Научная статья на тему 'ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КИТАЯ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ СО ДНЯ СОЗДАНИЯ КПК'

ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КИТАЯ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ СО ДНЯ СОЗДАНИЯ КПК Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
434
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ / СТОЛЕТИЕ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ НА ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сун Лэй

Освещается хронология становления китайского конституционного законодательства под руководством Коммунистической партии Китая и на этой основе проводится анализ активной роли КПК в данном процессе. Автор делает вывод о том, что в ходе основания Китайской Народной Республики, в последовавший за тем период реформ и открытости, а также в новую эпоху социализма с китайской спецификой КПК играла ключевую роль в выполнении всех задач, связанных с формированием этих законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILESTONES IN THE FORMATION OF CHINA'S CONSTITUTIONAL LEGISLATION: A LOOK THROUGH ONE HUNDRED YEARS SINCE THE CREATION OF THE CPC

This article highlights the chronology of the formation of Chinese constitutional legislation under the leadership of the Chinese Communist Party and on this basis analyzes the active role of the CCP in this process. The author studied the development of the Chinese Constitution and the related legislation. This process has gone through a thorny path: inception (1927-1949), formation (1949-1966), stagnation (1966-1978), further development (1978-2012), and finally improvement (2012 - present). The main research methods were formal-legal (used to study the texts of the laws of China from 1927 to the present). The author identified the advantages and disadvantages of rule-making activities in the field of public law in China. In the course of the study, the author found that the creation of the CPC was a landmark event in the history of both the country and the whole world in 1921. In 2021, the CPC celebrates its centennial anniversary. As this difficult century has shown, comprehensive governance of the state on a legal basis is a key guarantee, essential for the commitment to this path and for its development, an indispensable condition for the modernization of the system and the potential of state governance. It is established that, under the leadership of the CPC, China tirelessly sought new solutions and invested great efforts in creating a rich and strong state, reviving the Chinese nation, and improving the people's well-being. During the founding of the People's Republic of China, in the period of reform and openness that followed, and in the new era of socialism with Chinese characteristics, the party played a key, decisive role in fulfilling all the tasks associated with the formation of these laws. As a result of the analysis, the author concludes that the party leadership, the people as the rightful owner of their country and the government of the state on the basis of law are closely related to each other and constitute an organism characterized by internal unity. As the experience of creating constitutional legislation shows, China needs to adhere to the organic unity of these three elements in practice. It is necessary to improve the system of implementation, control and guarantee of legal governance, to protect the authority of constitutional legislation. It is necessary to maintain and improve the institutional framework of the National People's Congress, continuously modernize the technique of lawmaking and improve its quality, and continue to deepen and develop scientific and democratic legislative work, recognize the importance of China's own conditions and national specifics, and study the fruits and experience of creating foreign constitutional legislation.

Текст научной работы на тему «ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КИТАЯ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ СО ДНЯ СОЗДАНИЯ КПК»

Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С. 253-262. Б01: 10.17223/15617793/470/31

УДК 342.4

Сун Лэй

ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КИТАЯ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ СО ДНЯ СОЗДАНИЯ КПК

Освещается хронология становления китайского конституционного законодательства под руководством Коммунистической партии Китая и на этой основе проводится анализ активной роли КПК в данном процессе. Автор делает вывод о том, что в ходе основания Китайской Народной Республики, в последовавший за тем период реформ и открытости, а также в новую эпоху социализма с китайской спецификой КПК играла ключевую роль в выполнении всех задач, связанных с формированием этих законов.

Ключевые слова: Коммунистическая партия Китая; столетие; Конституционное законодательство; верховенство права; управление государством на правовой основе.

Создание Коммунистической партии Китая (КПК), основание Китайской Народной Республики (КНР), а также провозглашение политики реформ и открытости и социализма с китайской спецификой - три важнейших для Китая исторических события со времен движения 4 мая, три главных столпа осуществления великого возрождения китайской нации с начала Нового времени [1]. Компартия была основана 23 июля 1921 г., что стало грандиозным событием для Китая и мира ХХ в. Создание партии в корне изменило направление развития страны и оказало глубочайшее влияние на ход мировой истории. За сто лет своего существования КПК прошла извилистый, но внушительный путь. Под ее руководством Китай нащупал собственный путь развития, соответствующий уникальным национальным условиям, - социализм с китайской спецификой. Как показало это непростое столетие, всестороннее управление государством на правовой основе есть ключевая гарантия, сущностно необходимая для приверженности этому пути и для его развития, неотъемлемое условие модернизации системы и потенциала управления государством. Конституция - это основной закон государства, главный свод правил для обеспечения порядка и стабильности, квинтэссенция партийной идеологии и ядро правовой системы социализма с китайской спецификой. Для всесторонней законности в государственном управлении она имеет исключительное и важнейшее значение. За последний век под началом КПК Конституция Китая и сопутствующие законы прошли тернистый путь: зарождение, формирование, застой, дальнейшее развитие и, наконец, совершенствование.

В данной статье автор приводит основные вехи становления китайского конституционного законодательства, освещает ключевые законы и события и на их основе резюмирует опыт, успехи и неудачи Коммунистической партии Китая на пути к верховенству права, а также высказывает свои ожидания и обозначает дальнейшие цели на этом поприще.

Зарождение конституционного законодательства Китая (1927-1949 гг.)

