Научная статья на тему 'Векторы трансформации преподавания юридических дисциплин с учетом традиционных ценностей России как государства-цивилизации'

Векторы трансформации преподавания юридических дисциплин с учетом традиционных ценностей России как государства-цивилизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания юридических дисциплин / цивилизационный подход / традиционные ценности / государство-цивилизация / мировоззрение и идентичность / образование / юриспруденция / перспективы развития России / methods of teaching legal disciplines / civilizational approach / traditional values / state-civilization / worldview and identity / education / jurisprudence / prospects for the development of Russia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чекмарев Эдуард Владимирович, Чекмарева Анастасия Валериевна

Введение: способность народов России более тысячи лет самостоятельно создавать и поддерживать государственность, формулировать модели социального поведения и принципы мироустройства, отвечающие современным вызовам, позволяют определить роль юридического образования в формировании новых общественных отношений на основе традиционных ценностей России. Цель — проанализировать научные подходы, нормативные правовые акты и с учетом общественно-политического дискурса по интеграции цивилизационного подхода и использования традиционных ценностей российского общества в современную систему образования выявить векторы трансформации преподавания юридических дисциплин. Методологическая основа: общенаучные и специальные методы познания, такие как анализ, синтез, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и др. Результаты: аргументирована авторская позиция о необходимости приведения отдельных положений образовательных программ в сфере юриспруденции в соответствие с закрепленными в Указе Президента РФ ценностями коллективизма, приоритета духовного над материальным и др. Показаны противоречия, возникающие в ходе цифровизации управления и образования, с традиционными ценностями. Выводы: авторы приходят к выводу о том, что особенности преподавания юридических дисциплин, позволяющие акцентировать внимание на традиционных ценностях и основах России как государства-цивилизации, создают потенциал для совершенствования общественных отношений и формирования высококвалифицированных специалистов с новым набором компетенций, отвечающих требованиям современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чекмарев Эдуард Владимирович, Чекмарева Анастасия Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTORS OF TRANSFORMATION OF TEACHING LEGAL DISCIPLINES TAKING INTO ACCOUNT TRADITIONAL VALUES OF RUSSIA AS A STATE OF CIVILIZATION

Background: the ability of the peoples of Russia for more than a thousand years to independently create principles of world order that meet modern challenges, allow us to define the role of legal education in the formation of new social relations on the basis of traditional values of Russia. Objective — to analyze scientific approaches, normative legal acts and, taking into account the socio-political discourse on the use of traditional values of Russian society in the modern education system, to identify vectors of transformation of teaching legal disciplines. Methodology: general scientific and special methods of cognition, such as analysis, synthesis, historical, comparative-legal, formal-legal and others. Results: the author’s position on the need to bring certain provisions of educational programs in the field of law in line with the values of collectivism, the priority of spiritual over material, etc. enshrined in the Decree of the President of the Russian Federation is argued. The author shows the contradictions arising in the course of digitalization of management and education with traditional values. Conclusions: the authors come to the conclusion that the peculiarities of teaching legal disciplines, which allow focusing on the traditional values and foundations of Russia as a state-civilization, create the potential for improving social relations and the formation of highly qualified specialists with a new set of competencies that meet the requirements of modernity.

Текст научной работы на тему «Векторы трансформации преподавания юридических дисциплин с учетом традиционных ценностей России как государства-цивилизации»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

DOI 10.24412/2227-7315-2024-3-139-149 УДК 347; 351

Э.В. Чекмарев, А. В. Чекмарева

ВЕКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН С УЧЕТОМ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИИ КАК ГОСУДАРСТВА-ЦИВИЛИЗАЦИИ

