КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
DOI: 10.17805^ри.2021.4.17
Регуляция культурной деятельности в Приднестровье
Н. А. Голубь
Приднестровский государственный институт искусств им. А. Г. Рубинштейна
В статье рассматриваются предпосылки формирования культурной политики Приднестровья, обусловленные социально-культурной ситуацией, социально-экономическими, демографическими и этнокультурными характеристиками региона. Обосновывается необходимость установления локальных приоритетов, обусловленных сложившимся пестрым составом многонационального населения Приднестровья, который образовался в результате процессов ассимиляции и консолидации различных этносов, проживающих в поликультурной республике. Инструменты культурной политики, применяемые в Приднестровье, формируемые в условиях политической непризнанности и экономической нестабильности страны, рассматриваются в историческом контексте с учетом финансовых, законодательных, административных, структурных и кадровых ресурсов.
Исследование показало, что наибольшее влияние на культурную политику Приднестровья оказывает институт президентства, который и определяет в значительной степени состояние инфраструктуры и вектор развития культурного пространства региона вцелом.
Итогом исследования являются рекомендации по внедрению таких регуляторов влияния на культурное пространство региона, которые будут соотносить вопросы влияния социокультурных факторов на социально-экономическое развитие путем сочетания ценности традиционных культур с модернизацией, культурного многообразия с этнокультурной идентичностью, с учетом своеобразия менталитета этнокультурных групп полиэт-ничного Приднестровья.
Ключевые слова: культурная политика; культурное наследие региона; менталитет этнокультурных групп; национальные культурные общества; институт президентства
ВВЕДЕНИЕ
Отличительной особенностью геополитического положения и этнополитиче-ской истории Приднестровской Молдавской Республики (далее — ПМР, Приднестровье) испокон веку является то характерное обстоятельство, что этот регион входил в состав различных государственных образований, культур, цивилизаций. «На берегах Днестра встречались друг с другом такие разнополюсные миры, как восточнославянский православный и западнославянский католический, восточно-романский оседлый и тюркоязычный кочевой, мир христианства и мир магометанства» (Дымченко, 2009: Электронный ресурс).
Самобытная культура в данном регионе с относительно демоэтнической стабильностью формировалась на основе традиций народов, проживающих на этой территории, и характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием традиций молдаван, русских, украинцев, болгар, гагаузов, армян и представителей других народностей, которых насчитывается в Приднестровье более 801. Отметим, что толерантное межэтническое взаимодействие привело к трансформационным и ассимиляционным процессам в культуре и сформировало определенное своеобразие менталитета этнокультурных групп полиэтнического социума Приднестровского государства.
После образования молодого государства в целях сохранения и укрепления духовного единства в 1990 г. были провозглашены три государственных языка, на которых осуществляется делопроизводство, вещает радио, выходят газеты, транслируются телевизионные передачи, идет обучение в школах и вузах. Предпосылками этого явились нарушение межэтнического согласия и рост ценностного вакуума в полиэтническом и многоязыковом социуме многих стран постсоветского зарубежья, в том числе и Приднестровья, что привело к созданию такой модели русско-национального двуязычия, при которой, наряду с национальным языком, все проживающие на этой территории вполне уверено владеют и русским. В итоге сложилась социокультурная ситуация, при которой доминантными выступают базовые категории именно русскости — православие, русские культурные традиции, русский язык. Такой акцент «в шкале современных идентификационных ценностей позволяет избежать ощущения диаспоральности и полноценно развиваться в социокультурном пространстве Русского мира» (Погорелая, 2003: 11). Таким образом, приднестровцы даже в процессе существенной модернизации продолжают отождествлять себя с культурными традициями не только своей этнокультурной группы, но и с общей системой культурных кодов коммуникативного пространства, исторически сформированного в регионе.
В ПМР, как в государстве с открытой экономикой и неопределенным (в международном плане) государственным статусом, именно культура сыграла и играет до сих пор важнейшую роль консолидации полиэтнического общества. Апробируя вариативные формы деятельности, опираясь на объективные закономерности организации и самоорганизации культурной жизни, молодое государство на протяжении 30 лет формирует собственную культурную политику, направленную на сохранение и распространение продуктов культурного наследия, творчество, подготовку специалистов. Ее результаты следует дифференцировать ввиду определенной сложности формирования единства инфраструктуры культурного пространства Приднестровья. Исходя из этого, в логике исторического дискурса изучим формы объективации содержания сложившейся культурной политики Приднестровья, регулируемые доминирующими в республике социокультурными традициями. При этом важным является «акцент на локальные приоритеты культурной политики, соотнесенные с характером социально-культурной ситуации, социально-экономическими, демографическими и этнокультурными характеристиками региона» (Генова, 2011: 3).
