Научная статья на тему 'Место и роль мусульманской общины в политической жизни Европы на изломе второй мировой войны: История и судьба Великой мечети Загреба'

Место и роль мусульманской общины в политической жизни Европы на изломе второй мировой войны: История и судьба Великой мечети Загреба Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / РЕЛИГИОЗНАЯ ГЕОГРАФИЯ / ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ХОРВАТИЯ / БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / MUSLIM COMMUNITY / MULTICULTURALISM / RELIGIOUS GEOGRAPHY / HUMANITARIAN GEOGRAPHY / ETHNIC CONFLICTS / SOCIO-CULTURAL SPACE / CROATIA / BOSNIA AND HERZEGOVINA / WORLD WAR I / WORLD WAR II

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эйдемиллер К.Ю.

Пробуждённые к жизни катаклизмами ПМВ, новые государства, возникшие на территории бывшей Великой Блистательной Порты Османской Империи, даже спустя 100 лет после её кончины, в веке XXI так, в большинстве своём, так и не смогли оконча-тельно состояться, обрести государственность и субъектность. Во многом так произошло по причине отсутствия баланса между представителями разных религиозных конфессий, порой перерождающихся в кровопролитные войны, которые обрушали традиции меж-культурного и межрелигиозного диалога в сферах безопасности, торговли, туризма, па-ломничества и просто мирного сосуществования. В настоящей же статье на примере истории Великой мечети Загреба представлена трагическая судьба мусульманских общин Югославии, и локально Хорватии, в период ВМВ и по её окончании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF THE MUSLIM COMMUNITY IN THE POLITICAL LIFE OF EUROPE AT THE TURN OF THE SECOND WORLD WAR: A HISTORY OF THE MOSQUE AND THE FATE OF THE GREAT MOSQUE OF ZAGREB

Awakening to life disasters of WWI, the new states that emerged from the former Great Sublime Porte the Ottoman Empire, even 100 years after her death, in the XXI century, so for the most part, have not been able to definitively place, to find subjectivity. In many ways, it happened because of the lack of balance between representatives of different religious confessions, sometimes degenerate into bloody wars, which collapses the tradition of intercultural and interreligious dialogue in the areas of security, trade, tourism, pilgrimage and a peaceful coexistence. In this same article, the example of the Great Mosque in Zagreb, represented by the tragic fate of the Muslim communities of Yugoslavia, and locally Croatia during WWII and its end.

Текст научной работы на тему «Место и роль мусульманской общины в политической жизни Европы на изломе второй мировой войны: История и судьба Великой мечети Загреба»

УДК 94(47)"1939/1945"+72.03(497.13)

МЕСТО И РОЛЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ НА ИЗЛОМЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ИСТОРИЯ И СУДЬБА ВЕЛИКОЙ МЕЧЕТИ ЗАГРЕБА

К.Ю.Эйдемиллер

THE PLACE AND ROLE OF THE MUSLIM COMMUNITY IN THE POLITICAL LIFE OF EUROPE AT THE TURN OF THE SECOND WORLD WAR: A HISTORY OF THE MOSQUE AND THE FATE OF THE

GREAT MOSQUE OF ZAGREB

K.Yu.Eidemiller

Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина, keidemiller@gmail.com

Пробуждённые к жизни катаклизмами ПМВ, новые государства, возникшие на территории бывшей Великой Блистательной Порты — Османской Империи, даже спустя 100 лет после её кончины, в веке XXI так, в большинстве своём, так и не смогли оконча-тельно состояться, обрести государственность и субъектность. Во многом так произошло по причине отсутствия баланса между представителями разных религиозных конфессий, порой перерождающихся в кровопролитные войны, которые обрушали традиции меж-культурного и межрелигиозного диалога в сферах безопасности, торговли, туризма, па-ломничества и просто мирного сосуществования. В настоящей же статье на примере истории Великой мечети Загреба представлена трагическая судьба мусульманских общин Югославии, и локально — Хорватии, в период ВМВ и по её окончании. Ключевые слова: мусульманская община, мультикультурализм, религиозная география, гуманитарная география, этнические конфликты, социокультурное пространство, Хорватия, Босния и Герцеговина, Первая мировая война, Вторая мировая война

