СТАТЬИ
УДК 355/359 "1939/45" ББК 63.3
Дмитрий Фролов
ВЕЛИКИЙ МУФТИЙ ИЕРУСАЛИМА И ВОЙСКА СС. ОБОЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОЙ СВЯЗИ ИСЛАМИЗМА И НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА НА ПРИМЕРЕ 13-й ГОРНОЙ ДИВИЗИИ ВОСК СС «ХАНДШАР»
Аннотация: Настоящая статья рассматривает роль Великого муфтия Иерусалима Хаджи Амина эль-Хусейни как главного союзника нацистов в пространстве обретения военным коллаборационизмом мусульман политической составляющей. Показана значимость и роль исламского политика в реализации процесса набора мусульман в войска СС на примере мусульман Боснии и Герцеговины. В основе анализа - специальные исследования, посвященные нацистской составляющей политики Эль-Хусейни и отчет ответственного за формирование боснийской дивизии СС (13-й горной дивизии войск СС «Хандшар») группенфюрера СС и генерал-лейтенанта войск СС Артура Флепса рейхсфюреру СС Г. Гиммлеру о визите Великого муфтия в Независимое государство Хорватия. Продемонстрировано место исламской религии в вопросе усиления интеграции национально-культурного аспекта в процесс привлечения иностранных добровольцев в военные усилия Третьего Рейха.
Ключевые слова: ислам, национал-социализм, Великий муфтий, войска СС.
1Процесс расширения рамок сотрудничества войск нацистской Германии с иностранными добровольцами к середине 1943 г. существенно отличался от начального периода войны, претерпев значительные изменения. Если изначально в командовании Вермахта доминировала точка зрения набора граждан оккупированных и союзных стран только с позиции военного сотрудничества, то изменение военно-политической обстановки заставили немецкое командование прибегнуть к поиску новым мотивов для набора в свои военные структуры потенциальных добровольцев. В этом отношении наибольших успехов достигли военизированные отряды нацистской партии (войска СС). Несмотря на ра-сизирующую риторику набора, войска СС уже к началу 1943 г. столкнулись с исто-
1 На раннем этапе существования часто в немецкой документации обозначалась как «Мусульманская дивизия СС».
щением резервов добровольцев, соответствовавших требованиям национал-социалистической теории.
Босния и Герцеговина 1943-1944 (National Archives and Record Administration, USA, Kriegsberichter Westermann, 16a)
Отход от прежних методов комплектации заставил лидеров СС обратить внимание на ещё не задействованные людские резервы стран Юго-Восточной Европы, а именно независимого государства Хорватии.
В первую очередь это коснулось мусульман Боснии и Герцеговины, проживавших с хорватами в одном государстве и имевших свои национальные интересы в сотрудничестве с оккупантами. Ярко выраженный национально-культурный характер Боснии и Герцеговины не мог не приниматься во внимание рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером, видевшем в боснийцах отдельную этническую группу в хорватском государстве и полагавший важность их оценки с военной точки зрения. Чтобы способствовать успешному набору боснийцев в войска СС, Гиммлер пошёл на снижение расовых требований к рекрутам и установил концепцию широкой поддержки ислама национал-социализмом. Особое место в этом играла личная позиция Гиммлера, искренне симпатизировавшего исламу и отмечавшего положительные стороны мусульманской религии для солдат.2 Последовавшее 10 февраля 1943 г. создание мусульманской дивизии СС отразилось на принятом Гиммлером решении национально-культурного характера - восстановить для солдат-мусульман дивизии права и традиции боснийских полков старой австрийской армии.3 Интеграция ислама в процесс набора добровольцев открыла для лидеров СС не только далеко идущие военные, но и политические перспективы. Начальник главного управления СС обергруппенфюрер СС Готтлоб Бергер в связи с этим писал: «Мы стремимся приблизиться ко всему магометанскому миру через хорватскую дивизию босняков, поскольку в данном случае речь идёт о 350 млн. человек, которые могут сыграть решающую роль в борьбе с такой мировой империей как Англия».4 Посредством соз-
2 National Archives of The United States. Washington D.C. (NARA T175 R94 Fr. 2614802).
3 NARA T175 R70 Fr. 0696.
4 Casagrande T. Die Volksdeutche SS-Division Prinz
Eugen. s. 332.
