Олег ИЛЫШЕВ
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: МАСС-МЕДИА О РОССИИ
История отношений России и Великобритании насчитывает не одно столетие. Со времени первых прямых контактов, которые датируются XVI веком, Лондон воспринимался в нашей стране одним из важнейших политических, экономических и научных центров Европы. Именно туда на обучение отправляли первых русских студентов, там пробыл три месяца во время Великого посольства Пётр I, который впоследствии часто говорил, что Англия "лучшая, красивейшая и счастливейшая есть из всего света"1.
Однако в Великобритании на образ России негативное воздействие нередко оказывала политическая конъюнктура. Русско-турецкие войны 1828-1829 и 1877-1878 годов, Крымская война, афганский кризис 1885 года и даже русско-японская война 1904-1905 годов отрицательным образом влияли на отношения с Российской империей и на представления о ней. Этому способствовало и столкновение торговых и политических интересов двух стран на северных границах Афганистана и Индии.
Революция 1917 года и последовавшая за ней интервенция с участием Британии внесли свою лепту в дальнейшее ухудшение образа страны в Великобритании. Вторая мировая война ненадолго подправила его, но во времена "холодной войны" (началом которой принято считать речь выдающегося британского политика, дважды премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля) образ СССР вновь стал рисоваться в тёмных красках.
В начале XX века Великобритания сформировала одну из самых развитых на то время систем масс-медиа. В начале 1922 года в стране началось регулярное радиовещание, во второй половине 1936 года корпорация Би-би-си впервые в мире запустила регулярное телевещание, а в декабре того же года она провела первую в мировой истории прямую телетрансляцию с церемонии коронации Георга VI. Вторая мировая война замедлила, но не остановила развитие британских СМИ. И после её окончания в распоряжении официального Лондона находилась одна из самых технологически раз-
1 Голиков И.И. Деяния Петра Великого... // Т. 1 - М., 1837. С. 474.
© Илышев Олег Павлович - атташе департамента информации и печати МИД РФ,
аспирант МГИМО (У) МИД РФ. E-mail: [email protected] Ключевые слова: образ России, Великобритания, масс-медиа, общественное мнение, политизация, упрощение, дуализация, российско-британские отношения.
витых систем теле- и радиовещания, а также множество влиятельных и авторитетных печатных изданий, в частности в 1948 году в Британии выходила 1441 газета1.
В годы "холодной войны" медиа-рынок Великобритании стал мощным комплексом международной пропаганды, направленной против Советского Союза. В то же время британские масс-медиа являлись для населения главным источником международной информации, в том числе и по российской тематике2. Это обусловило определяющий характер влияния, которое медийный образ России оказывал на британское общественное мнение.
Как отмечает руководитель Центра британских исследований, заместитель директора Института Европы РАН Ал.А. Громыко, во второй половине XX века преходящие образы менялись, однако базовые представления, тиражируемые британскими масс-медиа оставались неизменными, в частности, сохранялся "образ России как источника опасности"3. Вместе с тем из британского общественного создания ушли представления о "варварской и полуграмотной" и отсталой России, благодаря достижениям страны в XX веке.
После распада Советского Союза в британских медиа стали появляться положительные отзывы о "разрядке напряжённости между странами в военной сфере и проведении демократизации [российской] политической системы". Одновременно они формировали у британской аудитории ощущение превосходства над отсталой страной, образ которой складывался из "позорной социально-экономической политики", "расстрела парламента", "провальной военной кампании в Чечне", "банкротства государства в 1998 году" и т.д.4 В результате в 1990-е годы на смену "враждебному и прагматичному" отношению британцев к СССР пришла "снисходительность и настороженность" к новой России5.
Череда конфликтов в российско-британских отношениях в 2000-х годах стала причиной очередного пересмотра представлений о России. Однако факторами, определившими глубину и характер этих изменений, были внутренние процессы, происходившие на медиа-рынке Великобритании.
