ВЕСТНИК СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ №2(22), 2019
«МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ»
УДК 636.5
ВЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПТИЦЕВОДСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. Кисляков
Рязанское региональное отделение фонда социального страхования Российской
Федерации alex1rzn@yandex.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается государственное регулирование, которое способствуют повышению экономической эффективности производства в птицеводстве. Проведен глубокий анализ развития промышленного птицеводства в Российской Федерации, который позволил сформулировать обоснованные предложения по развития данной отрасли в рамках обеспечения продовольственной безопасности страны. Подняты вопросы необходимости дальнейшей государственной поддержки развития отрасли. Для обоснования предложений, проанализированы динамика поголовья птицы и объема производства продукции птицеводства в современных условиях. Произведён сравнительный анализ объемов производства продукции птицеводства внутри страны и потребности для обеспечения продовольственной безопасности.
Ключевые слова: птицеводство, государственное регулирование, экономическая эффективность.
THE VECTOR OF THE STATE SUPPORT OF INDUSTRIAL POULTRY FARMING OF THE
RUSSIAN FEDERATION
A. N. Kislyakov
Ryazan regional branch of the social insurance Fund of the Russian Federation
Abstract: In this article the state regulation which promote increase of economic efficiency of production in poultry farming is considered. An in-depth analysis of the development of industrial poultry in the Russian Federation, which allowed to formulate reasonable proposals for the development of this industry in the framework of food security of the country. The issues of the need for further state support for the development of the industry are raised. To substantiate the proposals, analyzed the dynamics of poultry and poultry production in modern conditions. A comparative analysis of the volume of poultry production in the country and the needs for food security.
Keywords: poultry farming, state regulation, cost efficiency.
Нельзя недооценить развитие птицеводства с точки зрения продовольственной безопасности. Так в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации сказано, что «...в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 %» [1].
Бесспорно, на сегодняшний день отрасль птицеводства является флагманом животноводства, на которое делают большие ставки не только государство, но и частные инвесторы. Птицеводство с экономической точки является наиболее рентабельно и быстро окупаемо, по сравнению с другими направлениями животноводства.
Со стороны государства уже многие годы ведется активная, планомерная поддержка птицеводства, в рамках ряда законопроектов и программ развития.
Так изначально, господдержка осуществляется в рамках программы «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы» [2] и "Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2013 -2015 годы" [3]. На сегодняшний день основополагающими документами являются Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [4] и Концепция развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013-2020 года"[5]. В рамках Концепции поставлена задача к 2020 году достигнуть показателей: яйца -50 миллиардов штук; мяса птицы - 4,5 миллионов тонн [6].
Во многом благодаря государственной поддержке удалось вывести птицеводство страны на новый уровень. Так, за последние 18 лет, поголовье птицы было увеличено на 59%. Основной прирост - 19% был обеспечен развитием крупных сельскохозяйственных, активно пользующихся инструментами господдержки (субсидирование процентной ставки по кредитам, льготное налогообложение, меры таможенно-тарифной политики). Кроме того, необходимо отметить резкое увеличение поголовья птицы в крестьянские (фермерские) хозяйствах, почти в 4 раза, данных хозяйства осуществляется господдержка через гранты. За этот же период поголовье птицы в хозяйствах населения сократилось на 37%, таблица 1.
Таблица 1 - Поголовье птицы в Российской Федерации, на конец года, тыс. голов.
2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018
Хозяйства всех категорий 340665 357468 449711 543914 550169 555827 541494
Сельскохозяйственные организации 205151 241335 348045 445048 451539 460106 449289
Хозяйства населения 133667 112912 96840 88952 88378 85874 83115
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели 1847 3220 4826 9914 10252 9847 9090
Источник. Данные Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#
При ежегодном приросте поголовья, в период с 2017 по 2018 год наблюдается сокращение, в среднем на 3%, по причине вспышки птичьего гриппа, что не могло не отразиться негативно на производстве мяса и яиц, таблица 2.