Awakening to life disasters of WWI, the new states that emerged from the former Great Sublime Porte — the Ottoman Empire, even 100 years after her death, in the XXI century, so for the most part, have not been able to definitively place, to find subjectivity. In many ways, it happened because of the lack of balance between representatives of different religious confessions, sometimes degenerate into bloody wars, which collapses the tradition of intercultural and interreligious dialogue in the areas of security, trade, tourism, pilgrimage and a peaceful coexistence. In this same article, the example of the Great Mosque in Zagreb, represented by the tragic fate of the Muslim communities of Yugoslavia, and locally — Croatia during WWII and its end.

Keywords: Muslim community, multiculturalism, religious geography, humanitarian geography, ethnic conflicts, socio-cultural space, Croatia, Bosnia and Herzegovina, World War I, World War II

Пробуждённые к жизни катаклизмами ПМВ, новые государства, возникшие на территории бывшей Великой Блистательной Порты — Османской Империи, даже спустя 100 лет после её кончины, в веке XXI так, в большинстве своём, так и не смогли окончательно состояться, обрести государственность и субъектность. Во многом, так произошло по причине отсутствия баланса между представителями разных религиозных конфессий, порой перерождающихся в кровопролитные войны, которые обрушали традиции межкультурного и межрелигиозного диалога в сферах безопасности [1], торговли, туризма, паломничества [2] и просто мирного сосуществования. Отсутствие устойчивого развития, побуждают всё новые разговоры о том, на сколько является целесообразным, возвращение современной республиканской Турции в частичные границы прошлого географического, социокультурного и политического пространства империи, наиболее это востребовано в регионе Ближнего Востока [3]. История печальной судьбы боснийских полков, сражавшихся на стороне австро-венгерской армии в ПВМ описана автором настоящей статьи в контексте краткой истории мечети Лог под Мангар-том [4]. В настоящей же статье, на примере истории Великой мечети Загреба, представлена трагическая судьба мусульманских общин Югославии, и локально — Хорватии, в период ВМВ и по её окончанию.

Период интербеллума, для мусульманских общин в политической жизни европейских государств был неоднозначен и имел столь разные оттенки, что весь их спектр было возможно рассмотреть лишь на примере некой общеевропейской палитры. В качестве показательного образа, здесь уместно привести пример республиканской Франции. С одной стороны, Третья Французская республика построила и открыла, 15 июля 1926 г. в 5-м округе Парижа в Латинском квартале Великую мечеть Парижа, «в честь воинов-мусульман, которые защищали Францию против войск Германии» [5]. С другой — её колониальная империя вела вместе с Испанским королевством Риф-скую войну (Испано-франко-марокканская война 1921—1926 гг.), а колониальные администрации Французской Западной и Северной Африки подавляла демократическое волеизъявление мусульман в их стремлении к оформлению и созданию собственных государств, национально-освободительному движению и независимости.

Подобной «двойной моралью» проявлявшейся со стороны Союзников в отношении мусульманского населения (а в СССР — в отношении всех верующих [6]), при захвате части территорий Европы, не могла не воспользоваться нацистская Германия. Метод применения т.н. «мягкой силы» со стороны нацистской Германии в адрес их мусульманских союзников

и сателлитов был по-настоящему впечатляющим и отчасти революционным. Нацисты признавали идеологическое равенство между собою и т.н. «исламской элитой» т.н. «мусульманского мира». Здесь можно привести известный пример, как статус и звание «Почётный ариец» было пожаловано личному другу Йо-ханна фон Леерса муфтию аль-Кудса (Иерусалима) и лидеру арабских националистов в Палестине А. аль-Хусейни «за тесное взаимодействие с нацистской Германией» [7].

