DOI 10.24412/2227-7315-2024-2-82-93 УДК 342.7; 340
В. С. Хижняк, М. Н. Лядащева-Ильичева
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Введение: сохранение и защита традиционных ценностей в современной ситуации является залогом укрепления суверенитета государства и обеспечения сохранения многонациональной и многоконфессиональной страны. Россия всегда являлась таковой, поэтому и в предшествующие исторические периоды государственная политика была направлена на достижение этих целей, что обуславливает необходимость обращения к историческому опыту правового регулирования многоконфессиональных отношений. Цель — на основе анализа особенностей правового регулирования многоконфессиональных отношений Российского государства в сфере межконфессиональных отношений вXVIII - началеXXв. выявить первостепенные его принципы и определить возможность их приемлемости как залога сохранения и защиты традиционных ценностей в России на современном этапе. Методологическая основа: комплексное и межотраслевое исследование правовых основ деятельности Российского государства в сфере многоконфессиональных отношений в XVIII - началеXXв. Деятельность Российского государства в области межконфессиональных отношений в XVIII - начале XX в. рассмотрена на основе принципа историзма, межотраслевого и системного подходов, историко-правового и формально-юридического методов. Результаты: выявлены характерные черты государственной политики в сфере межконфессиональных отношений, идеологически и юридически оформленных в Российском государстве XVIII - начала XX в., и ее принципы. Выводы: выявленные принципы правового регулирования межконфессиональных отношений и государственной политики в этой сфере в XVIII - начале XX в. созвучны современному российскому праву и правовой политике, поэтому их совокупность можно охарактеризовать как традиционную для России ценность и основу их развития в настоящий момент.
Ключевые слова: государственная политика, идеология, свобода вероисповедания и веротерпимость, традиционные ценности, Конституция РФ.
g © Хижняк Вероника Сергеевна, 2024
й Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права имени профессора
¿3 И. Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабышева (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail:
£ © Лядащева-Ильичева Марина Николаевна, 2024
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия) © Khizhnyak Veronika Sergeevna, 2024
Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional Law named after Professor I. E. Farber and Professor V. T. Kabyshev (Saratov State Law Academy) © Lyadashcheva-Ilyicheva Marina Nikolaevna, 2024
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History of State and Law 82 (Saratov State Law Academy)
V. S. Khizhnyak, M. N. Lyadashcheva-Ilyicheva
HISTORICAL EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION OF MULTI-CONFESSIONAL RELATIONS IN THE 18TH - EARLY 20TH CENTURIES AND THE PROBLEM OF PRESERVATION AND PROTECTION OF TRADITIONAL VALUES IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
Background: preservation and protection oftraditional values in the modern situation is the key to strengthening the sovereignty of the state and ensuring the preservation of a multinational and multi-religious country. Russia has always been such, therefore, in previous historical periods, state policy was aimed at achieving these goals, which necessitates the need to turn to the historical experience of legal regulation ofmulti-confessional relations. Objective — basing on the analysis of the features of the legal regulation of multi-confessional relations of the Russian state in the field of interfaith relations (XVIII - early XX centuries) to identify its basic principles and determine the possibility of their acceptability as the basis for the preservation and protection oftraditional values in Russia at the present stage. Methodology: a comprehensive and intersectoral study of the legal foundations of the activities of the Russian state in the field of multi-confessional relations in the 18th - early 20th centuries. Activities of the Russian state in the field of interfaith relations in the 18th - early 20th centuries. considered on the basis of the principle of historicism, intersectoral and systemic approaches, historical-legal and formal-legal methods. Results: the characteristic features of state policy in the field of interfaith relations, ideologically and legally formalized in the Russian state of the 18th - early 20th centuries, were identified. and its principles. Conclusions: identified principles of legal regulation of interfaith relations and state policy in this area in the 18th - early 20th centuries. are consonant with modern Russian law and legal policy, therefore their totality can be characterized as a traditional value for Russia and the basis for their development at the moment.
Keywords: state policy, ideology, freedom of religion and religious tolerance, traditional values, Constitution of the Russian Federation.
Свобода вероисповедания, гарантированная в ст. 28 Конституции РФ, неразрывно связана с охраной и защитой прав верующих и религиозных организаций. Следует учитывать, что Россия является одним из самых многонациональных и многоконфессиональных государств мира. В настоящее время в России проживает 196 народностей, которые принадлежат к более, чем шестидесяти различным конфессиям [1, с. 62].