дания мусульманской дивизии Гиммлер планировал не просто начать масштабный эксперимент по привлечению мусульман в ряды войск СС, но и способствовать тесной интеграции ислама и самой мусульманской культуры в рамки нацисткой организации. Впоследствии это позволило рейхсфюреру СС говорить о «абсолютной религиозности» создаваемого соединения и акцентировать внимание на аспекте мировоззрения и духа, в рамках которого дивизия «была ориентирована на Восток».5
"Добровольцы из боснийско-герцеговинской горной дивизии СС получают выгоду от знаний страны и народа. Они сражаются на своей собственной земле". (Netherlands Institute for War Documentation (NIOD)
Именно поэтому приоритетным направлением на пути укреплении связи национал-социализма и ислама Гиммлер считал оказание духовной поддержки боснийской дивизии СС как соединению, чья задача помимо оказания содействия в «умиротворении» Боснии заключалась в политической роли выраженной идеей «созданием моста между Европой и ис-
5 NARA T175 R94 Fr. 261402; NARA T175 R70 Fr. 0521.
ламским миром». Не последнее место в этом играла и поддержка морали мусульман, являясь отражением боевого духа солдат и как следствие боеспособности дивизии. С этой целью лидеры СС обратили своё внимание на известного мусульманского политика Мухаммеда Амина Хаджи эль-Хусейни - пронацистски настроенного Великого муфтия Иерусалима. Сотрудничество военно-политического руководства Германии с эль-Хусейни было предопределено его антибританской позицией, которая полностью отвечала интересам Германии в ведении войны против Англии. В арабском мире Великий муфтий активно пропагандировал идею борьбы исламских стран с «еврейским влиянием» и с первых дней существования нацистского режима стремился заручиться поддержкой Гитлера. Первая встреча между радикально настроенным исламским политиком и фюрером состоялась 28 ноября 1941 г., где был поднят вопрос о совместном сотрудничестве в борьбе против мирового еврейства.
Наиболее точно позицию эль-Хусейни в отношении исламской политики Германии охарактеризовал доклад посла германского министерства иностранных дел в Хорватии Зигфрид Каше: «Точка зрения мусульман ясна. В борьбе за свободу они стоят на стороне Германии, Японии и их союзников. Борьба против Великобритании направленная на окончательный развал Британской империи, как и борьба против Советской России - многовекового врага ислама. Победа сил Оси станет и победой исламского народа».9
Ко всему прочему Великий муфтий разделял и нацистскую концепцию «окончательного решения еврейского вопроса.10 2 февраля немецкими агентами в Загребе
Zaugg F. Albanische Muslime in der Waffen-SS. Von «Grossalbanien« zur division «Skanderbeg». s. 189.
7 Herf J. Nazi propaganda for Arab World. p. 27-28.
8 Mallmann K. M. Cuppers M. Nazi Palestine. The plans of the Extermination of the Jews in the Palestine. p. 129.
9 Redzic Е. Muslimansko Autonomastvo I 13. SS Divi-zija. Autonomiia Bosne i Herzegovine i Hitlerov Treci Raih. s. 92.
10 Herf J. Nazi propaganda... p. 144-145.
было распространено 500 экземпляров памфлета антисемитского содержания на арабском языке.11 Незадолго до этого, выступая в эфире берлинского радио по случаю дня рождения пророка Мухаммеда, Великий муфтий говорил: «...Евреи собираются превратить арабские страны в убежище для миллионов изгнанных из Европы евреев. Мухаммед полностью изгнал
12
евреев из арабских стран».