Вектор нацистской идеологии в мусульманских регионах был направлен на развитие не национального (как обстояло дело с имманентным арабским национализмом, на который делали упор британцы), а прежде всего религиозного, исламского, фактора. Фактора исламской идентичности индивида, социума и более глобального общества — исламской уммы. Самым ярким и наиболее успешным примером подобного симбиоза нацисткой идеологии и религиозного фактора в Европе, может служить пример взаимоотношений между мусульманами, католиками и протестантами в Немецкой военной администрации в Сербии.

Их общая «дружба» против православного населения, которое при поддержки Российской империи сломала сложившийся традиционный уклад жизни при османах: были даже снесены мечети (из более чем 100 мечетей и бесчисленных мусалл в Белграде, до наших дней дошел только лишь один памятник исламской религиозной архитектуры — ныне единственная действующая мечеть Байракли [8]). Но более показателен в этом отношении пример с режимом Усташей в Независимом государстве Хорватия (НГХ). Одним из печальных эпизодов этого противоестественного союза был геноцид сербов (1941—1945 гг.), который был учинён и проведён под началом вышеуказанных администраций с молчаливого согласия католической общины и попустительства мусульманской части населения [9].

На территории современной Хорватии, мусульмане впервые были официально зарегистрированы в переписи 1921 г. Так, согласно ей, мусульманами себя считали 2 537 чел., из которых 474 чел. проживало в Загребе. Для сравнения, последняя предвоенная перепись 1931 г. зафиксировала следующее: в Загребе проживало уже 1 239 мусульман, а их общее число в Хорватии составляло приблизительно 4000 (3 823) чел. В декабре 1919 г. первым временным имамом областей Хорватии и Славонии с центральным минбаром в Загребе был избран Исмет Муфтич. В 1922 г. И.Муфтич со статуса имама был возведен в звание муфтия. Община хорватских мусульман, несмотря на свою малочисленность была очень активна и консолидирована [10].

Сегодня можно смело говорить о том, что трагические события, связанные с геноцидом сербов (1941—1945 гг.), произошли под давлением со стороны германских нацистов. Г.Гиммлер принял теории хорватских и немецких националистов, о том, что хорватский народ, в том числе и мусульмане, не были этническими славянами, но они наследники готов или имеют иранское происхождение [11]. Г.Лепре так

описывает этот момент: «Г.Гиммлер надеялся восстановить то, что он называл "традицией старой Австрии", путём восстановления боснийского режима [Кондоминиум Босния и Герцеговина], при всех его атрибутах в бывшей австро-венгерской империи и армии. И начать полагалось с боснийско-хорватской дивизии СС [11, р. 17]. Собранная однажды, эта дивизия должна была уничтожить партизан Тито, проводивших свои операции и акции на северо-востоке Боснии, несмотря на установленный в регионе режим и порядки. Основной целью Г. Гиммлера была не безопасность и борьба за равноправие мусульманского населения страны, но благополучие этнических немцев, проживавших к северу от Срема. Г.Гиммлер: «...Яуверен, что зона южнее Срема будет освобождена Боснийской дивизией, так что мы можем, по крайней мере, восстановить частичный порядок в этом нелепом [хорватском] государстве» [11, р. 16].

Далее, поглавник Хорватии, того самого «нелепого хорватского государства», А.Павелич в своих цитатах будет лишь перефразировать Г.Гиммлера в той или иной интерпретации о том, что для хорватского государства и правительства, вопроса о мусульманской вере и мусульманах не существует. А также о том, что ислам — это часть Хорватии, и что в Независимом государстве Хорватия члены католической веры, как и мусульмане, являются частью хорватского народа, и Хорватия их общая родина.

