Искусствоведение History of Arts
ШУ
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2019 г. В. В. Данилов
г. Тверь, Россия
© 2019 г. Е. А. Романова
г. Тверь, Россия
© 2019 г. А. М. Салимов
г. Тверь, Россия
БЕЛОКАМЕННЫЕ НАДГРОБИЯ ТВЕРСКОГО ТИПА
Аннотация: Статья посвящена вопросам хронологии и территориального распространения надгробных средневековых памятников тверского типа — белокаменных плит с изображениями Т-образных крестов. Авторы приводят сводный перечень всех известных на сегодняшний день находок подобных памятников, а также вводят в научный оборот ряд новых, полученных в результате археологических изысканий на территории тверского Успенского Желтикова монастыря, располагавшегося вблизи средневековой Твери. Рассматривая хронологические рамки бытования плит тверского типа, авторы приходят к выводу, что подобные памятники появляются в середине - второй половине XV в. и существуют до середины XVI в. почти исключительно в границах территории Тверского Великого княжества. Надгробия с Т-образными крестами, таким образом, являются характерной чертой культуры Тверской земли в Cредневековье. Их находки за пределами Тверской земли объясняются либо присутствием выходцев оттуда на соседних территориях — в Угличе, Ферапонтове монастыре и Белозерске, либо их вторичным использованием как строительного материала. Авторы затрагивают также вопрос о происхождении традиции нанесения изображения Т-образного креста на плиты, предполагая, что этот обычай возникает под влиянием выходцев из южно-балканского региона.
Ключевые слова: Тверское Великое княжество, средневековые надгробия, Т-образный крест, южно-балканское влияние. Информация об авторах:
Василий Владимирович Данилов — научный сотрудник, Российский государственный университет им А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: romartver@mail. ru
Елена Александровна Романова — старший научный сотрудник, Тверской государственный объединенный музей, ул. Советская, д. 5, 170100 г. Тверь, Россия. E-mail: [email protected]
Алексей Маратович Салимов — доктор искусствоведения, член-корреспондент
УДК 7.03+904 ББК 85.13(2)
Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), главный научный сотрудник, Филиал ЦНИИП Минстроя России, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, ул. Душинская, д. 9, 111024 г. Москва, Россия. E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 15.08.2018 Дата публикации: 28.03.2019
Для цитирования: Данилов В. В., Романова Е. А., Салимое А. М. Белокаменные надгробия тверского типа // Вестник славянских культур. 2019. Т. 51. С. 208-223.
В полевой сезон 2017 г., при проведении археологических исследований Успенского собора 1404-1407 гг. на территории бывшего тверского Желтикова монастыря, были обнаружены фрагменты надгробных плит тверского типа с изображением, как принято его именовать в литературе, «посоховидного» креста1. Эти находки и послужили поводом для рассмотрения всей пока немногочисленной группы таких памятников и одновременно введения в научный оборот вновь обнаруженных материалов.
В последнее время история русского средневекового надгробия вызывает довольно живой интерес. Изучению этих памятников посвящено несколько монографий и сборников, однако некоторые типы плит до сих пор остаются недостаточно исследованными, прежде всего из-за малочисленности выявленного материала [1; 3; 8; 15; 26].
Среди различных проблем истории средневекового русского надгробия наиболее, на наш взгляд, интересными являются: определение хронологии, области распространения, происхождения и причины появления плит с «посоховидными крестами». Подобные надгробные камни считаются типичными для средневековых некрополей Тверской земли. Эти вопросы рассматривались исследователями и ранее, но новый материал, как нам кажется, позволяет вернуться к обсуждению некоторых из указанных выше вопросов, за исключением семантики изображения, подробно изученной Л. А. Беляевым [3, с. 116-125]. В недавней работе А. Г. Авдеева предлагается довольно дробная типология плит тверского типа, однако, на наш взгляд, небольшое количество доступного для изучения материала пока не позволяет создать работающую схему, поэтому в настоящей работе мы отказываемся от типологических штудий.
База источников для изучения плит тверского типа невелика. К настоящему времени сохранились достаточно подробные описания ряда таких надгробий в научной литературе XIX - начала XX вв., а также краткие упоминания в краеведческой литературе о многочисленных находках этих надгробий на кладбищах поселений Тверской губернии. Кроме того, в последнее время ряд таких плит был найден при проведении археологических исследований. Сводка надгробий тверского типа приведена в статье А. Г. Авдеева [1], но она оказалась неполной2. Ниже мы приводим описания всех известных нам плит, в том числе тех, которые были обнаружены нами в 2017 г. на территории Желтикова монастыря.
1. Фрагмент плиты. Найден «на дворе военных казарм», на юго-восточной окраине средневекового Загородского посада Твери. Размеры: 62,23*44,45*?3. На фрагменте
1 Здесь и далее мы считаем возможным употребление названия надгробий с изображением Т-образного креста (или посоха) как памятников «тверского типа» без кавычек.
2 В сводку А. Г. Авдеева включены также плиты, не имеющие отношения к надгробиям тверского типа, а также указаны как содержавшие такие памятники некрополи, где в реальности подобные артефакты не были обнаружены.
3 Здесь и далее при указании размеров первое число — длина, второе — ширина, третье — толщина плиты. Если сведения отсутствуют, ставится знак вопроса. Все размеры даны в см.
вырезан рельефный Т-крест с трехвершинной перекладиной, ниже расположено «яблоко» [6, с. 27].
2. Фрагмент плиты. Найден в Зубцове «на древнем кладбище бывшего Преображенского монастыря, на Фаустовой-Горе». 106,68*66,67*? Плита имеет скругленную верхнюю часть, сужается к изножью. Вырезан Т-образный крест с тремя вершинами по верхней плоскости, двумя — по краю нижней стороны. «Яблоко» отсутствует [6, с. 28].
3. Фрагмент (?) плиты. Найден «в г. Твери, на Единоверческом кладбище, за Волгою», т.е. на территории, в средневековье располагавшейся к северу от Заволжского посада ХГУ-ХУШ вв. По-видимому, здесь в XV-XVI вв. находилось какое-то сельское поселение. О размерах плиты сведений нет. На плите вырезана надпись: «7028/1520 февраля 11 день преставилась раба Божия Федосия Григорьева жена Филипова на память великомученика Федора Стратилата» [6, с. 28]. В опубликованных близких по времени дате смерти Федосии актовых и писцовых материалах отыскать упоминания ее и ее мужа не удалось.
4. Фрагмент плиты. Найден под престолом Троицкой церкви (построена в 1564 г.), стоящей на территории средневекового Затьмацкого посада Твери. 84,45*51,1*? Вырезан рельефный Т-образный крест с трехвершинной перекладиной, расположенным ниже «яблоком». По сторонам расположена без разделения на слова обронная надпись: «Лета 7007/1499 месяца мая 5 день преставился раб Божий Афонасей Иванов сын Острожев на память святой мученицы <...>» [6, с. 29, таблица 46]. Упоминания А. И. Острожева в актах и писцовых материалах найти пока не удалось.
