Научная статья на тему 'Прорыв блокады Ленинграда по материалам аэрофотосъёмки'

Прорыв блокады Ленинграда по материалам аэрофотосъёмки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
394
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА / ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА / ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК / АВИАЦИЯ ЛЮФТВАФФЕ / АЭРОФОТОСЪЁМКА / ИЖОРСКИЙ ЗАВОД / ШЛИССЕЛЬБУРГ / SIEGE OF LENINGRAD / AERIAL RECONNAISSANCE / OPERATIONAL SITUATION / MILITARY OPERATION / AIR SUPPORT OF GROUND FORCES / LUFTWAFFE AVIATION / AERIAL PHOTOGRAPHY / IZHORA PLANT / SHLISSELBURG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белый Вячеслав Сергеевич, Павлова Мария Сергеевна

Статья посвящена реконструкции исторических событий, связанных с прорывом блокадного кольца вокруг Ленинграда по результатам анализа имеющихся в наличии в открытом доступе аэрофотоснимков, выполненных лётчиками разведывательной авиации Люфтваффе. С 12 по 30 января 1943 года советскими войсками Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота и Ладожской военной флотилии успешно проведена военная операция «Искра», в результате которой была прорвана блокада Ленинграда. Данный научный труд содержит результаты оценки общей оперативно-стратегической обстановки на ленинградском театре военных действий по состоянию на январь 1943 года и динамики её изменения в ходе прорыва блокады, а также результаты оценки частной тактической обстановки в отдельных районах Ленинграда и его пригородов.The article is devoted to the reconstruction of historical events related to the breakout of the blockade ring around Leningrad based on the analysis of publicly available aerial photographs taken by Luftwaffe reconnaissance pilots. From 12 to 30 January 1943, the Soviet troops of the Leningrad and Volkhov fronts, with the support of the Baltic fleet and the Ladoga military flotilla, successfully conducted the military operation "Iskra", as a result of which the blockade of Leningrad was broken. This research work contains the results of the evaluation the overall strategic situation at the Leningrad theater of military operations by January 1943 and the dynamics of its change during the blockade, as well as the results of evaluation of private tactical situation in some areas of Leningrad and its suburbs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прорыв блокады Ленинграда по материалам аэрофотосъёмки»

STUD NET

ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПО МАТЕРИАЛАМ

АЭРОФОТОСЪЁМКИ

BREAKING THE SIEGE OF LENINGRAD BASED ON AERIAL

PHOTOGRAPHY

УДК-93

Белый Вячеслав Сергеевич

кандидат технических наук, учитель МОУ Сергиевская СОШ,

Россия, г. Коломна

Павлова Мария Сергеевна

учитель МОУ Сергиевская СОШ,

Россия, г. Коломна

Bely Vyacheslav Sergeevich

el .belaya2015 @yandex.ru

Pavlova, Maria Sergeevna

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена реконструкции исторических событий, связанных с прорывом блокадного кольца вокруг Ленинграда по результатам анализа имеющихся в наличии в открытом доступе аэрофотоснимков, выполненных лётчиками разведывательной авиации Люфтваффе. С 12 по 30 января 1943 года советскими войсками Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота и Ладожской военной флотилии успешно проведена военная операция «Искра», в результате которой была прорвана блокада Ленинграда. Данный научный труд содержит результаты оценки общей оперативно-стратегической обстановки на ленинградском театре военных действий по состоянию на январь 1943 года и динамики её изменения в ходе прорыва блокады, а также результаты оценки частной тактической обстановки в отдельных районах Ленинграда и его пригородов.

ANNOTATION

The article is devoted to the reconstruction of historical events related to the breakout of the blockade ring around Leningrad based on the analysis of publicly available aerial photographs taken by Luftwaffe reconnaissance pilots. From 12 to 30 January 1943, the Soviet troops of the Leningrad and Volkhov fronts, with the support of the Baltic fleet and the Ladoga military flotilla, successfully conducted the military operation "Iskra", as a result of which the blockade of Leningrad was

broken. This research work contains the results of the evaluation the overall strategic situation at the Leningrad theater of military operations by January 1943 and the dynamics of its change during the blockade, as well as the results of evaluation of private tactical situation in some areas of Leningrad and its suburbs.

