Научная статья на тему 'Институциональное и нормативно-правовое обеспечение развития международного туризма на пространстве Содружества Независимых Государств'

Институциональное и нормативно-правовое обеспечение развития международного туризма на пространстве Содружества Независимых Государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
373
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
международный туризм / межгосударственное сотрудничество в сфере туризма / внешнеполитический имидж / Содружество Независимых Государств / Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ / задачи внешней политики России / евразийские интеграционные процессы / приграничное сотрудничество стран СНГ / сотрудничество в гуманитарной / научно-образовательной и культурной сферах / International tourism / interstate cooperation in tourism / external policy image / the Commonwealth of Independent States / Interparliamentary Assembly the CIS membersstates / external policy objectives of Russia / Eurasian integration processes / cross-border cooperation of the CIS countries / cooperation in humanitarian / scientific-educational and cultural spheres

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каталева Кристина Вячеславовна

Цель статьи – рассмотреть состояние, проблемы и тенденции институционального и нормативно-правового обеспечения формирования единого туристического пространства в рамках Содружества Независимых Государств. Актуальность обращения к этой проблеме обусловлена тем, что международный туризм в настоящее время может быть использован в качестве инструмента решения важных внешнеполитических задач и обеспечения региональных приоритетов, обозначенных в Концепции внешней политики России. В частности, таких как упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира через углубление евразийских интеграционных процессов; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами через развитие приграничного сотрудничества государств СНГ и урегулирование разногласий между странами; расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки; содействие развитию конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций; сохранение общего культурно-исторического наследия стран СНГ, расширения их сотрудничества в гуманитарной, научно-образовательной и культурной сферах. При написании данной работы обобщен значительный объем политикоправовых документов государств СНГ с помощью методов политико-правового анализа на основе системного, структурно-функционального и компаративистского подходов. В статье показан действующий инструментарий, используемый государствамичленами СНГ, позволяющий обеспечивать совместное законотворчество стран – участниц, что, безусловно, способствует сближению их позиций и выработке согласованных подходов к развитию международного туризма как многофункционального механизма взаимодействия. Особое внимание уделяется деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – членов Содружества, которая по своей сути является основным актором осуществления государственной политики в сфере международного туризма, в частности, работе постоянной комиссии по культуре, информации, туризму и спорту, входящей в её структуру. Подчеркнуто, что в настоящее время руководство стран СНГ предпринимает новые шаги по развитию двухи многосторонних отношений в области международного туризма, что непременно влияет на внешнеполитический имидж государств и тем самым способствует укреплению геополитических позиций Содружества на международной арене. Новизна работы состоит в проведении системного изучения нормативноправовой и институциональной базы межгосударственного сотрудничества государств СНГ в области международного туризма. Автором дана оценка политикоправового и институционального обеспечения развития туристской сферы на пространстве СНГ как региона с большим туристическим потенциалом. Выделены следующие негативные моменты в развитии туризма: отсутствие единого понятийного аппарата; недостаточность скоординированной интеграционной политики стран Содружества в области развития международного туризма; затягивание формирования общей нормативно-правовой базы; сложности с унификацией национальных институциональных механизмов развития туризма. Обозначены доминирующие тенденции дальнейшего развития межгосударственного сотрудничества стран СНГ в сфере туризма: развитие внутреннего туризма на территории стран СНГ; повышение его конкурентоспособности и экономической эффективности; расширение видов туризма (образовательный, экологический, лечебный, религиозный, этнографический и другие); формирование кадрового потенциала туристической отрасли в государствах СНГ; углубление межгосударственного сотрудничества за счет внедрения новых форм партнерских отношений между национальными туристскими организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional and regulatory support of international tourism development in the space of the Commonwealth of Independent States

The purpose of the article is to consider condition, problems and tendencies of institutional and regulatory supports for formation of single travel area in the framework of the Commonwealth of Independent States. Relevance of addressing this issue is due to the fact that international tourism today may be used as an instrument for solution of important external economic objectives and provision of regional priorities, specified in Constitution of external policy of Russia, in particular, such as of the Russian Federation as one of influential centers of modern world through deepening of Eurasian integration processes; building good-neighborly relations with adjoining states by developing of crossborder cooperation of the CIS countries and regulation of disagreements between countries; extending of international cooperation on non-discrimination basis, spread and reinforcement of standing of the Russian language in the world, popularization of national culture achievements, national historical heritage and cultural authenticity of the Russian nation, Russian education and science; contribution to the development of constructive dialogue and partnership in the interest of reinforcing agreement and mutual enrichment of different cultures and civilizations; preservation of common cultural and historical heritage of the CIS countries, extending their cooperation in humanitarian, scientific-educational and cultural spheres. When writing this work significant volume of political and legal documents of the CIS countries are generalized by using political and legal analysis methods on the basis of system, structural-fundamental and comparative approaches. The article shows the current tools used by the CIS member states, allowing to provide the joint law of the participating countries, which certainly contributes to the convergence of their positions and coordinated approach to the development of international tourism as a multi-interaction mechanism. Special attention is paid to the activities of the Inter-Parliamentary Assembly of the Commonwealth Member States, which is essentially the main actor in the implementation of state policy in the field of international tourism, in particular, the work of the Permanent Commission on Culture, Information, Tourism and Sport, which is part of its structure. It was emphasized that the leadership of the CIS countries is currently taking new steps to develop bilateral and multilateral relations in the field of international tourism, which certainly affects the foreign policy image of the states and thereby contributes to strengthening the geopolitical positions of the Commonwealth in the international arena. The novelty of the work consists in conducting a systematic study of the legal and institutional framework of interstate cooperation of the CIS states in the field of international tourism. The author gives an assessment of the political, legal and institutional support for the development of the tourism sector in the CIS as a region with a great tourist potential. There are identified the following negative aspects of tourism development: the lack of a unified conceptual framework; lack of coordinated integration policy of the Commonwealth in the development of international tourism; the delay in forming a common regulatory framework; the difficulty of harmonizing the national institutional mechanisms for the development of tourism. There are designated the dominant trends in the further development of international cooperation of the CIS countries in the field of tourism: the internal tourism development on the territory of the CIS countries; the increasing its competitiveness and economic efficiency; the expanding the types of tourism (educational, environmental, medical, religious, ethnographic, etc.); the formation of personnel potential of the tourism industry in CIS countries; the strengthening interstate cooperation by introducing new forms of partnerships between national tourism organizations.