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ
Государственная культурная политика Приднестровья, рассматриваемая как «совокупность целей, принципов и норм, которыми руководствуется государство
в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры на основе признания достоинства культур народов и этнических общностей, ценности данных культур и проявления уважения к ним»2, формировалась в условиях политической непризнанности и экономической нестабильности. Приоритетными в деятельности органов государственной власти стали охрана и использование богатого культурного наследия народов Приднестровья, объектов материальной и нематериальной культуры, культурного обмена и сотрудничества. Одно из основных направлений — сохранение и развитие культур и языков народов, этнических групп, национальных и этнических меньшинств, проживающих на территории государства.
Результаты культурной политики прямо пропорциональны вложенным ресурсам, как финансовым, так и административным, структурным, кадровым и творческим. Относительно финансовой поддержки отрасли отметим, что этот фактор является одним из действенных показателей развития культуры и культурной политики в любом государстве. В исследуемом регионе объем средств, заложенных в республиканском бюджете на 2020 г. (согласно данным Центробанка Приднестровья), направляемых на «финансирование спектаклей, гастролей, субсидий билетов, трансляций, издательскую деятельность и др.»3, составляет менее 2% расходной части консолидируемого бюджета, что является достаточно низким показателем и в итоге отражается на качестве и количестве предоставляемых услуг, развитии инфраструктуры и свидетельствует о недооценке проблем, существующих в культуре, а по сути, характеризует культурную политику, проводимую в республике.
Выстроенная за эти годы система регуляции культурной деятельности включает государственные органы, бизнес-структуры и институты культуры, прежде всего системы образования и науки. Культурную политику Приднестровского государства в большей части выстраивает высший уровень руководства страны: Президент ПМР — Председатель Правительства ПМР — Начальник Госслужбы по культуре и историческому наследию ПМР. Рассмотрим их регуляторную деятельность в сфере культуры Приднестровья подробнее.
Основными органами, планирующими и реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Во главе иерархии находится Государственная служба по культуре и историческому наследию ПМР (далее — Госслужба) — исполнительный орган государственной власти, подведомственный Правительству ПМР. На нее возложены функции «по выработке государственной политики в области культуры и искусства, осуществление управления в области культуры, дополнительного образования художественно-эстетической направленности, координация и контроль деятельности местных исполнительных органов государственной власти в области культуры»4. В задачи Госслужбы также входит организация государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров системы культуры, а также работников органов управления данной сферой. В числе основных функций — «осуществление единой государственной политики в области культуры, разработка и реализация концепции развития культуры, а также целевых государственных программ развития культуры»5 и др. Эти полномочия Госслужба получила лишь в 2014 г., обретя статус самостоятельного органа исполнительной власти, а до этого, будучи в структуре различных государственных подразделений, функционировала не всегда эффективно.
Так, с момента образования Приднестровской Молдавской Республики функционал административного руководства отраслью культуры передавался различным министерствам и ведомствам: с 1991 по 1995 г. культура была в структуре отдела (впоследствии — управления) культуры в составе Министерства образования, науки, культуры и культов. Параллельно с 1990 г. в городах и районных центрах ПМР создавались отделы и управления культуры в составе государственных администраций, призванные руководить культурной жизнью районов. И лишь в 1995 г. постановлением Верховного совета ПМР, исходя из того, что активизировалась творческая деятельность в республике, а также потребовалось на более высоком уровне налаживать международные творческие контакты, в связи с возросшей ответственностью учреждений культуры за становление гражданского общества и было образовано Республиканское управление культуры (на правах министерства), но уже через пять лет, в июле 2000 г., при новой реорганизации органов государственной власти сфера культуры вновь была лишена самостоятельности и возвращена в структуру министерства. И лишь в 2014 г. из него были выделены две госслужбы — по спорту и культуре. С этого момента сфера культуры Приднестровья получила возможность выйти на новый уровень развития.
