Научная статья на тему 'Векторные процессы реализации правового регулирования культурной политики Приднестровья'

Векторные процессы реализации правового регулирования культурной политики Приднестровья Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная политика / законодательство / стратегия культурного раз' вития / цивилизационная идентичность / Приднестровье / cultural policy / legislation / cultural development strategy / civilizational identity / Transnistria

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Голубь Наталья Александровна

В статье рассматривается сложившаяся за 30'летнюю историю образования Придне' стровья государственно'правовая система, регулирующая культурные процессы в моло' дой республике, находящейся под воздействием трансформирующихся геополитичес' ких процессов. Господствующая идеология закреплена в законодательстве о культуре и культурной политике республики и представляет собой иерархически структурирован' ную систему, состоящую из нескольких блоков законов и подзаконных актов: от документов стратегического планирования и управления сферой культуры до законов общего применения и отраслевых. Внутренние интенции развития республики позволили зало' жить ценностно'смысловое ядро политики культурного развития Приднестровья, мейн' стримным руслом которого является ориентация на гетерогенность культуры. Курс на гармонизацию с законодательством РФ на начальном этапе развития молодой респуб' лики позволил закрепить положения, способствующие сохранению культурного насле' дия и инфраструктуры, активизации деятельности культурных институтов республики. Но период турбулентности пройден, в связи с чем необходимо актуализировать законода' тельные нормы, способствующие консолидации общества перед современными вызо' вами, в условиях влияния модернизационных западных трендов, зачастую неприемле' мых для приднестровского общества, характерной чертой которого является ориентация на «русскокультурность». Акцентируется внимание на том, что на данном историческом этапе необходима раз' работка положений государственной культурной политики Приднестровья, а также пере' смотр существующего законодательства в области политики культурного развития, в ча' стности в сфере историко'культурного наследия, внедрение отраслевых целевых про' грамм по развитию библиотечных фондов, музейных учреждений, охраны памятников, с учетом современных вызовов, позволяющих противостоять смене культурных пара' дигм всех территорий — представителей «русского мира».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTOR IMPLEMENTATION PROCESSES OF LEGAL REGULATION OF CULTURAL POLICY OF TRANSNISTRIA

The article discusses the state%legal system that has developed over the thirty%year history of the formation of Transnistria, which regulates cultural processes in the young republic influenced by transforming geopolitical processes. The dominant ideology, enshrined in the legislation on culture and cultural policy of the republic, is a hierarchically structured system consisting of several blocks of laws and by%laws: from documents of strategic planning and management of the cultural sphere to laws of general application and sectoral ones. The internal intentions of the development of the republic made it possible to lay the value%semantic core of the policy of cultural development of Transnistria, the mainstream of which is the orientation towards the heterogeneity of culture. The course towards harmonization with the legislation of the Russian Federation at the initial stage of the development of the young republic made it possible to consolidate the provisions that con% tribute to the preservation of cultural heritage and infrastructure, and the revitalization of the cul% tural institutions of the republic. However, the period of turbulence has passed; therefore it is nec% essary to update the legislative norms that contribute to the consolidation of society against mo% dern challenges, under the influence of Western modernization trends, often unacceptable to the Pridnestrovian society, a characteristic feature of which is the orientation towards Russian culture. Attention is focused on the fact that, at this historical stage, it is necessary to develop the pro% visions of the state cultural policy of Transnistria, as well as to revise the existing legislation in the field of cultural development policy, in particular, in the field of historical and cultural heritage; to introduce sectoral targeted programs for the development of library funds, museum institutions, protection of monuments, taking into account modern challenges, allowing to resist the change of cultural paradigms of all territories — representatives of the “Russian world”.

Текст научной работы на тему «Векторные процессы реализации правового регулирования культурной политики Приднестровья»

Верницкий Герман Игоревич — аспирант кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика. Адрес: 141435, Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск. Тел.: 8 (498) 699-05-59. Эл. адрес: [email protected]

Саберова Екатерина Вэлитовна — студент 5-го курса факультета (заочного обучения) Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика. Адрес: 141435, Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск. Тел.: 8 (498) 699-05-59. Эл. адрес: [email protected]

Melkov Sergei Anatolyevich, Doctor of Political Sciences, Professor, Head, Department of State and Municipal Administration, The Civil Defence Academy of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Postal address: Novogorsk Microdistrict, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, 141435. Tel.: 8 (498) 699-05-59. E-mail: [email protected]

Zabuzov Oleg Nikolayevich, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Moscow State Linguistic University. Postal address: 38, Ostozhenka St., Bldg. 1, Moscow, Russian Federation, 119034. Tel.: +7 (499) 245-06-12. E-mail: [email protected]

Vernitsky German Igorevich, Postgraduate Student, Department of State and Municipal Administration, The Civil Defence Academy of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Postal address: Novogorsk Microdistrict, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, 141435. Tel.: 8 (498) 699-05-59. E-mail: [email protected]

Saberova Ekaterina Valitovna, 5th year Student, Faculty (Correspondence Course), The Civil Defence Academy of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Postal address: Novogorsk Microdistrict, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, 141435. Tel.: 8 (498) 699-05-59. E-mail: [email protected]

