Научная статья на тему 'Векторы развития финансово-кредитной инфраструктуры аграрной сферы Украины в условиях вызовов кризисных деформаций'

Векторы развития финансово-кредитной инфраструктуры аграрной сферы Украины в условиях вызовов кризисных деформаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Векторы развития финансово-кредитной инфраструктуры аграрной сферы Украины в условиях вызовов кризисных деформаций»

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АГРАРНОЙ СФЕРЫ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ КРИЗИСНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ

Е.Е. Гудзь, д.э.н., гл. науч. сотр., НАЦ Институт аграрной экономики УААН

В настоящее время, в условиях кризисных деформаций и экономических искажений в аграрной сфере, проблемы финансово-кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей приобрели значительное . Н принятые государством меры, процесс кредитования сельскохозяйственных предприятий почти приостановился, динамика процентных ставок остается неподконтрольной. Кредитная политика относится к самым слабым звеньям государственного регулирования, а теоретические и методологические основы этого процесса не отвечают современным измерениям экономического пространства. При этом, остро проявилась проблема перестройки адекватной финансово-кредитной инфраструктуры, как мощного стабилизационного рычага и инструмента привлечения в аграрный сектор экономики значительных финансово-кредитных потоков.

Основные положения современных концепций, моделей, механизмов и особенностей финансово-кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей изложены в трудах многих ученых. Среди них целесообразно выделить весомые научные исследования таких украинских ученых, как В. Амбро-сов, В.Н. Демьяненко, Н. Малик, П. Саблук, П. Стецюк и другие. Не уменьшая значимость и весомость разработок и достижений научной общественности, следует все же констатировать, что остается недостаточным уровень осмысления экономической наукой теоретических и практических аспектов роли и места финансово-кредитной инфраструктуры в системе финансово-кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, ее особенностей формирования и перспективных направлений усовершенствования.

Начертанное проблемное поле требует формирования новых измерений и подходов относительно осуществления поиска разнообразия вариантов коренной качественной перестройки и очерчивания горизонтов последующего развития финансово-кредитной инфраструктуры во всей сложности их оттенков с учетом вызовов и запросов современных условий. Указанное предопределяет актуальность данной научной разработки, ее цель и задания.

Генезис системы финансово-кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в независимой Украине имеет достаточно короткий отрезок. Но складывалась она на фундаменте кредитных отношений, унаследованных в в процессе распада Советского Союза с его административно командной системой ведения хозяйства, когда благодаря директивному распределению кредита обеспечивалось 40% источников формирования оборотных средств сельхозпроизводителей. Сначала осуществления реформ сельхозпроизводители оказались не готовыми к банковскому кредитованию и этот процесс был почти полностью приостановлен, что предопределялось убыточностью отрасли, отсутствием ликвидного залога, несовершенством экономических механизмов и нормативно-правовой базы, неготовностью руководителей и специалистов работать в условиях экономических трансформаций и трагическими за последствиями попытками некомпетентного вмешательства государственных органов власти.

Осуществленные аграрные реформы способствовали созданию предприятий рыночного типа, и в 2007 г. их уже насчитывалось 23883. Своеобразным стержнем рыночных и диффузий, которые в аграрной сфере Украины, стал стремительный рост банковских кредитных вложений. За последние 7 лет их объемы выросли в 15 раз, при снижении процентной ставки с 57,4% в 2000 г. до 17,4% на конец 2007 г., увеличении удельного веса долгосрочных кредитов с 24 до 58%. При этом, общепризнанно, что финансовая поддержка сельскохозяйственных предприятий с помощью механизма удешевления кредитов является важной составляющей системы их кредитного обеспечения. За годы ее функционирования наиболее весомыми достижениями стали: рост объемов льготного кредитования в 4,6 раза; расширение кредитного обеспечения отрасли; увеличение сроков кредита на условиях удешевления до трех лет и удельного веса среднесрочных кредитов - с 4,7 до 32,4%; рост среднего размера кредита, предоставленного одному сельскохозяйственному предприятию с 118,1 до 1304,3 тыс. грн. Основой таких позитивных изменений следующие факторы: рост эффективности функционирования и прибыльности сельхозпроизводителей, повышение их кредитоспособности, кредитное субсидирование, приобретенный опыт кредитования, практика страхования, высокий уровень кредитов.

Не взирая, на очевидный прогресс в развитии финансово-кредитных отношений в аграрной сфере и существенное расширения банковского кредитования за последние годы, существующая ситуация намного более сложна и пестрая, поскольку объемы привлеченных финансово-кредитных потоков являются еще далекими от потребностей сектора, а кредитные механизмы и технологии не являются совершенными, поскольку количественные и качественные параметры не отвечают вызовам и запросам сегодняшнего дня, не учитывают в полной мере объективные экономические интересы субъектов аграрного рынка незначительных объемов, краткосрочность и высокую цену финансово-кредитных ресурсов.

При этом реальный спрос сельскохозяйственных предприятий на банковский кредит ограничен кредитоспособностью заемщиков, объемы и динамика которого определяются наращиванием объемов производства продукции, ростом прибыльности и платежеспособности предприятий, а также наличием у заемщиков реального ликвидного залога, уровень которого, по меньшей мере, втрое должен превышать сумму ссуды, а сельскохозяйственным предприятиям недостает ликвидного обеспечения кредитов, поскольку в общей стоимости их имущества свыше 76% приходится на необоротные активы, подавляющую долю, которых составляют основные средства, которые являются неликвидными через высокий уровень (70-80%) сноса. В контексте социально-экономических реалий настоящего, финансово-кредитная инфраструктура, как движущая сила продвижения финансово-кредитного обеспечения сельхозпроизводителей приобретает исключительное значение, поскольку современный финансово-кредитный механизм в аграрном секторе экономики даже в условиях совершенной конкурен-

ции не может функционировать без специфических вспомогательных институтов, о чем убедительно свидетельствует мировой опыт.