12 октября 1941 г. группа из 108 известных мусульман, преимущественно жителей Сараево под началом Мехмеда К.Ханджича и Касима Добрача подписали петицию на основе заключения резолюции шуры улемов, которая состоялась 14 августа 1941 г, в которой они осудили преследование сербов, организованных усташами по причине их религиозной и культурной идентичности. Они также предупреждали, что фес, которые приняли как форму для себя ус-таши, ассоциирует их с мусульманами и что после злодеяний и преступлений усташей, вся ненависть сербского населения и народа падёт на мусульман

[12]. Комиссары усташей пригрозили всем подписантам репрессиями и ссылкой в концлагеря, а для установления порядка по личному запросу к Г.Гиммлеру для нужд по делу охраны области Боснии в 1943 г. была создана 1-я хорватская, она же 13-я горная дивизия СС «Ханджар» [13].

До наших дней сохранился любопытный документ, датированный 29 апреля 1939 г. в котором хорватские националисты, католики и мусульмане, высказываются против разделения Боснии и Герцеговины. В данном документе говорится о том, что Независимое государство Хорватия (НГХ) появиться лишь 10 апреля 1941 г., спустя 2 года после вышеуказанной декларации, а закрепление статуса мусульман в нём произойдёт и того позже, (с 1971 г., узаконен в 1974 г.) как кстати, и оккупация Боснии и Герцеговины

[13].

6 июля 1941 г. министр культуры и образования правительства А.Павелича М.Будак объявил, что усташи признали боснийских мусульман частью НГХ. За статусом последовал и личный приказ А.Павелича о строительстве мечети, призванной ука-

зать и укрепить положение мусульман в государстве и обществе. Так режим усташей в 1941 г. в самом центре Загреба, на рыночной площади, начал переделывать павильон современно искусства «Дом изобразительных искусств, им. короля Петра I (Карагеор-гиевича) Великого Освободителя», и он же т.н. «Павильон Мештрович», в Великую мечеть Загреба [13].

Само здание Павильона Мештрович, было заложено в 1933 г. Оно строилось по проекту Ивана Мештровича хорватского скульптора и архитектора. Павильон Мештрович был открыт как Арт-центр и галерея современного искусства 11 декабря 1938 г. Для того времени его архитектура была уникальна: ротонда (круглое здание), лежит на кольце из тридцати шести каменных столбов, с куполом из стекла и бетона. Подобное здание — круговой музей и выставочное пространство под одной крышей — было построено в Загребе только лишь спустя двадцать лет. Это был знамений Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (он строился с 1937 по 1959 гг.).

С 1941 г. Павильон Мештрович начинает постепенно перестраиваться в мечеть: к нему пристраиваются 3 минарета по 45 м. высотой каждый. Каждый минарет имел 190 ступенек, дисковые балконы и верхние секции. Первый призыв на молитву с минарета Великой мечети Загреба был произведён 14 января 1943 г. Внутренняя часть интерьера мечети была покрыта редким зеленым итальянским мрамором, который перемежался восточными орнаментами с каллиграфической арабской письменностью, взятой из айятов Священного Корана, которые, в свою очередь, по вертикали сочетались с хорватскими плетенными мотивами [узорами]. Люстра в центре мечети имела 140 лампочек и была весом в одну тонну. Вход в мечеть с улицы Рачкого был обрамлён белыми каменными скамьями с оформленным в центре фонтаном. Великая мечеть Загреба была торжественно открыта после реконструкции в 18 июля 1944 г. и действовала в этом статусе вплоть по начало 1945 г. [14] На церемонии открытия присутствовали президент НГХ А. Павелич, многие министры и государственные чиновники, представители армии и полиции, а также представителей всех классов, страт и партий [14].

