Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРИДНЕСТРОВЬЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубь Наталья Александровна

Проблемы развития художественного образования в контексте культурной политики Приднестровья, позволяющей формировать будущую творческую элиту, рассматриваются в разрезе геополитической ситуации и этнокультурной составляющей региона. Анализ современного состояния образовательной пирамиды республики в сфере культуры актуализирует вопросы, обусловленные многофакторностью, императивной изменчивостью и динамикой различных скоростных характеристик в области реализации разнообразных форм репрезентации аксиологических процессов. Пирамида образовательных уровней, созданная за 30-летний период становления независимого Приднестровья, привела к расширению форм предоставления образовательных услуг (формальные и неформальные, государственные и негосударственные), обеспечивающих вовлечение разновозрастных аудиторий в данный процесс (от дошкольников до людей пенсионного возраста). Вместе с тем актуализируется необходимость реформирования образовательной системы, повышения уровня социальной и культурной активности республики и, в первую очередь, переосмысления дихотомии «традиция -модернизация» с учетом гетерогенности приднестровской культуры, направленной на выработку проактивных мер, сдерживающих деформации системы ценностей как деструктивной формы манифестации культурной идентичности. При отсутствии Концепции развития художественного образования в Приднестровье акцент следует сделать на положения «Стратегии развития ПМР на 2019-2026 годы», позволяющей следовать обозначенным стратегическим направлениям национальной культурной политики, при этом сохраняя, развивая и совершенствуя уникальную систему художественного образования. Сформулированные рекомендации направлены на структурные и содержательные преобразования всех ступеней профессионального художественного образования в условиях общественной стратификации; активизацию процессов, направленных на улучшение культурно-воспитательной платформы, формирующей триаду: педагогические кадры - творческие работники - потребители культурных благ и услуг новообразованной республики. Акцент на культурно-интеллектуальный капитал, заложенный художественным образованием, формирующий культурную элиту республики, позволит подготовить будущих ее представителей, готовых отвечать на вызовы современного мира и самых глубоких его разломов, противостоять насаждаемым западным ценностям и их культурным эталонам, самоутверждающимся на основе агрессивного отрицания собственной национальной традиции, успешно продуцируя свою национальную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART EDUCATION IN TRANSNISTRIA IN THE CONTEXT OF CULTURAL POLICY

The problems of the development of art education in the context of the cultural policy of Transnistria, which makes it possible to form the future creative elite, are considered in the context of the geopolitical situation and the ethno-cultural component of the region. An analysis of the current state of the education system in the field of culture of the republic actualizes issues due to multifactoriality, imperative variability and the dynamics of various speed characteristics in the implementation of various forms of representation of axiological processes. The pyramid of educational levels, created over the 30-year period of the formation of independent Transnistria, led to the expansion of the forms of providing the educational services (formal and informal, state and non-state), ensuring the involvement of audiences of different ages in this process (from preschoolers to people of retirement age). At the same time, the need to reform the educational system, increase the level of social and cultural activity of the republic, and, first, rethink the tradition-modernization dichotomy, taking into account the heterogeneity of Transnistria culture, aimed at developing proactive measures to restrain the deformation of the value system as a destructive form of manifestation cultural identity. In the absence of the Concept for the Development of Arts Education in Transnistria, the emphasis should be placed on the provisions of the Strategy for the Development of the PMR for 2019-2026, which allows following the designated strategic directions of the national cultural policy, while maintaining, developing and improving the unique system of art education institutions. The formulated recommendations are aimed at structural and meaningful transformations of all levels of professional art education in the conditions of social stratification; activation of processes aimed at improving the cultural and educational platform that forms the triad teaching staff - creative workers - consumers of cultural goods and services of the newly formed republic. The emphasis on cultural and intellectual capital, laid down by art education, which forms the cultural elite of the republic, will prepare its future representatives who are able to respond to the challenges of the modern world and its deepest faults, to resist the imposed Western values and their cultural standards, self-affirming on the basis of aggressive denial of their own national traditions, successfully producing their own national culture.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ»

6. Ryumina M.T. Estetika smekha: Smekh kak virtual'naya real'nost' [Aesthetics of laughter: Laughter as a virtual reality]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2011. 320 p. (In Russ.).

7. Shcherbakov V.A. Pantomimy Serebryanogo veka [Pantomimes of the Silver Age]. St. Petersburg, Peterburgskiy teatral'nyy zhurnal Publ., 2014. 296 p. (In Russ.).

8. Shcherbakov E.A. Plasticheskoe voploshchenie paradoksa [Plastic embodiment of paradox]. Era pantomimy. Laboratoriya izucheniya evraziyskoy teatral'noy kul'tury XX-XXI vekov: materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Era of pantomime. Laboratory for the Study of Eurasian Theatrical Culture of the 20th - 21st Centuries: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference]. Ed. by T.Yu. Smirnyagina, E.V. Markova. Moscow, Mittel' Press, 2015, iss. 2. 320 p. (In Russ.).

