и интересного - и рукотворные каналы, одетые в гранит, и Богоявленской кафедральный собор на острове.

Богоявленский собор

Возвращаясь в Тверь, нам будет удобно, по ходу движения, заехать в Торжок, где находится Борисоглебский мужской монастырь, основанный в 1038 году будущим преподобным Ефремом Новоторжским, этническим венгром или, как их называли на Руси, угрином.

Вид на Борисоглебский монастырь

ЭисодиИа Р Иов&са

Это одна из старейших православных обителей в России. Первый каменный Борисоглебский собор простоял около 700 лет, однако сильно пострадал в 1607 г. при взятии Торжка поляками. В 1785-1796 гг. по проекту архитектора Н.А. Львова на его месте построили новый собор. Но фундаменты одного из приделов древнего собора можно видеть и сегодня. Первый камень при строительстве нынешнего собора заложила Екатерина II в 1785 году. В этом году императрица совершила свое знаменитое путешествие по первой искусственной водной системе России - Вышневолоцкой.

Вышневолоцкие каналы

Предполагается, что монашеский постриг принял в Новоторжском Борисоглебском монастыре и с некоторого времени до 1647 года был в нем настоятелем будущий седьмой Патриарх Московский и Всея Руси Иоасаф II. При Иоасафе II было решено учредить епископскую кафедру в Ржеве.

До последних дней Иоасаф II не порывал связей с малой родиной. Известно, что в 16691670 годах по его указу в Новоторжском Борисоглебском монастыре была построена церковь Введения во храм Богоматери. Сейчас это самая древняя постройка монастыря. В архитектурный ансамбль монастыря также входят Надвратная церковь и Входо-Иерусалимская церковь - сейчас самая древнее монастырское сооружение.

Из монастыря отрывается прекрасный вид на реку Тверцу и Торжок.

На данный момент монастырь используется православной церковью и Всероссийским историко-этнографическим музеем.

Для паломников, желающих посетить обитель, работает благоустроенная монастырская гостиница с отдельными 2- и 4-х местными номерами.

Вот такую удивительную паломническую поезду может совершить каждый желающий в один из своих выходных.

Село Красное и его необычная Преображенская церковь

В селе Красное Старицкорго района Тверской области находится усадьба Полторацких. Со второй половины XVIII в. владельцем усадьбы был Марк Фёдорович Полторацкий (1729-1795) - первый директор придворной певческой капеллы.

От усадьбы сохранилось немного: остатки дома, хозяйственные постройки, часть пейзажного парка, спускающегося к речке Холо-хольне и самое замечательное сооружение -Преображенская церковь.

Преображенская церковь, построенная Полторацкими в 1790 году, является авторским повторением знаменитой Чесменской церкви Чесменского дворца, возведенной по

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

проекту известного русского зодчего Ю.М. Фельтена в Петербурге в 1777 году. Своим названием церковь обязана Чесменской бухте в Эгейском море, где и произошло героическое сражение русского флота с турками, победоносное для российского народа. По преданию, церковь построили на том месте, где императрица Екатерина II получила известие от курьера о победе русского флота в Чесменской бухте.

Преображенская церковь в с. Красном Тверской обл.

Церковь Николая Чудотворца в Посадниково (утрачена)

Еще одна аналогичная церковь - Николая Чудотворца - была построена в усадьбе А.Д. Ланского в селе Посадниково Псковской губернии между 1781 и 1784 годами. Увы, но эта церковь не сохранилась. В ряде источников, в том числе и в исследованиях об Ю.М. Фельтене, временем разборки храма называется 1925 год.

Сейчас, как и много лет назад, совершенно необычно смотрится среди исконной русской природы величественный храм, построенный в готической традиции. Скорее всего полторацкие хотели строительством копии Чесменской церкви обратить на себя внимание Екатерины II. Удалось им это, или нет - остается тайной, а вот обратить внимание к своим персонам со стороны будущих поколений - бесспорно, получилось.

Чесменская церковь в С.-Петербурге (1777, арх. Ю. Фельтен)

Здание сложено из кирпича с применением белого старицкого камня в декоративном убранстве. В композицию портала входят скульптурные изображения ангелов. Стены, словно короной, увенчаны низким зубчатым парапетом с характерными для готики острыми башенками.

