УДК 904; 930.271
Чернецова Светлана Борисовна
Российское географическое общество, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, г. Ярославль
Андреева Александра Юрьевна
Ярославский государственный университет им. П. Демидова
БЕЛОКАМЕННЫЙ РЕЗНОЙ КРЕСТ ИЗ Д. ОРЛЕЦ - НЕИЗВЕСТНЫЙ ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОГО КАМНЕСЕЧНОГО ИСКУССТВА ВЕРХНЕЙ ВОЛГИ
Статья посвящена ранее не известному средневековому резному белокаменному кресту, который первоначально хранился в утраченной деревянной часовне д. Орлец Красносельского уезда Костромской губернии. По преданию, крест приплыл сам «против течения» реки Волги. В XX в. уникальный памятник хранился в с. Густомесово, а в настоящее время находится в храме Тихона Луховского в г. Волгореченске. Авторы делают попытку охарактеризовать технологию изготовления и художественного оформления памятника. Описывается круг связанных с ним преданий, способ бытования и функциональное назначение креста. В статье также рассматривается редкий образец позднесредневековой эпиграфии, имеющейся на кресте. Изучение надписей на кресте является важным этапом исследования этого сакрального объекта, поскольку может способствовать дальнейшему прояснению хронологии его создания и «чудесного» обретения.
Ключевые слова: каменные кресты, религиозные обычаи, традиционная культура, локальная история.
Каменные кресты имеют широкое распространение в Западной Европе. Такие объекты также хорошо известны на северо-западе Руси в Новгородских, Псковских и Тверских землях, где уже в начале XX века было описано и систематизировано большое количество подобных памятников [10; 12; 14]. Каменных крестов в границах Владимиро-Суздальского, Ростовского и Московского княжеств известно гораздо меньше. Во всех перечисленных землях существовали свои особые традиции изготовления каменных крестов, которые появлялись в разное время и могли иметь самое разное предназначение [14, с. 76].
На северо-западе Руси до настоящего времени выявлено всего лишь несколько древних экземпляров каменных крестов. Все они относятся к XII веку. Среди них ближайшие к территории Верхней Волги - это четырехконечный «Нерль-ский крест», установленный вблизи церкви Покрова на берегу р. Нерли в с. Боголюбове и так называемый Святославов крест в Юрьев-Польском [4, с. 309-315; 6, с. 29-33].
Считается, что в центральных землях в XIII-XIV вв. господствует совершенно другой вид погребальных памятников - каменные плиты «...в конце XV и особенно с середины XVI века начинается вытеснение местных форм надгробиями с чисто московской орнаментикой» [2, с. 35]. Вершинными образцами, без сомнения, являются восьмиконечный крест Степана Бородатого, установленный на могиле сына, у церкви Воскресения в Ростове Великом, и восьмиконечный крест, найденный в г. Дмитрове в 1840 г. под жертвенником Алексеевского придела Борисоглебского собора одноименного монастыря [5, с. 213-222].
Каменные кресты, которые появляются в XV-XVI вв. в московских, ростовских, тверских землях, отличаются от новгородских. В основном это
памятники с рельефными изображениями святых и посвятительными текстами [14, с. 84].
Сведений о нахождении средневековых каменных крестов в районах Костромского и Ярославского Поволжья ничтожно мало. В связи с этим вопрос о введении в научный оборот информации о ранее практически неизвестном, редком памятнике камнесечного искусства представляется весьма обоснованным.
Впервые информация об этом объекте как о не-ком почитаемом камне из д. Орлец, который сейчас хранится в сельском храме, поступила С.Б. Черне-
Рис. 1. Общий вид каменного креста из д. Орлец. Фото - Чернецовой С.Б., 2017 г.
14
Вестник КГУ ^ № 3. 2018
© Чернецова С.Б., Андреева А.Ю., 2018
Рис. 2. Крест из часовни при деревне Орлец.
Аверс. Рисунок - Андреева А.Ю., 2017 г.
цовой летом 1990 г. от жительницы поволжского с. Здемирово (Красносельский р-он Костромской области). Тогда же удалось выяснить, что на амвоне Успенской церкви села Густомесово действительно хранится каменный почитаемый крест, который местные старожилы считают крестом, перенесенным из утраченной деревянной часовни деревни Орлец.
