Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные семейные ценности / юридическое образование / основы российской государственности / крепкая семья / образовательные технологии / traditional family values / legal education / foundations of Russian statehood / strong family / educational technologies

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Э.Д. Гаврилова

Автор анализирует проект ДНК России, акцентируя на разделе III «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», рассматривает проблемы формирования традиционных семейных ценностей в сфере юридического образования. Предложены образовательные технологии, улучшающие качество обучения студентов юридических вузов по новой дисциплине «Основы российской государственности» во взаимосвязи с законодательством о защите семьи, материнства, отцовства и детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TRADITIONAL FAMILY VALUES IN THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION

The author analyzes the DNA of Russia project, focusing on section III "Russian worldview and values of Russian civilization", examines the problems of formation of traditional family values in the field of legal education. Educational technologies are proposed that improve the quality of education for law students in the new discipline «Fundamentals of Russian Statehood » in conjunction with legislation on the protection of the family, motherhood, fatherhood and childhood.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ

ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э.Д. Гаврилова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-69- 71

Аннотация. Автор анализирует проект ДНК России, акцентируя на разделе III «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», рассматривает проблемы формирования традиционных семейных ценностей в сфере юридического образования. Предложены образовательные технологии, улучшающие качество обучения студентов юридических вузов по новой дисциплине «Основы российской государственности» во взаимосвязи с законодательством о защите семьи, материнства, отцовства и детства.

Ключевые слова: традиционные семейные ценности, юридическое образование, основы российской государственности, крепкая семья, образовательные технологии.

В современный период Российская Федерация сталкивается с новыми рисками, вызовами и угрозами, имеющими стратегический характер и затрагивающими основы национальной безопасности страны. Экономические и политические трансформации способны существенно преобразить жизнь людей во внутриполитической сфере и образ страны в международных отношениях. В подобных условиях базовым основанием единения и сплочения граждан выступает ценностная, духовная и культурная составляющая, задающая направленность их мировоззрения.

Среди множества ценностных начал можно выделить наиболее характерные для российской истории традиционные семейные ценности, которые формируются как в процессе семейного и домашнего воспитания, так и в процессе ознакомления лица с общественными институтами (школа, вуз, СМИ и пр.) и участия в них.

Представляется интересным анализ формирования традиционных семейных ценностей в ходе обучения в высшем юридическом учебном заведении. В соответствии с новыми учебными планами с 01.09.2023 студенты-юристы, обучающиеся на 1 курсе бакалавриата и специалитета, изучают дисциплину «Основы российской государственности». Данный предмет призван на основе эффективной научно-исследовательской и учебно-методической деятельности конкретизировать основные

принципы и направления новой государственной молодежной политики, функции государства в области просвещения и высшего образования. Такую роль играет проект «ДНК России». В центре данного курса находится изучение понятия мировоззрения, обладающего структурой и связями элементов: человек, семья, общество, государство и страна. В юридической литературе справедливо указывается на необходимость особого внимания к семье как к самостоятельному носителю ценностей мировоззрения и каналу первичной социализации, выделению традиционных семейных ценностей [2, с. 16-18].

В этой классификации семья представлена взаимодействием ценностей любви и ответственности человека и семьи друг перед другом; семья обеспечивает устойчивость общества, выполняет обязанности перед государством, которое предоставляет правовые гарантии для нее; наконец, семья способствует реализации целей созидания и развития страны. Характерными являются символы домашнего очага для семьи, идея многодетности, правила построения семьи в виде норм брачно-семейного права, воспитательные практики и досуговая форма общения.

Традиционные семейные ценности изучаются в разделе 3 проекта ДНК России «Основы российской государственности», который называется «Российское мировоззрение и ценности российской цивилиза-

ции». На наш взгляд, для их полноценного формирования в условиях вузовской среды можно выделить несколько современных образовательных технологий:

1. Открытые лекции политиков, экспертов, депутатов, посвященные раскрытию основополагающих понятий курса, которые не подменяют, а за счет авторитета и престижа лекторов расширяют и дополняют представления студентов о теме дисциплины;

2. Историко-деловые игры, направленные на поиск и идентификацию повседневных ценностей в качестве возможных видов традиционных семейных ценностей;

3. Открытые дебаты и дискуссии о самом понятии «семейные ценности», которое является неоднозначным;

4. Просмотр обучающих фильмов и мультимедиа-материалов в Интернете на тематику семейных ценностей с последующим обсуждением в группах.

Вместе с тем, учитывая специфику юридического образования и его связь с законодательным регулированием, изучение «Основ российской государственности» целесообразно вести во взаимосвязи с

законодательной политикой в сфере семейных отношений, основными разработками ученых в области семейного и гражданского права [3, с. 520].

Особую роль представления о семейных ценностях играют в становлении личности и профессиональном самоопределении сотрудников полиции, поскольку уважение к семейным традициям и ролям позволит не только успешно продвигаться по карьерной лестнице, но и повысить социальную престижность профессии сотрудника органов внутренних дел [4, с. 217]. Отсюда традиционные семейные ценности должны обязательно изучаться в рамках ведения и иных дисциплин в вузах системы МВД России.

Таким образом, в процессе юридического образования современная образовательная практика выявляет наличие новых направлений вузовской деятельности по формированию традиционных семейных ценностей. Данная тенденция представляется полезной и правильной для становления профессионального мировоззрения и роста самосознания личности будущего юриста.

Библиографический список

1. Полосин А.В. Шаг вперед: проблема мировоззрения в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2022. - № 3. - С. 7-23.

2. Матвиенко С.В. Законодательные подходы к защите семьи и традиционных семейных ценностей государством и обществом // Образование и право. - 2024. - № 2. - С. 518523.

3. Косарева М.А. Формирование представлений о традиционных семейных ценностях у курсантов вузов МВД России // Антропоцентрические науки в образовании: Сборник научных статей XIX МНПК. - Воронеж: ООО «Издательство «Научная книга», 2023. -С. 217-219.

FORMATION OF TRADITIONAL FAMILY VALUES IN THE PROCESS OF LEGAL

EDUCATION

E.D. Gavrilova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The author analyzes the DNA of Russia project, focusing on section III "Russian worldview and values of Russian civilization", examines the problems offormation of traditional family values in the field of legal education. Educational technologies are proposed that improve the quality of education for law students in the new discipline «Fundamentals of Russian Statehood» in conjunction with legislation on the protection of the family, motherhood, fatherhood and childhood.

Keywords: traditional family values, legal education, foundations of Russian statehood, strong family, educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.