РО!: 10.17805^ри.2023.1.16

Векторные процессы реализации правового регулирования культурной политики Приднестровья

Н. А. Голубь Приднестровский государственный институт искусств имени А. Г. Рубинштейна

В статье рассматривается сложившаяся за 30-летнюю историю образования Приднестровья государственно-правовая система, регулирующая культурные процессы в молодой республике, находящейся под воздействием трансформирующихся геополитических процессов. Господствующая идеология закреплена в законодательстве о культуре и культурной политике республики и представляет собой иерархически структурированную систему, состоящую из нескольких блоков законов и подзаконных актов: от докумен-

тов стратегического планирования и управления сферой культуры до законов общего применения и отраслевых. Внутренние интенции развития республики позволили заложить ценностно-смысловое ядро политики культурного развития Приднестровья, мейн-стримным руслом которого является ориентация на гетерогенность культуры. Курс на гармонизацию с законодательством РФ на начальном этапе развития молодой республики позволил закрепить положения, способствующие сохранению культурного наследия и инфраструктуры, активизации деятельности культурных институтов республики. Но период турбулентности пройден, в связи с чем необходимо актуализировать законодательные нормы, способствующие консолидации общества перед современными вызовами, в условиях влияния модернизационных западных трендов, зачастую неприемлемых для приднестровского общества, характерной чертой которого является ориентация на «русскокультурность».

Акцентируется внимание на том, что на данном историческом этапе необходима разработка положений государственной культурной политики Приднестровья, а также пересмотр существующего законодательства в области политики культурного развития, в частности в сфере историко-культурного наследия, внедрение отраслевых целевых программ по развитию библиотечных фондов, музейных учреждений, охраны памятников, с учетом современных вызовов, позволяющих противостоять смене культурных парадигм всех территорий — представителей «русского мира».

Ключевые слова: культурная политика; законодательство; стратегия культурного развития; цивилизационная идентичность; Приднестровье

ВВЕДЕНИЕ

Культура, являясь системообразующим фактором консолидации и развития общества, влияет на многие социально-экономические процессы, происходящие как на глобальном (национальном), так и на местном (республиканском, муниципальном, районном) уровнях. Но этот процесс должен быть регулируемым. Особенно когда «возникает проблема принадлежности той или иной ценностной системы к региональному цивилизационному ареалу или же к мировой цивилизации в целом, определить контуры которой всегда было весьма сложно» (Рубинский, 2013: 10). В связи с этим глобальным трендом должны стать ценностные ориентации собственной страны, выступающие в современных геополитических условиях стратегическим ресурсом разработки социальных практик формирования межкультурной безопасности.

Изменения, происходящие под воздействием трансформирующейся системы культуры, в мировом масштабе носят лавинообразный характер. Естественные дискуссионные интерпретации приводят, в свою очередь, к необходимости пересмотра действующего законодательства, позволяющего купировать одни процессы, дать старт другим, определив стратегию развития страны, обозначив векторы ее реализации, что позволяет оптимизировать затраты и ресурсы.

Актуальной повесткой, в том числе и для Приднестровской Молдавской Республики (далее — ПМР, Приднестровье), является необходимость опоры на соответствующую государственно-правовую систему, рассматривающую культуру в качестве важнейшего стратегического объекта, где императивом выступает необходимость формирования гармонично развитой личности и укрепления единства нашего общества, основанного на гетерогенности культуры. Это позволяет посредством законодательства закрепить положения, обусловленные заложенным культурным кодом страны. Фундаментом данного процесса выступают полиэтнич-ность, поликультурность и поликонфессиональность приднестровского общества, которое возникло и развивалось под воздействием межэтнического взаимодейст-

вия — славянских (украинцы, русские, болгары, белорусы, поляки), романских (молдаване), германских (немцы), индоарийских (цыгане) языковых групп индоевропейской семьи; а также гагаузов (тюркская группа алтайской языковой семьи), евреев (проживающие в ПМР и разговаривающие на языке идиш отнесены к германской группе индоевропейской языковой семьи) и других этнических групп. В связи с чем на данной территории образовалась полоса этнокультурного взаимопроникновения с восточнославянской и восточнороманской составляющими, содействующая выработке особого регионального сознания населения, определяющая строительство нового этнокультурного облика современного Приднестровья (Голубь, 2022: 453).

Полиэтнокультурная республика, с момента провозглашения независимости ориентируемая на русский мир, взяла курс на гармонизацию законодательства с Российской Федерацией, но инертность культурного сообщества по-прежнему влияет на скорость принятия нормативных актов, регламентирующих культурную политику страны.