Введение: способность народов России более тысячи лет самостоятельно создавать и поддерживать государственность, формулировать модели социального поведения и принципы мироустройства, отвечающие современным вызовам, позволяют определить роль юридического образования в формировании новых общественных отношений на основе традиционных ценностей России. Цель — проанализировать научные подходы, нормативные правовые акты и с учетом общественно-политического дискурса по интеграции цивилиза-ционного подхода и использования традиционных ценностей российского общества в современную систему образования выявить векторы трансформации преподавания юридических дисциплин. Методологическая основа: общенаучные и специальные методы познания, такие как анализ, синтез, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и др. Результаты: аргументирована авторская позиция о необходимости приведения отдельных положений образовательных программ в сфере юриспруденции в соответствие с закрепленными в Указе Президента РФ ценностями коллективизма, приоритета духовного над материальным и др. Показаны противоречия, возникающие в ходе цифровизацииуправления и образования, с традиционными ценностями. Выводы: авторы приходят к выводу о том, что особенности преподавания юридических дисциплин, позволяющие акцентировать внимание на традиционных ценностях и основах России как государства-цивилизации, создают потенциал для совершенствования общественных отношений и формирования высококвалифицированных специалистов с новым набором компетенций, отвечающих требованиям современности.

© Чекмарев Эдуард Владимирович, 2024

Доктор политических наук, профессор кафедры ГМУ (Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова); е-mail: chekmarev.ev@rea.ru

© Чекмарева Анастасия Валериевна, 2024

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского процесса (Саратовская государственная юридическая академия), профессор кафедры гражданского права (Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)); е-mail: аnastasiya-chekmareva@ yandex.ru

© Chekmarev Eduard Vladimirovich, 2024

Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Professor at the Department of State and Municipal Management (Plekhanov Russian University of Economics)

© Chekmareva Anastasia Valeryevna, 2024

Doctor of Law, Associate Professor, Professor at the Department of Civil Procedure (Saratov State Law Academy), Associate Professor at the Department of Civil Law (Kutafin Moscow State Law University (MSAL))

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» в рамках выполнения научно-исследовательской работы (приказ № 11502 от 25 июля 2024 года). 139

Ключевые слова: методика преподавания юридических дисциплин, цивилизационный подход, традиционные ценности, государство-цивилизация, мировоззрение и идентичность, образование, юриспруденция, перспективы развития России.

E.V. Chekmarev, A.V. Chekmareva

VECTORS OF TRANSFORMATION OF TEACHING LEGAL DISCIPLINES TAKING INTO ACCOUNT TRADITIONAL VALUES OF RUSSIA AS A STATE OF CIVILIZATION

Background: the ability of the peoples of Russia for more than a thousand years to independently create principles of world order that meet modern challenges, allow us to define the role of legal education in the formation of new social relations on the basis of traditional values of Russia. Objective — to analyze scientific approaches, normative legal acts and, taking into account the socio-political discourse on the use of traditional values of Russian society in the modern education system, to identify vectors of transformation of teaching legal disciplines. Methodology: general scientific and special methods of cognition, such as analysis, synthesis, historical, comparative-legal, formal-legal and others. Results: the author's position on the need to bring certain provisions of educational programs in the field of law in line with the values of collectivism, the priority of spiritual over material, etc. enshrined in the Decree of the President of the Russian Federation is argued. The author shows the contradictions arising in the course of digitalization of management and education with traditional values. Conclusions: the authors come to the conclusion that the peculiarities of teaching legal disciplines, which allow focusing on the traditional values and foundations of Russia as a state-civilization, create the potential for improving social relations and the formation of highly qualified specialists with a new set of competencies that meet g the requirements of modernity.

Z. Keywords: methods of teaching legal disciplines, civilizational approach, traditional values,

й state-civilization, worldview and identity, education, jurisprudence, prospectsfor the development 01 of Russia.

s

I Человечество прошло большой исторический путь, совершенствуя сознание | и оттачивая мировоззрение, модернизируя формы взаимодействия и выживания I людей, меняя уклад жизни и развивая инфраструктуру. И выжило, и развивалось | не только в технологическом смысле, но и во временной наполненности событий® ного порядка, во многом благодаря тому, что выработало основные значимые цен-IE ности. Сегодня жизнь людей становится все более осознанной, так как происходит | постоянная трансформация отношений, идет развитие цивилизаций, государств, Ц сообществ и самого человека. В основании жизни лежат ценности, являющиеся

и

J базой любого общества, которые отличаются не только статикой, устойчивостью, s но и пересмотром, изменением, дополнением в зависимости от течения времени. £ Именно их устойчивость и наполненность смыслами, связанными с заботой людей ^ об их сохранении, обусловила в конечном счете исторический прогресс. Задачи í любого сообщества, способного осмысливать ценности и жизненные стандарты, — m находить баланс между сохранением базовых ценностных основ и развитием новых общественных отношений, возможность гармонизации старого и нового.

