Научная статья на тему 'Великая Отечественная война 1941-1945 гг. : проблема интерпретации в российском и американском учебниках истории'

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. : проблема интерпретации в российском и американском учебниках истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
596
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ / WORLD WAR II / GREAT PATRIOTIC WAR / CULTURAL MEMORY / CULTURAL POLICY / HISTORICAL MEMORY / HISTORY TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клепалов Александр Викторович, Нажипова Люция Максумовна

Статья излагает итоги научного исследования, проведенного ученицей средней школы под руководством учителя истории. Исследование посвящено сравнительно-историческому анализу трактовки истории Второй мировой и Великой Отечественной войн в российском и американском учебниках истории. Авторы выявили дискуссионные проблемы, установили идеологические основания исторических трактовок. Статья может быть востребована педагогами как опыт исследовательской работы с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT PATRIOTIC WAR 1941-1945: THE PROBLEM OF INTERPRETATION IN THE RUSSIAN AND AMERICAN HISTORY TEXTBOOKS

The article presents the results of a research, which was conducted by pupil under the guidance of a history teacher. The study is devoted to a comparative historical analysis of the interpretation of the history of World War II and the Great Patriotic War in Russian and American history textbooks. The authors have identifi ed controversial problems, established the ideological foundations of historical interpretations. The article can be claimed by teachers as an experience of research work with students.

Текст научной работы на тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. : проблема интерпретации в российском и американском учебниках истории»

т?

ПОБЕДА!

1945-2020

75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается

Сведения для цитирования: Клепалов, А. В. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: проблема интерпретации в российском и американском учебниках истории / А. В. Клепалов, Л. М. Нажипова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 135-141.

УДК 94(47) ББК 63.3(2)622

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ.: ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ В РОССИЙСКОМ И АМЕРИКАНСКОМ

УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ

А. В. Клепалов, Л. М. Нажипова

Статья излагает итоги научного исследования, проведенного ученицей средней школы под руководством учителя истории. Исследование посвящено сравнительно-историческому анализу трактовки истории Второй мировой и Великой Отечественной войн в российском и американском учебниках истории. Авторы выявили дискуссионные проблемы, установили идеологические основания исторических трактовок. Статья может быть востребована педагогами как опыт исследовательской работы с обучающимися.

Ключевые слова: Вторая мировая война, Великая Отечественная война, культурная память, культурная политика, историческая память, учебники истории.

В 2019 году европейская общественность широко отмечала скорбную дату 80-летия начала Второй мировой войны. В 2020 году российское общество будет отмечать 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Указом Президента РФ 2020 год объявлен Годом памяти и славы. Эти две значимые исторические даты активизировали не только полемику в научных кругах, но и разнообразные политические спекуляции. В марте 2015 года Президент РФ В. В. Путин, выступая на заседании оргкомитета празднования 70-летия Победы, сделал заявление о попытках фальсификации истории Второй мировой войны: «... язык не поворачивается, чтобы пересказать все эти бесстыдные выводы, наблюдения так называемые, не имеющие ничего общего с правдой. Их цель понятна — подточить силу и мораль-

ный авторитет современной России, лишить ее статуса страны-победителя со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями, разделить и рассорить народы.» [1]. Актуальность слов Президента регулярно подтверждается.

В мае 2005 года в статье «Какое влияние Вторая мировая война оказала на человечество?» «один вопрос четырем историкам» был задан профессорам американских университетов Джефри Херфу, Омеру Бартову, Фрэнку Гибни и Жерару Вайнбергу. Лишь один из опрашиваемых, Жерар Вайнберг, в своем ответе сделал акцент на ужасах войны и том, что ожидало мир в случае победы Германии и Японии. Другие историки говорили о том, что война позволила СССР просуществовать еще полвека, что ведущая роль в победе принадлежит США,

об оккупации стран Восточной Европы Советским Союзом после окончания войны. В январе 2017 года, журналист Оливье Шмитт заявил о том, что историю Второй мировой войны переписывает как раз Россия, в качестве аргументов приведя позитивную оценку российскими историками пакта Молотова — Риббентропа как отвечающего интересам СССР [2].