Текст научной работы на тему «Институциональное и нормативно-правовое обеспечение развития международного туризма на пространстве Содружества Независимых Государств»

УДК 327:338.481.31(575.2) DOI: 10.24412/1817-9568-2021-1-176-192

институциональное и нормативно-

правовое ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО туризма НА ПРОСТРАНСТВЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Каталева Кристина Вячеславовна,

Киргизско-Российский Славянский университет, соискатель ученой степени кандидата политических наук, Бишкек, Киргизская Республика, E-mail: krisstinka5@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.08.2020, принята к публикации 23.11.2020

Для цитирования: Каталева К.В. Институциональное и нормативно-правовое обеспечение развития международного туризма на пространстве Содружества Независимых Государств // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2021. № 1 (42). С. 176-192. doi: 10.24412/1817-9568-2021-1-176-192

Аннотация

Цель статьи - рассмотреть состояние, проблемы и тенденции институционального и нормативно-правового обеспечения формирования единого туристического пространства в рамках Содружества Независимых Государств. Актуальность обращения к этой проблеме обусловлена тем, что международный туризм в настоящее время может быть использован в качестве инструмента решения важных внешнеполитических задач и обеспечения региональных приоритетов, обозначенных в Концепции внешней политики России. В частности, таких как упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира через углубление евразийских интеграционных процессов; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами через развитие приграничного сотрудничества государств СНГ и урегулирование разногласий между

© Каталева К.В., 2021

I 1 тасоиавв-р жЛ

Шскурс ш

странами; расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки; содействие развитию конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций; сохранение общего культурно-исторического наследия стран СНГ, расширения их сотрудничества в гуманитарной, научно-образовательной и культурной сферах.

При написании данной работы обобщен значительный объем политико-правовых документов государств СНГ с помощью методов политико-правового анализа на основе системного, структурно-функционального и компаративистского подходов.

В статье показан действующий инструментарий, используемый государствами-членами СНГ, позволяющий обеспечивать совместное законотворчество стран -участниц, что, безусловно, способствует сближению их позиций и выработке согласованных подходов к развитию международного туризма как многофункционального механизма взаимодействия. Особое внимание уделяется деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств - членов Содружества, которая по своей сути является основным актором осуществления государственной политики в сфере международного туризма, в частности, работе постоянной комиссии по культуре, информации, туризму и спорту, входящей в её структуру. Подчеркнуто, что в настоящее время руководство стран СНГ предпринимает новые шаги по развитию двух- и многосторонних отношений в области международного туризма, что непременно влияет на внешнеполитический имидж государств и тем самым способствует укреплению геополитических позиций Содружества на международной арене.

Новизна работы состоит в проведении системного изучения нормативно-правовой и институциональной базы межгосударственного сотрудничества государств СНГ в области международного туризма. Автором дана оценка политико-правового и институционального обеспечения развития туристской сферы на пространстве СНГ как региона с большим туристическим потенциалом. Выделены следующие негативные моменты в развитии туризма: отсутствие единого понятийного аппарата; недостаточность скоординированной интеграционной политики стран Содружества в области развития международного туризма; затягивание формирования общей нормативно-правовой базы; сложности с унификацией национальных институциональных механизмов развития туризма. Обозначены доминирующие тенденции дальнейшего развития межгосударственного сотрудничества стран СНГ в сфере туризма: развитие внутреннего туризма на территории стран СНГ; повышение его конкурентоспособности и экономической эффективности; расширение видов туризма (образовательный, экологический, лечебный, религиозный, этнографический и другие); формирование кадрового потенциала туристической отрасли в государствах СНГ; углубление межгосударственного сотрудничества за счет внедрения новых форм партнерских отношений между национальными туристскими организациями.

Ключевые слова:

международный туризм, межгосударственное сотрудничество в сфере туризма, внешнеполитический имидж, Содружество Независимых Государств, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, задачи внешней политики России, евразийские интеграционные процессы, приграничное сотрудничество стран СНГ, сотрудничество в гуманитарной, научно-образовательной и культурной сферах.

UDC 327:338.481.31(575.2) DOI: 10.24412/1817-9568-2021-1-176-192

INSTITUTIONAL AND REGULATORY SUPPORT OF INTERNATIONAL TOURISM DEVELOPMENT IN THE SPACE OF THE COMMONwEALTH OF INDEPENDENT STATES

Kristina V. Kataleva,

Kyrgyz-Russian Slavic University, PhD (Polit.) Degree Applicant, Bishkek, Kyrgyz Republic, E-mail: krisstinka5@yandex.ru

Article received on August 10, 2020, accepted on November 23, 2020

To cite this article: Kataleva, K.V. (2021). Institucional'noe i normativno-pravovoe obespechenie razvitiya mezhdunarodnogo turizma na prostranstve Sodruzhestva Nezavisimyx Gosudarstv [Institutional and regulatory support of international tourism development in the space of the Commonwealth of Independent States]. Scientific journal ".Discourse-P", 1(42), 176-192. doi: 10.24412/1817-9568-2021-1-176-192

Abstract

The purpose of the article is to consider condition, problems and tendencies of institutional and regulatory supports for formation of single travel area in the framework of the Commonwealth of Independent States. Relevance of addressing this issue is due to the fact that international tourism today may be used as an instrument for solution of important external economic objectives and provision of regional priorities, specified in Constitution of external policy of Russia, in particular, such as of the Russian Federation as one of influential centers of modern world through deepening of Eurasian integration processes; building good-neighborly relations with adjoining states by developing of cross-border cooperation of the CIS countries and regulation of disagreements between countries;

I 1 oiacouRBB-p Ж ft

Шскурс ш

extending of international cooperation on non-discrimination basis, spread and reinforcement of standing of the Russian language in the world, popularization of national culture achievements, national historical heritage and cultural authenticity of the Russian nation, Russian education and science; contribution to the development of constructive dialogue and partnership in the interest of reinforcing agreement and mutual enrichment of different cultures and civilizations; preservation of common cultural and historical heritage of the CIS countries, extending their cooperation in humanitarian, scientific-educational and cultural spheres.