Как мы видим, Преображенская церковь является наиболее поздней постройкой среди своих трех сестер-близняшек.

Полезная информация: Расстояние от Твери до Старицы - 72 км, от Старицы до села Красное - 25 км.

I ЭисодиИа

«Дивная архитектура»: пятишатровый храм в Старице

В последнее время в сознание многих граждан нашей страны утвердилось мнение о том, что советский период богоборчества нанес непоправимый урон русской национальной культуре. Так это и есть. Но справедливости ради нужно сказать, что многие архитектурные шедевры в нашей стране исчезли еще задолго до советской власти.

Сегодня наш разговор пойдет о Борисоглебском соборе в г. Старица Тверской области. Нет, не о том, который мы можем видеть в этом старинном городе и сегодня, а о том, который здесь когда-то был.

Вот, как пишет об этом соборе известный исследователь русского искусства и автор многотомной «Истории русского искусства Игорь Эммануилович Грабарь: «... оригинальный, из ряда вон выдающийся по своей конструкции пятишатровый храм ... современник храма Василия Блаженного, Старицкий собор, богато украшенный белокаменной резью и цветными изразцами с крупным декоративным панно «Распятие», с изразча-той лепниной под карнизом храма, - несомненно был великолепен и величественен». Удивительно, но на сооружение этого шедевра ушло всего три года. Собор строился при князе Андрее Старицком с 1558 по 1561 гг.

Не только Грабарь, но и многие другие исследователи древнерусской архитектуры отмечали, что этот пятишатровый храм, стоящий на высоком подклете, окруженном арочной галереей, украшенный каменной резьбой и изразцовыми вставками, не только занимает особое место в истории архитектуры шатровых храмов на Руси, но и мог бы поспорить в совершенстве со своим ровесником - храмом Василия Блаженного в Москве.

Мог бы, но уже не поспорит.

Сегодня мы с полным правом можем сказать о том соборе, как об уникальном и неповторимом сооружении в истории всего русского национального искусства.

Мы же с вами отметим одну деталь -есть основания полагать, что первоначальный собор был почти симметричным относительно продольной оси, то есть контур южных стен в плане зеркально соответствовал северной части здания, что в свою очередь, при определенном ракурсе, давало впечатление, что перед нами не пяти-, а трехшатровый храм. Именно так он выглядит на чертежах, составленных перед его разборкой в 1803 году.

Подобный храм и сегодня представляется, чем-то необычным, и можно лишь догадываться, что на своих современников он производил неизгладимое впечатление. И это не будет преувеличением.

Поэтому не может не вызывать удивление, что по сути ничего не было предпринято, чтобы сохранить этот шедевр для будущих поколений. Напротив, было сделано все, чтобы этого собора не стало.

Сначала собор сильно пострадал в 1609 году в Смутное время. Но окончательный приговор знаменитому собору был вынесен Патриархом Никоном, в 1653 году прекратившим строительство шатровых храмов на Руси. Собор был обезглавлен, он лишился двух своих приделов и, соответственно, двух шатров. И, простояв в таком обезображенном виде еще полтора столетия, был окончательно разобран за ветхостью в начале XIX века.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трудно, если не сказать невозможно, объяснить все произошедшее лишь случайным совпадением. Можно лишь предположить, что собор настольно сильно выделялся своей несхожестью среди окружавших его православных храмов, что это не могло не вызывать вопросов у некоторых церковных иерархов того времени.

Архитектурную необычность собора дополнял необычно богатый изразцовый декор. И не просто в виде растительного орнамента -собор украшали внушительные по размерам изразцовые иконы - керамиды. Судьба к двум из них оказалась более благосклонной. Полностью собранные из изразцов XVI века -«Распятие» и «Спас Нерукотворный» - после

разборки храма были перенесены на фасады ныне существующего Борисоглебского собора в Старице. А в 1970-е годы отправлены на реставрацию и сегодня хранятся в отделе керамики Государственного исторического музея в Москве. Нечто подобное можно еще увидеть только в одном месте - в Успенском соборе города Дмитрова.

