Научная статья на тему '«Величавая крепость науки»: к 250-летию Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова'

«Величавая крепость науки»: к 250-летию Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
419
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Величавая крепость науки»: к 250-летию Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова»

Раздел I СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

В. Я. Рушанин

«ВЕЛИЧАВАЯ КРЕПОСТЬ НАУКИ»: к 250-летию Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова*

В российском календаре памятных дат отечественной науки и культуры особое место занимает 25 января 1755 г.

- день учреждения Московского университета. Идея университета в истории человечества была определена необходимостью упорядочения, приумножения и передачи потомкам накопленного знания. В Европе университеты появились около 800 лет назад, став важным фактором развития науки, образования и общества [2].

В России потребность в большом количестве образованных граждан к середине XVIII в. выступила следствием масштабных Петровских реформ. Сложилась благоприятная историческая ситуация для создания первого отечественного университета. Основание Московского университета явилось результатом совместных действий трех исторических сил: зарождающейся российской науки, просветительских взглядов и устремлений российского общества и государственной власти [3, с. 1].

Ярчайшим представителем патриотически настроенной научной мысли страны в то время был великий русский ученый и гражданин, один из первых

русских академиков - Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Как образно сказал о нем А. С. Пушкин: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». М. В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И. И. Шувалову, и легли в основу проекта Московского университета. Иван Иванович Шувалов (17271797), выдающийся общественный и государственный деятель, одна из интереснейших личностей эпохи Просвещения и фаворит императрицы Елизаветы Петровны, стал проводником этой идеи в жизнь. В «Благодарном воспоминании о Иване Ивановиче Шувалове», оглашенном в день столетней годовщины университета, автор - известный историк, воспитанник, а впоследствии ректор Московского университета С. М. Соловьев отдал должное тому, по чьей мысли «возникло учреждение, долженствовавшее удовлетворить потребности времени, а именно дать науке возможности достигнуть своей высшей нравственной цели».

* Из выступления на пленарном заседании конференции по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов за 2004 г. (4 февраля 2005 г.)

5

Научная мощь Ломоносова и просветительские взгляды, устремления, связи Шувалова в итоге стали залогом успеха их совместного проекта [7, с. 9].

В 1755 г., 12 января (по старому стилю), в день Святой Татьяны, императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении университета в Москве. Университет появился в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского, первоначально имел всего 10 профессоров и 30 студентов. Постепенно их число росло, создавались новые кафедры, появлялись новые лекционные курсы, возникали новые научные школы и направления.

Московский университет с самого начала воплощал в себе черты так называемой классической модели университета, главным в которой является синтез науки и образования при условии университетской автономии, включающей полную академическую свободу [3, с. 1].

С другой стороны, он всегда был больше, чем просто университет, выступая как системообразующий элемент всей российской высшей школы. По его образцу и с его кадрами в начале XIX в. создавались новые университеты (Дерптский, Казанский, Санкт-

Петербургский, Харьковский и др.). В целом же около 60 вузов выросло непосредственно из МГУ, среди них - крупнейшие учебные заведения нашей страны: Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, Московский государственный институт международных отношений, Московская геолого-

разведочная академия, Московский физико-технический институт и мн. др.

Каждый шаг Московского университета - заметная веха в становлении отечественной науки, образования и культуры. Через год после основания

6

университета при нем открылись типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Университетское издательство выпускало труды профессоров вуза, оригинальные русские и переводные учебники, исторические документы и памятники древнего искусства. Тогда же университет стал издавать первую в стране неправительственную газету «Московские новости», а еще через год -первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». В XIX в. университетская типография занимала первое место в России по количеству печатной продукции. Одновременно с возникновением издательства первых читателей приняла университетская библиотека, которая более ста лет оставалась единственной общедоступной в Москве. Эти учреждения работали не только на университет, но и служили интересам всей страны.

Расширение учебной и научной деятельности Московского университета потребовало аренды и отведения ему новых зданий. В 1756 г. центр учебной работы был перенесен в здание на Моховой улице, где четверть века спустя выросло новое здание по проекту выдающегося зодчего М. Ф. Казакова. Восстановленное после пожара 1812 г. по чертежам Д. Жилярди, оно почти полтора столетия оставалось главным центром университета. Вокруг него постепенно вырастали новые корпуса [6, с. 7].