Инструментами культурной политики, проводимой Госслужбой, являются формирование законодательной и нормативной базы, создание культурной инфраструктуры, а также обучение кадров для осуществления культурной деятельности. Основополагающим законом стал разработанный и принятый Верховным советом ПМР в феврале 1997 г. закон «О культуре», который послужил началом внедрения в практику и других законов и законодательных актов, направленных на регламентирование деятельности организаций культуры, обеспечение государственных гарантий и создание условий для сохранения и развития культуры и искусства всех народов, проживающих на территории Приднестровской Молдавской Республики. Так, в 1997 г. были приняты законы «О библиотечном деле» и «Об охране и использовании памятников истории, археологии и культуры». В 2001 г. — закон «О музейных фондах и музеях ПМР», 2003 г. — закон «О ввозе и вывозе культурных ценностей», направленный на сохранение культурного наследия народов ПМР, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, запрет ввоза в республику произведений псевдо- и лжекультуры. Законы «О недвижимых объектах культурного наследия», «О театральной, цирковой и концертной деятельности», «О гастрольной деятельности» были приняты в 2008 г. Закон «О народных художественных промыслах и ремеслах» — в 2009 г., через год — закон «О творческих работниках и творческих союзах». В статусе закона с 2017 г. закон «О кинематографии».
Совершенствованию нормативно-правовой базы функционирования отрасли способствовало постановление Правительства 1999 г. о минимальных социальных стандартах в области культуры. В этом документе было прописано установление необходимого количества учреждений культуры на территории ПМР (в зависимости от плотности населения и наличия необходимых условий для их функционирования), определялся размер необходимых минимальных затрат в расчете на душу населения для удовлетворения культурных запросов граждан. А поскольку сфера культуры вынуждена была интегрироваться в рыночную экономику, в целях привлечения в сферу культуры дополнительных средств и обеспечения прав потребителей в апреле 2000 г. было введено в действие постановление Правительства ре-
спублики «Об утверждении правил предоставления услуг учреждениями культуры, искусства и кино Приднестровской Молдавской Республики». В 2013 г его сменило Положение «Об оказании платных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам организациями культуры и дополнительного образования, художественно-эстетической направленности Приднестровской Молдавской Республики», что послужило определенным катализатором развития отдельных учреждений культуры.
Действенная роль в реализации культурной политики государства принадлежит институтам, решающим вопросы развития художественной деятельности, таким как творческие союзы и объединения. Почти за 30-летную историю республики были созданы и на данный момент статично функционируют Союз дизайнеров (1992), Союз художников (1993), Союз интеллигенции (1993), Союз писателей (1995), Международная ассоциация работников культуры и искусства (1993), Союз журналистов (1994), Союз коллекционеров Приднестровья (2001), Союз фотохудожников (2006), Союз архитекторов (2017).
Принципы многоязычия, равноправия культур всех народов, ориентации на славянский мир, и прежде всего на Россию, способствовали открытию в 1993-1999 гг. национальных культурных обществ — русских, украинских, молдавских, белорусских, еврейских, болгарских, армянских и тюркских. Все они направили свою деятельность не только на поддержку граждан, но и на сотрудничество с родственными организациями за пределами ПМР. Главной задачей стало поддержание членов национальных диаспор, проживающих на территории Приднестровья, развитие культурных связей, сохранение самобытной национальной культуры. Подтверждением тому является деятельность Союза молдаван Приднестровья, основанного в 1990 г., по защите молдавского народа (на фоне того, что в соседней Молдове вместо понятия «молдавский народ» используется «румынский народ»); сохранению языка, изучение которого включено в учебные программы всех 158 учебных общеобразовательных заведений республики, для чего в ПМР налажено издание учебников молдавского языка на кириллической графике. На данный момент в Приднестровье функционируют 25 молдавских образовательных учреждений и 10 русско-молдавских школ6. В целях сохранения традиционных форм молдавской национальной культуры постановлением Правительства ПМР с 1995 г. учреждается ежегодный Международный фестиваль искусств «Мэрцишор», значительную популярность получили фестиваль народных ремесел «Мештер фаур» и праздник молодого вина «Тулбурел». Но в последние годы заметно снизилась культурно-просветительская деятельность Союза молдаван Приднестровья. И причина не только во введении карантинных ограничительных мер, но и в ослаблении его поддержки со стороны государства.
