Научная статья на тему 'Векторы трансформации городской среды в детском творчестве'

Векторы трансформации городской среды в детском творчестве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ТВОРЧЕСТВО / ГОРОД / ВОСПРИЯТИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / АРХИТЕКТУРА / A CHILD / CREATIVITY / A CITY / PERCEPTION / TRANSFORMATION / ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Горохова Олеся Викторовна

Статья посвящена выявлению специфики детского восприятия городского пространства и исследованию опыта творческой трансформации ярославской архитектуры художественно одаренными детьми, участниками творческой мастерской «Город, который построим мы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vectors of Urban Environment Transformation in Children’s Creativity

The article is dedicated to define specificity of children's perception of city space and to research the experience of creative transformation of Yaroslavl architecture by gifted children in Art, participants of the creative workshop "The City that We’ll Build".

Текст научной работы на тему «Векторы трансформации городской среды в детском творчестве»

УДК 008.009

О. В. Горохова

Векторы трансформации городской среды в детском творчестве

Работа выполнена по гранту РГНФ № 12-03-00137

Статья посвящена выявлению специфики детского восприятия городского пространства и исследованию опыта творческой трансформации ярославской архитектуры художественно одаренными детьми, участниками творческой мастерской «Город, который построим мы».

Ключевые слова: ребенок, творчество, город, восприятие, трансформация, архитектура.

O. V. Gorokhova

Vectors of Urban Environment Transformation in Children's Creativity

The article is dedicated to define specificity of children's perception of city space and to research the experience of creative transformation of Yaroslavl architecture by gifted children in Art, participants of the creative workshop "The City that We'll Build".

Keywords: a child, creativity, a city, perception, transformation, architecture.

У младших детей объективно больше психологических связей с местом, поскольку они его обживают не только в действиях, но и в многообразных фантазиях. В этих фантазиях дети склонны не унижать, а, наоборот, возвышать место, наделяя его замечательными качествами, видя в нем то, что совершенно невозможно углядеть критичному

взгляду реалиста-взрослого М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве

мира взрослых»

В 2011 г. на базе детской школы искусств № 1 г. Ярославля при поддержке Управления по социальной и демографической политике Ярославской области и АНО «Региональное Агентство Творческих Инициатив» был реализован художественно-социальный проект «Творческая мастерская «Город, который построим мы»». Одной из целей проекта стало исследование специфики восприятия детьми и подростками трансформирующегося городского пространства. Идея необходимости подобного исследования обозначилась в преддверии 1000-летия Ярославля. Рубежное, пограничное состояние, в котором оказался город, обнажило очевидную проблему: архитектурные изменения инициируются взрослыми, реализуются взрослыми, обсуждаются взрослыми, а детям и подросткам отводится роль пассивных наблюдателей, лишенных «права голоса».

Творческая мастерская предоставила детям возможность - пусть в достаточно локальных пределах школы - смело и свободно высказаться

© Горохова О. В., 2012

по поводу изменений, происходящих в городе, и быть услышанными. В процессе работы юные участники общались с профессиональными архитекторами, дизайнерами, фотографами, учились и совместно созидали.

В качестве участников мастерской были выбраны ученики художественного и общеэстетического отделений школы искусств, сочетающие присущую всем детям тягу к освоению, «обжи-ванию», «приручению» пространства с более развитым эстетическим вкусом, чувством меры и гармонии. Выбор участников подразумевал и определенную перспективу: в скором времени именно эти дети могут стать той пассионарной, творческой силой, которая будет формировать облик города и определять его экономическую и социокультурную жизнь.

Предварительным этапом реализации проекта стало письменное анкетирование 60 учеников школы искусств в возрасте от 9 до 17 лет, что составляет 10 % от общего числа обучающихся. Анкетирование позволило создать своеобразную карту привлекательных и «болевых», проблемных точек Ярославля. Каждая анкета состояла из трех простых вопросов:

1) Любимое место в Ярославле.

2) Место в Ярославле, которое мне не нравится и которое я хотел(а) бы изменить.

3) Я хочу жить в городе, в котором ...

На основе первого вопроса был составлен рейтинг любимых мест:

1. Волжская набережная

2. Парк 1000-летия

3. Стрелка

4. Парк на острове Даманский

5. Губернаторский сад

Также называли площади (Красная, Советская, Юности), улицы (Кирова, Свободы, Свердлова), парки (Бутусовский; перед зданием администрации области), торговые («Альтаир», «Реал») и развлекательные (клуб «Король Королю», кинотеатр «Родина») центры, культурно-образовательные учреждения (театр им. Ф. Волкова, планетарий, детская школа искусств № 1, зоопарк).

Среди «нелюбимых» мест явных лидеров не оказалось. Чаще всего участники анкетирования называли те места, которые составляют сферу их повседневности: дворы домов, в которых они живут; здания школ, в которых учатся; объекты, мимо которых ежедневно проходят или проезжают на общественном транспорте (недостроенная гостиница «Чайка», ДК Добрынина, улица Первомайская, площади Юности и Волкова, парк 30-летия Победы).

Третий вопрос показал, что современные дети и подростки хотят жить в городе, в котором:

- много парков (22 % опрошенных);

- много достопримечательностей (15 %);

- чисто, красиво и есть небоскребы (по 10 %);

- интересная архитектура и много развлекательных центров (по 7 %);

- уважают старинную архитектуру, живут доброжелательные люди, есть аквапарк и много новых технологий (по 5 %).