Масштабны и решительны были первые шаги Московского университета и в научной сфере. Тогда научная мысль в основном развивалась в Европе и говорила на латыни - международном языке науки того времени. В этом было главное препятствие для широкого распространения знаний в России. И именно в

Московском университете (официально

- с 1768 г.) российская наука заговорила на родном языке, что стало мощным импульсом развития как самой науки, так и роста национального самосознания,

формирования патриотических и гражданских настроений, подъема культуры и искусства в целом в стране. Уставом 1804 г. университету было предоставлено право «производить в градусы», т. е. присваивать ученые степени и звания, для чего раньше приходилось ездить за границу. Приравнивание ученой степени и звания к чинам в Табели о рангах устанавливало место представителей ученой корпорации в государственной системе, а предоставление профессору потомственного дворянства служило укреплению статуса науки как социально значимой деятельности в России [9, с. 12].

Уже к середине XIX в. за Московским университетом в общественном мнении прочно закрепилось имя «ученая республика». К этому времени профессора университета стали активно совмещать преподавательскую работу с собственными научными исследованиями, а при университете возникла широкая сеть разнообразных по своим профессиональным интересам научных обществ (Статистическое общество, Общество любителей российской учености, Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности, Юридическое общество, а также Педагогическое, Библиографическое и ряд других). Они позволили сформировать в Москве полноценный научный центр, наряду с действовавшей в Петербурге Академией наук, и первыми начали работу по популяризации научного знания в самых широких слоях российского общества. Благодаря, в ос-

новном, именно научным обществам весь мир узнал о существовании в России фундаментальной науки. В число почетных членов университета вошли И. Гете, А. Гумбольдт, Ч. Дарвин, М. Фарадей, Ж. Ламарк, Д. К. Максвелл и др.

В XIX в. в Московском университете началось формирование научных школ, которые в дальнейшем составили славу и гордость отечественной и мировой науки и позволили говорить о вузе как о «величавой крепости науки».

А. Г. Столетов и П. Н. Лебедев, И. М. Сеченов и К. А. Тимирязев, Н. Д. Зелинский и В. И. Вернадский -вот далеко не полный перечень выдающихся ученых того времени, работавших в Московском университете.

МГУ положил начало многим музеям, таким как Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Еще в начале XIX в. Московский университет приобрел Аптекарский огород, ставший впоследствии известным всему городу Ботаническим садом. Московский зоопарк тоже был открыт благодаря усилиям ученых Московского университета. Из университетского студенческого театра вырос русский профессиональный театр Москвы. Тесная связь соединяла университет с Малым театром. Великий русский артист М. С. Щепкин писал: «Я не сидел на скамьях студентов, но с гордостью скажу, что я много обязан Московскому университету в лице его преподавателей; одни научили меня мыслить, другие -понимать искусство». «Как глубоко и трепетно волнуется вся моя мысль каждый раз, когда наблюдается связь университета с театром. Эта связь в давних традициях университета. В этой связи

7

заложено благороднейшее из человеческих переживаний - дружеское бескорыстное служение родине», - вторил ему выпускник Московского университета В. И. Немирович-Данченко. Питомцами университета были выдающиеся деятели театра Е. Б. Вахтангов и Л. В. Собинов [6, с. 38].

Эволюция Московского университета всегда носила преимущественно поступательный, позитивный характер. Однако были в истории университета и по-настоящему трудные периоды. Один из них Московский университет переживал, например, более четверти века, начиная с 1917 г. Вуз не остановился в своем развитии, но линия на идеологизацию и политизацию общества, ограничения связей отечественной высшей школы и науки с внешним миром не могли не нанести ему ущерба. Критическим стал для Московского университета 1930 г., когда антиуниверситетская компания в стране достигла своей кульминации. Ректор И. Д. Удальцов, требуя окончательного расчленения вуза, писал: «Пора старику-университету на 175летнем юбилее своей жизни на покой» [16, с. 195]. К счастью для России, этого не случилось.

В годы особенно тяжелых испытаний, таких как Отечественные войны, Московский университет был со своей страной, со своим народом, отстаивая идеалы добра и справедливости. И Родина по достоинству оценивала эту роль, возлагая на университет новые масштабные задачи. Годы, следующие после Отечественных войн, становились точками роста университета. Так, возрожденный буквально из пепла Московский университет расцвел как центр просвещения и науки после войны 1812 г. и пожара, в котором погибли почти все

8

здания, кабинеты и лаборатории, коллекции, архивы и библиотека. Символом развития МГУ после окончания Великой Отечественной войны, которая унесла жизни более трех тысяч студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников и которую сам университет пережил в эвакуации в Свердловске и Ашхабаде, стал новый комплекс высотных зданий на Ленинских горах - одно из красивейших архитектурных сооружений в мире.