Описываемый период - особое время в истории китайского института права. На этом этапе во главу угла встали упразднение старой правовой системы,

усвоение опыта становления правовой системы народно-демократического режима в годы новодемократической революции и заимствование советской модели, на основе чего начали формироваться Конституция Китая и сопутствующее законодательство. В 1927 г. силами возглавляемых партией народных отрядов в уезде Цзинганшань началось строительство революционной базы: они установили демократическую власть рабочих, крестьян и солдат и занялись созданием местных законов. В ноябре 1931 г. в городе Жуйцзинь состоялся I Всекитайский съезд советов, на котором было провозглашено создание Китайской Советской Республики. Тогда же появились такие законы, как проект Конституции Китайской Советской Республики [2], закон «О земле» Китайской Советской Республики [3], закон «О труде» Китайской Советской республики [4] и др. Новое законодательство отличалось четкой направленностью и высокой функциональностью, а также имело ярко выраженный революционный окрас. Оно сыграло должную роль в формировании революционной базы и помогло КПК приобрести фундаментальный опыт руководства законотворчеством.

В период Народно-освободительной войны в Китае (1946-1949 гг.) с каждой новой военной победой и постоянным преумножением освобожденных районов наблюдалось и становление их политических прав и развитие правовых систем. На освобожденных территориях начали постепенно формироваться выборные собрания народных представителей разных уровней, а также избираемые и формируемые ими народные правительства. В последние годы войны площадь освобожденных земель стремительно возросла, и там, где не хватило времени на организацию всеобщих выборов, были сформированы временные политические организации - военно-контрольные советы, которые назначали членов местных народных правительств и вместе с такими правительствами приглашали представителей различных кругов для проведения народных собраний. В сентябре 1947 г. Центральный Комитет Компартии утвердил проект закона Китая «О земле» [5]. В проекте предлагалось уничтожить старую аграрную систему с ее феодальной и полуфеодальной эксплуатацией и осуществить принцип «поле - пахарю», обеспечить защиту народной промышленности и торговли, а также демократиче-

ских прав народа - документ стал главным итогом формирования сопутствующего конституционного законодательства в этот период.

Накануне образования Китайской Народной Республики Коммунистическая партия начала масштабную «чистку» законов Национальной партии - Гоминьдана. В апреле 1949 г. Народное правительство Северного Китая издало директиву об упразднении «Собрания законов шести отраслей права» и всех остальных постановлений Гоминьдана, тем самым запретив судам при народных правительствах всех уровней ссылаться на них при вынесении судебных решений [6. С. 2].

Формирование конституционного законодательства Китая (1949-1966 гг.)

Основание Китайской Народной Республики в 1949 г. «полностью изменило трагическую судьбу ослабленного, обедневшего, притесняемого другими Китая, тянувшуюся более сотни лет с начала периода Новой истории, и китайская нация вступила на славный и широкий путь осуществления великого возрождения» [7]. В сентябре 1949 г. в Бэйпине состоялась пленарная сессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) 1-го созыва. На ней были приняты закон «Об организации сессий НПКСК» [8], закон «Об организации Центрального народного правительства КНР» [9] и по сути своей выступавшая временной Конституцией «Общая программа НПКСК» [10]. Тогда же состоялось и избрание членов Центрального народного правительства. Все это сформировало прочную конституционную основу для создания нового Китая. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. Центральное народное правительство, руководствуясь практикой проведения и законотворческим опытом земельных реформ, опубликовало 30 июня 1950 г. закон КНР «О земельной реформе». Закон требовал: отменить помещичью собственность на землю, основанную на феодальной эксплуатации, установить крестьянскую собственность на землю, чтобы освободить производительные силы в сельском хозяйстве, развивать сельскохозяйственное производство и проложить путь к индустриализации нового Китая [11].

В сентябре 1954 г. прошла сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 1-го созыва, где была утверждена Конституция КНР - первая в новом Китае. Документ устанавливал принципы народной демократии и социализма, базовую институциональную основу для политической деятельности ВСНП, а также основные права и обязанности граждан. Стоит отметить, что шестой абзац предисловия к Конституции 1954 г. гласил: «Китай уже установил отношения нерушимой дружбы с великим Союзом Советских Социалистических Республик и странами народной демократии. Дружба нашего народа с миролюбивыми народами всего мира растет с каждым днем: эта дружба будет и впредь развиваться и укрепляться» [12]. В тот же период были разработаны законы «Об организации ВСНП» [13], «Об организации Госсовета» [14], «Об организации народных судов»

[15] и другие конституционные документы, закрепившие ключевые принципы политической жизни государства. В 1956 г. VIII съезд Коммунистической партии провозгласил:

- главным внутренним противоречием в Китае является расхождение между народной потребностью в ускоренном развитии экономической культуры и тем, что ее текущее состояние не способно удовлетворить такую потребность;

- основной на сегодняшний день задачей партии и всего китайского народа является консолидация усилий для разрешения этого противоречия, скорейшее превращение страны из отсталого аграрного в передовое промышленное государство [16].

Партия также постановила: «Страна должна, сообразно потребностям, постепенно и системно разработать законченное законодательство» [17]. Эта идейная установка и определила цель развития китайской Конституции и сопутствующего законодательства.

Однако начиная с 1957 г., когда сопротивление «правому» крылу набрало силу, в руководящем курсе партии и государства стали возникать серьезные упущения - развитие пошло не в том направлении. В 1958 г. на 2-й сессии VIII съезда КПК была изменена формулировка главного внутреннего противоречия Китая: участники съезда постановили, что таким вечным противоречием является борьба пролетариата с буржуазией, борьба социалистического пути с капиталистическим. Начался подъем около-«левой» идеологии и правового нигилизма. В течение долгих десяти лет, с 1957 по 1966 г., ВСНП не имело возможности нормально функционировать и эффективно осуществлять свои законодательные полномочия, в связи с чем изначально запланированные к разработке ключевые законы так и не были подготовлены. Так, работа по составлению проекта Уголовного кодекса началась еще в 1950 г., и к 1963 г. накопилось целых 33 его редакции, однако удар по всем направлениям деятельности так и не позволил опубликовать документ. В застойном состоянии оказались также проекты Уголовно-процессуального, Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов - их подготовка не была завершена.