Политизация образа России
В начале 2000-х годов в Великобритании большинство национальных масс-медиа поддерживали правительство лейбористов6, в том числе и проводимую ими политику в отношении России, которая была отягощена столкновением интересов двух стран в Восточной Европе, стремлением к расширению ЕС и НАТО и опасениями возрожде-
1 Currant J. Power without responsibility : the press, broadcasting and the internet in Britain / James Curran, Jean Seaton ; 7th ed. - UK : Routledge, 2010, 331.
2 Рассоха М.Н. Образ России в публицистическом дискурсе Великобритании / М.Н. Рассоха // Авторская монография [электронный ресурс]. - URL: http://www.nrgumis.ru/articles/article_full.php&aid=40
3 Громыко Ал.А. Образы России и Великобритании: реальность и предрассудки / Ал.А. Громыко // Авторская монография [электронный ресурс]. - URL: http://www.gromyko.ru/Russian/Brit/brit25.htm
4 Там же.
5 Там же.
6 Currant J. Power without responsibility... // 75.
ния в России "неоимпериализма"1. Одновременно, в блоке международной информации, стали доминировать сообщения о политических скандалах и конфликтах, которые привлекали наибольшее внимание аудитории. Поэтому в большинстве случаев медийная информация о России сводилась к описанию очередного политического конфликта между двумя странами. Эти материалы с однозначно негативной оценкой действий российской стороны были направлены на поддержку политики британского правительства и редко содержали её критический анализ, что привело к постепенной политизации образа России.
Наглядным примером зависимости масс-медиа от позиции официального Лондона служит освещение смерти Александра Литвиненко. Тогда правительство Великобритании объявило о прекращении всех контактов с ФСБ, приостановило переговоры по облегчению визового режима и призвало Россию "поменять конституцию"2. Эти действия были сразу же поддержаны большинством национальных средств информации страны. Между тем вышедший незадолго до этих заявлений доклад Комитета по международным делам палаты общин, где британскому правительству было рекомендовано "улучшить отношения с Россией"3, остался практически без освещения в масс-медиа.
Исследовательский центр компании E-generator.ru, анализировавший характер публикаций по этой тематике, указывает на значительные различия в подаче материала непосредственно после смерти А. Литвиненко в ноябре 2006 года, и на протяжении 2007 года, когда британское следствие назвало обвиняемым российского гражданина А. Лугового и правительство затребовало его у России4. В частности, рейтинг предвзятости в отношении России вырос практически у всех наблюдаемых британский изданий: у The Times - в три раза, достигнув отметки в 32,2 пункта, у The Financial Times - с 2 до 10,7, у The Guardian - с 2 до 12,8, у журнала New Statesman - с 3 до 24,5. В целом по Британии этот показатель увеличился с 5,1 до 22,4. А издания Sunday Herald и Daily Mail к 2007 году возглавили мировой список самых предвзятых по отношению к России изданий с показателями 49 и 48,3 пункта соответственно. За этот период вырос и аналогичный рейтинг критичности, касающийся президента России, которого стали напрямую и косвенно обвинять в произошедшем. Отношение же к А. Литвиненко, который к 2007 году стал рассматриваться в первую очередь как гражданин Великобритании, убийство которого "ставит под угрозу государственные интересы и ценности", заметно улучшилось: из умеренно негативного оно стало умеренно позитивным.
В результате от объективного анализа ситуации британские издания пришли к соответствующему официальной позиции постулированию, что основной версией убийства является "российский след", отбросив остальные предположения. Россия
Громыко Ал.А. Образы России и Великобритании... // URL: http://www.gromyko.ru/Russian/Brit/brit25.htm
Федосеев Р. // Интернет-сайт "Vz.ru". 2008. 21 января. - URL: http://www.vz.ru/politics/2008/1/21/138997.html
Громыко Ал.А. Образы России и Великобритании. // URL: http://www.gramyko.ru/Russian/Brit/brit25.htm
Белоусов К. "Дело Литвиненко": страх, который мы внушаем Европе / К. Белоусов, НЗелянская // Исследовательский центр компании E-generator.ru [электронный ресурс]. -URL: http://www.e-generator.ru/news/?news_id=11160
2
3
4
представала перед британской аудиторией страной, которая "препятствует раскрытию убийства" и "сводит счёты с беглыми критиками Кремля"1. Все это порождало тотальное недоверие в британском обществе к самой России, её лидерам и системе правосудия, которая воспринималась политически ангажированной.