Крест из д. Орлец вырезан из единой белокаменной плиты (рис. 1). Верхний конец креста увенчан килевидным двускатным завершением, так называемым «голбецом», выступающим справа и слева над основной площадью. Поперечные концы креста прямые, не имеют дополнительных перекладин. Нижний конец креста расширяется книзу, достигая своей максимальной ширины непосредственно над установочным «шипом» (рис. 2).
На оборотной стороне креста острым инструментом линеарно нанесены контуры предполагавшейся резьбы. Лента, состоящая из квадратов, описывает почти весь крест, за исключением правой стороны основания, где ее, очевидно, не успели нанести. Особого внимания заслуживают несколько пока еще не расшифрованных монограмм, также нанесенных тонким острым предметом. Основное скопление монограмм находится на левой лопасти оборотной стороны креста.
Это редчайший случай, когда мы можем видеть поэтапность изготовления орнамента мастером. Орнамент размечен тонко и линеарно. Дополнительными изображениями оборотной стороны являются нерасшифрованные монограм-
Рис. 3. Крест из часовни при деревне Орлец.
Реверс. Рисунок - Андреева А.Ю.., 2017 г.
мы в квадратах разметки на правой лопасти и геометрические обозначения (прямоугольники) на лопасти и в центре креста (рис. 3).
Крест имеет 57 см в высоту, ширина центральной поперечной лопасти - 32 см, нижняя трапецевидная лопасть у основания составляет 19 см и в самой широкой нижней части - 26 см. Размах «крыльев» голбеца - 23 см, толщина боковых граней - 9,5 см. Лицевая сторона креста обработана искусно выполненной и прекрасно сохранившейся трехгранно-выямчатой резьбой, сгруппированной в крестчатые элементы. По кромке верхнего ки-левидного завершения голбеца и трапециевидного основания креста выпущен бордюр, в котором между графий вырезан лентой орнамент «волчий зуб». Орнаментальная композиция почти полностью состоит из крестчатых элементов, выполненных из треугольно-выямчатого орнамента, объединенного в ленты различной длины. В поле композиции, внутри бордюра, изящно расположены два креста на одной вертикальной оси, находящиеся друг над другом. Кресты четырехконечные, у каждого из них своя голгофа в виде разомкнутого прямоугольника у нижнего креста и примыкающих к основанию крестчатых элементов у второго - малого верхнего. Под лопастями верхнего рельефного креста расположена монограмма «1С ХС». Под лопастями нижнего рельефного креста изображена монограмма, которую в настоящее время прочитать не удается.
Крест из часовни при деревне Орлец уникален по совокупности ряда визуальных особенностей.
Надпись. Рисунок - Андреева А.Ю.., 2017 г.
Несмотря на скол левого выступа килевидного двускатного завершения, общая сохранность креста прекрасная. Привлекает внимание необычное покрытие поверхности резьбы. Нельзя исключать, что крест был чем-то покрыт и местами даже позолочен.
Никаких признаков эпитафии на кресте не имеется. На основании того, что у него имеется установочный шип, можно с уверенностью заключить, что изначально крест устанавливался вертикально. Поскольку достоверно известно, что после «чудесного обретения» в Орлеце крест долгое время находился в часовне, то его функция была чисто поклонной, и вряд ли он мог когда-либо использоваться в качестве надгробия. На торцевой плоскости левой поперечной лопасти креста нанесен острым инструментом текст надписи, которая предварительно расшифрована нами как Тропарь Честному Кресту: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и (Святое Воскресение) Твое славим» (рис. 4).
По итогам предварительного анализа и сопоставления элементов орнамента, методов его выполнения, а также характера написания монограмм креста, по нашему мнению, есть уверенные основания для датировки креста началом XVI в. Крестчатый элемент трехгранно-выямчатого орнамента весьма характерен для плоских белокаменных надгробий Северо-Восточной Руси. Этот элемент декора бытует здесь с начала XV до начала XVI века, наиболее распространен в последней четверти XV века [2]. Он составлен из квадратиков, внутри которых находятся врезанные четыре треугольника, соединенные вершинами к центру, что в целом образует равноконечные крестики.
Следует отметить, что подобный крестчатый рисунок был обнаружен в 2013 г. при реставрации Звенигородского Успенского собора (конец XIV в.). Здесь он был вырезан непосредственно
при возведении памятника на внешней стене средней апсиды, на высоте около 6 м от уровня дневной поверхности [1].