Застой в развитии конституционного законодательства Китая (1966-1978 гг.)

16 мая 1966 г. Сообщение Центрального комитета Коммунистической партии Китая (так называемое Сообщение от шестнадцатого мая) [18] официально ознаменовало начало Великой пролетарской культурной революции. За восемь долгих лет после 33-й сессии ВСНП 3-го созыва в июне 1966 г. ни всекитайское собрание, ни его Постоянный комитет (ПК) не провели ни единого заседания - законодательная работа полностью остановилась. В январе 1975 г. в условиях строгой секретности и в закрытом формате состоялась 1-я сессия ВСНП 4-го созыва. На ней приняли новую Конституцию КНР [19], в которую вошли и «левая» идейно-политическая линия, уже многие годы формировавшаяся в партии и государстве, и многие ошибки Культурной революции - издание 1975 г. имело много серьезных изъянов. Культурная революция нанесла

серьезный урон строительству правовой демократической системы Китая - работа по становлению конституционного законодательства КНР натолкнулась на непробиваемую стену.

Конец Культурной революции пришелся на октябрь 1976 г. [20]. В течение двух лет после ее завершения партия и государство, хотя и сделали некоторые шаги в формировании Конституции, все же не сумели окончательно и бесповоротно устранить ошибки этого периода на уровне программной политики. Они не смогли осуществить исторический переворот, а лишь закрепили «окололевые» революционные идеи и установку «управлять государством на основе программы», где под «программой» подразумевалась классовая борьба. В результате законодательная деятельность так не сдвинулась с мертвой точки, а в формировании конституционного законодательства не было достигнуто ни малейшего прогресса.

В феврале 1978 г. 1-я сессия ВСНП 5-го созыва утвердила новую Конституцию [21], и хотя в нее вернулись некоторые положения из издания 1954 г., документ все же унаследовал часть неверных идей предыдущей версии. Он сохранил устаревшие теоретические подходы и противоречащие реальной обстановке пункты, из-за чего оказался неспособен отвечать потребностям нового времени [6. С. 6].

Новый виток развития конституционного законодательства Китая (1978-2012 гг.)

III пленум ЦК КПК 11 -го созыва, состоявшийся в декабре 1978 г., ознаменовал повторное утверждение марксистского курса в идеологии, политике и организации партии. Этот величайший со времен создания КНР поворот в истории китайской Компартии имел исключительное значение - в Китае начался период реформ и открытости [22]. В феврале 1979 г. на 6-й сессии ПК ВСНП 5-го созыва было принято решение о создании в рамках данного органа Комитета по делам правовой системы. В июле 2-я сессия ВСНП 5-го созыва разработала семь законов, в том числе «О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней» [23], «Об организации местных собраний народных представителей и народных правительств различных ступеней» [24], «Об организации народных судов» [25] и «Об организации народной прокуратуры» [26]. Это событие стало важнейшим прорывом в законодательной деятельности после двадцатилетнего перерыва и открыло в истории нового Китая эру масштабного законотворчества [27. С. 27].

В декабре 1982 г. на 5-й сессии ВСНП 5-го созыва была принята новая Конституция [28. С. 2]. Она закрепила институциональные основы и ключевые задачи государства, основные принципы его политической жизни, а также выступила фундаментальной гарантией политики реформ и открытости и осуществления модернизации социализма. Конституция от 1982 г. реформировала законодательную систему с конституционных позиций: наделила Госсовет правом разрабатывать административные подзаконные акты,

разрешила министерствам и комитетам Госсовета издавать уставы, подтвердила право собраний народных представителей и их постоянных комитетов в провинциях и городах центрального подчинения разрабатывать местные постановления, позволила собраниям народных представителей национальных автономных регионов разрабатывать собственные акты и положения. Публикация издания 1982 г. ознаменова-лы начало нового исторического этапа в развитии конституционного законодательства.

В начале 1992 г. Дэн Сяопин совершил поездку по югу Китая, посетив в том числе Учан, Шэньчжэнь, Чжухай и Шанхай, и в ходе турне выступил с речью, получившей название «южная». В октябре XIV съезд КПК недвусмысленно заявил, что целью реформ экономической системы Китая является становление социалистической рыночной экономики [29]. В марте 1993 г. на

1-й сессии ВСНП 8-го созыва были приняты поправки к Конституции, в которых значилось: «Государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику»; «государство усиливает экономическое законодательство, совершенствует макрорегулирование» [28. С. 35]. В сентябре 1997 г. XV съезд КПК выдвинул цели развития национальной экономики и общества в первое десятилетие XXI в., установил курс на «управление государством на правовой основе и строительство социалистического правового государства» [30], а также постановил к 2010 г. сформировать правовую систему социализма с китайской спецификой. В марте 1999 г. на

2-й сессии ВСНП 9-го созыва были приняты очередные поправки: в текст Конституции вошла формулировка «Китайская Народная Республика управляется на правовой основе и строит социалистическое правовое государство» [28. С. 39].

