Научная статья на тему 'Роль социальных медиа в политической жизни современной Великобритании'

Роль социальных медиа в политической жизни современной Великобритании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
861
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ИНТЕРНЕТ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВЫБОРЫ / GREAT BRITAIN / INTERNET / POLITICAL INSTITUTIONS / SOCIAL MEDIA / ELECTORAL PROCESSES / ELECTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Катькина Анна Николаевна

Рассматривается влияние такого явления, как социальные медиа, на политическую сферу жизни Великобритании. Помимо того, что автор подробно рассматривает понятие социальных медиа, их классификацию, влияние на психологию человека, особое внимание уделяется роли явления в политических событиях Великобритании на примере уличных погромов в 2011 г. Приводится анализ реакции на указанные события правительства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social media in the political life of modern Great Britain

The article discusses the influence of the phenomenon of social media on the political sphere of the life of the United Kingdom. The author dwells on the history and development of social media and social networks in particular, determines the place of the researched phenomenon in modern life. The article also reflects an attempt to delineate the range of phenomena covered by the term "social media". If to study the role of social media in political life, an important aspect is that they cover a significant part of the population. However, the author notes that the use of social media can affect a person both positively (expanding circle of friends, restoring ties with friends, optimization of the virtual space for spreading information) and negatively (lack of attention, poor concentration). In addition, the author examines in detail the concept of social media, their classification, the impact on human psychology, focusing on the role of the phenomenon in the political events of the United Kingdom as an example of street riots in 2011. In particular, in the article the effectiveness of social media in organizing riots is assessed; their big role in these events is emphasized. Also there is an analysis of the reactions of the United Kingdom government to these events: the importance of the role of social networks in the socio-political life of the country proved controversial government attempts to limit or even prohibit their use. It is also important that the result of the events became a precedent which initiated online censorship: two young men were convicted and sentenced to imprisonment for incitement to looting and unrest, indicating the exact time and place, shared on Facebook. In conclusion, the author emphasizes the ambiguity of this phenomenon and the fact that it brings dramatic changes to the political life of society: the possibility of generating new social subjects increases, the attitude of politicians with the population and the role of the population in political decision-making are changing. At the same time there is another side: the government has a new tool to promote its interests, to influence the population as well as national security. Thus the thesis that social media, giving people an opportunity to interact more quickly with each other, are gaining a greater influence on social and political life along with the mass media is reflected in the article.

Текст научной работы на тему «Роль социальных медиа в политической жизни современной Великобритании»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 109-112. DOI: 10.17223/15617793/398/17

УДК 94(411)08

А.Н. Катькина

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Рассматривается влияние такого явления, как социальные медиа, на политическую сферу жизни Великобритании. Помимо того, что автор подробно рассматривает понятие социальных медиа, их классификацию, влияние на психологию человека, особое внимание уделяется роли явления в политических событиях Великобритании на примере уличных погромов в 2011 г. Приводится анализ реакции на указанные события правительства страны.

Ключевые слова: Великобритания; Интернет; политические институты; социальные медиа; электоральные процессы; выборы.

В связи с проведением различных протестных акций в мире в последнее время все чаще говорят о влиянии социальных медиа на политическую жизнь. Роль и функции медиа необратимо меняются, а технологии коммуникаций развиваются потрясающими темпами. На смену «оранжевой», «бархатной» и прочим «цветным революциям» приходят революции Ближнего Востока, организованные с помощью социальных медиа, таких как Twitter и Facebook. Пока в России измеряют влияние цены нефти на экономику, в Европе пытаются измерить влияние на экономический рост социальных сетей. Сотни тысяч людей по всему миру находят работу своей мечты через социальные сети, а шоу-бизнес открывает для себя новых «звезд» с помощью YouTube.

Еще в 2009 г. в Соединенных Штатах Америки специалисты в сфере средств массовой коммуникации предсказывали, что когда-нибудь социальные медиа полностью заменят американцам телевидение как основной источник новостей. Майк Элган, журналист, пишущий на тему технологий, бывший редактор журнала Windows, сказал в 2009 г., что такой момент уже наступил. Он привел в пример нашумевшую историю о вынужденной посадке американского самолета на реке Гудзон 15 января 2009 г. [1], когда информация распространялась по Twitter и другим социальным медиа намного быстрее, чем по телевидению.