УДК 377

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-131-141

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Голубь Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности и сценических искусств, Приднестровский государственный институт искусств имени А. Г. Рубинштейна (г. Тирасполь, Приднестровье). E-mail: tirrech@yandex.ru

Проблемы развития художественного образования в контексте культурной политики Приднестровья, позволяющей формировать будущую творческую элиту, рассматриваются в разрезе геополитической ситуации и этнокультурной составляющей региона. Анализ современного состояния образовательной пирамиды республики в сфере культуры актуализирует вопросы, обусловленные многофакторностью, императивной изменчивостью и динамикой различных скоростных характеристик в области реализации разнообразных форм репрезентации аксиологических процессов.

Пирамида образовательных уровней, созданная за 30-летний период становления независимого Приднестровья, привела к расширению форм предоставления образовательных услуг (формальные и неформальные, государственные и негосударственные), обеспечивающих вовлечение разновозрастных аудиторий в данный процесс (от дошкольников до людей пенсионного возраста). Вместе с тем актуализируется необходимость реформирования образовательной системы, повышения уровня социальной и культурной активности республики и, в первую очередь, переосмысления дихотомии «традиция -модернизация» с учетом гетерогенности приднестровской культуры, направленной на выработку про-активных мер, сдерживающих деформации системы ценностей как деструктивной формы манифестации культурной идентичности. При отсутствии Концепции развития художественного образования в Приднестровье акцент следует сделать на положения «Стратегии развития ПМР на 2019-2026 годы», позволяющей следовать обозначенным стратегическим направлениям национальной культурной политики, при этом сохраняя, развивая и совершенствуя уникальную систему художественного образования.

Сформулированные рекомендации направлены на структурные и содержательные преобразования всех ступеней профессионального художественного образования в условиях общественной стратификации; активизацию процессов, направленных на улучшение культурно-воспитательной платформы, формирующей триаду: педагогические кадры - творческие работники - потребители культурных благ и услуг новообразованной республики. Акцент на культурно-интеллектуальный капитал, заложенный художественным образованием, формирующий культурную элиту республики, позволит подготовить будущих ее представителей, готовых отвечать на вызовы современного мира и самых глубоких его разломов, противостоять насаждаемым западным ценностям и их культурным эталонам, самоутверждающимся на основе агрессивного отрицания собственной национальной традиции, успешно продуцируя свою национальную культуру.

Ключевые слова: художественное образование, культурная политика, поликультурное Приднестровье, национальная идентичность.

ART EDUCATION IN TRANSNISTRIA IN THE CONTEXT OF CULTURAL POLICY

Golub Natalya Aleksandrovna, PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of Department of Social and Cultural Activities and Performing Arts, A.G. Rubinstein Transnistria State Institute of Arts (Tiraspol, Transnistria). E-mail: tirrech@yandex.ru

The problems of the development of art education in the context of the cultural policy of Transnistria, which makes it possible to form the future creative elite, are considered in the context of the geopolitical situation and the ethno-cultural component of the region. An analysis of the current state of the education system in the field of culture of the republic actualizes issues due to multifactoriality, imperative variability and the dynamics of various speed characteristics in the implementation of various forms of representation of axiological processes.

The pyramid of educational levels, created over the 30-year period of the formation of independent Transnistria, led to the expansion of the forms of providing the educational services (formal and informal, state and non-state), ensuring the involvement of audiences of different ages in this process (from preschoolers to people of retirement age). At the same time, the need to reform the educational system, increase the level of social and cultural activity of the republic, and, first, rethink the tradition-modernization dichotomy, taking into account the heterogeneity of Transnistria culture, aimed at developing proactive measures to restrain the deformation of the value system as a destructive form of manifestation cultural identity. In the absence of the Concept for the Development of Arts Education in Transnistria, the emphasis should be placed on the provisions of the Strategy for the Development of the PMR for 2019-2026, which allows following the designated strategic directions of the national cultural policy, while maintaining, developing and improving the unique system of art education institutions.

The formulated recommendations are aimed at structural and meaningful transformations of all levels of professional art education in the conditions of social stratification; activation of processes aimed at improving the cultural and educational platform that forms the triad teaching staff - creative workers - consumers of cultural goods and services of the newly formed republic. The emphasis on cultural and intellectual capital, laid down by art education, which forms the cultural elite of the republic, will prepare its future representatives who are able to respond to the challenges of the modern world and its deepest faults, to resist the imposed Western values and their cultural standards, self-affirming on the basis of aggressive denial of their own national traditions, successfully producing their own national culture.

Keywords: art education, cultural policy, multicultural Transnistria, national identity.

В образовательной системе Приднестровской Молдавской Республики (далее - Приднестровье, ПМР) художественное образование представляет собой перманентный процесс подготовки профессиональных кадров для функционирования культурной среды, позволяющий формировать творческие элиты, определяющие вектор развития страны. Его содержательно-целевые аспекты опираются на механизмы, направленные на сохранение гетерогенности приднестровской культуры, а также развитие гармонически развитой, творческой личности, способной противостоять происходящей деформации системы ценностей в спектре проявления новых модусов пробле-

матизации, обусловленных глобализационными вызовами.

Ориентируясь на постулаты, изложенные в концепции художественного образования в РФ, представляющего собой «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [9, с. 2], обозначим главные направления: кадровое обеспечение организаций культуры и искусства, общего, профессионального и дополнительного образования; воспитание аудитории

на национальных художественных ценностях; сохранение национальных традиций в области культуры и искусства, присущих территориальным образованиям. Через призму данных направлений продуцируем процессы, свойственные художественному образованию Приднестровья в контексте проводимой культурной политики.

