Научная статья на тему 'Великий шелковый путь: история и экономика'

Великий шелковый путь: история и экономика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16500
1100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / ВОСТОК / ЗАПАД / ИСТОРИЯ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савченко В.С., Смолина Е.С.

В статье производится попытка анализа Великого шелкового пути, выполняющего роль главной трансевразийс-кой магистрали на протяжении нескольких веков, с точки зрения сетевой экономики. Рассматривается история возникновения пути и причин, послуживших появлению его названия, охватываемая территория, особенности перевозки товаров, причины прекращения его существования и необходимости разработки его аналога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT SILK ROAD: HISTORY AND ECONOMICS

This article is an attempt of the analysis of the Great Silk Road performing the role of the main Trans-Eurasian road for several centuries, from the point of view of the network economy. The current work involves the history of the road and reasons that led to the appearance of its name, the covered area, features of the goods transportation, the reasons for the termination of its existence and the need for developing its counterpart.

Текст научной работы на тему «Великий шелковый путь: история и экономика»

УДК 94 в. С. Савченко, Е. С. Смолина

V. S. Savchenko, E. S. Smolina Научный руководитель: кандидат экономических наук И. Д. Котляров Research supervisor: PhD in Economics I. D. Kotlyarov

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ: THE GREAT SILK ROAD:

ИСТОРИЯ И ЭКОНОМИКА HISTORY AND ECONOMICS

В статье производится попытка анализа Великого шелкового пути, выполняющего роль главной трансевразийс-кой магистрали на протяжении нескольких веков, с точки зрения сетевой экономики. Рассматривается история возникновения пути и причин, послуживших появлению его названия, охватываемая территория, особенности перевозки товаров, причины прекращения его существования и необходимости разработки его аналога.

Ключевые слова: Великий шёлковый путь, Восток, Запад, история, экономика.

This article is an attempt of the analysis of the Great Silk Road performing the role of the main Trans-Eurasian road for several centuries, from the point of view of the network economy. The current work involves the history of the road and reasons that led to the appearance of its name, the covered area, features of the goods transportation, the reasons for the termination of its existence and the need for developing its counterpart.

Keywords: the Great Silk Road, East, West, history, economics.

Великий шелковый путь - одно из самых значительных и величайших достижений цивилизации, которому по праву можно присвоить роль главной торговой трансевра-зийской артерии за все время ее существования. Это первый в истории человечества путь, соединивший между собой страны и народы от Средиземноморья до Тихого океана, с помощью которого на протяжении многих веков осуществлялся обмен товарами, идеями, технологиями и ремеслами. Путешественники не боялись серьезных трудностей, с которыми они сталкивались, преодолевая такой длинный и тяжелый путь. Их не пугали ни нападения кочевников, ни безводные азиатские пустыни, порой заносившие дорогу так, что верное направление можно было отыскать потом только «по костям людей и животных» [1, с. 5].

Просуществовав несколько веков, Великий шелковый путь зарекомендовал себя в качестве важного фактора экономического, политического и культурного прогресса в тех регионах, через которые он проходил. Это, в частности, объясняет актуальность ведущейся до сих пор дискуссии о его возрождении. Отметим, впрочем, что исторический Великий шелковый путь сложился стихийно, в силу экономических потребностей соответствующих регионов, сегодня же для создания его аналога потребуется проводить целый комплекс дополнительных политических и экономических мероприятий. Кроме того, вряд ли его существование будет соответствовать потребностям нашей страны, которая заинтересована в развитии других трансевразийских магистралей [2; 3].

Что касается нашего времени, то на пороге третьего тысячелетия у человечества появилась необходимость поиска новых путей сотрудничества или восстановления давно забытых, каковым и является Великий шелковый путь. Решение этого вопроса является актуальным по сей день в связи с тем, что история шелкового пути доказала важнейшую роль межкультурного сообщения и взаимо-

обогащения как основы мира и прогресса всего человечества.

Основываясь на анализе различных источников, можно сказать, что Великий шелковый путь (Great silk road) - это единая трансконтинентальная система караванных торговых путей, соединявшая страны в пределах Западной Европы и Китая. Он начал свое существование еще со II века до н. э. [4] (по другим источникам с III века до н. э. [5]), и продолжал действовать вплоть до XV в.

Термин «шелковый путь» быль предложен в 1877 г. немецким географом Ф. Рихтгофеном для обозначения связей между Востоком и Западной частью Евразии [6, с. 31]. В силу значимости в истории Евразии и самой большой протяженности пути за всю докапиталистическую эпоху, составлявшей более 7 тысяч километров, было введено прилагательное «Великий». Однако, хотя название столь великого пути подразумевает единственное число, на деле все обстояло иначе. Великий шелковый путь не являлся единой магистралью, а был разбит на несколько участков: Лазуритовый путь, соединявший Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией, Нефритовый путь от Восточного Туркестана до Китая и Степной путь, протянувшийся от Черноморья к берегам Дона, а оттуда к сарматам в Южном Приура-лье и затем - в Прииртышье и к озеру Зайсан. Однако во II веке эти пути стали сливаться и, в конце концов, остались две основные трассы, соединявшие Восток и Запад [7, с. 42]:

- Южная дорога - от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;

- Северная дорога - от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.