Ввиду развития демократического гражданского общества, к институтам которого относятся и религиозные общественные организации, обеспечение защиты прав человека без какой-либо дискриминации и свободы вероисповедания необходимо совершенствование правового регулирования всей совокупности общественных отношений в этой сфере.
Конституция РФ содержит ряд положений, закрепляющих правовые основы деятельности Российского государства в сфере многоконфессиональных отношений. Так, провозглашается равенство всех общественных объединений, к которым относятся и религиозные (ч. 4 ст. 13). В ст. 14 устанавливается светский характер государства, запрет на установление какой-либо религии в качестве государственной и равенство всех религий перед законом. Провозглашается отделение религиозных объединений от государства1.
1 См.: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. на 4 октября 2022 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2022. 6 октября. 83
В то же время за государством закреплены полномочия, связанные с осуществлением правового регулирования деятельности любых общественных объединений, включая религиозные. Изменения, внесенные в Конституцию в 2020 г., подчеркивают важную роль религиозных объединений в современном российском обществе. Так, в ч. 2 ст. 67.1 устанавливается, что Россия сохраняет «память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». В ч. 4 этой же статьи в качестве одного из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации закреплено всестороннее духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие детей. Безусловно, что духовное и нравственное развитие не ограничивается религиозным воспитанием или образованием, но именно они являются одной из его составляющих. Особенное значение положения этой статьи приобретают в контексте того, что в России признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может быть «государственной или обязательной» (ч. 1 и ч. 2 ст. 13). Однако это не значит, что на территории России существует некое «безыдейное пространство». Следует согласиться с председателем Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькиным, что «запрещается любая государственная идеология, но слово "идея", сознание людей как движущий стимул их развития — нет»1. Религиозное мировоззрение можно признать одной из таких идей. Тот факт, что его может разделять значительная общность людей придает ему особое значение как для общественной жизни, так и для правовой политики государства, являясь одним из ориентиров развития последней.
Следует отметить и положение ч. 2 ст. 69 Конституции, в которой закреплен, на наш взгляд, еще один приоритет государственной политики России — «защита культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Культурная самобытность немыслима без сохранения религий, исповедуемых различными народами и этническими общностями, составляющими многонациональный народ Российской Федерации.
Идеологические и духовно-нравственные основания российской государственности в современной юридической литературе вновь привлекают внимание сторонников межотраслевого подхода для более глубокого их анализа в связи с реформой Конституции в 2020 г. Наиболее актуальным становится осмысление правовых основ духовно-нравственного, нравственного и просветительского воспитания в обществе.
Реализация свободы вероисповедания и деятельность религиозных организаций напрямую связаны и с таким приоритетом российской государственной политики, как защита традиционных ценностей. Подобный вывод мы можем сделать на основании анализа Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»2. Среди таковых в названном указе отмечены достоинство личности, высокие нравственные идеалы, крепкая семья. На наш взгляд, защита первой из них невозможна без
1 См.: Конституция и конституционный контроль: развиваем доктрину и совершенствуем
практику: XI Петербургский юридический форум. URL: https://legalforum/info/programme/ constitution-conference/4004/#broadcast (дата обращения: 12.10.2023). 84 2 См.: СЗ РФ. 2022. № 46, ст. 7977.
признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, к которым относится и свобода вероисповедания. Высокие нравственные идеалы также основываются на религиозной морали. Многие из них разделяются как верующими людьми, так и атеистами. Что же касается крепкой семьи, то она является ценностью во всех мировых религиях. Поэтому, на наш взгляд, духовные религиозные ценности входят в понятие традиционных ценностей. Кроме того, перечисленные традиционные ценности являются общими для различных религиозных конфессий, их реализация и защита не противоречат вероучениям. Следовательно, одной из правовых основ деятельности государства в сфере многоконфессиональных отношений следует считать и данный нормативный правовой акт.