Образовательные позиции артикулированы в ряде основополагающих законов Приднестровской республики. Рассмотрим их подробнее. Так, основы, гарантирующие получение бесплатного среднего общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях, заложены в Конституции ПМР; особенности реализации образовательных программ в области искусств прописаны в статье 83 Закона ПМР «Об образовании». Они заключаются в том, что «художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств основано на принципах непрерывности и преемственности... а также последовательного прохождения взаимосвязанных этапов профессионального становления личности» [5, с. 91]. А статья 8 Закона ПМР «О культуре» гарантирует «право на творчество и культурную самобытность, а также - свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту своей культурной самобытности». С учетом вышеизложенного культурная политика республики продуцирует «развитие системы воспитания, способствующей приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, эстетическому воспитанию детей и молодежи» [6, с. 15]. Таким образом обеспечивается реализация закрепленных конституционно фундаментальных прав приднестровцев на доступ к образованию, в том числе художественному.

Специфика развития многонациональной, поликультурной республики (в ПМР проживают представители 76 национальностей и народностей) обусловлена сложившимися географическими, политическими, социально-экономическими, демографическими и этнокультурными условиями. Следуя по пути евразийского курса развития, новообразованное Приднестровье (после референдума 1990 года была провозглашена независимая Приднестровская Молдавская Республика)

взяло курс на проведение существенных образовательных и культурных реформ, связанных с массовой переоценкой культурных, духовных и исторических ценностей. Обусловлено это, в первую очередь, бинациональным составом населения, провозглашением трех официальных языков (русского, молдавского и украинского), межкультурным взаимодействием и этнической толерантностью.

Акцентируем внимание на том, что особенностью формирования культурного пространства Приднестровья под воздействием этнокультурного влияния полиэтничного населения являются активно действующие идентификационные процессы, обусловленные геополитическим положением республики (Приднестровье располагается между Украиной и Молдовой). Это отражается на формировании государственной культурной политики, направленной на сохранение традиций и обычаев проживающих здесь граждан (к примеру, Приднестровье - единственное место в мире, где сохраняется молдавский язык и молдавская культура, в противовес соседней Молдове, которая отказалась от своей идентичности в пользу румынской) и, как следствие, на создание такого поликультурного образовательного пространства, которое является «средоточием духовных, идейных и социальных установок и норм поведения, поддержание и трансляция которых из поколения в поколение формирует этносы и национально-культурные образования» [2, с. 21]. В силу своей «полисубъектности и широкого диапазона направлений, современная культурная политика должна быть направлена на выработку механизмов культурной активности населения, его конкретных групп, ориентированных на культурно-художественное развитие». И здесь важны ценностные приоритеты народов, проживающих на исследуемой территории. Следовательно, в этом аспекте задача образовательных структур в области культуры и искусств - выступить «модераторами нового типа культурного сознания, воспроизводящего новое поколение его носителей» [3, с. 18].

Акцент на этнокультуру, в современной парадигме, является для Приднестровья приоритетным, поскольку в эпоху глобализации важно сохранить свою идентичность, демпфировать

деструктивные формы манифестации культурной самобытности. Именно поэтому «художественное образование способно внести существенный вклад в процесс гуманизации и подъем уровня общей культуры современного общества... являясь важным фактором как сохранения национальной идентичности, так и обеспечения межкультурного и межконфессионального взаимопонимания» [1, с. 39]. Тезис Н. М. Геновой о том, что путем «признания активной роли как личности, так и ценности норм, традиций, обычаев... - достигается наибольшая эффективность развития, но только в том случае, если культурная политика отражает специфику региона» [4, с. 8], является не просто фигурой речи. В связи с чем доминирующим должен стать региональный подход, в котором роль педагогического коллектива как проводника художественных ценностей, пробуждающего и воспитывающего человеческое сознание, в процессе становления и совершенствования культурного ландшафта страны актуализируется.

Изменение модели управления культурой «от государственной монополии к мультисубъ-ектному диалогу, формированию регионального рынка культуры, как конкурентоспособного совместного пространства культурной деятельности» [10] привело к расширению структуры художественного образования в Приднестровье в разрезе реформирования образовательных систем и повышения уровня социальной и культурной активности республики. Благодаря этому значительно расширились формы предоставления образовательных услуг (формальных и неформальных, государственных и негосударственных), обеспечивающих вовлечение разновозрастных аудиторий в данный процесс (от дошкольников до людей пенсионного возраста). При этом сформированный в ПМР культурный кейс сочетает консервативность и настороженность к новациям, доминирование общекультурных традиций над этническими, совмещение трансформационных явлений мировой и отечественной культуры с эффектом культуры провинции, большую эмоциональность и открытость, яркость впечатлений со спецификой прочтения и бытования явлений культуры и искусства.

Этнообразование и этнокультура представлены в приднестровском общеобразовательном

процессе (в статусе второго языка изучается украинский или молдавский - на выбор, организуются национальные праздники), а также в специализированных бинациональных учреждениях - украинских и молдавских лицеях (однако ввиду изменения геополитической ситуации в последнее время число обучающихся в них уменьшилось). Продолжается обучение в организациях дополнительного и профессионального образования, способствующих раскрытию творческого потенциала подрастающего поколения. Создаются условия, направленные на сохранение национальных и общечеловеческих ценностей, что позволяет тем, кто в будущем станет культурной элитой страны, выработать навыки организации досуга, содержательная часть которого будет ориентирована на формирование и развитие эстетических вкусов и национальных потребностей приднестровцев.