История Второй мировой войны изучена чрезвычайно подробно и отечественными, и зарубежными исследователями. Выделены причины и предпосылки начала войны, основные и второстепенные события, участники, сформированы оценки действий исторических личностей. В научной периодике регулярно появляются научные статьи, освещающие те или иные события войны с разных точек зрения. С другой стороны — все эти материалы интерпретируется по-разному, в зависимости от политических взглядов и предпочтений журналистов, политиков, историков. В отечественных СМИ регулярно появляется информация о том, что во многих западных странах, в частности США, образ Второй мировой войны существенно искажен, в частности отрицается решающая роль Красной армии в разгроме фашизма [3]. На Западе многие даже думают, что Советский Союз воевал на стороне Гитлера [4]. В зарубежной историографии Великая Отечественная война, как правило, не выделяется из истории Второй мировой войны. Мы посчитали возможным сопоставлять интерпретации Второй мировой войны и Великой Отечественной войны как релевантные.

Полярные историко-культурные позиции в оценке сущности Второй мировой и Великой Отечественной войн нашли отражение в учебниках истории. Сопоставление позиций российских и американских историков явилось предметом нашего исследования, проведенного в рамках участия в XXVII Челябинском молодежном интеллектуальном форуме «Шаг в будущее — Созвездие НТТМ» 2019/2020 гг. Исследование проводилось совместными усилиями учителя истории и ученицы 8 класса. Авторы определили основные параметры работы следующим образом. Цель исследования: осуществление сравнительно-исторического анализа интерпретаций основных проблем истории Второй мировой войны, представленных в российском и американском учебниках истории. Задачи исследования: 1. Составить краткую историческую характеристику Второй мировой войны. 2. Обобщить основные проблемы историографии Второй мировой войны. 3. Описать и ос-

мыслить исторический образ Второй мировой войны, представленный в российском учебнике истории. 4. Описать и оценить исторический образ Второй мировой войны, представленный в американском учебнике истории. 5. Сопоставить основные научные подходы к описанию и оценке основных событий и итогов Второй мировой войны в российском и американском учебниках истории. Объект исследования: образ Второй мировой войны в российском и американском учебниках истории. Предмет исследования: сравнение образов Второй мировой войны, сформированных в российском и американском учебниках истории. Методы исследования: 1. Ретроспективно-описательный метод. В нашем исследовании применяется для обобщения основных событий истории Второй мировой войны. 2. Сравнительно-исторический метод. В нашем исследовании применятся для сопоставления основных подходов к исследованию и интерпретации истории и итогов Второй мировой войны. 3. Метод историографического анализа. В нашем исследовании используется для систематизации исследовательских подходов, применяемых в отечественной и зарубежной исторической науке.

Обозначим основные параметры Второй мировой войны, принятые в российской науке. Вторая мировая война (1 сентября 1939 г. — 2 сентября 1945 г.) была войной двух мировых военно-политических коалиций, крупнейшим вооруженным конфликтом в истории человечества. В войне участвовали 62 государства из 73 существовавших на тот момент (80 % населения земного шара). Боевые действия велись на территории Европы, Азии и Африки и в водах всех океанов [5, с. 47-54]. В учебнике по всеобщей истории под редакцией Н. В. За-гладина и Ю. А. Петрова выделены следующие причины начала Второй мировой войны: 1) кризис и крах Версальско-Вашингтонской системы; 2) несостоятельность Лиги Наций; 3) провал идеи коллективной безопасности; 4) объединение государств, недовольных существующей системой международных отношений, в военно-политический блок «Берлин — Рим — То -кио» [6, с. 195-197].

Итоги Второй мировой войны: Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбу человечества. В вооруженные силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 60-65 млн человек. Советский Союз потерял убитыми и погибшими 26,6 млн человек. Военные расходы и военные убытки составили 4 трлн долларов. Материальные

затраты достигли 60-70 % национального дохода воевавших государств. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей. В результате войны главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединенных Наций. Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Европа оказалась разделена на два лагеря: западный — капиталистический и восточный — социалистический [5, с. 47-54].