Особую роль в передаче ценностей от одного поколения к другому, установлении преемственности и одновременно развития играет образование. Среднее образование приобщает детей и молодежь к познанию ценностей и реализации 140 конкретных моделей поведения, а высшее образование готовит тех, кто может

понимать процесс их формирования, вырабатывать новые алгоритмы действий и в то же время выступать защитником базовых ценностей. Особое место в этом плане играет высшее юридическое образование. Именно юристы, знающие и понимающие нормативность общественных отношений, их зависимость от ценностного поля, представляют собой наиболее значимую прослойку интеллигенции, во многом способствующей сохранению своеобразия российского менталитета, морально-правовых устоев общества, культуры, и одновременно выступают двигателями преобразований.

Среди получивших юридическое образование в XIX в. были люди, снискавшие гордость и славу отечественной и мировой культуры: композиторы П.И. Чайковский и А.Н. Серов, поэты и писатели И.С. Аксаков, А.Н. Апухтин, литературный критик В.В. Стасов и многие другие [1, с. 192-196]. Особую когорту представляют государственные деятели и ученые России, такие как Д.Н. Набоков, Н.А. Манасеин, И.Л. Горемыкин, К.П. Победоносцев, М.И. Зарудный и др. [2, с. 24-25].

Поисками универсальных основ права на базе позитивизма занимались С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич, М.М. Ковалевский [3, с. 10]. Отцами-основателями социалистического права являлись: Н.В. Крыленко (замнарком юстиции РСФСР и одновременно старший помощник Прокурора РСФСР), Д.И. Курский (как нарком юстиции принимал участие в подготовке всех кодексов РСФСР и конституций, созданных с 1918-го до конца 1920-х гг., с 1928 по 1932 г. работал послом СССР в Италии) [3, с. 44-47].

Юридическое образование в России, как свидетельствуют неоспоримые факты, всегда отличало высоконравственное начало. Поэтому обращение к традиционным ценностям, их творческое развитие в современных условиях выступает н перспективным направлением в модернизации преподавания юридических С наук, в обретении России собственной значимости в мировом сообществе. Один т из основоположников юридического образования в стране Михаил Михайлович к Сперанский точно отмечал роль права в одной из своих работ: «Право появляется там, где есть добро и согласие...» [4, с. 67]. И действительно, право и правосознание д стремится создать гармоничные отношения, реализовать жизненные парадигмы, т ориентированные на установление справедливых отношений, умело балансируя н на соотношениях личных и общественных интересов. Конечно, еще К. Маркс Ю в «Коммунистическом манифесте» отмечал, что «право есть лишь возведенная д в закон воля правящего класса, воля, содержание которой определяется мате- с риальными условиями существования правящего класса» [5, с. 163-181], но этот I тезис не умаляет общей регулятивной функции права, стремящегося к созданию д гармоничного общества и развивающегося государства. Современный мировой I кризис ценностей, снижение стандартов культуры во многих обществах, неува- № жение к историческому наследию могут быть преодолены целенаправленной 1 деятельностью по воспитанию подрастающего поколения и особенно юриди- ^ ческой элиты с опорой на традиционные ценности. Тем более эта парадигма 44 сегодня наиболее актуальна для российского общества, которое стало активнее интегрировать цивилизационный подход в общественные отношения, формируя мировоззрение и идентичность граждан страны с опорой на способность народов России в течение тысячелетия создавать и поддерживать не просто государство, а неоднократно выходить на государство-цивилизацию [6, с. 22-31]. Именно юристы, способные осмыслить правовое обеспечение этого подхода, должны стать 141

основными проводниками концепции, позволяющей рассматривать Россию как государство-цивилизацию.