Посещение Великим муфтием Иерусалима Главного управления СС летом 1943 г. На переднем плане начальник управления обергруппенфюрер СС и генерал войск СС Готтлоб Бергер. Спиной к фотографу стоит оберштурмфюрер СС Генрих Гаезе -первый командир взвода пропаганды (VI-й отдел) дивизии СС "Хандшар". (Коллекция Звонимира Бернвальда)
Политическая позиция эль-Хусейни стала для СС важным инструментом в задаче широкого привлечения добровольцев мусульман для боснийской дивизии СС и дальнейшей пропаганды связи ислама и национал-социализма. Следуя намеченным планам Главным управлением СС, был организован визит эль-Хусейни в столицу
Ibid. p. 278-279. : Ibid.
Хорватии Загреб и Боснию (Баня-Лука и Сараево) длившийся с 30 марта по 11 ап-
13 „ и
реля 1943 г. Великий муфтий прилетел из Берлина в Загреб на Ju-52 Курта Далюге -начальника Главного управления полиции порядка, в сопровождении нескольких офицеров СС из РСХА - штурмбанфюрера СС Шульте и унтерштурмфюрера СС Рем-пеля. Помимо них Великого муфтия сопровождала команда тайной государственной полиции (гестапо) в лице гауптш-турмфюрера СС Хермана и его двух со-
14
трудников.
Великий Муфтий Иерусалима в сопровождении командира дивизии бригадефюрера СС Зауберцвай-га приветствует солдат дивизии. (Коллекция Андрея Зубкова)
Кроме того, перелёт Загреб-Сараево совершили два представителя НГХ, профессор университета доктор Ибрагим Ру-ждич и имам Загреба Вьекослав Иванович, с итальянской стороны генконсул посольства Италии в Загребе Витторио Гастелла-ни, а также начальник арабского отдела итальянского МИДа Мелани. Они специально были доставлены на самолете из Ри-ма.15 По прибытию в аэропорт Загреба высокого гостя встречала правительственная делегация во главе с вице-президентом НГХ Джафером Куленовичем, министром внутренних дел Андрией Артуковичем,
Bernwald Z. Muslime in der Waffen-SS. Erinnerungen an die bosnische Division Handzar (1943-1945) s. 164.
14 Bundesarchiv-Militaerarchiv. N 756. Sammlung Vo-persal, zur Geschichte der Waffen-SS (BA-MA. N 756. Sign. 168a. Reise Grossmufti von Jerusalem).
15 Ibid.
министром юстиции и религии Мирко Пуком, а так же представителями министерства иностранных дел и ряда мусульманских организаций. В этот же вечер по инициативе Павелича состоялся торжественный ужин. Хорватский лидер, будучи христианином-католиком, рассчитывал на помощь Великого муфтия в деле сохранения лояльности мусульман к его прогерманскому режиму.16
Группенфюрер СС и генерал-лейтенант Артур Флепс гарантировал боснякам-мусульманам сохранение их религиозных прав - запрет на употребление свинины и ношение фесок.
2 апреля эль-Хусейни встретился с мусульманской студенческой делегацией из Загреба и в беседе на турецком и арабском языках выразил озабоченность в от-
17
ношении ислама и мусульман всего мира. О боснийцах же Великий муфтий отозвался как о «гордости ислама». Следующим пунктом визита Эль-Хусейни стала Баня-Лука. В ней Великий муфтий, помимо встречи с сановниками города, встретился с генерал-лейтенантом Эглсеером, коман-
Rubin B. Schwanitz W. G. Nazis, Islamist and the Making of the Modern Middle East. p. 151. 17 Krizman B. Pavelic izmedu Hitlera I Mussolinija. s. 524.