Керамическая икона Спаса Нерукотворного на восточном фасаде нового Борисоглебского собора ^^^

Керамическое Распятие с предстоящими на южном фасаде нового Борисоглебского собора в Старице

Изразцовая икона «Чудо Георгия о змие» XVI в. Дмитров, Успенский собор

А вот подобного пятишатрового собора в русской архитектуре больше не было, но сама идея создания многошатрового храма не умерла. Видимо настолько необычной и оригинальной она показалась древнерусским архитекторам. И сегодня мы можем любоваться такими храмами, возведенными, практически в одно и то же время, в Москве на Смоленщине и Ярославщине.

В Иоанно-Предтеченском монастыре в Вязьме есть церковь во имя Божьей Матери Одигидрии, построенная в 1630-е годы -настоящий шедевр русской православной архитектуры. Автором проекта предположительно является Антип Константинов (16101650) - ведущий архитектор России первой половины XVII века, выдающийся мастер каменного шатрового зодчества.

Известно, что в 1634 году Антип Константинов вместе с Трефилом Шарутиным возвел трехшатровую Преображенскую церковь в Алексеевском монастыре в Москве. Ни сам монастырь, ни церковь не сохранились до наших дней.

А незадолго до этого в 1628 году в Угличе на территории Алексеевского монастыря была построена Успенская трехшатровая церковь. Согласно местному преданию, она является памятником защитникам монастыря, по-

ЭисодиНа

гибшим в Смутное время. Логично предположить, что и Успенская церковь могла быть построена при участии Константинова. Ведь нам лишь известно, что весной 1628 года Антип Константинов вместе с отчимом прибыл в Нижний Новгород для строительства храма-памятника Нижегородскому ополчению Минина и Пожарского. Может быть, он приехал в Нижний Новгород после работы в Угличе?

Успенская «Дивная» церковь в Угличе

Архитектура Успенской церкви в Угличе отличается и простотой, и изысканностью одновременно, поэтому она и получила в народе свое второе название «Дивная». Успенская церковь настолько полюбилась, что в 1670 году, в Ярославле появилась ее «младшая сестра» - церковь Владимирской иконы Богоматери, которую также венчают три небольшие шатра с главками.

Трехшатровая церковь Владимирской иконы Богоматери в Ярославле

В Москве традиция строительства трех-шатровых храмов была продолжена в 1649 году, когда началось возведение церкви Рождества Богородицы в Путинках. Это не только гармоничный и изысканный храм, но очень близкий по своему звучанию церкви во имя Божьей Матери Одигидрии в Вязьме. Новая церковь была освящена в 1652 году.

*

Трехшатровая церковь Рождества Богородицы В Москве

Трехшатровая церковь во имя Божьей Матери Одигидрии в Вязьме

Сегодня мы можем лишь предположить, что источником «дивной» трехшатровой архитектуры в истории русского искусства стал Старицкий Борисоглебский собор. А если это так, то это значит, что собор живет и сегодня, живет в храмах, которым он дал жизнь.

Самое удивительное в этой истории то, что многошатровый собор, подобный Стари-цуому пятишатровову Борисоглебскому храму, вполне мог снова появиться на Тверской земле. Дело в том, что монастырь Нилова Пустынь, что на Селигере, заказал в самом начале XIX века известному архитектору Карлу Ивановичу Росси проект нового Богоявленского собора. Росси работал тогда в Твери над перестройкой Большого Императорского путевого дворца. Но, несмотря на то, что все работы были монастырем оплачены, проект так и остался проектом.

Разумеется, что-либо утверждать сложно, но высказываются предположения, что Росси мог принимать участие в строительстве нового Борисоглебского собора в Старице, и может быть ему посчастливилось увидеть пя-тишатровый Старицкий собор. Тем более, что примерно в это же время в 1809 году Росси занимался перестройкой путевого дворца Екатерины II в Твери.

Другое объяснение для столь нехарактерного проекта этого талантливого архитектора найти сложно.

W

, í> Ш

Проект Богоявленского собора Росси

Библиография

1. Кавельмахер В.В., Чернышев М.Б Древний Борисоглебский собор в Старице. М., 2008.

2. Памятные места Смоленщины. Смоленск, 2002.

3. Углич. Ярославль, 1978.

4. Рапов М. «Каменные сказы». Сокровища древней русской архитектуры Ярославской области. Ярославль, 1972.

5. Галашевич А.А. Художественные памятники Селигерского края. Серия «Дороги к прекрасному». М.: Искусство, 1983.

6. Тверская область. Путеводитель / Авт.-сост. Л.С. Грачева. М.: Вокруг света, 2004.

