Научная статья на тему 'ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОПРОСА 1 КУРСА СПБГПМУ)'

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОПРОСА 1 КУРСА СПБГПМУ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОПРОСА 1 КУРСА СПБГПМУ)»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 191

3. Войцеховский В.В. и др. Геморрагический синдром в клинической практике. Благовещенск: АГмА, 2014. 255 с.

великая отечественная война

в представлениях студентов

(по материалам опроса 1 курса спбгпму)

Бондарева Ю. О., Власенко Т. М, Фотокова Е. В.

Научный руководитель: преподаватель Макеева В.И. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Фотокова Екатерина Вячеславовна, студентка 1 курса педиатрического факультета. E-mail: k.fotokova@yandex.ru

Ключевые слова: Великая отечественная война, историческая память, социологический опрос.

Актуальность: Историческая память — это определённым образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим [1]. По данным ВЦИом, почти две трети (63%) россиян считают победу в Великой отечественной войне важнейшим историческим событием, объединяющим россиян [2]. Актуальность работы обусловлена повышением интереса к событиям войны накануне празднования 75-летия Победы, необходимостью сохранения исторической памяти.

Цель исследования: анализ исторического сознания студентов 1 курса СПбГПЫУ на примере истории Вов.

Материалы и методы: Проведено анкетирование студентов 1 курса СПбГПЫУ в ноябре 2019 г. и феврале 2020 г. В опросе приняли участие 516 человек в возрасте от 16 до 29 лет.

Результаты: Первый блок вопросов был посвящён сохранению памяти о ВОв в семье, отношению к празднованию Дня Победы. Опрос показал, что 88,0% респондентов знает об участии родственников в войне, 69,0% хранят в семье реликвии военных лет. Разговаривают о войне раз в год и более с бабушками и дедушками 67,6%, с родителями — 71,5%, с друзьями — 56,4%. 16,9% не будут участвовать в мероприятиях, посвящённых Дню Победы. 14,1% примут участие в пассивной форме: посмотрят парад, наденут георгиевскую ленту. 69,0% примут активное участие: поздравят участников войны, будут участвовать в возложении цветов, праздничных шествиях, акции «Бессмертный полк», встречах с ветеранами, подготовке мероприятий. Второй блок вопросов касался знаний о ВОв. Правильно указать дату начала войны смогли 43,0%, даты начала и снятия блокады Ленинграда — 22,0%. Правильно назвали год коренного перелома 52,0%, название операции по освобождению Белоруссии — 27,5%, название немецкой наступательной операции в районе Курска — 21,5%. 27,1% не знает полководцев и героев ВОв, 64,0% — героев из их родного региона. Третий блок был посвящён ассоциативным образам, произведениям искусства о войне. Наибольшую сложность вызвал вопрос о памятниках и песнях, посвящённых войне: 45,0% и 47,0% соответственно затруднились с ответом. Из памятников чаще всего называли монумент «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. Наиболее популярные песни о войне, по мнению респондентов: «Катюша», «День Победы», «Журавли». Больший интерес вызывают кино и литература. Наиболее популярные фильмы: «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Битва за Севастополь». Наиболее популярные литературные произведения: «Судьба человека», «А зори здесь тихие», «Василий тёркин».

Выводы: Более двух третей опрошенных показали большой уровень заинтересованности в сохранении памяти о ВОв и участии в мероприятиях, посвящённых Дню Победы. Уровень знаний о войне не высок. Это подтверждают и сами студенты — 65,7% отметили, что не считают достаточными свои знания. Из произведений культуры, связанных с войной, студенты лучше всего знакомы с кино и литературой.

forcipe

том 3 спецвыпуск 2020

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Литература

1. Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния [Электронный ресурс] // Новая и новейшая история. 2000. № 4. URL: http: //vivovoco. astronet.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST/HIMEM.. (дата обращения: 24.02.2020).

2. Единство нации: что нас объединяет? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Данные опросов. 2018. № 3805. URL: https: //wciom.ru/index.php?id = 236&uid = 9404 (дата обращения: 24.02.2020).

поворот плода на ножку: исторические аспекты

Виноградова Д. О.

Научный руководитель: к.м.н., доцент Лихтшангоф А.З. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Виноградова Дарья Олеговна — студентка 1 курса, педиатрический факультет. E-mail: dasha_smile02@bk.ru

Ключевые слова: акушерство, поворот плода «на ножку», Сушрута, Соран Эфесский, Амбруаз Паре.

Актуальность: Классический акушерский поворот плода «на ножку» — разновидность операций, исправляющих неправильные положения плода; применяют при поперечном или косом положении плода. [1] Хотя данный прием широко использовался в акушерстве, его история неясна.

Цель исследования: выяснить происхождение акушерского приёма «поворот плода на ножку» и определить первого автора, которому принадлежит его описание.

Материалы и методы: Печатные и Интернет-источники по истории акушерства, биографиям возможных авторов данного приема.

Результаты: Можно предположить, что поворот плода на ножку в указанных выше ситуациях применялся, как и кесарево сечение, еще в первобытном обществе. В аюрведических трактатах, в частности, в «Сушрута-самхите», имеются описания врачебных приемов в случаях трудных родов, кесарева сечения, кранио- и эмбриотомии, поворота на головку и на ножку. Поворот плода на ножку описан также римским врачом Сораном Эфесским во II в. в сочинении «О женских болезнях» [3]. В индийском порту Арикалиду в I—II вв. существовала римская торговая фактория, следовательно, не исключено, что Соран мог заимствовать указанный метод из более ранних буддийских сочинений, в которых часто упоминается об удачных излечениях путем оперативного врачевания. В древнем Риме была богиня Постверта, которой молились при рождении детей в тазовом предлежании или поперечном положении плода, тогда как богиня Проза отвечала за рождение детей в головном предлежании. [2] Поворот плода на ножку применялся отдельными врачами и в эллинистическом Египте, но был забыт в Средние века. Французский хирург Амбруаз Паре (XVI в.) вновь стал применять и описал поворот на ножку. Поворот плода на ножку неоднократно становился сюжетом художественной литературы; самый яркий пример — рассказ М.А. Булгакова «Крещение поворотом».

Выводы: Сушрута — наиболее ранний автор (из известных), описавший акушерский прием «поворот плода на ножку». В настоящее время известно три исторических личности, описавших данный акушерский прием. Возможно, они руководствовались знаниями более древних практикующих врачей, о которых нам не известно. Литература

1. Акушерство: Национальное руководство. Под ред. Айламазяна Э.К., Кулакова В.И., Радзин-ского В.Е., Савельевой Г.М. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 1200 с.

2. Кленышева Н.Д. Рождение ребёнка в древнеримской семье: Боги и ритуалы // Диалог со временем. 2010. Вып. 33. С. 260-273.

3. Микиртичан Г.Л., Джарман О.А. Соран Эфесский — первый античный перинатолог и педиатр // Педиатр. 2018. Т. 9. № 6. С. 119-128.

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.