УДК 3 7.016:94(100) "1939/45 ":378.167.1
ББК Т3(0)62р+Ч448.026.4 ГСНТИ 16.21.27; 16.21.23 Код ВАК 10.02.19
А. А. Строканов
Линдон, США
С. Ю. Жданова, Л. О. Пузырёва
Пермь, Россия
АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ В РОССИИ И США
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В НИХ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
АННОТАЦИЯ. В статье описано выявление эксплицитного знания о Второй мировой войне, представленного в учебниках истории. Данное исследование является частью масштабного изучения образа Второй мировой войны у жителей участвовавших в ней стран (русских и американцев). Анализ и сопоставление российских и американских учебников истории позволили сделать вывод о различиях в представлении материала о Второй мировой войне. Выявлено, что война освещается по-разному в зависимости от страны издания учебника и от того, кому учебник адресован. Американские учебники преимущественно освещают события, происходившие на территории США, уделяют мало внимания истории боевых действий в целом. В большей степени рассматривается история боевых действий против Японии, чем против Германии. Отечественные учебники показывают вклад в победу всех стран-союзников, учебники американских авторов основное внимание уделяют роли США, при этом отношение к участникам войны неоднозначно: некоторые не упоминаются, роли других участников умалчиваются. Сделан вывод о высоком уровне политизации изложения материала. В российских учебниках история Второй мировой войны раскрыта подробнее, представлена более полная картина боевых действий. Решающая роль в разгроме врага отдана Советскому Союзу, однако показан и вклад в победу союзников. Отмечено, что учебники обеих стран не упоминают об ужасах войны, приведены только определенные факты. Это можно определить как некое упущение авторов. Необходимо стремиться к сохранению Второй мировой войны в народной памяти как свидетельства величайшей трагедии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Вторая мировая война; учебники истории; историческая память; национальное сознание; анализ учебников.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Строканов Александр Алексеевич, профессор истории, заведующий кафедрой социальных наук, директор Института русского языка, истории и культуры, Линдонский государственный колледж; 1001, CollegeRoad, POBox 919, Lyndonville, Vermont, USA 05851; e-mail: [email protected].
Жданова Светлана Юрьевна, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии развития, философ-ско-социологический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет; 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: svetlanaur@gmail. com.
Пузырёва Любава Олеговна, аспирант, старший преподаватель кафедры психологии развития, философско-социологический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет; 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: [email protected].
В понимании роли войны в истории понимание событий, оценить взгляды со-
страны и жизни людей, ее последствий, временников на внешнюю политику госу-
формировании объективного взгляда на со- дарств, обратить внимание на трагичность
бытия той эпохи большую актуальность на и ужас последствий войны. сегодняшний день приобретает изучение В своем масштабном исследовании, по-
образа Второй мировой войны в сознании священном изучению образа войны в раз-
представителей различных культур. Обра- личных семиотических системах у предста-
щение внимания на сопоставление сформи- вителей разных культур, мы ставили целью
ровавшихся образов Второй мировой войны изучение эксплицитного и имплицитного
в разных странах и культурах позволит из- знания о Второй мировой войне. На первом
бежать субъективных, фальсифицированных этапе нами было проведено изучение пред-
оценок войны, а также будет способствовать метной области и ее формализация, созда-
сохранению исторической памяти. ние базы знаний (онтологии спецификации)
В настоящее время повсеместно наблю- «Вторая мировая война». На втором этапе
дается учащение войн, которые по своему исследования осуществлялся анализ учебни-
масштабу близки к мировым, так как затра- ков истории в России и США с точки зрения
гивают интересы множества стран, вовлекая репрезентации в них знаний о Второй миро-
их тем самым в военные действия, распро- вой войне. Этот этап дает нам возможность
страняющиеся на огромные сухопутные, выявления стереотипов восприятия и пред-
морские и воздушные пространства. В дан- ставления войны в связи с этнической при-
ном контексте необходимым представляется надлежностью, специфических характеристик
изучение опыта Второй мировой войны. Ис- образа войны у русских и американцев. следование представлений о войне, ее об- В качестве метода исследования учеб-
раза в сознании граждан, их отношения к ных пособий истории России и США был ис-
причинам, поводам, событиям, итогам и по- пользован метод контент-анализа, осу-
следствиям, значению в жизни общества и ществлялся анализ текстовых массивов на
конкретного человека позволяет углубить основе ключевых слов.
Публикация подготовлена при поддержке гранта № 15-16-59006.
The publication was prepared with the support of the grant N° 15-16- 59006.
