УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
В УКРАИНЕ В.Н. Гончаров, д-р экон. наук, профессор, И.В. Иванюк, канд. экон. наук, доцент
Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск, Украина
В статье рассмотрены проблемы финансового обеспечения аграрных предприятий в Украине с учетом существующих специфических факторов производства. Рассмотрены особенности формирования ресурсной базы предприятий за счет более доступных и эффективных источников финансирования. Предложены перспективные направления совершенствования финансового обеспечения аграрных предприятий
Эффективное формирование и реализация системы финансового обеспечения возможно лишь при условии построения рациональной системы ее организационного обеспечения. Организационную составляющую механизма формирования финансовых ресурсов в аграрной сфере как в одной из ведущих отраслей экономики создают соответствующие субъекты финансовой системы государства. Агропромышленный комплекс Украины - сектор национальной экономики, который объединяет разные виды экономической деятельности при производстве сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, а также доставке их к конечному потребителю. В агропромышленном комплексе формируется около 17 % ВВП, он является одним из основных бюджетообразующих и експортоориентированных секторов национальной экономики, что определяет практическую значимость и актуальность исследований проблем финансового обеспечения предприятий этой отрасли.
Осложнение процессов экономических трансформаций, усиления их динамизма, финансовый кризис и его негативные последствия показали, что существующая финансовая политика в Украине оказалась недееспособной и низкоэффективной, и в итоге не дает возможность достичь желаемых финансово-экономических результатов развития отрасли, а также удовлетворить в полной мере потребности общества.
Целью статьи является исследование современных направлений финансового обеспечения и выяле-ние перспектив в организации источников финансирования предприятий в Украине.
Уровень эффективности организации финансового обеспечения аграрной сферы главным образом определяется действенностью финансовой политики государства. В свою очередь взвешенная финансовая политика государства определяет успех проведения последующих экономических трансформаций в аграрной сфере, создание условий для привлечения внешних и внутренних источников финансирования. При этом в условиях углубления рыночной и структурной перестройки аграрного сектора на формирование и использование финансовых ресурсов аграрных предприятий влияют разнообразные факторы, в первую очередь к которым относят:
- сезонность производства и спроса на продукцию сельского хозяйства, связанные с этим колебание объемов денежных поступлений и платежеспособности предприятий;
- зависимость результатов деятельности предприятий и соответственно источников финансирования от влияния природно-климатических условий;
- неблагоприятность погодных условий, ухудшения экологии, особенно для растениеводства и связанных с ним перерабатывающих отраслей экономики;
- в сельском хозяйстве главным средством производства является земля, которая не амортизируется и, следовательно, не участвует в формировании себестоимости продукции. В то же время разный уровень природного плодородия и месторасположения земли способствует образованию у товаропроизводителей дифференцированного дохода (ренты);
- существенной спецификой данной отрасли народного хозяйства является самовоспроизводство. Значительная часть полученной продукции не реализуется на сторону, а остается в хозяйстве в качестве молодняка, кормов, удобрения для полей. Поэтому она не входит в состав товарной продукции и не принимает денежную форму, а участвует во внутрихозяйственном обороте.
- государственное регулирование агропромышленного рынка, в частности путем ограничения или установления определенного уровня цен и тарифов, принятие новых стандартов для продуктов питания и т.п.
Вышеперечисленные факторы приводят к специфическим формам организации финансов хозяйствующих субъектов этой сферы. В течение года у последних образуется сезонный разрыв между сроками осуществления затрат и получения доходов. В связи с этим товаропроизводители должны иметь значительные суммы оборотных средств. Однако не за счет собственных источников, так как это нецелесообразно. Поэтому минимальные запасы, затраты и средства в расчетах формируются за счет собственных источников, а сверх этого - за счет заемных, которые имеют большее значение, чем в других отраслях.
Источником самофинансирования аграрных предприятий являются собственные средства, среди
ЭКОНОМИНФО. 2012. № 18
43
которых основную роль играют нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. При общей убыточности отрасли на протяжении 1996-2000 гг., начиная с 2001 г., сельскохозяйственные предприятия начали получать прибыль, в первую очередь, за счет растениеводства, а с 2008 г. прибыльным становится и животноводство. Однако поскольку большинство аграрных предприятий низкорентабельные или убыточные, они теряют важную составляющую собственного капитала - прибыль. Амортизация и прибыль как основная часть внутренних источников воспроизводства являются недостаточными, поэтому целесообразно рассмотреть особенности других элементов финансового обеспечения: банковское кредитование, инвестирование, привлечение капитала из бюджета.