• -яг • Туристическим портал *J' \* Тверской области

Тверское деревянное чудо

Тверское деревянное чудо находится в 20 километрах к северу от районного центра Пено, на... Ширковом погосте, расположенном на восточном берегу озера Вселуг - одного из четырех Верхневолжских озер, в которые

Волга впадает небольшой речкой, а вытекает полноводной рекой. Вот уже четвертый век стоит здесь деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, построена в 1694 году, хотя иногда приводится и другая дата - 1697 год. Конструкция церкви многоярусная, состоит храм из трех поставленных друг на друга чет-

ЭисодиНа Ловвма

вериков, уменьшающихся с высотой и перекрытых восьмискатной кровлей. В основании церкви - огромные валуны.

Ширков Погост

По преданию, церковь Рождества Иоанна Предтечи была построена на том самом месте, где полки Александра Невского одержали победу над литовцами в 1245 году. Сейчас сложно представить, что здесь среди этой великолепной первозданной русской природы в древности проходили оживленные торговые пути.

Многие специалисты едины во мнении, называя это деревянное чудо «вершиной народной деревянной архитектуры, где с наибольшей полнотой воплотились традиции русских плотников, крестьянский образец красоты».

Ничего подобного в России больше нет, а вот аналогом этого храма могла послужить церковь, существовавшая в этих местах в середине XVII века в монастыре Нило-Столобенская пустынь на о. Селигер.

Но самым чудесным является высота тверской церкви - 45 метров с крестом, это значительно выше, чем знаменитая Преображенская церковь в Кижах (37 м.). С довольно большой долей уверенности мы можем говорить о том, что это третье по высоте культовое деревянное сооружение в мире.

Здесь стоит оговориться, что высота церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге (Респ. Карелия, 1774 г.), по разным

сведениям, составляет от 42 до 45 метров.

Самым же высоким сооружением является пагода Тяньнин (Чанчжоу, пров. Цзянсу, Китай), высотой почти 154 метра, построенная в начале нашего века. А второе место уверенно занимает церковь Архангелов Михаила и Гавриила, 1721 г., которая находится в румынской деревне Шурдешты, региона Мараму-реш. Как и многие другие церкви Румынии, она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

И если тверская церковь далеко не самая высокая, но среди своих собратьев она оказалась самой древней, что на всех нас накладывает особые обязательства по ее сохранению. У церкви непростая судьба. В 30-40-годах XIX века к ней была пристроена колокольня в совершенно инородном стиле, которая была позже разодрана. А в 60-х годах прошлого столетия церковь пришла в аварийное состояние, но тогда ее удалось спасти. И как здесь не вспомнить один из самых красивых деревянных храмов Верхневолжья - кашинскую церковь Иоакима и Анны, (1650-е годы), которая была безвозвратно утрачена уже в наше время, в 1995 году.

В 1913 году, к 300-летию Дома Романовых, рядом с деревянной церковью была построена каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи, автором которой стал тверской епархиальный архитектор Александр Петрович Федоров.

Библиография

1. «Ширков погост». Проект «Архитектурные памятники Вержневолжья» (к 300-летию деревянной церкви Рождества Иоанна предтечи»). Тверь, 1994.

2. Грибков-Майский В. «Семь тверских чудес». Журнал «Реноме», № 5, 2011

3. Грибков-Майский В. Тверские чудеса, или «Семь брендов Верхневолжья» // Великоросс, №89 (сент. 2016).

4. Шипицин А. «Топ-20 необычных деревянных строений мира» URL: http://psdom.ru/catalog/top-20-neobychnyh-derevyannyh-stroeniy-mira

О коллекционировании вообще, и коллекционировании молотков в частности (Литературно-историческая миниатюра)

Миллионы людей занимаются коллекционированием, причем, объектами собирательства может быть все, что угодно: монеты, марки, значки, картины, книги и т.д., Очевидно, что всех коллекционеров можно поделить на две группы - тех, кто «больны» своим увлечением и тех, кто делает это ради интереса. Но в любом случае коллекционирование всегда стимулирует получение более глубоких знаний по выбранной тематике. Другой вопрос, становятся ли эти знания доступными другим, или же коллекционеры уподобляются скупому рыцарю.