Отметим, что за более чем 30-летнюю историю Приднестровье, получившее в наследство от Советского Союза разветвленную сеть культурно-досуговых учреждений, сумело провести существенные культурные реформы, связанные с массовой переоценкой культурных, духовных и исторических ценностей, а главное — сохранить существующую инфраструктуру. Обусловлено это в первую очередь геополитическим положением (Приднестровье находится между Молдовой и Украиной, не имеет общей границы с Российской Федерацией), полинациональным составом населения (представители 76 народностей и национальностей проживают на территории современной ПМР), этнической и конфессиональной толерантностью, межкультурным взаимодействием и взаимовлиянием культур соседних республик. Задействование пассионарных сил способствовало перманентному развитию культурных процессов в правовом поле, что активизировало вопросы межэтнической консолидации населения в новообразованной республике на постсоветском пространстве, но это не исключает необходимость планомерной законотворческой работы по противодействию нарастающим тенденциям по так называемой отмене культуры. Рассмотрим это подробнее.

ДИНАМИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ ПРИДНЕСТРОВЬЯ

Законодательство ПМР о культуре и культурной политике, формирующееся три десятилетия, представляет собой «иерархически структурированную систему», состоящую из нескольких блоков законов и подзаконных актов (Магомедов, Носкова, 2019: 165). Первая группа — группа базисных законов, которую можно определить как документы стратегического планирования и управления сферой культуры. В концептуальную основу положены зафиксированные в Конституции ПМР (принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 г.) гражданские свободы и права, обязанности и ответственность граждан и государства. В преамбуле этого высшего закона закреплено, что мы являемся многонациональным народом, «подтверждая приверженность общечеловеческим ценностям, стремление жить в мире и согласии со всеми народами в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права»1. А в статье 44 этого основополагающего правового документа отмечается: «...граждане Приднестровской Молдавской

Республики имеют право на свободу художественного, научного и технического творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества»2. Векторы развития государственной культурной политики были заложены в Законе ПМР «О культуре» (от 6 марта 1997 г. №37-3), который послужил началом внедрения в практику и других законов и законодательных актов, направленных на регламентирование деятельности организаций культуры, обеспечение государственных гарантий и создание условий для сохранения и развития культуры и искусства всех народов, проживающих на территории Приднестровской Молдавской Республики (Голубь, 2021: 205). Цели, задачи и сценарии развития политики культурного развития, приоритетные направления реализации культурной политики Приднестровья и ожидаемые результаты конкретизируются в Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы (утв. Указом Президента ПМР от 12 декабря 2018 г. №460), далее — Стратегия. Как указано в самом документе, «Стратегия является основным документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и приоритеты Приднестровской Молдавской Республики, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на развитие страны на долгосрочную перспективу»3. Стратегической задачей обозначается решение целого спектра вопросов: от промышленности, здравоохранения, экологии, бизнеса и предпринимательства до необходимости создания комфортной среды для жизни людей, где сохраняются культурные традиции и историческое наследие поколений. И данный документ при отсутствии такого нормативного акта, как «Основы государственной культурной политики в Приднестровской Молдавской Республике», определяя стратегические направления национальной политики в области культуры, указывая на перспективы развития в единстве целей, задач и эффективных путей их достижения и реализации, лишь обозначает векторы развития, направленные на сохранение, развитие и дальнейшее совершенствование сферы культуры республики.

В следующую группу законов, регулирующих отношения в сфере культуры и культурной политики, входят ряд законов общего применения и отраслевые законы, составляющие соответствующие подгруппы (там же).

Первую группу представляют основополагающие законы, регламентирующие деятельность всего культурного сообщества республики:

законы ПМР «О творческих работниках и творческих союзах» (от 27 июля 2010 г. №153-3-1У); «О рекламе» (от 17 мая 1999 г. №160-3); «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 16 апреля 2008 г. №447-3-1У); «Об общественных объединениях» (от 4 августа 2008 г. №528-3-1У); «Об оплате труда работников бюджетной сферы и денежном довольствии военнослужащих и лиц, приравненных к ним по условиям выплат денежного довольствия» (от 16 июля 2003 г. №327-3-Ш); Положение о государственных наградах Приднестровской Молдавской Республики (утв. Указом Президента ПМР от 3 мая 2007 г. №331); Временное положение об авторском праве и смежных правах в Приднестровской Молдавской Республике (утв. Постановлением Правительства ПМР от 18 ноября 1994 г. №289); Постановление Правительства ПМР от 3 декабря 2014 г. №283 «Об утверждении Положения о порядке организации гастрольной деятельности на территории Приднестровской Молдавской Республики»; «Концепция воспитания детей и молодежи в Приднестровской Молдавской Республике» (утв. Указом Пре-

зидента ПМР от 12 мая 2003 г. №201), способствующая расширению кругозора подрастающего поколения, воздействующая на процесс формирования «достойного гражданина, уважающего культурные традиции республики, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу»4.

Несмотря на «временный характер» Положения об охране интеллектуальной собственности в Приднестровской Молдавской Республике, оно является действенным практико-ориентированным документом, на основании которого авторы отстаивают свои права, ощущают правовую охрану творческой деятельности со стороны государства. Многочисленные примеры урегулирования вопросов с нарушением прав в аудиовизуальной и театральной сфере, издательском и музыкальном бизнесе мотивируют творческое сообщество активнее отстаивать законные интересы авторов.