У входной двери в мечеть (где раньше на здании Арт-центра находился мраморный барельеф короля Петра I Великого Освободителя на лошадях (удален в 1941 г.), была помещена мраморная мемориальная доска с надписью: «В честь и в знак любви к Аллаху, Единому Богу, и как в знак внимания по отношению к мусульманам, поглавником Хорватии доктором Анте Павеличем был построен этот великолепный храм в столице Загребе верным сынам и рыцарям из хорватского народа, искренним последователям возвышенной религии Ислама, для молитвы дабы укрепить их стремление к борьбе, в деле защиты и процветания их прекрасной Родины Независимого хорватского государства, в котором они всегда будут счастливы» [15].

Верховный муфтий И.Муфтич был членом временного правительства Хорватии, образованного Славкой Кватерником 10 апреля 1941 г., а также чле-

ном хорватского парламента, по случаю открытия которого в 1942 г., выступил с речью о «великих и судьбоносных временах, и что возобновление великого правительства, считает главной заслугой хорватских правителей» [16]. Впоследствии за содействие в геноциде православного сербского населения, верховный муфтий Загреба И.Муфтич был повешен бойцами Народно-освободительной армия Югославии перед входом в свою мечеть, которую он строил практически всю свою жизнь. Его судьбу разделил и оберштурмфюрер СС последний имам 13-ой горной дивизия СС «Ханджар» Халим Малкоч: он был найден и повешен коммунистами в Боснии в г. Бихач 8 февраля 1947 г. [16, s. 94] Его предшественник на посту имама 1-ой хорватской дивизии СС Абдулла Ми-хасилович дезертировал 21 октября 1944 г., подняв мятеж в общине Церна, и вместе с сотней человек перешёл на сторону 28-ой партизанской хорватской бригады [16, s. 184].

Павильон Мештрович заново открылся в качестве Арт-центра 21 ноября 1948 г. четвертой выставкой Хорватской ассоциации художников, но уже на следующий год его помещение занял Национальный музей освобождения. В 1949 г. по декрету Национального совета в Загребе, минареты мечети были взорваны, а затем всё, что осталось, было снесено до основания пленными немцами, а сама рыночная площадь Кулин, названная нацистами в свою честь «Площадь Победы фашизма (хорв. Trg zrtava fasizma)», на которой стояла Великая мечеть Загреба, была переименована в «Площадь памяти жертв фашизма». Только спустя 30 лет после окончания ВМВ Тито пересмотрел своё отношение к мусульманам Югославии, закрепив за боснийскими мусульманами в югославской конституции 1974 года статус ««мусульманской нации» федеративной республики», но это уже будет не способно спасти проект СФРЮ от разрушения [17].

Анализируя роль и место мусульманской общины Хорватии в период интербеллума и ВМВ, можно сделать следующие выводы:

Мусульманская община Хорватии на период ВМВ представляла собою уже оформленную страту в хорватском социуме, но не столь многочисленную, чтобы иметь в хорватском обществе сильные и независимые позиции.

Хорватские мусульмане стали отчасти заложниками в руках власти хорватских националистов и фашистских оккупантов, а также жертвой сговора нацистских лидеров с элитой т.н. «исламского мира», представленной в диалоге муфтием Иерусалима, лидером арабских националистов в Палестине Амином аль-Хусейни.

Сегрегационная политика в адрес мусульман при режиме Тито в период с 1945 г. по конец 50-х гг. XX в. нанесла непоправимый урон для дела сохранения территориальной целостности СФРЮ, в последствии, при ослаблении гнета со стороны государства на мусульман, а также признания самим режимом в период 70-х гг. ХХ в. их прав в единой СФРЮ, впоследствии уже не смогли спасти Югославию от распада и уничтожения.

References

1. Кулик С.В. Организация паломничества в Палестину в России и реформы Александра II // Вестник НовГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2013. № 72. С. 14.

2. Кулик С.В. Паломничество на святую землю в России (вторая половина XIX — начало ХХ вв.) Историко-правовой аспект // 1150-летие Российской государственности: полити-ко-правовое наследие и современность. Часть 1. Становление и развитие Российской государственности. Великий Новгород, 2012. С. 68.