Оберегается и транслируется этнокультура, способствующая этнической самоидентификации, проводимая учреждениями культуры клубного типа, но наиболее активно только в тех районах республики, где сохраняются национальные традиции и обычаи на уровне сильных диаспор. В то же время на фоне глобализационных процессов, «естественной убыли» носителей традиционной культуры диапазон их распространения и влияния с каждым годом уменьшается, что в итоге приводит к сужению ареала распространения культурного билингвизма.

Сложившаяся на протяжении последних трех десятилетий система художественного образования в Приднестровье осуществляется согласно выстроенной пирамиде, опирающейся на две взаимосвязанные системы: общего и профессионального образования, включает формальные и неформальные виды, разделенные на основные и дополнительные, а также государственные и негосударственные формы обучения. Отметим, что созданная пирамида образовательных уровней (см. табл.) предполагает перманентный процесс подготовки кадров для сферы культуры и искусства Приднестровья, обеспечивает преемственность поколений, где ключевыми «игроками» выступают Министерство просвещения и Государственная служба по культуре и историческому наследию ПМР.

Виды и структура художественного образования в Приднестровье

№ п/п Вид образования Структура художественного образования

Неформальное художественное образование

1 Начальное образование Реализуется в Дворцах/Домах культуры, музеях, кинотеатрах, библиотеках, театре и др., подведомственных Госслужбе по культуре и историческому наследию ПМР

2 Дополнительное образование кружковой направленности Осуществляется во Дворцах детско-юношеского творчества, подведомственных Министерству просвещения ПМР, а также в кружках при школах

Формальное художественное образование (дополнительное)

3 Дошкольное образование Реализуется посредством занятий музыкой, изобразительным искусством, эстетикой в детских садах

4 Начальное образование Осуществляется в начальной школе на уроках музыки, изобразительного искусства и литературы, включенных в учебный план

5 Дополнительное специальное образование Реализуется в школах искусств, а также в музыкальных и художественных школах, подведомственных Госслужбе по культуре и историческому наследию ПМР

6 Общее дополнительное негосударственное образование Реализуется негосударственными учебными и образовательными центрами в области художественно-продуктивной деятельности

Формальное художественное образование (основное)

7 Среднее специальное образование Осуществляется в специальных колледжах: музыкальном, художественном, в том числе и в педагогическом

8 Высшее образование: - I цикл высшего образования -бакалавриат - II цикл высшего образования -магистратура Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко, Приднестровский государственный институт искусств имени А. Г. Рубинштейна, Бендерский высший художественный колледж имени В. Постойкина

9 Поствузовское В компетенции Учебно-методического центра по образованию и повышению квалификации специалистов культуры и искусства при ГОУ ВПО «Приднестровский государственный институт искусств имени А. Г. Рубинштейна»

Относительно организаций, подведомственных Министерству просвещения ПМР, отметим, что художественное образование в них реализуется на трех уровнях: дошкольном и начальном общеобразовательном (посредством занятий музыкой, изобразительным искусством, литературой), а также дополнительного образования кружковой направленности, реализуемого в 9 центрах детско-юношеского творчества. На базе организаций образования занимаются 60 % детей и подростков, а на базе досуговых учреждений -40 %, что в очередной раз подтверждает необхо-

димость концентрации культурно-воспитательных усилий на начальном этапе именно в рамках образовательного процесса. Из 48 лицензированных в Приднестровье организаций, предоставляющих общее дополнительное образование, только 3 (6 %) функционируют в русле художественного образования и охватывают представителей всех возрастных групп [12]. В то же время отметим, что для данной консервативной образовательной системы в целом характерна пространственно-временная устойчивость и, как следствие, отсутствие должных инноваций, доминирование

рутинных элементов традиционной деятельности и профессиональных стереотипов, о чем свидетельствуют нарекания со стороны родительского сообщества, подтверждаемые постоянным снижением удовлетворенности качеством образовательных услуг художественной направленности. Поэтому назрела необходимость дополнительных стимулов развития, и в этом аспекте - изменения оценки качественного состояния самого процесса и составных компонентов общественной системы. Это актуализирует внедрение инновационных тенденций, обусловленных особенностями взаимодействия данных механизмов, опирающихся на качественную переподготовку педагогов, с учетом обновленных подходов к «предметам эстетического цикла образовательной области, интеллектуализированной и вербализированной современной массовой школы. развивающих эмоционально-нравственную и сенсорную культуру учеников» [7].