Вторую группу составляют отраслевые законы ПМР, объектом регулирования которых выступают конкретные направления культурной политики: «О народных художественных промыслах и ремеслах» (от 13 июля 2009 г. №810-3-1У); «О библиотечном деле» (от 7 февраля 1997 г. №31-3); «О музейных фондах и музеях ПМР» (от 6 ноября 2001 г. №62-3-Ш); «О театральной, цирковой и концертной деятельности» (от 8 декабря 2008 г. №616-3-1У), «О кинематографии» (от 7 марта 2017 г. №50-3-У1); а также Положение «О самодеятельных коллективах со званием "Народный (образцовый) самодеятельный коллектив"» (Приказ Министерства просвещения от 25 марта 2009 г. №346). Данный блок законов структурировал деятельность творческого сообщества по защите и обеспечению прав, свобод и законных их интересов, позволяет функционировать в государственно-правовой системе организациям различного организационного статуса.

Отдельный блок законов посвящен культурному наследию республики: «Об охране и использовании памятников истории, археологии и культуры» (от 2 декабря 1997 г. №70-3); «О ввозе и вывозе культурных ценностей» (от 1 апреля 2002 г. №112-3-Ш), который направлен на сохранение культурного наследия народов ПМР, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, запрет ввоза в республику произведений псевдо- и лжекультуры. Законы ПМР «О недвижимых объектах культурного наследия» (от 22 января 2008 г. №393-3-1У); «О едином государственном реестре недвижимых объектов культурного наследия ПМР» (от 4 июня 2019 №100-3-У1); «Об утверждении государственной целевой программы "Сохранение недвижимых объектов культурного наследия ПМР, требующих неотложного ремонта" на 2019-2023 годы» (от 1 августа 2019 г. №165-3- IV) позволили осуществить стимулирующие сдвиги, способствующие защите уникального наследия и исторической памяти страны. В ПМР за последние пять лет активизировались процессы, направленные на обновление инфраструктуры и материально-технической составляющей организаций и объектов, подведомственных Государственной службе по культуре и историческому наследию ПМР (по данным на 1 января 2021 г., в ПМР под государственной охраной находится 2178 объектов наследия из них: 234 памятника истории; 72 памятника градостроительства и архитектуры; 48 памятников искусства; 1824 памятника археологии). С учетом того что общее количество объектов, нуждающихся в ремонте, — 354 (из них: в косметическом ремонте — 300, в капитальном — 42, в аварийном состоянии — 12 объектов5), по-прежнему актуальна деятельность по совершенствованию нормативной базы, регулирующей отношения, связанные с сохранением недвижимых объектов куль-

турного наследия. Ведь сегодня довольно часты нарушения законодательства в сфере недвижимых объектов культурного наследия, что приводит к разрушению памятников археологии: «черными археологами» варварским способом уничтожаются уникальные древнейшие предметы, безжалостно стираются с лица земли курганы, могильники и т. д. И приоритетным направлением государства должна стать работа именно в данном направлении, поскольку до сих пор у многих памятников, включая объекты археологии, не установлены границы территорий, которые должны быть отнесены к категории земель историко-культурного назначения, в соответствии со статьей 140 Земельного кодекса. Для этого на основе действенного контроля за состоянием объектов культурного наследия и проведения их систематической инвентаризации и мониторинга должны быть оформлены правоустанавливающие документы и утверждены планы территорий памятников. Также насущным является сохранение объектов культурного наследия путем проведения реставрационных и ремонтных работ, а для этого назрела необходимость создания специализированной службы, которая занималась бы ремонтно-реставраци-онными работами; осуществление подготовки и переподготовки специалистов по охране памятников, с параллельной работой по соответствующему финансированию сферы охраны и использования объектов культурного наследия республики. Таким образом, необходима реализация последовательного и комплексного подхода в данной области с учетом социально-нормативных, экономико-правовых, социально-культурных и прочих смежных задач.

Отдельную подгруппу составляет нормативно-правовая база, опирающаяся на постановление Правительства ПМР (1999 г.) о минимальных социальных стандартах в области культуры с целью удовлетворения культурных запросов граждан. В апреле 2000 г. было введено в действие Постановление Правительства ПМР «Об утверждении правил предоставления услуг учреждениями культуры, искусства и кино Приднестровской Молдавской Республики» (от 28 апреля 2000 г. №178), а в 2013 г. его сменило Положение «Об оказании платных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам организациями культуры и дополнительного образования художественно-эстетической направленности Приднестровской Молдавской Республики» (утв. Постановлением Правительства ПМР от 13 августа 2013 г. №176), что послужило импульсом развития отдельных учреждений культуры, которые сумели организовывать востребованные мероприятия с учетом до-суговых предпочтений потребителей, расширить географию гастролей, активно привлекают внебюджетные ресурсы, а заработанные средства направляют на улучшение материально-технической базы, формирование гонорарного фонда. Достойными примерами является деятельность Государственного культурного центра «Дворец Республики» (имеющего статус филармонии) и ГУ «Приднестровский государственный театр драмы и комедии им. Н. С. Аронецкой».