Череда подобных внешнеполитических конфликтов привела к тому, что в британской журналистике сформировался ряд новых распространённых политических клише о нашей стране. Основными стали: посягательство на свободу слова в России, превращение её в "авторитарный режим", угрожающей Европе, проецирование негативных политических черт России на её внешнеэкономическую деятельность и деятельность её граждан2, обвинения России в энергетическом шантаже соседних стран, идентификация любого происшествия внутри неё как посягательства на демократические ценности и так далее3. Нередко британские журналисты намеренно политизировали происходящие события, чтобы вписать их в рамки этих представлений.
Кульминацией политизации образа России стала публикация в газете The Observer статьи премьер-министра Гордона Брауна, вышедшей через две недели после вооружённого конфликта на Кавказе в августе 2008 года. В ней британский лидер назвал Россию "открытым агрессором", поставил под сомнение её право на членство в "Большой восьмёрке", Организации экономического сотрудничества и развития и ВТО, обвинил её в стремлении "энергетически господствовать над Европой" и призвал к адекватному ответу в рамках НАТО4 Очевидно, что публикация содержала большинство распространённых политических клише в отношении России, однако теперь они создавали новый и сильный образ "непосредственной угрозы". Стоит отметить, что на этот раз правительство в лице премьера формировало медийный образ России даже без помощи журналистов, которые предоставили политику прямой доступ к аудитории.
В практике политизации образа России Великобритания следовала в фарватере американской практики, что было особенно заметно в период правления президента США Дж. Буша мл. и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, когда Британия позиционировала себя "американским авианосцем" у берегов Европы. За это время она направила свои подразделения в Афганистан и с большим энтузиазмом поддержала американскую кампанию в Ираке. Схожесть внешнеполитических взглядов двух лидеров во многом совпадала с оценкой последствий экономического восстановления России в первой половине 2000-х годов. По обе стороны Атлантики в этом видели угрозу роста российских "неоимперских амбиций", а также доминирования в углеводородной энергетике Европы, о чём активно сообщали аудитории англосаксонские масс-медиа.
Американские СМИ формировали образ России, апеллируя в основном к реалиям "холодной войны" и потенциальным угрозам, которые Москва может представлять для американских интересов в Европе, на Кавказе и в Центральной Азии.
1 Белоусов К. "Дело Литвиненко"... // URL: http://www.e-generator.ru/news/?news_id=11160
2 Это стало причиной, например, горячих общественных дебатов многочисленных противников продажи медиа-компании Independent News & Media российскому бизнесмену А. Лебедеву.
3 Белоусов К. "Дело Литвиненко"... // URL: http://www.e-generator.ru/news/?news_id=11160
4 Васецкий А. // Интернет-сайт Vz.ru. 2008. 31 августа. - URL: http://www.vz.ru/politics/2008/8/31/202439.html
В Великобритании ситуация была иной. Потенциальная угроза непосредственной энергетической зависимости, опасное с точки зрения британцев сближение России с Германией, Италией и Францией и, наконец, постулируемый британскими медиа "российский след" в радиоактивном заражении гражданина Великобритании формировали зачастую повышенный интерес к российской внешней и внутренней политике, о чём будет сказано далее.
И в США, и в Великобритании масс-медиа видели в России в первую очередь угрозу. Но если для американских СМИ она была скорее абстрактной, то для британских - вполне конкретной и осязаемой. По этой причине британские медиа уделяли России гораздо больше внимания и зачастую были даже более предвзяты, чем СМИ США.