Благодаря государственной поддержке в Украине за последние годы улучшилось состояние кредитования агроформирований: начиная с 2000 г. внедрена государственная программа для осуществления финансовой поддержки предприятий агропромышленного комплекса через механизм удешевления краткосрочных кредитов, начиная с 2004 г. - среднесрочных, а с 2008 г. - долгосрочных кредитов. За анализируемый период привлечено в аграрный сектор экономики кредитных ресурсов на сумму свыше 77,3 млрд. грн, в том числе на льготных условиях - свыше 38,5 млрд. грн. Средние сроки кредитования агро-формирований выросли с 4-6 месяцев до двух лет. Уровень возврата кредитов предприятиями агропромышленного комплекса вырос от 86% в 2000 г. до 98% в 2008 г., а сельхозпредприятиями - с 92 до 96% соответственно [8]. Но полностью разрешенной проблему кредитования сельского хозяйства считать нельзя, поскольку еще низким остается уровень привлечения кредитов в аграрный сектор (7 % от общего объема), стоимость кредитов для сельского хозяйства постоянно снижается, но они еще остаются слишком дорогими.
Поэтому, на наш взгляд, целесообразно не останавливать программу льготного кредитования, а совершенствовать ее по вопросам относительно законодательного обеспечения размера бюджетной поддержки кредитования; упрощения доступа субъектов хозяйствования к льготным кредитам; распределения кредитов по регионам и т. п.
Необходимо создать такую систему взаимосвязанных элементов кредитования сельскохозяйственные товаропроизводителей, которая бы включала: кредитную инфраструктуру, сориентированную на обслуживание аграрного сектора; механизмы кредитных отношений с коммерческими банками; механизмы небанковского кредитования.
Кредитная инфраструктура предусматривает создание комплекса кредитных учреждений с разной организационной базой, объединенных общей целью кредитного обеспечения сельскохозяйственных производителей. В состав такой структуры с разным
44 ЭКОНОМИИ
уровнем интеграции могут войти созданные: Аграрный банк, Специальный кредитный фонд, кредитные союзы, коммерческие банки.
Большинство сельскохозяйственных предприятий потенциальных заемщиков — является непривлекательными субъектами кредитных отношений по причине низкой кредитоспособности. Последняя предопределена неудовлетворительным финансовым состоянием, отсутствием ликвидного обеспечения и высокими рисками кредитования предприятий отрасли, связанными с общим состоянием экономики, проблемами законодательства.
Усложняет решение проблемы снижения кредитных рисков и повышения кредитной привлекательности отрасли отсутствие у сельскохозяйственных товаропроизводителей ликвидного обеспечения по причине высокого уровня износа (70-80 %) и морального устаревания основных средств. В отличие от высокоразвитых стран мира, в Украине земли сельскохозяйственного назначения не являются объектом залоговых операций, т.к. не сформирован земельный рынок. Внедрение ипотечного кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения дало бы возможность привлечь значительные средства для развития аграрной сферы, которое имеет для этого весомый ресурсный потенциал.
Принятие Законов «Об ипотеке» и «О создании и деятельности ипотечных учреждений в Украине», а также внесение изменений в Закон Украины «О залоге» и других законодательных актов позволит, с одной стороны, увеличить объемы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, а из другого - расширить ресурсную базу коммерческих банков для из средне- и долгосрочного кредитования экономики [11].
Привлекательность земельных ипотечных кредитов для кредитора определяется наличием тенденций к повышению стоимости земли на рынке и ликвидности ее как товара, а также в связи с характерными уникальными внутренними свойствами земли, которые определяют ее высокую ценность среди других предметов материального мира.
Преимущества земли как объекта залога объясняются постоянством местоположения и тенденцией непрерывного повышения стоимости, при этом физически земельный участок, как заложенный объект, можно оставить во владении и пользовании залогодателя.
Привлекательность для заемщика ипотечного кредита под залог земельного участка характеризуется субъективными факторами, такими как: увеличить объемы производства, использовав уже имеющийся ресурсный потенциал хозяйства с большей отдачей; иметь в частной собственности земельный участок, что позволяет ему удовлетворить хозяйственные потребности; капитализировать часть прибыли в результате привлечения дополнительной площади земли.
