Научная статья
УДК 94(47+57) ''1941/45
DOI: 10.18101/2305-753X-2023-2-50-56
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЗЕРКАЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУДЕБ
© Бадмаев Андрей Дмитриевич
магистрант,
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а [email protected]
Аннотация. В статье, посвященной истории Великой Отечественной войны, прорыву блокады Ленинграда, начавшемуся в январе 1943 года, рассматриваются важнейшие военные операции «Искра» и «Январский гром», сыгравшие ключевую роль в освобождении города на Неве от фашистских захватчиков. История прорыва блокады показана на фоне судьбы двух участников военных действий, родных братьев, выходцев из Бурятии, волею случая оказавшихся в рядах Второй ударной армии с самых первых дней войны, воевавших в непосредственной близости, но так и не встретившихся в ходе военных действий, не узнавших о местонахождении друг друга и погибших при прорыве блокады. Данный пример, по мнению автора, свидетельствует о принципиальной недопустимости разрешения конфликтов посредством военного противостояния, о трагических последствиях военных действий для человека и общества, их прошлого и будущего.
Ключевые слова: общество, история, война, Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, Бурятия, операция «Искра», операция «Январский гром», Бадмаев Ен-дон Пурбуевич, Пурбуев Гунга Бадмаевич.
Для цитирования
Бадмаев А. Б. Великая Отечественная война в зеркале человеческих судеб // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2023. Вып. 2. С. 50-56.
Войны сопровождают нас на всем протяжении нашей истории. Практически невозможно указать период в жизни человеческой цивилизации, когда бы отдельные народы, государства или группы государств не находились в состоянии противоборства друг с другом. Казалось бы, войны в таком случае давно должны были стать обыденностью, привычным, практически рутинным занятием. Почему же наши прародители, говоря о будущем, часто повторяли одну и ту же фразу: «Лишь бы не было войны»?
Едва ли будет ошибкой утверждение о том, что несмотря на постоянное присутствие в жизни человеческого общества военные конфликты всегда становятся настоящей трагедией, горем и невосполнимой утратой, с которой невоз-
можно смириться. И дело не только в цифрах безвозвратных потерь. Дело в том, что гибель каждого отдельного человека — это непрожитая жизнь, непройден-ный путь, несделанные открытия, ненаступившее будущее, нереализовавшиеся возможности. Это гибель целого мира, целой Вселенной, которую мы уже никогда не узнаем и не сможем вернуть.
Как может человечество защитить себя от войны? Рецептов много, но важнейшим из них, по нашему мнению, является желание и способность общества сохранить память об ушедших воинах, защитивших ценой жизни будущее новых поколений, давших нам уникальный шанс реализовать свое предназначение, построить новый счастливый мир, извлечь горькие уроки военной трагедии, для того, чтобы она никогда не повторилась вновь.
Отдавая дань памяти ушедшим героям, защитившим мир от нацизма, мы хотим рассказать о судьбе двух родных братьев, уроженцев Бурятии, которые погибли в боях за город на Неве во время прорыва блокады Ленинграда.
Один из них — Бадмаев Ендон Пурбуевич, 1917 года рождения, работавший до войны в колхозе в селе Оронгой Иволгинского района Бурят-Монгольской АССР. По словам родственников, он был призван на военную службу 1 января 1941 г. В самом начале войны Ендон попал в 256-ю стрелковую дивизию, входившую во Вторую ударную армию генерала В. З. Романовского, воевавшую на Волховском фронте. Родственники сохранили почтовую открытку о сделанном им денежном переводе матери на 100 рублей. На открытке отчетливо виден почтовый штемпель 15.11.42 и номер полевой почты — п/п 880.
Как известно из истории, после успешного контрнаступления советских войск под Сталинградом ситуация на фронте изменилась в пользу Красной армии. В этих условиях ставка Верховного главнокомандования перешла к планированию и решению первоочередной задачи прорыва блокады Ленинграда, задыхавшегося в клещах врага. Для ее решения был разработан план легендарной военной операции под кодовым названием «Искра». Основными участниками операции стали войска Ленинградского и Волховского фронтов, поддержку им оказывали Балтийский флот и авиация дальнего действия.