Факт отнесения к традиционным ценностям высоких нравственных идеалов, приоритета духовного над материальным, гуманизма и милосердия, а также признание роли в формировании их религий, «являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия», связывает развитие многоконфессиональных отношений с защитой традиционных ценностей. Для выявления традиций Российского государства, определенной преемственности в этих вопросах и возможности применения предшествующего опыта необходимо провести определенный историко-правовой анализ. Рассмотрение законодательства, регулировавшего многоконфессиональные отношения в выбранный нами исторический период, позволит сделать вывод не только об особенностях развития права, но и государственной политики по соответствующему вопросу. Последняя всегда определяет направление развития законодательства и его содержания. н
В современной юридической литературе при осмысление российского за- С конодательства XVIII - начала XX в. исследуются вопросы отправления веры, т веротерпимости [2], свободы вероисповедания и свободы совести [3-5], правого к статуса религиозных организаций и верующих [6-9] и др. В историко-правовых г исследованиях особое внимание уделяется осмыслению традиционных цен- д ностей, свойственных Российскому обществу и государству на разных этапах т их исторического развития [10], а также роли религиозного фактора в истории н России [11]. ю
В исторической литературе проблема веротерпимости и свободы совести д в российском обществе рассматривается в контексте государственной политики с и социальной практики [12-13] и др. I
а
Историко-правовой опыт показывает, что именно с 1700 до февраля 1917 г. д внутренняя политика Российского государства в области многоконфессиональ- I ных отношений определялась духовно-нравственным состоянием общества, № сущностью государственной власти, усилением роли законов и государственной 1 власти в вопросах правового регулирования общественных отношений. Петр I 5 и его преемники на российском престоле провозглашали на территории госу- 4 дарства принципы господства православной веры, свободы вероисповедания, веротерпимости и свободы совести.
В Российском государстве XVIII - начала XX в. именно глава государства выражал политическую волю по отношению к подданным, иностранцам и инородцам, определял идеологические и организационно-правовые основы регулирования отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе. 85
В 1702 г. в Манифесте Петр I обещал предоставить иностранцам, прибывавшим в Россию, свободу вероисповедания, так как во время своего правления придерживался идеи всеобщего блага для подданных с целью улучшения их благополучного состояния. Соответственно, с его точки зрения, необходимо было поддерживать «внутреннее спокойствие, защищать государство от внешнего нападения, всячески улучшать и распространять торговлю». Манифест был обращен к чиновникам, отвечавшим за обеспечение безопасности, в том числе приграничных территорий. На основе указов и инструкций им предписывалось не доставлять беспокойств и ограничений офицерам, прибывшим на службу в Россию, а также купцам и художникам. В законе подчеркивалось, что для этого в столице России «уже введено свободное отправление богослужений всех других сект». Свобода публичного и частного богослужения и свобода совести подтверждалась указанным манифестом для каждого христианина с целью их защиты. Если в каком-либо месте Российского государства или в армиях и гарнизонах не будет соответствующего проповедника духовного чина или церкви, то верующие могли собираться по домам для «единогласного восхваления Бога и таким образом отправлять богослужение»1.
В Манифесте Петра III в 1835 г. подтверждалось «свободное богослужение всем христианским вероисповеданиям в России» и «всем духовным особам» было строго запрещено совращать его подданных в законы своей веры. Данный закон было предписано опубликовать и разместить на дверях всех церквей «Лютеранского, Реформатского и Римского» исповеданий2.
Вера в российском обществе традиционно являлась мировоззренческо-идеологическим основанием объединения подданных, ее роль в Российском государстве изменялась в процессе расширения его территории и усложнения ее этнического состава. Законы были призваны стать основанием единства и благополучия в обществе и государстве. Государственное управление было призвано предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, возникавшие между представителями различных религий.
Правовое регулирование межконфессиональных отношений в Российской империи активизировалось в эпоху правления Екатерины II. Так, в 1862-1863 гг. императрица подтвердила всем иностранцам, пребывающим на территории Российского государства, «свободное отправление веры по их уставам и обрядам», а колонистам разрешила строить церкви и колокольни, необходимые для богослужений3.
В 1767 г. императрица писала о роли законов веры в установлении «благополучия, славы, блаженства и спокойствия» в России (п. 1). С ее точки зрения, все обязаны были воспитывать своих детей в страхе Божием (п. 351) и в любви к Отечеству (п. 352)4.
<3 1 См.: ПСЗ РИ-1. Т. IV. 1700-1712. № 1910. Манифест. О вызове иностранцев в Россию с обеща-
| нием им свободы вероисповедания. 16 апреля 1702 г. С. 192-195.
£ 2 См.: Там же. Т. IX. 1733-1736. № 6693. Манифест. О дозволении свободного богослужения
всем христианским вероисповеданиям в России и о возбранении духовным особам иностранных христианских вер обращать в оные русских подданных, какого бы закона они ни были, под опасением суда и наказания по законам. 22 февраля 1735 г. С. 482.