When writing this work significant volume of political and legal documents of the CIS countries are generalized by using political and legal analysis methods on the basis of system, structural-fundamental and comparative approaches.

The article shows the current tools used by the CIS member states, allowing to provide the joint law of the participating countries, which certainly contributes to the convergence of their positions and coordinated approach to the development of international tourism as a multi-interaction mechanism. Special attention is paid to the activities of the Inter-Parliamentary Assembly of the Commonwealth Member States, which is essentially the main actor in the implementation of state policy in the field of international tourism, in particular, the work of the Permanent Commission on Culture, Information, Tourism and Sport, which is part of its structure. It was emphasized that the leadership of the CIS countries is currently taking new steps to develop bilateral and multilateral relations in the field of international tourism, which certainly affects the foreign policy image of the states and thereby contributes to strengthening the geopolitical positions of the Commonwealth in the international arena.

The novelty of the work consists in conducting a systematic study of the legal and institutional framework of interstate cooperation of the CIS states in the field of international tourism. The author gives an assessment of the political, legal and institutional support for the development of the tourism sector in the CIS as a region with a great tourist potential. There are identified the following negative aspects of tourism development: the lack of a unified conceptual framework; lack of coordinated integration policy of the Commonwealth in the development of international tourism; the delay in forming a common regulatory framework; the difficulty of harmonizing the national institutional mechanisms for the development of tourism. There are designated the dominant trends in the further development of international cooperation of the CIS countries in the field of tourism: the internal tourism development on the territory of the CIS countries; the increasing its competitiveness and economic efficiency; the expanding the types of tourism (educational, environmental, medical, religious, ethnographic, etc.); the formation of personnel potential of the tourism industry in CIS countries; the strengthening interstate cooperation by introducing new forms of partnerships between national tourism organizations.

Keywords:

International tourism, interstate cooperation in tourism, external policy image, the Commonwealth of Independent States, Interparliamentary Assembly the CIS members-states, external policy objectives of Russia, Eurasian integration processes, cross-border cooperation of the CIS countries, cooperation in humanitarian, scientific-educational and cultural spheres.

Исследование проблем развития международного туризма на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ) обусловлено необходимостью реализации имеющихся туристических возможностей, поскольку у региона есть туристический потенциал, использование которого в определённой степени связано с развитием международных связей. Использование этого инструмента актуально в решении важных внешнеполитических задач, обозначенных в Концепции внешней политики России, в частности, таких как упрочение позиций Российской Федерации в качестве одного из влиятельных центров современного мира через углубление евразийских интеграционных процессов; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами через развитие приграничного сотрудничество государств СНГ и урегулирование разногласий между странами; расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки; содействие развитию конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций; сохранение общего культурно-исторического наследия стран СНГ, расширения их сотрудничества в гуманитарной, научно-образовательной и культурной сферах (Об утверждении Концепции внешней политики ..., 2016). Также международный туризм является одним из важнейших элементов внешнеполитического имиджа страны, оказывающего влияние на построение двусторонних и многосторонних межгосударственных отношений. Кроме того, укрепление межгосударственного сотрудничества в сфере туризма в рамках Содружества способствует созданию благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики стран СНГ, обеспечению дополнительных рабочих мест, расширению направлений экспорта, повышению уровня и качества жизни населения и др.

Важнейшим условием развития международного туризма на пространстве СНГ является его институциональное и нормативно-правовое обеспечение, характеристике которого посвящена предлагаемая статья.

Управление туристической отраслью в странах Содружества осуществляется несколькими структурными подразделениями. Так, большую роль в создании правовой базы Союза и, по сути, основным актором осуществления государственной политики в сфере международного туризма играет Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. В её компетенцию входит: рассмотрение вопросов сотрудничества в различных областях, направление рекомендаций Совету глав государств и принятие законодательства по сближению государств -участников; синхронизация процедур утверждения соглашений, заключенных в рамках Содружества; содействие осуществлению обмена информацией правового характера между странами - участницами СНГ и др. Модельные законы, принимаемые Ассамблеей, представляют собой адаптированные к условиям Содружества международные правовые стандарты, которые предлагаются как образцы для местного законодательства и др.

При Ассамблее действует постоянная комиссия по культуре, информации, туризму и спорту. На своих заседаниях члены комиссии формируют и обсуждают пакеты законопроектов и других законодательных актов для последую-

I 1тасоиавв-р IА

Шскурс ш

щего рассмотрения на заседании Совета Ассамблеи и пленарных заседаниях Межпарламентской Ассамблеи.

На сегодняшний день Ассамблеей принято более 650 модельных законов, кодексов и рекомендаций. Хотя законы и носят рекомендательный характер, их разработка очень важна в силу возможностей использования данных документов при разработке национального законодательства. В настоящее время их можно рассматривать в качестве законодательных систем, которые трансформируются в том или ином виде в реальное правовое поле. По мнению автора, деятельность Ассамблеи, ее структур является оптимальным вариантом совместного законотворчества и использования кадрового потенциала государств - членов СНГ. Некоторые документы Ассамблеи принимают форму межправительственных соглашений и становятся обязательными к исполнению для стран Союзного Объединения.

Кроме того, немаловажным органом СНГ, принимающим непосредственное участие в продвижении новых инициатив в области развития туризма, является Исполнительный комитет СНГ. В его компетенцию входит: разработка предложений о перспективах развития, этапах их осуществления и приоритетах СНГ; разработка проектов документов, направленных на развитие сотрудничества участников СНГ в политической, экономической, социальной и других областях, внесение их в установленном порядке на рассмотрение в конкретные Советы Содружества; координация и анализ деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ, внесение совместно с Советом и Комиссией предложений по повышению эффективности их работы и др.

В мае 2012 г. Советом глав правительств СНГ было подписано Соглашение, согласно которому вступило в действие новое Положение о Совете по туризму государств - участников СНГ. Основной задачей Совета является содействие развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии государственных органов, национальных, региональных, международных и других туристских организаций (Приложение к Соглашению о Совете по туризму ..., 2013).