Наличие в часовне д. Орлец резного «животворящего» креста, почитаемого как местночтимая святыня, отмечено и в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах Костромской епархии», изданной в Костроме в 1911 г. [7, с. 157158]. Там же отмечается, что в этой часовне была организована продажа свеч, масла и ладана. Доход от продажи поступал на ремонт самой часовни. Посвящение часовни в д. Орлец достоверно установить не удалось. Одна из информаторов утверждала, что помнит, что в часовне «. вот был Николай Угодник. А другие иконы хоть и были, но какие -не помню». Летом 1990 г. удалось записать три варианта местного предания, повествующего, что крест приплыл в Орлец «по воде сам и против течения». Деревня Орлец располагалась на пологом берегу Волги в 2,5 км от с. Густомесово, и паводки здесь имели тяжелые последствия. Считается, что во время одного такого сильного разлива в 30-х гг. ХХ в. старая часовня была частично разрушена. По одной версии, поток воды смыл небольшой по своим размерам крест, который некоторое время считался пропавшим, но спустя несколько лет он был чудесным образом вновь обретен на берегу Волги непосредственно в с. Густомесово. После этого чудесного явления крест был помещен в Успенский сельский храм.
По другой легенде следует, что крест из часовни был перенесен в Успенскую церковь специально -после частичного разрушения часовни паводком. Но имеется и другое, совершенно рациональное объяснение переноса деревенской святыни из деревни, которой грозило затопление вследствие подъема уровня воды при наполнении Горьковско-го водохранилища.
Церковь Успения в селе Густомесово была построена на месте старого кладбищенского деревянного храма на приходские деньги в 1897 г. Храм имеет только один престол в честь Успения Божией Матери, но самым большим церковным праздником в селе по сей день считается Воздвиженье Креста Господня - 27 сентября. В этот день пелись праздничные тропари, и кресту, лежащему на аналое, возлагались не только цветы, но и щедрые дары. По всей видимости, здесь мы имеем дело с прямым наложением и переносом традиции почитания креста из д. Орлец в с. Густомесово. Именно этим можно объяснить факт широкого празднования «неправильного» престольного праздника. В августе 1990 года одна из местных информантов 1918 года рождения рассказывала, что «крест исцеляет». Многие обращали внимание на то, что от креста чувствовалось тонкое благоухание.
Любопытно, что местные рассказы о катастрофическом разливе реки Волги во второй половине
1930-х гг. до сих пор помнят и в других поволжских селах Красносельского района. Так, в д. Веняи-ха, расположенной в 10 км от села Густомесово, устная традиция напрямую связывает появление другого объекта, так называемого «Георгиевского камня», который и сейчас находится в основании деревенской часовни, с неким большим «потопом» Волги в 1926 или в 1928 г. Считается, что в тот год разлив был такой силы, что вода ушла из д. Веняи-хи только к июню, после чего местные жители увидели у одного из домов большой гранитный валун, в причудливой поверхности которого они разглядели образ белого всадника на коне [13]. Этот природный рисунок на камне по своей конфигурации действительно немного напоминает иконографическое изображение Георгия Победоносца.
В настоящее время крест находится в новом храме во имя преподобного Тихона Луховского в г. Волгореченске (Костромская область), куда он был перенесен из с. Густомесово в 2013 году. Само открытие и освящение нового храма в г. Вол-гореченске в 2007 г., было связано с учреждением в 2002 г. 5-го благочинного округа Костромской епархии, в который также вошли храмы сел Си-доровское, Светочева Гора, Красные Пожни, Владычное, Спас, Ильинское и Сухоногово. Перенос каменного креста и старинного образа Тихона Лу-ховского из Густомесова в новый храм Волгоре-ченска был осуществлен непосредственно по распоряжению Костромской епархии. В новом храме крест был размещен в специальном деревянном ковчеге и установлен на амвоне перед иконостасом в левой части храма. Доступ к кресту был открыт для всех страждущих.
13 января 2015 г. некая 54-летняя прихожанка по непонятным причинам столкнула каменный крест с амвона на пол. В храме эта прихожанка считалась «бесноватой». В результате падения крест получил довольно значительное повреждение. Левая нижняя лопасть была отколота, при этом был утрачен небольшой фрагмент орнамента. По факту вандализма было возбуждено дело. В ходе следствия женщина заявила, что на месте креста должна стоять её любимая икона Спасителя, которой она всегда молилась и которую передвинули с привычного места из-за креста. По решению суда женщина прошла принудительное лечение, а крест был перенесен в алтарную часть храма и закрыт для посетителей.