3 См.: Там же. Т. XVI. 28 июня 1762-1764. № 11880. Манифест. О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах. 22 июля 1763 г. С. 313.
4 См.: Екатерина II. Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения, данный комис-86 сии о сочинении проекта нового уложения, с принадлежащими к тому приложениями. М., 1767.
В 1775 г. губернскому управлению прямо указывалось на необходимость духовно-нравственного воспитания находившихся под опекой малолетних в страхе Божием, в познание той веры, в которой они родились1.
В 1782 г. иноверцам, проживавшим в городах, не запрещалось «отправление их различных вер»2.
В жалованных грамотах3 и указах4 также уточнялось, что природным обывателям, инородцам и иностранцам была пожалована свобода вероисповедания, определялось устройство духовного управления и строительство соответствующих церковных строений, а также вечная защита и охрана всего этого со стороны императора. В 1785 г. в грамоте, предоставленной городам, уточнялось, что в память о предках Российских государей «иноверным, иногородним и иностранным» лицам дозволялось свободное отправление веры, так как в законе уже было установлено и подтверждено, что «все народы России, пребывающие, славят Бога Всемогущего различными языками по закону и вероисповеданию праотцов своих»5.
В связи с посягательствами инославных на свободу совести и свободу исповедания Павел I предписал всенародно во всех церквях Российского государства объявить о своем долге «обеспечить каждому свободу исповедания веры» и решимости «охранять всеми мерами Святую Грекороссийскую Православную веру», так как она являлась вероисповедной для императора и природных Российских верноподданных6.
Александр I подтвердил и объявил всенародно обещанную ранее иностранцам и их потомкам свободу вероисповедания, а также охрану православной веры7, защиту верующих, в том числе униатов от католических консисторий. Император уточнял, что правительство и господствующая православная вера в России не вмешивались в убеждения совести и дела веры других конфессий, поэтому терпимые вероисповедания также не должны были вмешиваться в дела веры. Соответственно, губернаторам предписывалось всеми мерами защищать верующих в целом и униатов в частности8.
1 См.: ПСЗ РИ-1. Т. XX. 1775-1780. № 14392. Учреждения для управления губерний Всероссий- е ской империи, часть первая. 7 ноября 1775 г. С. 229, 249, 263. н
2 См.: Там же. Т. XXI. 1781-1783. № 15379. Устав благочиния, или Полицейский. 8 апреля 1782 г. I
3 См.: Там же. Т. XVIII. 1767-1769. № 13251. Жалованная грамота Санкт-Петербургской Рим- | ско-Католической церкви. 12 февраля 1769 г.; Там же. Т. XXV. 1798-1799. № 19168. Жалованная Ч грамота на права, преимущества и вольности обществу армян города Старого Крыма. 28 октября к 1799 г.; и др. I
4 См.: Там же. Т. XXI. 1781-1783. № 15326. Именной, данный Сенату. Об учреждении в г. Могилеве а Архиепископства Римско-католического исповедания и о разных распоряжениях относительно м устройства Римской Церкви в России. 17 января 1782 г. I
5 См.: Там же. Т. XX. 1884-1788. № 16187. Грамота на права и выгоды городам Российской № империи. 21 апреля 1785 г. (
6 См.: Там же. Т. XXIV. 6 ноября 1796-1797. № 17879. Манифест. О свободном вероисповедании, 7 о непривлекании в присоединенных от Польши губерниях людей Грекороссийской веры в Като- ) лическую, и о нестеснении свободы тем, кои сами от других исповеданий в Православной Церкви 2 присоединиться пожелают. 18 марта 1797 г. *
7 См.: Там же. Т. XXVI. 1800-1801. № 19546. Высочайшая грамота менонитам. О подтверждении обещаний им свободы в отправлении вероисповедания по церковным их установлениям и обычаям. 6 сентября 1800 г.; Там же. Т. XXIX. 1806-1807. № 22410. Высочайшая грамота колонии шотландцев, в Кавказской губернии поселяемой, — на пожалованные ей выгоды и преимущества. 23 декабря 1806 г.
8 См.: Там же. Т. XXVI. 1800-1801. № 19263. Сенатский. О невозвращении в Унию людей, присоединившихся к Православной вере, и о непрепятствовании униатам приступать к оной. 1 февраля 87
В 1822 г. «инородцы, не исповедовавшие христианской веры, имели свободу отправлять Богослужения по их закону и обрядам» (§ 286). На земское начальство возлагалась обязанность «не допускать стеснение инородцев под предлогом обращения в Христианскую веру» (§ 288), но «в принятии христианской веры никому не препятствовать» (§ 290)1.