Украинская диаспора объединилась в Союз украинцев Приднестровья (1993) путем интеграции сформированных в Тирасполе, Бендерах, Рыбнице, Каменке украинских общин, с целью сохранения и распространения в регионе украинского языка, возрождения украинской культуры, народных традиций и обычаев. До недавнего времени существенную помощь соотечественникам оказывала соседняя Украина, соответствующие органы и организации которой поддерживали различные культурные инициативы в Приднестровье: фестивали украинской культуры, отдельные творческие коллективы и образовательные учреждения. Главной задачей было заявлено восстановление обучения на родном языке, фактически прекра-
щенного в начале 1960-х гг. Как результат, сегодня на территории Приднестровья функционируют три украинские школы, в том числе республиканский украинский лицей, с общей численностью обучающихся 400 человек7. Действенная поддержка Союза и украинских приднестровцев со стороны Украины с 2014 г. резко сократилась. Причиной тому является смена политического курса соседнего государства.
Общества русской культуры создавались в республике позднее — в 1995-1997 гг. И лишь в 2001 г. они сплотились в общественное объединение Союз русских общин Приднестровья. Его главные задачи сформулированы следующим образом: «Создание целостной и действенной системы сохранения, развития и защиты русской культуры, русского языка, православных духовных традиций, исторической памяти. Это общественная организация, объединяющая русских людей, пропагандирует русскую культуру и русские национальные традиции, основанные на православных традициях»8. Именно через русские общины городам Тирасполь, Бен-деры, Дубоссары удалось установить тесные связи с методическими центрами культуры и образования в России, укрепить межгосударственные связи. В Приднестровье открыты филиалы российских вузов — Тираспольский филиал Российского нового университета и Тираспольский межрегиональный университет, который по ряду специальностей выдает дипломы Российской Федерации. Также через Представительство Россотрудничества в Республике Молдова ежегодно выделяются бюджетные места для обучения приднестровской молодежи в вузах Российской Федерации по целевому набору. В рамках деятельности по международному культурно-гуманитарному сотрудничеству Российский центр науки и культуры в Кишиневе организует выступления творческих российских коллективов, носителей традиционной русской культуры, прибывающих в Приднестровье с гастролями.
Другие национальные общины (гагаузская, белорусская, армянская, еврейская, болгарская и др.) проявляют активность в меньшей степени, так как объединяют в совокупности менее 7% жителей республики. Но и они играют немаловажную роль в сохранении традиций и культурного наследия своих диаспор.
Таким образом, культуросообразная парадигма воспитания и образования подрастающего поколения приднестровцев на основе использования потенциала каждого из функционально дифференцированных языков с одинаковым официальным статусом, путем сохранения культурно-языковой самобытности народов данного региона, способствует формированию новой философии современной культурно-образовательной системы Приднестровья в условиях глобализации. И пример с сохранением молдавского языка на кириллической графике (единственное место в мире — в ПМР) тому подтверждение.
Определенную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и высшие учебные заведения культуры и искусства республики. Так, специалистов творческих специальностей готовят в Приднестровском государственном университете им. Т. Г. Шевченко, основанном в 1930 г. (первое высшее учебное заведение Советской Молдавии); с 1959 г. — в Музыкальном училище (впоследствии преобразованном в Высший музыкальный колледж, а ныне — ГОУ ВПО «Приднестровский государственный институт искусств им. А. Г. Рубинштейна»), а с 1993 г. — в Бендерском высшем художественном колледже им. В. И. По-стойкина. Научно-исследовательская лаборатория «Культура, искусство и социум Приднестровья» (2015-2019) была реорганизована в Центр национальных куль-
тур, цель которого — «сохранение и развитие самобытной национальной культуры, международных традиций декоративно-прикладного искусства, работа по укреплению единого общенационального пространства»9.