© Строканов А. А., Жданова С. Ю., Пузырёва Л. О., 2016
Политическая лингвистика 6 (60)'2016
В ходе исследования на основе метода экспертных оценок были определены критерии анализа. В качестве экспертов выступили психологи, имеющие богатый опыт анализа текстов, а также преподаватели истории в вузах и школах России и США. Общее количество экспертов составило 6 человек: из них 3 специалиста в области психологии и 3 специалиста в области исторического знания. Степень согласия экспертов в отношении выделенных критериев анализа составила более 90 %.
На основе процедуры экспертных оценок в качестве критериев анализа были выделены следующие категории:
• насколько полно описано событие;
• всесторонность освещения (причины, последствия и т. д.);
• выпячивается ли роль только одной стороны или показаны все участники военных действий;
• умалчивается ли о какой-либо стороне;
• как представлен образ врага (кто враг?);
• как передается образ врага за счет вербальных и невербальных составляющих;
• есть ли героизация войны (много ли героев, кто именно является героем, выделяются генералы или простые солдаты);
• фронт и тыл;
• иллюстративный материал (есть ли, насколько красочный, что изображено);
• есть ли плакаты (что изображено: тыл, военные действия, призыв всем идти на фронт);
• война, ее последствия — зверство, ужас (присутствует ли это представление?). Анализ российского учебника. В качестве объекта анализа нами был выбран учебник О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. Пономарёва, В. А. Рогожина «История. Россия и мир» за 11 класс (Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 12-е издание, Москва (издательство «Дрофа»), 2013 г.) [Волобуев, Клоков, Пономарев, Рогожкин 2013]. Данный учебник является базовым, используется в школах России для изучения истории.
Анализ показал, что эксплицитное знание в отношении Второй мировой войны представлено в 5-й главе учебника. Информация о войне раскрыта на 36 страницах [Там же: 147—183]. Глава включает 5 параграфов, названия которых представлены ниже:
§ 22. Агрессия гитлеровской Германии. § 23. СССР накануне Великой Отечественной войны.
§ 24. Начало Великой Отечественной войны.
§ 25. Коренной перелом.
§ 26. Победа Антигитлеровской коалиции.
В параграфе 22, обозначенном как «Агрессия гитлеровской Германии», рассматриваются причины и периодизация войны; разгром Польши, обсуждаются вопросы «Странной войны» на Западе; разгром Франции; битва за Англию; военные действия в Африке и на Балканах.
Параграф 23 «СССР накануне Великой Отечественной Войны» включает в себя обсуждение таких вопросов, как подготовка СССР к войне, советско-финляндская война; дальнейшее территориальное расширение СССР.
Параграф 24, названный «Начало Великой Отечественной войны», посвящен вопросам нападения Германии на СССР; мобилизационным усилиям первых месяцев войны. В этом параграфе рассматривается зимнее контрнаступление Красной армии; оборонительные бои Красной армии летом и осенью 1942 г.; военные действия в Северной Африке и на Тихом океане; формирование Антигитлеровской коалиции.
В параграфе 25 «Коренной перелом» рассматриваются победы советских войск под Сталинградом на Курской дуге; сражения в Северной Африке и на Тихом океане; соотношение сил в важнейших сражениях 1942—1943 гг.; советское общество в годы войны, а также такой вопрос, как «советские люди на оккупированных территориях».
В параграфе 26 «Победа Антигитлеровской коалиции» освещаются вопросы наступления Красной армии в 1944 г.; военных действий на западе в 1944 г.; положение в Германии; движение Сопротивления, завершение войны в Европе; завершение войны на Дальнем Востоке; рассматриваются итоги Второй мировой войны; потери во Второй мировой войне.
Анализируя содержание главы, следует заключить, что события Второй мировой войны представлены в главе неполно, что можно объяснить невозомжностью изложения в рамках одной главы всей информации относительно истории Второй мировой войны. Однако все основные события описаны, что удовлетворяет требованиям базового уровня.
События описаны коротко, но всесторонне. Рассмотрены причины, итоги, последствия войны. Например, указано положение государств на момент начала войны, основные причины войны, ее ход и окончание. В конце учебника приведены карты боевых действий. Представлены основные театры военных действий Второй мировой войны: Северная Африка, Западный фронт,
Тихоокеанские баталии, Восточный фронт. Указаны основные политические и военные деятели, принимавшие стратегические решения в войне.
Роль СССР во Второй мировой войне показана ярче, чем роли других стран, вместе с тем их вклад в победу показан очевидно, например Англии, США. Данный факт можно объяснить тем, что учебник написан в России и для российских школьников. С другой стороны, не стоит забывать о том, какой вклад СССР внес в победу и какой грандиозный театр военных действий был на Восточном фронте.
В данном учебнике показано, что решающий вклад в разгром фашизма принадлежит Советскому Союзу. Главный участник военных действий — Красная армия, либо указаны отдельные силы некоторых фронтов с указанием командующих: Юго-Западный (Н. Ф. Ватунин), Донской (К. К. Рокоссовский), Сталинградский (А. И. Еременко), Западный (Г. К. Жуков). Показано, что весомый вклад в исход войны внесли партизанские отряды, которые представлены в главе как советские патриоты.