В Высочайшем рескрипте Николая I от 1827 г. в процессе обучения каждый учащийся должен был иметь здоровое понятие о вере, законах и нравственности2.
Принципы и основные направления государственной политики в межконфессиональных отношениях природных обывателей, инородцев и иностранцев нашли закрепление в различных законодательных актах XVIII - первой трети XIX в. систематизированных в различных томах Свода законов Российской империи 1832 г.3, в том числе в Основных государственных законах, где в качестве мировоззренческо-идеологических и правовых оснований регулирования отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе были взяты: сущность верховной самодержавной власти, а также такие понятия, как вера, законы и власть4.
В Основном законе подчеркивалась «первенствующая и господствующая роль в Российской империи» Православной Восточной Грекороссийской веры5, позже названной в законе Христианской Православной Кафолической верой Восточного исповедания (ст. 40). Император признавался верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем правоверия и всякого в Церкви святого благочиния (ст. 41-42).
В законе подтверждалось предоставление «свободного отправления веры ° и богослужения» всем не принадлежавшим к господствующей церкви подданным й Российского государства, иностранцам, состоявшим в российской службе, или ™ временно в России пребывающим (ст. 44)6.
? Свобода веры признавалась за христианами иностранных вероисповеданий,
| евреями, магометанами и язычниками. В законе уточнялось: «Да все народы, Ц в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языками по закону
0 и исповеданию праотцов своих, благословляя царствование Российского монар-| ха и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и укрепления силы
1 империи» (ст. 45).
>1 Вопросы церковного управления иноверных исповеданий управлялись Ду-
| ховными властями и особенными государственными учреждениями. Правила I охранения веротерпимости и ее пределы подробно определялись в 1832 г.
Л -
° 1800 г.; Там же. Т. XXVII. 1802-1803. № 20837. Именной, данный белорусскому военному губерна-о тору Михельсону. О защищении униатов от притеснений, чинимых им местными католическими « консисториями. 4 июля 1803 г.
! 1 См.: ПС3 РИ-1. Т. XXXVIII. 1822-1823. № 29126. Высочайше утвержденный устав. Об управле-
¿3 нии инородцев. 22 июля 1822 г.
| 2 См.: ПСЗ РИ-2. Т. II. 1827. № 1308. Высочайший рескрипт, последовавший на имя Министер-
£ ства народного просвещения, Шишкова. О допущении в университетах и других высших учебных заведениях к слушанию лекций. 19 августа 1827 г. С. 675-676.
3 См.: Законы о вере и веротерпимости. С приложением свода разъяснений по кассационным решениям сената / сост. Я. А. Канторович. СПб.: Изд-е Я. А. Канторовича, 1899.
4 См.: Свод учреждений государственных и губернских. Т. 1, ч. 1. Основные законы и учреждения государственные. СПб., 1832; 1842; 1857.
5 См.: Свод законов Российской империи. Т. 1, ч. 1. Основные государственные законы. СПб., 1832. Ст. 40-42, 44.
88 6 Там же.
в IV части Свода уставов благочиния; в 1842 г. они определялись в уставе о предупреждение преступлений1, а с 1857 г. в Уставах по принадлежности к вероисповеданиям (ст. 46)2.
В пределах Российского государства по-прежнему только Православная Церковь имела право убеждать последователей иных христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения о вере. Духовные и светские лица других христианских исповеданий и иноверцы в подобном случае несли уголовную ответственность. Однако принуждение или препятствие при обращении представителей иных исповеданий и веры в православие запрещалось (ст. 4-5)3.
На всей территории государства Верховной властью запрещалось оскорблять какую-либо веру, осуществлять насилие над иноверцами на основании их вероисповедания. Особое внимание уделялось предупреждению столкновений на почве религиозной розни. Соответственно, на полицию возлагалась обязанность охранять вне зависимости от различий веры «доброе гражданское согласие и тишину» (ст. 92-96).
На основе Правил терпимости, распространявшихся на различные вероисповедания, правительство строго запрещало вмешиваться всем представителям «иностранного Христианского и иноверного исповедания» в дела веры и убеждения совести последователей другой веры, а также любое вмешательство в дела Православной церкви (ст. 104)4.