Ключевые слова: Блокада Ленинграда, воздушная разведка, оперативная обстановка, военная операция, авиационная поддержка сухопутных войск, авиация Люфтваффе, аэрофотосъёмка, Ижорский завод, Шлиссельбург.

Keywords: Siege of Leningrad, aerial reconnaissance, operational situation, military operation, air support of ground forces, Luftwaffe aviation, aerial photography, Izhora plant, Shlisselburg.

Введение. В 1941-1942 году, несмотря на проведение Любанской и Синявинской наступательных операций, район между южным побережьем Ладожского озера и посёлком Мга, именуемый шлиссельбургско-синявинским выступом, был занят войсками группы армий «Север» [1].

На рисунке 1 изображена карта-схема, на которой видны границы шлиссельбургско-синявинского выступа, расположенного между территориями дислокации войск Ленинградского (с запада) и Волховского (с востока) фронтов, а также изображена в динамика процессов изменения оперативной обстановки за период с 12 по 30 января 1943 года. Краткие выводы из оценки обстановки на 12 января следующие:

1. Группа армий «Север» в составе 18 Армии и 26 армейского корпуса, дислоцирующихся в районе «Шлиссельбург - Липки - Синявино», при авиационной поддержке 1 Воздушного флота занимают эшелонированную оборону, всячески отражая натиск:

Рисунок 1. Карта схема проведения военной операции «Искра»

- на линии «Невская - Шлиссельбург» войск Ленинградского фронта;

- в прибрежной полосе «Шлиссельбург - Липки» сил Ладожской военной флотилии;

- на линии «Липки - Гайтопово» войскам Волховского фронта. Наиболее важные объекты войск и тыла противника, в том числе его

командные пункты и узлы связи, расположены в населённых пунктах Шлиссельбург, Липки, Синявино и Рабочих посёлках №1, 5 и 8.

2. Войска Ленинградского и Волховского фронтов выстроены в боевой порядок на линиях «Невская - Шлиссельбург» и «Липки - Гайтопово», корабли Ладожской военной флотилии - в полосе «Шлиссельбург - Липки» и готовят прорыв обороны немецких войск.

Частная обстановка на юго-восточных подступах к Ленинграду по состоянию на 16 ноября 1941 года следующая [2] (рисунки 2 и 3):

Рисунок 2. Территория Ижорского завода в Колпино.

На рисунке 2 приведен аэрофотоснимок Ижорского завода в Колпино.

Цифрами на рисунке обозначено:

1 - Территория Ижорского завода;

2 - Оборонительная линия Ижорского батальона.

На рисунке чётко видны оборонительные позиции на юго-восточных подступах к территории Ижорского завода. Продукцией Ижорского завода во время Великой Отечественной войны являлась бронетехника, корпуса для танков и бронеколпаки для оборудования долговременных огневых точек. Из добровольцев жителей Колпино и рабочих Ижорского завода в 1941 году сформирован Ижорский батальон. Из [1] известно, что батальон принял участие в решающих сражениях против регулярных частей группы армий «Север» и закончил свой боевой путь на побережье Балтийского моря.

На рисунке 3 изображен аэрофотоснимок населённого пункта Рыбацкое, расположенного в районе реки Славянка. В настоящее время это район современного Санкт-Петербурга.

Рисунок 3. Пригород Рыбацкое

Цифрами на рисунке обозначено:

1 - Подготовка оборонительной позиции;

2 - Подготовленный укрепрайон сил народного ополчения;

3 - Заградительная фортификационная линия.