Между этими двумя трассами пролегали небольшие пути, соединявшие их друг с другом. Основные маршруты караванов смещались то на северную дорогу, то на южную.

Историки полагают, что возникновение Великого шелкового пути стало возможным в условиях существования крупных государственных образований, каковыми оказались Китай, Средняя Азия, Индия, Ближний Восток и Средиземноморье. Это связано с тем, что наличие централизованной власти, распространяющейся на прилегающие области, способно было обеспечить безопасность на караванных путях.

Для функционирования Великого шелкового пути требовалось создание развитой системы международного разделения труда в производстве и в обеспечении инфраструктуры транспортных коммуникаций. А поскольку торговля подразумевала преодоление огромных расстояний, то необходимая рыночная инфраструктура предполагала наличие перевалочных пунктов, специализированных базаров, режима стабильных денежных расчетов и т. д.

Великий шелковый путь проходил через множество городов, которые были образованы благодаря ему. Добраться от одного до другого можно было за один день, однако сейчас дороги засыпаны песками пустынь. Когда-то сюда стекалось огромное количество людей, так как в них находились различные торговые точки; здесь купцы и их сопровождающие находили себе ночлег, еду и питье. Великий шелковый путь создал Среднеазиатскую цивилизацию.

Многие города на пути Великого шелкового пути были развиты неравномерно: какие-то из них были огромными, а некоторые служили небольшими перевалочными пунктами (ночлегами). На разных территориях Великого шелкового пути существовали разные религии и идеологии.

Развитие шелкового пути во многом зависело от экономических факторов. Процесс товарообмена подразумевал, как правило, движение товаров с Востока на Запад, однако протяженность пути во многом обусловливалась покупательской способностью европейцев, которая не отличалась стабильностью. В связи с упадком античного общества и натурализацией хозяйства Западной Европы, товары с Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Покупательская способность в Западной Европе восстановилась лишь с XI века, в период зрелого феодализма. Помимо Европы, потребителями восточных товаров являлись также страны Ближнего Востока и Индии. Благодаря этому путь не замирал даже в раннее средневековье, когда Европа временно перестала испытывать в нем потребность. После арабских завоеваний товары стали потребляться на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании.

По Великому шелковому пути провозили множество товаров: шелк, ювелирные изделия, военное снаряжение, кожу, шерсть, ковры и многое другое. Однако почему данный путь называется именно Великим шелковым путем?

Есть несколько причин для этого.

1. Шелк имеет очень важную особенность - дезинсекционные свойства [8, с. 314]. Это значит, что в шелковой одежде не водятся вши, блохи и клопы. Из-за этого «не только знатные люди и их челядь, но и простолюдины стремились приобрести такую ткань» [8, с. 314].

2. Легкость шелка в транспортировке и большая цена за такое изделие.

3. Шелк стал первым и основным товаром, который стали перевозить с Востока на Запад.

Родиной шелководства являлся Китай. Он имел монополию на его производства до V-VI веков, но после этого все равно оставался одним из крупнейших центров производства, наряду со Средней Азией. В средние века Китай экспортировал еще фарфор и чай. Специализация стран Ближнего Востока и Центральной Азии предполагала изготовление шерстяных и хлопчатобумажных тканей, направляемых по шелковому пути на восток, а именно в Китай. Специи для консервации продуктов и изготовления лекарств привозили в Европу из стран Южной и Юго-Восточной Азии.

При осуществлении торговых сделок европейцы покупали дорогие восточные товары, но не могли предложить в обмен на них такие же качественные товары, в связи с чем расплачивались золотом или серебром. Это свидетельствовало о пассивном торговом балансе между западной Европой и Востоком. За весь период своего существования шелковый путь выступал неким каналом «перекачивания» драгоценных металлов из Европы на Восток. Это негативно сказывалось на экономике, поскольку подобная перекачка оказывало отрицательное воздействие на денежную систему. По этой причине, европейские правители устанавливали ограничения на потребление товаров восточного производства и вывоз на Восток драгоценных металлов в виде золота и серебра. Однако принятые меры оказывали лишь незначительный эффект. Конкурентоспособность европейских товаров смогла более менее сравняться с восточными лишь после промышленной революции.

Шелковый путь способствовал передаче не только товаров, но и информации об их существовании и технологии производства. В качестве примера можно привести получившее широкое распространение производство шелка, который изначально изготавливали только в Китае, а затем стали изготавливать в восточном Туркменистане, Иране и Греции. Так же обстояло и с бумагой, которую сначала европейцы покупали, а с XIII века стали изготавливать сами. Китайцы, в свою очередь, благодаря Великому шелковому пути освоили такие сельскохозяйственные культуры, как фасоль, лук, огурцы, морковь и пр. Таким образом, в ходе караванной торговли Запад заимствовал промышленные новшества, а Восток - сельскохозяйственные, что свидетельствует о существовавшем в Средние века технологическом превосходством Востока, частично сохранявшимся до XVШ-XIX веков. Однако некоторые секреты технологического производства, как, например, производство фарфоровой посуды и оружия, европейцам в эпоху активного функционирования Великого шелкового пути перенять так и не удалось.