Социальные сети, впервые появившись в 2003 г., с каждым годом становились все популярнее. Билл Тансер, глава подразделения по глобальным исследованиям ведущей мировой компании Experian Hitwise и автор книги «Click: What Millions of People are Doing Online and Why It Matters» («Что делают миллионы пользователей в Интернете и почему это имеет значение»), еще несколько лет назад заявил, что социальные медиа уже занимают первое место по популярности в Интернете, опередив даже порнографические сайты [2]. Количество пользователей социальных медиа растет в геометрической прогрессии, но влияние данного феномена на общество еще не полностью изучено, что позволяет говорить об актуальности дальнейших исследований этого явления.

Понятие «социальные медиа» появилось сравнительно недавно в связи с появлением ряда новых технологий (RSS, блоги и т.д.) и интернет-ресурсов (онлайновые социальные сети, видеохостинги и т. д.). Хотя процесс формирования социальных медиа

начался еще в середине 1990-х гг. и ознаменовался появлением первых блогов, социальные сети в своем современном виде существуют сравнительно недавно - с 2003 г., когда была запущена онлайновая социальная сеть MySpace. На данный момент самыми популярными, по мнению автора, социальными медиа являются: социальная сеть Facebook, сервис микроблогов Twitter, сервис видеохостинга YouTube и фотохостинга Flickr.

Несмотря на то что на современном этапе своего развития социальные медиа занимают в жизни людей все большее место, в настоящее время понятие «социальные медиа» научно не определено, имеет хождение в среде интернет-профессионалов и встречается в бизнес-литературе по данной тематике. Можно выделить два наиболее часто встречающихся подхода к понятию «социальные медиа»: как к технологиям и как к разновидности интернет-сайтов. В действительности технологии тесно переплетены с функционирующими с их помощью виртуальными пространствами. В рамках данной работы под социальными медиа понимается категория веб-сайтов, предоставляющих возможность публикации, обмена и обсуждения контента широким кругом пользователей. Основная особенность социальных медиа состоит в том, что контент создается самими пользователями, из чего следует, что временной промежуток между производством и публикацией материала исчисляется секундами, в отличие от традиционных медиа (радио, телевидение, газеты).

Социальные медиа способны собирать аудиторию, сопоставимую по численности с аудиторией традиционных медиа. Так, аудитория десяти наиболее популярных аккаунтов сервиса микроблогов Twitter на май 2013 г. составляла в совокупности более 290 млн «последователей», регулярно следящих за обновлениями своих кумиров [3], а социальная сеть Facebook на март 2013 г. насчитывала 1,11 млрд активных пользователей по всему миру ежемесячно [4].

Несмотря на ряд общих черт, средства интернеткоммуникаций, входящие в категорию социальных медиа, могут значительно различаться по функциям и возможностям, которые они дают пользователям, а также принципам и нормам, действующим на «территории» каждого конкретного сайта. Социальные медиа могут быть разделены по степени анонимности на две категории: сайты, не требующие раскрытия своих

109

персональных данных, и сервисы, где пользователю так или иначе придется открыть свою личность, так как смысл использования такого типа социальных медиа состоит именно в возобновлении и поддержании социальных связей, приобретенных в реальной жизни (например, Facebook). Также социальные медиа можно условно разделить по их назначению. Некоторые сайты созданы для индивидуального самовыражения (блоги), в то время как другие основаны на коллективном сотрудничестве множества пользователей (Wikipedia). Другая классификация основана на том, что часть социальных медиа служит для хранения и размещения контента (Flickr), в то время как другая часть - преимущественно для того, чтобы поделиться им с другими пользователями (Facebook, Twitter). Но эта классификация является не самой удачной, так как некоторые социальные медиа (YouTube) могут вполне успешно выполнять одновременно обе функции.

Круг явлений, охватываемый понятием «социальные медиа», пересекается с рядом других понятий. В частности, «социальные медиа» не являются синонимом понятия «новые медиа». Термин «новые медиа» появился для описания средств массовой коммуникации, возникших под влиянием распространения цифровых компьютерных технологий в 1980-е гг. Они, в частности, включают в себя Интернет, компьютерные игры, спутниковое телевидение. Наряду с термином «социальные медиа» зачастую используется термин «Веб 2.0», под которым автор понимает «совокупность экономических, социальных и технологических тенденций, под общим действием которых формируется база для следующего поколения Интернета - более зрелой и обособленной среды, характеризующейся участием пользователей, открытостью и сетевыми эффектами» [5].

