УДК 93(471.67)
ДАГЕСТАН И ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
® 2008 Гасанов М.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье на основе разнообразных исследований раскрывается значение Великого шелкового пути в экономическом и культурном развитии Дагестана, говорится о роли караванных дорог - ответвлений шелкового пути, пролегавших через территорию Дагестана в эпоху Кавказской Албании, Хазарского каганата и Золотой Орды.
On the basis of different researches the author of the article reveals the importance of the Great Silk Way for economic and cultural development of Daghestan, tells about the role of the caravan roads, the Silk Way branches, stretched upon the territory of Daghestan during the epochs of the Caucasian Albania, Khazar khaganate and Golden Horde.
Ключевые слова: Китай, Индия, Кавказская Албания, Хазарский каганат, Дербент, Семендер, Алания.
Keywords: China, India, Caucasian Albania, Khazar khaganate, Derbent,
Semender, Alania.
Тема «Дагестан и Великий шелковый путь» является актуальной, она не получила освещения в литературе. Общие сведения по этой теме касательно Северного Кавказа содержатся в трудах А. А. Иерусалимской [7], В. П. Даркевича [6. С. 42-68], Е. И. Савченко [11. С. 129-132], С. Валянского и Д. Калюжного [4], М. Д. Бухарина [3. С. 224-228] и других.
«Шелковый путь» - общее название торговых, караванных путей, связывавших со II в. до н.э. до XVI в. н.э. Китай с Передней Азией, Кавказом и другими регионами через Среднюю Азию. Такое название возникло в связи с тем, что товаром, провозимым по этому пути, был китайский шелк. Великий шелковый путь представлял собой огромную цепь, звеньями которой служили отдельные народы и государства. Он не был чем-то вроде узенькой дорожки, это было громадное экономико-культурное пространство шириной в одну, а то и полторы тысячи километров.
Кавказская Албания,
непосредственно примыкавшая к Каспийскому морю, а также к Атропатене, Армении и странам древнего Ближнего Востока, была связана с Индией, Китаем, Вавилонией и другими странами. В первые века существования шелкового пути велась борьба за преобладание в посреднической торговле между Римом и Парфией. Следует полагать, что стремление римлян утвердиться на западном берегу Каспия было продиктовано желанием поставить под контроль одну из ветвей шелкового пути, пролегавшей по территории Кавказской Албании. Торговые магистрали, протянувшиеся из Европы, с одной стороны, из Передней Азии, а также из Китая, Индии и Средней Азии - с другой, скрещивались на территории Кавказской Албании. Последняя со II-I вв. до н.э. вплоть до раннего средневековья включалась в
торговые связи на огромной территории - от Испании до Китая.
В У-У! вв. значительная часть шелкового пути находилась в руках Иранских и согдийских купцов.
Начиная со второй половины V! века определенная нагрузка ложится на кавказские ответвления шелкового пути, в том числе и на дороги, пролегавшие через
Восточный Кавказ, которые
становятся регулярно
функционирующими торговыми магистралями. Эти дороги вовлекали владения и народности региона в систему мировой торговли того времени.
После образования в V!! в. Арабского Халифата преобладание на шелковом пути получили купцы-арабы. Протяженность шелкового пути превышала 7 тыс. км. Установились непосредственные связи между Китаем и Арабским Халифатом. Вслед за завоевателями двинулись купцы - евреи, армяне, сирийцы, персы и другие, нелегкую миссию которых мусульмане чрезвычайно ценили. Торговец-одиночка не мог справиться с дорожными опасностями и громадными путевыми расходами, поэтому велась караванная торговля. Караван снаряжали долго и тщательно как в исходной точке маршрута, так и на промежуточных пунктах.
В крупный центр международной торговли превратился Дербент, где были сосредоточены караван-сараи, торговцы из различных стран. В период усиления значения шелкового пути роль Дагестана в международной торговле возвышается. Этому в значительной степени содействовал и Хазарский каганат, через территорию которого проходила международная транзитная торговля [10. С. 55], в том числе и ответвления Великого
шелкового пути. Известно, что часть северо-восточной территории
Дагестана входила в Хазарию.