По данным Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР (далее Госслужба) по состоянию на 01.01.2022 года в Приднестровье функционируют 23 организации дополнительного образования художественно-эстетической направленности, реализующие общеэстетические и предпрофессиональные образовательные программы, а именно - 7 детских музыкальных школ, 7 детских художественных школ, 9 детских школ искусств [11]. Их деятельность направлена на реализацию 66 образовательных программ (23 программы музыкальной направленности, 14 - художественной, 16 - хореографической, 13 - театральной). Отметим, что образовательным организациям творческого профиля, при всех положительных качествах, присуща стандартизация деятельности, чрезмерная бюрократия, отличающаяся жесткой формализацией и регламентацией, что приводит к текучести молодых педагогических кадров и оттоку учеников, поскольку слабо внедряются современные формы работы, доминируют ограничения по концертной и выставочной практике. Отрицательно сказалось и введение в этом образовательном сегменте жестких карантинных мер на длительный период. На престижности образовательного процесса негативно отражается также отсутствие господдержки участия одаренных учеников на международных площадках, что не способствует передаче и внедрению разного рода инноваций, получае-

мых вне республики. Как следствие - меньше поводов гордиться страной, представляя ее на различных международных конкурсах и фестивалях, а также ослабление и даже утрата культурной идентичности со страной ввиду миграционных процессов.

Этнокультура и неформальное художественное образование поддерживаются деятельностью 123 клубных учреждений, функционирующих в Приднестровье [11]. Практически в каждом из них созданы коллективы художественной самодеятельности, проводящие политику сохранения и трансляции традиций, обрядов и обычаев народов Приднестровья. Они объединяют представителей подрастающего поколения и взрослых, которые, в свою очередь, получают возможность приобщаться к этнокультуре в культурно-досуговой форме. Но данные процессы имеют тенденцию к снижению активности, поэтому без действенной поддержки со стороны государства обречены на постепенное «затухание».

Инфраструктура организаций профессионального образования в области культуры и искусства представлена такими учреждениями среднего и высшего профессионального образования, как ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (далее ПГУ), ГОУ ВПО «Приднестровский государственный институт искусств имени А. Г. Рубинштейна» (далее ПГИИ), ГОУ ВПО «Бендер-ский высший художественный колледж имени В. И. Постойкина», ГОУ СПО «Бендерский педагогический колледж», осуществляющими подготовку специалистов в сфере музыкального, хореографического, театрального, изобразительного искусства, а также в области социально-культурной деятельности.

Следует отметить, что в настоящее время данному образовательному сегменту присуща локальная монополия, дублирование специальностей (в ПГУ и ПГИИ), «распыление» педагогических кадров, слабая материально-техническая база, ежегодно снижающийся процент абитуриентов и, как следствие, - снижение требований и практически отсутствие конкурсного отбора. Невысокая оплата труда преподавательского состава приводит к значительным миграционным оттокам, а значит, замещению опытных специалистов, новаторов, достигших высоких творческих и педагогических результатов, на «удобных», из

смежных направлений деятельности, что уводит образовательный процесс от получения профессиональных компетенций к получению общегуманитарных. В итоге это отражается на качестве обучения, ведет к утрате престижа творческих специальностей, снижению числа выпускников. Не последнюю роль в этом процессе играют и низкие зарплаты в отрасли. Как следствие - отказ от карьерного трека в профессиональном искусстве либо переориентация части абитуриентов на поступление в творческие образовательные учреждения вне Приднестровья, что в итоге ведет к потере одаренных студентов. «Размываются» и бюджетные ресурсы, выделяемые на художественное образование (из-за дублирования ряда специальностей и малокомплектности групп), что не способствует успешной реализации Государственной культурной политики в области подготовки культурно созидающих личностей.

А ведь художественное образование, направленное в том числе и на формирование будущих представителей культурной элиты, должно иметь прочный образовательный фундамент, с тем чтобы выпускники смогли успешно реализовывать полученные компетенции в практическом русле, отвечая на вызовы современного мира и самых глубоких его разломов, доставшихся нам от гло-бализационных процессов. Поэтому значение культурно-интеллектуального капитала, заложенного художественным образованием, трудно переоценить.

Отметим, что принципы, на которых зиждется система художественного образования Приднестровья, выстроенная в контексте культурной политики страны, обусловлены многофакторностью, императивной изменчивостью, динамикой различных скоростных характеристик в области реализации различных форм репрезентации культурных идентичностей и должны быть ориентированы на переосмысление, в первую очередь, дихотомии «традиция - модернизация», позволяющей выработать объяснительные модели, стимулирующие сдвиги в образовательном процессе путем соединения лучшего из советского периода и современных социокультурных тенденций с учетом гетерогенности приднестровской культуры. А значит, должны раскрыть всю палитру современных компетентностных методов, включающих тьюторство, интенсификацию

обучения, ориентацию на системный, контекстный и деятельностный подходы, обусловленные необходимостью проведения структурных и содержательных преобразований всех ступеней профессионального образования. Современный императив заключается в необходимости активизации пассионарных творческих сил республики с целью запуска антропоцентрического процесса, направленного на модернизацию образовательного пространства с учетом сохранения культурной, а шире - национальной идентичности.

В первую очередь, целесообразным является необходимость диверсифицирования усилий педагогического состава и ключевых заказчиков образовательного процесса, позволяющих активнее влиять на процесс реализации государственной культурной политики.