С учетом российской историографии Второй мировой и Великой Отечественной войн мы сопоставили российский и американский учебники истории. Параметры сопоставления нами были выработаны следующие: 1) периодизация Второй мировой войны; 2) причины начала войны; 3) ключевые даты (события); 4) роль СССР в войне; 5) роль США в войне; 6) исторические личности; 7) итоги войны. Сравнительно-исторический и историографический анализы были основаны на сопоставлении следующих учебников: «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» (авторы — О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа), § 17, 18, [7, с. 130-152] и "The American Vision" (авторы — J. Appleby, A. Brinkley, A. S. Broussard, J. M. McPherson, D. Ritchie), Unit 8, chapters 24, 25 [8, с. 704-775].

Рис. 1. Обложка учебника «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс»

В учебнике «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» мы выявили следующие параметры истории войны. Вторая мировая война представлена следующими периодами. Первый период: 1 сентября 1939 г. — июнь 1941 г. — начало Второй мировой войны. Второй период:

22 июня 1941 г. — 8 (9) мая 1945 г. — Великая Отечественная война (отдельно обозначен период с лета 1943 года как «коренной перелом»). Третий период: май — сентябрь 1945 г. — война СССР с Японией, окончание Второй мировой войны.

Причины Второй мировой войны: 1) крах Версальско-Вашингтонской системы, установившейся после Первой мировой войны; 2) агрессия Японии в Китай; 3) отсутствие у Лиги Наций возможности воздействия на страны-агрессоры (Япония, Италия, Германия); 4) аншлюс Австрии Германией; 5) создание блока «Берлин — Рим — Токио», направленного против Коммунистического Интернационала; 6) Чехословацкий кризис, Мюнхенский сговор; 7) провал идеи «коллективной безопасности»; 8) невыполнение обязательств Франции и СССР по оказанию помощи Чехословакии; 9) приход к власти генерала Франко в Испании 10) недоверие СССР, Великобритании и Франции друг к другу.

Ключевые даты Второй мировой войны, отраженные в учебнике: 1 сентября 1939 г. — нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны; 22 июня 1941 г. — нападение Гер -мании на СССР; 7 декабря 1941 г. — атака Японии на Перл-Харбор; июнь 1942 г. — битва за остров Мидуэй в Тихом океане; конец 1942 — начало 1943 гг. — Сталинградская битва; лето 1943 г. — Курская битва; 8 (9) мая 1945 г. — капитуляция Германии; 8 августа 1945 г. — СССР объявил войну Японии; 6-9 августа 1945 г. — США сбрасывают атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки; 2 сентября 1945 г. — капитуляция Японии.

Роль СССР в войне: военные действия против Финляндии; война с Германией и ее разгром в ходе Великой Отечественной войны; заслуга коренного перелома в ходе Второй мировой войны; один из участников и создателей антигитлеровской коалиции; вступление в войну против Японии летом 1945 года.

Роль США в войне: военные действия против Японии, применение атомных бомб; один из участников антигитлеровской коалиции.

Исторические личности, упомянутые в учебнике: Н. Чемберлен, Э. Даладье, А. Гитлер, Б. Муссолини, И. Сталин, У Черчилль, Г. Жуков, П. Бадольо, Ф. Рузвельт, Д. Эйзенхауэр, Г. Трумэн, К. Эттли.

Итоги войны: разгром стран-агрессоров (Германии, Италии, Японии); изменение мировой геополитической ситуации; исключение стран-агрессоров из системы международных отношений.

Таким образом, в результате анализа учебника «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» мы можем сделать следующие выводы. Важнейшим периодом Второй мировой войны для авторов учебника является Великая Отечественная война, именно в ходе Великой Отечественной войны начался в 1942-м и завершился в 1943 году коренной перелом во Второй ми-

ровой войне; также авторы выделили комплекс причин Второй мировой войны, сделав акцент на агрессию блока «Берлин — Рим — Токио» и разногласия между СССР, Великобританией и Францией. Также в учебнике в основном упомянуты исторические деятели Великобритании и США, достаточно подробно описаны военные действия союзников СССР по антигитлеровской коалиции, с акцентом на ведущую роль Советского Союза в победе над странами-агрессорами во Второй мировой войне.