Простой советский народ не упоминается как победитель. О героизме советского народа, армии и солдат не упоминается. Победа над фашизмом описывается как победа Антигитлеровской коалиции: «В результате победы Антигитлеровской коалиции была ликвидирована угроза, нависшая над всем человечеством».
Роль Китая в войне не раскрыта подробно. Указаны лишь потери Китая в войне и операция советских войск в Китае, да и то вкратце. Недостаточно внимания уделено Франции, движению Сопротивления в оккупированных немцами странах. Но учебник и не предполагает полного раскрытия тех событий, кроме того, объем учебника не позволяет уместить всю информацию. В учебнике представлены только значимые события.
Образ врага представляется главным образом Германией, в частности А. Гитлером как главным идеологом войны. В тексте враг обозначен такими выражениями, как «гитлеровская Германия», «гитлеровцы», «гитлеровское командование», «немцы», «гитлеровские войска», «немецкая авиация», «фашисты», «фашистская Германия» [Там же]. Однако союзники Германии в войне всё же упоминаются: страны Центральной и Восточной Европы — Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия и Болгария, Италия и Япония.
Образ врага передается как вербальными, так и невербальными средствами. Невербальные средства: фотографии карика-
турного содержания, фотография затопленного корабля в Перл-Харборе, улицы Лондона после бомбежки немецкой авиации, марш немецких войск по Парижу. Всё это свидетельствует о вероломности и жестокости врага. К вербальным средствам следует отнести сведения о потерях союзников в войне (военнослужащих и мирных жителей), что свидетельствует о жестокости врага, один из параграфов главы так и называется: «Агрессия гитлеровской Германии». Приведем следующие цитаты из учебника: «Гегемония фашистских государств», «вероломное нападение на СССР», «становление движения Сопротивления», «окончательный разгром фашистов, оккупантов», «Гитлер возомнил себя вершителем судьбы Европы»... Мы видим, что в учебнике достаточно четко обозначено, кто является врагом в войне, агрессором, оккупантом (Германия, Италия, Япония), а кто — освободителем всего мира (СССР, Англия, США) [Там же].
В отношении героизации войны можно сказать, что как таковой информации о героях в учебнике нет, но героические ноты всё же присутствуют. Например: «.на уничтожение гарнизонов пограничных застав они отводили 15—20 минут, но многие заставы держались часами, сутками, сковывая живую силу и технику врага.», «с огромным трудом командованию Красной Армии удалось стабилизировать фронт на ближних подступах к столице. Войскам Калининского (командующий — К. К. Рокоссовский), Западного (Г. К. Жуков) и Брянского (А. И. Еременко) фронтов удалось измотать и обескровить наступающие части противника.», «.более половины из тех, на чьих плечах держался тыл сражающейся армии, составляли женщины и подростки.». В главе упоминается как простой народ и солдаты, так и генералы.
Тыл в учебном пособии представлен кратко, больше внимания уделено военным операциям. При описании тыла упомянут труд советских людей, их вклад в победу, труд союзников, например: «.более половины из тех, на чьих плечах держался тыл сражающейся армии, составляли женщины и подростки.», «Советское общество в годы войны подчинено лозунгу „Всё для фронта, всё для победы". На первый план вышла идея „защиты отечества" от фашистского порабощения: „Великая Отечественная продемонстрировала небывалый подъем патриотизма, стала коллективным подвигом всего народа"» [Там же].
В учебном пособии присутствует большое количество различных иллюстраций. В 5 главе, посвященной Второй мировой
Политическая лингвистика б (60)'201б
войне, представлено 23 красочных изображения. Из них 14 — фотографии, 9 — рисованные изображения. Данные иллюстрации передают ход и настроение военных действий, позволяют ощутить атмосферу тех лет, создают определенное смысловое и эмоциональное наполнение главы. Иллюстрации включают:
- картины сражений, битв, последствий войны, демонстрирующие наглядно отвагу советского народа, огромные человеческие потери;
- изображения простых советских людей в тылу и на фронте, партизанские отряды, вооружение советской армии (танки, автоматы);
- фото генерала Г. К. Жукова; ироничное фото из фильмов (Ч. Чаплин в роли А. Гитлера и Дж. Оуки в роли Б. Муссолини в фильме «Великий диктатор» 1940 г.);
- изображения немецких войск и техники, демонстрирующие огромную численность войск и мощь техники;
- картины других участников войны: американцев (высадка десанта на тихоокеанском театре военных действий, американский корабль, потопленный при налете японцев на Перл-Харбор), англичан (танк, предназначенный для отправки советским союзникам), улицы Лондона после налета гитлеровской авиации, английский плакат (объединенные нации борются за свободу);
- картины освобождений (Минска, китайского города Муждене, штурм Берлина);
- таблицы, демонстрирующие соотношение численности армии, вооружения и потерь в войне;
- иллюстрации, отражающие вклад в победу простого советского народа (картинка «Проверка автоматов, перед отправкой на фронт», фото «Самолеты, построенные на средства актеров Малого театра», фото «Актеры Малого театра изучают устройство автомата»).