Согласно принятому документу, в компетенцию Совета входит: анализ хода реализации Соглашения, других международных договоров о сотрудничестве в области туризма, разработка и реализация совместных и национальных программ по развитию туризма; оказание помощи по межгосударственному сотрудничеству в области подготовки научных и научно-педагогических кадров, обмена и повышения квалификации специалистов в области туризма; привлечение инвестиций для развития туризма в целях создания туристической инфраструктуры и качественного сервиса на основе международных стандартов и др.

Правовые основы регулирования туристской деятельности на пространстве СНГ закреплены в следующих нормативно-правовых актах: Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма» (1994), «О Совете по туризму государств - участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма» (1994), Модельный закон «О туристской деятельности» (2006), «Стратегия развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года» (2013), Модельный закон «О туристской деятельности» (новая редакция) (2015), Модельный закон «О детском

и юношеском туризме» (новая редакция) (2018), Модельный закон «О социальном туризме» (2019), Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (2020), Модельный закон «Об экологическом туризме» (2019).

Кроме того, Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств были разработаны Рекомендации по соблюдению норм деловой практики в сфере туризма (О Рекомендациях по соблюдению норм деловой практики ..., 2018), по установлению льготных режимов торговли для иностранных туристов и временных посетителей по системе tax free (О Рекомендациях по установлению льготных режимов торговли ., 2018). Указанные нормативные акты в настоящее время активно используются в национальных законодательствах стран Содружества.

На развитие общего туристского пространства СНГ работают и другие законодательные акты, например, «Конвенция о приграничном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств» (Конвенция о приграничном сотрудничестве ., 2009). Она призвана стать правовым инструментом в вовлечении всех уровней власти в решение вопросов приграничного сотрудничества, в том числе, в области международного туризма.

Автор работы считает, что образовательные структуры, осуществляющие плановую подготовку кадрового резерва для стран Содружества, в том числе и в сфере туризма, являются важным инструментом углубления интеграционных процессов между участниками Союзного Объединения. К таким учреждениям можно отнести:

- Объединенный университет туризма стран - участниц СНГ, созданный в мае 1997 г. как международный союз общественных объединений (лицензия Министерства Юстиции России № 3506), который включил в себя учебные заведения и предприятия сферы туризма. Цель создания - через координацию подготовки специалистов высшей квалификации из стран Содружества способствовать возрождению единого туристского пространства в СНГ. Университет создан на базе Российской международной академии туризма - головного по этому профилю высшего учебного заведения в России.

- Сетевой университет СНГ - создание инициировано в 2008 г. Российским университетом дружбы народов. Цель - повышение качества и привлекательности высшего образования, укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории СНГ. Университет функционирует на правах Консорциума при равноправном партнерстве всех вузов-партнеров, и открыт для вступления других организаций в установленном порядке. Члены Консорциума - ведущие университеты государств - участников СНГ, российско-славянские университеты, высшие учебные заведения, являющиеся базовыми организациями по направлениям сотрудничества Решениями Совета Глав Правительств стран Содружества.

- Славянские университеты: Бакинский славянский университет (Азербайджан), Белорусско-Российский университет, Киргизско-Российский Славянский университет, Российско-Армянский (Славянский) университет, Российско-Таджикский (Славянский) университет, Славянский университет Республики Молдова, нацеленные на создание единой образовательной платформы на постсоветском пространстве, развитие академической мобильности,

I 1 DiacouRBB-p Ж ft

Шскурс ш

укрепление сотрудничества между странами СНГ в области подготовки специалистов, содействие обмену аспирантами и др. (во всех указанных вузах осуществляется подготовка по специальности «Туризм»). Славянские университеты создавались с целью обеспечения прав русскоязычных граждан на сохранение своей национальной и языковой идентичности.

Для оценки уровня развития туризма в разных странах используются данные Международного рейтинга «Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма» (выпускается один раз в два года, начиная с 2007 г.). Согласно данному рейтингу, места стран СНГ в 2019 и 2017 годах распределились следующим образом: Азербайджан (2019 г.- 71 место, 2017 г.- 71 место); Армения (2019 г.- 79 мест, 2017 г.- 84 места); Казахстан (2019 г.- 80 мест, 2017 г.-81 место); Киргизия (2019 г.- 110 мест, 2017 г.- 115 мест); Молдова (2019 г.-103 места, 2017 г.- 117 мест); Россия (2019 г.- 39 мест, 2017 г.- 43 места); Таджикистан (2019 г.- 104 места, 2017 г.- 107 мест); Беларусь и Узбекистан в настоящее время не включены в данный рейтинг (World Economic Forum, 2017, 2019).

Необходимо отметить, что государства СНГ заинтересованы в полноценном использовании имеющихся у них ресурсов для развития международного туризма. В этой связи встает вопрос о необходимости проведения совместной скоординированной интеграционной политики стран Содружества в области развития международного туризма. Это обусловлено рядом факторов, к которым относятся: активное развитие выездного туризма за счет увеличившегося в последнее время внимания мировых туристских центров к постсоветскому потребителю; взаимная заинтересованность стран СНГ, Европейского Союза и других государств в улучшении международной туристической инфраструктуры, в осуществлении согласованных правоохранительных мероприятий и др.

Развитие туризма в странах СНГ в условиях рыночных реформ выявило общие тенденции, сформировавшиеся в результате разрушения хозяйственных связей, политической и экономической нестабильности, инфляции и усиления дифференциации доходов населения. К ним можно отнести отток денежных средств за счет выездного туризма за пределы СНГ и сокращение внутригосударственных турпотоков, поскольку турфирмам нерентабельно работать с внутренними туристическими направлениями, а выгоднее предлагать популярные зарубежные маршруты для путешествий и отдыха.

По мнению автора, для создания единого туристического пространства стран СНГ необходима выработка общей нормативно-правовой базы, а также -унификация национальных хозяйственных механизмов развития туризма. В этой связи важным является сближение национальных законодательств и норм, упрощение таможенных и иных процедур пересечения границ.