Соблюдению конституционных основ в области культуры, формированию ядра культурной политики ПМР в первую очередь способствуют положения закона «О культуре», которые конкретизируются отраслевыми целевыми программами развития библиотечных фондов, музейных учреждений, охраны памятников. Отдельного документа, регламентирующего культурную политику Приднестровья, нет. В определенной степени направленность культурной деятельности определяет Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы, согласно которой основной целью государственной политики в этом плане является «оказание государственной поддержки развитию сферы культуры, повышение социальной роли культуры в жизни граждан республики и, соответственно, повышение качества жизни в Приднестровской Молдавской Республике»10. Помимо общеизвестных задач по совершенствованию материально-технической базы сферы культуры, обеспечению квалифицированными кадрами учреждений культуры и искусства республики, сохранению и популяризации национальных культур народов Приднестровья и историко-культурного наследия Приднестровской Молдавской Республики и других, обозначено внедрение «инновационных форм и методов работы, разработка программ фестивальных движений по сохранению, развитию и популяризации национальных культур Приднестровья»11. Но для конкретизации данных направлений требуется разработка и реализация проектов, сочетающих глобальность стратегии с учетом регионального своеобразия каждого из районов республики, индивидуальной неповторимости архитектоники культурно-исторического пространства. Мобильность социума, конкретной среды, столь изменчивой в пандемийное время, требуют новой динамичной культурной политики региона, а значит, внедрения инновационных форм культурных проектов с учетом креативности и интерактивности, что позволит вывести ПМР на устойчивую траекторию экономического развития.
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА НА КУЛЬТУРНУЮ ПОЛИТИКУ ПРИДНЕСТРОВЬЯ
Наиболее действенным фактором, влияющим на культурную политику ПМР, по нашему мнению, является институт президентства. Именно он в рамках небольшой страны оказывает существенное влияние на те процессы, которые прямо либо опосредованно отражаются на социально-культурном развитии региона, сохранении его уникальности. Проследим в историческом аспекте влияние данного фактора на культурные процессы в ПМР с учетом возникающих «в процессе модернизации диалектических взаимосвязей и взаимовлияний» (Генова, 2011: 9), включенности республики в международно-региональный контекст.
Здесь важно отметить, что развитие культуры Приднестровья напрямую связано с личностью лидеров ПМР, их вовлеченностью в культурно-исторические процессы, происходящие в республике, цель которых — возрождение, сохранение и трансляция культурного наследия, с учетом многогранных культурных традиций. Анализируемые нами этапы — 1991-2011 гг., 2011-2016 гг. и 2016-2021 гг., когда во главе государства были Игорь Смирнов (I этап), Евгений Шевчук (II этап) и Вадим Красносельский (III этап). Наиболее сложным был первый период, пе-
риод становления. Именно в это время, после отделения Приднестровья от Молдовы, окончания военных действий, когда необходимо было восстанавливать разрушенные города, поднимать экономику, возрождать производственный сектор и сельское хозяйство, практически с нуля строить государственные институты, организовывать полноценный образовательный процесс, культура существовала по «остаточному принципу». Менее 1,5% расходной части консолидированного бюджета выделялось на сферу культуры, из них 90% «съедал» фонд оплаты труда. Сеть учреждений культуры, особенно в сельской местности, приходила в негодность, разрушалась. Высокие миграционные процессы не только из села в город, но и за пределы ПМР нанесли непоправимый ущерб отрасли, которая потеряла за эти годы значительное число профессиональных кадров, утратила в определенной степени инфраструктурный фонд. От руководства республики и отрасли требовалась выработка социально-нравственных приоритетов развития, соотнесенных с социально-экономическими характеристиками территории с учетом дифференциации интересов и демографических ресурсов. И на том этапе главная задача — сохранение культурного наследия Приднестровья как одного из приоритетных направлений культурной политики государства — была в определенной степени выполнена.
На втором этапе культуру ждали некоторые потрясения, поскольку ее возглавил человек, далекий от творчества, в действиях и решениях которого превалировали личные амбиции и уверенность в том, что «не это главное». И даже выделение из состава Министерства просвещения Госслужбы по культуре и историческому наследию (2014) не спасло положение, так как финансирование по-прежнему осуществлялось по «остаточному принципу». Политика руководства страны была направлена на якобы экономическое спасение государства, что выразилось в таких непопулярных мерах, как урезание зарплат бюджетникам, сокращение рабочей недели, реорганизация общеобразовательных учреждений, в том числе и дополнительного образования (музыкальных, художественных и школ искусств), что отрицательно сказалось на положении дел в культуре. Как результат — сократилось число рабочих мест в сфере культуры; художники лишились своих мастерских, был закрыт единственный в Приднестровье Художественный салон; в итоге усилился отток специалистов.