В постсоветской России неоднократно поднимался вопрос о выработке самостоятельной ценностной системы координат, многие слои общества не разделяли оптимизма, с которым политический истеблишмент начал реализовывать либеральную парадигму и практически полностью свернул достижения советского периода. С приходом к власти национально ориентированных лидеров стал возможным поиск и отработка собственной ценностной системы координат, основанной на тысячелетней способности народов России создавать и поддерживать свою государственность, находить модели организации жизненного пространства и жизненные смыслы как отдельного человека, так и в единстве многочисленных народов страны. И уже с середины 2010-х гг. в политическом дискурсе появились четкие идеи о формировании новых общественных отношений, основанных на традиционных базовых ценностях, свойственной тысячелетней российской цивилизации. Итогом многочисленных согласований с разными слоями населения и большой разъяснительной работы в ходе ежегодных посланий Президента РФ В.В. Путина и его больших пресс-конференций стало издание Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»1.

В п. 5 названного Указа четко очерчены контуры ценностного поля, на которые опирается политический класс по формированию новых общественных отношений, — «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». В Указе также закреплено определение понятия «традиционные ценности» как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России (п. 4).

Конечно, данный перечень не исчерпывающий, и мировоззрение и идентичность Российского государства и общества в цивилизационном понимании намного шире. Именно исходя из многообразия ценностей в рамках данной статьи предпринята попытка анализа таких из них, как любовь к Родине, созидательное трудолюбие, честность, долг, сострадание и милосердие, коллективизм, приоритет духовных ценностей над материальными, крепкая семья, понимание уникальности российской идентичности. Именно они, на наш взгляд, в последние сорок лет подвергались остракизму, и неслучайно, поскольку составляют духовную основу нашего общества, которую целенаправленно пытались разрушить. Так, в доктрине Алена Даллеса говорится: «Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить» [7, с. 681].

142

1 См.: СЗ РФ. 2022. № 46, ст. 7977.

Вот почему насущной задачей становится воспитание любви к Родине. Необходимо, опираясь на многочисленные факты, убеждать молодежь в том, что Россия — самодостаточная страна с высокоразвитой наукой, образованием и самобытной культурой. Можно привести слова Василия Шукшина о том, что «русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту.» [8, с. 7]. А еще раньше А.С. Пушкин восклицал: «... ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал»1. Важно формировать не только чувство любви к Родине, но и показывать необходимость служения ей, трудиться ради процветания собственной страны, делать полезные дела, гордиться достижениями своего многонационального народа, совершенствовать правовую систему, уважать право и моральные качества. В связи с этим именно образование должно сыграть решающую роль в сохранении и укреплении традиционных ценностей. Необходимо обратить внимание студентов на тот факт, что Президент в своем Указе главными инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей назвал совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Поскольку только право, являющееся фундаментом государственного устройства, позволит провести необходимые изменения в общественных отношениях ввиду новых констант и ценностей.

Среди основных векторов модернизации преподавания юридических дисциплин важно отметить возможность изменения сущности рассматриваемых понятий и центральных содержательных элементов, определяющих как теорию государства и права, так и правовую политику. Так, активно используемый многими теоретиками и практиками классический подход, определяющий устройство общественных отношений, подразумевал деление на три основных элемента: человек-общество-государство [9, с. 34-47]. Сама концепция общественного устройства рассматривала эту триаду как взаимосвязь многогранных проявлений сущности функционирования этих элементов с учетом потребностей человека, интересов общества и обязательств государства, с опорой на сложившиеся культурные нормы и правовые особенности. Цивилизационный подход требует принимать во внимание и иные элементы, активно участвующие в организации общественных отношений, — это семья и страна (в цивилизационном смысле). Этот подход с опорой на пять основных элементов (человек-семья-общество-государство-страна) сегодня становится мейнстримом научного и практического паттерна понимания общественных отношений [10, с. 194]. Активное использование «пентабазиса» потребует существенной доработки теоретических конструкций и интеграцию в правовое поле интересов не только индивида, но и семьи, не только государства, но и страны (цивилизации). Пока еще до конца не осмыслена глубина учета семейных интересов и приоритета цивилизационных ориентиров, но уже сейчас целесообразно находить новую аргументацию во всех дисциплинах высшего юридического образования.