Все больше людей разного возраста предпочитают общаться в социальных сетях, это становится одним из самых популярных занятий в Интернете. Если не злоупотреблять использованием социальных сетей, то они оказывают в основном положительное влияние. Можно восстановить связь с давно потерянными людьми, посмотреть фотографии и видео друзей и поделиться своими, пообщаться в режиме реального времени с теми, кто далеко, или познакомиться с кем-то из любой страны. Это расширяет круг общения, делает его более доступным. В сети человек может повысить самооценку, найти друзей по интересам и единомышленников, поделиться своим опытом и т. д.

В то же время частое пользование социальными медиа оказывает негативное влияние на человеческие возможности познания и усвоения информации, способности к многозадачности и фокусировке. Одним из главных симптомов, проявляющихся практически у всех пользователей Интернета, является дефицит внимания. Кроме изменений в сознании и поведении, социальные сети вызывают привыкание и на биохимическом уровне. Английский ученый, писательница, член Палаты лордов и профессор Оксфордского университета баронесса Сьюзен Гринфилд считает, что одна из главных опасностей - снижение эмпатии [6].

Вместе с тем социальные медиа уже давно приобрели массовый характер, а их аудитория продолжает расти. В мае 2012 г. сервис микроблогов Twitter насчитывал 10 млн активных пользователей из Великобритании из 140 млн человек по всему миру [7]. Результаты геолокационного анализа компании Semi-ocast подтверждают, что Соединенное Королевство в мае 2012 г. находилось на 4-м месте в мире по числу пользователей Twitter [8]. Кроме того, 27 млн британцев, что составляет более двух третей всех пользователей Интернета Великобритании, активно пользуют Facebook каждый месяц [9].

Если говорить о том, как отразилось использование социальных медиа на общественной жизни в Великобритании, то стоит отметить, что этот феномен за последние несколько лет, несомненно, существенно изменил жизнь британцев.

Волнения народных масс в Великобритании в 2011 г. продемонстрировали нарастающую роль социальных медиа в современной жизни. Социальные медиа и сервисы предоставляют людям уникальную возможность почти моментального информирования большой аудитории, тем самым являясь одними из самых эффективных средств коммуникаций для разного рода протестных акций. Например, в Лондоне в августе 2011 г. для организации погромов использовались такие социальные медиа, как Twitter, Facebook, а также приложение BlackBerry Messenger смартфона BlackBerry. Значимая роль социальных медиа в погромах была признана и Правительством Великобритании, в частности, премьер-министр страны Д. Кэмерон выступил с речью к Парламенту, в которой заявил, что вследствие погромов Правительство Великобритании рассмотрит вопрос о запрете на использование социальных медиа, так как на данный момент они являются главными инструментами распространения криминальной активности среди населения

[10]. 16 августа 2011 г. в Великобритании были вынесены первые приговоры за подстрекательство к погромам в социальных сетях. Суд города Честер приговорил к четырем годам лишения свободы 21-летнего Джордана Блэкшоу и 22-летнего Перри Сатклиффа-Кинана за призывы к мародерству и беспорядкам с указанием точного времени и места, распространяемые в Facebook [11]. Они стали первыми молодыми людьми, которым за все время беспорядков, происходивших в британских городах, вынесен приговор не за непосредственное участие в грабежах и погромах, а за призывы к их организации [12].

Осознав роль социальных медиа в погромах в августе 2011 г., Правительство Великобритании попыталось ввести онлайн-цензуру и внести законопроект, расширяющий полномочия правоохранительных органов по контролю за действиями граждан в Интернете, в частности полномочия в сфере мониторинга электронной почты и аккаунтов социальных медиа [13]. Данная инициатива вызвала широкий резонанс и была холодно встречена населением. Так, в апреле 2012 г. группа хакеров Anonymous произвела взлом ряда правительственных сайтов Великобритании [14]. Предполагалось, что данный законо-

110

проект будет представлен во время послания королевы парламенту 9 мая 2012 г. [13]. Однако речь Королевы не затронула ни социальные медиа, ни Интернет в целом [15].

В силу своего дуалистического характера данное явление приносит кардинальные изменения в политическую жизнь общества. Возрастает возможность образования и мобилизации новых социальных субъектов, изменяется отношение политиков с населением и роль населения в принятии политических решений. Наряду с этим есть и другая сторона: в руках прави-

тельства появляется новый инструмент для продвижения своих интересов, влияния на население, а также обеспечения национальной безопасности. Сложно определить грань между положительным и негативным влиянием социальных медиа на политические процессы, однако нельзя не признавать, что эта тенденция набирает обороты, а общество и впредь, подобно египтянам и англичанам, будет использовать Facebook для планирования, Twitter - для координации действий и YouTube - для того, чтобы рассказать о своих успехах всему миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. McFadden R. Pilot Is Hailed After Jetliner’s Icy Plunge / The New York Times, 15.01.2009. URL:

http://www.nytimes.com/2009/01/16/nyregion/16crash.htmUhp (дата обращения: 27.05.2013).