Многолетняя апробация положений перечисленного выше нормативного законодательства позволяет сделать определенные выводы относительно их жизнеспособности и практического воплощения. Содержательный вектор нормативно-правовых основ в области культуры, выступая одним из механизмов выявления и сублимации общественных интересов и потребностей, является глобальным трендом, определяющим условия сохранения и развития национально-культурной идентичности народа Приднестровья, культурного наследия страны. А внутренние интенции развития республики позволили заложить ценностно-смысловое ядро Госу-

дарственной культурной политики Приднестровья, мейнстримным руслом которого является ориентация на гетерогенность культуры.

В этой системе координат движущей силой является действующий в Верховном Совете Комитет по образованию, науке, культуре, общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике, в чью компетенцию входит закрепление на законодательном уровне правовых положений, способствующих сохранению и развитию культуры ПМР. А также деятельность главного исполнительного органа — Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР (далее — Госслужба), руководство которой осуществляет Правительство ПМР. Госслужба реализует «функции по выработке государственной политики в области культуры и искусства, управление в области культуры, координирует и контролирует деятельность местных исполнительных органов государственной власти в области культуры», для чего «разрабатывает в пределах своей компетенции нормативно-правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие сферы культуры, осуществляет контроль над исполнением законодательства и обобщает практику его применения в подведомственной сфере, принимает ведомственные и согласовывает межведомственные нормативно-правовые акты, вносит предложения по изменению действующего законодательства»6. Для этого при Госслужбе созданы Республиканская аттестационная комиссия и Экспертная коллегия по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей, а также проводятся заседания Государственной историко-культурной экспертизы, на которых рассматриваются вопросы, связанные с сохранением недвижимых объектов культурного наследия; действуют Комиссия по увековечению памяти выдающихся личностей и знаменательных событий и Общественный совет, создано два объединения: мастеров-ремесленников и творческое объединение авторов-песенников, композиторов, бардов, аранжировщиков. Межведомственный художественный совет при Правительстве ПМР (2021 г.) как совещательно-консультативный орган создан для рассмотрения вопросов, связанных с размещением (использованием, созданием) объектов монументального искусства, архитектуры и художественного оформления городов и районов республики; разработки (согласования) предложений по определению приоритетных направлений в области развития эстетики городской среды и выработке соответствующих предложений.

Все эти объединения наделены полномочиями вырабатывать и предлагать Госслужбе внесение изменений в действующее законодательство, которая в свою очередь подает документы в профильный комитет Верховного Совета для дальнейшего рассмотрения и принятия. Таким образом, естественные дискуссионные интерпретации законотворчества, обращенного к обществу, являясь частью общественных отношений, коррелируются экспертным сообществом.

Поскольку в задачи Госслужбы входит организация «государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров системы культуры, а также работников органов управления данной сферой»7, имплементированы следующие нормативные правовые акты: законы ПМР «Об образовании» (от 19 апреля 1994 г. №С3МР 94-2); «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 13 апреля 2009 г. №721-3-1У); «О дополнительном образовании» (от 4 февраля 2013 г. №37-3-У); Положение «О порядке аттестации организаций дополнительного образования художественно-эстетической направленности в ПМР» (Приказ Госслужбы от 16 июля 2015 г. №60). Экспликация законодатель-

ных положений позволяет консолидировать профессиональное сообщество, актуализировать и масштабировать векторные процессы реализации правового нормирования функционирования сферы культуры Приднестровья.

Все названные выше документы государственно-правовой системы Приднестровья, выступая инструментами культурной политики, позволяют регулировать деятельность культурного сообщества республики, создавать и поддерживать соответствующую культурную инфраструктуру, проводить обучение и переобучение, повышать квалификацию и аттестовать кадры для осуществления культурной деятельности, обусловить векторы развития.

ЭКСПЛИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТУРЕ КАК ИНТЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРИДНЕСТРОВЬЯ

В концептуальной рамке правового дискурса, обозначая векторы социально-культурной динамики, позволяющие влиять на процессы в культурной политике, в целях минимизации негативного влияния мирового сообщества, навязывающего свои ценностные ориентиры, зачастую неприемлемые для приднестровского общества, был принят соответствующий документ, сформированный «на четкой и ясно выраженной идеологии ПМР»8. Именно таким структурообразующим и векторным документом является Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы, в которой обозначаются пути формирования государственной политики в сфере культуры. В рамках целеполагания, наряду с оказанием государственной поддержки развитию сферы культуры, обозначается такая ценностно-нормативная основа, как повышение социальной роли культуры в жизни граждан республики и, соответственно, повышение качества жизни в ПМР. Содержательный вектор концентрации идей и ресурсов в Стратегии опирается на такие постулаты, как совершенствование нормативно-правовой базы сферы культуры, включая совершенствование материально-технической базы сферы культуры; оказание научно-методической поддержки учреждениям культуры и искусства; обеспечение квалифицированными кадрами учреждений культуры и искусства республики; изучение и внедрение инновационного опыта работы, международное сотрудничество; сохранение, развитие и популяризация национальных культур народов Приднестровья и историко-культурного наследия ПМР; осуществление мер по обеспечению соблюдения прав и законных интересов творческих союзов, по оказанию поддержки деятельности творческих союзов9.