К середине XX в. в МГУ стали осуществляться еще более интенсивные научные исследования, научная мысль осваивала новые области знаний, как фундаментальных, так и прикладных. Значительный вклад внесли ученые университета в освоение космоса, в исследование структуры атомного ядра, развитие вычислительной техники, микробиологии и многих других областей науки. Среди исследователей, составивших гордость науки XX в. - А. Н. Колмогоров, И. Е. Тамм, П. Л. Капица, М. В. Келдыш, С. И. Вавилов, Л. Д. Ландау, А. Н. Несмеянов. МГУ - это средоточие интеллектуальной элиты России. Из 18-ти российских Нобелевских лауреатов 11 являлись выпускниками или профессорами Московского университета [7, с. 17]. Двенадцать процентов всех открытий, зарегистрированных в СССР, принадлежит ученым МГУ.

На пороге XXI в. к классическим составляющим университетского образования прибавилась и инновационная деятельность, которая, по словам ректора МГУ В. А. Садовничего, в корне изменяет парадигму развития высшей школы [14, с. 19]. Сегодня две тысячи ученых МГУ вовлечены в инновационную деятельность. Десять лет назад в Московском университете открылся первый в стране Научный парк, транс-

формирующий научные достижения в высокие технологии. В университете создан высокопроизводительный вычислительный кластер, первый по мощности в образовательных учреждениях страны.

Особую роль в становлении МГУ играли гуманитарные науки, поскольку именно с ними было связано развитие национального самосознания - важного условия подъема науки и образования. Среди ученых Московского университета, внесших большой вклад на этом поприще - историки: академики С. М Соловьев, В. О. Ключевский, М. П. Погодин; филологи: академики Ф. И. Буслаев,

В. В. Виноградов; философы: В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев и др. Первым историком Московский университет по праву считает Ломоносова. Вот его, исполненное высокого пафоса, кредо: «История ...дает государям примеры правления, подданным - повиновения, воинам - мужества, судьям - правосудия, младым - старых разум, престарелым - сугубую твердость в советах...» Среди имен питомцев Московского университета - также известные имена, составляющие золотой фонд нашей культуры: Д. И. Фонвизин - один из родоначальников русской драматургии,

А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский,

И. А. Гончаров, И. С. Тургенев,

А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев,

А. П. Чехов, Б. Л. Пастернак [4, с. 224].

И сегодня, в первые годы XXI в., гуманитарные факультеты составляют большую часть университета. Только за последние 12 лет в МГУ создано 7 новых факультетов в области гуманитарного знания, десятки новых кафедр, которыми заведуют ученые РАН. В 2001 г. был открыт факультет искусств (специализации по направлениям музыкального,

9

театрального, изобразительного искусств).

Московский университет - единое образовательное, исследовательское и культурно-просветительское учреждение, стержень и оплот классического университетского образования, охраняющий его традиции и достижения, высокий уровень подготовки специалистов [3, с. 22]. Диплом МГУ признаётся во всем мире и служит надежной гарантией качества знаний его обладателя.

За 250 лет дипломы Московского университета получили примерно 300 тыс. человек, из них 125 тыс. - в течение последних 25 лет. Выпускники МГУ есть и среди преподавателей Челябинской государственной академии культуры и искусств, это психолог В. И. Малинина, историк Л. З. Маркова. Восемь представителей ЧГАКИ (Н. Г. Апухтина, Е. В. Тищенко, Н. Ф. Устьянцева, Г. И. Бабкин, И. Ю. Камоцкая и др.) закончили аспирантуру Московского университета.

Все 250 лет своей истории Московский университет не только учил и просвещал, но и воспитывал. Здесь складывались национальные ценности, формировался новый тип личности, сочетающей в себе любовь к науке, профес-си ональные знания с высокими нравст-в енными принципами, гражданской ответственностью.

За все время существования Московского университета им руководили 44 ректора. Это были разные люди, но, как правило, их отличали мощный интеллект и высокая гражданская позиция. Напомним лишь о трех из них. В XIX столетии одним из наиболее ярких руководителей университета был Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879). Почти сорокалетние наблюдения, рассуждения

и работа С. М. Соловьева в качестве профессора, заведующего кафедрой и ректора (1871-1877), его знаменитая 29-томная «История России с древнейших времен» позволяют говорить о нем как о выдающемся ученом и политике [4, с. 221]. Он открыл при Московском университете первые в России Высшие женские курсы, создал физическую лабораторию, разделил историкофилологический факультет на отделения классической филологии, славянской филологии и исторических наук. В 1877 г., не желая быть орудием в руках реакционного правительства, подавлявшего университетскую автономию,

С. М. Соловьев ушел в отставку.