Значительную роль в торговле
китайским шелком играли маршруты,
пролегавшие по берегам Каспийского
моря. Как считают исследователи, под «северным морем» китайские источники подразумевали Каспий, «берега коего с трех сторон очень отлоги» [1. С. 35].
На территории Хазарского
каганата найдены различные
изделия, свидетельствующие о роли Великого шелкового пути в развитии торговли и торговых связей этого государства с различными странами. В частности, обнаружено погребение китайского купца V!!! в., в котором содержались обрывки картины на шелке и переплет рукописи с
приходно-расходными записями [7].
Торговые пути связывали
Восточное Средиземноморье со Средней Азией, Хазарией, Прикамьем и Приуральем. Исследователи проследили «двусторонность»
торговли: идентификация предметов, вывозившихся на Восток с Запада (ткани, гобелены, ковры,
золотоподобная латунь, стекло), а также выявление помимо шелка, некоторых других статей экспорта -ткани из хлопка. Хазарские купцы создали разветвленную
инфраструктуру на Волго-Донском участке шелкового пути. Из Хазарии купцы направлялись в Балх, Мавераннахр и даже в ал-син-Китай [2. С. 404].
В свою очередь хазарские купцы посещали дагестанские центры. Местные владетели, в том числе и дагестанские, не только взимали пошлину с торговых караванов за проезд по их территории, но и предоставляли им места для отдыха, охрану и вьючных животных, продукты, проводников и
носильщиков. Шелковый путь
способствовал укреплению и расширению торговых и культурных связей многих народов, в том числе и дагестанских. По Дагестану шли караваны с дорогим китайским и согдийским шелком.
О важности северокавказского ответвления шелкового пути свидетельствуют ткани, найденные на Северном Кавказе, среди которых преобладают согдийские, китайские,
византийские и другие. На разных участках этого пути и в разное время торговля могла осуществляться как отдельными торговцами-купцами, так и их корпорациями.
Поток товаров осуществлялся не только в оба направления - с востока на запад и наоборот. Ось север-юг также должна быть причислена к ответвлениям Великого шелкового пути [3].
Некоторое время одно из ответвлений шелкового пути проходило вдоль Северного Кавказа, от Черного моря к Каспийскому - как раз по «закубанским равнинам», и «марку» на торговых путях здесь держали половцы.
В Х!У веке в связи с прекращением военных
столкновений на определенный период и ослаблением Золотой Орды на Кавказе наблюдается некоторая стабилизация
экономической жизни, в частности торговли.
Здесь перекрещивались важные торговые пути того времени. Великий шелковый путь стал уже основной торговой артерией Евразии, связывавшей страны от Китая до Западной Европы. Отрезок его северной (из Хорезма на Нижнюю Волгу) ветви - Хаджитархан - Тана -проходил по северному пределу Предкавказской равнины, соединяя Нижнюю Волгу (и близлежащую столицу Орды) с устьем Дона, откуда морской путь вел в Константинополь и страны Среднеземноморья, а сухопутный - в Центральную Европу.
Дарьяльский путь связывал через Закавказье южную ветвь Великого шелкового пути с его северной ветвью. Его линия отмечена городами Верхний Джулат (Дедяков)
- Нижний Джулат - Маджары, где он раздваивался на Хаджитархан и Тану.
Дербентский путь связывал Дербент через Северо-Кавказские предгорья -Верхний Джулат - с Матарахой в Каруенском проливе. Этот путь соединял Каспийский и ЧерноморскоСредиземноморский бассейны. Кроме
них существовали пути местного значения, проходящие по долинам рек в глубь горных областей, а также через перевалы Главного Кавказского хребта. Путь Маджары - Хумара - Клухорский (или Марухский) перевал Сухум (или Пицунда) был самым коротким путем из Хорезма в Константинополь.