В 2010 году процесс политизации медийного образа России несколько замедлился, что было вызвано формированием в Великобритании новой правящей коалиции консерваторов и либерал-демократов во главе с Дэвидом Кэмероном, выступивших за переосмысление прежнего подхода к российско-британским отношениям. Эта инициатива совпала с объявленной новым президентом США Бараком Обамой, сменившим на этом посту Дж. Буша в 2009 году, "перезагрузкой" российско-американских отношений. Но, как отмечает обозреватель The Guardian Саймон Дженкинс, "многим в Британии сегодня кажется, что американская внешняя политика при Обаме является облегчённой версией внешней политики Буша, в то время как британская политика кажется облегчённой версией деятельности Блэра"1. И поскольку основа внешней политики двух стран не претерпела коренных изменений, это переосмысление сейчас идёт медленно и уже сформированные политические стереотипы в отношении России продолжают использоваться британскими (как и американскими) масс-медиа.
Упрощение образа России
К началу 2000-х годов во всех сегментах медиа-рынка Великобритании наблюдалось уменьшение количества независимых игроков, из-за чего на смену плюралистическому подходу к освещению событий пришёл унифицированный, нацеленный в первую очередь на привлечение внимания аудитории. Политика дерегуляции, которую правительство лейбористов проводило на медиа-рынке, давала возможность компаниям жертвовать качеством информации ради увеличения своей аудитории2. В результате многие передачи и газетные разделы, посвящённые международной проблематике, были закрыты. Вместо анализа различных оценок событий, связанных с Россией, аудитории предлагался односторонний подход, а целостный образ страны лишался тех составляющих, которые не были интересны аудитории.
Упрощение образа России в масс-медиа Великобритании происходило путём постепенного забвения его позитивных неполитических составляющих. В 1990-х годах для британцев было характерно "уважение к русской науке и культуре", в 2000 году Великобритания располагала второй по масштабу после США государственной про-
1 Дженкинс С. // Интернет-сайт The Guardian. 2011. 05 августа. - URL: http://www.guardian.co.uk/commentisfree/cifamerica/2011/may/24/obama-cameron-break-addiction-to-war
2 Gorman L. Media and society into the 21st century: a historical introduction / Lyn Gorman, David McLean ; 2nd ed. - UK : Blackwell Publishing, 2009, 153.
граммой экономического и технического сотрудничества с Россией, на реализацию которой выделялось 50 млн ф.ст. в год1. Однако экономическая и культурная составляющие образа России уже в начале 2000-х годов играли лишь второстепенную роль и редко находили отражение в британских масс-медиа.
По результатам опроса общественного мнения, проведённого в Великобритании в июне 2003 года компанией "MORI", самыми распространёнными у британцев ассоциациями при упоминании России были "холод и снег", которые назвали 25% опрошенных, "коммунизм" - 21% и "обнищание" - 13%. Восемь и семь процентов опрошенных отметили, соответственно, "пьянство" и "преступность", в то время как о космической программе и богатой культуре вспомнили лишь 4%2. В исследовании говорилось, что среди "известных россиян" британцы знают в первую очередь И.В. Сталина (32% респондентов), М.С. Горбачёва (29%) и В.И. Ленина (25%). Действующий в то время российский президент В.В. Путин занимал с 15% четвёртое место, и только 7% респондентов знали, что он является президентом. Из российских писателей британцы смогли вспомнить лишь Л.Н. Толстого (7%), Ф.М. Достоевского (3%) и А.С. Пушкина (1%). При этом 35% опрошенных заявили, что им не хватает информации о культуре России, 15% - о политике, 14% - о науке.
В то время образ России складывался в основном из исторических стереотипов и критичных сообщений британских медиа о ситуации внутри России. Низкие показатели осведомлённости о российской культурной и научной жизни говорят о том, что британские медиа практически не уделяли внимания этим темам.
