Научная статья на тему 'ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СИБИРСКОЙ ЖИВОПИСИ'

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СИБИРСКОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСКУССТВО СИБИРИ / СИБИРСКАЯ ЖИВОПИСЬ / СИБИРСКИЕ ХУДОЖНИКИ / "СУРОВЫЙ СТИЛЬ" / GREAT PATRIOTIC WAR / SIBERIAN ART / SIBERIAN PAINTING / SIBERIAN ARTISTS / "SEVERE " STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Е.А.

В статье проводится анализ особенностей воплощения темы Великой Отечественной войны в творчестве сибирских живописцев, прослеживается динамика ее трактовки представителями нескольких поколений художников. Первым этапом стало отражение темы войны в работах, созданных художниками-сибиряками непосредственно на фронте, на боевых позициях. Это работы новосибирцев В. А. Касаткина, А. Г. Заковряшина, Л. Н. Огибенина, красноярца Б. Я. Ряузова, ставшие документальными свидетельствами происходивших на войне событий. В период оттепели происходит переосмысление темы войны представителями «сурового стиля», лаконичным, предельно обобщенным языком показавшими трагизм прошедших событий. Такие художники, как Ю. П. Якубовский, Н. М. Брюханов, Ю. А. Баландин, Г. Ф. Борунов, создают драматические, психологически острые образы. Экспрессией наполнены картины А. Г. Поздеева, Ю. И. Худоногова. В начале 1970-х гг. намечается лирическая линия в живописных размышлениях о войне: глубоко личностными являются работы таких авторов, как В. К. Кудряшов, В. А. Касаткин. Анализ современной выставочной деятельности сибирских музеев показывает непрекращающийся интерес к данной теме: регулярно проводятся тематические выставки, представляющие работы как представителей старшего поколения, так и молодых художников, обращающихся в своих произведениях к событиям Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN SIBERIAN PAINTING

The article analyzes the characteristics of the implementation of the theme of the Great Patriotic War in the works of Siberian painters, traces its interpretation by representatives of several generations of artists. The first stage was the reflection of the war theme in the works created by Siberian artists directly on the frontline, near the battlefield. The works of V. A. Kasatkin, A. G. Zakovryashin, L. N. Ogibenin from the city of Novosibirsk, and B.Ya. Ryauzov from Krasnoyarsk became the documentary evidence of the war events. During the Khrushchev's “thaw” period a rethinking of the war theme by representatives of the so-called “severe” style showing the tragic past events with a concise, extremely generalized language can be identified. Such artists as Yu. P. Yakubovsky, N. M. Bryukhanov, Yu. A. Balandin, and G. F. Borunov created dramatic, psychologically sharp images. The paintings of G. G. Pozdeyev, Yu. I. Hudonogov are filled with strong expression. In the early 1970s the lyrical line is drawn up in the artistic reflections on the war. The works of such authors as V. K. Kudryashov and V. A. Kasatkin are deeply personal. The analysis of contemporary exhibition activities of the Siberian region museums shows an ongoing interest to the war theme. Regular thematic exhibitions represent the works of both the older generation and the young artists who have been inspired by the events of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СИБИРСКОЙ ЖИВОПИСИ»

УДК 75.044

Е. А. Мальцева

Великая Отечественная война в сибирской живописи

В статье проводится анализ особенностей воплощения темы Великой Отечественной войны в творчестве сибирских живописцев, прослеживается динамика ее трактовки представителями нескольких поколений художников.

Первым этапом стало отражение темы войны в работах, созданных художниками-сибиряками непосредственно на фронте, на боевых позициях. Это работы новосибирцев В. А. Касаткина, А. Г. Заковряшина, Л. Н. Огибенина, красноярца Б. Я. Ряузова, ставшие документальными свидетельствами происходивших на войне событий.

В период оттепели происходит переосмысление темы войны представителями «сурового стиля», лаконичным, предельно обобщенным языком показавшими трагизм прошедших событий. Такие художники, как Ю. П. Якубовский, Н. М. Брюханов, Ю. А. Баландин, Г. Ф. Борунов, создают драматические, психологически острые образы. Экспрессией наполнены картины А. Г. Поздеева, Ю. И. Худоногова.

В начале 1970-х гг. намечается лирическая линия в живописных размышлениях о войне: глубоко личностными являются работы таких авторов, как В. К. Кудряшов, В. А. Касаткин.