дующим немецкой пехотной дивизии.18 В период с 5 по 9 апреля Великий муфтий находился в Сараево, где провёл переговоры с губернатором Цанки, бургомистром города, командирами 361-й и 718-й пехотными дивизиями (генералы Нейтольд и Кюблер) и оберштурмфюрером СС Карлом фон Кремплером, ответственным за проведение вербовки мусульман в дивизию.19 За время своего пребывания в Сараево Эль-Хусейни встретился с представителями
немецких и итальянских оккупационных
20
властей и религиозными деятелями. Приёмы проводились в немецком и итальянском консульствах. Именно в этот период с эль-Хусейни были оговорены права и обязанности солдат.21 Его визит широко освещался СМИ - хорватской прессой и Германским информационным бюро (DNB).22
Делегатами от албанских мусульман23 Великому муфтию в качестве подар-
24
ка был преподнесён меч. Многие из муфтиев жаловались гостю на недостаточную защиту мусульман. В свою очередь эль-Хусейни подчёркивал необходимость их приверженности хорватскому государству, указывая, что мусульмане Хорватии образуют единый фронт с арабами Палестины, Сирии, Египта и других стран в борьбе против «московских поджигателей, английских головорезов и американских эксплуататоров» за свободу и право на жизнь на стороне стран Оси. Обращаясь к доб-
18 BA-MA. N 7+56. Sign. 168a. Reise Grossmufti von Jerusalem.
19 Ibid.
20 Suppan A. Hitler-Benes-Tito. Konflikt, Krieg und Völkermord in Ostmittel - und Sudosteuropa. s. 1075.
21 Bernwald Z. Muslime in der Waffen-SS. s. 166.
22 Redzic Е. Muslimansko Autonomastvo I 13. SS Di-vizija. s. 97.
23 Одним из лидеров албанских националистов Бед-ри Пейани в рамках Национального комитета Албанской лиги был предложен план включения в состав «Великой Албании» Санджака, изгнания сербов из Косово и присоединения к ней всей территории Боснии и Герцеговины. По мнению Великого муфтия, подобное «объединение» отвечало интересам ислама, но шло в разрез со общестратегической концепцией Третьего Рейха на Балканах.
24 Redzic Е. Muslimansko Autonomastvo I 13. SS Di-vizija. s. 97.
25 Krizman B. s. 516.
ровольцам, исламский политик опирался на элитарный статус войск СС, подчеркивая тем самым более высокое положение
солдат мусульманской дивизии перед «оси 26
тальными солдатами .
¡Жцл
¡г» Ш
Нк1:%
w ц
Ноябрь 1943 г. Прибытие Великого муфтия на учебно-тренировочный полигон Нойхаммер в Силе-зии. Нацисты высоко оценивали роль муфтия в деле привлечения мусульман к борьбе за собственные интересы. ((National Archives and Record Administration, USA, Kriegsberichter Mielke)
В своём послании к представителям мусульманского населения Эль-Хусейни заверил последних в необходимости вооружения мусульман для защиты от террора четников. По его мнению, лучшим средством к достижению этой цели и было вступление мусульман в новую дивизию войск 27
СС. "Визит великого муфтия Иерусалима оказал чрезвычайное воздействие. Вера мусульман в Германию вновь ожила" - писал группенфюрер СС и генерал-лейтенант
28
войск СС А.Флепс в письме Гиммлеру. Добровольцам дивизии был представлен памфлет "Ислам и иудаизм", который должен был стать своеобразным «священным писанием» для солдат, не сомневавшихся в чистоте мотивов Великого муфтия. Так как изначально памфлет был выпущен на немецком языке, в силу языкового барьера он был переведен на хорватский язык и выпущен под названием "Ислам и
29
жидовство". С 10 по 11 апреля на обрат-
26 Rubin B. Schwanitz W. G. Nazis, Islamist... p. 151.
27 Zecevic M. D., Popovic J. R. Dokumenti iz istorije Jugoslavije. Drzavna komisija za utvrdivanje zlocina okupatora i njihovih pomagaca iz drugog svetskog rata T. III. s. 320.