Видится результативным более активное, непосредственное и практическое участие ведущих педагогов творческих специальностей в разработке и реализации векторов культурной политики страны, совершенствовании нормативного законодательства, объективности оценки происходящих событий. Организация дискуссионных площадок, объединяющих представителей разных творческих профессий, обширная информационная поддержка предоставляют широкую палитру возможностей быть услышанным, участвовать в непосредственном развитии отрасли, формировать траектории подготовки и развития патриотически настроенных творческих элит страны. Актуальным является внедрение в практику программ развития образовательного уровня педагогов, в том числе путем предоставления возможности прохождения стажировок в ведущих вузах других государств и, в частности, РФ; участие преподавателей (особенно задействованных в послевузовском образовании) в международных культурных форумах (Санкт-Петербургском и др.), что позволит ориентироваться на лучшие достижения профессионального экспертного сообщества, перенимать современные треки культурных институций, осмысливая тенденции новой реальности, и учитывать их при реализации культурной политики, вырабатывая ориентиры в будущей работе. Все это вкупе может способствовать качественному повороту власти к педагогическому сообществу, позволит скорректировать деятельность исполнительного органа гос-

власти - Госслужбы по культуре и историческому наследию республики, ускорить процессы, направленные на сохранение и трансляцию национальных культурных традиций.

Актуальной повесткой для Приднестровья является также введение стипендиальных программ поддержки одаренных студентов, создание условий для подготовки будущих творческих лидеров (моральных и материальных), их широкое присутствие в местном информационном пространстве, что позволит активизировать становление и социализацию обучающихся в современных условиях, повысить имидж профессий. Выпускники, уже сами выступая проводниками культурной политики на местах, реализуя программы художественного образования (начиная с детских садов и заканчивая послевузовским профессиональным образованием), обладая необходимыми компетенциями, смогут сформировать познавательный интерес у следующего поколения приднестровцев, активизировать эмоционально-эстетическую отзывчивость и эмоциональный настрой, подвести к пониманию целостной картины мира, в которой должны паритетно сосуществовать культуры разных народов на принципах толерантности и гетерогенности, способствующие этнической самоидентификации представителей всех народов, проживающих на данной территории. Здесь важна опора на непрерывность и поэтапность художественного и духовного образования, что позволит создать условия для тех, кто будет способен сохранить и развить культурные ценности своего народа.

Необходимым требованием видится опора на деятельность местного талантливого сообщества, присутствие «своих» творческих дарований в информационном поле республики, которое даже на государственном уровне слабо работает в данной системе координат. К сожалению, доминирует практика, при которой отдается предпочтение «раскрутке» зарубежных мастеров и исполнителей, либо практикуется приглашение «дорогих» консультантов (к примеру, для разработки туристического логотипа Приднестровья властными структурами при полном игнорировании возможностей местных талантов был приглашен известный российский дизайнер и блогер), что приводит к ослаблению социальной базы традиционной культуры приднестровского общества, активизирует миграционные процессы. По-прежнему

остаются невысокими темпы урбанизации и капитализации, которые и должны предопределить векторность развития проводимой культурной политики в ближайшей перспективе. В связи с чем актуализируется необходимость в эмоциональных триггерах этнокультурной направленности, способствующих раскрытию пассионарных форм деятельности, что позволит приостановить отток представителей творческой элиты. А выработка действенных кейсов, способствующих активизации диалоговых коммуникационных стратегий, сдвинет тормозящие инерционные процессы.

В рамках мейнстримного русла социально-гуманитарного дискурса, опираясь на мнение А. Я. Флиера, акцентирующего внимание на повышении «роли профессиональных культурот-ворческих организаций... задающих эталонные образцы, направляющих и стимулирующих процессы социокультурной самоорганизации, саморазвития и самовыражения общества в тех или иных формах» [14, с. 413], отметим недооцененную роль приднестровских творческих союзов и объединений (художников, писателей, композиторов, журналистов, архитекторов, мастеров-ремесленников) как фундамента гражданского общества в сфере культуры, которые способны стимулировать механизмы развития художественного образования, создания основы для трансформации культурных оснований образовательного процесса в сложном контексте XXI века.

Сдерживающим фактором по-прежнему выступают инерционные процессы, свойственные профессиональному сообществу в Приднестровье, глубинные причины которого уходят в советское прошлое, а также нежелание части педагогического состава внедрять инновационные подходы, в связи с чем актуальной является выработка проактивных мер, направленных на осмысление последствий монологического диктата, свойственного советскому периоду, и определение собственных культурных сценариев развития региона. И это должно стать предметом обсуждения активистов и новаторов культурного и образовательного сообщества. Пока же сложившаяся ситуация фиксирует истощение внутренних ресурсов: кадровых (причина в активных миграционных процессах, «старении» педсостава), финансовых (из-за геополитической ситуации свернуты все грантовые программы и проекты модернизации творческих образовательных уч-

реждений), информационных (сокращается число трансляторов национальных культур), что в комплексе отражается на перманентном процессе сохранения основ культурной идентичности.

Обозначая векторы социально-культурной динамики, позволяющие влиять на процессы в культурной политике, минимизировать «амплитуду, лимитирующую возможности и системы художественного образования, особенно детей, сохранение и развитие которой имеет общенациональную значимость» [8, с. 156], отметим, что таковым выступает императив, заложенный культурной политикой ПМР, закрепленный в ряде законодательных актов, позволяющих образовательным организациям художественного профиля стать значимым ресурсом культурного преобразования Приднестровья. Именно таким структурообразующим и векторным документом является «Стратегия развития ПМР на 20192026 годы», в которой среди предлагаемых к внедрению мероприятий по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений сферы культуры и искусства значится «разработка системы мер для привлечения в профессию молодых специалистов и их закрепления в учреждениях культуры и искусства, особенно в сельской местности»; а также «поэтапное повышение заработной платы работникам сферы культуры и искусства»

[13, с. 61]. Данный документ, при отсутствии Концепции развития художественного образования в ПМР, определяет стратегические направления национальной культурной политики, указывая на перспективы развития в единстве целей, задач и эффективных путей их достижения и реализации, направлен на сохранение, развитие и дальнейшее совершенствование уникальной системы учреждений художественного образования. Он позволяет активизировать триаду: педагогические кадры - творческие работники - потребители культурных благ и услуг в контексте реализации духовной культуры и искусства многонационального и поликультурного Приднестровья. Обозначает пути развития и реформирования отрасли.