5. Фрагмент плиты. Найден на кладбище при церкви Иоанна Предтечи «при копании могил». Сведений о размерах нет. Вырезан рельефный Т-образный крест. Верхняя перекладина двухвершинная сверху и снизу, боковые грани заостренные [6, с. 29, рисунок]. Церковь Иоанна Предтечи расположена на северо-западной окраине средневекового Затьмацкого посада Твери. Деревянная церковь существовала здесь, по крайней мере, с середины XV в. Она упомянута при описании пожара 1483 г. в Затьмачье [24, стб. 499; 4, с. 96]. Храм существовал до начала 1680-х гг. Он упомянут как действующий еще в 1677-1678 гг. [16, с. 66]. В Писцовой и межевой книге Твери 1685-1686 гг. эта церковь отмечена как несуществующая, при ней зафиксировано кладбище [17, с. 143].
6. Фрагмент (?) плиты. Найден «в городе Твери на дворе Духовной Семинарии». 150*47*? Вырезан Т-образный крест с, видимо, двухвершинной перекладиной. «Яблоко» в описании не указано. Здание семинарии располагалось на территории средневекового Затьмацкого посада. Кладбище, обнаруженное здесь, возможно, принадлежало храму Марфинского (?) монастыря, расположенного близ устья Тьмаки на ее левом берегу. Монастырь и ряд храмов сгорели в пожар 1484 г. [24, стб. 499]. Очевидно, время основания монастыря — не позднее середины XV в. Монастырь исчез в начале XVII в., в литовское разоренье [4, с. 96].
7. Фрагмент (?) плиты. Найден у Знаменской церкви в Твери. Размеры неизвестны. Форма перекладины трехконечного креста неизвестна. На камне вырезана надпись: «Лета 7048/1550 месяца февраля в двенадцатый день на масленице в четверг в 1 час дня преставился раб Божий священный иерей Никула на память иже во святых отца нашего Мелетия архиепископа, в тот день преставление Алексея митрополита всея Руси» [6, с. 31]4. Знаменская церковь стояла на территории средневекового Загородского посада
4 Прочтение даты уточнено А. Г. Авдеевым [1, с. 487, таблица 3, прим. 23].
Твери, к востоку от кремлевского рва, очевидно, почти напротив Владимирских ворот (ориентировочно на месте современной библиотеки им. А. М. Горького). До начала XVII в. на этом месте находилась деревянная церковь Богоявления, сгоревшая в Смуту [4, с. 56]. Очевидно, время основания церкви Богоявления на основании находки плиты можно отнести к началу - первой трети XVI в. Сведений об иерее Никуле в опубликованных документах обнаружить не удалось.
8. Фрагмент плиты. Найден «в Заволжской части города Твери, в Арефьевской улице, на огороде мещанина Нагаева». 76*53,34*? Сведений о форме Т-образного креста нет. На плите вырезана надпись: «Лета 7048/1540 месяца февраля 22 день преставился раб Божий Федор Федоров сын <.. .> иела <...>» [6, с. 31]. Кладбище, с которого происходит плита, располагалось на территории средневекового Заволжского посада, в Волынской слободке, при одной из двух церквей. Одна из них имела посвящение Иоанну Предтече, вторая — Николе Чудотворцу. Оба храма упомянуты в Дозорной книге Тверского уезда 1551-1554 гг. [20, с. 273, 306].
9. Фрагмент плиты. Найден «в Заволжской части города Твери, в Арефьевской улице, на огороде мещанина Нагаева». Об этой плите А. К. Жизневский не приводит никаких сведений, кроме того, что на ней нет надписи [6, с. 31].
10. Плита. Найдена в 1886 г. 26 марта «у Семеновской церкви» [28, с. 9]. Речь идет, видимо, о Симеоновском храме на Загородском посаде г. Твери. 124,3*49*? На плите изображен Т-образный крест «в виде двух топориков с двумя кружками на продольной части, одним вверху, пониже поперечной части, а другим — посередине». На плите имеется надпись: «Лета 7065 (1557) месяца генваря на память святого Василия Кеса-рилокова (Кесарийского) престаися раба Божия Ов-дья Петрова жена Красильникова» [28, с. 9]5. Симеоновская церковь располагалась до 1930-х гг. на одноименной улице в ее западной части, недалеко от правого берега р. Тьмаки, на территории средневекового Загородского посада Твери. Храм упоминается как существующий в Дозорной книге Твери 1616 г. [5, с. 30]. Упоминаний Петра Красильникова в писцовых материалах по Твери разыскать не удалось, однако на Затьмацком посаде Твери в той же Дозорной книге среди владений тверских каменщиков указан двор вдовы «Ортемовской жены Красильникова» [5; 34]. Возможно, Артем Красильников был сыном Петра и Авдотьи Красильниковых.
11. Фрагмент плиты. Найден на левом берегу р. Волги, «против устья р. Тьма-ки», на территории средневекового Заволжского посада Твери. 71*71*? Изображен Т-образный крест в виде «двух топориков, с полукружием внизу на продольной части». Очевидно, имеется ввиду «яблоко». На плите сохранилась надпись: «Лета ЗИД (1546) месяца февраля КД (24) дня преставися раба Божия Киликкея Васильева дочь а Семенова жена Киева на память обретения Гло(вы Иоанна Предтечи)» [28, с. 9]6. Плита, очевидно, происходит с кладбища Никольской церкви, располагавшейся почти напротив устья р. Тьмаки, и появляющейся, видимо, в середине XVI в. [25, с. 292-295, рисунок 4-6].
12. Фрагмент плиты. Найден «во дворе дома И.Ф. Петропавловского в Твери в Затьмацкой части против ц. Покрова». 82,1*38*? Изображен Т-образный крест
5 Вторая плита, обнаруженная там же, московского типа, с орнаментом в виде «волчьего зуба», с надписью «Лета 7009/1500 сентября 30 преставися раб Божий Василей Федоров сын Ковар<...>» [26, с. 9], ошибочно вставлена А. Г. Авдеевым в таблицу «Подписные надгробия тверского типа» [1, с. 486, табл. 3].
6 Возможно, фамилия Семена Киева публикаторами была прочитана неверно, и следует читать «Семена Коняева»? Отметим, что один из Коняевых, Наум, являлся земским старостой в 1610-х гг. [5, с. 36].
с «яблоком» [28, с. 9]. Покровская церковь, существующая и поныне, построена в 17651774 гг. на месте упраздненного в 1723 г. Афанасьевского девичья монастыря «на посаде». Монастырь упоминается в Дозорной книге Тверского уезда 1551-54 гг. [20, с. 183]. Очевидно, плита происходит с кладбища этого монастыря.
13-14. Две плиты. Найдены на берегу Волги у с. Андреевского Тверского уезда. Первая длиной 106,5 см, вторая — 142 см. На обеих плитах изображен Т-образный крест с «яблоком», «поперечная же часть вверху прямая» [30, с. 9]7.
15. Плита. Найдена на «древнем кладбище с. Едимоново Корчевского уезда». 164,2*57,7*20. Изображение Т-образного креста «в виде топориков», с «яблоком» [31, с. 12-13].