Из анализа рисунка можно сделать следующие выводы:

- боевых действий, боёв и сражений в районе не происходит;

- бомбёжкам с воздуха вплоть до момента выполнения аэрофотосъёмки район не подвергся;

- автомобильная дорога не разрушена и находятся в эксплуатационной готовности;

- перемещение по территории района местных жителей осуществляется свободно без опасения вражеского налёта с воздуха;

- погодные условия соответствуют времени года для данной местности. По состоянию на 16 сентября 1942 года (рисунки 4 - 6) по результатам

аэрофотосъёмки, выполненной лётчиками Люфтваффе, можно сделать следующие выводы:

Рисунок 4. Территория Ижорского завода в Колпино.

На рисунках 4 и 5 видна организация обороны южных, юго-восточных и восточных подступов к Ижорскому заводу. В отличие от предыдущих аэрофотоснимков, снимки, представленные на рисунках 4 и 5, частично расшифрованы. Цифрами на рисунке 4 обозначено:

1 - Вскрытые противником оборонительные позиции Ижорского батальона с артиллерийскими установками общего назначения;

2 - Вскрытые противником взводные и ротные наблюдательные пункты с размещением одиночных артиллерийских установок разных калибров.

На снимках, представленных на рисунках 4 и 5, противником обозначены мосты и водонапорная башня (белый кружок с подписью «Wasserturm»).

Рисунок 5. Территория Ижорского завода в Колпино.

Цифрами на рисунке 5 обозначено:

1 - Оборонительные позиции с артиллерийскими установками;

2 - Оборонительные позиции сил народного ополчения;

3 - Одиночные артиллерийские установки;

4 - Взводные наблюдательные посты и одиночные артиллерийские установки;

5 - Ротные наблюдательные посты.

Вверху левой части снимка на немецком языке приведены условные обозначения вскрытых противником объектов войск ополчения.

Аэрофотосъёмка места дислокации Ижорского завода выполнена с высоты 502 метра при пролёте по направлению к центру блокадного Ленинграда.

На рисунке 6 представлен аэрофотоснимок пригорода Рыбацкое, выполненный с высоты 503 метра. Из анализа аэрофотоснимка видно, что места дислокации оборонительных позиций изменились по отношению к местам их дислокации по состоянию на 16 ноября 1941 года.

Рисунок 6. Рыбацкое. Понтонная переправа через реку Нева.

Цифрами на рисунке 6 обозначено:

1 - Понтонная переправа через Неву;

2 - Пристани с лодками;

3 - Заградительная фортификационная линия;

4 - Оборонительные позиции народного ополчения.

Признаков крупных боёв и сражений в районе пригорода Рыбацкое не наблюдается. Последствий бомбёжек территории района также не обнаружено. Поля и земельные участки имеют признаки обработки. Автодорожная инфраструктура не разрушена.

Таким образом, из анализа аэрофотоснимков, выполненных лётчиками Люфтваффе, можно сделать вывод о том, что в районах Колпино и Рыбацкое никаких крупных боёв в период блокады Ленинграда не происходит.

Частная обстановка после завершения операции «Искра». По состоянию на 24 января 1943 года имеются в наличии два аэрофотоснимка (рисунки 7 и 8).

Рисунок 7. Район города Кировск (ГРЭС №8).

На рисунке 7 представлен снимок гидроэлектростанции, находящейся в районе города Кировск. Цифрами на рисунке обозначено:

1 - Частичные разрушения зданий;

2 - Остатки оборонительных позиций немецких войск;

3 - Форсирование реки пешим порядком;

4 - Гидроэлектростанция ГРЭС №8.

На аэрофотоснимке наблюдаются частичные разрушения зданий, что является последствием артиллерийской поддержки наступающих с запада войск Ленинградского фронта.

Гидроэлектростанция ГРЭС №8 видимых разрушений не имеет.

На рисунке 8 представлен аэрофотоснимок Шлиссельбурга и его окрестностей. Цифрой 1 на рисунке обозначена крепость «Орешек», имеющая незначительные разрушения. Образовавшиеся в пойме реки полыньи, по всей видимости, являются следствием применения авиационных бомб. Город значительных разрушений не имеет.