Анализируя иллюстративный материал главы, посвященной Второй мировой войне, можно сказать, что на 7 фотографиях изображена военная техника и оружие, как советские, так и других государств. На остальных фотографиях изображены как советские, так и немецкие солдаты.
Что касается красочности материала, то в данной главе авторы опубликовали лишь черно-белые изображения. Если для фотографических изображений это вполне актуально (передает дух и настроение времени), то плакаты можно было представить в красочном варианте.
Плакаты и картины иллюстрируют как советские агитационные материалы, так и мировые. В главе присутствуют три плаката. Возможно, это не так уж и много для рас-
смотрения темы Второй мировой войны, поскольку именно в это время плакатное искусство переживало свой золотой век. Два плаката посвящены предвоенной тематике в СССР, тому времени, когда в мире уже были предпосылки к войне. На одном плакате изображено, с одной стороны, величие советского флота, с другой — призыв к защите морских рубежей страны («Защитим морские подступы к СССР»). На другом плакате читается призыв к защите Родины («Если завтра война»), формирование желания служить Родине (пожилой человек с винтовкой в руках, а за ним вся страна). На третьем плакате изображено единение всех наций в борьбе с фашизмом. Плакат создан художниками США, поэтому на первом плане флаг США и Великобритании, а поодаль флаг СССР. Уже в те времена формировалась определенная дистанция между миром западным и СССР.
В целом можно сказать, что иллюстративный материал подобран грамотно и отражает содержание именно мировой войны, борьбы всего мира против фашистской Германии.
В учебнике отсутствуют рассказы об ужасах, зверствах войны. Представлены только история и факты. Особо жестокий характер войны передается только в иллюстрациях и таблицах (количество мобилизованных, погибших военнослужащих, раненных в боях, жертв среди населения) по союзникам и противникам. Это определенное упущение со стороны авторов, поскольку фашизм — это прежде всего зверство и издевательство над человеком и его правами.
В целом можно сделать вывод, что данная тема в рамках учебника раскрыта максимально полно, и можно считать, что учебник соответствует требованиям к обучению школьников всемирной истории. Конечно, для тех, кто хочет подробно изучить тему Второй мировой войны, необходимо изучение дополнительной литературы.
Анализ американского учебника. Для анализа эксплицитного знания о Второй мировой войне в учебниках США был использован в качестве объекта анализа учебник «The American Vision. Teacher Wraparound Edition. Joyce Appleby, Alan Brinkley, Albert S. Broussard, James M. McPherson, Donald Ritchie (Glencoe/McGraw Hill, 2003, 1138 pages. ISBN 0078249226-0) [Appleby, Brinkley, Brous-sard, McPherson, Ritchie 2003].
Второй мировой войне посвящены две главы в учебнике, которые составляют общим объемом 69 страниц [Op. cit.: 706—775]. Это:
Глава 24. Мир в огне, 1931—1941 (стр. 706—733).
Глава 25. Америка и Вторая мировая война, 1941—1945 (стр. 734—775).
Глава 24 начинается с описания прихода к власти Б. Муссолини в Италии, И. Сталина в СССР и А. Гитлера в Германии. Затем описывается установление контроля милитаристов над Японией. После представления этих стран учебник обсуждает Аншлюс Австрии, раздел Чехословакии и Пакт о ненападении между СССР и нацистской Германией. Далее учебник рассказывает о начале войны и нападении Германии на Польшу, падении Франции, чудесном спасении английских солдат при Дюнкерке и битве за Британию. В этой же главе обсуждается нацистская идеология, Нюрнбергские антиеврейские законы, преследование евреев, создание нацистами концентрационных лагерей и лагерей для уничтожения евреев и других неугодных режиму людей. В главе детально обсуждается Акт о нейтралитете, принятый США в 1939 г., и дебаты в отношении американского изоляционизма перед вступлением США в войну. Затем рассказывается о нападении Японии на США и объявлении Германией войны США.