Анализ современной выставочной деятельности сибирских музеев показывает непрекращающийся интерес к данной теме: регулярно проводятся тематические выставки, представляющие работы как представителей старшего поколения, так и молодых художников, обращающихся в своих произведениях к событиям Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная сибирские художники, «суровый стиль».

«А музы не молчали...» - эта известная фраза очень точно характеризует жизнь и творчество мастеров отечественного искусства во время Великой Отечественной войны, когда тема войны была ключевой в художественном творчестве. Но данная тема продолжала волновать авторов и в последующие десятилетия, каждое новое поколение по-своему осмысливало военное прошлое страны.

Сибирская живопись XX в. находилась на периферии художественной жизни страны: здесь было меньше соответствующих учебных заведений, музеев и выставочных залов (либо их не было вовсе), профессиональных мастеров, подготовленной публики. Однако постепенно ситуация менялась: по разным причинам приезжали выпускники центральных вузов, пополнялся Союз художников, организовывались региональные выставки. Стилистически и тематически сибирская живопись развивалась в русле тенденций, характерных для отечественного искусства в целом.

В предвоенный период в своем творчестве сибирские художники ориентировались на идеологические установки, утвердившиеся в советском искусстве в 1930-е гг., следовали соответствующему стилю, жанровой направленности. Искусство социалистического реализма создавало оптимистичные, жизнеутверждающие образы, как наигранные, так и ис-

война, искусство Сибири, сибирская живопись,

кренние. Война все изменила - жертвы, потери становятся центром сюжетов и находят эмоциональный отклик у зрителя. Главным инструментом выразительности становятся утраченные было сопереживание, внимание к человеческому страданию, к невинным жертвам.

Важным фактором развития сибирского искусства в военные годы стала эвакуация из центральных районов России музеев, художественных коллективов, видных деятелей искусства. Это дало толчок развитию сибирского искусства. Сибирские художники работали бок о бок с эвакуированными мастерами, происходил процесс взаимообогащения, насыщения новыми идеями, повышения мастерства. Совместно устраивали выставки, которые, конечно же, были посвящены войне.

Так, в 1942 г. в Новосибирске открылась выставка «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны». На ней были представлены произведения художников Новосибирска, Иркутска, Красноярска, Барнаула, Бийска, Ойрот-Туры (прежде - Улала, теперь - Горно-Алтайск), Омска. Все работы были так или иначе связаны с темой войны. Живопись, графика, скульптура полностью перестроились на военную тематику.

Среди прочих на выставке были работы, присланные художниками-фронтовиками с передовых позиций. И это особая страница в

истории сибирского искусства. Зарисовки, сделанные между боями, хранят живую память. Стилистически они следуют традициям довоенной живописи. С точки зрения жанра это преимущественно сюжетные композиции, почти документально фиксирующие происходящее. В коллекциях сибирских музеев сохранился ряд работ таких авторов, как Б. Я. Ряузов, В. А. Касаткин, А. Г. Заковряшин (рис. 1), Л. Н. Огибенин. В них - непосредственное отражение войны: сцены боев, бытовые зарисовки, многочисленные портреты, подкупающие своей искренностью.

Рис. 1. А. Г. Заковряшин. Школа радистов. 1943 г.

К концу Великой Отечественной войны, с одной стороны, формируется некий парадный стиль, пишутся большие полотна, зачастую «бригадным методом», в которых исчезает индивидуальность; с другой стороны, художники часто уходят в сюжетность, бытовизм, литературность. Художники пытались придать изображению эффектности. В очередной раз закрепляется в качестве единственного метод социалистического реализма (утверждающий и прославляющий социалистический строй).

Однако постепенно нарастали новые тенденции в развитии искусства, которые привели к серьезным преобразованиям в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Метод социалистического реализма модернизируется, а основной формой такой модернизации становится «суровый стиль». Это был диалог нового поколения художников с новым поколением зрителей. Характерными чертами стали условность, острые и непривычные композиционные решения, лаконизм, значительность и монументальность образов. Становление

«сурового стиля» произошло в Москве, но достаточно быстро новая стилевая система распространилась за пределы столицы, вошла в творчество широкого круга мастеров всей страны, в том числе и сибирских.