1 См.: Пушкин — Чаадаеву, 19 октября 1836 года. URL: https://kulturamgo.ru/kalendar-sobytij/ prazdniki-i-pamyatnye-daty/18521-19-oktyabrya-1836-goda-pushkin-ozvuchil-svoi-velikie-mysli-o-rodine-v-pisme-k-chaadaevu (дата обращения: 09.04.2024). 143

Вместе с тем в ходе нового осмысления общетеоретических подходов и интеграции «пентабазиса» важно основываться на научных принципах: объективность, системность, концептуальность и др. Как справедливо отмечал Эммануил Кант, «принципы вырастают из синтеза понятий, фиксирующих научные знания, и имеющие регулятивный характер, пользоваться ими нужно разборчиво, чтобы не впасть в догматизм ... особое внимание важно обратить на значение моральных принципов в деятельности людей» [11, с. 161]. Именно требования морали или ценностей в нашем понимании сегодня должны быть особо учтены в ходе научного дискурса по трансформации юридической надстройки и преподавания юридических дисциплин. Это, в свою очередь, потребует уточнения категориального аппарата.

Из этого постулата вытекает и еще один важный тезис: как имплементировать традиционные ценности в преподавание юридических дисциплин, совместив воспитание и образование, без преобладания той или иной стороны? Да, действительно, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит воспитание на первое место, даже определяя образование, он подчеркивает, что это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», а под воспитанием понимает «деятельность, направленную на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1. Однако только обучение позволяет в полной мере усвоить необходимые компетенции и навыки, умения и знания. Создание сбалансированного механизма позволит сформировать высококвалифицированного специалиста, четко осознающего российские жизненные стандарты, правила и нормы и обладающего необходимыми компетенциями. Поэтому предстоит большая работа по осмыслению новых компетенций выпускника. Данный подход поможет реализовать замысел включения традиционных базовых ценностей. Для этого целесообразно использовать кластерный компетентностный подход, чтобы охватить все юридические дисциплины. Четко выстроенная кластерная система компетенций, где по-новому будут перегруппированы универсальные и профессиональные компетенции, позволит интегрировать в образование традиционные ценности. Не менее важным представляется смещение акцента на формирование аналитических и коммуникативных компетенций. Это связано и с особенностями в деятельности практических работников, и с усиливающейся цифровизацией всех сфер жизни, особенно юридической сферы. Поскольку юриспруденция — практикоориентированная специальность, то это перераспределение в компетенциях можно реализовать за счет менее глубокого изучения иностранных источников, особенно в исторической части.

1 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2023 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598; 2024. № 1, ч. 1, ст. 66.

Еще одно из важнейших направлений изменения в юридическом образовании ближайших лет — это учет ценностных принципов (констант) российского мировоззрения, которые осмыслены и предлагаются в новой образовательной дисциплине «Основы российской государственности», которая преподается для всех первокурсников страны. Эта образовательная новелла запустила тектонические изменения гуманитарного образования в высшей школе и требует дальнейшей проработки по всем общественным наукам. Четко сформулированные константы — любовь и доверие, созидание и развитие, единство многообразия, согласие и сотрудничество, сила и ответственность — позволяют определить, посредством каких принципов будут достигаться обозначенные в Указе Президента РФ ценности [12]. Эти константы предполагают трансформацию триады «знания, умения и навыки» с учетом вышеобозначенных оснований. Так, одна из важнейших траекторий личностного развития и, соответственно, образовательный стандарт в либеральной парадигме предполагали повышение конкурентноспособности индивида часто без учета общественного блага и коллективного интереса. И после интеграции в общественные отношения этих императив и ценностей необходимым условием подготовки специалиста станет формирование навыков, способствующих коллективной работе и творчеству, использующих согласие как инструмент решения сложных вопросов, а не конфликт и конкуренцию.