Ключевыми задачами в Стратегии обозначены мероприятия по обновлению и модернизации учреждений культуры: от сохранения сети организаций сферы культуры, поддержания их технического состояния до развития, что включает приобретение сценичного и музыкального оборудования, формирование современного и универсального по составу библиотечного фонда, приобретение необходимых транспортных средств для гастрольной деятельности городских (районных) творческих коллективов, а главное — активное использование системы по привлечению грантов и средств безвозмездной финансовой и технической помощи. В связи с этим в 2021 г. было утверждено «Положение о грантах Президента Приднестровской Молдавской Республики» (Указ Президента ПМР от 21 января 2021 г. №9) и впервые стартовал конкурс социальных проектов, победителями которого стали восемь проектов (в 2022 г. — шесть проектов), направленных на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных,

и научных целей. Подобный программный метод поддержки творческих инициатив в условиях ресурсонеобеспеченности отрасли позволяет лишь локально активизировать проектировщиков. Однако столь небольшой размер поддержки в непризнанном государстве мотивирует соседнюю прозападную Молдову активнее расширять границы влияния посредством предоставления грантов, имеющих финансовую подпитку со стороны Евросоюза и США. На фоне крайне затрудненного доступа к фандрайзинговым источникам Российской Федерации отметим нарастающее прозападное влияние на гражданское приднестровское общество, что отражается на культурном ландшафте полиэтничной республики, приводя к ослаблению социальной базы традиционной культуры, и как следствие — к расслоению общества.

Констатируя тот факт, что в содержательной части Стратегии, в современном культурном ареале, не содержится механизм того, каким образом возможно противостоять глобализационным процессам, сохранять свою идентичность, приходим к выводу, что в нормативном русле необходимость разработки и внедрения Основ государственной культурной политики не утрачивает своей актуальности.

К сожалению, Приднестровье, как государство с отложенным юридическим статусом, на современном этапе своего исторического развития испытывает не только целый ряд внешнеполитических вызовов и системных экономических проблем, но и находится под влиянием этнокультур соседних республик — Молдовы и Украины. При этом за 32 года независимости новообразованного государства выросло молодое поколение граждан — приднестровцев, которые формируют новую общность, именуемую «приднестровский народ, включающую в себя представителей различных народностей, этнических групп и основанную на сохранении и развитии языков, культур, обычаев и традиций»10. Но в условиях полиэтнокуль-турности приднестровского общества, на фоне снижения активности деятельности национальных союзов и общин, укрепления «русскокультурности» населения республики, очертить грани новой общности на данный момент не представляется возможным. Находясь под политическим давлением Молдовы и Украины, взявших курс на присоединение к европейским ценностям, Приднестровье нацелено на проведение евразийской политики и осуществляет это при поддержке пассионарных сил Российской Федерации. Это позволяет на данный момент получить законодательно «подушку безопасности», осуществив ставку на гетерогенность культуры в ПМР, как конвенциональный ответ в виде ряда нормативных актов, опирающихся на многонациональность как основу национально-культурной идентичности приднестровского народа, а именно:

— в Конституции ПМР закреплен статус официального языка — на паритетных началах он придается молдавскому, русскому и украинскому языкам (ст. 12), и «все имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения (ст. 17)11;

— в Законе ПМР от 17 июля 2002 г. №155-3-Ш «Об административно-территориальном устройстве Приднестровской Молдавской Республики» порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц реализуется в целях обеспечения условий для удовлетворения национально-культурных потребностей населения Приднестровья;

— в Законе «О культуре», исходящем из «признания роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народа, проживающего на территории Приднестровской Молдавской Республики, неразрывной связи культуры с нравственным возрождением, развитием демократии, социально-экономическим прогрессом в республике», в статье 18 зафиксированы обязанности государства «по обеспечению приоритетных условий для национальных культур многонациональной республики» и «равное достоинство национальных культур народа ПМР в области культуры, что способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность культуры посредством законодательного регулирования, формирования и реализации государственных целевых программ в области культуры» (статья 5)12;

— В Законе «Об образовании» зафиксировано, что целью является «становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и Законы Приднестровской Молдавской Республики, свободной к взаимоотношениям и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами»13;

— в Концепции воспитания детей и молодежи в Приднестровской Молдавской Республике подчеркивается, что «формирование муниципальных систем воспитания происходит на основе учета территориальных, социально-культурных и национальных особенностей региона»14;

— в Законе ПМР «О народных художественных промыслах и ремеслах» определяются субъекты народных художественных промыслов и ремесел, основы их деятельности, и его положения направлены на «охрану, возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел как важной составляющей духовной культуры многонационального народа Приднестровской Молдавской Республики»15;

— в Конституционном законе от 3 ноября 2005 г. №657-КЗ-Ш «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике» закреплены государственный контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защита прав каждого на территории ПМР (гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав)16.