Красной армии противостояли 18-я армия Г. Линдемана из группы армий «Север» и более четырех финских дивизий. «Наиболее сильную и плотную группировку войск противник имел в шлиссельбургско-синявинском выступе, где занимали оборону до 5 полностью укомплектованных дивизий, почти 700 орудий и минометов, в том числе шестиствольные, до 50 танков и штурмовых орудий» [1, с. 119].
«Противник превратил шлиссельбургско-синявинский выступ в мощный полевой укрепленный район с разветвленной системой инженерных сооружений, противотанковых и противопехотных препятствий, а также со сплошными минными полями. Основу обороны составляли опорные пункты и узлы сопротивления, созданные в районах, доступных для ведения наступления и господствующих над прилегающей болотисто-торфяной местностью. Путь войскам
преграждали мощные дзоты и торфяные болота, изрезанные глубокими рвами и покрытые дерево-земляными валами» 1.
Наступление началось 12 января 1943 г. на участке между деревнями Липки и Гайтолово и в нем приняли участие солдаты сразу нескольких подразделений: в центре выше упомянутая 256-я стрелковая дивизия, в которой служил Ендон, справа 372-я стрелковая дивизия, а слева 327-я стрелковая дивизия, в составе которой воевал родной брат Ендона Пурбуев Гунга Бадмаевич, 1922 года рождения, призванный Иволгинским РВК в июне 1941 г. и волею судьбы оказавшийся в январе 1943 г. в составе 327-й стрелковой дивизии.
Враг оказывал яростное сопротивление. С огромным трудом, неся бесчисленные потери, бойцы 327-й стрелковой дивизии, в рядах которой служил Гунга Пурбуев, все же овладели к концу дня 12 января особо укрепленным опорным пунктом гитлеровцев — рощей Круглая.
Тринадцатого и четырнадцатого января бойцы Красной армии настойчиво развивали свой успех. В бой были введены свежие силы, что позволило атаковать гитлеровцев у деревни Липки и сковать немецкие войска под Шлиссельбургом. Войска Волховского фронта к исходу дня 14 января овладели рабочими поселками № 5, 7 и станцией Подгорная и завязали бои на подступах к станции Синявино, бой за которую закончился их победой днем позже, 15 января 1943 г. Все эти дни братья сражались рядом, практически бок о бок, но ничего не знали друг о друге.
Вечернее сообщение Совинформбюро 18 января 1943 г. гласило: «На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление против немецко-фашистских войск, блокировавших г. Ленинград. Прорвав долговременную укрепленную полосу противника глубиной до 14 километров и форсировав реку Нева, наши войска в течение семи дней напряженных боев, преодолевая исключительно упорное сопротивление противника, заняли г. Шлиссельбург, крупные укрепленные пункты — Марьино, Московская Дубровка, Липка, рабочие поселки № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, станцию Синявино и станцию Подгорная.
Таким образом, после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда» 2.
В тот же день ударные советские подразделения окончательно выбили немцев из Шлиссельбурга и двинулись в сторону укрепленных немцами Синя-винских высот. Решительный штурм не принес желаемых результатов. Гитле-
1 Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/ history/more.htm?id=11717926%40cmsArticle (дата обращения: 08.05.2023). Текст: электронный.
2Сводки Советского информбюро за 18 января 1943 года Великой Отечественной войны URL: https ://rus.team/events/svodki-sovetskogo-informbyuro-za- 18-yanvarya- 1943-goda-velikoj-otechestvennoj-vojny (дата обращения: 08.05.2023). Текст: электронный.
ровцы превратили высоты в неприступную крепость. Советские войска, неся огромные потери, были вынуждены перейти к обороне, изо всех сил удерживая такой высокой ценой отвоеванный участок пути. По нему сразу же в Ленинград пошли поезда с боеприпасами, продовольствием и всем необходимым для жизни блокадного города.
Операция «Искра» положила начало полному освобождению северной столицы от гитлеровской блокады и спасению жителей осажденного города. Тяжелейшая битва за ленинградцев, оказавшихся во вражеском кольце, унесла жизни 34 тысяч человек, более 80 тысяч бойцов получили ранения. К сожалению, Бадмаев Ендон Пурбуевич, красноармеец-кавалерист 256-й стрелковой дивизии 934-го стрелкового полка Второй ударной армии Волховского фронта, был тяжело ранен и умер в госпитале 24 февраля 1943 г. Он был похоронен в Ленинградской области, в Мгинском районе, недалеко от деревни Антоновская1.
