УДК 327
Р.А.Набиев, ИЯ.Шакиров
ВЕКТОРЫ ИНТЕГРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИХ СТРАН В РОССИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Статья посвящена интеграционным процессам, происходившим в центрально-азиатском регионе с участием Российской Федерации и постсоветских республик. В статье рассматриваются факторы, способствовавшие и препятствовавшие кооперации стран региона. Авторы в работе отводят важную роль эволюции внешнеполитического курса Российской Федерации в Центральной Азии в сложившихся политических и социально-экономических условиях.
Ключевые слова: Центральная Азия, интеграционные процессы, Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества, Организация договора о коллективной безопасности.
R.A.NABIEV, I.YA. SHAKIROV INTEGRATION VECTORS OF THE CENTRAL ASIAN COUNTRIES INTO RUSSIAN ECONOMIC AND SOCIO-CULTURAL SPACE
This paper is devoted to the integration processes that took place in the Central Asian region with the participation of the Russian Federation and former Soviet republics. The article examines factors contributing to and impeding cooperation between the countries of the region. Authors highly appreciate the role of the Russian Federation's foreign policy evolution towards Central Asia in the current political and socio-economic conditions.
Keywords: Central Asia, integration processes, The Eurasian Economic Union, The Shanghai Cooperation Organization, Collective Security Treaty Organization.
Интеграция - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [12].
Действительно, интеграция на сегодняшний день - неотъемлемая составляющая политического, экономического и культурного развития современного мира. Процессы глобализации, регионализации, интеграции - реалии современной мировой политической системы, с которыми столкнулись субъекты международных отношений.
Как замечает В.Н.Коновалов, «при возникновении и становлении новых интегративных политических качеств, институтов и т.п. следует преодолеть старое, прежнее состояние, тормозящее объединительный процесс. Поэтому политическая интеграция в качестве своей предпосылки предполагает дезинтеграцию, в результате которой субъекты освобождаются от груза прежних стереотипов, механизмов деятельности» [9]. Данное высказывание применимо к интеграционным процессам, которые имеют место быть в Центрально-азиатском регионе.
В целом, процессы интеграции и дезинтеграции идут «рука об руку» и их следует рассматри-вать в качестве инструментов трансформации сложных политических и социально-экономических систем. Ярким примером таких трансформаций как раз и является образование в результате распада СССР новых независимых государств и процесс становления механизма экономических и политических интеграционных связей между ними.
Как было сказано выше процессам интеграции предшествовала дезинтеграция. Таким обра-зом, интеграционные тенденции на постсоветском пространстве начали проявляться сразу после распада СССР. В первую очередь к факторам, способствовавшим интеграции бывших постсоветских республик, следует отнести советское наследие хозяйственных, политических и культурных связей. Первые годы после распада союзного государства могут быть охарактеризованы попыткой уберечь единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов особенно в таких областях как энергетика, транспортная и коммуникационная инфраструктуры. Разрыв устоявшихся связей в перечисленных сферах, наследия хозяйственных, политических и культурных связей, существовавших в СССР, неблагоприятно отражался на перспективах постсоветских государств [14, с.49-52].
К моменту распада Советского союза на территории, входившей в состав СССР, сложилась региональная производственная специализация, разделение труда, структуру которого невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. В ХХ веке весь народнохозяйственный комплекс единого государства был построен на основе принципа взаимообеспечения, что также яв-ляется объективной основой экономической интеграции. Распад СССР, разрыв прежних хозяйственных связей сильно ударил по экономике центрально-азиатских государств, имевших довольно узкую специализацию. В этих условиях, как мы и сегодня может проследить, экономика становится наиважнейшим фактором интеграции.