Таблица 2 - Производство мясо птицы и яиц в Российской Федерации
2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018
Хозяйства всех категорий
Птица (в убойном весе) тыс.тонн 767,5 1387,8 2855,4 4540,9 4622,4 4941,0 4980,0
Яйца, млн штук 34084,7 37139,7 40758,9 42509,6 43514,5 44829,2 44901,2
Сельскохозяйственные организации
Птица (в убойном весе), тыс.тонн 502,0 1093,7 2515,7 4148,9 4232,0 4552,2 4596,0
Яйца, млн штук 24142,8 27358,3 31315,7 33410,8 34517,5 35924,3 36161,0
Хозяйства населения
Птица (в убойном весе), тыс.тонн 262,5 285,5 320,5 337,0 337,5 336,8 332,2
Яйца, млн штук 9801,5 9521,2 9135,8 8725,3 8545,2 8438,7 8274,0
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
Птица (в убойном весе), тыс.тонн 3,0 8,5 19,2 55,0 52,9 52,0 51,8
Яйца, млн штук 140,5 260,3 307,4 373,5 451,8 466,2 466,2
Источник. Данные Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connec^rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#
Благодаря ежегодному, стабильному приросту поголовья птицы, так же ежегодно и стабильно наблюдается прирост производства мяса. Так в 2018 году было получено 4980,0 тыс. тонн мяса птицы, что 6,5 раза больше чем в 2000 году. Производство яиц за аналогичный период увеличилось в 1,3 раза. Вспышка птичьего гриппа в 2017 году затормозило рост продуктивности отросли (1%), но не сократило его.
Таблица 3 - Производство мясо птицы и яиц в Российской Федерации на душу населения
2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 прогноз 2020 прогноз
Индикаторное значение производства * мяса птицы, тыс. тонн - - - 4000 4100 4200 4300 4400 4500
Производство мяса птицы, тыс. тонн 767,5 1387,8 2855,4 4540,9 4622,4 4941,0 4980,0 5205,4 5384,2
Производство мяса птицы на душу населения, кг 5,2 9,7 20,0 31,0 31,6 33,7 33,9 35,4 36,5
Индикаторное значение производства * яиц, млрд. штук - - - 46000 47000 47500 48000 49000 50000
Производство яиц, млрд. штук 34084,7 37139,7 40758,9 42509,6 43514,5 44829,2 44901,2 45801,7 46495
Производство яиц на душу населения шт 233,0 258,3 285,2 290,6 297,0 305,4 305,7 311,4 315,75
Источник. Данные Федеральной службы государственной статистики
http://www.gks.ru/wps/wcm/connec^rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#
* - Концепция развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013-2020 года
Привязав достигнутые результаты производства мясо птицы и яиц к населению, таблица 3, можно отметить ежегодное увеличение подушевого обеспечения, особенно после 2010 года. Чтобы оценить, имеющиеся результаты сравним их с запланированными значениями индикаторов Концепции. Так, уже в 2015 году результаты производства мяса птица превосходили запланированные на 13%, к 2018 году процент опережения вырос до 15%. Соответственно, производство мяса птицы на душу населения также увеличилось. Если Концепцией предполагалось к 2018 довести его до 30 кг в год, то по факту значение было превышено почти на 4 кг, чего нельзя сказать относительно производства яиц. Производство яиц в своем развитии в значительной степени уступает производству мяса и отстает от запланированных результатов на 6,4% на 2018 год, хотя относительно 2015 года удалось сократить отставание на 1,2%. Относительно индикаторного значения производства яиц на душу населения, оно так же не выполняется, 32 яиц в год не хватило до индикаторного значения.
Таким образом, подводя итоги, можно отметить бурный рост продуктивности птицеводческой промышленности, начиная с 2015 года, в основе которого в первую очередь лежала государственная поддержка. Дальнейшее развитие отросли должно происходить не по количественному, а по качественному направлению. Необходимо развивать импорт мяса птицы, поскольку на внутреннем рынке уже сейчас наблюдается перенасыщение, что приведет к сокращению темпов роста.
Литература
1. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»
2. Приказ Минсельхоза РФ от 15 декабря 2010 г. № 433 "Об утверждении целевой программы ведомства "Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы"
3. Приказ Минсельхоза РФ от 06.03.2013 г. № 129 «Об утверждении отраслевой программы ведомства "Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2013-2015 годы»
4. Постановление Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ 19.12.2014 № 1421).
5. Приказ Минсельхоза России от 15 декабря 2010 № 433 «Об утверждении концепции развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013-2020 года»
6. Полухин А.А. Направления совершенствования организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения отраслей животноводства в условиях импортозамещения на ресурсных рынках // Вестник аграрной науки. 2018. № 6 (75). С. 70-76
7. Полухин А.А., Семёнова Е.И. Новоселов Э.А. Методика обоснования проектов создания животноводческих комплексов // Экономика сельского хозяйства России. 2018. №12. С.35-39
8. Санду И.С., Бурак П.И. Полухин А.А. Формирование стратегических направлений модернизации технической базы сельского хозяйства на региональном уровне // Экономика сельского хозяйства России. 2014. №10. С. 11 -19