Но его родной брат в составе войск той же 2-й ударной армии продолжал битву в районе Синявино. С 19 января 1943 г. 327-я дивизия, в которой служил Гунга Пурбуев, была преобразована в 64-ю гвардейскую стрелковую дивизию и вместе с ней вошла в состав 30-го гвардейского стрелкового корпуса.
Главный удар Красная армия наносила в направлении деревни Васькины Нивы с целью выхода в тыл синявинской группировки противника. В результате упорных боев силы немцев в значительной степени были скованы действиями наших войск, гитлеровцы утратили возможность свободно маневрировать. В сентябре 1943 г. части 30-го гвардейского стрелкового корпуса штурмом взяли одну из синявинских высот — высоту 43.3, с которой хорошо просматривались окрестности вплоть до побережья Ладожского озера. Военная операция, которой блестяще руководил командующий 30-м гвардейским стрелковым корпусом Н. П. Симоняк, получивший в войсках прозвище Генерал Прорыв, вошла во все военные учебники. Это был первый случай реализации тактики «сползающего огня», суть которой в том, чтобы возобновить прерванный огонь артиллерии именно в тот момент, когда противник, уверенный в том, что огонь перенесен подальше от переднего края, возвратится снова в окопы. Использование этой тактики значительно обезопасило от артиллерийских обстрелов противника железнодорожную линию Поляны — Шлиссельбург, защитив вторую «дорогу жизни».
В этот же период командованию Красной армии стало известно, что немецкие войска начали подготовку отступления от Ленинграда на новые оборонительные рубежи. Военные советы Ленинградского и Волховского фронтов немедленно приступили к разработке плана совместной крупномасштабной операции «Январский гром» с целью разгрома 18-й немецкой армии и полного освобождения Ленинграда от блокады.
Госпитальное донесение о Бадмаеве Е. П. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_gospital33034646/ (дата обращения: 09.05.2023). Текст: электронный.
По замыслу командующих центральную роль в операции должен был сыграть Ораниенбаумский (или Приморский) плацдарм — небольшой пятачок на южном берегу Финского залива, который бойцы Красной армии удерживали во время блокады с 1941 г. На его территорию скрытно были переброшены части Второй ударной армии. По льду Финского залива солдаты проложили деревянные мостки, по которым целая армия перешла из Ленинграда в Кронштадт, а оттуда на Приморский плацдарм.
В ночь с 13 на 14 января 1944 г. саперы проделали ходы в минных полях, после чего дальняя авиация нанесла мощный удар по глубоким тылам врага, нарушив железнодорожное сообщение и воспрепятствовав доставке противником на фронт резервов, боеприпасов и горючего. Утром 14 января после мощной артиллерийской подготовки, в которой принимали участие корабельная и береговая артиллерия Балтийского флота, зенитная артиллерия Ленинградской армии ПВО, в наступление пошла 2-я ударная армия Ленинградского фронта под командованием генерала И. И. Федюнинского. 15 января навстречу ее бойцам из района Пулковских высот начала наступление 42-я армия. Противник дрался ожесточенно, отходя, ставил мины и фугасы. Ряд населенных пунктов многократно переходил из рук в руки. Но соединения 2-й и 42-й армии медленно продвигались в направлении Ропши.
Здесь необходимо вернуться к нашему герою, младшему брату погибшего в начале 1943 г. Ендона Гунге. 12 декабря 1943 г. был издан приказ о награждении Пурбуева Гунги Бадмаевича медалью «За оборону Ленинграда»1. Ему было чуть больше двадцати лет. Но всего через месяц, в страшных январских сражениях за Ленинград Пурбуев Гунга был тяжело ранен и умер в военном госпитале 14 января 1944 г., в первый день операции «Январский гром». Пурбуев Гунга Бадмае-вич был похоронен у деревни Гонгозы Красносельского района Ленинградской области2. Всего две неполных недели молодой боец из Бурятии не дожил до того дня, когда 27 января 1944 г. по радио был зачитан приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. Вечером все население города наблюдало за артиллерийским салютом, победными 24 залпами из 324 орудий, завершившими победоносную операцию «Январский удар».