28 NARA T175 R70 Fr. 0682.
29 Shay S. Islamic terror and the Balkans. p. 33. Памфлет включал в себя две фотографии Великого
ном пути Великий Муфтий задержался в Загребе, где провел длительные переговоры с поглавником, а с 12 по 14 апреля эль-Хусейни побывал в Вене, где его лично сопровождали рейхсляйтер Бальдур фон Ширах и группенфюрер СС Квернер -высший фюрер СС и полиции оберабш-нитта Дунай. Помимо этого, в Вене состоялся прием мусульманских делегаций и членов арабской колонии.30
По возвращению из поездки эль-Хусейни был подготовлен список предложений для нужд Главного управления СС. Сформулированный на основе результатов его визита, список предназначался для анализа и принятия пожеланий Великого муфтия по формированию дивизии. Одним из наиболее важных условий эффективности дивизии Великий муфтий связывал с необходимостью её использования исклю-
31
чительно для защиты Боснии. 31 Нет сомнений в том, что главным аргументом Великого муфтия в пользу создания мусульманской дивизии СС послужили отчёты о пострадавших в ходе нападений партизан и четников мусульман и притеснений их хорватскими властями. Отмечалась, обремененность мусульман налогами и последствия экономических трудностей, которые в скором времени могли способствовать покиданию мусульманами территории Боснии. 32
В связи с этим основной задачей дивизии эль-Хусейни виделась защита Боснии и необходимость ограничения
муфтия, произносящего речь на открытии Исламского института в Берлине 18 декабря 1942 г. совместно с министром народного просвещения и пропаганды доктором И. Геббельсом. Брошюра начиналась словами: "Я или мы, мусульмане, ниже нашего достоинства одновременно употреблять слова "ислам" и "иудаизм", потому что ислам гораздо выше, чем религия неверных". Завершался памфлет цитатой Бухари-Муслим авторства Абу Хурайра: «День Страшного Суда придёт, когда мусульмане полностью сокрушат евреев: и тогда каждое дерево, за которым спрятался еврей, скажет: "За мной стоит еврей. Убейте его!"
30 BA-MA. N 756. Sign. 168a. Reise des Gross-mufti von Palestina.
31 Lepre G. Himmler's Bosnian division. p. 34.
32 BA-MA. N 756. Sign. 168a. Reise Grossmufti von Palestina.
33 n
влияния в ней католическом церкви. Помимо этого, эль-Хусейни выразил крайнюю озабоченность фактом поддержки четников итальянцами. Последние заключив с четниками союз в ряде регионов, вместе противостояли партизанам-коммунистам, на что Великий муфтий предложил Германии и Италии прекратить какие-либо формы сотрудничества с ними
34
и разоружить четнические отряды.
Великий муфтий и имам 28-го горного полка СС гауптштурмфюрер СС Хусейн Джозо (в феске справа) (Коллекция автора)
По немецким документам, для ус-ташей визит видного исламского политика оказался неожиданным. Хорватскими правительственными органами была сделана попытка воспрепятствовать встрече эль-Хусейни с представителями боснийских национальных кругов. Однако благодаря содействию фон Кремплера лидерам мусульман удалось провести встречу с Великим муфтием без хорватских представителей. 35 Примечательно, что посол З. Каше отменил свою поездку в Боснию и отказался встречаться с эль-Хусейни, поскольку «личность Великого муфтия его навряд ли бы заинтересовала». Прибывший с визитом к Каше эль-Хусейни принят не был, что группенфюрером СС А. Флепсом было расценено как проявление послом грубо-
36
сти и крайне возмутительного поведения.