Стоит отметить, что в действующем законодательстве государств Союза в настоящее время нет единого понятийного аппарата для определения многих понятий. Например, значение слова «туризм» в законах стран Содружества различно:

В Азербайджане туризм рассматривается как временный отъезд граждан республики, иностранцев и лиц без гражданства с постоянного места жительства в целях отдыха, оздоровления, ознакомления, в познавательных целях, в деловых профессиональных, в спортивных и религиозных целях, при условии, что

в стране временного пребывания они не будут заниматься оплачиваемой деятельностью (О туризме: Закон Азербайджанской Республики ..., 1999).

В Армении туризм - это деятельность, осуществляемая гражданами, путешествующими в познавательных, оздоровительных, спортивных, религиозных, профессиональных, деловых целях, в целях отдыха, посещения родственников и иных целях, из места постоянного проживания в другое место максимально на срок до одного года без прерывания (О туризме и туристской деятельности: Закон Республики Армения ., 2004).

В Беларуси туризм - это туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей по его организации (О туризме: Закон Республики Беларусь ., 1999).

В Казахстане туризмом считается путешествие физических лиц продолжительностью от 24 часов до одного года, либо меньше 24 часов, но с ночёвкой, в целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания (О туристской деятельности в Республике Казахстан ..., 2001).

В Киргизии туризм трактуется как временные выезды граждан Киргизии, иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых, спортивных, религиозных и других целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания (О туризме: Закон Кыргызской Республики ..., 1999).

В Молдове туризм - это отрасль национальной экономики с комплексными функциями, включающая имущество и услуги, предоставляемые для потребления лицам, путешествующим за пределами своей обычной среды в течение менее одного года с иной целью, нежели осуществление оплачиваемой деятельности в посещаемом месте (О внесении изменений и дополнений в Закон ..., 2018).

В России туризмом считаются выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране временного пребывания (Об основах туристской деятельности в Российской Федерации ..., 1996).

В Таджикистане туризм - вид занятия, который реализует систему организации проведения отдыха с оздоровительной, ознакомительной целью, в целях паломничества, коммерческих, спортивных, профессионально-служебных и иных целях посредством путешествия и временного пребывания за пределами места жительства (О туризме: Закон Республики Таджикистан ..., 1999).

В Узбекистане туризм - выезды физического лица из постоянного места жительства без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране временного пребывания (О туризме: Закон Республики Узбекистан ., 2019).

В настоящее время руководство стран СНГ предпринимает шаги по развитию двух- и многосторонних отношений в области международного туризма. Так, в период 9-10 июля 2019 года в Самарканде (Узбекистан) состоялось заседание Совета по туризму стран СНГ (Заседание Совета по туризму ., 2019). В нем приняли участие представители государств - членов Объединения и Исполнительного комитета СНГ. В ходе встречи участники заседания от-

метили, что Узбекистан последовательно реализует комплексные мероприятия по развитию туризма (утверждена Концепция развития сферы туризма в 2019-2025 гг. (О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан ..., 2019), предоставляются льготы и преференции для узбекских и иностранных инвесторов, реализующих проекты в сфере туризма и др.). Также обсуждался план мероприятий по реализации Стратегии развития сотрудничества стран СНГ в области туризма на период до 2020 г. Члены Совета обозначили, что в государствах Содружества работа в указанном направлении идёт на высоком уровне, и активизировалось совершенствование нормативно-правовой базы в сфере туризма.

В частности, Киргизия поделилась положительным опытом внедрения в 2019 г. туристского паспорта INTERNATIONAL TRAVEL ID на территории республики. Участникам было предложено проработать вопрос о возможности реализации данного проекта в своих странах в рамках внедрения в будущем единой системы информационного сопровождения туристов. Также было принято решение содействовать разработке и реализации туристических маршрутов, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., поддерживать и расширять практику проведения ознакомительных туров по новым туристическим маршрутам для представителей турбизнеса, СМИ, оказывать поддержку взаимному участию представителей сферы туризма из государств СНГ в выставках данной направленности. Было отмечено интенсивное развитие туристического потенциала межрегионального туристического маршрута «Великий шелковый путь».

Представители России сообщили, что реализуется новый межрегиональный проект «Государева дорога», который включает в себя разработку специальных предложений для туристов, предполагающих остановки в пути следования по маршруту «Москва-Санкт-Петербург» для осмотра туристических объектов Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей.

На встрече был отмечен положительный опыт Таджикистана по объявлению в стране годов развития села, туризма и народных ремесел на 20192021 гг. (Об объявлении ..., 2019). Кроме того, Совет одобрил проект Стратегии развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма на 2021-2030 гг. В рамках дальнейшей работы по данной инициативе 10 марта 2020 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске (Беларусь) состоялось дополнительное заседание экспертной группы по доработке и согласованию указанного проекта. В ходе встречи эксперты рассмотрели замечания и предложения, поступившие от государств, доработали и согласовали документ. Было решено внести его в установленном порядке на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств Содружества. Отмечается, что «.проект новой Стратегии сохраняет преемственность целей, задач, принципов, направлений и механизмов реализации и ориентирован на углубление процессов сотрудничества, расширение партнерских отношений между национальными туристскими организациями на пространстве Содружества.» и что «.в основе Стратегии лежит представление о том, что туризм является не только самым перспективным, динамично развивающимся сектором экономики, но и мощным фактором активизации международного сотрудничества, укрепления дружбы и взаимопонимания, культурного взаимообогащения народов.» (Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, 2020).

Помимо этого, была поддержана работа Казахстана и Узбекистана по реализации проекта применения режима взаимного признания туристических виз SILK WAY и инициатива узбекской стороны по проведению Первой Ежегодной туристической ярмарки (В Самарканде начала свою работу ..., 2019).

Знаковым событием в укреплении сотрудничества в сфере туризма стал международный научно-практический семинар на тему: «Туризм в странах СНГ и региональное сотрудничество: новые вызовы и возможности», проведенный там же, который позволил комплексно и всесторонне, с участием академических кругов, туристического бизнеса и представителей органов государственной власти, рассмотреть проблемы развития туризма на пространстве Содружества. Мероприятие широко освещалось в СМИ, и было высоко оценено членами Совета. Такой формат проведения заседания Совета дал положительный результат по налаживанию многосторонних связей между субъектами туристического бизнеса, национальными и международными учреждениями образования, осуществляющими подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства. В результате проведенных мероприятий было заключено 56 соглашений. По итогам семинара подготовлены предложения по развитию сотрудничества в области туризма - «Самаркандские инициативы - 2019», которые были направлены в страны Союза, а также в Совет по сотрудничеству в области образования государств Содружества (О сотрудничестве в области туризма ..., 2019).