Исходя из того, что подавляющее большинство вновь созданных предприятий являются арендатора-
3. 2012. № 18
ми земли, для получения средне- и долгосрочных кредитов есть необходимость исследования современных тенденций развития арендных отношений с целью внедрения механизма залога права аренды земли. При этом под категорией «залог права аренды» следует понимать обеспечение выполнения обязательств правом на аренду земельного участка, при котором банк, при предыдущем согласии владельца, приобретает право требования арендованного участка из владения и пользования арендатора в случае невыполнения им обязательств с последующей платной передачей этих прав третьим лицам на предусмотренных в арендном договоре условиях.
Таким образом, реально экономическое положение значительного количества аграрных предприятий не позволяет им получать кредиты. Характерные аграрному сектору специфические риски, мораторий на ипотеку земель сельскохозяйственного назначения, несовершенство механизма защиты прав кредитора, требуют совершенствования кредитных процедур, углубленного изучения банками источников возникновения кредитных рисков, повышение кредитоспособности сельскохозяйственных заемщиков и определения предельно минимальной процентной ставки по кредитным ресурсам.
Привлечение инвестиционных ресурсов в агро-продовольственный сектор является важным условием его развития. Нестабильность на современном этапе развития агропромышленного производства предопределена нарушением равновесия в инвестировании отраслей аграрного сектора экономики. Исследования показали, что инвестиции в основной капитал за 20012008 гг. по экономике в целом выросли в 7,2 раза, из общей суммы инвестиций в сельское хозяйство поступило лишь 7,1% и в течение последних лет этот удельный вес колебался незначительно. Такое структурное распределение капиталовложений не отвечает развитию производительных сил государства, ведь известно, что в сельском хозяйстве сконцентрировано до 16% рабочей силы, а площадей земельных массивов, привлеченных в сельскохозяйственное производство, не имеет ни одна отрасль экономики [8].
Однако начиная с 2009 г. началось замедление инвестиционных процессов: объемы инвестиций в основной капитал в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизились на 41,5%. Причем снижение объемов инвестирования в сельское хозяйство стало более более ощутимым, чем в целом по экономике. Это снижение состоялось на фоне стабильных результатов деятельности отрасли. Отмеченные тенденции свидетельствуют о том, что снижающая динамика инвестиционных процессов в сельском хозяйстве предопределена преимущественно внешними факторами, то есть направлениями не связанными с результатами деятельности отрасли.
Аграрный сектор Украины является непривлекательным для потенциальных инвесторов по причине высоких рисков, связанных с незащищенностью права
собственности и вероятностью невозврата средств при несовершенстве управления. Ввиду специфики АПК, необходима государственная поддержка привлечения инвестиций в эту сферу производства. Она должна выражаться в создании законодательно нормативных механизмов, регулирующих отношения между субъектами предпринимательской деятельности, разработке механизмов страхования инвестиций, в создании системы льгот, которая бы обеспечивала привлекательность инвестиций в АПК.
Государственная поддержка аграрного сектора в странах с переходной экономикой и в Украине в частности характеризуется несовершенством и недостаточностью финансирования отрасли. Необходимость государственного регулирования аграрного сектора связана, в первую очередь, с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также с существенным влиянием природно-климатических условий на эффективность сельскохозяйственного производства. В США уровень государственной поддержки сельского хозяйства составляет 40 % от стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции, в странах ЕС - 35 %, в Японии и Франции - 72 %, в Украине - 8,3 %. В странах ЕС государственную поддержку сельского хозяйства осуществляют путем предоставления аграриям дешевых кредитов, поддержки твердых цен, выполнения непосредственных выплат и тому подобное [8].
Для Украины, которая с мая в 2008 г. является членом СОТ, появилась задача определить основные направления, пределы и объемы бюджетной поддержки аграрного сектора. Целесообразность такой поддержки признана на законодательном уровне, в частности в таких законах, как Законе Украины «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве», Законе Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», Законе Украины «Об основных принципах государственной аграрной политики на период до 2015 г.» [11].
В среднем за 2005-2009 гг. часть расходов на развитие агропромышленного производства в общих расходах государственного бюджета составляет 4,2 %, но имеет тенденцию к уменьшению. Последние пять лет 54,7 % расходов государственного бюджета, предусмотренных для агропромышленного производства, приходится на финансирование сельскохозяйственного производства, 27,8 % - на управление в АПК, 14 % - на содержание социальной сферы, 1,6 % - другие цели и только 1,9 % - на научные исследования (таблица).
В 2010 году на финансирование предприятий АПК выделено на 17,4 % меньше, по сравнению с 2009 годом. За 2009-2010 гг. фактически профинансировано из перечисленных сумм меньше, чем было утверждено: в 2009 году - на 90,7, а в 2010 году - на 43,7 млн. грн.