Вот так причудливо сложились судьбы двух родных братьев, уроженцев далекой от Ленинграда Бурятии, не видевших друг друга с самого начала 1941 года, в какой-то момент в самом пекле боевых действий оказавшихся рядом, но так и не встретившихся друг с другом. Оба они погибли, защищая Родину, отдали жизнь за право и возможность для новых поколений жить свободно, в мире, согласии, создавая прекрасное будущее и не совершая непоправимых ошибок, ко-
1 Документ о награде Пурбуева Г. Б. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie1532950768/ (дата обращения: 09.05.2023). Текст: электронный.
2Информация о безвозвратных потерях. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie55640381/ (дата обращения: 09.05.2023). Текст: электронный.
торые приводят к войне, к гибели десятков миллионов людей, многие из которых только начали жить. Как важно, чтобы их подвиг не остался безвестным и безымянным. Только в том случае, когда человек изучает историю своего народа, уважает и хранит память о его прошлом, у него есть возможность извлечь необходимые уроки и шанс изменить свою жизнь к лучшему, избежав повторения печального и трагического опыта ушедших поколений.
Литература
1. История Второй мировой войны 1939-1945 / И. В. Паротькин, Г. Т. Хорошилов, А. С. Аветян [и др.]. Москва: Воениздат, 1976. Т. 6. Коренной перелом в войне. 518 с. Текст: непосредственный.
2. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / под редакцией Н. Л. Волковского. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Полигон, 2004. 766 с. Текст: непосредственный.
3. Жеребов Д. К., Соломахин И. И. Семь январских дней: прорыв блокады Ленинграда 12-18 января 1943 г. Ленинград: Лениздат, 1987. 78 с. Текст: непосредственный.
4. Крюковских А. П. Как развивалась операция «Искра» // Ленинградская битва. 1941-1944. Санкт-Петербург: Изд-во Областного музейного центра, 1995. С. 141-154. Текст: непосредственный.
5. Ленинград в борьбе месяц за месяцем. 1941-1944 / А. Е. Алексеенков, Н. И. Барышников, Б. П. Белозеров [и др.]. Санкт-Петербург: Ланс, 1994. 349 с. Текст: непосредственный.
6. От войны к миру: СССР и Финляндия 1939-1944 гг.: сборник статей / Санкт-Петербургский центр по исследованию истории и культуры Скандинавских стран и Финляндии, Санкт-Петербургский гос. ун-т, историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала»; ответственный редактор В. Н. Барышников. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. 452 с. Текст: непосредственный.
7. Шигин Г. А. Битва за Ленинград: крупные операции, «белые пятна», потери / под редакцией Н. Л. Волковского. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Полигон, 2005. 316 с. Текст: непосредственный.
Статья поступила в редакцию 15.05.2023; одобрена после рецензирования 20.06.2023; принята к публикации 21.08.2023.
THE GREAT PATRIOTIC WAR IN REFLECTION OF HUMAN DESTINIES
Andrey D. Badmayev Master Student,
Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia [email protected]
Abstract. The article is devoted to the history of the Great Patriotic War, the breakthrough of the Leningrad Blockade, began in January 1943, and the examination of the most im-
portant military operations «Iskra» and «January Thunder», which played a key role in the liberation of the city on the Neva River from the Nazi invaders. The history of breaking the blockade is shown contrasted with the fate of two native Buryat brothers - participants of military actions, who by chance found themselves in the ranks of the Second Shock Army from the very first days of the war. They fought together in close proximity but never met each other in the course of military operations, did not learn about each other's whereabouts and died when breaking the blockade. The given example, in the author's opinion, demonstrates the fundamental inadmissibility of conflict resolution through military confrontation and the tragic consequences of military action for people and society, as well as for their past and future.
Keywords: society, history, war, the Great Patriotic War, Leningrad blockade, Buryatia, operation «Iskra», operation «January Thunder», Badmayev Endon Purbuyevich, Pur-buyev Gunga Badmayevich.
For citation
Badmayev A. D. The Great Patriotic War in Reflection of Human Destinies. Bulletin of Buryat State University. Humanities Research of Inner Asia. 2023; 2: 50-56 (In Russ.).
The article was submitted 15.05.2023; approved after reviewing 20.06.2023; accepted for publication 21.08.2023.