Концентрация усилий всех органов государственной власти и должностных лиц по защите традиционных национальных культур — в этом видится залог успеха полиэтнокультурного Приднестровья. «Любая культура инновационна при своем рождении, но традиционна в плане передачи своего содержания последующим поколениям и расширении своих этносоциальных границ» (Образы ... , 2014). В связи с чем для закрепления многогранности приднестровской культуры, формирования ценностного отношения к культурному наследию, планирования социокультурных процессов назрела необходимость в скорейшей разработке и принятии закона «Основы государственной культурной политики Приднестровья» как документа, обеспечивающего единство многонационального народа, направленного на укрепление гражданской идентичности, упрочение авторитета республики на международной арене.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пройдя период становления и турбулентности, Приднестровье сформировало законодательные основы, направленные на защиту культурного наследия республики, наметило перспективы развития. Вместе с тем необходимо на нормативно-правовом уровне решить ряд проблем, направленных на выработку собственного пути развития культуры, с возможностью противостояния навязываемым Западом ценностям. В общем и в частности изменение и уточнение положений законодательной базы в сфере историко-культурного наследия, разработка и внедрение отраслевых целевых программ по развитию библиотечных фондов, музейных учреждений, охране памятников должны на деле реально способствовать сохранению и развитию культурного наследия. Отсутствие такого стратегического документа, как Основы государственной культурной политики Приднестровской Молдавской Республики, не позволяет четко следовать выбранному вектору развития, в полной мере осуществить переход от управления учреждениями культуры к управлению культурными процессами. Запрос общества на содержательный культурный вектор очевиден, но он до сих пор законодательно так и не подтвержден.

Акцентируем внимание на том, что законотворческая латентность должна смениться выработкой проактивных мер, направленных на экспликацию четко обозначенной культурной политики. Для этого в условиях навязываемых западных ценностных трендов необходимо суметь противостоять им путем сохранения собственной исторической памяти, самоидентифицирования на основе межэтнической толерантности, актуализации поддержки поликультурного пространства. Важно четко обозначить и закрепить в данном структурном правовом документе систему ценностей, характерную для приднестровского общества, поскольку ее отсутствие ведет к образованию мировоззренческого вакуума, с успехом заполняемого западными коллегами. Общеизвестно, что лишенное объединяющей духовной основы общество раскалывается, а затем и разваливается. Императивом, как стратегическим ресурсом, должна стать исторически сложившаяся система ценностей и норм поведения, закрепленная в нашем материальном и нематериальном культурном и историческом наследии, в традиционных для приднестровского общества ценностях и нормах, традициях, обычаях и образцах поведения (Аристархов, 2019). Таким образом, ставка на «культурный суверенитет», который должен быть закреплен в данном стратегическом документе культурного развития республики, выступит гарантом сохранения цивилизационной идентичности, выраженной в историко-культурном наследии и в системе наших ценностей, позволит противостоять враждебной культурной экспансии.

примечания

1 Конституция ПМР [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД ПМР. URL: https://mid.gospmr.org/ru/konstitutsia (дата обращения: 05.08.2022).

2 Там же.

3 Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы (2018) Тирасполь. 71 с.

4 Указ Президента ПМР «Об утверждении Концепции воспитания детей и молодежи в Приднестровской Молдавской Республике» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства юстиции ПМР. URL: https://www.ulpmr.ru/ul/show/owOSP8ZHJZb952si6lLz LQJ5hbObAEF3HXus= (дата обращения: 05.08.2022).

5 Отчет об итогах деятельности Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР за 2021 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР. URL: http://culture.gospmr.org/2016-07-01-05-22-55/otchety/2746-otchet-o-rezultatakh-deyatelnosti-gosudarstvennoj-sluzhby-po-kulture-i-istoricheskomu-naslediyu-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-za-2021-god (дата обращения: 05.08.2022).

6 Положение о Государственной службе по культуре и историческому наследию ПМР [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР. URL: http://culture.gospmr.org/o-gos-sluzhbe/polozhenie (дата обращения: 05.08.2022).

7 Там же.

8 Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы (2018) Тирасполь. 71 с.

9 Там же.

10 Там же.

11 Конституция ПМР [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД ПМР. URL: https://mid.gospmr.org/ru/konstitutsia (дата обращения: 05.08.2022).

12 Закон ПМР «О культуре» (текущая редакция по состоянию на 19 ноября 2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР. URL: http://culture.gospmr.org/bazovoe-zakonodatelstvo/1838-zakon-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-o-kulture (дата обращения: 05.08.2022).

13 Закон ПМР «Об образовании» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства просвещения ПМР. URL: https://www.minpros.info/files/NormAkt/ZakPMR/ob-obrazo-vanii.pdf (дата обращения: 05.08.2022).

14 Указ Президента ПМР «Об утверждении Концепции воспитания детей и молодежи в Приднестровской Молдавской Республике» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства юстиции ПМР. URL:https://www.ulpmr.ru/ul/show/owOSP8ZHJZb952si6lLz LQJ5hbObAEF3HXus= (дата обращения: 05.08.2022).

15 Закон ПМР «О народных художественных промыслах и ремеслах» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР. URL: http://culture.gospmr.org/bazovoe-zakonodatelstvo/1840-zakon-pridnestro-vskoj-moldavskoj-respubliki-o-narodnykh-khudozhestvennykh-promyslakh-i-remeslakh47575 (дата обращения: 05.08.2022).