Благодаря поправкам, утвержденным на 2-й сессии ВСНП 10-го созыва в марте 2004 г., в Конституцию были включены такие статьи, как «государство уважает и гарантирует права человека», «законная частная собственность граждан неприкосновенна» [28. С. 43]. Подобные изменения дали новый стимул прогрессу и развитию Китая в экономической, политической, культурной и социальной сферах [6. С. 9]. Затем, в 2005 г., в целях защиты суверенитета и территориальной целостности, а также содействия мирному объединению Китая ВСНП разработало закон «О противодействии расколу государства» [31]. К концу 2010 г. основной этап формирования правовой системы социализма с китайской спецификой фактически завершился - она состояла из семи отраслей права (конституционное, гражданское и торговое, административное, экономическое, социальное, уголовное, процессуальное и непроцессуальное), имела три источника (законы, административные постановления и локальные акты), а Конституция КНР являлась ее центральным ядром. Отныне законодательство охватывало все сферы жизни государства, включая экономическую, политическую, культурную и социальную [32].

Совершенствование конституционного законодательства Китая (2012 г. - наст. вр.)

XVIII съезд КПК в ноябре 2012 г. ознаменовал начало новой эпохи социализма с китайской специфи-

кой [33]. В докладе съезда подчеркивалось: правовое управление есть основной способ управления государством, необходимо продвигать научное законотворчество, строгое правоприменение, справедливое правосудие и повсеместное соблюдение законов, отстаивать принцип всеобщего равенства перед лицом закона. После 2013 г. ВСНП и его Постоянный комитет активизировали деятельность по разработке законов о государственной безопасности. Один за другим появились законы «О борьбе со шпионажем» [34], «О государственной безопасности» [35], «О борьбе с терроризмом» [36], «О регулировании деятельности иностранных неправительственных организаций на территории Китая» [37], «Об оборонном транспортном сообщении» [38], «О кибербезопасности» [39], «О государственной разведке» [40], «О ядерной безопасности» [41], «О защите государственной безопасности в САР Гонконг» [42] и т.д. Указанные документы обеспечили сильную правовую гарантию для защиты государственной безопасности и национальных интересов.

В октябре 2014 г. на 4-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва было принято «Решение ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего содействия управлению государством на правовой основе» [43], где подчеркивалась важность становления правовой системы социализма с китайской спецификой и заявлялось о необходимости устранять пробелы в реализации положений Конституции и повышать интенсивность надзора. В декабре 2015 г. Постоянный комитет ВСНП принял закон «О государственных наградах и государственных почетных званиях» [44], обеспечив внедрение установленного Конституцией государственного института награждения. В сентябре 2017 г. тот же орган принял закон «О государственном гимне» [45], который наряду с уже действовавшими тогда законами «О государственном флаге» [46] и «О государственном гербе» [47] защищал закрепленное в Конституции достоинство важных символов государства [48]. В октябре 2017 г. в докладе XIX съезда КПК было подчеркнуто: «Обеспечение всестороннего верховенства закона в государственном управлении является сущностным требованием и важнейшей гарантией социализма с китайской спецификой. Необходимо обеспечить руководство КПК во всем процессе и во всех аспектах управления государством на основе закона, неуклонно идти по пути утверждения верховенства закона в условиях социализма с китайской спецификой, совершенствовать социалистическую систему законодательства с китайской спецификой, ядро которой составляет Конституция, создавать социалистическую правовую систему с китайской спецификой и социалистическое правовое государство» [49].

В марте 2018 года 1-я сессия ВСНП 13-го созыва приняла поправки к Конституции [28. С. 48] и закон «О контроле» [50], за счет чего обогатила содержание установки «поддерживать и усиливать всестороннее руководство КПК», дополнила провозглашенные Конституцией ключевые государственные задачи, цели борьбы и институт государственного руководства, закрепила институт государственного контроля,

упрочила институциональную основу долгосрочного порядка и стабильности в стране [51]. На Центральном рабочем заседании по всестороннему обеспечению законности в государственном управлении, прошедшем 16 и 17 ноября 2020 г., идеи Си Цзиньпина о правовом управлении были признаны руководящей идеологией всестороннего верховенства права в управлении государством. На заседании Си Цзиньпин выдвинул требования относительно ключевых задач для обеспечения такого верховенства в текущий и будущий периоды. Он указал 11 направлений деятельности, включая следующие: неуклонно обеспечивать руководство партии во всестороннем верховенстве права в государственном управлении, сохранять центральную роль народа, придерживаться пути верховенства закона в условиях социализма с китайской спецификой, неотступно руководствоваться законом в управлении и Конституцией в осуществлении власти [52].

По итогам XVIII съезда КПК Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет провели всестороннее усиление законодательной деятельности в ключевых областях, усовершенствовали правовую систему социализма с китайской спецификой, ядром которой является Конституция. В этот период законотворчество, основным направлением которого раньше была экономика, переориентировалось на сбалансированное формирование как экономических, так и социальных законов. Его особенности включали:

1) ускорение формирования законодательства о государственной безопасности;

2) содействие разработке и принятию Гражданского кодекса;

3) продолжение законотворчества в отношении рыночной экономики;

4) ускорение темпов законодательной деятельности в области экокультурного строительства;

5) совершенствование формирования социально-демократического законодательства.

На конец декабря 2018 г. в Китае действовал 271 закон, 119 решений по правовым и иным важным вопросам, 759 административных актов и более 12 тысяч местных положений [6. С. 11].

Какой урок мы можем извлечь?