Представители Беларуси на примере II Европейских игр 2019 г. (Минск, 21-30 июня) поделились опытом предоставления туристических возможностей и продвижения турпродукта накануне крупных международных спортивных мероприятий (Цалко, 2019).

По мнению автора, текущее состояние формирования единого туристического пространства в рамках СНГ можно оценить как «недостаточно развитое», что требует проведения систематизированной работы в данном направлении. При этом основными проблемами, влияющими на положение дел, являются: отсутствие единого понятийного аппарата; недостаточная эффективность координационной работы; затягивание формирования общей нормативно-правовой базы; сложности с унификацией национальных институциональных механизмов развития туризма.

В целом можно выделить следующие основные задачи по развитию странами СНГ межгосударственного сотрудничества в сфере туризма: уделение пристального внимания вопросам развития внутреннего туризма, связанным с повышением его конкурентоспособности и экономической эффективности; расширение видов туризма (образовательный, экологический, лечебный, религиозный, этнографический и др.); повышение квалификации кадров в туристическом секторе; внедрение новых форм партнерских отношений между национальными туристскими организациями.

Список литературы

1. В Самарканде начала свою работу Первая Ежегодная туристическая ярмарка стран СНГ. (2019, 9 июля). UzDaily.uz. Взято 10 июля 2020, с Ы^:// uzdaily.uz/ru/post/44818

2. Заседание Совета по туризму стран СНГ прошло в Самарканде. (2019, 10 июля). Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Взято 10 июля 2020, с http://cis.minsk.by/news/11599/zasedanie-soveta-po-turizmu-stran-sng-proslo-v-samarkande

3. Информация об итогах заседания Совета по туризму государств-участников Содружества Независимых Государств. (2019). Интернет-портал СНГ. Взято 10 июля 2020, с https://e-cis.info/cooperation/3012/82745/

4. Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств. (2009, 22 июля). Взято 10 июля 2020, с http://docs.cntd.ru/document/902196976

5. О внесении изменений и дополнений в Закон об организации и осуществлении туристической деятельности в Республике Молдова № 352/2006: Закон Республики Молдова от 14 июня 2018 (№ 109). Взято 10 июля 2020, с https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=126263

6. О детском и юношеском туризме: Модельный закон (новая редакция). (2018). Взято 10 июля 2020, с https://iacis.ru/public/upload/files/1/729. pdf

7. О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан: Указ Президента Республики Узбекистан от 5 января 2019 (№ 5611). Взято 10 июля 2020, с https://buxgalter.uz/uz/ doc?id=573960_&prodid=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana#

8. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23.02.1995 (№ 26-ФЗ) (ред. от 08.12.2020) (Россия). Взято 10 июля 2020, с https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-23021995-n-26-fz-o/

9. О Рекомендациях по соблюдению норм деловой практики в сфере туризма государств - участников СНГ: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 29 ноября 2018 года (№ 48-12). Взято 10 июля 2020, с https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=33697316

10. О Рекомендациях по установлению льготных режимов торговли для иностранных туристов и временных посетителей по системе tax free: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 29 ноября 2018 года (№ 48-13). Взято 10 июля 2020. с https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35577840

11. О Совете по туризму государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма (1994, 9 сентября). Взято 10 июля 2020, с http://docs.cntd.ru/document/1901140

12. О сотрудничестве в области туризма в 2019 году. (2019). Интернет-портал СНГ. Взято 10 июля 2020, с https://e-cis.info/cooperation/3203/85879/

13. О социальном туризме: Модельный закон. (2019). Взято 10 июля 2020, с https://iacis.ru/public/upload/files/1/765.pdf

14. О туризме и туристской деятельности: Закон Республики Армения от 14 января 2004 (№ ЗП-11). Взято 10 июля 2020, с https://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=24963

15. О туризме: Закон Азербайджанской Республики от 4 июня 1999 (№ 674-IQ). Взято 10 июля 2020, с https://e-cis.info/cooperation/3308/78716/

16. О туризме: Закон Кыргызской Республики от 25 марта 1999 (№ 34). Взято 10 июля 2020, с http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/201

17. О туризме: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 (№ 326-3). Взято 10 июля 2020, с ]1А^://Ьекакоп.пе1УЗаконодательство/Закон_РБ/1999/1416

18. О туризме: Закон Республики Таджикистан от 3 сентября 1999 (№ 824). Взято 10 июля 2020, с https://e-cis.info/cooperation/3317/78728/

19. О туризме: Закон Республики Узбекистан от 18 июля 2019 (№ ЗРУ-549). Взято 10 июля 2020, с https://lex.uz/docs/4428101

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. О туристской деятельности: Модельный закон. (2006). Взято 10 июля 2020, с http://docs.cntd.ru/document/902050944

21. О туристской деятельности: Модельный закон (новая редакция). (2015). Взято 10 июля 2020, с https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33579688

22. О туристской деятельности в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 (№ 211-11). Взято 10 июля 2020, с https://online.zakon. kz/Document/?doc_id=1023618#pos=4;-104

23. Об объявлении 2019-2021 годов «Годами развития села, туризма и народных ремёсел»: Указ Президента Республики Таджикистан от 2 января 2019 (№ 1170). Взято 10 июля 2020, с http://isomoni.sud.tj/ru/ukaz-prezidenta-respubHki-tadzhikistan-ob-objavlenii-2019-2021-godov-godami-razvitija-sela-turizma-i-narodnyh-remesel/

24. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 (№ 130-ФЗ) (ред. от 08.06.2020). Взято 10 июля 2020, с http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_12462/

25. Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма: Рекомендательный законодательный акт. (1994). Взято 10 июля 2020, с http://docs.cntd.ru/document/901756800

26. Об утверждении Концепции внешней политики: Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. ^ 640). Взято с https://geostart.ru/doc/read/1607

27. Об экологическом туризме: Модельный закон. (2019). Взято 10 июля 2020, с https://iacis.ru/public/upload/files/1/761.pdf