Результат анализа учебника "The American Vision". Вторая мировая война на периоды в учебнике не разделена, образ представлен в основном через даты и воспоминания очевидцев. Причины Второй мировой войны: 1) итоги Первой мировой войны; 2) экономический кризис; 3) боязнь коммунистической революции;

4) приход к власти нацистов в Германии, фашистов — в Италии, милитаристов — в Японии;

5) ответственность за развязывание Второй мировой войны и ее жертвы несет А. Гитлер.

Ключевые даты Второй мировой войны, отраженные в учебнике: нападение Германии на Польшу (дата не указана); 22 июня 1940 г — капитуляция Франции; 7 декабря 1941 г. — нападение Японии на Перл-Харбор; 4 июня 1942 г. — битва за остров Мидуэй в Тихом океане; 1943 г. — Сталинградская битва (упоминание); осень 1944 г. — освобождение Франции союзниками; 7-8 мая 1945 г. — капитуляция Германии; 6-9 августа 1945 г. — сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки; 15 августа 1945 г. — капитуляция Японии, окончание Второй мировой войны.

Роль СССР в войне: военные действия против Германии и Японии, взаимодействие с союзниками, участие в Тегеранской конференции, участие в создании международного военного трибунала.

Роль США в войне: военные действия против Японии, Германии, Италии, взаимодействие с союзниками, участие в Тегеранской конференции, участие в создании международного военного трибунала, ленд-лиз. Авторы неоднократно подчеркивают ведущую роль США в победе во Второй мировой войне.

Исторические личности, упомянутые в учебнике: И. Сталин, А. Гитлер, Б. Муссолини, Ф. Франко, У Черчилль, Ф. Рузвельт, Г. Трумэн.

Итоги войны: 1) капитуляция Германии и Японии; 2) суд над военными преступниками Германии и Японии (Нюрнбергский процесс).

Таким образом, в результате анализа учебника "The American Vision" мы можем сделать

;____GLEIMCQE

W/ie

American vision

Appleby ¡ flrinkky | Itfoiisiird | McPh

Рис. 2. Обложка учебника "The American Vision'

следующие выводы. Ведущая роль в победе над странами-агрессорами принадлежит США, в описании основных событий войны авторы максимально подробно описывают военные действия США и Великобритании (в начале войны); из событий на Восточном фронте упомянута лишь Сталинградская битва (значение этой битвы не упоминается, авторы, упоминая о ней, сообщают лишь то, что большая часть пленных немцев погибла в сталинских лагерях для военнопленных); в учебнике неоднократно заостряется внимание читателя на персональной вине А. Гитлера в развязывании Второй мировой войны.

В ходе исследования, представленного на конкурс, нами была составлена краткая характеристика Второй мировой войны, сделано обобщение основных проблем историографии, сопоставлены основные научные подходы к описанию и оценке основных событий и итогов Второй мировой войны в российском и американском учебниках истории. В американском учебнике периодизации войны как таковой нет, Вторая мировая война представлена чередой событий. Неоднократно делается акцент на персональной вине А. Гитлера в развязывании войны и ее жертвах. Основное внимание уделено воен-

ным действиям, в которых принимали участие США, гораздо более подробно представлены военные действия против Японии, чем против Германии. Важный акцент сделан на том, что США принадлежит ведущая роль в победе во Второй мировой войне, практически все военные действия, в которых принимали участие США, заканчивались победой (исключением стали события Перл-Харбора и победа Японии на Филиппинах). У читателя складывается впечатление, что только благодаря героизму и патриотизму американских солдат победа над странами-агрессорами стала возможна. При этом отношение к другим участникам войны очень неоднозначно: СССР и его роль в победе над Германией практически не упоминается; Великобритания выжила в войне только благодаря помощи США; оккупированная в 1940 году Франция была освобождена американскими солдатами. В отечественном учебнике по истории выделены этапы Второй мировой войны, при этом акцент сделан на Великой Отечественной войне Советского Союза, в то же время достаточно подробно показана роль союзников СССР по антигитлеровской коалиции в победе, но при этом ни разу не упоминается ленд-лиз.