Ситуация значительно изменилась в 2006 году. Так, в газете The Independent за этот год наибольшее количество публикаций по российской тематике было посвящено вопросам экономики и внешней политики России, соответственно, 174 и 88 материалов . Причём вопросы экономики нередко были тесно увязаны с политикой, в частности, в случае с российско-украинским газовым конфликтом. Большая часть публикаций на экономическую тематику была посвящена вопросам, создававшим негативное представление о России. Между тем в этот период для экономических отношений России и Великобритании были характерны многие позитивные моменты: товарооборот между странами достиг 15 млрд долларов, многие британские компании активно инвестировали в российское промышленное производство и энергетический сектор, суммарный объём годовых инвестиций превысил 5,5 млрд долларов, российский бизнес активно приходил в Великобританию, за год благодаря первичному размещению акций на Лондонской фондовой бирже российский бизнес привлёк 20 млрд долларов4. Однако британские масс-медиа практически не освещали эти события, и экономическая составляющая образа нашей страны оставалась в целом негативной и политически обусловленной. Материалы по внешней политике
1 Громыко АлА. Образы России и Великобритании... // URL:
http://www.gromyko.ru/Russian/Brit/brit25.htm
2 Мнение британцев о России и россиянах. Мнение россиян о Великобритании и британцах // База данных Фонда "Общественное мнение" [электронный ресурс]. - URL: http://bd.fom.ru/report/map/vf030101
3 РассохаМ.Н. Образ России. // URL: http://www.nrgumis.ru/artides/artide_fuU.php&aid=40
4 Громыко Ал.А. Образы России и Великобритании. // URL:
http://www.gromyko.ru/Russian/Brit/brit25.htm
России также были прежде всего оценочными, а не предметными, а сама оценка являлась упрощённой и негативной.
76 статей, посвящённых внутренней ситуации в России, легко разделялись по трём основным темам: Чечня, коррупция чиновников и всевозможные происшествия и трагедии1. Таким образом, внутриполитическая составляющая образа России также была негативной и упрощённой.
Из более чем 400 публикаций о России вопросы культуры поднимались лишь в 45, но и в этом случае многие события культурной жизни страны освещались в контексте политики. Количество публикаций по остальным темам не превышало 102.
Приведённый пример наглядно показывает, что политическая составляющая образа России, преподнесённая британскими масс-медиа традиционно негативной и "недемократичной", уже тогда доминировала над остальными составляющими. Причины этого крылись в определённой унификации подхода к России, вызванной значительным сокращением медиа-компаний, которые могли бы предоставлять аудитории альтернативные точки зрения, и значительном уменьшении количества качественных информационно-аналитических сообщений о России.
После кризиса на Кавказе в августе 2008 года, который вызвал масштабную и однозначно негативную реакцию в британских масс-медиа3, ситуация ещё больше ухудшилась. Негативные сообщения по российской тематике практически полностью вытеснили другую, более позитивную информацию о России, многократно увеличив поток негатива, который получала британская аудитория. Причём критические материалы зачастую были лишены фактологической базы и информационного повода.
Так, согласно исследованию E-generator.ru, за второю половину декабря 2008 года в британской прессе появилось 520 статей, связанных с Россией, что составляло более 30 материалов в день и было самым высоким показателем в мире4. Для сравнения: аналогичный показатель в США составил 117 статей, во Франции -78, в Германии - 60. Абсолютное большинство британских статей было посвящено критике энергетической политики России в отношении Украины и ситуации внутри России, тесно увязанной с нарушением прав человека, этническими столкновениями, коррупцией и экономическим кризисом. Одновременно газеты сообщали читателям, что "победа [СССР] над нацизмом - это миф", и что российское кино - это "карикатура" на американские фильмы5. В прессе отсутствовали альтернативные точки зрения на Россию и происходящее в ней, а вся социальная сфера и культурная жизнь в стране получили одностороннее негативное освещение.
В середине 2009 года посол России в Великобритании Ю.В. Федотов констатировал, что "вне зависимости от сезона, в британской прессе доминируют негативные тона в отношении того, что происходит в России... Британские журналисты работают по
1 РассохаМ.Н. Образ России... // URL: http://www.nrgumis.ru/articles/article_full.php&aid=40
2 Там же.