16 Конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в ПМР. URL: http://www.ombudsmanpmr.org/konstitutionniy_zacon.htm (дата обращения: 05.08.2022).

список литературы

Аристархов, В. В. (2019) Основы «Основ». О смыслах государственной культурной политики // Культурологический журнал. №2 (36). [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-osnov-o-smyslah-gosudarstvennoi-kulturnoi-politiki/viewer (дата обращения: 05.08.2022).

Голубь, Н. А. (2022) Проблемы сохранения национально-культурной идентичности в контексте культурной политики Приднестровья // Идеи и идеалы. Т. 14. №3. Ч. 2. С. 448-467. DOI: 10.17212/2075-0862-14.3.2-448-467

Голубь, Н. А. (2021) Регуляция культурной деятельности в Приднестровье // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 202-214. DOI: 10.17805/zpu.2021.4.17

Магомедов, М. Н., Носкова, Н. А. (2019) Обзор нормативно-правового регулирования сферы культуры Российской Федерации // International Journal of Humanities and Natural Sciences. Vol. 2-2. С. 164-168. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10597

Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия (2014) / науч. ред. А. Д. Карнышев. Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та. 391 с.

Рубинский, Ю. И. (2013) Ценностные ориентиры Европы. М. : Ин-т Европы РАН. 56 с.

Дата поступления: 25.08.2022 г.

vector implementation processes of legal regulation of cultural policy of transnistria N. А. Golub

Pridnestrovian State Institute of Arts named after A. G. Rubinstein

The article discusses the state-legal system that has developed over the thirty-year history ofthe formation of Transnistria, which regulates cultural processes in the young republic influenced by transforming geopolitical processes. The dominant ideology, enshrined in the legislation on culture and cultural policy of the republic, is a hierarchically structured system consisting ofseveral blocks of laws and by-laws: from documents of strategic planning and management of the cultural sphere to laws of general application and sectoral ones. The internal intentions of the development of the republic made it possible to lay the value-semantic core of the policy of cultural development of Transnistria, the mainstream of which is the orientation towards the heterogeneity of culture. The course towards harmonization with the legislation of the Russian Federation at the initial stage of the development of the young republic made it possible to consolidate the provisions that contribute to the preservation of cultural heritage and infrastructure, and the revitalization of the cultural institutions of the republic. However, the period of turbulence has passed; therefore it is necessary to update the legislative norms that contribute to the consolidation of society against modern challenges, under the influence of Western modernization trends, often unacceptable to the Pridnestrovian society, a characteristic feature of which is the orientation towards Russian culture.

Attention is focused on the fact that, at this historical stage, it is necessary to develop the provisions of the state cultural policy of Transnistria, as well as to revise the existing legislation in the field of cultural development policy, in particular, in the field of historical and cultural heritage; to introduce sectoral targeted programs for the development of library funds, museum institutions, protection of monuments, taking into account modern challenges, allowing to resist the change of cultural paradigms of all territories — representatives of the "Russian world".

Keywords: cultural policy; legislation; cultural development strategy; civilizational identity; Transnistria

references

Aristarkhov, V. V. (2019) Osnovy' «Osnov». O smy'slakh gosudarstvennoj kul'turnoj politiki. Kul'turologicheskij zhurnal, no 2 (36) [onli^] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovy-osnov-o-smyslah-gosudarstvennoi-kulturnoi-politiki/viewer (accessed: 05.08.2022). (In Russ.).

Golub, N. A. (2022) Problemy' sokhraneniya naczional'no-kul'turnoj identichnosti v kontekste kul'turnoj politiki Pridnestrov'y. Idei i idealy, "vol. 1, no. 3, part 2. рр. 448-467. DOI: 10.17212/ 2075-0862-14.3.2-448-467 (In Russ.).

Golub, N. A. (2021) Regulyacziya kul'turnoj deyatel'nosti v Pridnestrov'e. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4. рр. 202-214. DOI: 10.17805/zpu.2021.4.17 (In Russ.).

Magomedov, M. N. and Noskova, N. A. (2019) Obzor normativno-pravovogo regulirovaniya sfery" kul'tury" Rossijskoj Federaczii. International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 2-2, рр. 164-168. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10597 (In Russ.).

Obrazy', tradiczii i kul'tura mezhnaczional'nogo mira i soglasiya (2014) / ed. by A. D. Kar-nyshev. Irkutsk, Irkutsk State University. 391 р. (In Russ.).

Rubinskij, Yu. I. (2013) Czennostny'e orientiry' Evropy'. Moscow, RAS Institute of Europe. 56 р. (In Russ.).

Submission date: 25.08.2022.

Голубь Наталья Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Социально-культурная деятельность и сценические искусства» Приднестровского государственного института искусств имени А. Г. Рубинштейна. Адрес: 3300, Приднестровье, г. Тирасполь, ул. Свердлова, 19. Тел.: + 37377711006. Эл. адрес: [email protected]

Golub Natalya Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Social and Cultural Activities and Performing Arts, Pridnestrovian State Institute of Arts named after A. G. Rubinstein. Postal аddress: 19, Sverdlova St., Tiraspol, Transnistria, 3300. Tel.: + 37377711006. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.