Предмет, к атрибуции которого мы прикасаемся в нашем сообщении, сложен еще и тем, что имеет малое количество полных аналогов, и это затрудняет сравнительное определение его, но при этом придает ему статус уникального сакрального артефакта. Для подлинного осознания столь уникального предмета, которым является белокаменный крест, происходящий по преданию из часовни, располагавшейся при деревне Орлец Нерехтского уез-
да, необходимо последовательно рассмотреть ряд аспектов его бытования.
Отчетливое разделение на типы белокаменных крестов, происходящих из северо-восточной и северо-западной Руси, некоторые исследователи отрицают, мотивируя свою позицию тем, что один и тот же крест мог являться и обетным-намогиль-ным, и поклонным, и памятным [8]. Однако если вернуться к официально принятой систематизации, то каменные кресты делятся на следующие типы: намогильные, поклонные и памятные [10]. В связи с этим становятся понятными некоторые особенности рассматриваемого в данной статье белокаменного креста. Намогильные кресты в большинстве своем персонифицированы и имеют эпитафии. Таковы кресты дьяка Стефана из Ростова Великого, крест со станции Жилево и еще ряд подобных памятников. Внутри типологического вида намогильные кресты делятся на кресты заложных умерших и официальные захоронения, как правило располагавшиеся в пространстве храма или около него. Если кресты заложных умерших в большей части довольно грубо выполнены, то кресты на официальных захоронениях представляют собой произведения православной скульптуры, а не народного сакрального камнесечного искусства.
Стоит заметить, что тема явленных крестов (а также икон, мощей и пр.), приплывших чудесным образом по воде, является достаточно распространенной, хотя увязать её с конкретными персонажами удается далеко не всегда. Так, в Лю-бимском уезде на севере Ярославской губернии также сохранилось предание о неком каменном кресте, плывшем против течения р. Обноры. Предание гласит, что монахи Рождественского монастыря, увидев в р. Обноре плывущий крест, окруженный сиянием, захотели оставить его у себя. Они вышли на берег с баграми и попытались выловить крест, но им удалось лишь отломить от него небольшой кусок. Крест продолжил свое шествие вверх по течению, пока он не остановился в вологодских пределах, возле села Высокое, где на берегу Обноры был выстроен обыденный храм во имя Пророка Илии (в этот день крест приплыл к селу), куда и был помещен крест [11].
Мотив чудесного явления или прибывания священного предмета в какое-то конкретное место обусловлен прежде всего потребностью в определенной доле сакрализации этого самого места. Кроме того, религиозное начало в человеке постоянно испытывает потребность в появлении новых сакральных объектов и возможности доступного общения с ними. Как нам кажется, акцентуация на движении «против течения» в данном случае только подчеркивает собственную волю и чудотворную силу объекта.
Обратимся подробно к поклонным крестам, поскольку имеются все основания относить крест из
часовни в Орлеце именно к этому типу. Подавляющее число поклонных крестов - это кресты явленные. Явленность креста в контексте данной статьи принимается как факт. Факт, изложенный, как правило, в форме предания или комплекса преданий. То есть эти кресты в традиции воспринимаются не как «сделанные» кем-либо, а как самовоплотившиеся. Подавляющее большинство преданий имеет схожий сценарий. Кто-то обретает крест при череде чудесных событий. Потом кресту устраивается место, где можно ему достойно поклоняться (как правило, часовня), и далее начинают происходить чудесные события при поклонении. Внешние признаки поклонных крестов могут разниться, но на них очевидно общее - отсутствие эпитафии.
Среди поклонных белокаменных крестов, известных в науке, с нашей точки зрения, наиболее близки к кресту из часовни в д. Орлец только два экземпляра. Первый - это крест из г. Звенигород, который был обнаружен на территории древнего Рождественского погоста в процессе археологических раскопок на месте, где до начала XVII в. находился деревянный храм Рождества Христова и прилегающее к нему посадское кладбище [1]. Крест фрагментирован. Полностью утрачена его верхняя лопасть, правая отколота, но сохранена. Нижний конец этого креста также трапециевидный, боковые лопасти прямые. В нижней части имеется специальный прямоугольный шип. Размеры звенигородского креста соотносятся с крестом из часовни в Орлеце: 61 х 47 х 15,5 см. Лицевая сторона так же богато декорирована трехгранно-выемчатой и плоскорельефной резьбой. По периметру края размещена аналогичная орнаментальная рамка, составленная из заполненных крестами чередующихся квадратов. В средокрестии этого памятника высечено изображение двенадцати-конечного креста. Несмотря на то, что крест был найден на территории погоста, относить его к намогильным нет никакого основания, поскольку он имеет очевидные признаки поклонного креста (основной из которых - отсутствие эпитафии).