Заслуживает внимания парадокс, возникающий при анализе экономического потенциала стран региона и России, он же рассматривается в качестве фактора, способствующего интеграции-онным процессам. Государства региона будучи неконкурентоспособными и узко профилированными, а именно, занимаясь в основном экспортом своих природных ресурсов, при этом являясь прямыми конкурентами на сырьевых рынках, казалось бы не признают примат региональной интеграции. Однако, странам Центральной Азии и России требуется создание интеграционных структур, рабочего и эффективного регионального блока в
целях технологического развития, роста экономических показателей и успешного противостояния вызовам глобализации.
На постсоветском пространстве сохранились исторические и культурные связи между наро-дами, отсутствовали языковые барьеры и русский язык широко использовался как язык межнационального общения.
После распада СССР на территории Центральной Азии в рамках границ бывших союзных республик образовалось пять суверенных государств - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Каждое государство избрало свой путь развития, вследствие чего регион сегодня представляется довольно пестрым и разнообразным [7, с.32].
Несмотря на разнящиеся подходы руководителей стран Центральной Азии к вопросам внешнеполитической стратегии и внутреннего развития, возникает понимание необходимости кооперации и развития интеграционных механизмов в рамках региона с целью предотвращения угроз и рисков, связанных с ростом влияния в регионе постиндустриальных стран.
Катализатором интеграционных процессов также уместно рассматривать ситуацию, сложившуюся после обретения новообразовавшимися государствами Центральной Азии суверенитета. Ввиду экономических проблем, политических конфликтов и в целом с ростом конфликтогенного по-тенциала на приграничных территориях стран Центральной Азии становится очевидным, что в целях развития и преодоления последствий распада союзного государства ни в коем случае нельзя нивелировать роль России и перспективы региональной кооперации с участием России.
На сегодняшний день прослеживается тенденция стремления государств Центральной Азии ускорить процесс интеграции с вовлечением в него России. Немаловажно отметить, что значимость этого процесса осознают не только руководители России, но и стран Центральной Азии [2]. Россия для большинства стран региона остается ориентиром и экономическим полюсом притяжения, крупнейшим торговым партнером.
Анализируя интеграционные процессы в Центральной Азии с участием России, нельзя не отметить факторы, препятствующие процессам объединения государств региона. В первую очередь, амбиции руководителей региона на ведущую роль, центробежные тенденции и наличие неразрешенных межгосударственных противоречий в территориальных, водных и энергетических вопросах. Помимо этого к замедляющим интеграцию обстоятельствам следует отнести внутриполитическую и социально-экономическую обстановку в странах, различия в подходах трансформации экономик и степени интеграции. Имеются также различия во внешнеэкономических подходах и международных ориентирах, а именно разное понимание приоритетов политического и экономического взаимодействия с ближайшими соседями и крупными государствами.
До середины 1990-х годов Россия не имела четкой внешнеполитической концепции в отношении стран региона. Отсутствие подходов в этом вопросе во многом было обусловлено попыткой руководителей страны переориентировать экономику и интегрироваться в евро-атлантическое пространство. В период правления Б.Н.Ельцина не только сократился уровень военно-оборонного сотрудничества, но и в силу ряда причин существенно разрушается единое экономическое пространство. В этой связи следует выделить выход Центрально-азиатских республик из рублевой зоны (реформы Гайдара), как следствие падение торговых показателей между Россией и странами региона. В результате проводимой политики Россия не только не смогла стать полноценным членом евро-атлантического пространства, но и перестала играть какую бы то ни было роль в Центральной Азии.
Начало ХХ! века и первый президентский срок В.В.Путина ознаменовался активной деятельностью по выстраиванию институциональных основ сотрудничества. Именно в этот период был заложен фундамент ныне реализующемуся проекту Евразийского Экономического Союза. Резюмируя сказанное, охарактеризуем первое десятилетие независимости постсоветских республик игнорированием региона Россией в своих внешнеполитических подходах, падением уровня доверия по отношению к России и активизацией основных игроков мировой политики. Начало XXI века ознаменовалось переосмыслением положения стран региона во внешнеполитической риторике России. Далее же мы видим активные попытки вовлечения Центральной Азии в орбиту влияния России.
