Научная статья на тему 'ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ'

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
семейное право / постсоветское пространство / СНГ / советский период / Советский Союз

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Н. Д.

При изучении отрасли семейного права России интересным представляется анализ формирования и развития этой отрасли в рамках ее правового регулирования не только в нашем государстве, но и в государствах, входящих в состав так называемого постсоветского пространства. В статье изучено взаимодействие данных государств в области охраны прав граждан в семейной правовой сфере, рассмотрены пробелы в данной области и выработаны рекомендации в части дальнейшего развития международных отношений государств в рамках изучаемой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-164-168 NIION: 2018-0076-5/22-678 MOSURED: 77/27-023-2022-5-877

ПЕТРОВА Наталья Дмитриевна,

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин СЗФ ФГБОУВО «РГУП», г. Санкт-Петербург, e-mail: nava2009@yandex.ru

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта 22-28-01346

«ПЕРЕЖИВАНИЕ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВ И НАРОДОВ В XXI ВЕКЕ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

Аннотация. При изучении отрасли семейного права России интересным представляется анализ формирования и развития этой отрасли в рамках ее правового регулирования не только в нашем государстве, но и в государствах, входящих в состав так называемого постсоветского пространства. В статье изучено взаимодействие данных государств в области охраны прав граждан в семейной правовой сфере, рассмотрены пробелы в данной области и выработаны рекомендации в части дальнейшего развития международных отношений государств в рамках изучаемой отрасли.

Ключевые слова: семейное право, постсоветское пространство, СНГ, советский период, Советский Союз.

PETROVA Natalya Dmitrievna,

teacher of the Department of General Education Disciplines of the NWF FSBOUVO "RGUP," St. Petersburg

FAMILY LAW DEVELOPMENT VECTORS OF POST-SOVIET STATES: TRADITIONS AND INNOVATIONS

Annotation. While studying the branch of family law in Russia, it is interesting to analyze the formation and development of this branch within the framework of its legal regulation not only in our state, but also in the states that are part of the so-called post-Soviet space. The article studied the interaction of these states in the field of protecting the rights of citizens in the family legal sphere, considered gaps in this area and developed recommendations regarding the further development of international relations of states within the framework of the studied industry.

Key words: family law, post-Soviet space, CIS, Soviet period, Soviet Union.

На протяжении практически целого века в советский период формировалась правовая система, которая была призвана, не смотря на различия в менталитете, объединить огромное количество наций в вопросе регулирования семейных отношений. Однако существовавшее столь продолжительное время государство распалось, возник целый ряд новых самостоятельных государств, которые, основываясь как на опыт предшественника, так и желая отойти от реалий былого времени, стали форми-

ровать собственные нормы семейного права. Таким образом, система, зародившаяся на постсоветском пространстве, стала вбирать в себя как традиционные черты, так и вносить инновации в процесс регулирования семейных правовых отношений. Именно вопрос создания такого единого пространства с учетом последних политических и географических изменений является как нельзя актуальным для изучения и создания действенных рекомендаций для эффективности его функционирования.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Изучение данного вопроса следует начать со структурного анализа семейно-правового пространства стран СНГ. Следует отметить, что наличие единого постсоветского пространства исторически, безусловно, интересно как России, так и остальным государствам, которые раньше входили в состав СССР, т.к. предполагает сохранение связей, в т.ч. и в сфере семейных правоотношений, которые формировались между данными участниками в течение веков. Однако следует признать, что СНГ как механизм, который и должен был решить задачу формирования указанного пространства, к сожалению, в силу различных причин (искусственность образования, неоднородность структур бывших республик с экономической и геополитической точки зрения), не смогло реализовать указанную задачу [10, с. 141].

Между тем, формирование подобного единого пространства необходимо, т.к. позволит подойти к вопросу регулирования и защиты семейных прав с позиций универсальности, унификации и гармонизации. К тому же сама по себе сущность семейных правоотношений предполагает одинаковый подход к их регулированию во всех странах постсоветского пространства. Речь в данном случае идет о том, что имущественная часть семей-но-правовых отношений во всех странах СНГ подвергнута регулированию именно правовых норм. Однако среди ученых, изучающих данное явление, нет единства по поводу того, какие правовые нормы призваны регулировать данного типа отношения - лишь нормы семейного права, или же их круг гораздо шире [9, с. 44]? Предполагается верным изучать семейные отношения в комплексе, с точки зрения различных отраслей права, равно как и формировать единое постсоветское пространство в области данных отношений с позиций не только отрасли семейного права, но и как минимум смежных отраслей.