Либеральные реформы Александра II 60-х гг. XIX в. не коснулись идеологических оснований Российского государства и сущности государственной власти. Духовно-нравственным основанием для обучающихся в России оставались законы их веры. В ходе реформ возник вопрос о двойственности воспитания в училищах: религиозно-нравственного и просветительского5.
В 1871 г. устав о гимназиях допустил к обучению детей всех состояний без различия вероисповедания и звания. При поступлении в гимназию дети не христианских исповеданий сдавали экзамен на знание законов своей веры6.
Основные законы были переизданы в 1886 и 1892 гг., но их идеологические основания оставались неизменными [14, с. 3].
В Манифесте 1903 г. Николай II провозгласил усовершенствование порядка государственного управления с целью борьбы со смутой, враждебно настроенной против государства и русской жизни. Планировалось утвердить в семье и общественной жизни нравственные начала, веротерпимость в отношении инослав-ных и иноверных. Российское государство по-прежнему должно было строиться
1 См.: Свод законов Российской империи. Т. 1, ч. 1. Основные государственные законы. СПб., | 1842. №
2 См.: Там же.
3 См.: Свод законов Российской империи. Т. XI, ч. 1. Уставы духовных дел иностранных испо- 7 веданий. СПб., 1857. )
4 См.: Там же. Т. XIV. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. СПб., 1857. 2
5 См.: ПСЗ РИ-2. Т. XXXVIII. 1863. Ч. 1. № 39751. Высочайше утвержденное Учреждение Министерства народного просвещения. 18 июня 1863 г.; Там же. Т. XXXIX. 1864. Ч. 2. № 41472. Высочайше утвержденный устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. 19 ноября 1864 г. С. 167-172.
6 См.: Там же. Т. XLVI. 1871. Ч. 2. № 49744. Высочайше утвержденные изменения и дополнения Устава гимназий и прогимназий. 19 июня 1871 г.; Там же. Т. XLVI. 1771. Ч. 2. № 49860. Высочайше утвержденный устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения.
30 июля 1871 г. §23. С. 88. 89
на твердой основе веры, закона и власти1. Эта триада может рассматриваться в качестве мировоззренческо-идеологического основания Российской империи как единого и неделимого государства.
23 апреля 1906 г. постановления о вере изложенные в ст. 40-46 Основного государственного закона 1892 г. сохранили свою юридическую силу. Империя продолжала управляться на твердых основаниях закона (ст. 42)2.
Определяющим фактором в развитии правовых основ деятельности Российского государства в сфере межконфессиональных отношений исторически являлась сущность государственной власти и ее идеологические основания. Государственная власть стремилась объединить народ в XVIII - начале XX в. на основе охранения и защиты веры отцов, законов веры и позитивного законодательства, действовавших на обширных территориях Российского государства.
Подобные нормы государственного права можно отнести не столько к декларативным нормам, сколько к нормам принципам. Об этом свидетельствует исторический очерк о деятельности Министерства внутренних дел в области вероисповеданий [15, с. 87, 153].
Вера отцов выступала морально-нравственным основанием деятельности человека (природного обывателя, инородца и иностранца) на территории государства, а закон — правовым основанием реализации свободы вероисповедания и веротерпимости. Верховная самодержавная власть определяла меры и средства охраны и защиты свободы вероисповеданий, свободы совести и веротерпимости.
Таким образом, междисциплинарный анализ позволил выявить ряд принципов правового регулирования многоконфессиональных отношений и соответствующей государственной политики в досоветский период. К ним следует отнести: веротерпимость, защиту чувств верующих, принадлежащих к любым конфессиям, обеспечение возможности реализации свободы вероисповедания последователям любых конфессий (кроме тех, деятельность которых противоречит государственным устоям), обеспечение духовно-нравственного воспитания молодежи с использованием вероучений, обеспечение равенства конфессий при сохранении приоритета за православием как религией большинства населения. Эти принципы являлись основой для сохранения и защиты духовно-нравственных ценностей в рассматриваемый период.
На наш взгляд, эти принципы не противоречат Конституции РФ и уже отражены в законодательстве. Так, в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» указывается на равенство всех религиозных объединений, а в преамбуле к нему говорится, что государство признает «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»3. Согласно ст. 12 Закона, в России не может быть зарегистрирована религиозная организация, цели и деятельность которой противоречат Конституции и законодательству РФ, а согласно положениям ст. 14 подобная деятельность служит основанием для ликвидации и запрета на деятельность
1 См.: ПСЗ РИ-3. Т. XXIII. 1903. Ч. 1. № 22581. Манифест. О предначертаниях и усовершенствованию государственного порядка. 26 февраля 1803 г. С. 113-114.