О значении, которое придавали нацисты поездке Великого муфтия, красноречиво говорят строки из доклада рейхс-
33 Bernwald Z. Muslime in der Waffen-SS... s. 93.
34 Ibid.
35 NARA T175 R70 Fr. 0688.
36 BA-MA. N 756. Sign. 168a. Reise Grossmufti von Palestina.
фюреру СС Г. Бергера: "Визит верховного муфтия во всех смыслах, особенно в политическом, проходит весьма успешно и позитивно...". Начальник Главного управления СС высоко оценивал роль Великого муфтия, указывая, что многие мусульмане сразу же записывались в дивизию только благодаря его "большому авторитету во всём мусульманском мире". Однако действительно ли визит Великого Муфтия оказал решающее воздействие в стремлении мусульман поступать на службу в войска СС, как об этом заявляли ответственные за набор лица? Отвечая на этот вопрос необходимо учитывать, что благоприятная риторика визита неизменно дополнялась пропагандистской составляющей и как показали дальнейшие события, во многом оставалась наиболее значимой именно в рамках пропаганды связи национал-социализма и исламского мира.
Несмотря на столь положительную оценку лидерами СС роли Эль-Хусейни по вербовке мусульман Боснии и Герцеговины в войска СС, ожидания скорейшего наполнения мусульманской дивизии СС оказались преждевременными. Общая нехватка добровольцев, скептицизм ведущих мусульманских политиков по успеху быстрого набора мусульман вскоре вынудили вербовочные команды СС перейти от принципа широко декларируемой добровольности к силовым методам - передаче мусульман в дивизию из частей хорватской армии (хорватского Домобрана) и началу принудительной мобилизации мусульманского населения. Меры, предпринятые командованием войск СС, только усугубили намечавшиеся проблемы - способствуя тем самым к дальнейшему напряжению отношений с НГХ и подрыву отношений с прогермански-
ориентированной частью боснийских политиков. Следующий визит Великого муфтия в дивизию состоялся уже вскоре её перевода из Южной Франции в Германию. В этот раз главной задачей Эль-Хусейни стало поддержание морали солдат-мусульман подорванной сентябрьским мятежом в сапёрном батальоне.
«Великая молитва» в честь праздника Курбан-Байрам: Великий муфтий Иерусалима среди боснийских добровольцев из войск СС. (BA-MA. Bild 146-1977-136-03A. SS-Kriegsberichter Mielke).
Необходимость решения вопросов питания, патерналистского и презрительного отношения командиров немцев к мусульманам оставалась важной на повестке проблем актуальных для дивизии. Однако и этот визит остался в большей степень показательной демонстрацией связи ислама и нацизма, тем не менее, повлиявший на дальнейшее дистанцирование боснийских эсэсовцев от НГХ и продолжению идей по созданию боснийской автономии под германским протекторатом. Несмотря на то, что в августе 1943 г. А. Гитлер четко определили необходимость дальнейшей поддержки усташского режима в Хорватии, командование СС успешно продолжало спекулировать темой автономии Боснии и потворствовать панисламским и сепаратистским настроениям в дивизии. Незадолго до приезда эль-Хусейни в СС сделали ещё больший реверанс в сторону мусульман, обозначив соединение как 13-ю бос-нийско-герцеговинскую горную дивизию СС.37
Предпринятые меры войск СС в ещё большей степени осложнили возможность решения накопившихся противоречий с хорватским правительством. Хорватский посол Козак выражал особую обеспокоенность усилению тенденций сепаратизма в дивизии, предпринявшей по возвращению в Боснию крайний политизированный шаг, поставив под особый кон-
37 BA-MA. N756 Sigh. 169a. 13 SS. Freiw. b.h. Geb. Div. (Kroatien).
троль небольшую территорию между Брчко, Тузлой и Биелиной. 38 «В хорватском районе на границе с Сербией дивизия СС (боснийская) фактически взяла на себя гражданское управление и издала приказ, который не учитывал суверенитет Хорватии» - подчёркивал в беседе с немецким
39
представителем посол Козак. Особо хорватский посол указывал на факт ликвидации в дивизии роли поглавника (вождя) НГХ Анте Павелича как главы для мусульман. Место его портретов уступили снимкам Великого муфтия40, а сама дивизия в местах дислокации немедленно приступила к упразднению хорватских органов власти, устанавливая собственные административно-правовые нормы, назначая руководителей населённых пунктов и осуждая военно-полевыми судами неподходящих штабу дивизии хорватских чинов-
41
ников.