3 См., напр.: Браун Г. // Интернет-сайт "The Guardian". 2008. 31 августа. - URL: http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2008/aug/31/russia.georgia
4 Белоусов К. Западные СМИ о России: чего стоят предсказания в кризисное Рождество? / К. Белоусов // Исследовательский цент компании "E-generator.ru" [электронный ресурс]. -URL: http://smi2.ru/konbel/c135079
5 СМИ Британии: Кто был праправнуком черкасского раба? // Исследовательский цент компании E-generator.ru [электронный ресурс]. - URL: http://smi2.ru/konbel/c138323
следующему принципу: если в России есть хорошие новости, то это не новости. Все позитивное, что происходит у нас, просто не находит отражения на страницах британской прессы"1. Так, в отличие от негативных аспектов двусторонних отношений, продуктивной встрече президента России и премьер-министра Великобритании в апреле 2009 года британские масс-медиа не уделили почти никакого внимания.
К концу 2009 года практически во всех средствах информации негативный образ России представал безальтернативным и аксиоматичным, поскольку в большинстве подобных сообщений доказательная база для критики в её адрес либо отсутствовала, либо опиралась на контекст "доказанных, полудоказанных и недоказанных эпизодов" из российской истории2.
Материалы, не относящиеся к политическому аспекту, посвящённые, например, российской науке и культуре, практически исчезли, что делало медийный образ России совершенно однобоким и упрощённым.
Дуализация образа России
Почти исключительно негативный образ России, формировавшийся средствами информации, но не соответствовавший реальному положению дел, удовлетворял далеко не всю британскую аудиторию. Определённая её часть стремилась восполнить недостаток альтернативной информации и уменьшить свою зависимость от той позиции, которую ей навязывают масс-медиа.
Появление феномена "общественной журналистики" в результате развития сети Интернет и технологий Web 2.03 сделало это возможным. Пользователи Интернета получили практически неограниченный доступ к информации и могли самостоятельно писать статьи по любой тематике4, в том числе и российской. Они и стали альтернативой существующим газетам, журналам, радио- и телеканалам. Рост количества подобных "общественных журналистов" привёл к формированию в сети Интернет нового, альтернативного взгляда на Россию и фактической дуализации её образа. Распространение Интернета, мобильной связи, развитие транспортных сетей, других средств коммуникации позволило нарушить монополию масс-медиа на формирование общественного мнения в Великобритании5.
Для Англии начала 2000-х годов было характерно быстрое распространение сети Интернет. Стало доступно прямое общение между британскими и российскими поль-
Малышева Ю. // Интернет-сайт "Vz.ru". 2009. 28 июля. - URL: http://www.vz.ru/politics/2009/7/28/311890.html
2 Белоусов К. "Дело Литвиненко"... // URL: http://www.e-generator.ru/news/?news_id=11160
3 Впервые понятие Web 2.0 было использовано на конференции 2004 г., посвящённой развитию системы World Wide Web, одним из её основателей Тимом Бернерсом Ли, который обозначил им многочисленные изменения в поведении пользователей в сети Интернет и в её использовании ими. Если ранее Web 1.0 служила лишь источником информации, то Web 2.0 стала "средой взаимодействия", доказательством чему служили многочисленные форумы, открытые интернет-инициативы и блоги, которых в 2002 г. насчитывалось лишь 20 тыс. по всему миру, а в 2007 г. - уже 112 млн. См.: Gorman L. Media and society... // 241-242.
4 Gorman L. Media and society... // 311.
5 Громыко Ал.А. Образы России и Великобритании. // URL:
http://www.gromyko.ru/Russian/Brit/brit25.htm
зователями, непосредственными очевидцами происходящих событий. В результате британцы, которые первоначально лишь стремились найти дополнительную информацию о российской жизни, убеждались в необъективности образа России в британских масс-медиа. Появление в сети интерактивных сервисов дало возможность наиболее активной части британских пользователей Интернета заявить об этом и предложить свой собственный образ России, скорректированный с учётом почерпнутых сведений.
В первой половине 2000-х годов активные пользователи были неизвестны и малочисленны. Так, согласно данным поисковой системы Google, в 2001 году в национальном домене Великобритании было опубликовано лишь 30 статей в персональных блогах пользователей, которые были связаны с Россией. За следующие три года этот показатель так и не превысил 100 материалов. Однако уже в 2001 году по всему миру насчитывалось порядка 15 000 статей по российской тематике в англоязычных блогах, к которым имели доступ британские пользователи Интернета. Количество подобных сообщений, нередко противоречивших созданному масс-медиа Великобритании образу России, подталкивало британских пользователей к формированию собственной позиции.