На сегодняшний день для России регион Центральной Азии представляет особый интерес с экономической и с точки зрения безопасности. Исходя из геополитической целесообразности интересы России в Центральной Азии обусловлены, в первую очередь, желанием сохранить влияние в крайне важном со стратегической точки зрения регионе. Помимо этого распад СССР породил целый ряд жизненно важных вопросов, требующих незамедлительного рассмотрения: разгул вооруженного сепаратизма в новообразовавшихся государствах, существование непризнанных государственных образований, вопросы размежевания границ и использования водных ресурсов трансграничных рек. Все указанные явления представили собой серьезную угрозу безопасности и стабильному развитию стран региона.
В Центральной Азии процесс укрепления независимости осложнился не столько относитель-ной слабостью показателей развития рыночных отношений и не слишком благоприятными социально-
экономическими условиями, сколько необходимостью реальной защиты конституционного строя и адекватного ответа существующим угрозам безопасности [1, с.15-30].
Внутриполитическая нестабильность характерная для ряда новых независимых государств порой приводила к вооруженным конфликтам. В них во все большей степени вовлекались внешние силы. Демографическая напряженность, неразвитость социально-экономической инфраструктуры определили особый характер ислама в этом регионе ко времени независимости стран. Актуальными вопросами повестки дня стали сокращение, а в идеале и пресечение наркотрафика, ликвидация угрозы распространения экстремизма [15, с.52-54]. Таким образом, перед Россией и другими странами постсоветского зарубежья возникла острая необходимость решения вышеперечисленных проблем.
С целью создания военно-политического союза на базе общего вооружения, инфраструктуры и единой системы подготовки рядового и командного состава 15 мая 1992 года в Ташкенте главы Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Договор о коллективной безопасности. В 1993 году к договору присоединились в качестве наблюдателей Азербайджан, Молдова и Украина. Однако в последствии ряд стран прекратил свое участие в договоре о коллективной безопасности (ДКБ). 7 октября 2002 г. на саммите стран СНГ в Кишиневе была учреждена новая структура - Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) [8].
Наряду с совершенствованием военной составляющей ОДКБ, а также укреплением многостороннего сотрудничества по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, наркотрафиком, незаконными поставками оружия, в повестку дня организации были включены задачи борьбы с нелегальной миграцией и торговлей людьми, формирования согласованной визовой политики и единого миграционного пространства, а также вопросы обеспечения энергетической безопасности и противодействия современным информационным вызовам и угрозам. В рамках ОДКБ стала отрабатываться программа коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера [11].
Еще одной интеграционной структурой, призванной способствовать стабильному развитию региона и отвечать вызовам и угрозам безопасности, стала Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). Данная организация часто позиционируется как противовес евро-атлантическому блоку и в этом есть определенная логика. Ведь ШОС объединила в своем составе огромную территорию и около 25% населения Земли, в ее составе Россия и Китай, претендующие на роль великих держав, и не согласные со сложившимся однополярным миром.
Свою историю ШОС ведёт с 1996 года, когда главы России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана встретились в Шанхае с целью выработать единую позицию по всему спектру проблем регионального сотрудничества, а также укрепления мер доверия в военной области. Целями организации были провозглашены укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества между государствами-участниками в политической, торгово- экономической, научно-технической, культурной и других областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе.
В июне 2002 года на саммите в Санкт- Петербурге было подписано «Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре (РАТС)» [13], состоялось официальное открытие главами государств ШОС штаб-квартиры исполнительного комитета РАТС [10].
Несмотря на то, что ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств, практически сразу её деятельность получила и экономическую направленность. Первые основы для экономического сотрудничества стран-членов ШОС появились в 2003 году с подписанием Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанной на 20 лет.
Делая вывод по деятельности ШОС, важно отметить, что изначально сближение пяти стран было продиктовано угрозой, которую для их приграничных территорий представляла гражданская война в Афганистане, а также присутствующие в Центральной Азии военных сил США. Однако, сегодня страны -участницы выразили намерения координировать свои усилия в многих областях с целью обеспечения стабильного развитие стран членов организации и региона в целом.