В местах пересечения описанных главных путей в большинстве
случаев находились города и
поселения, существовавшие задолго до нашествия монголов (Дербент, Тмутаракань, Дедяков,
мусульманское поселение на месте Маслова Кута) и сильно пострадавшие от них. Сравнительно благоприятная обстановка конца X!!!
- начала Х!У вв. способствовала их оживлению, а иногда даже росту.
Объединение огромных территорий Евразии в границах мировой империи Чингисидов возродило шелковый путь, соединявший христианские и мусульманские страны с Китаем. Китайские шелковые ткани стали, как и во времена Тюркского и Хазарского каганатов, обычным предметом роскоши в Золотой, Синей и Белой Ордах Улуса Джучи [8. С. 263]. В золотоордынских походах этого времени, где были поселены ремесленники из Средней Азии и Кавказа, по среднеазиатскому и ближневосточному образцам были созданы их и купцов корпорации [8].
В золотоордынских городах жили купцы различных национальностей. Ибн Баттута сообщает о множестве этнических групп мусульман, в том числе арабов из Ирака, Египта, Сирии, а также купцов из Западного Ирана (Эрак), Малой Азии (Рум), кроме того, асы (осетины) и черкесы, кыпчаки и русы и пр. в Сарае Берке. Здесь же жили уроженцы Закавказья (Шемахи, Ширвана, Ани, Дженда), Дагестана, Средней Азии (Хорезма, Бухары, Хорасана, Кердара) и других земель исламского мира.
Помимо квартальных, или слободских, общин с мечетями и более тесных родственных и земляческих групп, купечество
золотоордынских городов знало и такую форму организации, как паевые товарищества, или базарган-уртак [5. С. 105].
Столица Золотой Орды - Сарай Берке - была огромным городом с тринадцатью соборными мечетями, не считая других. Здесь жили разные этнические группы: монголы, часть которых были мусульманами: ясы, кыпчаки, дагестанские горцы, черкесы; христиане: русы, греки.
Каждая этническая группа занимала особый квартал. Интересно отметить дагестанцев среди сарайских улемов (упомянутый Ибн Баттутой шафиитский богослов с характерной нисбой ал - Лакзи) [9. С. 54].
Значение Великого шелкового пути в связи с развитием мореходства к XIV веку несколько упало.
Участие Дагестана в торговле по Великому шелковому пути ускорило экономическое, социально-
политичес-кое и культурное развитие края. Оно способствовало дальнейшему росту дагестанских населенных пунктов, в первую очередь городов, ставших центрами ремесла и торговли. Расширились разносторонние связи со странами и народами Кавказа, Средней и Передней Азии, а также Юго-Восточной Европы.
Примечания
1. Аланы: история и культура. Владикавказ, 1995. С. 35. 2. Артамонов М.И. История хазар. Д., 1962. С. 404. 3. Бухарин М.Д. Великий шелковый путь в новейшей интерпретации//ВДИ. 2004. №2. С. 224-228. 4. Валянский С., Калюжный Д. Путь на Восток, или Без вести пропавшие во времени. М., 1998. 5. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950. - С. 105. 6. Даркевич В.П. Аргонавты средневековья. М., 1976. С. 42-68. 7. Иерусалимская А.А. «Великий шелковый путь» и Северный Кавказ. Л., 1972. 8. Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т.1. От рождения исламской цивилизации до монгольского завоевания. М., 2002. С. 263. 9. Очерки истории распространения исламской цивилизации Т.2. Эпоха
великих мусульманских империй и каирского аббасидского халифата. М., 2002. С. 54. 10.
Плетнева С.А. Хазары. М.: Наука, 1976. С.55 11. Савченко Е.И. Северокавказские дороги Великого шелкового пути//Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века. Тезисы докладов VII Международной научной конференции. Ростов н/Д, 1996. С. 129-132.
Статья поступила в редакцию 02.10.2008 г.