16. Плита. Найдена на «древнем кладбище с. Едимоново Корчевского уезда». 117,5*51*12,2. Изображение Т-образного креста «в виде посоха». Упоминания «яблока» нет [31, с. 12-13].
17. Плита. Найдена «в полуверсте расстояния от городища [Опоки] вверх по Волге» среди «некоторого количества» таких же плит с Т-образными крестами. 143*70*13,3. Плита имеет трапециевидную форму, сужаясь к изножью. Вырезан Т-образный крест с трехвершинной в верхней части перекладиной, в нижней части — двухвершинной. «Яблоко» отсутствует [11, с. 80-81, рисунок 2].
Автор публикации отмечает, что на всех плитах, которые удалось осмотреть, не было надписей, кроме одной, но увидеть ее не удалось — она была кем-то унесена. «Яблок» также не было. Сосчитать плиты Н. Е. Макаренко не смог, поскольку они сильно заросли травой [11, с. 81]. Средневековое кладбище, на котором располагались описанные автором плиты, располагалось на пограничье Тверского Великого княжества и Ржевской земли, между Ржевом и тверской крепостью Опоки.
18. Плита. Найдена «в полуверсте ниже г. Старицы» «на возвышенной площади». 142*53,34*17,78. Верхняя часть прямоугольной плиты скруглена. Верхний обрез перекладины горизонтальный, нижний — двухвершинный. Имеется «яблоко», у изножья конец посоха о трех ногах. В этом же месте, по словам автора, имелось еще несколько плит с такими же изображениями [11, с. 88, рисунок 20]. К сожалению, автор не указал, на каком берегу Волги располагалось обнаруженное им кладбище. По нашим предположениям, оно находилось в районе устья р. Нижняя Старица на левом берегу р. Волги8.
19. Плита. Найдена в г. Старице вблизи Симеоновской церкви9. Размеры неизвестны. По свидетельству старицкого краеведа И. П. Крылова, здесь находилось надгробие с трехконечным крестом. Верхний обрез трехвершинный, нижний — двухвершинный, торцы секировидные, имеется «яблоко», в основании — треножник (?). В нижней части вырезана надпись: «Лета 7104 (1591) месяца Октября въ 7 день на память святыхъ мученикъ Сергия и Вакха преставися раба Божия Мария инока» [9, с. 7, рисунок между 68 и 69 с.]10. Деревянная шатровая Симеоновская церковь впервые упо-
7 А. Г. Авдеев в сводную таблицу плит тверского типа помещает также надгробие из деревни Старое Каликино Тверского уезда [1, с. 486, таблица 3], однако этот камень относится к памятникам московского типа, что явствует из его описания при первой публикации [30, с. 9].
8 Отметим важность наблюдения Н. Е. Макаренко относительно того, что многие осмотренные им в том месте плиты имели в изножье завершение в виде треножника. Подобное завершение использовалось, видимо, только в Старице и ее округе.
9 В настоящее время церковь не существует. Располагалась примерно напротив современного здания Отряда пожарной охраны по ул. К. Маркса, д. 14.
10 Прочтение даты уточнено А. Г. Авдеевым как 1591 г. [1, с. 488, таблица 3, прим. 24].
мянута в Писцовой и межевой книге Старицы Степана Ивановича Тарбеева и подъяче-го Федора Посникова 1624 г. [18, с. 36]. Каменная Симеоновская церковь была построена в 1758 г. [27, с. 71]. Столь поздняя дата свидетельствует, возможно, о вторичном использовании надгробия.
20. Плита (?). Найдена при въезде в с. Юрьевское Старицкого уезда. Сведений о размерах нет. На плите вырезана надпись: «Лета 7054/1546 октября 14 дня преставися Евфимей Аннин человек Ивановы жены Юрьевичъ Шигонины» [9, с. 157]. С. Юрьевское было в первой половине XVI в. центром владений И. Ю. Шигоны-Поджогина в Старицком уезде и, скорее всего, существовало уже в XV в.
Описанные выше плиты, опубликованные в конце XIX - начале XX вв., не сохранились до наших дней, кроме одной, указанной ниже под № 21.
21. Плита. Находится в г. Старице у памятной часовни Козьмы и Дамиана, стоявшей на месте разрушенной в половодье деревянной церкви на Половинкиной улице. 103,5*31-43*8-14. По центру изображен Т-образный крест с двухвершинной перекладиной вверху, с «яблоком» в верхней трети, треножным основанием [1, с. 497, ил. 9б]. Видимо, именно эта плита описана И. П. Крыловым как привезенная с Никитского кладбища, располагавшегося на той же улице ниже по Волге примерно на 600 м. Никитский приход упомянут в Дозорной книге Старицы 1613-1614 гг. [16, с. 26].
22. Фрагмент (?) плиты. Найден при проведении археологических исследований на территории Затьмацкого посада г. Твери, на месте кладбища при церкви Алексея Человека Божия [13, с. 262-270]. Плита лежала над погребением. 95*40-50*10-15. Изображен Т-образный крест. Верхний обрез перекладины имеет три вершины, нижний — две, торцы вогнуты. Нижняя часть плиты отколота. «Яблока» нет. Автор публикации, исходя из наиболее ранней даты кладбища, относит плиту к рубежу XV-XVI вв., с чем нельзя не согласиться [14, с. 148, 145, рисунок 1-1]. Храм существовал с конца XV - начала XVI вв. до начала XVII в. [31, с. 257-261; 14, с. 146].
23. Плита. Обнаружена над одним из погребений того же кладбища. 108*50*10. Плита скруглена в изголовье и в изножье. Изображен Т-образный крест. Верхний и нижний обрезы перекладины двухвершинные, торцы заострены. «Яблока» нет [14, с. 148, 145, рисунки 1-2]. Датировка аналогична дате плиты № 22.
24. Фрагмент плиты, верхняя часть. Найден строителями на участке того же кладбища. 60*45*10-13. Изображен Т-образный крест. Верхний обрез перекладины двухвершинный, нижний — прямой (?). Торцы заострены. «Яблока» нет [14, с. 148, 145, рисунок 1-3]. Датировка аналогична датам плит № 22, 23.
25. Фрагмент плиты. Найден на территории некрополя церкви Алексея Человека Божия. К сожалению, определить размеры фрагмента по публикации не представляется возможным. Фрагмент имеет изображение Т-образного креста. Верхний край перекладины имеет три вершины, нижний — две. Есть «яблоко». Плита имеет надпись в шесть строк, идущую в том числе по верхней перекладине и «яблоку»: «Лета 7008/1500 го месяца генваря 11 де на память преподобного отца Феодосия престави(ся раб Бо)ж(ий) т<.. .> (Григ)ория сын Силиванова Еснина»(?) [1, с. 485, таблица 3; ил. 4, с. 494; 2, с. 64, ил. 8].