2 См.: Там же. Т. XXVI. 1906. № 27805. Высочайше утвержденные Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г. С. 456-459.
3 См.: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объеди-90 нениях» (в ред. от 2 ноября 2023 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39, ст. 4465; 2023. № 45, ст. 7997.
подобной организации, если она уже была зарегистрирована. За нарушение права на свободу совести и вероисповедания в России предусмотрена уголовная ответственность (ст. 148 УК РФ). В упоминавшемся ранее Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. подчеркивается влияние различных религий на формирование традиционных ценностей и особая роль православия в этом процессе, а также тот факт, что «государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью»1.
На основании сказанного мы можем говорить о совпадении особенностей законодательства и направленности государственной политики в области правового регулирования многоконфессиональных отношений в дореволюционный период и в настоящее время. Эти принципы составляют в определенном смысле традиции правового регулирования и содержания государственной правовой политики, подлежащие сохранению и развитию в современном законодательстве, поскольку они показали свою непреходящую природу в качестве основы охраны и защиты традиционных ценностей в России.
Выделенные нами принципы можно назвать как правовыми, так и нравственными основами многоконфессиональных отношений в России, гарантиями соблюдения свободы совести и вероисповедания. В современных условиях, когда речь идет о сохранении и защите традиционных ценностей как основы российского общества, особенно важен факт подобной преемственности государственной политики и правового регулирования. Следование подобным принципам, на наш взгляд, будет способствовать эффективному регулированию многоконфессиональных отношений в России, сохранению духовно-нравственных ценностей, переданных нам предыдущими поколениями, и тем основным направлениям развития правового регулирования в сфере многоконфессиональных отношений, которые в настоящее время являются актуальными для Российского государства.
Основными направлениями развития правового регулирования в сфере многоконфессиональных отношений, на наш взгляд, выступают:
регулирование вопросов создания, осуществления и прекращения деятельности религиозных организаций;
обеспечение равного правового статуса и равенства религиозных организаций перед законом;
сохранение и защита традиционных ценностей, составляющих религиозное мировоззрение различных конфессий, при условии, что они не направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
развитие межконфессиональных отношений, взаимодействие разных религий для содействия в укреплении конституционного строя и государственного единства Российской Федерации, реализация и защита традиционных ценностей российского общества.
1 См.: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СЗ РФ. 2022. № 46, ст. 7977. 91
Библиографический список
1. Ермолаева Ю. В. Традиционные российские духовные ценности: современное конституционное понимание // Конституция Российской Федерации как модель конвергенции компонентов отечественной правовой системы. Т. 1: Конституционные приоритеты Российской Федерации: генезис и современная интерпретация (к 30-летию Конституции РФ): монография / под ред. А. В. Колесникова. М., 2023. 385 с.
2. Лукьянов С. А. Принцип веротерпимости во внутренней политике дореволюционной России и роль Министерства внутренних дел в обеспечении государственно-правовых основ его деятельности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 49 с.
3. ЛевинаА.А. Институт «свободы совести и вероисповедания»: историко-правовой опыт России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003. 33 с.
4. Сафонов А. А. Свобода совести и вероисповедания в законодательстве Государственной думы III созыва // История государства и права. 2010. № 15. С. 19-24.
5. Сатушиева Л. Х. Формирование правового режима включения мусульман в состав Российской империи (по нормативным актам XVIII в.) // История государства и права. 2012. № 2. С. 8-16.
6. Сафонов А. А. Правовое регулирование функционирования религиозных организаций в России в начале XX века: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 46 с.
7. ДорскаяА.А. Проблема законодательного закрепления свободы совести в России в начале XX в.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. 20 с.
8. Дорская А. А. Правовой режим имущества религиозного назначения в России: история и современность: монография. СПб., 2012. 222 с.
9. Андрощук В. В. Формирование правовых основ системы управления инославными конфессиями в Российской империи XVIII - начала XX в. // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2020. № 1. С. 27-38.
S 10. Чирикин В. А. Духовные ценности государственности // Правовая политика и пра-
рт вовая жизнь. 2014. № 4(57). С. 39-43.