3. 2012. № 18 45
Направления расходов государственного бюджета Украины на развитие агропромышленного производства, _млн. грн. [8]_
Показатели Годы
2005 2006 2007 2008 2009
Сельскохозяйственное производство 3226,9 4360,0 5477,0 5926,7 2415,5
Научные исследования в АПК 130,4 131,1 144,8 210,4 107,0
Социальная сфера АПК 601,9 758,1 961,4 1504,2 1664,6
Управление в АПК 893,1 929,9 1394,0 3513,0 4146,0
Другие цели 100,1 203,0 100,8 51,9 155,2
Всего расходов на развитие агропромышленного производства 4952,4 6382,1 8078,0 11206,2 8488,3
Часть расходов на развитие агропромышленного производства в общих расходах государственного бюджета, % 4,2 4,6 4,6 4,4 3,1
При этом по целому ряду бюджетных программ за 2004-2010 гг. динамика объемов прямой государственной поддержки АПК существенно выросла, но в целом она снизилась на 32,3 % по отношению к 2004 г. Это обусловлено прекращением финансирования ряда бюджетных программ [8].
Основными причинами неэффективного использования средств государственного бюджета, которые выделяются в поддержку АПК, являются несовершенство механизмов получения и распределения бюджетных средств и нарушение бюджетной дисциплины при их использовании. Ежегодное изменение порядка и механизмов выделение средств из государственного бюджета, их громоздкость, запоздалое утверждение и постоянное на протяжении года внесение в них изменений влечет несвоевременное получение средств государственной финансовой поддержки и неэффективное их использование, возвращение в конце года в государственный бюджет [5].
В Украине законодательными актами регламентирован широкий спектр усовершенствования направлений развития государственной поддержки аграрной отрасли. Однако остается много нерешенных проблем: неучтены при утверждении бюджетной политики особенности ведения сельского хозяйства; недостаточно простимулировано внедрение инновационных технологий; диспаритет цен и прочие. Поэтому на законодательном уровне необходимым является жесткое регулирование межбюджетных отношений органов власти разных уровней управления касательно выделения средств финансовой поддержки; осуществление финансирования с учетом региональных природно-экономических характеристик; контроль за целевым использованием выделенных из бюджета средств.
Таким образом можно прийти к обобщающему выводу - финансовая ситуация в аграрном секторе экономики Украины действительно сложная, но в государстве все больше создаются условия для его стабильного и перспективного развития. Однако для этого необходимо осуществить еще много общегосударственных мероприятий, которые должны происходить в условиях законодательной и экономической стабильности.
46 ЭКОНОМИИ
Литература
1. Бирман А.М. Очерки теории советских финансов / А.М. Бирман. - Вып. 2. - М.: Финансы, 1972. - с. 31.
2. Василик О.Д. Теория финансов: Учебник. / О.Д. Василик. - К.: Ниос, 2000.- с.356.
3. Гончаров В.Н. Теоретико-методологические основы повышения инновационной привлекательности инновационного потенциала региона. Монография./ В.Н. Гончаров, Д.В. Солоха, Э.В. Гончаров - Донецк: ТОВ «Схвдний видавничий д1м», 2010. - 282 с.
4. Государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015 г. // Экономика АПК. - 2007. - № 11. - С. 3-50.
5. Збарский В. Государственная поддержка сельского хозяйства / В. Збарский, В. Горевой // Бухгалтерия в сельськом хозяйстве. - 2010. - № 6 (255). - С. 27-31.
6. Кравцова А.М. Розвиток инвестиционного кредитования агроформирований / А.М. Кравцова, К.А. Стекольщик // Сборник научных трудов ВНАУ. -2011. - Вип. 1 (48). - С. 49-52.
7. Лаврук В.В. Развитие и инвестирование сельскохозяйственного производства Украины / В.В. Лаврук // Экономика АПК. - 2010. - №2. - С. 88-95
8. Материалы официального сайта Министерства аграрной политики и продовольствия Украины [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://minagro.kiev.ua/page.
9. Сафонов И.П. Правовая регламентация государственной поддержки аграрных товаропроизводителей: автореф. дис. канд. юрид. наук:12.00.06 / НЮАУ им. Я. Мудрого. - Х., 2006. - 14 арк.
10. Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием.: ИД «ИНФРА-М», 2007. -570 с.
11. Электронный ресурс: zakon.rada.gov.ua
Э (050) 177-45-46
Ключевые слова: финансовое обеспечение, источники финансирования, кредитование, инвестирование, прибыль, ипотечное кредитование, бюджетное финансирование.
3. 2012. № 18