Задачи исследования, представленного на кон -курс, мы посчитали выполненными, поставленную цель — осуществленной. Мы реализовали сравнительно-исторический анализ интерпретаций основных проблем истории Второй мировой войны, представленных в российском и американском учебниках истории.

Учебники истории формируют культурную и историческую память подрастающего поколения. Культурная память — это система устойчивых представлений личности и социума о базовых основаниях национальной истории, нравственных ценностях и культурных традициях. Культурная память формируется культурной политикой государства [9, с. 191]. Современная культурная политика России ориентируется на утверждение традиционных культурных цен-

ностей в обществе, на использование потенциала культуры для формулирования и трансляции нравственных ценностей, образов культурной и исторической памяти от поколения к поколению [10]. По этой причине наше исследование представляется актуальным. Во-первых, как опыт работы с педагога и обучающегося над научно-исследовательским проектом по проблеме культурной и исторической памяти. Во-вторых, как опыт осмысления полярных подходов к трактовке истории Второй мировой и Великой Отечественной войн в российском и американском учебниках истории. По нашему мнению, результаты проведенного исследования могут быть полезны в образовательном и воспитательном отношении педагогам и обучающимся в школах, техникумах, колледжах.

Библиографический список

1. Путин: попытки переписать историю направлены на подрыв России // Аргументы и факты : [сайт]. — 2019. — URL: https://aif.ru/politics/russia/1468882 (дата обращения: 07.10.2019).

2. Какое влияние Вторая мировая война оказала на человечество? Один вопрос четырем историкам // Русская народная линия : [сайт]. — 2019. — URL: http://ruskline.ru/monitoring_ smi/2005/05/11/kakoe_vliyanie_vtoraya_mirovaya_vojna_okazala_na_chelovechestvo (дата обращения: 07.10.2019).

3. Как Россия переписывает историю Второй мировой войны // Россия сегодня : [сайт]. — 2019. — URL: https://inosmi.ru/politic/20170127/238611561.html (дата обращения: 07.10.2019).

4. Учить историю по-американски // Блог Николая Старикова. — 2019. — URL: https:// nstarikov.ru/uchit-istoriyu-po-amerikanski-11955 (дата обращения: 07.10.2019).

5. Вторая мировая война 1939-1945 // XX век. Краткая историческая энциклопедия: В 2-х т. Т. 1. — Москва : Наука, 2001. — 480 с. — ISBN 978-5-02-008793-9.

6. Загладин, Н. В. История. Конец XIX — начало XXI века / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. — Москва : Русское слово, 2015. — 448 с. — ISBN 978-5-533-00753-5.

7. Сороко-Цюпа, О. С. Всеобщая история. Новейшая история: 9 кл. / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. — Москва : Просвещение, 2018. — 304 с. — ISBN 978-5-09-031359-9.

8. Appleby, J. "The American Vision" Glencoe / J. Appleby, A. Brinkley, A. S. Broussard, J. M. McPherson, D. Ritchie. — McGraw-Hill, 2004. — P. 336. — ISBN 978-0078799846.

9. Загребин, С. С. Размышления о книге Елены Ямпольской «О культуре и не только» / С. С. Загребин // Клио. — 2019. — № 2 (146). — С. 188-197.

10. Загребин, С. С. Традиционная культура как основа новой культурной политики в России / С. С. Загребин // Вестник Омск. ун-та. Сер. «Исторические науки». — 2016. — № 2. — С. 82-87.

For citation: Klepalov, A. V. The Great Patriotic War 1941-1945: the problem of interpretation in the Russian and American history textbooks / A. V. Klepalov, L. M. Nazhipova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 1 (25). — P. 135-141.

THE GREAT PATRIOTIC WAR 1941-1945: THE PROBLEM OF INTERPRETATION IN THE RUSSIAN AND AMERICAN HISTORY TEXTBOOKS

A. V. Klepalov, L. M. Nazhipova

The article presents the results of a research, which was conducted by pupil under the guidance of a history teacher. The study is devoted to a comparative historical analysis of the interpretation of the history of World War II and the Great Patriotic War in Russian and American history textbooks. The authors have identified controversial problems, established the ideological foundations of historical interpretations. The article can be claimed by teachers as an experience of research work with students.