Еще один пример, это константа — доверие, которая крайне необходима российскому обществу и нуждается в нормативном закреплении и правовой поддержке. Только через систему взаимодоверия возможно гармонично совершенствовать наше общество. Только через тонкую настройку контроля и свободы действия возможно создать общество взаимного доверия — это и будет н ориентиром для подготовки высококвалифицированных юристов. С

Одно из важнейших направлений трансформации — учет такой ценности, т как приоритет духовного над материальным [13]. Многие десятилетия рос- к сийское общество ставило материальные ценности выше интересов индивида, потребностей общества и возможностей государства. Мы оставим за рамками д данной статьи осмысление вопросов необходимости смены капиталистической т формы хозяйствования, которая, конечно, не может в полной мере соотносится н с приоритетом духовных ценностей. В будущем и практики, и теоретики будут ю искать возможности изменения капиталистической формы хозяйствования, что д потребует изменения и социального устройства. Сейчас же важно интегрировать с в образовательную деятельность и стандарты эту константу, дав возможность а молодым людям переориентировать свои модели поведения и целевые установки д под требования выдвинутых ценностей. Не выбирать парадигмы извлечения и прибыли любым путем, а находить гармонию в общественных отношениях, ос- № нованных на коллективистских началах. 1

Еще один важный аспект, требующий осмысления, — возможность дальней- з шей реализации концептуальных положений, используемых в либеральной 4 парадигме — приоритет прав и свобод человека и гражданина в организации общественных отношений. Нам представляется весьма важным сохранить этот постулат, так как многие столетия общества разных стран пытались найти уникальные способы совершенствования человека и гармонизацию общественных отношений и всегда, и в либеральной парадигме, и в коммунистической, и в консервативной, и в других формах, стремились развивать человека, его лучшие черты 145

и качества. Трудно себе представить общество, которое будет снимать человека с пьедестала отношений — «расчеловечивать право», прикрываясь интересами государства, общества или семьи. Но и допускать ситуацию, когда индивид в своих эгоистических устремлениях будет стремительно деградировать, а общество и семья будут пожинать плоды этого, не стоит. Поэтому юристы должны найти алгоритмы регулирования общественных отношений в новых реалиях. Правовые специальности потребуют пересмотра подходов к теоретическим конструкциям, отвечающим за нормотворчество и организацию правосознания в качестве регуляторов формирующихся общественных отношений.

Мы не согласны с позицией ряда авторов, которые считают, что «с формально-юридической точки зрения закрепление в правовых текстах понятий, соотносящихся с традиционными духовно-нравственными ценностями, предполагает возможность обращения к ним в "сложных случаях" толкования права и разработки моделей юридической аргументации» [14, с. 294]. В нашем случае создаваемых общественных отношений это не отсылка к правоприменению, это прежде всего нормотворчество, которое закрепляет нормативность общественных отношений и требует их соблюдения; это не просто учет этих ценностей в праве, а формирование права на основе этих ценностей. Да, пока четких контуров идеологического обеспечения правосознания мы не видим, но очевидно, что традиционные ценности совместно с цивилизационным подходом могут стать паттернами их создания. Уже сейчас назревает необходимость интеграции в образовательный процесс этих подходов, чтобы выпускники вузов понимали общественно-политические тренды и были готовы на практике реализовывать закрепленные ценности и константы.

Следующий важный аспект модернизации современного юридического образования предполагает соотнесение сформулированных политическим классом страны ценностей и принципов их достижения с большой начавшейся работой по цифровизации всего государственного управления и образовательной деятельности в том числе. Мы видим, с какой скоростью происходит цифровизация и внедрение алгоритмов искусственного интеллекта (далее — ИИ) в повседневную жизнь и процессы образования. Президент страны В.В. Путин отметил, что «с внедрением искусственного интеллекта в науку, образование, здравоохранение, все сферы нашей жизни — человечество начинает новую главу своего существования»1. Государство в нашей стране возглавило процесс интеграции ИИ в общественные отношения, так в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2 была подготовлена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Важным направлением этой программы является создание системы правового регулирования цифровой экономики, а реализации этой задачи посвящен федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», который курирует Министер-

1 См.: Путин назвал искусственный интеллект новой главой в жизни человечества // РБК 24 ноября 2024 года. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65609a8e9a79474e2f129c82 (дата обращения: 05.03.2024).