Видение командованием СС 13-й горной дивизии войск СС «Хандшар» как не просто военного, но и политического соединения не увенчалось успехом. Приход на территорию Югославии осенью 1944 г. Красной армии и её дальнейшее наступление вглубь страны окончательно подорвали мораль боснийских эсэсовцев. Согласно отчёту немецкого посланника в Хорватии З. Каше, возникали случаи отказа солдат-мусульман воевать против советских войск. 42 Спекуляция нацистами на боснийской автономии и роли войск СС как главного защитника ислама потерпела крах. Никаких иных проблем мусульман Боснии кроме как принятия военных мер для реализации нацистами собственных интересов боснийская ассоциация войск СС так и не решила, в конечном итоге превратившись в ненадёжное и небоеспособное соединение, требовавшее скорейшего прекращения от командования войск СС «мусульманского эксперимента».
38 NARA T120 R1757 E025376.
39 BA-MA. N756 Sigh. 169a. Kopie aus: Akten zur Deutschen Auswärtigen Politik (ADAP), serie E, Bd. VII, S. 163. ff.
40 Ibid.
41 NARA T120 R1757 E025383.
42 NARA T120 R1757 E025388.
Источники и литература:
1. Bernwald Z. Muslime in der Waffen-SS. Erinnerungen an die bosnische Division Handzar (1943-1945). Ares Verlag. Wien. 2012. - 416 s.
2. Bundesarchiv-Militaerarchiv. N 756. Sammlung Vopersal, zur Geschichte der Waffen-SS (BA-MA. N 756. Sign. 168, 169a.)
3. Casagrande T. Die Volksdeutche SS-Division Prinz Eugen. Campus Verlag. 2003. - 368 s.
4. Herf J. Nazi propaganda for Arab World. Yale University press new haven & London. Michigan. 2010. - 368 p.
5. Krizman B. Pavelic izmedu Hitlera i Mus-solinija. Globus / Zagreb. 1980. - 618 s.
6. Lepre G. Himmler's Bosnian division. The Waffen-SS Handschar Division 1943-1945. 1997. Atglen: Schiffer. - 378 p.
7. Mallmann K. M., Cuppers M. Nazi Palestine. The plans of the Extermination of the Jews in the Palestine. Published in Association with the United States Holocaust Memorial Museum. New York. 2010. - 272 p.
8. National Archives of The United States. Washington D C. (NARA); T-175, Roll 70; T-120, Roll 1757.
9. Redzic E. Muslimansko Autonomastvo I 13. SS Divizija. Autonomiia Bosne i Herzegovine i Hitlerov Treci Raih. Sarajevo. 1987. - 240 s.
10. Rubin B., Schwanitz W. G. Nazis, Islamist and the Making of the Modern Middle East. Yale University press new haven & London. 2014. - 360 p.
11. Shay S. Islamic terror and the Balkans. Transaction Publishers. New Brunswick (U.S.A) and London (U.K). 2006. - 231 p.
12. Suppan A. Hitler-Benes-Tito. Konflikt, Krieg und Völkermord in Ostmittel - und Südosteuropa. Österreichische Akademie der Wissenschaften Wien. Budapest. 2014. - 2060 s.
13. Zaugg F. Albanische Muslime in der Waffen-SS. Von «Grossalbanien« zur division «Skanderbeg». Ferdinand Schöningh. Paderborn. 2016. - 346 s.
14. Zecevic M. D., Popovic J. R. Dokumenti iz istorije Jugoslavije. Drzavna komisija za utvrdivanje zlocina okupatora i njihovih pomagaca iz drugog svetskog rata T. III. Beo-grad. 1999. - 717 s.