Key words: World War II, Great Patriotic War, cultural memory, cultural policy, historical memory, history textbooks.

References

1. Putin: popytki perepisat' istoriju napravleny na podryv Rossii. Argumenty i fakty, 2019, available at: https://aif.ru/politics/russia/1468882 (accessed: 07.10.2019). (In Russian)

2. Kakoe vlijanie Vtoraja mirovaja vojna okazala na chelovechestvo? Odin vopros chetyrem istori-kam. Russkaja narodnaja linija, 2019, available at: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/05/11/kakoe_ vliyanie_vtoraya_mirovaya_vojna_okazala_na_chelovechestvo (accessed: 07.10.2019). (In Russian)

3. Kak Rossija perepisyvaet istoriju Vtoroj mirovoj vojny. Rossija segodnja, 2019, available at: https://inosmi.ru/politic/20170127/238611561.html (accessed: 07.10.2019). (In Russian)

4. Uchit' istoriju po-amerikanski. Blog Nikolaja Starikova, 2019, available at: https://nstarikov.ru/ uchit-istoriyu-po-amerikanski-11955 (accessed: 07.10.2019). (In Russian)

5. Vtoraja mirovaja vojna 1939-1945. XX vek. Kratkaja istoricheskaja jenciklopedija: V 2-h t. T. 2 [The Second World War 1939-1945. XX century. Brief historical encyclopedia: In 2 volumes Vol. 2]. Moscow, Nauka, 2001, 480 p., ISBN 978-5-02-008793-9. (In Russian)

6. Zagladin N. V., Petrov Yu. A. Istorija. Konec XIX — nachalo XXI veka [History. The end of the XIX — the beginning of the XXI century]. Moscow, Russian Word, 2015, 448 p., ISBN 978-5-533-00753-5. (In Russian)

7. Soroko-Cjupa O. S., Soroko-Cjupa A. O. Vseobshhaja istorija. Novejshaja istorija: 9 kl. [General History. Recent history: 9 cl.]. Moscow, Enlightenment, 2018, 304 p., ISBN 978-5-09-031359-9. (In Russian)

8. Appleby J., Brinkley A., Broussard A. S., McPherson J. M., Ritchie D. "The American Vision" Glencoe. McGraw-Hill, 2004, p. 336, ISBN 978-0078799846. (In English)

9. Zagrebin S. S. Razmyshlenija o knige Eleny Jampol'skoj «O kul'ture i ne tol'ko» [Reflections on the book of Elena Yampolskaya "On culture and not only"], Klio [Clio], 2019, no. 2 (146), pp. 188-197. (In Russian)

10. Zagrebin S. S. Tradicionnaja kul'tura kak osnova novoj kul'turnoj politiki v Rossii [Traditional culture as the basis of a new cultural policy in Russia], Vestnik Omsk. un-ta. Ser. «Istoricheskie nauki» [Bulletin of Omsk. un-t. Ser. "Historical sciences"], 2016, no. 2, pp. 82-87. (In Russian)

Клепалов Александр Викторович, учитель МАОУ «СОШ №° 104 г. Челябинска», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Нажипова Люция Максумовна, ученица МАОУ «СОШ №° 104 г. Челябинска», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Klepalov Alexander Viktorovich, teacher of MAOU "Secondary school no. 104 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Nazhipova Ljucija Maksumovna, pupil, MAOU "Secondary school no. 104 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Павленко, В. Д. Образование — залог победы (1941-1945 гг.) / В. Д. Павленко, Г. К. Павленко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 141-148.

УДК 94(47)+37.0 ББК 63.3(2)622:74.5

ОБРАЗОВАНИЕ — ЗАЛОГ ПОБЕДЫ (1941-1945 ГГ.)

В. Д. Павленко, Г. К. Павленко

Предвоенные 30-е годы были отмечены небывалым подъемом индустриального развития Советского государства. Стране нужны были учителя, грамотные строители, металлурги, инженеры и техники. Ни одна страна в мире

не знала такого быстрого и в таком количестве возведения школ, техникумов и вузов. Однако, несмотря на это, превратить почти безграмотное население в образованное в короткие сроки было невозможно. Не случайно в войне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.