Третий этап характеризуется определенным подъемом культуры, новым витком развития. Созданный Фонд капитальных вложений в ПМР и выделение средств на поддержание инфраструктуры сферы культуры позволили замедлить разрушительные процессы и дать надежду всей отрасли и ее работникам на то, что они нужны обществу и государству. Но по-прежнему отрасль, недостаточно финансируемая, нуждается в глобальной государственной поддержке, активизации культурной политики, направленной на поддержку и развитие всей этой сферы. Так, по состоянию на январь 2021 г. из 310 учреждений культуры республики в 45% муниципальных музейных учреждений до сих пор нет отопления, в 15% отсутствует электричество. Из 124 публичных библиотек до сих пор 24 расположены в арендованных помещениях, 13 требуют капитального ремонта, 34 не отапливаются, а в 4 нет освещения. Под государственной охраной в ПМР 2177 памятников истории, искусства, археологии, градостроительства и архитектуры, из них в неудовлетворительном состоянии — 45, в аварийном — 12. Из запланированных 15 объектов в 2020 г. было отремонтировано лишь 1312.
Главный фактор, тормозящий развитие как самой сферы культуры республики, так и процесса социально-экономического развития государства, — кадровая составляющая. Низкая заработная плата творческого и технического персонала не соответствует современным реалиям. Так, по итогам июня 2021 г. она составляет всего 2980руб. (меньше только «Лесное хозяйство» — 2140 руб.), и это лишь 54,74% от средней заработной платы по республике (5444 руб.)13. Как результат этого — нехватка квалифицированных кадров (особенно в сельской местности), их невысокий профессиональный уровень (только 57% сотрудников имеют высшее профессиональное образование). Именно на решение данного вопроса в первую очередь должна быть направлена государственная политика, поскольку проблема привлечения внебюджетных ресурсов, позволяющих улучшить материальное положение работников культуры, обусловленная низким платежеспособным спросом населения, ограниченным рынком сбыта и пандемийными условиями, не позволяет улучшить ситуацию.
Сравнительные данные результатов деятельности в области культурной политики в исторической динамике с учетом политических и социально-демографических тенденций в Приднестровье за 30 лет института президентства представлены в таблице.
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ RESULTS ACHIEVED IN THE FIELD OF CULTURAL POLICY OF TRANSNISTRIA
1991-2011 гг. 2011-2016 гг. 2016-2021 гг.
Создание государственных структур по управлению сферой культуры Приднестровья Выделение государственного органа власти в области культуры в самостоятельную структуру Наращивание объемов деятельности профильной Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР
Сохранение комплекса государственных учреждений сферы культуры Обеспечение преемственности в развитии культуры Сохранение и развитие культурного потенциала региона, восстановление объектов культурно-исторического наследия
Передача ведомственных Домов культуры и колхозных клубов в управление государственными администрациями Сворачивание деятельности ряда учреждений культуры в сельской местности Значительная реконструкция сети учреждений культуры
Создание творческих профессиональных союзов Размывание» и угасание деятельности творческих профессиональных союзов Снижение активности в деятельности ряда творческих профессиональных союзов
Создание государственных профессиональных коллективов Поддержание на минимуме деятельности профессиональных коллективов Расширение гастрольной деятельности профессиональными коллективами (в допандемийное время), вовлечение в «доступную среду» жителей республики
1991-2011 гг. 2011-2016 гг. 2016-2021 гг.