Пожалуй наиболее эффективным интеграционным механизмом, созданным на евразийском пространстве является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Сегодня данная структура приобретает особую актуальность ввиду грядущего создания Евразийского экономического союза на базе таможенного союза ЕврАзЭС. По словам В.В.Путина, Сообщество выполнило все задачи, поставленное перед ним: «заработал Таможенный союз, запущено Единое экономическое пространство «тройки» [5].
Изначально в состав Евразийского экономического сообщества вошли пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан [6]. Начало данной интеграционной структуры, призванной согласно статье 2 Договора об учреждении ЕврАзЭС сформировать режим свободной торговли, единый таможенный тариф и таможенную территорию (Таможенный союз), проведение согласованной экономической политики странами-участницами сообщества, было положено в 2000 году подписанием Договора об учреждении евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) [3].
Формирование таможенного союза и единой таможенной территории включило в себя, в частности, в области внешнеторговой политики такие задачи, как обеспечение эффективного взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к ВТО, разработку и реализацию межгосударственных целевых программ, создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки сторон.
Приверженность идее и цели создания Таможенного союза и единого экономического пространства не раз подтверждалась в актах по различным аспектам деятельности ЕврАзЭС, на встречах официальных представителей государств-участников Сообщества.
Так, в рамках Межгосударственного совета Сообщества в 2006 году было принято решение о создании на первом этапе Таможенного союза с участием России, Казахстана и Белоруссии с последующим присоединением к ним Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Однако, в 2008 году Узбекистан приостановил свое членство в ЕврАзЭС. Начиная с 2011 года желание вступить в Таможенный союз изъявили Киргизия, Армения, Таджикистан и Сирия. Это в лишний раз подтвердило эффективность и масштабность интеграционных процессов не только в Центрально-азиатском регионе, но и во всем Евразийском пространстве.
Знаменательным событием стали договоренности о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России по итогам саммита ЕврАзЭС в Москве в декабре 2010 года. Единое экономическое пространство (ЕЭП), базовыми принципами которого являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников, в свою очередь начало функционировать с начала 2012 года. С момента создания и начала деятельности ЕЭП были созданы все предпосылки для устойчивого развития торгово-экономической интеграции и перехода к более продвинутой модели объединения.
И данный переход состоялся в мае 2014 года, когда был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [4] на базе Таможенного Союза и ЕЭП, который вступит в силу с начала следующего года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. Это не только экономическое достижение, плоды которого будут пожинать не только представители среднего и малого бизнеса, крупных предприятий, за счет более крупного рынка сбыта, отсутствия таможенных барьеров, но и рядовые граждане стран членов ЕАЭС. Помимо этого создание ЕАЭС - определенного рода прорыв в геополитическом плане, создающий серьезные перспективы реструктуризации архитектуры международных отношений. Потенциал ЕАЭС стать отдельным полюсом международной политической системы и способствовать превращению ее из однополярной в многополярную довольно высок. Желание же вступить в ЕАЭС Армении и Киргизии, а также проявление интереса к данному проекту ряда стран с точки зрения его значимости в современных международных отношениях свидетельствует о перспективе роста привлекательности данного проекта и эволюции интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Литература
1. Алиев А.А. Геополитическая панорама региона Центральной Азии и современные международные отношения // Вопросы гуманитарных наук . - 2009. - № 3.
2. Внешнеполитические приоритеты стран Центральной Азии // http://www.ia-
centr.ru/archive/public_details7567.html?id=137 (Дата обращения: 02.03.2014).
3. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000
года//http://www.evrazes.com/docs/view/3 (Дата обращения: 29.06.2014
4. Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (29.05.2014)//
http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economyliM/m er/about/structure/depSNG/agreement-eurasian-economic-union (Дата обращения: 06.06.2014)
5. ЕврАзЭС сегодня //Секретариат Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества. М., 2013 // http://www.evrazes.eom/i/data/item7621-1.pdf (Дата обращения: 29.06.2014)
6. Евразийское экономическое сообщество. Справочник. // Секретариат Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества. М., 2010.