2 См.: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических 146 задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20, ст. 2817.

ство экономического развития РФ1. Вместе с тем процесс цифровизации и интеграции ИИ в практическую сферу еще до конца не отработан и требует особого внимания, ведь задача стоит в сохранении коллективистских начал, ценностей семьи и других, а сам процесс цифровизации предполагает все большую индивидуализацию. По всей видимости, процессы разрушения семейных ценностей, увеличение возраста заключения брака, отказ от детей, который мы наблюдаем в ряде стран, являются последствием активной цифровизации и технологического развития — высвобождение свободного времени человека, не связанного с жизнеобеспечением, отсутствие необходимости в коллективном хозяйстве даже на бытовом уровне. Вследствие этого представляется важной постепенная интеграция цифровых технологий и ИИ с учетом времени апробации новелл для того, чтобы традиционные ценности не заменялись иными, ведущими к быстрому снижению жизненного потенциала общества.

Не менее важный аспект заключается в том, что ИИ построен по языковым моделям, которые участвуют в формировании мировоззрения и идентичности граждан, моделируя их поведение. Могут ли искусственные модели и алгоритмы участвовать в формировании мировоззрения? Ведь любые объекты, формирующие мировоззрение и идентичность, в том числе и ИИ, не просто описывают явления и события, прогнозируют их развитие, но и создают новые нейросети, будущее индивида и общества. Поэтому считаем целесообразным на государственном уровне очертить четкие правовые рамки использования ИИ в управлении общественными отношениями и образовании: от использования ИИ при написании выпускных квалификационных работ до сбора и использования биометрических данных человека.

Особый вектор трансформации предполагает переподготовку профессорско-преподавательского состава в соответствии с новыми требованиями циви-лизационного подхода. Очевидно, что осознание значимости трансформации, перестройка курсов, учебных стандартов и планов потребуют большого напряжения и консолидации множества ресурсов. Важно при этом осознать, что это не только и не столько работа преподавательского корпуса, сколько всего юридического сообщества.

В целом важно отметить, что начавшаяся в российском обществе большая работа по трансформации общественных отношений и выстраивание новых ценностных стандартов, основанных на цивилизационном подходе и активном использовании традиционных ценностей российского общества, требует комплексного подхода во всех сферах — управлении, экономике, образовании и многих других. Юридическое образование, идущее в авангарде гуманитарного, требует особого внимания, так как именно право цементирует ценности и наполняет принципы и константы конкретным содержанием, нуждается в новом осмыслении и серьезной проработке как теоретических основ, так и методик. Предложенные векторы уже сейчас требуют воплощения на практике, что, по нашему мнению, позволит сконструировать идеальную модель будущего России, как государства-цивилизации.

1 См.: Нормативное регулирование цифровой среды // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/ (дата обращения: 05.03.2024). 147

Библиографический список

1. Высшее образование в России. Очерки истории до 1917 года. М.: НИИВО, 1995. 342 с.

2. Борисов А.В., Колодкин Л.М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М.: Изд-во Акад. МВД России, 1994. 81 с.

3. Крашенинников П.В. Страсти по праву: очерки о праве военного коммунизма в советском праве: 1917-1938. М.: Статут, 2019. 331 с.

4. КраковскийК.П. «Право появляется там, где есть добро и согласие...» (неопубликованные труды выдающегося правоведа М.М. Сперанского) // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 1. С. 67-77.

5. Сидоренко А.И., Ибрагимова Ю.Э. Право, закон и суд в трудах Карла Маркса // Журнал российского права 2018. № 7. С. 163-181.

6. Сургуладзе В.Ш. Россия — государство-цивилизация: к вопросу о концептуальном видении роли страны в доктринальных документах государственного стратегического планирования // Власть. 2023. № 5. С. 22-31.

7. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. 692 с.