Коллекционирование - занятие многоплановое. Это и приятное (для самого собирателя) время препровождения, и возможность получение новых знаний, а иногда и получение дополнительного дохода. И примеров здесь можно привести огромное множество. Сегодня модным становится собирать старые акции. Предприятия, выпустившие их, а иногда и сами страны, где они появились, давно уже не существуют. Но сейчас некоторые из них стоят значительно больше, чем в то время, когда их выпустили в оборот. Почему, ответ прост - это уже антиквариат и объект собирательства. И к тому же - это очень красивые вещи.

Многие примеры из истории коллекционирования хорошо известны. Наиболее интересным может быть случай, описанный И.Э. Грабарем в книге «Искусство в плену»: «В 1895 году мне, довелось в первый раз попасть в Париж... Однажды я заметил в окне маленькой картинной лавки несколько странных холстов, несказанно меня смутивших... Я буквально остолбенел и сразу не мог сказать, хорошо это или плохо, до того неожиданным и ошеломляющим было зрелище... «Ван Гог, Гоген, Сезанн.». Диковинные, никогда не слыханные, ни в каких книгах

не встретившиеся имена... А цены были столь невысоки, что даже я, бедный студент, добравшийся до Парижа на с трудом сколоченные скудным заработком деньги, едва не купил большой холст, аршина полтора на полтора, на котором был написан великолепный букет на фоне, еще не вполне прописанном. Автор его был Мане, цена - 40 франков... Цены на Сезанна, Ван Гога и Гогена колебались между 50 и 150 франками.

Если бы эти две-три сотни картинок, стоивших тогда, вероятно, максимум 10-15 тыс. франков, были велением случая потеряны, то нашедший их сейчас сразу стал бы собственником состояния в 100 миллионов франков».

Эти строчки написаны было в 30-е годы прошлого столетия, поэтому итоговая сумма сейчас увеличилась бы на несколько порядков. Да и автору этих строк стоит верить. Игорь Эммануилович стал автором первой фундаментальной «Истории русского искусства» в 5 томах, изданной в 1909-1916 годах.

Любое коллекционирование интересно по-своему. Можно собирать то, что собирают многие и чего всегда много: монеты, марки, конверты и т.д. А можно собирать то, что не собирает никто, и тогда у вас нет, или почти нет конкурентов. Именно с этими мыслями автор этих слов начал собирать. молотки.

Неизвестные молотки

ЭисодиНа Р Ножка

И вот уже несколько лет я целенаправленно приобретаю молотки, которых оказалось, к моему удивлению, довольно много и, причем, самых различных видов: молоток каменщика, сапожника, для набивки кос, молоток-топор и даже молоток для отбивки мяса и, разумеется, для забивания гвоздей. Некоторые молотки представлены у меня с неотъемлемыми сопутствующими предметами - молоток для набивки кос вместе с «бабкой» (маленькой наковальней), а молоток сапожника вместе с «ногой».

Для косы и бабка

Молотки каменщика-печника

Есть информация о молотках в специальной литературе: «Молот в древнерусских письменных источниках имел несколько названий: «омлат», «млат», «молот» и, наконец, «кый». Он состоял из металлической ударной части - головки и деревянной рукоятки. Ударные плоскости головки молота в зависимости от его назначения имели разные формы... Среди археологических находок наиболее распространенным типом молота является молот универсальный. На одном конце головки такого молота сделан боёк, а на другом задок-остряк. Но встречаются молоты и с двумя бойками. По весу молоты подразделяются на ручники весом до 1,0 кг и боевые молоты-кувалды весом более 1,5 кг. В кустарной промышленности XVШ—XX вв. кузнечные молоты делались из железа с наварными стальными бойками. Очевидно, и древнерусские кузнецы также наваривали свои молоты» (Б.А. Колчин).

Присутствует молоток или молот и в различных вероисповеданиях. Так, у викингов существовал «молот Тора». Тор бал сыном верховного божества викингов Одина, вооруженный своим молотом он боролся с всемирным злом.

Молоток - неотъемлемая оставляющая и обрядов вольных каменщиков, т.е. масонов. Увековечил молоток и Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Войн и Мир», где в сцене описания посвящения Пьера Безухова в масоны читаем: «Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток».

Но, наверное, самый яркий пример использование молотка был в государственной символике, и, прежде всего, Советского Союза.