Глава 25 начинается с анализа состояния американской промышленности перед войной и ее перехода на выпуск военной продукции. Затем обсуждается увеличение численности армии США. При этом подчеркивается, что армия США носила сегрегационный характер. Особое внимание уделяется тому, как афроамериканцы проявляли себя в боях. Кроме того, анализируется, что повлияло на решение Г. Трумэна, правда только в 1948 г., полностью интегрировать армию и ликвидировать ее разделение по расовому принципу. Особое внимание уделяется участию женщин в вооруженных силах США. Далее в главе обсуждается захват Японией Филиппин, стратегия Японии в войне против США, сражения в Коралловом море и битва за Мидуэй. После этого учебник переходит к военным действиям в Северной Африке, Битве за Атлантику. Как поворотный пункт в войне обсуждается Сталинградская битва, и это первое упоминание об участии в войне Советского Союза.
Затем обсуждение возвращается к событиям на «домашнем фронте». Рассказывается об участии женщин в работе на оборонных предприятиях, использовании афро-американских и мексиканских трудовых ресурсов. Отмечаются и проблемы, такие как нехватка жилплощади в районах развивающейся военной промышленности, всплеск расизма и преступности. Особо обсуждается история с интернированием населения с японскими корнями. В главе разбирается
повседневная жизнь американцев в годы войны: контроль за ценами, огороды, бытовая жизнь и т. д.
Далее учебник вновь обращается к военным действиям. Обсуждаются стратегические бомбардировки западными союзниками городов Германии, а также начало военных действии в Италии. Учебник коротко рассказывает о Тегеранской конференции. Заметим, что Ялтинская конференция упоминается только вскользь. Большое внимание в главе уделяется высадке западных союзников во Франции. Затем рассказ переходит к военным действиям против Японии, возвращении Макартура на Филиппины. Далее обсуждение снова возвращается к Европе и рассказывается о продвижении западных союзников на восток, особое внимание уделяется Арденнской операции, называемой в США как битва за Балдж. Очень коротко отмечается завершение войны в Европе, и учебник вновь переходит к войне с Японией. Обсуждаются битвы за Иводзиму, бомбардировки Японии, наступление американских войск на Окинаву, и подробно разбирается атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Завершается глава рассказом о создании ООН и о Нюрнбергском трибунале.
Отметим некоторые интересные детали:
• Учебник приводит таблицу жертв войны, где отмечается, что СССР потерял 11 миллионов военнослужащих и всего 6 700 000 гражданского населения. Российские исследователи называют цифру, превышающую 13 миллионов потерь среди гражданского населения. Примечательно, что учебник называет цифру 8—10 миллионов как число жертв среди крестьянства, сопротивлявшегося коммунистической политике. Таким образом, можно прийти к выводу, что потери гражданского населения в мирные 30-е годы были выше, чем в результате войны с Германией.
• В учебнике приводится фотография встречи американского и советского военнослужащих Вильяма Робертсона и Александра Сильвашко в 1945 г. На подписи под фотографией А. Сильвашко назван как военнослужащий Первой Украинской армии, а не Первого Украинского фронта. Дело здесь не просто в трудности перевода термина «фронт», а скорее всего в желании представить Сильвашко как бойца некой особой Украинской армии, которой на самом деле никогда не существовало.
• Из учебника невозможно понять, кто брал Берлин. В учебнике написано, что советские войска подошли к окраинам Берлина, А. Гитлер застрелился и 7 мая Германия капитулировала. День 8 мая называется Днем Победы в Европе.
Политическая лингвистика 6 (60)'2016
Основные имена, приводимые в американском учебнике, принадлежат руководителям стран — участниц войны: А. Гитлер, Б. Муссолини, У. Черчилль, И. Сталин. А вот из других имен приводятся также имена из Германии: М. Борман, адмирал К. Дёниц; из Великобритании: Б. Монтгомери; из Японии — адмирал И. Ямамото. Только СССР не представлен никем, кроме И. Сталина и упомянутого выше А. Сильвашко.
В таблице участников войны названы 7 стран. Три представлены как страны «Оси» — Италия, Германия и Япония. Три как «Союзники» — США, Великобритания и Франция. СССР отмечен между двумя блоками отдельно и определен следующим образом: «...подписал акт о ненападении в 1939, получил помощь от США и впоследствии „eventually" сражался вместе с союзниками против Германии.» [Op. cit.].
Совершенно понятно и объяснимо, что основное внимание авторы учебника уделили США. Это учебник истории США, и по вполне понятным причинам все внимание уделено именно роли своей страны и конкретным событиям в ходе войны. Тем не менее отношение к «союзникам» однозначно разное. Самое большое внимание и положительные оценки достаются Великобритании. Франция практически не упоминается. А вот СССР представлен и как союзник, и как не совсем союзник, особенно на начальном этапе войны. Ирония заключается в том, что сами США вступили в войну даже позже, чем СССР. В целом можно заключить, что роль СССР представлена не объективно, и его решающий вклад в победу попросту замалчивается.