Особое значение для художников нового поколения имела тема Великой Отечественной войны. Так, с большой психологической остротой раскрывается героика войны в работе Ю. П. Якубовского 1964 г. «Берегите мир» (рис. 2). Исследователь Г. Гусятникова отмечает в ней «стремление автора философски осмыслить сущность войны и показать ее как явление, противоречащее не только гуманности и человечности, но и самой природе жизни» [1, с. 4]. Автор допускает некоторые просчеты в решении полотна, однако это компенсируется его несомненным достоинством - выразительностью и гражданственностью звучания.

Рис. 2. Ю. П. Якубовский. Берегите мир. 1964 г.

Реквиемом на темы истории назвали работу 1967 г. омского живописца Н. М. Брюха-нова «Славянский марш» (рис. 3). Пронизанное глубокими размышлениями об исторической судьбе Родины полотно было выстрадано художником, в нем - боль, принесенная войной. Композиция, изображающая военных музыкантов, держащих трубы, словно мушкеты, производит сильнейшее впечатление от воспетого в ней образа Воина, в чьем суровом облике с необычайной силой проявляется дух патриотизма. Обобщенные образы, монументальная композиция, сурово-аскетичный цвет (черно-коричневые тона с редким вкраплением белил), рельефно вылепленные объемы создают сильный образ, вызывают мощные эмоции у зрителя.

Показать ближе, точнее участников сражений позволил жанр портрета. Наивысшей точкой развития портретного жанра в творчестве Г. Ф. Борунова стал «Портрет Нестора Козина» (1969). Восхищение и гордость за этого человека - участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, кавалера многих орденов - определяют эмоциональное содержание полотна.

Значительности, монументальности решения данного образа близок «Портрет партизана», написанный красноярцем Ю. А. Баландиным в 1971 г. «Устойчивая фигура, занимающая почти всю плоскость полотна, сильные руки, упертые в колени, суровый взгляд, направленный на зрителя, определяют мощное эмоциональное воздействие данной картины. Автор применяет широко используемый художниками "сурового стиля" прием монтажа. Он изображает за спиной партизана силуэты трех боевых коней. Однако это не воссоздание фона, действительно находящегося за спиной ветерана, а некий иной пласт реальности, совмещенный с основным изображением - как воспоминание о ратных походах, о горячих боях. Такому решению портрета соответствует большая мера условности, примененная художником, прежде всего -условность цвета второго плана» [2].

Столь же символичен красный фон картины, изображающей другого старого воина, «Ветеран войны» (1965) Н. М. Брюханова (рис. 4). Художника много ругали за эту работу, упрекая в формализме, в небрежности. Это, действительно, не парадный портрет ветерана

войны, скорее, это раздумье о судьбе, о жестокой войне, о людях, выстоявших и продолжающих жить. В работе, написанной к двадцатилетию победы, нет ни громких слов, ни праздника, ни пафоса, ни ликования. Драматическое звучание образа, вобравшего скорбь нескольких поколений людей, потерявших своих родных и друзей на войне, абсолютно не совпадало с общепринятой трактовкой воина-победителя и освободителя. Работа долгое время не выставлялась, однако сейчас обрела достойное место в истории сибирского искусства.

Рис. 4. Н. М. Брюханов. Ветеран войны. 1965 г.

Работы о войне, созданные красноярским художником А. Г. Поздеевым, очень сильные и жесткие. Художник полностью отходит от реалистической традиции. Его стиль, скорее, экспрессионизм. Война для Поздеева - не гром победы, не героические подвиги, а тяжелые испытания человеческого духа. Сам автор говорил: «Я ужасно не люблю любую войну, под каким бы она лозунгом не проходила. Это массовое громадное уничтожение друг друга. Это такое исчадье ада - это не нужно людям совсем» [3].

В картине «Реквием» (1968-1972) изображено огромное звездное небо - его могло бы хватить на всех. Но людям почему-то мало земли, мало неба, они безжалостно уничтожают друг друга и мир вокруг себя (рис. 5). Три обнаженные мужские фигуры со связанными руками стоят на коленях перед собственной могилой. Кто и какой «великой» идеей объяснит необходимость их гибели?

Рис. 5. А. Г. Поздеев. Реквием. 1972 г.

На картине «Война» люди, их тела - все перемешалось в один огромный клубок. В этом нет ничего героического и красивого. Это свалка человеческих жизней, загубленных напрасно. Это только грязь, боль и слезы.

Не любил вспоминать войну бывший фронтовик Ю. И. Худоногов, но о войне все же напоминают некоторые его картины. Например, его очень экспрессивные, лаконичные «Подсолнухи».