26. Фрагмент плиты. Найден при археологических исследованиях на средневековом Загородском посаде Твери. Нижняя часть обколота. 98*35-38*10-12 см. Изображен Т-образный крест. Верхний обрез перекладины — трехвершинный, нижний — двухвершинный, торцы прямые. В верхней трети есть «яблоко». Плита имеет 4-х строчную надпись: «Лета 7048/1540-1541 престав(ися) раб божий Остафей месяца мая в 10 день на память святого апостола Семиена». Отметим, что надпись прошла по «яблоку».
К сожалению, плита не имеет определенного археологического контекста (извлечена из стенки траншеи коммуникации). Автор публикации соотносит находку с некрополем Спас Высокого монастыря, исчезнувшего, очевидно, в результате Смуты [12, с. 101-105, рисунок 5]. Спас Высокой монастырь «во Твери на посаде у яму» упоминается в Дозорной книге Тверского уезда 1551-54 гг. как существующий и владеющий довольно значительным количеством земли [20, с. 182, 230, 273, 296]. Обитель возникает, видимо, не позднее второй половины XV в.
27. Фрагмент плиты. Найден на территории села Савватьево Калининского района Тверской области. 67*38*13,5 см. Нанесено изображение Т-образного креста, сохранившееся в своей средней части. «Яблоко» отсутствует [10, с. 146-147, рисунки 5-1, 2]. Некрополь, с которого происходит фрагмент надгробия, принадлежал Савватьеву монастырю, основанному на рубеже XIV-XV вв.
28. Плита. Найдена в г. Кимры на погосте ныне несуществующей церкви Иоанна Предтечи11. Размеры публикаторами не приведены [2, с. 66, рисунок 12; 1, с. 486, 498, ил. 13]. Изображен Т-образный крест, перекладина вверху имеет три вершины, внизу — две. Сохранились остатки четырех строк надписи: «Лет <.> (сы)нъ алтин».
К числу этих плит в 2017 г. добавились пять фрагментов от четырех плит, обнаруженные на территории тверского Желтикова монастыря.
29. Фрагмент плиты. 82*135*28 см. Верхняя часть плиты — с рельефным изображением Т-образного креста. Высота рельефа около 2 см. На левой боковой грани врезан тамгообразный знак (ил. 3). Вероятная датировка: вторая половина XV - первая половина XVI в. Фрагмент обнаружен в слое техногенного происхождения, квадрат А-5, отметка — 11512. Ил. 1-3.
30. Два фрагмента верхней части плиты. 57,5*60*17,5. На плите изображен Т-образный крест, перекладина имеет горизонтальную прямую границу. На «яблоке» заметны слабо прочерченные плохо читаемые буквообразные знаки: предположительно, ТГО. Дата — вторая половина XV - первая половина XVI вв. Ил. 4-5.
31. Фрагмент плиты. 42,5*65*18 см. Сохранилось рельефное изображение средней части Т-образного креста. Дата — вторая половина XV - первая половина XVI вв. Ил. 6-7.
32. Фрагмент верхней части плиты. 55*112,5*15. На плите изображен Т-образный крест, перекладина имеет три вершины. Плита содержит надпись, от которой сохранились пять строк. Буквы проходят по изображению перекладины креста: «Лета 1545-го месяца июля в 5 день на память преподобного отца нашего Афанасия Афонского <...>». Ил. 8-9.
Помимо более-менее детальных описаний надгробий, в трудах тверских ученых и краеведов XIX - начала XX вв. содержатся также весьма краткие упоминания о находках плит тверского типа на территории Тверской губернии, а именно той ее части, которая в средневековье являлась Тверским Великим княжеством. Так, описывая плиту около часовни святых Козьмы и Дамиана в Старице, И. П. Крылов отмечает, что вокруг часовни находили аналогичные плиты. Автор указывает также, что «особенно их много было выкопано при постройке шоссейной дороги» [9, с. 89]. К сожалению, не совсем понятно, о какой дороге идет речь. Кроме того, плиты тверского типа были обнаружены
11 Хранится в Кимрском краеведческом музее.
12 Отметка указана в см от условного ноля — репера раскопа. Если не указаны паспортные данные предмета, это означает, что он обнаружен в отвалах котлованов под емкости горюче-смазочных материалов.
на Игумновой горе и в Коньковской слободе (ныне деревня Коньково) [9, с. 142]. Аналогичная плита была найдена в устье р. Нижняя Старица [9, с. 143].
Плиты с Т-образными крестами были обнаружены в Старице и на правом берегу Волги, рядом с церковью Богоявления (на месте этого храма ранее, в XVII в., стояли деревянные церкви Иоанна Предтечи и Николы Чудотворца) [17, с. 39], на месте упоминаемого в 1624 г. храма Рождества Христова «на берегу на реке на Волге» [9, с. 40]. Такие же надгробия были найдены у Собакинской богадельни при ее постройке (вблизи когда-то находилась Ильинская церковь) [9, с. 84; 17, с. 43].
Кроме Старицы, надгробия тверского типа, по свидетельству И. П. Крылова, обнаружены в д. Льгово, в версте от деревни Борисово, в деревнях Кореничино, Че-ревково, Парасковьино, Арсеньево, в лесу в версте от деревни Заблино, на пустоши Калошино, при деревне Никольской, при церкви с. Семенов Городок, в с. Холохольне, в д. Тарасово у часовни, в с. Родня [9, с. 155-158].
И. П. Крылов отмечает также располагавшиеся ниже Старицы по Волге, в том числе в районе устья реки Нижней Старицы, средневековые кладбища, на которых обнаруживались «в редком количестве» плиты «с крестами наподобие посоха» [9, с. 5]. Тот же автор упоминает о том, что дорожки в старицком Успенском монастыре отчасти были выстланы надгробиями с изображением трехконечных крестов, полагая, что они взяты с монастырского кладбища [9, с. 41].
А. К. Жизневский упоминает о находке подобных плит на посаде Погорелого Городища, а также на кладбище между с. Емельяново и д. Болдырево, в Зубцове [6, с. 29-31]. В Тверском уезде плиты с Т-образными крестами были обнаружены у д. Дмитровское (ныне с. Дмитровское-Черкасы), а также у с. Кушалино («трехконечный крест в виде топориков»). Последняя хранилась в тверском музее [19, с. 171, 217]. Плиты тверского типа находились также в Калязинском уезде, на правом берегу Волги в месте, где был «монастырь, называвшийся Пречистенская — Медведева пустынь» [19, с. 287].
За пределами Тверской земли пока зарегистрировано 8 плит аналогичного типа.
33. Плита (?). Найдена в Угличском Алексеевском монастыре в кладке апсиды церкви Иоанна Предтечи постройки 1681 г. [1, с. 484, с. 500, ил. 15]. Более никаких сведений о находке нет.
Еще семь находок плит связаны с Русским Севером.
34. Плита. Найдена в Ферапонтове монастыре in situ над погребением. 140*45*15. Изображен Т-образный крест с «яблоком». Перекладина вверху имеет три вершины, внизу — две. Имеется трехстрочная надпись: «Зде лежат мощи Ивши Ободаева». Автор публикации датирует плиту второй половиной XV - рубежом XVI вв. Сведений об Ивше Ободаеве в письменных источниках, связанных с Ферапонтовым и Кирилло-Белозерским монастырями, обнаружить не удалось [3, с. 114-115, таблица XXXV, 1; с. 211-226; 1, с. 485, табл. 3, с. 501, ил. 16].