Несмотря на большой спрос товаров, которые проходили по Великому шелковому пути, а также его стремительному развитию и процветанию Великий шелковый путь со временем начал затухать и к концу XV века совсем прекратил свое существование. Вместе с ним «заглохла»

Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)

125

и Среднеазиатская цивилизация, а также многие города, которые находились на пути следования караванов.

Причиной такого исхода истории стало открытие европейцами морского пути в Индию и Китай. Эта причина является основной, так как один корабль везет столько же продукции, сколько тысяча верблюдов. Причем корабли везут товары намного быстрей, чем это делается по суше, вследствие чего затраты на перевозку товаров уменьшаются.

Несмотря на многие преимущества от перевозки товаров морским путем, многие страны в настоящее время подумывают о восстановлении Великого шелкового пути. Если во времена Великого шелкого пути Центральная Азия была очень развита, то сейчас Азиатский банк развития приводит статистику, что менее чем 1 % торговли между Европой и Азией осуществляется через страны Центральной Азии [9].

От того что Индия и Китай значительно увеличили свое производство в последние годы, перевозка товаров только морским путем является все более затруднительной в связи с несколькими причинами:

- загруженность портов, вследствие чего увеличилось время ожидания погрузки и разгрузки товаров;

- пропускная способность Суэцкого канала имеет свои пределы;

- длительная дорога от Китая или Индии до Европы (например, через Суэцкий канал груз доходит за 45 дней, а через Транс-Сибирскую магистраль - всего за 14 дней [10, с. 2]).

Несколько проектов уже обсуждались в связи с возможностью восстановления Великого шелкового пути. Самый известный из них - это программа ТRАСЕСА (ТRАСЕСА - Transport Corridor Europe - Caucasus - Asia). Данный проект был учрежден в 1993 г. и уже сейчас в нем принимает участие 13 государств. Данный проект заключается в создании трансевразийской транспортной системы, которая примерно повторяла бы трассу исторического шелкового пути, проходя из Китая через Туркменистан до Турции и Грузии.

В заключение хочется сказать, что Великий шелковый путь имел важное экономическое и политическое значение в жизни народов Азии и Европы.

Важно отметить, что Великий шелковый путь как экономический феномен можно классифицировать как сетевое формирование, в котором в мягкой форме было объединено множество предприятий, людей, организаций и властных структур, обеспечивавших его бесперебойное функционирование. С точки зрения сетевой экономики он «не был чем-то вроде узенькой дорожки, это было громадное экономико-культурное пространство шириной в одну, а то и полторы тысячи километров» [8, с. 315]. На

протяжении всего пути осуществлялись не только торговые сделки, но также «заключались дипломатические договоры и военные союзы» [11]. Это объясняет тот факт, что Великий шелковый путь сыграл важнейшую роль в экономической и политической жизни народов Евразии, выступая связующим звеном между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем и неким мостом между Востоком и Западом, благодаря которому достигалось культурное взаимодействие и происходило торговое сотрудничество. Его развитие и стремление человечества возродить нечто подобное через века свидетельствует о незаменимости подобного взаимодействия между народами с целью взаимного обогащения.

1. Макогон Ю. В., Грузан А. В. Роль Великого шелкового пути в развитии цивилизации. Возрождение Большого пути через трансформацию Евразийских транспортных коммуникаций: региональный аспект. Донецк, 2009, 306 с.

2. Котляров И. Д. Геоэкономическое значение транс-евразийского транспортного коридора // Записки Горного института. 2009. Т. 184. С. 225-230.

3. Шарапов С. Н., Ивницкий О. В. Определение конкурентоспособности маршрута транспортной связи // Экономика железных дорог. 2013. № 9. С. 22-34.

4. Великий шелковый путь: Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www. krugosvet.ru/enc/istoriya/VELIKI_SHELKOVI_PUT.html(дата обращения 21.10.2014).

5. История Казахстана. URL: http://www.e-history.kz/ru (дата обращения 21.10.2014).

6. Ахметшин Н. Х. Тайны Шелкового пути. М., 2002, 365 с.

7. Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961. 391 с.

8. Валянский С. И., Калюжный Д. В. Другая история Средневековья. М.: Крафт + Леан, 1998. 419 с.

9. Two thousand year path. URL: http://www.erazvitie. org/en/article/doroga-dlinoj-v-2000-let (дата обращения 21.10.2014).

10. Pradumna B. Rana, Wai-Mun Chia. (2014) The Revival of the Silk Roads (Land Connectivity) in Asia. S. Rajaratnam School of International Studies Singapore. P. 31.

11. Панфилова В. Великий Шелковый Путь: возьмет ли экономика верх над политикой?. URL: http://www. fergananews.com/article.php?id=1089 (дата обращения 22.10.2014).

© Савченко В. С., Смолина Е. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.