Для сохранения единого постсоветского пространства большую роль играют типовые законы МПА СНГ, как некие образцы для будущих законов стран-участниц, ориентированные на европейские стандарты. Эта тенденция прослеживается при анализе постановления № 35-5 Ассамблеи и отчетов по результатам выполнения содержащегося в нем плана [3]. Однако в данном плане (равно как и в отчетах) не содержится раздела, посвященного семейному законодательству. За все время существования Ассамблеи лишь четыре ее акта касались семейного права [4], при этом Россия аналогичные акты в отличие от части государств СНГ не приняла.

Следует также отметить, что в стремлении бывших республик Советского Союза учесть мировые стандарты в сфере регулирования семейных отношений, но при этом сохранить свои

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

национальные и религиозные традиции, показав свою вновь обретенную независимость, некоторые из государств пошли по пути непродуманных и несогласованных реформ. Вновь принимаемые по этой логике нормы внутреннего семейного законодательства, желание отойти от прежнего правового регулирования, привели лишь к разрозненности внутреннего законодательства.

Именно поэтому, формирование единого семейно-правового пространства бывших республик СССР следует начать с создания единого модельного нормативного правового акта о семейных отношениях, который учел бы и весь прошлый и уже современный опыт регулирования данных отношений на указанной территории. Данный акт, безусловно, должен служить цели сближения государств через формирование единого подхода к семейным институтам, которые являются наиболее значимыми. Только при наличии соответствующей правовой базы в странах - участницах СНГ, основанной на такой модельной базе, будет возможно создание эффективного механизма, объединяющего постсоветское пространство.

К вниманию следует принять и тот факт, что прежде единое государство, разбитое на новые территории, неизбежно рождает контакты и взаимоотношения между населением различных стран, в т.ч. и в сфере семейных отношений: это и супружеские и родительские связи, отношения бывших супругов, алиментные обязанности и другие аналогичные отношения. Все они нередко становятся предметом правовых казусов и конфликтов, поэтому наличие международного действенного механизма, который бы их разрешал очень актуально, однако проблематично для России в связи с различными причинами: осложнением международной обстановки, поиском новых стратегических и политических партнеров на международной арене, национальной спецификой и др. Однако, несмотря на сложности в данной сфере, Российская Федерация связана двухсторонними договорами более чем с 35 государствами [5], что подтверждает значимость для нашего государства поддержки и реализации международных связей в области семейных правовых отношений.

Смысл некоторых международных соглашений позволяет применять на практике даже такие иностранные семейные правовые норм, которые формально противоречат основам российского законодательства. Так, например, не смотря на то, что полигамные или религиозные браки не разрешены на территории Российской Федерации, суд не сможет не признать существующие на практике алиментные обязательства между членами такого рода семьи при условии, что такие браки допускаются как действительные в государ-

ствах, с которыми заключено подобного рода соглашение.

Среди документов, которые создают основы взаимодействия стран СНГ, в т.ч. в сфере семейных правоотношений, необходимо указать Устав СНГ (особенно его ст. 20) [2] и Минскую конвенцию 1993 г. В соответствии с последней все лица, проживающие на территории стран - участниц СНГ, имеют право на равную правовую защиту в части личных и имущественных прав.

Кроме уже указанной базы законодательства, которая должна стать рычагом взаимодействия между странами - участницами СНГ, создание единого постсоветского пространства невозможно представить без межгосударственных органов, в т.ч. и органов Министерства юстиции РФ. Однако на данный момент нельзя говорить о существовании такой единой системы органов. Как показывает практика, суды Российской Федерации практически во всех случаях применяют нормы внутреннего семейного законодательства при рассмотрении семейных споров, осложненных иностранным элементом, что конечно не способствует созданию предполагаемого единого пространства и механизма регулирования.

Протокол к Минской конвенции 1997 г. упрощает порядок взаимодействия стран-участниц, его подписавших - так органы ЗАГС этих стран напрямую взаимодействуют между собой. В адрес Минюста России также направлена информация о компетентных органах Грузии в части семей-но-правовых отношений. Что касается Азербайджана, Кыргызской Республики, республик Узбекистан и Туркменистан, которые не ратифицировали или не подписали либо Протокол, либо саму Минскую конвенцию, центральные и территориальные органы юстиции осуществляют взаимодействие по вопросам оказания правовой помощи в области семейных правоотношений. Такой порядок сношения предусмотрен и в отношении двухсторонних соглашений РФ с другими государствами. В некоторых случаях у Российской Федерации и вовсе нет соглашений с государством (например, с Республикой Абхазия), и в таком случае остается только основываться на международные принципы.