В конце 1960-х - начале 1970-х гг. в работах обнаруживается тяга к лирическому высказыванию, к личностному переживанию, в том числе и темы войны. Показательной в этом смысле представляется работа московского художника В. Е. Попкова «Шинель

отца» (1970-1972). Художник примеряет на себя судьбу старшего поколения. Подобной рефлексией обладает ряд работ и сибирских авторов. Небольшие по своему формату и очень сильные по звучанию работы томича В. К. Кудряшова, новосибирца В. А. Касаткина (рис. 6) - это глубоко личностные размышления о войне.

\ : \д

Рис. 6. В. А. Касаткин. Пробитая каска. 1970-е гг.

Последующие десятилетия тема войны развивалась преимущественно в рамках реализма, имела идеологическую направленность. Ее продолжали все те же бывшие фронтовики, а также представители более молодого поколения художников.

Ярким примером длительного «творческого служения» теме войны служит творчество Б. Я. Ряузова, И. С. Хайрулинова, В. К. Чеба-нова.

8 мая 2017 г. состоялось торжественное открытие филиала Городского центра изобразительных искусств - городских выставочных залов с картинами баталистов и диорамой народного художника России В. К. Чебанова. Основным экспонатом галереи является диорама «150-22-я Сталинская Гвардейская стрелковая сибирская добровольческая дивизия Красной Армии в боях на Ржевско-Вязем-ском плацдарме» (рис. 7).

Тема Великой Отечественной войны продолжает жить в творчестве сибирских художников, периодически работы появляются на выставках, в экспозициях музеев и галерей, большими событиями становятся тематиче-

Рис. 7. В. К. Чебанов. 150-22-я Сталинская Гвардейская стрелковая сибирская добровольческая дивизия Красной Армии в боях на Ржевско-Вяземском плацдарме

ские выставки. Так, в 2015 г. в Красноярске была организована масштабная выставка «Поклонимся великим тем годам», на которой было представлено 150 произведений как художников-фронтовиков, так и представителей более молодого поколения. Думается, такие

выставки будут проводиться еще долго, они будут нужны и художникам, и зрителям. В памяти народа сохраняются образы героической защиты Отечества, а искусство обладает удивительным свойством эти образы оживлять и передавать следующим поколениям.

Библиографический список

1. Выставка произведений художников Ю. Якубовского, В. Серегина, В. Левашова, А. Москвитина. Каталог // сост. и вст. ст. Г. Гусятникова. Красноярск, 1965. 29 с.

2. Мальцева Е. А. Тенденции развития сибирской живописи второй половины 1950-х - начала 1970-х гг. (проблема «сурового стиля») : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04. Барнаул, 2005. 218 с.

3. Сайт музея художника Андрея Поздеева. URL: http://mus-pozdeyev.ru/p94 (дата обращения: 17.06.2019).

E. A. Maltseva

The Great Patriotic War in Siberian Painting

Abstract. The article analyzes the characteristics of the implementation of the theme of the Great Patriotic War in the works of Siberian painters, traces its interpretation by representatives of several generations of artists.

The first stage was the reflection of the war theme in the works created by Siberian artists directly on the frontline, near the battlefield. The works of V. A. Kasatkin, A. G. Zakovryashin, L. N. Ogibenin from the city of Novosibirsk, and B.Ya. Ryauzov from Krasnoyarsk became the documentary evidence of the war events.

During the Khrushchev's "thaw" period a rethinking of the war theme by representatives of the so-called "severe" style showing the tragic past events with a concise, extremely generalized language can be identified. Such artists as Yu. P. Yakubovsky, N. M. Bryukhanov, Yu. A. Balandin, and G. F. Borunov created dramatic, psychologically sharp images. The paintings of G. G. Pozdeyev, Yu. I. Hudonogov are filled with strong expression.

In the early 1970s the lyrical line is drawn up in the artistic reflections on the war. The works of such authors as V. K. Kudryashov and V. A. Kasatkin are deeply personal.

The analysis of contemporary exhibition activities of the Siberian region museums shows an ongoing interest to the war theme. Regular thematic exhibitions represent the works of both the older generation and the young artists who have been inspired by the events of the Great Patriotic War.

Key words: Great Patriotic War; Siberian art; Siberian painting; Siberian artists; "severe " style.

Мальцева Елена Александровна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Философия и культурология» СГУПСа. E-mail: eamaltseva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.