Успехи в становлении Конституции и сопутствующего законодательства, которых Китай добился за сто лет со дня создания Коммунистической партии Китая, а в особенности за те семьдесят из них, когда уже существовала Китайская Народная Республика, поразили все мировое сообщество. Правовая система социализма с китайской спецификой непрерывно движется по пути совершенствования. Она обеспечивает прочную правовую гарантию продвижения всестороннего управления государством на основе закона и Конституции, становления системы правового управления в условиях социализма с китайской спецификой и правового государства, реализующего социализм с китайской спецификой.

КПК является правящей партией Китая, и ее руководство есть самая естественная черта социализма с

китайской спецификой, закрепленная в Конституции. Партийное руководство, народ как полноправный хозяин своей страны и управление государством на основе права тесно связаны с друг другом и составляют организм, отличающийся внутренней целостностью. Как показывает опыт создания конституционного законодательства, Китаю необходимо придерживаться органического единства трех этих элементов на практике. Устав Коммунистической партии Китая гласит: «Партия обязана действовать в рамках Конституции и других законов» [53]. Действующая Конституция тоже однозначно устанавливает: «Никакие организации или частные лица не должны пользоваться привилегиями, выходящими за рамки Конституции и законов» [28. С. 61]. Эти положения и определили базовый принцип единства указанных элементов.

Необходимо совершенствовать системы реализации, контроля и гарантии правового управления, защищать авторитет конституционного законодательства. В содействии всестороннему управлению государством на правовой основе руководство на основе закона является ключевым звеном, научное законотворчество - предпосылкой, строгое правоприменение - основной задачей, судебная справедливость -оборонительным рубежом, а всенародное соблюдение законов - фундаментом. Применение конституционных законов и становление их авторитета неотделимо от реализованных на практике принципов строгого правоприменения, справедливой судебной системы и соблюдения законов всеми людьми. Основополагающая роль закона в осуществлении власти обеспечивает его верховенство в управлении государством, и та же логика справедлива для Конституции. Защищать авторитет конституционного законодательства - значит защищать авторитет общей воли партии и народа. Отстаивать достоинство конституционного законодательства - значит отстаивать достоинство общей воли партии и народа. Обеспечивать применение конституционного законодательства - значит обеспечивать претворение общей воли партии и народа в жизнь.

Важно поддерживать и совершенствовать институциональную основу деятельности Всекитайского

собрания народных представителей, непрерывно модернизировать технику законотворчества и повышать его качество, продолжать углублять и развивать научную и демократическую законодательную работу. Институт ВСНП есть основная политическая система Китая, его форма правления. Для активизации законодательной деятельности и его качественного развития необходимо реализовать руководящую роль Собрания народных представителей в этом процессе. Нельзя допускать рассеяния национальной законодательной власти по отдельным департаментам, превращения права на законотворчество в частный интерес департаментов и легализации такого интереса за счет законодательной деятельности департаментов. В своей законодательной деятельности ВСНП следует сосредоточиться как на фактической выполнимости законов, так и на их ориентированности на будущее; не забывать как подтверждать успехи реформ через законотворчество, так и оставлять пространство и возможности для их углубления. При создании законов важно двигаться в одном направлении с массами, позволять всем социальным слоям принимать активное участие в этом процессе, тем самым повышая прозрачность законодательной деятельности и степень демократизации общества.

Следует также признавать важность собственных условий и национальной специфики Китая, изучать плоды и опыт создания иностранного конституционного законодательства. В создании законов необходимо исходить из национальных условий страны, глубоко понимать и хорошо владеть особенностями развития Китая на каждом этапе, разворачивать законодательную деятельность вокруг слаженного развития строительства экономики, политики, культуры, общества и экокультуры. Конституционное законодательство требует глубокого погружения в источники традиционного китайского права, усвоения выдающейся правовой культуры китайской нации одновременно с изучением и заимствованием полезного зарубежного опыта в законодательстве, а также усердным исследованием конституционных теорий других стран, чтобы почерпнуть из них то, что принесет пользу становлению конституционных законов в Китае.

ЛИТЕРАТУРА

1. Си Цзиньпин: Речь на собрании в честь сорокалетия политики реформ и открытости // Жэньминь жибао. 19.12.2018. [ЧЖТ. ftÄtÄB^

AKHffi, 2018^12^190] (на китайском языке).

2. Проект Конституции Китайской Советской Республики от 07.11.1931 г. // Китайская сеть: национальные условия Китая. URL: http://guoqing.china.com.cn/2012-08/30/content_26380103.htm (дата обращения: 04.02.2021). , 1931^11^7 0.ФЯИ] (на китайском языке).

3. Закон «О земле» Китайской Советской Республики от 01.12.1931 г. // Китайская экономическая сеть. URL: http://www.ce.cn/xwzx/gnsz/szyw/200705/21/t20070521_11434617.shtml (дата обращения: 04.02.2020). 1931^12^1

(на китайском языке).

4. Закон «О труде» Китайской Советской республики от 01.12.1931 г. // Китайская экономическая сеть. URL: http://www.ce.cn/xwzx/gnsz/szyw/200705/21/t20070521_11434652.shtml (дата обращения: 04.02.2021). 1931^12^1

(на китайском языке).

5. Проект закона Китая «О земле» от 13.09.1947 г. // Сеть земельных ресурсов. URL: http://www.tdzyw.com/2013/0603/29113.html (дата обращения: 04.02.2021). , 1947^9^ 13 0,±ЙШ1И] (на китайском языке).

6. Чжан Шэн: История законодательства Китайской Народной Республики (1949-2019 гг.). Пекин : Право, 2020. 545 с. Ф^АКй

1949-2019 2020^] (на китайском языке).