2. Goldsmith B. Porn passed over as Web users become social: author / Reuters, 16.09.2008. URL: http://www.reuters.com/article/2008/09/16/us-

internet-book-life-idUSSP31943720080916 (дата обращения: 27.05.2013).

3. Twitaholic. The Top Twitter User Rankings and Stats. URL: http://twitaholic.com

4. Facebook. Key facts. URL: http://newsroom.fb.com/Key-Facts

5. Musser J., O'Reilly T. Web 2.0 Principles and Best Practices // O’Reilly Radar. November 2007. URL: http://radar.oreilly.com/research/web2-

report.html

6. Гольман Н. Сьюзан Гринфилд: «Ребенок, воспитанный на социальных сетях, теряет способность к сопереживанию» // Theory&Practice.

21.11.2011. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/3539-syuzan-grinfild-rebenok-vospitannyy-na-sotsialnykh-setyakh-teryaet-sposobnost-k-

soperezhivaniyu

7. Arthur C. Twitter now has 10m users in UK // The Guardian. 15.05.2012. URL: http://www.guardian.co.uk/technology/2012/may/15/twitter-uk-

users-10m

8. Semiocast. Twitter reaches half a billion accounts. More than 140 millions in the U.S.,

http://semiocast.com/publications/2012_07_30_Twitter_reaches_half_a_billion_accounts_140m_in_the_US

9. My Clever Agency. How Are British People Spending Their Time On Facebook? [Infographic],

http://www.mycleveragency.com/2013/01/facebook-stats-uk-2013-infographic/

10. Cameron D. David Cameron's statement on disorder in England // Conservatives.

http://www.conservatives.com/News/Speeches/2011/08/David_Camerons_statement_on_disorder_in_England.aspx

11. England riots: Two jailed for using Facebook to incite disorder // BBC News England. 16.08.2011. URL: http://www.bbc.co.uk/news/uk-england-manchester-14551582

12. Два британца приговорены за призыв к грабежам в Facebook // BBC

http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2011/08/110816_facebook_rioters_sentence.shtml

13. Booth R. Government plans increased email and social network surveillance http://www.guardian.co.uk/world/2012/apr/01/government-email-social-network-surveillance

14. Anonymous claims responsibility for taking down government sites //

http://www.guardian.co.uk/technology/2012/apr/08/anonymous-taking-down-government-websites

15. Oral statement to Parliament. The Queen’s Speech 2012 // The official web site of https://www.gov.uk/government/speeches/the-queen-s-speech-2012

Статья представлена научной редакцией «История» 6 мая 2015 г.

THE ROLE OF SOCIAL MEDIA IN THE POLITICAL LIFE OF MODERN GREAT BRITAIN

Tomsk State University Journal, 2015, 398, 109-112. DOI: 10.17223/15617793/398/17

Katkina Anna N. Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russian Federation) E-mail: anna.katkina@gmail.com Keywords: Great Britain; Internet; political institutions; social media; electoral processes; elections.

The article discusses the influence of the phenomenon of social media on the political sphere of the life of the United Kingdom. The author dwells on the history and development of social media and social networks in particular, determines the place of the researched phenomenon in modern life. The article also reflects an attempt to delineate the range of phenomena covered by the term "social media". If to study the role of social media in political life, an important aspect is that they cover a significant part of the population. However, the author notes that the use of social media can affect a person both positively (expanding circle of friends, restoring ties with friends, optimization of the virtual space for spreading information) and negatively (lack of attention, poor concentration). In addition, the author examines in detail the concept of social media, their classification, the impact on human psychology, focusing on the role of the phenomenon in the political events of the United Kingdom as an example of street riots in 2011. In particular, in the article the effectiveness of social media in organizing riots is assessed; their big role in these events is emphasized. Also there is an analysis of the reactions of the United Kingdom government to these events: the importance of the role of social networks in the socio-political life of the country proved controversial government attempts to limit or even prohibit their use. It is also important that the result of the events became a precedent which initiated online censorship: two young men were convicted and sentenced to imprisonment for incitement to looting and unrest, indicating the exact time and place, shared on Facebook. In conclusion, the author emphasizes the ambiguity of this phenomenon and the fact that it brings dramatic changes to the political life of society: the possibility of generating new social subjects increases, the attitude of politicians with the population and the role of the population in political decision-making are changing. At the same time there is another side: the government has a new tool to promote its interests, to influence the population as well as national security. Thus the thesis that social media, giving people an opportunity to interact more quickly with each other, are gaining a greater influence on social and political life along with the mass media is reflected in the article. 111