3. Robert D. Kaplan The Ruins of Empire in the Middle East. Foreign Policy. May 2015 [Электр. ресурс]. URL: http://postskriptum.org/2015/08/26/imperialism/ (Дата обращения 21.10.2015).

4. Эйдемиллер К.Ю. Место и роль мусульманской общины в политической жизни Евро-пы на изломе Первой мировой войны: История и судьба мечети Лог под Мангартом // Россия в глобальном мире. 2015. № 6 (129). C. 207-214.

5. Dalil Boubakeur l'histoire de la Mosquée de Paris, émission Au cœur de l'histoire sur Europe 1, 13 mars 2012 [Электр. ресурс]. URL: http://www.europe1.fr/mediacenter/ emissions/au-coeur-de-l-histoire/sons/l-integrale-l-histoire-de-la-mosquee-de-paris-987415 (дата обращения 21.10.2015).

6. Ковалев Б.Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941—1944. М., 2004. 544 с.

7. Kulik S., Matveichuk E., Samylovskaya E., Eidemiller C. The Catholicism and Sunni position and role in the Fascism and National Socialism ideological coordinate system at the turning point of the Second World War // 2nd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM2015. Aug 26-Sept 01; Book 3. Vol. 1. Р. 461.

8. Ха]на ТуциЬ. Завод за заштиту споменика културе града Београда, каталози Ба]ракли цамща (1-4), 2011 [Электр. ресурс]. URL: http://beogradskonasledje.rs/wp-content/uploads/2012/06/k4/ bajrakli_dzamija.pdf (Дата обращения 21.10.2015).

9. Мане М. Пешут. Красна у рату 1941—1945. Белоград, 1995. С. 51.

10. Zlatka Hasanbegovica Muslimani u Zagrebu 1878—1945. Doba utemeljenja, Zagreb, 2007. 624 p. URL: http://www.tomislavjonjic.iz.hr/V_17_povijest.html (Дата обращения 21.10.2015).

11. Georg Lepre Himmler's Bosnian Division: The Waffen-SS Handschar Division 1943-1945. Schiffer Publishing Ltd., 2000. Р. 15.

12. Hadzijahic Muhamed Muslimanske rezolucije iz 1941 godine [Muslim resolutions of 1941], Istorija Naroda Bosne i Hercegovine, Institut za istoriju radnickog pokreta, Sarajevo, 1973. Р. 277.

13. Savic Carl K. Islam under the Swastika: The Grand Mufti and the Nazi Protectorate of Bos-nia-Hercegovina, 1941—1945 [Электр. ресурс]. URL: http://www.rastko.rs/rastko-bl/istorija/kcsavic/csavich-islam_e.html (Дата обращения 21.10.2015).

14. Andrija Mutnjakovic Arts Hall by Ivan Mestrovic: Construction, Deconstruction and Re-newal // Hrvatska akademija znanosti i umjetnosti. Art Bulletin 61. Zagreb, Hrvatska, 2011. Р. 85.

15. HDLU — Hrvatsko drustvo likovnih umjetnika / Povijest zgrade [Электр. ресурс]. URL: http://www.hdlu.hr/ mestrovicev-paviljon/povijest-zgrade/ (Дата обращения 21.10.2015).

16. Tko je tko u NDH: Hrvatska 1941—1945. Zagreb: Leksikon je tiskan u Zagrebu, nakladnik Minerva, 1997. S. 484.

17. Эйдемиллер К.Ю. География мусульманских общин на постюгославской территории // Вестник факультета географии. Вып. 11. СПб., 2014. С. 79.

1. Kulik S.V. [The organization of pilgrimage to Palestine in Russia and the reforms of Alexander II]. Vestnik NovSU,

2013, no. 72, p. 14.