~ 11. Поленина С. В. История России: право и религия. Социальный аспект // Правовая
z политика и правовая жизнь. 2018. № 2(71). С. 14-20.
il 12. Гавриленков А. Ф. Политика государственной власти Российской империи в отно-
| шении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) J вероисповеданий в 1721-1917 гг.: сущность, принципы, эволюция: дис. ... д-ра истор. 1 наук. М., 2010. 790 с.
ш
| 13. Шершнева Е. А. Положение мусульманских общин Томской губернии в контексте § государственно-конфессиональной политики Российской империи во второй половине
'g XIX - начале XX в.: автореф. ... канд. истор. наук. Барнаул, 2013. 23 с.
| 14. Владимирова Г. Е. Основные государственные законы Российской империи 1832-
| 1892 гг. в определение основ государственного строя России: автореф. дис. ... канд. юрид.
го
S наук. Владимир, 2009. 26 с.
£ 15. Министерство внутренних дел (1802-1902). Исторический очерк. СПб.: Тип. МВД,
§ 1901. 248 с.
CÛ
О та
<3 References
î 1. Ermolaeva Yu. V. Traditional Russian Spiritual Values: Modern Constitutional Under-
go standing // The Constitution of the Russian Federation as a Model of Convergence of Components of the Domestic Legal System. Vol. 1: Constitutional Priorities of the Russian Federation: Genesis and Modern Interpretation (to the 30th anniversary of the Constitution of the Russian Federation): monograph / ed. by A. V. Kolesnikov. M., 2023. 385 p.
2. Lukyanov S. A. The Principle of Religious Tolerance in the Domestic Policy of Pre-Revo-lutionary Russia and the Role of the Ministry of Internal Affairs in Ensuring the State-Legal 92 Foundations of Its Activities extended abstract of diss. ... Dr. of Law. M., 2009. 49 p.
3. LevinaA.A. Institute of Freedom of Conscience and Religion: the Historical and Legal Experience of Russia: extended abstract diss. ... cand. of Law. Nizhny Novgorod, 2003. 33 p.
4. SafonovA.A. Freedom of Conscience and Religion in the Legislation of the State Duma of the III Convocation // The History of State and Law. 2010. No. 15. P. 19-24.
5. Satushieva L. H. Formation of the Legal Regime for the Inclusion of Muslims in the Russian Empire (according to the normative acts of the XVIII century.) // History of the State and Law. 2012. No. 2. P. 8-16.
6. SafonovA.A. Legal Regulation of the Functioning of Religious Organizations in Russia at the Beginning of the XX Century: extended abstract of diss. ... Dr. of Law. M., 2008. 46 p.
7. Dorskaya A. A. The Problem Of Legislative Consolidation of Freedom of Conscience in Russia at the Beginning of the XX Century. extended abstract diss. ... cand. of Law. St. Petersburg, 2001. 20 p.
8. Dorskaya A. A. The Legal Regime of Religious Property in Russia: History and Modernity: monograph. St. Petersburg, 2012. 222 p.
9. Androshchuk V. V. Formation of the Legal Foundations of the System of Governance of Non-Orthodox Denominations in the Russian Empire of the XVIII - Early XX centuries // Historical and Legal Problems: a New Perspective. 2020. No. 1. P. 27-38.
10. Chirikin V. A. Spiritual Values of Statehood // Legal Policy and Legal Life. 2014. No. 4(57). P. 39-43.
11. Polenina S. V. History of Russia: Law and Religion. The Social Aspect // Legal Policy and Legal Life. 2018. No. 2(71). P. 14-20.
12. Gavrilenkov A. F. The Policy of the State Power of the Russian Empire in Relation to the Orthodox Church, Non-Orthodox Denominations and Abrahamic (non-Christian) Faiths in 1721-1917: Essence, Principles, Evolution: diss. ... Doc. of History. M., 2010. 790 p.
13. Shershneva E. A. The Situation of the Muslim Communities of Tomsk Province in the Context of the State and Confessional Policy of the Russian Empire in the Second Half of the XIX - S early XX century. extended abstract diss. ... cand. of History. Barnaul, 2013. 23 p. K
14. Vladimirova G. E. The Basic State Laws of the Russian Empire of 1832-1892 in Deter- a mining the Foundations of the Russian State System: extended abstract diss. ... cand. of Law. 0 Vladimir, 2009. 26 p. K
r o
15. The Ministry of Internal Affairs (1802-1902). Historical Essay. St. Petersburg: type. 0 Ministry of Internal Affairs, 1901. 248 p. a
P
T
5
g
a
g
№
o
M
5
)
2
4