Второй крест, принимаемый нами за близкий аналог креста из часовни в Орлеце, практически неизвестен в широкой научной среде. Он был введен в научный оборот только в 2014 г. исследователем А.Ю. Быковым [3]. Автор считает фрагмент креста, обнаруженный ещё в 70-х гг. ХХ в. во время раскопок погоста с. Кузьмодемьянское Кацкого стана, намогильным. В этом фрагменте также присутствуют совершенно аналогичные крестчатые элементы в декоре креста, называемые автором статьи «георгиевскими». Автор подчеркивает, эти элементы орнамента можно считать связующими звеньями между каменными крестами и белокаменными надгробными в средневековом русском камнесечном искусстве. По его мнению, крестчатый орнамент на кресте заменяет собой присутствие Иисуса Христа.
С нашей стороны уместно заметить, что кресты, аналогичные кресту из Орлеца с трехгран-но-выямчатым орнаментом, рассматриваемые в нашем исследовании, не могут быть отнесены к официальной пластической традиции, яркими примерами которой являются крест из Лахмоку-рья и крест дьяка Стефана Бородатого из Ростова Великого. Приведенные нами в статье поклонные кресты - произведения народного камнесечного искусства. Семантические трактовки народного искусства не позволяют нам проецировать орнамент на кресте из Кузьмодемьянского как «замену Иисуса Христа».
В данной ситуации нам кажется более уместным сравнение трехгранно-выямчатого орнамента со знаком солнца, что указывает на его древнее происхождение, уходящее своими корнями во времена дохристианской Руси и отражающие какие-то верования, возможно связанные с культом солнечного божества Ярилы. Это просто один из самых распространенных технических приемов.
Крест из часовни при деревне Орлец на настоящий момент является уникальным произведением народного камнесечного искусства и святыней одновременно. Необходимо его бережное сохранение на исконной территории его многовекового бытования в условиях возможности поклонения ему верующих.
Библиографический список
1. Алексеев А.В. Средневековый каменный крест из Звенигорода // Археология Подмосковья: материалы науч. семинара. - М.: Изд-во Института археологии РАН, 2015. - С. 449-454.
2. Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XШ-XVП вв. - М.: МОДУС-ГРАФФИТИ, 1996. - С. 567.
3. Быков А.Ю. Уникальные находки. Надгробные памятники-кресты XV-XVI веков из собрания Мышкинского народного музея [Электронный ресурс] // Мышкинская лоция: краеведческий журнал. - 2014. - № 7 (13). - С. 5-14. - Режим доступа: http://www.myshgorod.com/magilanka/lociya-7.docx.
4. Воронин Н.Н. Новые памятники русской эпиграфики XII в. // Советская археология. - 1940. -№ 6. - С. 309-315.
5. Гаврилов С.А. Борисоглебский крест 1467 г. // Советская археология. - 1985. - № 2. - С. 213-222.
6. Кавельмахер В.В. Краеугольный камень из лапидария Георгиевского собора в Юрьеве-Поль-ском: (К вопросу о так называемом «Святославо-вом кресте») // Искусство Руси, Византии и Балкан XIII века. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1994. - С. 29-33.
7. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: справочная книга. - Кострома, 1911.
8. Панченко А.А. Народное православие. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. - СПб.: Алетейя, 1998. - 305 с.
9. Панченко В.Б. «Поставлен святый крест...»: о надписях на средневековых каменных крестах // Ладога и Северная Евразия от Байкала до Ла-Манша: Связующие пути и организующие центры: Шестые чтения памяти Анны Мачинской, Старая Ладога, 21-23 декабря 2001 г.: сб. статей. - СПб., 2002. - С. 185-190.
10. Спицын А.А. Заметка о каменных крестах, преимущественно новгородских // Записки отд. русской и славянской археологии Имп. русского археологического о-ва. - СПб., 1903. - Т. 5. - Вып. 1.
11. Титов А.А. Город Любим и упраздненные обители в нем и его уезде. - М.: Изд. И. А. Вахра-меева; тип. Л. и А. Снегиревых, 1890. - С. 26.