В результате имеется разрозненная и нецентрализованная система межгосударственных органов, которая не способна решить вопрос объединения бывших Республик СССР в единое правовое пространство.

Процесс оказания международной правовой помощи, как видно из приведенных примеров, является сам по себе довольно сложным и нередко по семейным делам возникают проблемы, тормозящие данный процесс или вовсе делающие невозможным оказание таковой

помощи, например, нарушение оформления запросов о такой помощи (ошибки в форме, содержании, отсутствие перевода, неверные ссылки на международные договоры и соглашения), выбор неверного порядка сношений, отсутствие полномочий у лица, направившего запрос и др. [10, с. 222].

Конечно, Минюст России на постоянной основе ведет работу по взаимодействию с органами ЗАГС и системой нотариата, а также ФССП в части улучшения изучаемого механизма размещает на сайте актуальную информацию об оказании международной правовой помощи, но, к сожалению, этих мер недостаточно для эффективного взаимодействия в данной области.

Именно поэтому следует, с нашей точки зрения, оптимизировать механизм оказания международной правовой помощи в части сокращения сроков исполнения запросов иностранных государств, что возможно при условии наличия соответствующих норм модельных нормативных актов, объединения запрашиваемых документов у иностранного гражданина под одним заявлением (на данный момент при истребовании нескольких документов заявление необходимо для каждого, равно как и оплата государственной пошлины), в заявлении следует указывать максимально подробно запрашиваемую информацию во избежание повторного запроса.

Сами по себе семейные правоотношения очень сложны для государственного регулирования и, как отмечено С.П. Гришаевым, представляют из себя переплетение личного и общественного [6, с. 28], а если в таковые отношения вовлечены представители нескольких государств, следует защитить законные интересы сторон уже не на государственном, а на международном уровне. В некоторых случаях не только закон, но и договорные отношения между сторонами начинают играть свою роль в процессе правоприменения, которые отмечаются А.В. Одинцовым как допустимые, при условии непротиворечия существу семейных отношений [8, с. 67]. Семейный кодекс РФ допускает существование небольшого круга подобных договоренностей, в частности, они могут касаться алиментных правоотношений, имени и месте жительства ребенка, прав родителей, проживающих отдельно от ребенка и раздела имущества [1]. Указанные соглашения должны быть отражены в механизме международной правовой помощи между странами СНГ в виде брачного договора и соглашения об уплате алиментов в случае осложнения иностранным элементом, чего на настоящий момент не случилось.

Сложно не согласиться в данном вопросе с К.Е. Михайленко, который указывает на необходимость обобщения накопленного опыта и специ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

фики стран СНГ при использовании комплексного подхода при оказании международной правовой помощи по гражданским делам [7, с. 5].

Проблематичным, но перспективным направлением в части формирования единого правового постсоветского пространства относительно семейных отношений является институт розыска детей, которые удерживаются одним из родителей в странах ближнего зарубежья, т.к. по-прежнему нередки случаи похищения ребенка после развода даже при наличии соответствующего решения суда, а единого механизма по поиску похищенных детей в странах - участницах СНГ попросту не имеется.

К этой проблеме также добавляется проблема незнания законодательства других стран в этой области. На межгосударственном уровне государствами - участниками СНГ принят Модельный исполнительный кодекс, но в каждом государстве существует собственная исполнительная система, для которой разработано внутреннее законодательство. Как известно, у нас в государстве исполнением судебных решений занимается ФССП, но некоторые запросы из-за рубежа по исполнению решений суда до сих пор приходят в МВД, что является подтверждением незнания приставов из других государств об изменении в нашем законодательстве [10, с. 227].

Таким образом, на наш взгляд, деятельность органов Минюста РФ, в т.ч. и органов ФССП, по оказанию международной правовой помощи по семейным делам в странах СНГ является приоритетной для совершенствования механизма формирования единого семейного правового постсоветского пространства.