Другой причиной стала постепенная потеря доверия к британским журналистам и политикам, оказывающим непосредственное влияние на их восприятие России. Массовое разочарование в премьер-министре Т. Блэре, особенно в связи с войной в Ираке, череда скандалов и сомнительных ситуаций, в которые были вовлечены сам премьер и другие министры, утвердили британцев в мысли, что политикам нельзя дове-рять1. Поэтому критика в адрес России со стороны лейбористского правительства и солидарных с ним журналистов нередко приводила к неожиданным последствиям. Так, после смерти А. Литвиненко и последующих обвинений в адрес России большое количество британцев на сайте Би-би-си подвергло критике действия правительства2.
Появление у интернет-версий существующих британских медиа интерактивных сервисов, например форумов и лент комментариев к написанным статьям, способствовало трансформации образа России. Наглядной иллюстрацией служит неоднозначная реакция британской аудитории на публикацию уже упоминавшейся статьи премьер-министра Великобритании Г. Брауна. Более 450 из 656 комментариев, оставленных пользователями, выражают либо критику, либо явное несогласие с позицией Г. Брауна3. В числе прочего пользователи обвиняли премьер-министра в искажении того факта, что "Грузия первой напала на Южную Осетию", в лицемерии, напоминая о "смерти сотен тысяч жителей Ирака и Афганистана" во время вторжения войск западных стран, в двойных стандартах по отношению к России, когда, требуя от неё признать территориальную целостность Грузии, сам Г. Браун "отказался признать целостность Сербии", наконец, в "фальсификации настоящих фактов и написании вопиюще лживой статьи". Более того, как заметил один из пользователей,
1 Громыко АлА. Образы России и Великобритании... // URL:
http://www.gromyko.ru/Russian/Brit/brit25.htm
2 Там же.
3 Браун Г. // Интернет-сайт The Guardian. 2008. 31 августа. - URL: http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2008/aug/31/russia.georgia?showallcomments=true#c omment-51
"наши так называемые свободные и открытые медиа исчезли, совершенно очевидно, что The Guardian приказали опубликовать эту пропагандистскую статью".
Формирование собственной позиции и недоверие к картине мира, создаваемой в британских масс-медиа, стали серьёзным толчком для развития "общественной журналистики" в середине 2000-х годов. По данным Google.com, уже в 2006 году количество статей в блогах о России в британской доменной зоне составило 4534, в 2007 году - 13 854, в 2008 году - 27 411, в 2009 году - 35 795. При этом многие британцы пользовались блогами, размещёнными в других зонах Интернета. Как видно из этих цифр, актуальность российской тематики у пишущих британских пользователей Интернета росла быстрыми темпами. Дело в том, что для формирования своей картины мира аудитория нуждалась в источниках объективной информации непосредственно с места событий, которыми и были "общественные журналисты"1.
Во второй половине 2000-х годов заметно улучшилось качество материалов "общественных журналистов", а их авторы приобрели известность и влияние на общественное мнение. По существу они уже являлись профессиональными независимыми журналистами, достаточно объективными и пользующимися доверием. В частности, автор популярного британского политического блога Dizzythinks.net Филипп Хэн-дерн, который в 2007 году вошёл в тройку лучших политических блоггеров Великобритании, пишет как о "российской коррупции", так и о "патриотизме русского народа" и "развивающейся и крепнущей экономике". Подобные блоги собирали большие группы обсуждения, что было обусловлено "правилом 1 процента"2. Несомненно, это также способствовало развитию дискуссии в Интернете по вопросам российской тематики.
К тому же в Интернете появилось большое количество независимых сайтов, которые снабжали аудиторию объективными фактами о современной жизни России, лишёнными какой-либо оценочной составляющей. Например, британский ресурс EnglishRussia.com предоставлял аудитории сведения о России в визуальной фотографической форме, что, с одной стороны, делало их достоверными и объективными, а с другой - давало возможность аудитории самой анализировать их.