8. Грибачев В. Сергей Михеев: «Давайте честно признаем» // Наша молодежь. 2012. № 11. С. 6-7.

9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2022. 528 с.

10. Артюхин О.А., Иванова Л.Л., Батов А.Т. Мировоззренческие компоненты модели «Пентабазиса» в современной политике России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 190-196.

11. Сидоренко Н.И. Принципы и их значение для построения теории // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2016. № 2. С. 161-177.

g 12. Основы российской государственности: учеб. пособ. для студентов, изучающих

социогуманитарные науки / А.Р. Боронин, Т.В. Евгеньева, И.И. Кузнецов и др. М.: ИД S «Дело» РАНХиГС, 2023. 550 с.

g 13. Основы российской государственности: учеб. пособ. для студентов естествен-

k но-научных и инженерно-технических специальностей / под рук. А.А. Ларионова (ие-| ромонаха Родиона). М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2023. 252 с.

| 14. Кропачев Н.М., Архипов В. В. Традиционные духовно-нравственные ценности в кон-

1 тексте цифровой трансформации общества: теоретико-правовые аспекты // Вестник ¥ Санкт-Петербургского университета. 2023. Т. 14, вып. 2. С. 294-306.

4

5

а

2

References

| 1. Higher Education in Russia. Essays on the History Before 1917. M.: NIIVO, 1995. 342 p.

I 2. Borisov A.V., Kolodkin L.M. Formation and Development of Legal Education in Pre-Revo-

■S lutionary Russia. M.: Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publishing House,

J 1994. 81 p.

5 3. Krasheninnikov P. V. Passions in Law: Essays on the Law of Military Communism in Soviet

I Law: 1917-1938. M.: Statute, 2019. 331 p.

о. L

<3 4. Krakovsky K.P. "LawAppears Where There Is Good and Harmony..." (unpublished works

1 of the outstanding jurist M.M. Speransky) // North Caucasian Legal Bulletin. 2022. No. 1. Р. 67-77. I 5. Sidorenko A.I., Ibragimova Yu.E. Law, Law and Court in the Writings of Karl Marx // Journal

of Russian Law. 2018. No. 7. Р. 163-181.

6. Surguladze V.Sh. Russia — State-Civilization: on the Question of the Conceptual Vision of the Role of the Country in the Doctrinal Documents of the State Strategic Planning // Power 2023. No. 5. Р. 22-31.

7. Ilyinsky I.M. Youth and Youth Policy: Philosophy. History. Theory. M.: Golos, 2001. 692 p. 148 8. Gribachev V. Sergey Mikheev: "Let's Face It Honestly" // Our Youth. 2012. No. 11. Р. 6-7.

9. Matuzov N.I., Malko A. V. Theory of State and Law: textbook. M.: Publishing house "Delo" RANEPA, 2022. 528 p.

10. Artyukhin O.A., Ivanova L.L., Batov A. T. Worldview Components of the Pentabasis Model in Contemporary Russian Politics // State and Municipal Management. Scientific notes. 2023. No. 2. P. 190-196.

11. SidorenkoN.I. Principles and Their Significance for the Construction of Theory // Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 2016. No. 2. P. 161-177.

12. Fundamentals of Russian Statehood: studies. handbook for students studying socio-hu-manitarian sciences / A.R. Boronina, T.V. Evgenieva, I.I. Kuznetsov, et al. M.: Publishing house "Delo" RANEPA, 2023. 550 p.

13. Fundamentals of Russian Statehood: a textbook for students of natural science and engineering specialties / under the direction of A. A. Larionov (Hieromonk Rodion). M.: Publishing house "Delo" RANEPA, 2023. 252 p.

14. Kropachev N.M., Arkhipov V. V. Traditional Spiritual and Moral Values in the Context of Digital Transformation of Society: Theoretical and Legal Aspects // Bulletin of the St. Petersburg University. 2023. Vol. 14, issue 2. P. 294-306.

CD

о

го

о

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Se о

о

д

ш тз

0 т

го ф

1 I

О Se

5

"О S

д

Se а

ж

ш д

ф §

S S

ю UJ

5 )

2 О N) 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.