Сохранение народного творчества Поддержка народного творчества на минимальном уровне Сокращение числа народных коллективов, фестивалей и конкурсов этнонаправленности
Создание национальных союзов и общин Несовпадение интересов в деятельности национальных союзов с институтом президентства Угасание творческой деятельности национальных союзов
Обеспечение связности культурного пространства Интеграция социально-территориальных групп Высокие миграционные процессы среди творческой элиты
Создание непрерывного образования в сфере культуры Приднестровья Сохранение и развитие непрерывного образования в сфере культуры Приднестровья Сохранение непрерывного образования в сфере культуры
Широкая популяризация приднестровской культуры в международном пространстве. Высокая поддержка на государственном уровне Отсутствие государственной грантовой системы для поддержки творческих инициатив Система государственных грантов в недостаточной степени охватывает сферу культуры
На данном этапе развития ПМР, исходя из сложившихся реалий, отметим, что ситуация складывается разнополярно: с одной стороны, выделяются значительные средства на сохранение и развитие инфраструктуры культуры, с другой — сложившаяся кадровая политика приводит к оттоку профессионалов, следовательно, к сокращению числа этнокультурных мероприятий. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо актуализировать роль профессионального менеджмента сферы культуры, направить усилия на конкретизацию мер поддержки как всей сферы, так и работников культуры в частности, что будет способствовать улучшению социально-экономического развития республики. Для этого требуется эффективное и равномерное распределение всех ресурсов территории, а посредством проводимой государственной политики формирование механизма управления всеми экономическими и социокультурными процессами, протекающими в регионе. Важно не только следовать направлениям Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы, но и на деле запустить механизмы развития культуры республики с учетом современных реалий. Опора на этнокультуру, национальные союзы, в сочетании с мерами, подкрепляемыми общественным сознанием, культурными традициями, влиянием субкультур и образом жизни позволит сохранить потенциал отрасли и выйти на новый уровень культурной жизни в республике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ культурной политики Приднестровья в историческом контексте свидетельствует о постоянно сменяющейся социально-нравственной дифференциа-
ции приоритетов, обусловленной сменой курса, проводимого институтом президентства. Это приводит к определенным «качелям» в обществе, нарушению паритета этнокультурных интересов, разбалансировке духовного сознания культурных элит.
Проводимая культурная политика выступает как выражение общегосударственной культурной стратегии, которая диктует в значительной степени импульс развития культурного пространства региона. С одной стороны, она объективируется и институционализируется в различных формах и проявляется в действии ряда механизмов развития культуры; с другой (здесь следует обратить внимание и на менее заметное обратное воздействие) — в ходе реформ и модернизации общества постоянно обновляются подходы к культурной политике на основе вариативности происходящих культурных процессов в регионе.
Непременным условием прогресса и развития приднестровского общества должна быть взвешенная и обоснованная политика, учитывающая необходимость взятого курса на запуск ревитализационных процессов, на развитие национально-культурных движений с учетом специфических алгоритмов протекания процессов в приднестровской сфере культуры. Исходя из этого контекста должны быть определены приоритеты, обеспечивающие активизацию народного творчества, способствующие сохранению и представленности разнообразия культурного наследия, развитию межкультурных отношений, отражающиеся на таких показателях, как культурная идентификация, стабильность и устойчивость в условиях становления и модернизации гражданского общества Приднестровья. Но при этом следует помнить, что исходным условием разработки политики в сфере культуры должно выступать достижение «единства целей и действий официальных, творческих, общественных сил в отношении приоритетности целей культурного развития» (Генова, 2011: 9), в силу чего данные реалии воплотятся в фактор долговременной и твердой политической и экономической стабильности приднестровского общества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Итоги переписи населения ПМР 2015 г. // Отчет Правительства ПМР за 2015 г. С. 16-17.
2 Закон ПМР «О культуре» (текущая редакция по состоянию на 19 ноября 2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного совета ПМР. URL: http://www.vspmr. org/legislation (дата обращения: 19.08.2021).
3 Информационный статистический бюллетень за январь 2021 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития ПМР. URL: http://mer.gospmr. org/ (дата обращения: 19.08.2021).
4 Положение о Государственной службе по культуре и историческому наследию ПМР [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной службы по культуре и историческому наследию. URL: http://culture.gospmr.org/o-gos-sluzhbe/polozhenie (дата обращения: 19.08.2021).
5 Там же.
6 Система образования ПМР [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства просвещения ПМР. URL: http://www.minpros.info/about/9776 (дата обращения: 19.08.2021).
7 Там же.
8 О союзе русских общин Приднестровья [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОО «Союз русских общин Приднестровья»: URL: http://ruscom-pmr.ru/o-sojuze.htm (дата обращения: 19.08.2021).
9 Отчет об итогах деятельности Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР за 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной службы по культуре и историческому наследию. URL: http://culture.gospmr.org/2016-07-01-05-22-55/otchety/2326-otchet-ob-itogakh-deyatelnosti-gosudarstvennoj-sluzhby-po-kulture-i-istoricheskomu-naslediyu-pmr-za-2020-god (дата обращения: 19.08.2021).