Учебник абсолютно не упоминает о зверствах нацистов на оккупированных ими территориями или о зверствах японцев в Китае и других оккупированных странах. Эта сторона войны практически не присутствует, за исключением истории холокоста, что отражено достаточно объективно, подробно и на конкретных примерах. Таким образом, авторы подходят выборочно к представлению ужасов войны и ее последствий для народов мира. Возможно, это связано с тем, что эти зверства не затронули США и народ напрямую. Как следствие данного подхода к отражению войны, у учащихся не может формироваться образ врага, беспощадного и заслуживающего серьезной кары. Это просто война, где есть победители и побежденные. Просто одна из ряда многих войн, что случались в прошлом и не могут быть исключены в будущем.
Установка на героизацию войны практически отсутствует. Мы можем прочитать о
генералах, но судьба простого солдата практически не показана, чего нельзя сказать о ситуации в тылу, где явственно выступают конкретные люди и их достижения.
Учебник очень подробно описывает историю не столько боевых действий, сколько событий, осуществляемых на территории США. Такой подход заслуживает поддержки и понимания. Более того, в ходе обсуждения «домашних событий внутри США» в ходе войны авторы учебника не избегают «острых» вопросов и достаточно объективно их отражают на страницах учебника. Это относится и к расовому вопросу, и к росту расовых конфликтов и преступности в годы войны, роли женщин в армии и в тылу, а также к такой болезненной теме, как интернирование граждан с японскими корнями в ходе войны и отсутствие официальных извинений перед этими невинными по сути людьми до 1988 г., когда правительство США наконец принесло извинения за свои действия и события тех лет.
Можно однозначно заключить, что учебник фокусирует внимание учащихся не столько на военных действиях, сколько на изменении страны в целом в ходе войны.
Совершенно очевидным является тот факт, что военные действия против Японии привлекают гораздо больше внимания авторов, чем военные действия против Германии. Это, кстати, противоречит мнению военного командования США в годы войны, что основным противником является не Япония, а Германия. Уровень политизации изложенного материала очень высок.
В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. В итоге сопоставления освещения Второй мировой войны в учебниках истории двух стран, России и США, нами были выделены общие тенденции и отличительные особенности. Общие тенденции проявляются в том, что в обоих учебниках из-за особенностей построения повествования, большого объема информации, который необходимо сжать до размера одной главы, события Второй мировой войны освещены неполно.
2. Учебники обеих стран абсолютно не упоминают о зверствах нацистов, ужасах войны, приведены только определенные факты, события истории. Это можно определить как некое упущение авторов, ведь войны и фашизм — это прежде всего трагедия народов. Необходимо стремиться к сохранению Второй мировой войны в народной памяти как свидетельства величайшей трагедии.
3. Специфические различия проявляются в том, что в российском учебнике основные
мировые события представлены в достаточном объеме, в американском учебнике упор повествования сделан на события, происходившие не на мировой арене, а на территории США.
4. Отечественные учебники показывают вклад в победу всех стран-союзников, таких как, например, США или Англия; учебники американских авторов основное внимание уделяют роли США, при этом отношение к участникам Второй мировой войны неоднозначно: некоторые участники не упоминаются, роли других участников умалчиваются.
5. В российских учебниках отмечается решающий вклад Советского Союза в победу над фашизмом, простой народ не упоминается как победитель. Тыл, жизнь людей в этот период российским учебником освещены мало, больше внимания уделяется идее защиты отечества от внешней угрозы. Американский учебник, напротив, рассказывает об участии женщин в работе на оборонных предприятиях, использовании афроамери-канских и мексиканских трудовых ресурсов, описывает бытовые проблемы народа.
6. Образ врага со стороны России представлен преимущественно Германией (в лице А. Гитлера в частности), в американском учебнике в качестве врагов предстают Италия, Германия и Япония.
7. В российском учебнике все же отмечается героизм народа, солдат, генералов. Установка на героизацию войны в американском учебнике полностью отсутствует.
Таким образом, представленный материал позволяет говорить о том, что события Второй мировой войны освещаются по-разному в зависимости от того, в какой стране издан учебник и кому он адресован.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жданова С. Ю., Мишланова С. Л. Образ войны в различных семиотических системах // Вестн. ПГГПУ. Сер. № 1, Психологические и педагогические науки. 2015. Вып. 1. С. 11—17.
2. Жданова С. Ю., Печеркина А. В., Полякова С. В. Репрезентация образа войны в фильмах о Великой Отечественной
войне // Science and Practice: new Discoveries : Междунар. науч. конф. (Россия, Москва; Чехия, Карловы Вары, 24—25 окт. 2015 г.). 2015. С. 182—190.
3. Жданова С. Ю., Пузырева Л. О. Психологический анализ текста (на примере анализа песен Великой Отечественной войны) // Science in the modern information society. — North Charleston, USA, 2015. Vol. 7. № 3. P. 62—64.