35. Плита. Найдена в Белозерске, во вторичном использовании для вымостки пола церкви Успения 1553 г. 135,5-155,5х46-54х17. Изображен Т-образный крест, перекладина имеет вверху три вершины, внизу — две, есть «яблоко», в основании — треножник [1, с. 483-484, 510-511, приложение: № 1].
36. Фрагмент плиты. Найден в Белозерске, во вторичном использовании для вы-мостки пола церкви Успения 1553 г. 107*46-54*15. Изображен Т-образный крест, перекладина имеет вверху три вершины, внизу — две, есть «яблоко» [1, с. 483-484, 511, приложение: № 2].
37. Фрагмент плиты. Найден в Белозерске, во вторичном использовании в церкви Успения 1553 г. (ступень? подоконник?). 112,5*39-53*23. Изображен Т-образный крест, перекладина имеет вверху три вершины, внизу — две [1, с. 483-484, 511-512, приложение: № 3].
38. Фрагмент плиты. Найден в Белозерске, во вторичном использовании в церкви Успения 1553 г. (ступень? подоконник?). 131,8*43,4-46*14,5. Изображен Т-образный крест, перекладина утрачена, имеются «яблоко», треножник [1, с. 483-484, 512, приложение: № 4].
39. Фрагмент плиты. Найден в Белозерске, во вторичном использовании в качестве строительного материала в церкви Успения 1553 г. 80,4*47,2*15. Изображен Т-образный крест, перекладина имеет вверху три вершины, внизу — две, есть «яблоко» [1, с. 483-484, 512-513, приложение: № 5].
40. Фрагмент плиты. Найден в Белозерске, во вторичном использовании в качестве строительного материала в церкви Успения 1553 г. 30*43*12. Сохранилась средняя часть Т-образного креста [1, с. 483-484, 512-513, приложение: № 6].
Итак, к настоящему моменту имеются более или менее подробные сведения о 40 плитах тверского типа. Из них 20 памятников к настоящему времени утрачены. Из 40 надгробий лишь половина — сохранившиеся целиком надгробия. 13 памятников имеют эпитафии, сохранившиеся полностью или частично. Такова на сегодняшний день источниковедческая база для исследования рассматриваемых надгробий.
Территория распространения плит
Обращавшиеся в последнее время к изучению надгробий тверского типа исследователи определяют область распространения этих памятников как район Верхней Волги, включая Осташков [3, с. 211], а также территорию, связанную с Волжским путем [1, с. 476]. Однако это не совсем так. Приведенные нами данные показывают, что выше пограничной тверской средневековой крепости Опоки по Волге плиты тверского типа не встречаются.
Отмечая существенный вклад А. Г. Авдеева в изучение средневековых надгробий тверского типа, хотелось бы обратить внимание на то, что содержащиеся в его работе сведения о находке плит этого типа в Вышневолоцких землях [1, с. 482, таблица 2] включены туда, очевидно, ошибочно. Во всех указанных исследователем для Вышневолоцкого уезда случаях В. А. Плетневым описываются «необтесанные» камни, с выбитыми (sic!) на некоторых крестами [19, с. 324, 336, 337, 346]. Речь здесь идет о намогильных памятниках совсем иного типа, скорее всего о валунных надгробиях либо о жальниках, как в случае с кладбищем у д. Дворищи. Таким образом, из ареала распространения рассматриваемых плит следует исключить эту часть средневековой Новгородской земли, которую включил в географию распространения тверских надгробий А. Г. Авдеев. Равным образом неверно и отнесение к этому ареалу Осташковского уезда (с. Дмитровское, что в Тальцах) [1, с. 480, таблица 2]. Здесь В. А. Плетнев буквально пишет следующее: «<...> на могилах которого [кладбища — авторы] крестов нет, а есть только камни <...>» [19, с. 15].
Очевидно, что, за редким исключением, плиты тверского типа были распространены исключительно на землях Тверского Великого княжества. Заметим, что плиты тверского типа обнаруживаются на поселениях, расположенных не только вблизи, но и достаточно далеко от Волги.
Находки плит тверского типа в Угличе, Ферапонтове монастыре и в Белозерске могут быть объяснены либо присутствием в этих местах выходцев из Тверской земли (Ферапонтов монастырь), либо тем, что в строительный материал, поставлявшийся из Тверской земли, торговцы из экономии добавляли взятые с тверских кладбищ по сути готовые блоки13. О поставках белого камня из Тверской земли на Русский Север в конце XV в. есть сведения в «Сказании Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре» [22, с. 345; 23, с. 43].
С чем связано появление и широкое распространение плит тверского типа именно на территории Тверского Великого княжества, еще предстоит выяснить. Однако связывать это явление с Т-образным символом на монетах [3, с. 226], на наш взгляд, не вполне корректно, прежде всего потому, что монеты, имевшие монограмму ТФ, чеканились в 1492-1510 гг. [7, с. 35, таблица 3-4; с. 39-41], т. е., на наш взгляд, позже появления надгробий с Т-образными крестами.
Хронология надгробий
Наблюдения над ареалом распространения плит тверского типа позволяют сделать осторожное предположение о времени их появления. На наш взгляд, то, что эти надгробные памятники практически не выходят за границы Тверского Великого княжества, может свидетельствовать о том, что традиция их создания зародилась здесь еще до вхождения в состав Московского государства, т. е. в середине - второй половине XV в. Наше предположение отчасти подкрепляется выводом Л. А. Беляева о дате плиты из Ферапонтова. Плита имеет недатированную надпись, которую на основании ряда признаков исследователь относит ко второй половине XV - рубежу XVI вв. [3, с. 213].
В пользу довольно раннего появления плит тверского типа говорит также то, что ряд их находок связан с кладбищами при храмах и монастырях, появившихся не позднее второй половины XV в.
Свидетельством появления надгробий с Т-образным крестом в XV в. является также отсутствие надписей на многих плитах, что характерно для памятников середины XIV - конца XV вв. [3, с. 35-36].
Датировке появления плит тверского типа в XV в. не противоречит наблюдение А. В. Новикова о дате надгробий, выявленных у церкви Алексея Человека Бо-жия на Затьмацком посаде Твери. Некрополь при храме возникает не ранее рубежа XV-XVI вв., следовательно, найденные здесь плиты с посоховидными крестами должны датироваться не ранее этого времени, при этом почти все плиты, найденные здесь, не имеют надписей [14, с. 146]. Очевидно, что до конца XV в. еще не существовало широкого распространения практики нанесения эпитафий на надгробия. Самая ранняя дата эпитафии на плитах тверского типа — 1499 г., самая поздняя — 1591 г. Не исключено, однако, что эпитафии, датированные 1500-ми гг., нанесены были на плиты, изготовленные и использованные гораздо раньше указанных на них дат.