10 Об утверждении Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы (Указ Президента ПМР № 460 от 12 декабря 2018 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента ПМР. URL: http://president.gospmr.org/pravovye-akty/ukazi/ob-utverjdenii-strategii-razvitiya-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-na-2019-2026-godi.html (дата обращения: 19.08.2021).
11 Там же.
12 Отчет об итогах деятельности Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР за 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной службы по культуре и историческому наследию. URL: http://culture.gospmr.org/2016-07-01-05-22-55/otchety/2326-otchet-ob-itogakh-deyatelnosti-gosudarstvennoj-sluzhby-po-kulture-i-istoricheskomu-naslediyu-pmr-za-2020-god (дата обращения: 19.08.2021).
13 Пресс-выпуск о заработной плате в Приднестровской Молдавской Республике за январь — сентябрь 2021 г. (без субъектов малого предпринимательства) [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития ПМР. URL: http://mer.gospmr.org (дата обращения: 19.08.2021).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дымченко, Н. В. (2009) История православной культуры Приднестровского края на уроках художественного образования [Электронный ресурс] // Педагогика искусства : электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования». №4. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/ (дата обращения: 19.08.2021).
Генова, Н. М. (2011) Культурная политика в процессе модернизации инфраструктуры культурного пространства региона : автореф. дис. ... д-ра культурологии. М. 31 с.
Погорелая, Е. А. (2003) Языковая ситуация и языковая политика (русский язык в Приднестровье) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М. 52 с.
Дата поступления: 23.08.2021 г.
REGULATION OF CULTURAL ACTIVITIES IN TRANSNISTRIA N. А. Golub
Transnistrian State Institute of Arts named after A. G. Rubinstein
The article examines the preconditions for the formation of the cultural policy of Transnistria, stipulated by the socio-cultural situation, socio-economic, demographic and ethnocultural characteristics of the region. The need to establish local priorities is substantiated due to the existing motley composition of the multinational population of Transnistria, which was formed as a result of the assimilation and consolidation of various ethnic groups living in the multicultural republic. The instruments of cultural policy used in Transnistria, formed under the conditions of political unrecognition and economic instability of the country, are considered in a historical context, taking into account financial, legislative, administrative, structural and human resources.
The study showed that the institution of presidency has the greatest influence on the cultural policy of Transnistria, which largely determines the state of the infrastructure and the development vector of the cultural space of the region as a whole.
The study results in recommendations to introduce such regulators of influence on the cultural space of the region, which will correlate the issues of the influence of sociocultural factors on socio-economic development, by combining the value of traditional cultures with modernization,
cultural diversity with ethnocultural identity, taking into account the peculiarity of the mentality of ethnocultural groups of multiethnic Transnistria.
Keywords: cultural policy; cultural heritage of the region; mentality of ethnocultural groups; national cultural societies; institution of presidency
REFERENCES
Dymchenko, N. V. (2009) Istorija Pravoslavnoj kul'tury Pridnestrovskogo kraja na urokah hudozhestvennogo obrazovanija. Pedagogika iskusstva. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal uchrezh-denija rossijskoj akademii obrazovanija «Institut hudozhestvennogo obrazovanija», no. 4 [online] Available at: http://www.art-education.ru/AE-magazine/ (accessed: 19.08.2021). (In Russ.).
Genova, N. M. (2011) Kul'turnaja politika v processe modernizacii infra struktur y kul'-turnogo prostranstva regiona. Abstract of the diss____Dr of Culturology. Moscow. 31 р. (In Russ.).
Pogorelaja, E. A. (2003) Jazykovaja situacija i jazykovaja politika (russkij jazyk v Pridne-strov'e). Abstract of the diss. ... Dr of Philology. Moscow. 52р. (In Russ.).
Submission date: 23.08.2021.
Голубь Наталья Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Социально-культурная деятельность и сценические искусства» Приднестровского государственного института искусств им. А. Г. Рубинштейна. Адрес: 3300, Приднестровье, г. Тирасполь, ул. Свердлова, 19. Тел.: + 3-737-771-10-06. Эл. адрес: [email protected]
Golub Natalya Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Social and Cultural Activities and Performing Arts, Transnistrian State Institute of Arts named after A. G. Rubinstein. Postal аddress: 19, Sverdlova St., Tiraspol, Transnistria, 3300. Tel.: + 3-737-771-10-06. E-mail: [email protected]