4. Жданова С. Ю., Пузырева Л. О., Печеркина А. В. Меди-атекст как объект изучения (на примере анализа песен и фильмов о войне) // В мире научных открытий. 2015. N° 11.6. С. 2274—2287.
5. Жданова С. Ю., Пузырева Л. О., Печеркина А. В. Психосемантический анализ концепта «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» // Вестн. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер. № 1, Психологические и педагогические науки. 2016. С. 11—16.
6. Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогож-кин В. А. История. Россия и мир. 11-й кл. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений. 12-е изд. — М. : Дрофа, 2013. 351, [1] с.: ил., карт.; 32 с. цв. вкл.
7. Куприянычева Е. А., Мишланова С. Л. Построение онтологии предметной области «война» на материале лексикографических источников // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики : материалы ежег. между-нар. конф. (г. Екатеринбург, 30—31 янв. 2015 г.) / Урал. гос. пед. ин-т. — Екатеринбург, 2015. Ч. 1. С. 153—161.
8. Полякова С. В., Жданова С. Ю., Мишланова С. Л. Ретроспективный образ войны в американском дискурсе (на материале комментариев об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки) // В мире научных открытий. 2015. № 9.4 (69). С. 1243—1253.
9. Полякова С. В., Жданова С. Ю., Мишланова С. Л., Пу-зырева Л. О., Печеркина А. В. Образ советского воина в специальных группах социальной сети «Фейсбук» // В мире научных открытий. 2015. № 11 (2). С. 1106—1115.
10. Полякова С. В., Мишланова С. Л., Жданова С. Ю. Метафорическая репрезентация концепта Второй мировой войны в американском блоговом дискурсе // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований : сб. материалов 14-й междунар. науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 18 окт. 2015 г.). 2015. С. 67—70.
11. Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX в. Эволюция образа врага. — М. : РОССПЭН, 2006. — 288 с.
12. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке — исторический опыт России. URL: http://www.e-reading.club/book. php?book=1019663.
13. Сенявская Е. С. Соперники, союзники, враги... Восприятия Великобритании, Франции и США в России в первой половине ХХ века / Обозреватель-observer. 2010. № 5. С. 86— 101.
14. Appleby J., Brinkley A., Broussard A. S., McPherson J. M., Ritchie D. The American Vision (textbook): Teacher Wraparound Edition. — New York : National Geographic Society : Glencoe : McGraw-Hill, 2003. 1138 p. ISBN 0078249226-0.
15. Strokanov A. A., Zhdanova S. U. Russian and American students' images of their future presidents // Psychology in Russia: State of the Art. 2014. № 7 (4). P. 43—50.
A. A. Strokanov
Lyndon, USA
S. U. Zhdanova, L. O. Puzyreva
Perm, Russia
AN ANALYSIS OF THE HISTORY TEXTBOOKS IN RUSSIA AND THE UNITED STATES FROM THE PERSPECTIVE OF THEIR REPRESENTATION OF THE SECOND WORLD WAR
ABSTRACT. The paper describes the identification of explicit knowledge about the Second World War represented in the textbooks in History. This study is a part of a large-scale research of the image of the Second World War in the minds of the residents ofparticipating countries (the Russians and the Americans). The analysis and comparison of the Russian and American history textbooks led to the conclusion about the differences in the presentation of the material about the Second World War. It was revealed that the war in this case is described in different ways depending on the edition of the textbook, the country it is published in, and the person to whom it is addressed. The American textbooks mainly cover the events that took place on the territory of the United States, they pay little attention to the history of fighting in general. The authors pay more attention to the history of fighting against the Japanese than against Germany. The Russian textbooks show the contribution of the Allied countries to the victory, the books by American authors focus on the role of the United States, while the attitude of the participants of the war is ambiguous: some of them are not mentioned, the role of other participants is not shown. There is a high level of politicization of the presentation of the material. In Russian books the history of World War II is disclosed in detail, they
Политическая лингвистика б (б0)'201б
show a more detailed picture of the fighting. The decisive role in the defeat of the enemy belongs to the Soviet Union, however, textbooks show the contribution of allies to the victory. It should be noted that in both countries the textbooks do not mention the horrors of war, they use only some of the facts. It can be defined as a kind of omission of the authors. We must strive to keep the Second World War in the national memory as a sign of the greatest tragedy.
KEYWORDS: World War II; textbooks in History; historical memory; national consciousness; textbooks analysis.
ABOUT THE AUTHOR: Strokanov Alexandre Alekseevich, Ph.D., Professor of History, Head of Department of Social Sciences, Director of the Institute ofRussian Language, History and Culture, Lyndon State College, Lyndonville, Vermont, USA.
ABOUT THE AUTHOR: Zhdanova Svetlana urievna, Doctor of Psychology, Associate Professor, Head of Department of Developmental Psychology, Faculty of Philosophy and Sociology, Perm State University, Perm, Russia.