На наш взгляд, предположение Л. А. Беляева о том, что плиты тверского типа появляются во второй половине XV в. или даже раньше [3, с. 116], подкрепляется указанными находками и наблюдениями исследователей.
Верхний хронологический предел бытования плит тверского типа определяется датированными надгробиями14. Таких камней всего одиннадцать. Как видно, бытование надгробий с Т-образными крестами, имеющих надписи и даты, почти не выходит
13 Об этом может свидетельствовать использование надгробий тверского типа в Угличе и Бело-зерске именно в качестве строительного материала.
14 Однако это отнюдь не означает, что надгробия тверского типа продолжали изготавливаться в первой половине XVI в. Вполне вероятно использование плит без надписей вторично.
за пределы первой половины - середины XVI в. По всей видимости, во второй половине этого столетия подобные памятники уже не употребляются и практически полностью заменяются плитами, сделанными в «московской» традиции.
Таким образом, по нашему мнению, плиты тверского типа появляются еще в период независимости Тверского великого княжества, скорее всего, в середине — второй половине XV в., и до середины XVI в. продолжают использоваться в Тверской земле уже после присоединения к Москве.
Происхождение традиции
Что касается истоков появления подобной традиции оформления надгробных памятников, то Л. А. Беляев предполагает два пути проникновения идеи изображения посоховидного креста на надгробиях в Тверскую землю: один — с Балкан и южнославянских земель, где встречены надгробия XШ-XV вв. со сходными изображениями, второй — через Литву из Западной Европы [3, с. 119-120]. Т. Д. Панова видит причину возникновения этой традиции во влиянии «народного слоя культуры Балкан, а именно, земель Боснии и Герцеговины XIV-XVI вв.», связывая эту практику с богомильством, и объясняя появление ее в Тверской земле притоком сюда переселенцев-богомилов с Балкан и южнославянских земель. Богомильская ересь, как предполагает Т. Д. Панова, нашла в Твери благодатную почву [15, с. 135]. Факт значительного южнославянского влияния на тверские искусство и культуру, в том числе церковную, начиная с конца XIV в. и по крайней мере до середины XV в. подтверждается исследованиями искусствоведов [21, с. 87, 99, 243].
Мы считаем, не отвергая предположение о втором пути, предложенным Л. А. Беляевым, что более аргументированным является гипотеза о происхождении рассматриваемой практики из южнославянских земель. Сходного мнения, но с оговорками, придерживается А. Г. Авдеев [1, с. 505]. Несомненно, что традиция изображения Т-образного креста с момента появления в Тверской земле имела и внутреннее развитие, чем объясняется некоторое разнообразие в оформлении надгробий тверского типа. Отчасти эта версия находит подтверждение в тверском зодчестве начала XV в., поскольку и Никольская церковь в Старице, и особенно Успенский собор Желтикова монастыря могут быть вписаны в контекст средневековой архитектуры Балкан, хотя в большей мере они свидетельствуют не о влиянии одной школы на другую, а о параллельном развитии национальных (или региональных) архитектурных школ. Тем не менее исключать влияние южнославянского или — шире — византийского зодчества на архитектурные процессы в тверских землях не следует. В таком случае мы можем допустить, что вместе со строителями на территорию Верхневолжья приходили и мастера-камнерезы, которые и ввели традицию изображения посоха или посоховидного креста на надгробных памятниках.
Таким образом, ранее опубликованные, а также новые материалы, происходящие из некрополя Успенского собора тверского Желтикова монастыря, позволяют конкретизировать, уточнить и расширить наши представления о распространении, хронологии и происхождении тверского типа русского средневекового надгробия на территории средневековой Руси XV-XVI вв.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Авдеев А. Г. Надгробия «тверского» типа: вопросы хронологии, типологии и символики // Вопросы эпиграфики. М.: Изд-во ун-та Дмитрия Пожарского, 2016. Вып. IX. С. 474-520.
2 Баринова Д. Интерпретация Т-образных символов на тверских надгробных плитах // Vele. Альманах культурного объединения «Твержа». 2012. № 1. С. 61-73.
3 Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. М.: Модус-Граффити, 1996. 566 с.
4 Выпись из тверских писцовых книг Потапа Нарбекова и подъячего Богдана Фадеева 1626 года. Тверь: Изд-во Тверской ученой архивной комиссии, 1901. 147 с.
5 Дозорная книга города Твери 1616 года. Тверь: Изд-во Тверской ученой архивной комиссии, 1890. 39 с.
6 Жизневский А. К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М.: Синодальная тип., 1888. С. 242.
7 Зайцев В. В. Русские монеты времени Ивана III и Василия III. Киев: Юнона-Монета, 2006. 204 с.
8 Компанец С. Е. Надгробные памятники XVI - первой половины XIX вв. (практическое пособие по выявлению и научному описанию). М.: Мосгорпечать, 1990. 68 с.
9 Крылов И. П. Старица и ее достопримечательности. Старица: Тип. И. П. Крылова, 1914. 168 с.
10 Купряшин А. В. Три средневековых надгробья из Савватьева // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 7. Тверь: Старый город, 2014. С. 142-147.
11 Макаренко Н. Е. Поездка 1903 г. по верхнему течению р. Волги // Известия императорской археологической комиссии. СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1904. Вып. 6. С. 21-31.
12 Момбекова А. А. К исследованию некрополя в северо-восточной части Загород-ского посада города Твери // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь: Старый город, 2003. Вып. 5. С. 97-105.
13 Новиков А. В. К хронологии некрополя у церкви Алексея — человека божия на Затьмацком посаде г. Твери // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 2. Тверь: Старый город, 1997. С. 262-270.
14 Новиков А. В. Надгробия конца XV-XVII вв. из раскопок некрополя у церкви Алексея — человека Божия на Затьмацком посаде г. Твери // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 3. Тверь: Старый город, 1999. С. 144-154.
15 Панова Т. Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI веков. М.: Радуница, 2004. 195 с.
16 Переписная книга Твери (из переписной книги Твери и Тверского уезда Михаила Никитича Чирикова и подъячего Ивана Андреева) // Переписные книги Твери XVII века. М.: Старая Басманная, 2014. 124 с.
17 Писцовая и межевая книга Твери 1685-1686 годов. М.: Старая Басманная, 2014. 348 с.
18 Писцовые и переписные книги Старицы XVII века. М.: Старая Басманная, 2016. 196 с.
19 Плетнев В. А. Об остатках древности и старины в Тверской губернии. Тверь: Изд-во Тверской ученой архивной комиссии, 1903. 519 с.
20 Писцовые материалы Тверского уезда XVI в. М.: Древлехранилище, 2005. 760 с.
21 Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI века. М.: Наука, 1979. 640 с.
22 Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре // Книжные центры Древней Руси XI-XVI вв. СПб.: Наука, 1991. С. 161-162.
23 Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре // Святые подвижники и обители Русского Севера. Усть-Шехонский, Спасо-Камен-ный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри. СПб.: Изд-во Олега Обышко, 2005. С. 7-44.
24 Полное собрание русских летописей. М.: Языки русской культуры, 2000. Т. XV. 432 с.