Удивительно интересны и скульптурные каменные молотки древних людей, которые можно увидеть в любом краеведческом музее, и которых, увы, еще нет в моей коллекции. Нет в моей коллекции и медных молотков, хотя слышать мне о них же приходилось.

Мне кажется, что со временем у каждого народа сформировались свои собственные

формы молотков. Пока в моей небольшой коллекции есть только один «иностранец»-французский молоток. Чтобы его купить, мне пришлось специально посетил самый большой парижский базар, который здесь принято называть «блошином рынком». Это рынок в Порт де Клинянкур (Porte de Clignancourt) -последняя одноименная остановка розовой ветки парижского метро. Именно здесь я купил обычный французский молоток, который, как оказалось, существенно отличается от своего обычного российского собрата.

Вообще, блошиные рынки Франции -это «золотое дно» для любого коллекционера. Там есть все, и это не будет преувеличением. Причем, цены самые разные - от заоблачных, до доступных. А если, вдруг, вы решили купить много, то вам обязательно сделают скидку. Да и вообще, торговаться здесь принято и, можно сказать, что все делают это с определенной долей удовольствия.

Очень хорошо в своей книге «Семья Эглетьер» описал блошиный рынок наш бывший соотечественник Лев Тарасов, ставший впоследствии известным французским писателем Анри Труайя: «Она направилась к одному из ящиков, наполненному всяким хламом. Ее жадные руки опустились в самую кучу. Среди этой всякой - всячины, состоящей из ржавых ключей, штопоров, крюков и гвоздей, вдруг на свет появилась медная ручка округлой формы. Все ее желобки и бороздки были забиты грязью, но если бы ее отчистить, то она засияла бы как золото. Она была тяжелой и удобно располагалась в ладони. Ее выступающие детали были затер-

ты многими поколениями, но чувствовалось, что она хранит в себе частичку человеческой жизни» (перевод В. Грибкова-Майского).

Разумеется, прежде всего, меня интересуют старые молотки ручной ковки. Иногда на некоторых можно увидеть оригинальные клейма, которые еще предстоит разгадать. Так, на одном старом молотке каменщика я обнаружил оригинального клеймо в виде круга и трех точек внутри него.

Однажды мне в руки попало ... кайло. По большому счету - это тоже разновидность молотка. Но кайло это было не совсем обычное. На нем явно можно увидеть заводское клеймо с эмблемой и надписью: «Заводъ Бильнес. 1906». Еще одно клеймо я обнаружил на молотке сапожника «Симоновская артель ГОМПС» и цифру 11.

К сожалению, о предназначение некоторых молотков я ничего не знаю, не смогли мне рассказать сказать о них и сами продавцы. Но это значит, что меня еще ждут новые открытия.

В любом случае, все молотки по-своему красивы и значимы, ведь они хранят, как и все, что сделано руками человека, частичку души тех, кто их сделал.

Библиография

1. Толстой Л. Война и Мир. М., Изд-во худ.лит., 1966.

2. Колчин Б.А. Техника обработки металла в Древней Руси. М.. Гос. науч.-тех. изд-во, 1953.

3. Грабарь И. Искусство в плену. Л.: Художник РСФСР, 1971.

4. Викинги: набеги с севера. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации».

5. Troyat H. Les Eygletière. М. 1977.

ЭисодиНа Р Иов&са

Кружка как сувенир: Тверская область

Наверное, сразу стоит отметить, что в нашей жизни, в нашем повседневном быту кружек много и самых различных. Даже не собирая их специально, с годами в наших жилищах обязательно появляется определенное количество кружек, которые мы привезли на память в качестве сувениров из поездок, или получили в подарок в памятные дни, или просто они появились неизвестно откуда.

Кружек много и потому, что это недорогой и полезный в быту сувенир, который нам о чем-то дорогом и близком может напоминать каждый раз, когда мы захотим сделать на работе кофе-паузу.

В моей небольшой коллекции, которая сама-по себе сформировалась с годами, есть самые различные кружки, причем изготовленные к самым различным событиям. Так, в 2001 году в Твери отмечали 10 лет создания муниципальной милиции и, соответственно, появилась специально приуроченная кружка к этому знаменательному событию. Созданию данного правоохранительного подразделения предшествовало Решению Тверского городского Совета народных депутатов в 1991 году Отделение охраны общественного порядка по вопросам экологии и санитарии в городе Твери при УВД Тверского облисполкома. Штат этого подразделения насчитывал 25 человек. Кружка интересна вдвойне потому, что это

был первый и последний юбилей тверской муниципальной милиции.