ABOUT THE AUTHOR: Puzyreva Liubava Olegovna, Post-graduate Student, Senior Lecturer of the Department of Developmental Psychology, Faculty of Philosophy and Sociology, Perm State University, Perm, Russia.
REFERENCES
1. Zhdanova S. Yu., Mishlanova S. L. Obraz voyny v razlich-nykh semioticheskikh sistemakh // Vesta. PGGPU. Ser. №2 1, Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2015. Vyp. 1. S. 11— 17.
2. Zhdanova S. Yu., Pecherkina A. V., Polyakova S. V. Repre-zentatsiya obraza voyny v fil'makh o Velikoy Otechestvennoy voyne // Science and Practice: new Discoveries : Mezhdunar. nauch. konf. (Rossiya, Moskva; Chekhiya, Karlovy Vary, 24—25 okt. 2015 g.). 2015. S. 182—190.
3. Zhdanova S. Yu., Puzyreva L. O. Psikhologicheskiy analiz teksta (na primere analiza pesen Velikoy Otechestvennoy voyny) // Science in the modern information society. — North Charleston, USA, 2015. Vol. 7. № 3. P. 62—64.
4. Zhdanova S. Yu., Puzyreva L. O., Pecherkina A. V. Mediatekst kak ob"ekt izucheniya (na primere analiza pesen i fil'mov o voyne) // V mire nauchnykh otkrytiy. 2015. №2 11.6. S. 2274—2287.
5. Zhdanova S. Yu., Puzyreva L. O., Pecherkina A. V. Psi-khosemanticheskiy analiz kontsepta «VTORAYa MIROVAYa VOYNA» // Vestn. Perm. gos. gumanit.-ped. un-ta. Ser. №2 1, Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2016. S. 11—16.
6. Volobuev O. V., Klokov V. A., Ponomarev M. V., Ro-gozhkin V. A. Istoriya. Rossiya i mir. 11-y kl. Bazovyy uroven' : ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdeniy. 12-e izd. — M. : Drofa, 2013. 351, [1] s.: il., kart.; 32 s. tsv. vkl.
7. Kupriyanycheva E. A., Mishlanova S. L. Postroenie onto-logii predmetnoy oblasti «voyna» na materiale leksikogra-ficheskikh istochnikov // Aktual'nye problemy germanistiki, ro-manistiki i rusistiki : materialy ezheg. mezhdunar. konf. (g. Ekaterinburg, 30—31 yanv. 2015 g.) / Ural. gos. ped. in-t. — Ekaterinburg, 2015. Ch. 1. S. 153—161.
8. Polyakova S. V., Zhdanova S. Yu., Mishlanova S. L. Retro-spektivnyy obraz voyny v amerikanskom diskurse (na materiale kommentariev ob atomnoy bombardirovke Khirosimy i Nagasaki) // V mire nauchnykh otkrytiy. 2015. № 9.4 (69). S. 1243— 1253.
9. Polyakova S. V., Zhdanova S. Yu., Mishlanova S. L., Puzyreva L. O., Pecherkina A. V. Obraz sovetskogo voina v spetsi-al'nykh gruppakh sotsial'noy seti «Feysbuk» // V mire nauchnykh otkrytiy. 2015. № 11 (2). S. 1106—1115.
10. Polyakova S. V., Mishlanova S. L., Zhdanova S. Yu. Meta-foricheskaya reprezentatsiya kontsepta Vtoroy mirovoy voyny v amerikanskom blogovom diskurse // Problemy filologii, kul'tu-rologii i iskusstvovedeniya v svete sovremennykh issledovaniy : sb. materialov 14-y mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Makhachkala, 18 okt. 2015 g.). 2015. S. 67—70.
11. Senyavskaya E. S. Protivniki Rossii v voynakh XX v. Evo-lyutsiya obraza vraga. — M. : ROSSPEN, 2006. — 288 s.
12. Senyavskaya E. S. Psikhologiya voyny v XX veke — istori-cheskiy opyt Rossii. URL: http://www.e-reading.club/book. php?book=1019663.
13. Senyavskaya E. S. Soperniki, soyuzniki, vragi... Vospri-yatiya Velikobritanii, Frantsii i SShA v Rossii v pervoy polovine KhKh veka / Obozrevatel'-observer. 2010. № 5. S. 86—101.
14. Appleby J., Brinkley A., Broussard A. S., McPherson J. M., Ritchie D. The American Vision (textbook): Teacher Wraparound Edition. — New York : National Geographic Society : Glencoe : McGraw-Hill, 2003. 1138 p. ISBN 0078249226-0.
15. Strokanov A. A., Zhdanova S. U. Russian and American students' images of their future presidents // Psychology in Russia: State of the Art. 2014. № 7 (4). P. 43—50.
Статью рекомендует к публикации д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.