Русская служба. 17.08.2011. URL:

// The Guardian. 01.04.2012. URL:

The Guardian. 08.04.2012. URL:

the UK Government. 09.05.2012. URL:

30.07.2012. URL:

24.01.2013. URL: 11.08.2011. URL:

111

REFERENCES

1. McFadden, R. (2009) Pilot Is Hailed After Jetliner's Icy Plunge. The New York Times. 15.01.2009. [Online]. Available from: http://www.nytimes.com/2009/01/16/nyregion/16crash.html7hp. (Accessed: 27th May 2013).

2. Goldsmith, B. Porn passed over as Web users become social. Reuters, 16.09.2008. [Online]. Available from:

http://www.reuters.com/article/2008/09/16/us-internet-book-life-idUSSP31943720080916. (Accessed: 27th May 2013).

3. Twitaholic. (n.d.) The Top Twitter User Rankings and Stats. [Online]. Available from: http://twitaholic.com.

4. Facebook. (n.d.) Key facts. [Online]. Available from: http://newsroom.fb.com/Key-Facts.

5. Musser, J. & O'Reilly, T. (2007) Web 2.0 Principles and Best Practices. O'Reilly Radar. November. [Online]. Available from: http://radar.oreilly.com/research/web2-report.html

6. Gol'man, N. (2011) S'yuzan Grinfild: "Rebenok, vospitannyy na sotsial'nykh setyakh, teryaet sposobnost' k soperezhivaniyu" [Susan Greenfield: "A

child brought up on social networks, loses the ability to empathize"]. Theory&Practice. 21 November. [Online]. Available from: http://theoryandpractice.ru/posts/3539-syuzan-grinfild-rebenok-vospitannyy-na-sotsialnykh-setyakh-teryaet-sposobnost-k-soperezhivaniyu.

7. Arthur, C. (2012) Twitter now has 10 m users in UK. The Guardian. 15.05.2012. [Online]. Available from:

http://www.guardian.co.uk/technology/2012/may/15/twitter-uk-users-10m.

8. Semiocast. (2012) Twitter reaches half a billion accounts. More than 140 millions in the U.S. 30.07.2012. [Online]. Available from:

http://semiocast.com/publications/2012_07_30_Twitter_reaches_half_a_billion_accounts_140m_in_the_US

9. My Clever Agency. (2013) How Are British People Spending Their Time On Facebook? [Infographic]. 24.01.2013. [Online]. Available from:

http://www.mycleveragency.com/2013/01/facebook-stats-uk-2013-infographic/.

10. Cameron, D. (2011) David Cameron's statement on disorder in England. Conservatives. 11.08.2011. [Online]. Available from: http://www.conservatives.com/News/Speeches/2011/08/David_Camerons_statement_on_disorder_in_England.aspx.

11. BBC News England. (2011) England riots: Two jailed for using Facebook to incite disorder. 16.08.2011. [Online]. Available from: http://www.bbc.co.uk/news/uk-england-manchester-14551582.

12. BBC Russian Service. (2011) Dva britantsa prigovoreny za prizyv k grabezham v Facebook [Two Britons were sentenced for an appeal to the robbery in Facebook]. 17.08.2011. [Online]. Available from: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2011/08/110816_facebook_rioters_sentence.shtml.

13. Booth, R. (2012) Government plans increased email and social network surveillance. The Guardian. 01.04.2012. [Online]. Available from: http://www.guardian.co.uk/world/2012/apr/01/government-email-social-network-surveillance.

14. Anon. (2012) Anonymous claims responsibility for taking down government sites. The Guardian. 08.04.2012. [Online]. Available from: http://www.guardian.co.uk/technology/2012/apr/08/anonymous-taking-down-government-websites.

15. The official website of the UK Government. (2012) Oral statement to Parliament. The Queen's Speech. 09.05.2012. [Online]. Available from: https://www.gov.uk/government/speeches/the-queen-s-speech-2012.

Received: 06 May 2015 112

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.