Таким образом, предлагаемая оптимизация системы художественного культурно-образовательного пространства как многомерный процесс, отражающий последовательное изменение качественного состояния деятельности образовательных учреждений посредством разрешения накопленных противоречий, будет направлена на повышение эффективности и результативности. Но поскольку в основе детерминации художественного образования лежит система объективных и субъективных факторов, данный процесс может быть замедлен, в том числе и в силу современных сложившихся политических проблем.

Литература

1. Багдасарова А. Б. Современное образование как фактор формирования российской гражданской идентичности // Российская гражданская и цивилизационная идентичность: теоретические подходы, экспертиза и механизмы формирования: сборник материалов регионального научно-методического семинара. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019. - С. 38-44.

2. Вязникова А. С. Деятельностный подход в формировании регионально-этнического образования // Этнопеда-гогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова / отв. ред. С. Л. Ми-хеева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 21-22.

3. Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: [материалы междунар. симпозиума (Москва, 17-18 мая 2007 года)]: в 2 т. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств, - М.: МГУКИ, 2007. -Т. 1. - 352 с.

4. Генова Н. М. Основы культурной политики. - Омск: ФКиИ ОмГУ, 2011. - 144 с.

5. Закон ПМР «Об образовании» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minpros.info/files/NormAkt/ZakPMR/ ob-obrazovanii.pdf (дата обращения: 25.05.2022).

6. Закон ПМР «О культуре» [Электронный ресурс]. - URL: http://culture.gospmr.org/bazovoe-zakonodatelstvo/ 1838-zakon-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-o-kulture (дата обращения: 25.05.2022).

7. Зрелых Д. Л. Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2008. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-obrazovanie-kak-nepreryvnyy-protsess-poznaniya-obektivnoy-realnosti-chelovekom (дата обращения: 25.05.2022).

8. Ирхен И. И. Векторные процессы культурной политики и художественное образование в современной России // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 5 (37). - С. 152-157.

9. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. - № 2.

10. Культурный код восточного партнерства [Электронный ресурс]. - URL: http://archive.eapcsf.eu/assets/ files/n.%20PubHcation_concept_road%20maps_rus.pdf (дата обращения: 30.03.2022).

11. Отчет Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР за 2021 год [Электронный ресурс]. - URL: http://culture.gospmr.org/2016-07-01-05-22-55/otchety/2746-otchet-o-rezultatakh-deyatelnosti-gosu darstvennoj-sluzhby-po-kulture-i-istoricheskomu-naslediyu-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-za-2021-god (дата обращения: 30.03.2022).

12. Отчет Министерства просвещения ПМР за 2021 год [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minpros.info/ about/9867 (дата обращения: 20.03.2022).

13. Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы. - Тирасполь, 2018. - 71 с.

14. Флиер А. Я. О новой культурной политике России // Культурология для культурологов. - М.: Акад. Проект, 2002. - С. 407-424.

References

1. Bagdasarova A.B. Sovremennoe obrazovanie kak faktor formirovaniya rossiyskoy grazhdanskoy identichnosti [Modern education as a factor in the formation of Russian civic identity]. Rossiyskaya grazhdanskaya i tsivilizat-sionnaya identichnost': teoreticheskie podkhody, ekspertiza i mekhanizmy formirovaniya: sbornik materialov regional'nogo nauchno-metodicheskogo seminara [Russian civic and civilizational identity: theoretical approaches, expertise and formation mechanisms [Russian civil and civilizational identity: theoretical approaches, expertise and formation mechanisms. А collection of materials from a regional scientific and methodological seminar]. Stavropol, SKFU Publ., 2019, pp. 38-44. (In Russ.).

2. Vyaznikova A.S. Deyatel'nostnyy podkhod v formirovanii regional'no-etnicheskogo obrazovaniya [Activity approach in the formation of regional-ethnic education]. Etnopedagogika kak faktor sokhraneniya rossiyskoy identichnosti: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 90-letiyu so dnya ro-zhdeniya akademika G.N. Volkova [Ethnopedagogy as a factor in the preservation of Russian identity. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 90th anniversary of the birth of Academician G.N. Volkov]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University Publ., 2017, pp. 21-22. (In Russ.).

3. Vuzy kul'tury i iskusstv v edinom mirovom obrazovatel'nom prostranstve: materialy mezhdunar. simpoziuma (Moskva, 17-18 maya 2007): v 2 t. [Universities of culture and arts in a single world educational space: materials of the international. symposium (Moscow, May 17-18, 2007): in 2 volumes]. Moscow, MGUKI Publ., 2007, vol. 1. 352 р. (In Russ.).