7. Звягельская И.Д. Становление государств Центральной Азии: политические процессы. — М.: Аспект Пресс, 2009. - 208 с.
8. ОДКБ: ответственная безопасность // Кулик С.А.,
1. Aliev A.A. Geopoliticheskaja panorama regiona Central'noj Azii i sovremennye mezhdunarodnye otnoshenija // Voprosy gumanitarnyh nauk . - 2009. - № 3.
2. Vneshnepoliticheskie prioritety stran Central'noj Azii // http://www.ia-centr.ru/archive/public_details7567.html?id=137 (Data obrashhenija: 02.03.2014).
3. Dogovor ob uchrezhdenii Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva ot 10 oktjabrja 2000
goda//http://www.evrazes.com/docs/view/3 (Data obrashhenija: 29.06.2014
4. Dogovor o sozdanii Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza (EAJeS) (29.05.2014)//
http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economyliM/rn er/about/structure/depSNG/agreement-eurasian-economic-union (Data obrashhenija: 06.06.2014)
5. EvrAzJeS segodnja //Sekretariat Integracionnogo Komiteta Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva. M., 2013 // http://www.evrazes.com/iZdata/item7621 - 1.pdf (Data obrashhenija: 29.06.2014)
6. Evrazijskoe jekonomicheskoe soobshhestvo. Spravochnik. // Sekretariat Integracionnogo komiteta Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva. M., 2010.
7. Zvjagel'skaja I.D. Stanovlenie gosudarstv Central'noj Azii: politicheskie processy. — M.: Aspekt Press, 2009. - 208 s.
8. ODKB: otvetstvennaja bezopasnost' // Kulik S.A., Nikitin A.I., Nikitina Ju.A., Jurgens I.Ju.; pod obshh. red. I.Ju.Jurgensa. - M.: INSOR, 2011. - 68 s.
Никитин А.И., Никитина Ю.А., Юргенс И.Ю.; под общ. ред. И.Ю.Юргенса. - М.: ИНСОР, 2011. - 68 с.
9. Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.
10. Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС // www.agentura.ru (Дата обращения: 06.04.2014).
11. Сайт Организации Договора о коллективной безопасности // www.odkb-csto.org (Дата обращения: 01.07.2014).
12. Санжаревский И.И. Политическая наука: Словарь-справочник. Издание № 4, Тамбов, 2012 г.
13. Соглашение о создании региональной антитеррористической структуры (РАТС) (07.06.2002) // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3857 (Дата обращения: 26.03.2014)
14. Соколова Н.В. Перспективы политической интеграции на постсоветском пространстве // Среднерусский вестник общественных наук (Орел). - 2010. - №1. - С. 49-52.
15.Шумский Н. Содружество независимых государств: первые двадцать лет // Вопросы экономики. - 2011. - № 12 . - С. 52-54.
9. Politologija. Slovar'. — M: RGU. V.N. Konovalov. 2010.
10. Regional'naja antiterroristicheskaja struktura (RATS) ShOS // www.agentura.ru (Data obrashhenija: 06.04.2014).
11. Sajt Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti // www.odkb-csto.org (Data obrashhenija: 01.07.2014).
12. Sanzharevskij I.I. Politicheskaja nauka: Slovar'-spravochnik. Izdanie № 4, Tambov, 2012 g.
13. Soglashenie o sozdanii regional'noj antiterroristicheskoj struktury (RATS) (07.06.2002) // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3857 (Data obrashhenija: 26.03.2014)
14. Sokolova N.V. Perspektivy politicheskoj integracii na postsovetskom prostranstve // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk (Orel). - 2010. - №1. - S. 49-52. 15.Shumskij N. Sodruzhestvo nezavisimyh gosudarstv: pervye dvadcat' let // Voprosy jekonomiki. - 2011. - № 12 . - S. 5254.