Анкетирование показало, что дети и подростки воспринимают город в основном как зону досуга и в этой ипостаси хотят видеть его визуально привлекательным, озелененным, динамично развивающимся, похожим на столицу или курортный город (как отмечали в некоторых анкетах), но при этом сохраняющим памятники архитектуры и ауру родного города с доброжелательными жителями и цветущими дворами. В качестве зоны повседневности Ярославль вызывает у современных детей много претензий к неуютности, безрадостности и провинциальности внешнего облика. Так, одна из участниц анкетирования пишет про улицу Первомайскую: «Гуляющие люди в центре города должны видеть здания более красивые, чем те, которые находятся в

маленьких деревушках. В настоящем виде это место выглядит не как центр города, а как маленький-маленький городок, который никто не знает. Это место должно выделяться из серой массы многих домов города».

Пожелания и идеи, высказанные в анкетах, нашли воплощение в практической части проекта, когда участники творческой мастерской в живописной, графической и коллажной техниках изменяли черно-белые фотографии уже существующих фрагментов Ярославля либо переделывали те же фрагменты в своих рисунках. Так, были художественно переосмыслены фасады некоторых школ и досуговых центров, дворы и остановочные комплексы, площадь Волкова, Вечный огонь и новый мост через Которосль.

Трансформации, предложенные детьми, оказались более красочными, декоративными и в ряде случаев более аутентичными Ярославлю, нежели те, что осуществляют взрослые. В своих эскизах ученики школы обращались к применению в декоре разных фактур, использовали столь популярный сейчас прием остекления, но не холодного серого или синего, а цветного и витражного, прием геометрического построения пространства, прием озеленения (не только окружающего ландшафта, но и фасадов зданий).

Некоторые проекты, несмотря на свою привлекательность и смелость, несли в себе черты визуальной перенасыщенности и лишенной функциональности эклектики. Например, одна из участниц, «прикрепив» над входом в кинотеатр «Родина» странную инсталляцию, прокомментировала свою идею так: «Над входом - деревянная скульптура. Никто не понимает смысл этого предмета, но он мне очень нравится». Честный и наивный комментарий подростка можно считать лозунгом архитектуры постмодерна, в провинциальном городе принимающей иногда весьма причудливые формы.

Некоторые участники творческой мастерской предлагали идеи сооружений, которых еще нет в Ярославле, но которые детям хотелось бы видеть в городе. Анализируя желания, воплощенные в рисунках и коллажах, можно отметить, что современным детям не хватает в современном городе романтики, уюта и тепла - кафе «Карлсон-чик» на воде, в котором можно было бы посидеть всей семьей, огненно-водного фонтана на набережной, у которого можно было бы назначать свидания, витражных фонарей, шоколадной фабрики и еще одного театра (музыкального или под открытым небом).

Векторы трансформации городской среды в детском творчестве

251

10-летний участник нарисовал многоэтажный дом-город, в котором могли бы жить и работать все жители. Город-общежитие, город-дом, где все - соседи, - мечта, в которой сквозит желание современного ребенка преодолеть разобщенность людей, свести огромность и «хаотичность» мира к ограниченному, понятному и родному топосу.

Помимо желаний и фантазий, рисунки отражают страхи и тревоги сегодняшних детей и подростков, страхи, которые проявляются в деталях созданных проектов, в комментариях к ним, в названиях работ. Сразу несколько детей нарисовали город, затопленный водой, а в воде плавают дома-айсберги, или дома-поплавки, или острова: на одном острове - старинная архитектура, на другом - небоскребы, а между ними подводные туннели-переправы. «На случай, если будет наводнение, то можно придумать такие дома, похожие на поплавки, которые будут держаться на воде подобно айсбергам. На их стенах можно будет выращивать водоросли или другую растительность, пригодную в пищу. Перемещаться от одного дома к другому можно будет по специальным туннелям. По возможности можно сохранить старинную архитектуру. В последнее время говорят о конце света. Архитектура должна подстраиваться под условия внешней среды» (из комментария 12-летнего подростка к своей работе). Яркие образы, которые восхищают своей красочностью и непосредственностью, напоминают столь любимые детьми фантастические фильмы, фэнтези и пугают, потому что отражают диктуемую временем катастрофичность детского мышления.

Пятнадцатилетняя участница мастерской изменила облик школы, в которой она учится, превратив ее из серой «коробки» в итальянское палаццо, но почему-то большую часть окон закрыла изнутри жалюзи и булыжниками (или фактурными подобиями таковых). Другая участница изменяла фасад и двор собственного дома и назвала свой проект «Мой дом - моя крепость». Фразеологический оборот обретает в детской работе буквальное значение. Видимо, город и в целом мир (город как часть мира) неосознанно воспринимаются детьми как потенциально опасные, недобрые, если от них хочется отгородиться булыжниками либо построить дом-«крепость».

Защиты, по мнению детей, требует и старинная архитектура: об этом они писали в своих анкетах, об этом же «говорили» в рисунках. Один из участников предложил в своем проекте радикальный способ - спрятать исторический центр города под стеклянный колпак: «Старинные здания надо поместить под специальный купол, где будет поддерживаться специальная температура и влажность и они долго сохранятся».

Таким образом, работы, получившиеся в ходе реализации проекта «Творческая мастерская «Го -род, который построим мы», обозначили взгляд ребенка на уже существующие фрагменты Ярославля и попытку представить город будущего, стремление видеть в Ярославле яркую современную архитектуру и сохранившиеся в неприкосновенности памятники старины, уютные и обустроенные дворы и остановки, привлекательные здания школ и жилых домов. Но в этих работах есть и нечто большее - жажда красоты и романтики, смелость и свобода воображения, опасения и страхи. В них есть некий срез социокультурных ориентаций, который приоткрывает мир желаний и тревог сегодняшних детей и подростков и позволяет увидеть перспективы городского развития их искренними и неравнодушными глазами.

Часть работ можно увидеть на сайте: http://cih.ru/j2/ya.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.