В 2002 году в акватории Ивановского водохранилища стартовала Верхневолжская парусная регата на приз губернатора Тверской области, которая ежегодно проводилась до 2010 года. А в 2015 году отель «Конаково Ривер Клаб» в Конаковском районе принимал

V г-

на своей территории возрожденную после 5-летнего перерыва Верхневолжскую регату, которая снова стала традиционной.

В 2003 году в Тверской области прошел Верхневолжский инвестиционный форум в городе Конаково. Сегодня в Конаковском районе также проходят различные крупные мероприятия, в том числе и Национальный форум «Реки России», но кружек, посвященных данному событию, пока не было.

Зачастую на кружках можно видеть изображения известных исторических объектов, таких как, например, Вышневолоцкий Казанский монастырь, который основан во второй половине XIX века и интересен своим главным собором - Казанским - это один из самых красивых и праздничных храмом на Тверской земле, построенный по проекту архитектора А.С. Каминского. В монастыре есть еще один удивительный собор - Андроников, в честь иконы Андрониковой Богоматери, которая по преданию была написана Евангелистом Лукой при жизни Богородицы. К сожалению, этой иконы сейчас в монастыре нет.

Кружка «В. Серов», Домотканово

Кружка «Верхневолжская регата»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кружка «Гадово»

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Или храмовый комплекс в селе Жабны Фировского района, известного тем, что это село - родина преподобного Нила Столобен-ского, в честь кого основан один самых известных тверских монастырей Нило-Столобен-ская пустынь на острове Столбный озера Селигера.

В память о древней истории в селе Жабны сохранились две церкви и древнее кладбище, на котором, по преданию, похоронены родители святого.

В 2004 году Кимрский район отмечал 75-летие со дня образования. К этой памятной дате была специально изготовлена оригинальная кружка с юбилейной надписью.

Самым же известным объектом туристского показа в Кимрском районе давно уже стал «Музей Гадов» - былинная родина Змея Горыныча, который был создал более десяти лет назад в 2007 году при непосредственном участии Администрации тверской области.

Но, пожалуй, самая оригинальная кружка, которая случайно оказалась в моей небольшой коллекции, появилась в канун юбилея тверской строительной организации «Спецмонтажстрой» и напоминает веселого строителя-монтажника.

Оригинальной и красивой оказалась кружка Центрального лесного биосферного заповедника в Нелидовском районе. Заповедник, который имеет статус резервата ЮНЕСКО, создан в 1931 году. В настоящее время площадь заповедника составляет почти 25 тыс. гектаров. В заповеднике ведется обширная исследовательская и просветительская работа. Сотрудниками заповедника разработан целый ряд экскурсионных маршрутов о загадках природы среднерусской полосы. Только здесь можно увидеть то, что в Повести

временных лет называется Оковским лесом.

На территории заповедника создана вся необходимая туристская инфраструктура.

В связи с созданием Министерства по туризму Тверской области появилась и областная туристические эмблема, которая появилась и на кружках тоже. Кстати, несколько подобных экземпляров стали уже коллекционной редкостью.

Автор этих строк тоже внес свою лепту в создание туристического сувенира в виде кружки. Сувенир это посвящен знакомому месту в истории русского изобразительного искусства - усадьбе «Домотканово». С усадьбой фон Дервизов «Домотканово», которая находится в д. Красная Новь Калининского района, неразрывно связана судьба знаменитого русского живописца Валентина Серова. Именно здесь он написал одно из своих лучших произведений - «Девушку, освещённую солнцем».

Сохранился флигель, восстановлены усадебный дом и каскад прудов. Ежегодно в конце мая здесь проходит музейный праздник «Сиреневое Домотканово». Помимо репродукции картины Серова, на кружке можно прочитать стихотворение:

Колонны, дом, беседка белая... И по тропинке вниз к прудам Идет она- совсем несмелая, Чтобы потом вернуться к нам...

И снова солнцем освещенная, Как было много лет назад. И руки, так, едва сплетенные. И еле уловимый взгляд.

(В. Грибков-Майский.

Домоткановский цикл «Корни листьев»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.