Рисунок 8. Шлиссельбург и его окрестности.

По состоянию на 23 сентября 1943 года, когда территория, прилегающая к Шлиссельбургу, является территорией, подконтрольной советским войскам, имеются два аэрофотоснимка данной местности (рисунок 9).

Цифрами на рисунке 9 обозначено:

1 - Крепость «Орешек»;

2 - Понтонные переправы через реку Нева.

Из анализа рисунка 9 видно:

- крупных боевых действий после прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда в окрестностях Шлиссельбурга не происходило;

- никаких строительных работ и работ по восстановлению разрушений, возникших после проведения операции военной «Искра» не производилось;

- признаков дислокации крупных воинских частей или подразделений не зафиксировано [3, с. 155], [4, с. 82].

Рисунок 9. Район Шлиссельбурга.

Таким образом, после прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда, войска Ленинградского и Волховских фронтов оттеснили противника к югу от Ладожского озера, а в населённых пунктах Колпино, Рыбацкое и их окрестностях, по-видимому, боевых действий не велось.

Вывод. Оборона любого населенного пункта создается на подступах к нему или непосредственно в населенном пункте. Оборона на подступах к населенному пункту строится так же, как строится оборона в обычных условиях на пересечённой местности. По такому же принципу силами народного ополчения организована оборона южных, юго-восточных и восточных подходов к пригородам блокадного Ленинграда, находящихся на юго-востоке в непосредственной близости от него [5, с. 470], [6, с. 25].

Литература

1. Блокада Ленинграда // Википедия. [2019-2019]. Дата обновления: 30.06.2019. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=93672990 (дата обращения: 16.11.2019);

2. SASGIS. Веб-картография и навигация. SAS.планета. Дата обновления: 01.12.2018. URL: http://46.182.27.171/AerialWWII/ (дата обращения: 15.03.2019);

3. Белый В.С. Реконструкция военного периода истории города Коломны по материалам аэрофотосъёмки (1943 год). В сборнике: Философия и методология истории. Сборник научных статей VIII Всероссийской научной конференции. Государственный социально-гуманитарный университет. Коломна, 2019. С. 152-161;

4. Белый В.С. Реконструкция военного периода истории города Коломны по материалам аэрофотосъёмки (1943 год). В сборнике: Современные технологии: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 80-85;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Белый В.С., Середа Д.А. История становления и развития инженерно-авиационной службы авиации СССР (1954-1991 гг.). Евразийское Научное Объединение. 2019. № 12-6 (58). С. 469-473;

6. Белый В.С., Середа Д.А. История становления и развития инженерно-технической службы авиации СССР (1939-1953 гг.). Colloquium-journal. 2019. № 27-7 (51). С. 24-26.

Literature

1. The Siege Of Leningrad // Wikipedia. [2019-2019]. Update date: 30.06.2019. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=93672990 (date accessed: 16.11.2019);

2. SASGIS. Web mapping and navigation. SAS. planet. Update date: 01. 12.2018. URL: http://46.182.27.171/AerialWWII/ (accessed: 15.03.2019);

3. Bely V. S. Reconstruction of the military period of the history of the city of Kolomna based on aerial photography (1943). In the collection: Philosophy and methodology of history. Collection of scientific articles of the VIII all-Russian scientific conference. State social and humanitarian University. Kolomna, 2019. Pp. 152-161;

4. Bely V. S. Reconstruction of the military period of the history of the city of Kolomna based on aerial photography (1943). In the collection: Modern technologies: Current issues, achievements and innovations. Collection of articles of the XXX International scientific and practical conference. 2019. Pp. 80-85;

5. Bely V. S., Sereda D. A. History of formation and development of the engineering aviation service of the USSR (1954-1991). Eurasian Scientific Association. 2019. # 12-6 (58). Pp. 469-473;

7. Bely V. S., Sereda D. A. History of formation and development of the engineering and technical service of aviation of the USSR (1939-1953). Colloquium-journal. 2019. № 27-7 (51). Pp. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.