7. Си Цзиньпин: Речь на заседании в честь семидесятилетия основания Китайской Народной Республики // Жэньминь жибао. 02.10.2019.

, 2019^10^20] (на китайском языке).

8. Закон «Об организации сессий НПКСК» от 27.09.1949 г. // Жэньминь жибао. 30.09.1949. [ФЯЛКШ>и№Й£Ш1ЯЯЙ, 1949^9^27 0,ЛК 0Ä] (на китайском языке)

9. Закон «Об организации Центрального народного правительства КНР» от 27.09.1949 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4237.htm (дата обращения: 04.02.2021). [Ф^ЛКЙЭДЯФЛЛКШШИЯЙ

, 1949^9Я270,ФЯЛАЯ] (на китайском языке).

10. Общая программа НПКСК от 29.09.1949 г.// Юридическая библиотека. URL: http://www.law-lib.com/law/law_view.asp?id=283576 (дата обращения: 04.02.2021). 1949^9^29 (на китайском языке).

11. Закон КНР «О земельной реформе КНР» от 30.06.1950 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4246.htm (дата обращения: 04.02.2021). 1950^6^30 0,^ЯЛАЯ ] (на китайском языке).

12. Конституция Китайской Народной Республики от 20.09.1954 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/26/content_4264.htm (дата обращения: 25.02.2021). [Ф^ЛКЙЭДЯ^Й, 1954^9^200,^ ЯЛАЯ ] (на китайском языке).

13. Закон «Об организации ВСНП» от 20.09.1954 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4265.htm (дата обращения: 04.02.2021). [^ЯЛК^ША^ИЯЯЙ, 1954^9^20 0.ФЯЛАЯ ] (на китайском языке).

14. Закон «Об организации Госсовета» от 21.09.1954 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4266.htm (дата обращения: 04.02.2021). [Я#1Ш!ЯЯЙ, 1954^9^121 0.ФЯЛА Я ] (на китайском языке).

15. Закон «Об организации народных судов» от 21.09.1954 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4267.htm (дата обращения: 04.02.2021). [ЛКЙКШЯЙ, 1954^9^121 0.ФЯЛ АЯ] (на китайском языке).

16. Хроники в КНР за 1956 г. // Сайт: Центральное народное правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434249.htm (дата обращения: 04.02.2021). [Ф^ЛКЙ?ПЯАШЕ( 1956^),ФЯФ^ЛКШЯЯЙ] (на китайском языке).

17. Пресс-служба Госсовета КНР: Белая книга «Правовая система социализма с китайской спецификой» от 27.10.2010 г. // Центральное народное правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2011-10/27/content_2615783.htm (дата обращения: 04.02.2021). [Я^К^

Я^А!: 2010^10Я270 ),ФЯФЛЛКШЯЯЙ] (на китайском языке).

18. Сообщение Центрального комитета Коммунистической партии Китая от 16.05.1966 г. // Сайт: Образование, литература, история и философия. URL: http://www.yxjedu.com/li_shi_shun_jian/lian_jie_wangye/516_tong_zhi_quanwen/516_tongzhi_quanwen.htm (дата обращения: 04.02.2021). [ФЯЙ^^ФЛ^Й^ЖЯ (Ж-ЛЖЯ ), 1966^5Я16 0,ЙШ££ЙЯ] (на китайском языке).

19. Конституция Китайской Народной Республики от 17.01.1975 г. // Сайт: Байду URL: https://duxiaofa.baidu.com/detail?cid=dc14cc1823e64a4f1d035a854bcce923_law&searchType=statute (дата обращения: 25.02.2021). [Ф^Л

КЙЭДЯ^Й, 1975^1Я17 0,ЙФЙ] (на китайском языке).

20. Хроники в КНР за 1976 год.// Сайт: Центральное народное правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434288.htm (дата обращения: 25.02.2021). [Ф^ЛКЙ?ПЯАШЕ( 1976^),ФЯФ^ЛКШЯ ЯЙ]

21. Конституция Китайской Народной Республики от 05.03.1978 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/06/content_4365.htm (дата обращения: 25.02.2021). [Ф^ЛКЙЭДЯ^Й, 1978^3Я50,Ф ЯЛАЯ] (на китайском языке).

22. Хроники в КНР за 1978 год.// Сайт: Центральное народное правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434288.htm (дата обращения: 25.02.2021). [Ф^ЛКЙ?ПЯАШЕ( 1978 ),ФЯФ^ЛКШЯЯЙ] (на китайском языке).

23. Закон «О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней» от 01.07.1979 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/1982-

12/10/content_1478463.htm (дата обращения: 25.02.2021). 1979^7^ 1 0,^ЯЛ

АЯ] (на китайском языке).

24. Закон «Об организации местных собраний народных представителей и народных правительств различных ступеней» от 01.07.1979 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/1982-12/10/content_1478474.htm (дата обращения:

25.02.2021). 1979^7^1 0,^ЯЛАЯ] (на китайском языке).

25. Закон «Об организации народных судов» от 01.07.1979 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/06/content_4377.htm (дата обращения: 25.02.2021). [ЛКЙКШЯЙ , 1979^7^ 1 0,^ЯЛ АЯ] (на китайском языке).

26. Закон «Об организации народной прокуратуры» от 01.07.1979 г. // Юридическая библиотека. URL: http://www.law-lib.com/law/law_view.asp?id=1947 (дата обращения: 25.02.2021). [ЛК^ШлШЯЙ, 1979^7^ 1 0,äftfflitt] (на китайском языке).