4. Genova M.N. Osnovy kul'turnoy politiki [Fundamentals of cultural policy]. Omsk, FKiI OmGU Publ., 2011. 144 р. (In Russ.).

5. Zakon PMR "Ob obrazovanii" [Law of the PMR "On Education"]. (In Russ.). Available at: https://www.minpros. info/files/NormAkt/ZakPMR/ob-obrazovanii.pdf (accessed 25.05.2022).

6. Zakon PMR "O kul'ture" [Law of the PMR "On Culture"]. (In Russ.). Available at: http://culture.gospmr.org/ bazovoe-zakonodatelstvo/1838-zakon-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-o-kulture (accessed 25.05.2022).

7. Zrelykh D.L. Khudozhestvennoe obrazovanie kak nepreryvnyy protsess poznaniya ob"ektivnoy realnosti chelove-kom [Art education as a continuous process knowledge of objective reality by man]. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Electronic scientific journal of Kursk State University], 2008. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-obrazovanie-kak-nepreryvnyy-protsess-poznaniya-obektivnoy-realnosti-chelovekom (accessed 25.05.2022).

8. Irkhen I.I. Vektornye protsessy kul'turnoy politiki i khudozhestvennoe obrazovanie v sovremennoy Rossii [Vector processes of cultural policy and art education in modern Russia]. Vestnik MGUKI [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2010, no. 5 (37), рр. 152-157. (In Russ.).

9. Kontseptsiya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [The concept of art education in the Russian Federation]. Iskusstvo v shkole [Art at school], 2002, no. 2. (In Russ.).

10. Kul'turnyy kod vostochnogo partnerstva [Cultural code of the Eastern partnership]. (In Russ.). Available at: http:\\ www.archive.eapcsf.eu/assets/files/11.%20Publication_concept_road%20maps_rus.pdf (accessed 30.03.2022).

11. Otchet Gosudarstvennoy sluzhby po kul 'ture i istoricheskomu naslediyu PMR 2021 goda [Report of the State Service for Culture and Historical Heritage of the PMR for 2021]. (In Russ.). Available at: http:\\www.culture.gospmr. org/2016-07-01-05-22-55/otchety/2746-otchet-o-rezultatakh-deyatelnosti-gosudarstvennoj-sluzhby-po-kulture-i-is-toricheskomu-naslediyu-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-za-2021-god (accessed 30.03.2022).

12. Otchet Ministerstva prosveshcheniya PMR 2021 goda [Report of the Ministry of Education of the PMR for 2021]. (In Russ.). Available at: http:\\www.minpros.info/about/9867 (accessed 20.03.2022).

13. Strategiya razvitiya Pridnestrovskoy Moldavskoy Respubliki 2019-2026 goda [Development Strategy of the Prid-nestrovian Moldavian Republic for 2019-2026]. Tiraspol, 2018. 71 p. (In Russ.).

14. Flier A.Ya. O novoy kul'turnoy politike Rossii [On the new cultural policy of Russia]. Kul'turologiya dlya kul'turologov [Culturology for culturologists]. Moscow, Akad. Proekt Publ., 2002, pp. 407-424. (In Russ.).

УДК 7.049

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-141-148

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗНАКОВ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МОТИВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ

Грищенко Анастасия Петровна, аспирант, кафедра социально-гуманитарных наук и истории искусств, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск, РФ). E-mail: nastugrichshenko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8446-6163

В статье проводится анализ развития регионального искусства с точки зрения трансформации отдельных знаков этнографического мотива и принципов их влияния на профессиональное станковое искусство Енисейской Сибири. Этнографический мотив раскрывается в отдельных маркерах культуры, включенных в пространство художественного образа произведения искусства, и способствует формированию представления о территориальной специфике при зрительском восприятии. С использованием семиотического подхода и формального анализа раскрываются закономерности сложения регионального стиля. В работе рассматриваются основные этапы развития искусства Приенисейского края, включающего в себя Хакасию, Таймыр и Красноярский край, а также анализируется процесс проникновения отдельных знаков художественного языка и культуры коренных народов в профессиональное искусство. Важными этапами в развитии художественного процесса, повлиявшими на становление этнографического мотива, будут активная экспедиционная деятельность в начале ХХ века, появление профессиональных художников в кругу коренных народов в 1960-х годах и развитие нового стиля в начале 1990-х годов. По итогам делаются выводы об основных изменениях, произошедших в этнографическом мотиве на протяжении ХХ века, которые привели к появлению нового стиля в изобразительном искусстве - археоарта.

Ключевые слова: искусство Енисейской Сибири, этнографический мотив, визуальный язык, региональное искусство, изобразительное искусство.

PECULIARITIES OF TRANSFORMATION OF SIGNS OF ETHNOGRAPHIC MOTIVE IN THE ART CULTURE OF YENISEI SIBERIA

Grishchenko Anastasiya Petrovna, Postgraduate, Department of Socio-humanitarian Sciences and Art History, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: nastugrichshenko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8446-6163

The article analyzes the development of regional art from the transformation of individual signs of an ethnographic motif point of view and principles of their influence on the professional easel art of Yenisei Siberia. The ethnographic motif is revealed in rare cultural markers included in the space of the artistic image of a work of fine arts, and represents the formation of spatial specificity idea in viewer's perception of art. The use of the semiotic approach and formal analysis made it possible to reveal the regularities of the formation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.