25 Романова Е. А. Топография части Заволжского посада по материалам раскопок 2007, 2008 (раскопы Филипповский 1 и 2) и 2011 (раскоп Вознесенский 1) гг. и письменным источникам // Тверской археологический сборник. Тверь: Триада, 2015. Вып. 10. Т. II. С. 288-299.
26 Русское средневековое надгробие. XIII-XVII века: материалы к своду / отв. ред. и сост. Л. А. Беляев. М.: Наука, 2006. Вып. 1. 359 с.
27 Салимов А. М., Салимова М. А. План города Старицы первой четверти XVIII века // Архитектурное наследство. 2010. Вып. 53. С. 65-74.
28 Тверской музей и его приобретения в 1886 г. Тверь: ценз., 1887-1915, 1887. 21 с.
29 Тверской музей и его приобретения в 1887 г. Тверь: ценз. 1887-1915, 1889. 21 с.
30 Тверской музей и его приобретения в 1888 г. Тверь: ценз. 1887-1915, 1890. 23 с.
31 Хохлов А. Н. О местоположении церкви Алексея-Человека Божия в Твери // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья.
Вып. 2. Тверь: Старый город, 1997. С. 257-261.
***
© 2019. Vasily V. Danilov
Tver, Russia
© 2019. Elena A. Romanova
Tver, Russia
© 2019. Aleksey M. Salimov
Tver, Russia
WHITE GRAVESTONES OF TVER TYPE
Abstract: The article addresses the issues of chronology and territorial distribution of medieval tombstones of Tver type, whitestone slabs with a carved image of T-shaped cross. The authors provide a list of all such monuments known by now, and introduce into scientific literature new ones found in the course of archaeological excavations on the territory of Tver Assumption Zheltikov monastery situated near Tver. Considering the chronology of Tver type gravestones usage the authors come to the conclusion that these monuments appear in the middle of the 15th century and stay in use up to the middle of the 16th century almost exclusively within the territory of Tver Grand Principality. Thus the gravestones with T-shaped cross come to be the characteristic feature of the Tver land culture in the Middle Ages. Findings of the gravestones of Tver type made over the borders of the Tver land can be explained by the presence of the
Tver land inhabitants in neighboring territories such as Uglitch and the Russian North. The authors also touch on the issue of origins of the tradition of engraving T-shaped crosses on the gravestones of Tver type suggesting it is due to the influence of Balkans natives migrated to Rus'.
Keywords: Grand Principality of Tver, medieval gravestones, T-shaped cross, South Balkans influence. Information about authors:
Vasily V. Danilov — Scientific Researcher, A. N. Kosygin Russian State University, Sadovnicheskaya St. 33, build. 1, 117997 Moscow, Russia. E-mail: [email protected] Elena A. Romanova — Senior Research Fellow, Tver State United Museum, Sovetskaya St. 5, 170100 Tver, Russia. E-mail: [email protected]
Aleksey M. Salimov — DSc in Arts, Corresponding Member of Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, chief researcher, Branch of TsNIIP Minstry of Russia, Research Institute of theory and history of architecture and urban planning, Dushinskaya St. 9, 111024 Moscow, Russia. E-mail: [email protected] Received: February 28, 2018 Date of publication: March 28, 2019
For citation: Danilov V. V., Romanova E. A., Salimov A. M. White gravestones of Tver type. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2019, vol. 51, pp. 208-223. (In Russian)
REFERENCES
1 Avdeev A. G. Nadgrobiia "tverskogo" tipa: voprosy khronologii, tipologii i simvoliki [Gravestones of "Tver" Type: the Issues of Chronology, Typology and Symbolism]. Voprosy epigrafiki. [Problems of Epigraphic]. Moscow, Izdatel'stvo Universiteta Dmitriia Pozharskogo Publ., 2016, vol. IX, pp. 474-520. (In Russian)
2 Barinova D. Interpretatsiia T-obraznykh simvolov na tverskikh nadgrobnykh plitakh [Interpretation of T-shaped Symbols on Tver Gravestones]. Vele. Al'manakh kul'turnogo ob"edineniia "Tverzha" [Vele. The Almanac of Cultural Union "Tverza"], 2012, no 1, pp. 61-73. (In Russian)
3 Beljaev L. A. Russkoe srednevekovoe nadgrobie [Russian Medieval Gravestones]. Moscow, Modus-Graffiti Publ., 1996. 566 p. (In Russian)
4 Vypis'iz tverskikhpistsovykh knigPotapaNarbekova ipod"iachegoBogdanaFadeeva 1626 goda [Extract from Tver Cadastres by Potap Narbekov and a Scrivener Bogdan Fadeev, 1626]. Tver', Izdatel'stvo Tverskoi uchenoi arkhivnoi komissii Publ., 1901. 147 p. (In Russian)
5 Dozornaia kniga goroda Tveri 1616 goda [Observation Book of Tver City of 1616]. Tver', Izdatel'stvo Tverskoi uchenoi arkhivnoi komissii Publ., 1890. 39 p. (In Russian)
6 Zhiznevskij A. K. Opisanie Tverskogo muzeia. Arkheologicheskii otdel [The Description of Tver Museum. Department of Archaeology]. Moscow, Sinodal'naia tipografiia Publ., 1888, p. 242 (In Russian)
7 Zajcev V. V. Russkie monety vremeni Ivana III i Vasiliia III [Russian Coins of the Times of Ivan the Third and Vasily the Third]. Kiev, Iunona-Moneta Publ., 2006. 204 p. (In Russian)
8 Kompanec S. E. NadgrobnyepamiatnikiXVI-pervoipolovinyXIXvv. (prakticheskoe posobie po vyiavleniiu i nauchnomu opisaniiu) [Tombstones of 16th - the First Half of 19th Centuries (A Practical Handbook for Finding and Scientific Description]. Moscow, Mosgorpechat' Publ., 1990. 68 p. (In Russian)
9 Krylov I. P. Staritsa i ee dostoprimechatel'nosti [Staritza and Its Sights]. Starica, Tipografiia I. P. Krylova Publ., 1914. 168 p. (In Russian)
10 Kuprjashin A. V. Tri srednevekovykh nadgrob'ia iz Savvat'eva [Three Medieval Gravestones from Savvat'evo]. Tver', tverskaia zemlia i sopredel'nye territorii v epokhu srednevekov'ia [Tver, Tver Land and Adjacent Neighbouring Territories in Middle Ages]. Tver', Staryi gorod Publ., 2014, vol. 7, pp. 142-147. (In Russian)