27. Научно-исследовательский кабинет Рабочей комиссии по вопросам законодательства ПК ВСНП: Обзор успехов законодательной деятельности Китая за 40 лет политики реформ и открытости. Пекин : Право, 2019. 356 с. = = : ЙЯВ£

2019^] (на китайском языке).

28. Конституция Китайской Народной Республики (с текстом присяги). Пекин : Право, 2018. 90 с. [Ф^ЛКЙЭДЯ^Й (^fiw3) ,db Ä: 2018^] (на китайском языке).

29. Хроники в КНР за 1992 г. // Центральное народное правительство КНР : сайт. URL: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434364.htm(дата обращения: 25.02.2021). [Ф^ЛКй?РЯАШЕ( 1992 ),ФЯФЛЙЯЯЙ] (на китайском языке).

30. Хроники в КНР за 1997 г. // Сайт: Центральное народное правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434371.htm(дата обращения: 25.02.2021). [Ф^ЛКй?РЯАШЕ( 1997 ),ФЯФЛЙЯЯЙ] (на китайском языке).

31. Закон «О противодействии расколу государства» от 21.06.2005 г. // Центральное народное правительство КНР : сайт. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2005-06/21/content_2602175.htm (дата обращения: 25.02.2021). [ЖЯЖ^ШЙ, 2005^6^121 0.ФЯФЛЛ КЙЯЯ] (на китайском языке).

32. У Банго: Рабочий доклад ПК ВСНП на 1-ой сессии ВСНП 12-го созыва 08.03.2013 г. // Жэньминь жибао. 21.03.2013. [ЙЯЯ. ^ЯЛА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(на китайском языке).

33. Центр теоретических исследований Научно-исследовательского кабинета ЦК КПК по изучению истории партии: Накрепко усвоить основные реалии страны на начальной стадии социализма // Цюши. 2017. № 22. [ФЙФ^^^^^^Ш^^ЙФ^: = ШШЙЙЖФЯ'И, 2017^,0221] (на китайском языке).

34. Закон «О борьбе со шпионажем» от 01.11.2014 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c12488/201411/0295b4d987f2418b8137d53f1b9c311e.shtml (дата обращения: 25.02.2021). , 2014^11 Я10,^ЯЛАЯ] (на китайском языке).

35. Закон «О государственной безопасности» от 01.07.2015 г. // Министерство обороны КНР. URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2016-02/19/content_4621258.htm(дата обращения: 25.02.2021). [ЯЖЙ^Й , 2015^7^ 1 0,ФЯЯК^ЯЙ] (на китайском языке).

36. Закон «О борьбе с терроризмом» от 27.12.2015 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c12488/201512/294ba4e3865f46318cb0ad7c4d55d1d6.shtml (дата обращения: 25.02.2021). [ЖЙ'И^^Й, 2015 ^12Я270,^ЯЛАЯ] (на китайском языке).

37. Закон «О регулировании деятельности иностранных неправительственных организаций на территории Китая» от 28.04.2016 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/201711/80fc41d10c67424e964032426e4c524e.shtml (дата обращения: 01.03.2021). 2016^4^ 28 0,^ЯЛАЯ] (на китайском языке).

38. Закон «Об оборонном транспортном сообщении» от 03.09.2016 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c12488/201609/bc633f929fdd4cfaac65446295a46554.shtml (дата обращения: 01.03.2021). [ЯК^ЖЙ, 2016^9 Я30,^ЯЛАЯ] (на китайском языке).

39. Закон «О кибербезопасности» от 07.11.2016 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2017-02/20/content_2007531.htm (дата обращения: 01.03.2021). , 2016^11^70,^Я ЛАЯ] (на китайском языке)

40. Закон «О государственной разведке» от 27.06.2017 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/201806/483221713dac4f31bda7f9d951108912.shtml (дата обращения: 01.03.2021). [ЯЖ'ИДЙ, 2017^ 6Я27 0,^ЯЛАЯ] (на китайском языке)

41. Закон «О ядерной безопасности» от 01.09.2017 г. // Министерство обороны КНР : сайт. URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2017-09/02/content_4790613.htm (дата обращения: 01.03.2021). 2017^9^ 1 0,ФЯЯК^ЯЙ] (на китайском языке).

42. Закон «О защите государственной безопасности в САР Гонконг» от 03.06.2020 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202007/3ae94fae8aec4468868b32f8cf8e02ad.shtml (дата обращения: 01.03.2021). [^ЖЙШтЙК®^ ЯЖЙ^Й, 2020^6^3 0.ФЯЛАЯ] (на китайском языке).

43. Решение ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего содействия управлению государством на правовой основе // Жэньминь жибао. 29.10.2014. ,ЛК0Д, 2014^10^290] (на китайском языке).

44. Закон «О государственных наградах и государственных почетных званиях» от 27.12.2015 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/xinwen/2015-12/28/content_1957464.htm (дата обращения: 01.03.2021).

2015^12Я270,^ЯЛАЯ] (на китайском языке).

45. Закон «О государственном гимне» от 01.09.2017 г. // Центральное народное правительство КНР : сайт. URL: http://www.gov.cn/guoqing/2017-09/04/content_5222515.htm (дата обращения: 01.03.2021). [ЯЖЙ, 2017^9^ 1

ЯЙ] (на китайском языке).

46. Закон «О государственном флаге» от 01.10.1990 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2008-12/15/content_1462082.htm (дата обращения: 01.03.2021). [ЯЙЙ, 1990^10^ 1 0,^ЯЛАЯ] (на китайском языке).