Из ректоров МГУ советской эпохи выделяется Иван Георгиевич Петровский (1951-1973). Выдающийся русский математик, человек высочайшей культуры и интеллигентности, он первый почувствовал наступление научнотехнической революции и решительно взял курс на фундаментализацию университетского научного образования, резкое осовременивание всей научной проблематики в Московском университете, будь то естествознание или гуманитарные науки [13, с. 19]. За 22 года его ректорства удвоился контингент студентов, а численность профессорско-преподавательского состава утроилась. Были созданы факультеты вычислительной математики и кибернетики, почвоведения, психологии, журналистики, институты механики и восточных языков, более 200 научно-исследовательских лабораторий [10, с. 123].

Действующий ныне ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий пришел к руководству вузом в 1992 г. Это было трудное время в истории страны и высшей школы. Достаточно сказать, что на

высоком уровне высказывалась мысль о расформировании Московского университета [4, с. 222]. В. А. Садовничему удалось с честью выдержать все испытания, не только отстоять вуз, но и, более того, - вывести его на качественно новые рубежи. В ноябре 2005 г. он заслуженно был переизбран на четвертый срок ректорства. Виктор Антонович, выпускник сельской школы, окончил механико-математический факультет МГУ в 1963 г. После аспирантуры работал ассистентом, доцентом, профессором, заместителем декана, заведующим кафедрой, проректором вуза. Вся его деятельность в alma mater есть наглядное подтверждение известного выражения, что «лидеров не назначают - лидерами становятся». Сегодня В. А. Садовничий - доктор физико-математических наук, академик, президент Союза ректоров России, видный государственный и общественный деятель. Особенно отметим исключительную социальную значимость и важность его принципиальной обоснованной позиции по вопросу реформирования образования в современной России. За годы руководства МГУ В. А. Садовни-чим открыто 13 новых факультетов, число студентов выросло в два раза. Университет серьезно укрепил свой научнопедагогический и экономический потенциал, ежегодно подтверждая звание лучшего вуза страны.

250-летний юбилей МГУ, по словам В. А. Садовничего, встретил «в процессе мощного своего развития» [15]. Открыта новая фундаментальная библиотека вуза на пять миллионов томов. Ее уже причислили к одной из лучших в мире - сравнимой с Национальной библиотекой Франции и Александрийской библиотекой. Здесь расположено 50 читальных залов, два актовых зала, музей

10

истории университета, где хранятся подлинные указы об учреждении вуза, переписка видных ученых и многие другие раритеты. У входа в библиотеку находится памятник Шувалову - как раз напротив памятника Ломоносову (так через 250 лет встретились отцы-основатели МГУ). В течение 4-5 ближайших лет у нового здания библиотеки МГУ будут построены 4 учебных корпуса, каждый -площадью 65 тыс. кв. м, и медицинский центр, который станет клинической базой факультета фундаментальной медицины. Это грандиозное строительство сопоставимо с возведением комплекса зданий университета на Ленинских горах 50 лет назад. Издается серия «Классический университетский учебник», в которую войдут 250 книг, написанных профессорами МГУ - все вместе они составляют своего рода универсальный всеобъемлющий университетский учебник, представляющий лучшие достижения научно-методической мысли [1, с. 43].

Сейчас в Московском университете занимается 40 тыс. студентов (в том числе 5 тыс. из 80 стран мира), он объединяет 28 факультетов, 10 научно-

исследовательских институтов, 300 кафедр, более 5 200 профессоров и преподавателей, почти 4 900 научных сотрудников. Ежегодно в вузе защищаются до 1 500 кандидатских и до 250 докторских диссертаций по различным отраслям знаний [7, с. 21]. Только на одном историческом факультете университета сегодня обучаются более 1 600 студентов и аспирантов, на 15 кафедрах работают около 300 преподавателей и научных сотрудников, в их числе - 7 академиков и членов-корреспондентов РАН, 69 докторов наук, 154 кандидата наук, 6 лауреа-

11

тов Ленинской и Государственной премий [5, с. 17].