В итоге в сети Интернет сформировался многогранный и достаточно объективный образ России, который включал в себя разнообразные аспекты - от российской внутренней и внешней политики до культуры, науки и сферы развлечений. Он не был однозначно положительным и однородным, поскольку включал как позитивные, так и негативные характеристики. Однако он был достаточно независимым от официальной позиции британского правительства и журналистских стереотипов, что делало его привлекательной альтернативой для той части аудитории Великобритании, которую не устраивал созданный телевидением и прессой образ России.
Под влиянием упомянутых определённых подвижек в политике кабинета Д. Кэмерона, а также развития "общественной журналистики", представители которой стали привлекаться к работе интернет-ресурсов действующих в Великобритании
1 Gorman L. Media and society... // 321.
2 Оно заключается в том, что 1% пользователей могут создать группу, 10% могут участвовать в ней активно, создавая свои авторские материалы или участвуя в начатой дискуссии, 100% будут выигрывать от активности вышеперечисленных групп. См. Monck A. Can You Trust the Media? / Adrian Monck, Mike Hanley. - UK : Cambridge, 2008, 63.
масс-медиа, в 2010 - начале 2011 годов появились некоторые признаки изменения подходов печатных и вещательных СМИ к отношениям с Россией. Например, визит в Москву министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хэйга в октябре 2010 года и ответная поездка главы МИД России С.В. Лаврова в феврале 2011 года показали наличие не только позитивной динамики двусторонних отношений, но и позитивных откликов в британских медиа.
В частности, в преддверии визита Лаврова официальное издание Консервативной партии Великобритании сообщало читателям о том, что "экономическое сотрудничество идёт хорошо как никогда" и что "в отличие от времен "холодной войны", у России сейчас нет идеологии агрессии или экспансии, которую она хочет навязать остальному миру". Автор подверг критике "очевидные двойные стандарты Великобритании в вопросах политического убежища и экстрадиции", практиковавшиеся при лейбористах, и, наконец, отметил, что перемены внутри России "окончательно приведут российско-британские отношения в норму"1. Позитивную оценку в британских медиа получило решение Москвы не накладывать вето на резолюцию СБ ООН 1973 по Ливии и позиция президента России Дмитрия Медведева о необходимости ухода ливийского лидера Муамара Каддафи.
Несомненно, что именно действия политиков обеих стран послужили основой наметившейся в конце 2010 - начале 2011 годов тенденции к более объективному освещению российской тематики средствами массовой информации, в том числе и
печатными масс-медиа Великобритании.
* * *
По существу перипетии с трансформацией образа России в масс-медиа Великобритании в 2000-х годах, носившие двойственный характер, говорят о сильной зависимости британских медиа от политики. Именно политизация вкупе с упрощением образа нашей страны способствовали быстрому формированию и закреплению её негативного изображения, для которого были характерны однобокость, безальтерна-тивность и аксиоматичность. Вне зависимости от контекста, затрагивая российскую тематику, британские телеканалы, радиостанции и печатные издания использовали парадигму "свой - чужой", прямо противопоставляя европейские ценности российским и исключая ту информацию, которая этому не соответствовала2.
Вместе с тем дуализация привела к, может быть, неожиданному результату - созданию самой аудиторией, начавшей выполнять ряд функций медиа, нового альтернативного образа России, который характеризовался большей сложностью и объективностью. Недовольство части населения тем, что ей преподносили в качестве российского имиджа, привело к уменьшению зависимости общественного мнения Великобритании от медийного образа России, что делало британскую аудиторию более объективной (чем британские масс-медиа) в отношении нашей страны.
1 Томпсон К. // Интернет-сайт ConservativeHome. 2011. 1 января. - URL: http://conservativehome.blogs.com/platform/2011/01/carl-thomson-getting-the-anglo-russian-relationship-back-on-track.html
2 РассохаМ.Н. Образ России... // URL: http://www.nrgumis.ru/artides/artide_full.php&aid=40