2. Kulik S.V. [Pilgrimage to the Holy Land in Russia (second half of XIX — early XX centuries.) Historical and legal aspects]. 1150-letie Rossijskoj gosudarstvennosti: politiko-pravovoe nasledie i sovremennost'. Chast' 1. Stanovlenie i razvitie Rossijskoj go-sudarstvennosti. Velikiy Novgorod, 2012, p. 68.

3. Robert D. Kaplan The Ruins of Empire in the Middle East. Foreign Policy. May 2015. Available at: http://postskriptum.org/2015/08/26/imperialism/ (accessed 21.10.2015).

4. Jejdemiller K.Ju. [The place and role of the Muslim community in the political life of Europe at the turn of the First World War: The history and the fate of the mosque's Log pod Mangartom]. Rossija v global'nom mire, 2015, no. 6, (129), pp. 207-214.

5. Dalil Boubakeur. L'histoire de la Mosquée de Paris, émission Au cœur de l'histoire sur Europe [The history of the Paris Mosque, broadcast in the heart of the history of Europe]. 13 mars 2012. Available at: http://www.europe1.fr/ mediacenter/emissions/au-coeur-de-l-histoire/sons/l-integrale-l-histoire-de-la-mosquee-de-paris-987415 (accessed 21.10.2015) (in Fran.)

6. Kovalev B.N. [The Nazi occupation and collaboration in Russia. 1941—1944. Moscow, 2004. 544 p.

7. Kulik S., Matveichuk E., Samylovskaya E., Eidemiller C. The Catholicism and Sunni position and role in the Fascism and National Socialism ideological coordinate system at the turning point of the Second World War. Proc. of 2nd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM2015. Aug 26-Sept 01. Book 3, vol. 1, p. 461.

8. XajHa Tyunh [Institute for Protection of Cultural Monuments, catalogs Bajrakli Mosque] (1—4), 2011. Available at: http://beogradskonasledje.rs/wp-content/uploads/2012/06/k4/bajrakli_dzamija.pdf (accessed 21.10.2015).

9. Mane M. Peshut. The war in Croatia 1941—1945. Belgrade, 1995, p. 51.

10. Zlatka Hasanbegovica. Muslims in Zagreb 1878-1945. Time of establishment, Zagreb, 2007. 624 p. Available at: http://www.tomislavjonjic.iz.hr/V_17_povijest.html (accessed 21.10.2015).

11. Lepre G. Himmler's Bosnian Division: The Waffen-SS Handschar Division 1943—1945. [Himmler's Bosnian Division: The Waffen-SS Handschar Division 1943—1945] Schiffer Publishing Ltd, 2000, p. 15.

12. Hadzijahic Muhamed Muslim resolution of 1941 years [Muslim resolutions of 1941]. The History of the People of Bosnia and Herzegovina, the Institute of History of the labor movement, Sarajevo, 1973, p. 277.

13. Savic Carl K. Islam under the Swastika: The Grand Mufti and the Nazi Protectorate of Bos-nia-Hercegovina, 1941—1945. Available at: http://www.rastko.rs/rastko-bl/istorija/kcsavic/csavich-islam_e.html (accessed 21.10.2015).

14. Andrija Mutnjakovic Arts Hall by Ivan Mestrovic: Construction, Deconstruction and Re-newal. Hrvatska akademija znanosti i umjetnosti, Art Bulletin 61, Zagreb, Hrvatska, 2011. P. 85.

15. HDLU — Hrvatsko drustvo likovnih umjetnika. Povijest zgrade Available at: http://www.hdlu.hr/mestrovicev-paviljon/povijest-zgrade/ (accessed 21.10.2015).

16. Who is in the NDH: Croatia 1941—1945. Lexicon is printed in Zagreb, publisher Minerva, 1997, p. 484.

17. Jejdemiller K.Ju. [Geography of the Muslim communities in the post-Yugoslav territory]. Vestnik fakul'teta geografii,

2014, iss. 11, p. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.