Подводя итог вышесказанному, следует суммировать, что создание единого семейного правового пространства на данный момент осложняется несколькими моментами - это и политическая нестабильность отношений между бывшими республиками Советского Союза, и желание отдельных государств отойти от совместного исторического прошлого и двинуться в новом для них направлении в области регулирования семейных правовых отношений, отсутствие единого модельного законодательства и единой системы органов, которая позволила бы эффективно реализовать начала семейного права на данных территориях. Между тем, отрицать необходимость наличия единого подхода в регулировании и охране семейных прав граждан государств, входящих в состав постсоветского пространства просто невозможно: общее прошлое слишком тесно связывает огромное количество народов и наций, особенно это касается и количества межнациональных браков и наличия в таких семьях детей. Решение вопро-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

сов и противоречий, которые могут возникнуть в этой связи возможно только при условии наличия общих правовых норм (или внутренних норм, созданных по типовому образцу) и единой системы органов, деятельность которых также будет четко регламентирована. К сожалению, как уже указывалось, СНГ как международная организация не вполне справляется с этими задачами, в связи с чем, следует либо реформировать действующий механизм, либо создать совершенно новый - уйти от взаимодействия и решения указанных вопросов у стран, входящих в постсоветское пространство, просто не получится.

Список литературы:

[1] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. - 01.01.1996. - № 1. - Ст. 16.

[2] Устав Содружества Независимых Государств // Действующее международное право: в 3 т. - М.: МНИМП, 1996. - Т. 1. - № 1. 1994 г. Бюллетень международных договоров.

[3] О Перспективном плане модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2011-2015 годы и о выполнении Перспективного плана на 2005 - 2010 годы: постановление № 35-5 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ вместе с Информацией о выполнении и сближении национального законодательства: принято в г. Санкт-Петербурге 28.10.2010 // СПС «Гарант». Раздел «Международное законодательство», 2015.

[4] Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. - 1999. - № 20.

[5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 8.

[6] Гришаев С.П. Семейное право в вопросах и ответах. - М.: Новая правовая культура, 2008.

[7] Михайленко К.Е. Межгосударственное регулирование оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (На примере стран СНГ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.

[8] Одинцов А.В. Особенности договорного регулирования семейных имущественных отношений // Правоведение. - 2008. - № 4.

[9] Саенко Л.В. Семейные отношения и нотариальная практика в свете новелл гражданского законодательства России // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 6 (ч. 2). - С. 43-48.

[10] Охрана и защита семейных прав на постсоветском пространстве: монография / Л.В. Саенко. - М.: РУСАЙНС, 2021.

Spisok literatury:

[1] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 02.07.2021) // SZ RF. - 01.01.1996. - № 1. - St. 16.

[2] Ustav Sodruzhestva Nezavisimyh Gosu-darstv // Dejstvuyushchee mezhdunarodnoe pravo: v 3 t. - M.: MNIMP, 1996. - T. 1. - № 1. 1994 g. Byul-leten' mezhdunarodnyh dogovorov.

[3] O Perspektivnom plane model'nogo zakonot-vorchestva v Sodruzhestve Nezavisimyh Gosudarstv na 2011-2015 gody i o vypolnenii Perspektivnogo plana na 2005 - 2010 gody: postanovlenie № 35-5 Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv - uchast-nikov SNG vmeste s Informaciej o vypolnenii i sblizhenii nacional'nogo zakonodatel'stva: prinyato v g. Sankt-Peterburge 28.10.2010 // SPS «Garant». Razdel «Mezhdunarodnoe zakonodatel'stvo», 2015.

[4] Informacionnyj byulleten' Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv - uchastnikov SNG. -1999. - № 20.

[5] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 14.06.2012 № 11 «O praktike rassmotreniya sudami voprosov, svyazannyh s vydachej lic dlya ugolovnogo presledovaniya ili ispolneniya prigovora, a takzhe peredachej lic dlya otbyvaniya nakazaniya» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. - 2012. - № 8.

[6] Grishaev S.P. Semejnoe pravo v voprosah i otvetah. - M.: Novaya pravovaya kul'tura, 2008.

[7] Mihajlenko K.E. Mezhgosudarstvennoe reg-ulirovanie okazaniya pravovoj pomoshchi po grazh-danskim, semejnym i ugolovnym delam (Na primere stran SNG): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2003.

[8] Odincov A.V. Osobennosti dogovornogo regulirovaniya semejnyh imushchestvennyh otnosh-enij // Pravovedenie. - 2008. - № 4.

[9] Saenko L.V. Semejnye otnosheniya i notari-al'naya praktika v svete novell grazhdanskogo zakonodatel'stva Rossii // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2013. - № 6 (ch. 2). - S. 43-48.

[10] Ohrana i zashchita semejnyh prav na postsovetskom prostranstve: monografiya / L.V. Saenko. - M.: RUSAJNS, 2021.

J

ЮРКОМПАНИ

www. law-books. ru

л

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ОЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.