По нашему мнению, функционально целевая модель перестройки финансово-кредитной инфраструктуры, должна состоять из четырех подсистем. При этом Государственный аграрный банк может выступать как институт проведения финансово-кредитной политики в аграрной сфере, быть центром сосредоточения всех финансово-кредитных ресурсов отрасли и осуществлять координацию кредитно-финансовых потоков. Именно этим путем страны -Бельгия, Дания, Нидерланды, Россия, Франция. Такой специализированный банк в Украине должен стать, также, разработчиком методик, инструкций, стандартных требований, унифицированных форм кредитных карточек и документов, как ориентиров для банковской практики, относительно предоставления и обслуживания сельскохозяйственных и ипотечных (земельных) кредитов, инициатором разработок и внедрения новых гарантийных и финансово-кредитных инструментов в плоскости увеличения сроков, упрощения процедуры и снижения стоимости кредитования. Второй составляющей предложенной модели должна быть парабанковская система. Ее слагаемыми должны быть лизинговые, страховые, финансовые, инвестиционные, факторинговые компании, пенсионные фонды, кредитные союзы. Третьей составляющей кредитной инфраструктуры должны быть Фонд страховых и кредитных гарантий, который должен формироваться на основе государственных программ удешевления кредитов и страхования, другие гарантийные учреждения, в том числе взаимного гарантирования, механизмы гарантирования кредитов и действенная система страхования сельскохозяйственного производства. И четвертым, важным звеном функционально-целевой модели финансово-кредитной инфраструктуры должны быть институциональные

составляющие, которые осуществлять информационно-финансовое посредничество и нормативно законодательное регулирование отношений между кредиторами и заемщиками. Таким образом, развитие финансово-кредитных отношений в аграрной сфере должно базироваться на рыночных принципах, но с элементами государственного регулирования, а принципами построения финансово-кредитной инфраструктуры должны быть: последовательность, целесообразность, полезность, значимость, специализация, равноправие и свобода выбора, конкуренция, защита прав субъектов, доступность информации о функционировании инфраструктурных составляющих, оперативность.

Подытоживая, можно отметить, что преодоление существующих препятствий относительно улучшения и расширения финансово-кредитного обеспечения сельхозпроизводителей нуждается в комплексном решении проблемы на качественно новом подходе. Именно множественность вариантов сценариев перестройки финансово-кредитной инфраструктуры и их конструктивного соединения является определяющим фактором развития сельхозпроизводителей, а также принципов и методов их экономической модернизации, а, соответственно, и полифонии их стратегий.

Предложенное методологическое измерение относительно перестройки финансово-кредитной инфраструктуры приобретает особое значение при определении важнейших факторов и ориентиров устойчивого долговременного развития финансово-кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это особенно важно в контексте поиска самостоятельного неповторимого пути экономического продвижения, в условиях кризисных и глобализационных процессов, в котором все еще нуждается современный украинский аграрный сектор.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СУМСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.В. Клецова, асп. Сумского национального аграрного университета

Последствия аграрных реформ, которые происходят в последнее десятилетие лет в агропромышленном комплексе Украины, доказали необходимость коренной диверсификации всей системы экономических отношений, что одновременно охватывает и производство, и оборот, и потребление сельскохозяйственной продукции. Сегодня в аграрной сфере начинают активно развиваться формы ведения бизнеса в виде агрохолдингов, консорциумов и других слияний предприятий, которые обуславливают особенности инвестиционной деятельности развития разных форм хозяйствования. Таким образом, ускоренное развитие экономики Сумщины, благодаря привлечению иностранных инвестиций в сельскохозяйственные предприятия области, выступает одной из неотложных проблем экономической реформы региона. И, конечно же, поддержка государства в привлечении иностранного капитала в Украину - является неотъемлемым условием иностранного инвестора. Вопрос иностранного инвестирования постоянно интересует многих ученых, политиков, практиков, в особенности таких, как П.В. Беамиш, Л.И. Бровко, П.И. Гайдуцкий, Ю.В. Герасименко, Б.В.Губ-ский, А.С. Ин-кпен, М.И. Кисиль, С.В. Козловский, Н.Б. Кузнецов, Т.В.

Мацибора, И.И. Сталев, В. Узун, Х. Штанге, С.Ю. Евст-ратов и др.. Поэтому актуальным дальнейшие исследования относительно государственной поддержки иностранному инвестированию как Сумской области, так и Украины в целом.

Учитывая теоретические и практические исследования ученых, собственные наработки и анализ, мы пришли к классическому выводу, что под инвестиционным климатом региона и страны в целом, необходимо понимать комплекс политических, социально-экономических, организационно-право-вых, социально-культурных, финансовых и географических факторов, благодаря которым иностранные инвесторы имеют возможность определить границу риска совместной деятельности, рассчитать уровень прибыли собственных капиталовложений, что в последствии будет влиять на окончательное решение инвестирования в определенную отрасль или же в регион. Именно поэтому, по мнению В.Я. Узуна [1], привлечение государством иностранных инвесторов для финансового оздоровления предприятий, объективно обусловлено необходимостью решения таких задач, как погашение долгов; пополнение оборотных средств; повышение занятости и доходов сельского населения; эффектив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.