Dmitry Frolov
THE GREAT MUFTI OF JERUSALEM AND THE SS TROOPS. THE DESIGNATION OF THE CULTURAL AND RELIGIOUS CONNECTION BETWEEN ISLAMISM AND NATIONAL SOCIALISM IS EXEMPLIFIED BY THE 13th MONTAIN DIVISION OF SS «HANDSCHAR»
Summary: The article reviews the role of Grand Mufti of Jerusalem Haj Amin el Husseini as the Nazis' main ally in the sphere of the Muslims' military collaborationism getting its political vector. It shows the role and importance of the Islamic politician in realization of recruitment of the Muslims into Waffen-SS by the example of the Muslims of Bosnia and Herzegovina. The basis of the analysis relies on special studies of the Nazi component in el Husseini's policy together with the report of SS-Gruppenführer and Waffen-SS Lieutenant General Arthur Phleps, responsible for creating the Bosnian SS-Division (13th Waffen Mountain Division of the SS "Handschar") to SS-
Reichsführer H.Himmler of Grand Mufti's visit to the Independent State of Croatia. We demonstrate the place of Islamic religion in the matters of increasing integration of national-cultural aspect into the process of recruiting foreign volunteers into military attempts of the Third Reich.
Keywords: Islam, National-Socialism, Grand Mufti, Waffen-SS
Sources and Literature:
1. Bernwald Z. Muslime in der Waffen-SS. Erinnerungen an die bosnische Division Handzar (1943-1945). Ares Verlag. Wien. 2012. - 416 s. (in German)
2. Bundesarchiv-Militaerarchiv. N 756. Sammlung Vopersal, zur Geschichte der Waffen-SS (BA-MA. N 756. Sign. 168, 169a.) (in German)
3. Casagrande T. Die Volksdeutche SS-Division Prinz Eugen. Campus Verlag. 2003. - 368 s. (in German)
4. Herf J. Nazi propaganda for Arab World. Yale University press new haven & London. Michigan. 2010. - 368 p. (in English)
5. Krizman B. Pavelic izmedu Hitlera i Mus-solinija. Globus / Zagreb. 1980. - 618 s. (in Croatian)
6. Lepre G. Himmler's Bosnian division. The Waffen-SS Handschar Division 1943-1945. 1997. Atglen: Schiffer. - 378 p. (in English)
7. Mallmann K. M., Cuppers M. Nazi Palestine. The plans of the Extermination of the Jews in the Palestine. Published in Association with the United States Holocaust Memorial Museum. New York. 2010. - 272 p. (in English)
8. National Archives of The United States. Washington D C. (NARA); T-175, Roll 70; T-120, Roll 1757 (in English)
9. Redzic E. Muslimansko Autonomastvo I 13. SS Divizija. Autonomiia Bosne i Herzegovine i Hitlerov Treci Raih. Sarajevo. 1987. - 240 s. (in Bosnian)
10. Rubin B., Schwanitz W. G. Nazis, Islamist and the Making of the Modern Middle East. Yale University press new haven & London. 2014. - 360 p. (in English)
11. Shay S. Islamic terror and the Balkans. Transaction Publishers. New Brunswick (U.S.A) and London (U K). 2006. - 231 p. (in English)
12. Suppan A. Hitler-Benes-Tito. Konflikt, Krieg und Völkermord in Ostmittel - und Südosteuropa. Österreichische Akademie der Wissenschaften Wien. Budapest. 2014. - 2060 s. (in German)
13. Zaugg F. Albanische Muslime in der Waffen-SS. Von «Grossalbanien« zur division «Skanderbeg». Ferdinand Schöningh. Paderborn. 2016. - 346 s. (in German)
14. Zecevic M. D., Popovic J. R. Dokumenti iz istorije Jugoslavije. Drzavna komisija za utvrdivanje zlocina okupatora i njihovih pomagaca iz drugog svetskog rata T. III. Beo-grad. 1999. - 717 s. (in Serbian)