28. Приложение к Соглашению о Совете по туризму государств-участников Содружества Независимых Государств от 30 мая 2012 года (вступило в силу для Российской Федерации 13 марта 2013 года). (2013, 23 апреля). Официальный интернет-портал правовой информации. Взято 10 июля 2020, с http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201304230047?index=2&rangeSize=1

29. Стратегия развития сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года. (2013, 20 ноября). ПАРАГРАФ. Взято 10 июля 2020, с https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=31536009

30. Цалко, О.Л. (2019, 1 июля). II Европейские игры. Минск. Беларусь. Итоги. Взято 10 июля 2020, с https://2chechersk.schools.by/news/984999

31. Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. (2020, 10 марта). Эксперты стран СНГ согласовали новую Стратегию развития сотрудничества в области туризма. Взято 10 июля 2020, с http://www.cis. minsk.by/news/13282/eksperty_stran_sng_soglasovali_novuju_strategiju_razvitija_ sotrudnichestva_v_oblasti_turizma

I 1 oibcourbb-p Ж ft

Шскурс ш

32. World Economic Forum. (2017, April 5). The Travel and Tourism Competitiveness Report 2017. Взято 10 июля 2020, с http://www3.weforum.org/ docsZWEF_TTCR_2017_web_0401.pdf

33. World Economic Forum. (2019, September 4). The Travel and Tourism Competitiveness Report 2019. Взято 10 июля 2020, с http://www3.weforum.org/ docs/WEF_TTCR_2019.pdf

References

1. Ispolnitel'nyj komitet Sodruzhestva Nezavisimyx Gosudarstv (2020, March 10). Eksperty stran SNG soglasovali novuyu Strategiyu razvitiya sotrudnichestva v oblasti turizma [Experts of CIS Member Nations has agreed on a new Strategy for developing cooperation in the field of tourism]. Retrieved July 10, 2020, from http:// www.cis.minsk.by/news/13282/eksperty_stran_sng_soglasovali_novuju_strategiju_ razvitija_sotrudnichestva_v_oblasti_turizma

2. Konventsiya o prigranichnom sotrudnichestve gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv [Convention on cross-border cooperation of Member Nations of the CIS]. (2009, July 22). Retrieved July 10, 2020, from http:// docs.cntd.ru/document/902196976

3. O detskom i yunosheskom turizme: Model'nyj zakon (novaya redakciya) [On children's and teenagers' tourism: Model Law (new edition)]. (2018). Retrieved July 10, 2020, from https://iacis.ru/public/upload/files/1/729.pdf

4. O dopolnitel'nyx merax po uskorennomu razvitiyu turizma v Respublike Uzbekistan: Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 5 yanvarya 2019 (No. 5611) [On additional measures for the accelerated development of tourism in the Republic of Uzbekistan: Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated January 5, 2019 (No. 5611)]. Retrieved July 10, 2020, from https://buxgalter. uz/uz/doc?id=573960_&prodid=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana#

5. O prirodnyx lechebnyx resursax, lechebno-ozdorovitel'nyx mestnostyax i kurortax: Federal'nyj zakon ot 23.02.1995 (№ 26-FZ) (red. ot 08.12.2020) [On natural healing resources, wellness improving places and resorts: Federal law of 23.02.1995 (No. 26-FZ) (as amended on 08.12.2020)] (Russia). Retrieved July 10, 2020, from https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-23021995-n-26-fz-o/

6. O Rekomendaciyax po soblyudeniyu norm delovoj praktiki v sfere turizma gosudarstv - uchastnikov SNG: Postanovlenie Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyx Gosudarstv ot 29 noyabrya 2018 goda (№ 48-12) [On Recommendations on compliance with the norms of Business Practice in the field of tourism of the CIS member States: Resolution of the Inter-Parliamentary Assembly of the Commonwealth of Independent States of 29 November 2018 (No. 48-12)]. Retrieved July 10, 2020, from https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=33697316

7. O Rekomendaciyah po ustanovleniyu l'gotnyh rezhimov torgovli dlya inostrannyh turistov i vremennyh posetitelej po sisteme tax free: Postanovlenie Mezhparlamentskoj Assambleej gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv ot 29 noyabrya 2018 goda (№ 48-13) [On Recommendations for the establishment of preferential trade Regimes for Foreign Tourists and Temporary

Visitors under the tax free system: Resolution of the Inter-Parliamentary Assembly of the Commonwealth of Independent States of 29 November 2018 (No. 48-13)]. Retrieved July 10, 2020, from c https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35577840

8. O sotrudnichestve v oblasti turizma v 2019 godu [On cooperation in tourism in 2019]. Internet-portal SNG. Retrieved July 10, 2020, from https://e-cis.info/ cooperation/3203/85879/

9. O sotsial'nom turizme: Model'nyy zakon [On social tourism: Model law]. (2019). Retrieved July 10, 2020, from https://iacis.ru/public/upload/files/1/765. pdf

10. O Sovete po turizmu gosudarstv-uchastnikov Soglasheniya o sotrudnichestve v oblasti turizma [On the Tourism Council of the States parties to the Agreement on cooperation in the field of tourism]. (1994, September 9). Retrieved July 10, 2020, from http://docs.cntd.ru/document/1901140

11. O turistskoj deyatel'nosti: Model'nyj zakon [On tourist activities: Model law]. (2006). Retrieved July 10, 2020, from http://docs.cntd.ru/document/902050944

12. O turistskoj deyatel'nosti: Model'nyj zakon (novaya redakciya) [On tourist activities: Model law (new edition)]. (2015). Retrieved July 10, 2020, from https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=33579688

13. O turistskoj deyatel'nosti v Respublike Kazaxstan: Zakon Respubliki Kazaxstan ot 13 iyunya 2001 (№ 211-II) [On tourist activity in the Republic of Kazakhstan: Law of the Republic of Kazakhstan of June 13, 2001 (No. 211-II)]. Retrieved July 10, 2020, from https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1023618#pos=4;-104

14. O turizme i turistskoj deyatel'nosti: Zakon Respubliki Armeniya ot 14 yanvarya 2004 (№ ZP-11) [On Tourism and tourist activity: Law of the Republic of Armenia of January 14, 2004 (No. ZP-11)]. Retrieved July 10, 2020, from https:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=24963