Московский университет - единственный вуз России, государственное финансирование которого ведется отдельной строкой в федеральном бюджете (в 2005 г. - 4 млрд руб.) Вуз уверенно вписался в рыночные отношения. Стоимость обучения здесь составляет от 2 до 5 тыс. долларов в год. На платной основе обучаются 15 % студентов и 80 % аспирантов. Но при всем этом годовой доход МГУ выражается суммой в 10 раз меньшей, чем доходы, например, Оксфордского или Гарвардского университетов.

Церемония празднования 250-летия МГУ в январе 2005 г. была отмечена чередой масштабных мероприятий. 20 января с космодрома Плесецк запущен в космос университетский спутник «Татьяна». Состоялся Учредительный съезд Международной ассоциации выпускников МГУ. 24 января 2005 г. прошла Международная конференция «250 лет МГУ имени М. В. Ломоносова», на которой присутствовали более ста делегаций из разных университетов мира, свыше трехсот зарубежных участников, почти четыреста ректоров университетов России. Примечательно, что среди гостей, выступивших на конференции, был профессор В. Ниенхаус, ректор Марбургского университета, где философии учился отец-основатель вуза М. В. Ломоносов. 25 января на открытии фундаментальной библиотеки вуза присутствовал Президент Российской Федерации

В. В. Путин. И в этот же день - день юбилея - состоялись Патриаршее богослужение в Успенском соборе Кремля и торжественный прием в государственном Кремлевском Дворце [12].

Смысл идеи университета наиболее точно передается буквальным значе-

нием слова «ишуегекав» как совокупность, целостность, единство. Университет есть единство профессоров и студентов; науки, образования и культуры; разных областей знания; научных школ; а также традиций. Единство и целост-

ность этих сторон на протяжении всей истории существования Московского университета определило ту уникальную роль, которую он играл и играет в современном обществе [7, с. 29].

1. Ванденко, А. Что позволено Юпитеру: беседа А. Ванденко с ректором МГУ В. Садовничим / А. Ванденко // Итоги. - 2005. - 25 янв. - С. 42-46.

2. Документы по истории университетов в Европе XII - XV вв. - Воронеж, 1973.

3. История Московского университета - история образования и науки в России [Электронный ресурс]: докл. ректора МГУ им. М. В. Ломоносова акад. В. А. Садовничего на Междунар. конф. «250 лет МГУ им. М. В. Ломоносова» 24 янв. 2005 г. - М., 2005. - 1 электрон. опт. диск (СБ-ЯОМ).-С. 1-30.

4. Казинцев, А. Россия и Московский университет неразделимы: беседа А. Казинцева с ректором МГУ В. Садовничим / А. Казинцев // Наш современник. - 2001. - № 11. - С. 220-225.

5. Леонова, Л. С. Историческому факультету МГУ - 70 лет / Л. С. Леонова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8: История. - 2004. - № 2. - С. 3-40.

6. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - М.: Планета, 1980. - 194 с.

7. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова / под ред. В. А. Садовничего. -М.: Ин-Октаво, 2005. - 178 с.

8. Московский университет в воспоминаниях современников: сборник / сост. Ю. Н. Емельянов. - М.: Современник, 1989. - 735 с.

9. Московский университет, Российская академия наук и наука в России: докл. ректора МГУ им. М. В. Ломоносова акад. В. А. Садовничего на совмест. науч. сес. общ. собр. РАН и Ученого совета МГУ им. М. В. Ломоносова, посвящ. 250-летию Моск. ун-та 14 дек. 2004 г. - М., 2004. - 88 с.

10. Московскому университету - 225 лет. - М., 1979.

11. Петров, Ф. А. Университетский устав 1804 г. и становление системы университетского образования в России / Ф. А. Петров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8: История. - 2004. - № 2. - С. 57-94.

12. Понарина, Е. Глобальный праздник / Е. Понарина // Поиск. - 2005. - 28 янв. - С. 2.

13. Садовничий, В. А. Московский университет: его собственное время и люди / В. А. Садовничий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. - 1995. - № 1. - С. 10-22.

14. Садовничий, В. А. Слово об университетском образовании / В. А. Садовничий // Университеты и общество. Сотрудничество университетов в XXI веке. - М., 2004.

15. Садовничий, В. А. Юбилей МГУ - старт в будущее / В. А. Садовничий. - Режим доступа: htpp://www.ug.ru/?action=topic&toid=8031. - Загл. с экрана.

16. Чанборисов, Ш. Х. Формирование советской университетской системы / Ш. Х. Чанборисов. - Л., 1988.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.