11 Makarenko N. E. Poezdka 1903 g. po verkhnemu techeniiu r. Volgi [The Excursion on the Upper Volga in 1903]. Izvestiia imperatorskoi arkheologicheskoi komissii [Proceedings of Imperial Archaeological Commission]. St. Petersburg, Tipografiia Glavnogo upravleniia udelov Publ., 1904, vol. 6, pp. 21-31. (In Russian)
12 Mombekova A. A. K issledovaniiu nekropolia v severo-vostochnoi chasti Zagorodskogo posada goroda Tveri [To the Study of Necropolis in the North-East part of Zagorodsky Suburb of Tver]. Tver', Tverskaia zemlia i sopredel'nye territorii v epokhu srednevekov'ia [Tver, Tver Land and Adjacent Territories in the Middle Ages]. Tver', Staryi gorod Publ., 2003, vol. 5, pp. 97-105. (In Russian)
13 Novikov A. V. K khronologii nekropolia u tserkvi Alekseia — cheloveka bozhiia na Zat'matskom posade g. Tveri [To the Chronology of the Necropolis of the Church of Alexis — the Man of God in Zat'matsky suburb of Tver]. ver', Tverskaia zemlia i sopredel'nye territorii v epokhu srednevekov'ia [Tver, Tver Land and Adjacent Territories in the Middle Ages]. Tver', Staryi gorod Publ., 1997, vol. 2, pp. 262-270. (In Russian)
14 Novikov A. V. Nadgrobiia kontsa XV-XVII vv. iz raskopok nekropolia u tserkvi Alekseia — cheloveka Bozhiia na Zat'matskom posade g. Tveri [Gravestones of the Late 15th - the 17th Centuries from the Excavations of the Necropolis of the Church of Alexis — the Man of God]. Tver', Tverskaia zemlia i sopredel'nye territorii v epokhu srednevekov'ia [Tver, Tver Land and Neighbouring Territories during the Middle Ages]. Tver', Staryi gorod Publ., 1999, vol. 3, pp. 144-154. (In Russian)
15 Panova T. D. Tsarstvo smerti. Pogrebal'nyi obriad srednevekovoi Rusi XI-XVI vekov [The Kingdom of the Death. Obsequies of Medieval Rus' of the 11th - 17th centuries]. Moscow, Radunitsa Publ., 2004. 195 p. (In Russian)
16 Perepisnaia kniga Tveri (iz perepisnoi knigi Tveri i Tverskogo uezda Mikhaila Nikiticha Chirikova i pod"iachego Ivana Andreeva) [Tver Cadastres (From Tver Cadastres Book and Tver District by Mikhail Nikitich Chirikov and a Scrivener Ivan Andreev]. Perepisnye knigi Tveri XVII veka [Tver Cadastres of the 17th century]. Moscow, Staraia Basmannaia Publ., 2014, pp. 39-105. (In Russian)
17 Pistsovaia i mezhevaia kniga Tveri 1685-1686 godov [Cadastre and Boundary Book of Tver 1685-1686]. Moscow, Staraia Basmannaia Publ., 2014. 348 p. (In Russian)
18 Pistsovye iperepisnye knigi Staritsy XVIIveka [Cadastres and Census Books of Staritza of the 17th Century]. Moscow, Staraia Basmannaia Publ., 2016. 196 p. (In Russian)
19 Pletnjov V. A. Ob ostatkakh drevnosti i stariny v Tverskoi gubernii [On the Remains of Antiquities and Ancientry in Tver Province]. Tver', Izdatel'stvo Tverskoi uchenoi arkhivnoi komissii Publ., 1903. 519 p. (In Russian)
20 Pistsovye materialy Tverskogo uezda XVI v. [Cadastral Materials of Tver District 16th century]. Moscow, Drevlekhranilishche Publ., 2005. 760 p. (In Russian)
21 Popov G. V., Ryndina A. V. Zhivopis' i prikladnoe iskusstvo Tveri XIV-XVI veka [Painting and Applied Arts of Tver in the 14th-16th Centuries]. Moscow, Nauka Publ., 1979. 640 p. (In Russian)
22 Prohorov G. M. Skazanie Paisiia Iaroslavova o Spaso-Kamennom monastyre [A Story About Spaso-Kamenny Monastery by Paisius Yaroslavov]. Knizhnye tsentry Drevnei RusiXI-XVIvv. [Book centers of the Ancient Russia 11th-16th Centuries]. St. Peterburg, Nauka Publ., 1991, pp. 161-162. (In Russian)
23 Prohorov G. M. Skazanie Paisiia Iaroslavova o Spaso-Kamennom monastyre [A Story about Spaso-Kamenny Monastery by Paisius Yaroslavov]. Sviatye podvizhniki i obiteli Russkogo Severa. Ust'-Shekhonskii, Spaso-Kamennyi, Dionis'ev Glushitskii i Aleksandrov Kushtskii monastyri [Saint Ascetics and Hermitages of The Russian North. Ust'-Shehonskij, Spaso-Kamennyj, Dionis'ev Glushickij and Aleksandrov Kushtskij Monasteries]. St. Peterburg, Izdatel'stvo Olega Obyshko Publ., 2005, pp. 7-44. (In Russian)
24 Polnoe sobranie russkikh letopisei [Complete Collection of Russian Chronicles]. Moscow, Iazyki russkoi kul'tury Publ., 2000. Vol. 15. 432 p. (In Russian)
25 Romanova E. A. Topografiia chasti Zavolzhskogo posada po materialam raskopok 2007, 2008 (raskopy Filippovskii 1 i 2) i 2011 (raskop Voznesenskii 1) gg. i pis'mennym istochnikam [Topography of the Part of Zavolzhsky Posad according to the Materials of Excavations in 2007, 2008 (Excavation Site Philippovsky 1 and 2), and in 2011 (Excavation Site Voznesensky 1) together with Written Sources]. Tverskoi arkheologicheskii sbornik. Tver', Triada Publ., 2015, vol. 10, part II, pp. 288-299. (In Russian)
26 Russkoe srednevekovoe nadgrobie. XIII-XVII veka: materialy k svodu [Russian Medieval Gravestones. 13th-17th Centuries: Materials to the Collection], edited and collected by L. A. Beliaev. Moscow, Nauka Publ., 2006. Vol. 1. 359 p. (In Russian)
27 Salimov A. M., Salimova M. A. Plan goroda Staritsy pervoi chetverti XVIII veka [Plan of Staritza of the First Quarter of the 18th century]. Arkhitekturnoe nasledstvo, 2010, no 53, pp. 65-74. (In Russian)
28 Tverskoi muzei i ego priobreteniia v 1886 g. [Tver Museum and its acquisitions in
1886]. Tver', tsenz., 1887. 21 p. (In Russian)
29 Tverskoi muzei i ego priobreteniia v 1887 g. [Tver Museum and its acquisitions in
1887]. Tver', tsenz., 1887-1915, 1889. 21 p. (In Russian)
30 Tverskoi muzei i ego priobreteniia v 1888 g. [Tver Museum and its acquisitions in
1888]. Tver', tsenz., 1887-1915, 1890. 23 p. (In Russian)
31 Hohlov A. N. O mestopolozhenii tserkvi Alekseia-Cheloveka Bozhiia v Tveri [On the Location of the Church of Alexis the Man of God in Tver]. Tver', Tverskaia zemlia i sopredel'nye territorii v epokhu srednevekov'ia [Tver, Tver Land and Neighbouring Territories in the Middle Ages]. Tver', Staryi gorod Publ., 1997, vol. 2, pp. 257-261. (In Russian)