15. O turizme: Zakon Azerbajdzhanskoj Respubliki ot 4 iyunya 1999 (№ 674-IQ) [About tourism: Law of the Republic of Azerbaijan of June 4, 1999 (No. 674-IQ)]. Retrieved July 10, 2020, from https://e-cis.info/cooperation/3308/78716/

16. O turizme: Zakon Kirgizskoj Respubliki ot 25 marta 1999 (№ 34) [About tourism: Law of the Kyrgyz Republic of 25 March, 1999 (№ 34)]. Retrieved July 10, 2020, from http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/201

17. O turizme: Zakon Respubliki Belarus' ot 25 noyabrya 1999 (№ 3263) [About tourism: Law of the Republic of Belarus of November 25, 1999 (No. 3263)]. Retrieved July 10, 2020, from https://belzakon.net/3aK0H0flaTe.rcbCTB0/3aK0H_ PE/1999/1416

18. O turizme: Zakon Respubliki Tadzhikistan ot 3 sentyabrya 1999 (№ 824) [About tourism: Law of the Republic of Tajikistan of September 3, 1999 (No. 824)]. Retrieved July 10, 2020, from https://e-cis.info/cooperation/3317/78728/

19. O turizme: Zakon Respubliki Uzbekistan ot 18 iyulya 2019 (№ ZRU-549) [About tourism: Law of the Republic of Uzbekistan of July 18, 2019 (No. ZRU-549)]. Retrieved July 10, 2020, from https://lex.uz/docs/4428101

20. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon ob organizacii i osushhestvlenii turisticheskoj deyatel'nosti v Respublike Moldova № 352/2006: Zakon Respubliki Moldova ot 14 iyunya 2018 (№ 109) [On amendments and additions to the Law on the organization and implementation of tourist activities in the Republic of Moldova

No. 352/2006: Law of the Republic of Moldova of 14 June 2018 (No. 109)]. Retrieved July 10, 2020, from https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=126263

21. Ob e'kologicheskom turizme: Model'nyj zakon. [On ecotourism: Model law]. (2019). Retrieved July 10, 2020, from https://iacis.ru/public/upload/files/1/761. pdf

22. Informaciya ob itogax zasedaniya Soveta po turizmu gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyx Gosudarstv [Information on the results of the meeting of the Tourism Council of the member states of the Commonwealth of Independent States]. (2019). Internet-portal SNG. Retrieved July 10, 2020, from https://e-cis.info/ cooperation/3012/82745/

23. Ob ob"yavlenii 2019-2021 godov "Godami razvitiya sela, turizma i narodnyx remyosel": Ukaz Prezidenta Respubliki Tadzhikistan ot 2 yanvarya 2019 (№ 1170) [On the declaration of 2019-2021 as the "Years of rural development, tourism and folk crafts": Decree of the President of the Republic of Tajikistan dated January 2, 2019 (No. 1170)]. Retrieved July 10, 2020, from http://isomoni.sud.tj/ru/ ukaz-prezidenta-respubliki-tadzhikistan-ob-objavlenii-2019-2021-godov-godami-razvitija-sela-turizma-i-narodnyh-remesel/

24. Ob osnovax turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 24 noyabrya 1996 (№ 130-FZ) (red. ot 08.06.2020) [On the basics of tourist activity in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation of November 24, 1996 (No. 130-FZ) (as amended on June 8, 2020)]. Retrieved July 10, 2020, from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/

25. Ob osnovnyx principax sotrudnichestva gosudarstv-uchastnikov SNG v oblasti turizma: Rekomendatel'nyj zakonodatel'nyj akt [On the main principles of cooperation of the CIS member states in the field of tourism: Recommendation legislative act]. (1994). Retrieved July 10, 2020, from http://docs.cntd.ru/ document/901756800

26. Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki: Ukaz Prezidenta RF ot 30 noyabrya 2016 g. (N 640) [On the approval of the Foreign Policy Concept: Decree of the President of the Russian Federation of November 30, 2016 (N 640)]. Retrieved from https://geostart.ru/doc/read/1607https://geostart.ru/doc/read/1607

27. Prilozhenie k Soglasheniyu o Sovete po turizmu gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyx Gosudarstv ot 30 maya 2012 goda (vstupilo v silu dlya Rossijskoj Federacii 13 marta 2013 goda) [Annex to the Agreement on the tourism Council of the member states of the Commonwealth of Independent States of May 30, 2012 (entered into force for the Russian Federation on March 13, 2013)]. (2013, April 23). Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Retrieved July 10, 2020, from http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201304230047?index=2 &rangeSize=1

28. Strategiya razvitiya sotrudnichestva gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyx Gosudarstv v oblasti turizma na period do 2020 goda [Strategy for the development of cooperation between the member states of the Commonwealth of Independent States in the field of tourism for the period up to 2020]. (2013, November 20). PARAGRAF. Retrieved July 10, 2020, from https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=31536009

29. Tsalko, O.L. (2019, July 1). II Evropejskie igry. Minsk. Belarus'. Itogi [II European games. Minsk. Belarus. Results]. Retrieved July 10, 2020, from

https://2chechersk.schools.by/news/984999

30. V Samarkande nachala svoyu rabotu Pervaya Yezhegodnaya yarmarka stran SNG [The First Annual fair of the CIS countries has started its work in Samarkand]. (2019, July 9). UzDaily.uz. Retrieved from https://uzdaily.uz/ru/ post/44818

31. World Economic Forum. (2017). The Travel and Tourism Competitiveness Report 2017. Retrieved from http://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2017_ web_0401.pdf

32. World Economic Forum. (2019). The Travel and Tourism Competitiveness Report2019. Retrieved from http://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf

33. Zasedanie Soveta po turizmu stran SNG proshlo v Samarkande [The meeting of the CIS Tourism Council was held in Samarkand]. (2019, July 9). Ispolnitel'nyj komitet Sodruzhestva Nezavisimyx Gosudarstv. Retrieved July 10, 2020, from http://cis. minsk.by/news/11599/zasedanie-soveta-po-turizmu-stran-sng-proslo-v-samarkande

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.