12. Шляпкин И.А. Древние русские кресты. Кресты новгородские, до XV века, неподвижные и нецерковной службы // Записки отд. русской и славянской археологии Имп. русского археологического о-ва. - СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1906. - С. 38.
13. Чернецова С.Б. Редкие типы деревенских часовен в Верхнем Поволжье // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 55-58.
14. Яшкина (Панченко) В.Б. К исследованию каменных крестов Северного Поволховья // Ладога и религиозное сознание: материалы к чтениям. -СПб.; Старая Ладога, 1997. - С. 67-72.
References
1. Alekseev A.V. Srednevekovyj kamennyj krest iz Zvenigoroda // Arheologiya Podmoskov'ya: materialy nauch. seminara. - M.: Izd-vo Instituta arheologii RAN, 2015. - S. 449-454.
2. Belyaev L.A. Russkoe srednevekovoe nadgrobie. Belokamennye plity Moskvy i Severo-Vostochnoj Rusi XIII-XVII vv. - M.: MODUS-GRAFFITI, 1996. - S. 567.
3. Bykov A.YU. Unikal'nye nahodki. Nadgrobnye pamyatniki-kresty XV-XVI vekov iz sobraniya Myshkinskogo narodnogo muzeya [EHlektronnyj resurs] // Myshkinskaya lociya: kraevedcheskij zhurnal. - 2014. - № 7 (13). - S. 5-14. - Rezhim
dostupa: http://www.myshgorod.com/magilanka/ lociya-7.docx.
4. Voronin N.N. Novye pamyatniki russkoj ehpigrafiki XII v. // Sovetskaya arheologiya. - 1940. -№ 6. - S. 309-315.
5. Gavrilov S.A. Borisoglebskij krest 1467 g. // Sovetskaya arheologiya. - 1985. - № 2. - S. 213-222.
6. Kavel'maher V.V Kraeugol'nyj kamen' iz lapidariya Georgievskogo sobora v YUr'eve-Pol'skom: (K voprosu o tak nazyvaemom «Svyatoslavovom kreste») // Iskusstvo Rusi, Vizantii i Balkan XIII veka. -SPb.: Izd-vo «Dmitrij Bulanin», 1994. - S. 29-33.
7. Kratkie statisticheskie svedeniya o prihodskih cerkvah Kostromskoj eparhii: spravochnaya kniga. -Kostroma, 1911.
8. Panchenko A.A. Narodnoe pravoslavie. Issledovaniya v oblasti narodnogo pravoslaviya. Derevenskie svyatyni Severo-Zapada Rossii. - SPb.: Aletejya, 1998. - 305 s.
9. Panchenko V.B. «Postavlen svyatyj krest...»:
0 nadpisyah na srednevekovyh kamennyh krestah // Ladoga i Severnaya Evraziya ot Bajkala do La-Mansha: Svyazuyushchie puti i organizuyushchie centry: SHestye chteniya pamyati Anny Machinskoj, Staraya Ladoga, 21-23 dekabrya 2001 g.: sb. statej. -SPb., 2002. - S. 185-190.
10. Spicyn A.A. Zametka o kamennyh krestah, preimushchestvenno novgorodskih // Zapiski otd. russkoj i slavyanskoj arheologii Imp. russkogo arheologicheskogo o-va. - SPb., 1903. - T. 5. - Vyp. 1.
11. Titov A.A. Gorod Lyubim i uprazdnennye obiteli v nem i ego uezde. - M.: Izd. I.A. Vahrameeva; tip. L. i A. Snegirevyh, 1890. - S. 26.
12. SHlyapkin I.A. Drevnie russkie kresty. Kresty novgorodskie, do XV veka, nepodvizhnye i necerkovnoj sluzhby // Zapiski otd. russkoj i slavyanskoj arheologii Imp. russkogo arheologicheskogo o-va. - SPb.: Tip. I.N. Skorohodova, 1906. - S. 38.
13. CHernecova S.B. Redkie tipy derevenskih chasovenvVerhnem Povolzh'e //Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. -2014. - T. 20. - № 4. - S. 55-58.
14. YAshkina (Panchenko) V.B. K issledovaniyu kamennyh krestov Severnogo Povolhov'ya // Ladoga
1 religioznoe soznanie: materialy k chteniyam. - SPb.; Staraya Ladoga, 1997. - S. 67-72.