47. Закон «О государственном гербе» от 01.10.1991 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2008-12/15/content_1462081.htm (дата обращения: 01.03.2021). [ЯШЙ, 1991^10^ 1 0,^ЯЛАЯ] (на китайском языке).

48. Чжан Дэцзян: Рабочий доклад ПК ВСНП на 1-й сессии ВСНП 13-го созыва 11.03.2018 г. // Жэньминь жибао. 25.03.2018. [ЖШЕ: ^Я

= , 2018^3^25 0] (на ки-

тайском языке).

49. Си Цзиньпин: добиться решающей победы в полном построении среднезажиточного общества, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху: доклад на 19-м Всекитайском съезде КПК // Жэньминь жибао. 28.10.2017. [ЧЖТ: Ätt^ffiS

йФя^й^+А^н-гса^^ш^ ,леай, 2017^10^280] (на

китайском языке).

50. Закон «О контроле» от 20.03.2018 г. // Юридическая библиотека. URL: http://lawdb.cncourt.org/show.php?fid=149433 (дата обращения: 01.03.2021). [К^Й, 2018^3Я20 0,Й#Щ^В] (на китайском языке).

51. Ли Чжаньшу: Рабочий доклад ПК ВСНП на 2-й сессии ВСНП 13-го созыва 08.03.2019 г. // Чжунго жэньда. 2019. № 6. . ^НЛ

= 2019^,Ш6Й] (на китай-

ском языке).

52. Си Цзиньпин: неуклонно придерживаться пути верховенства закона в условиях социализма с китайской спецификой, создавать сильную правовую гарантию для всестороннего построения модернизированного социалистического государства // Жэньминь жибао.

18.11.2020. 2020^11

И 18 0 ] (на китайском языке).

53. Устав Коммунистической партии Китая от 06.09.1982 г. // Член Коммунистической партии : сайт. URL: http://fuwu.12371.cn/2014/12/24/ARTI1419388285737423.shtml (дата обращения: 01.03.2021). [ФЙЙ^^^*, 1982^9И6

ЙН] (на китайском языке).

Статья представлена научной редакцией «Право» 20 июля 2021 г.

Milestones in the Formation of China's Constitutional Legislation: A Look Through One Hundred Years Since the Creation of the CPC

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2021, 470, 253-262. DOI: 10.17223/15617793/470/31

Song Lei, Beijing Institute of Technology (Beijing, People's Republic of China); Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Keywords: Communist Party of China; centenary; constitution; constitutional legislation; rule of law; governance of state on legal basis.

This article highlights the chronology of the formation of Chinese constitutional legislation under the leadership of the Chinese Communist Party and on this basis analyzes the active role of the CCP in this process. The author studied the development of the Chinese Constitution and the related legislation. This process has gone through a thorny path: inception (1927-1949), formation (1949-1966), stagnation (1966-1978), further development (1978-2012), and finally improvement (2012 - present). The main research methods were formal-legal (used to study the texts of the laws of China from 1927 to the present). The author identified the advantages and disadvantages of rule-making activities in the field of public law in China. In the course of the study, the author found that the creation of the CPC was a landmark event in the history of both the country and the whole world in 1921. In 2021, the CPC celebrates its centennial anniversary. As this difficult century has shown, comprehensive governance of the state on a legal basis is a key guarantee, essential for the commitment to this path and for its development, an indispensable condition for the modernization of the system and the potential of state governance. It is established that, under the leadership of the CPC, China tirelessly sought new solutions and invested great efforts in creating a rich and strong state, reviving the Chinese nation, and improving the people's well-being. During the founding of the People's Republic of China, in the period of reform and openness that followed, and in the new era of socialism with Chinese characteristics, the party played a key, decisive role in fulfilling all the tasks associated with the formation of these laws. As a result of the analysis, the author concludes that the party leadership, the people as the rightful owner of their country and the government of the state on the basis of law are closely related to each other and constitute an organism characterized by internal unity. As the experience of creating constitutional legislation shows, China needs to adhere to the organic unity of these three elements in practice. It is necessary to improve the system of implementation, control and guarantee of legal governance, to protect the authority of constitutional legislation. It is necessary to maintain and improve the institutional framework of the National People's Congress, continuously modernize the technique of lawmaking and improve its quality, and continue to deepen and develop scientific and democratic legislative work, recognize the importance of China's own conditions and national specifics, and study the fruits and experience of creating foreign constitutional legislation.

REFERENCES

1. Xi Jinping. (2018) Speech at the meeting in honor of the fortieth anniversary of the policy of reform and openness. People's Daily. 19 December. (In Chinese).

2. Chinese Network: National Conditions of China. (2012) Draft Constitution of the Chinese Soviet Republic of 07.11.1931. [Online] Available from: http://guoqing.china.com.cn/2012-08/30/content_26380103.htm (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

3. Chinese Economic Network. (2007) The Law "On Land" of the Chinese Soviet Republic of 01.12.1931. [Online] Available from: http://www.ce.cn/xwzx/gnsz/szyw/200705/21/t20070521_11434617.shtml (Accessed: 04.02.2020). (In Chinese).

4. Chinese Economic Network. (2007) The Law "On Labor" of the Chinese Soviet Republic of 01.12.1931. [Online] Available from: http://www.ce.cn/xwzx/gnsz/szyw/200705/21/t20070521_11434652.shtml (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

5. Network of Land Resources. (2013) Draft Law of China "On Land" of 13.09.1947. [Online] Available from: http://www.tdzyw.com/2013/0603/29113.html (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

6. Zhang Sheng. (2020) History of the Legislation of the People's Republic of China (1949-2019). Beijing: Pravo Publishing House. (In Chinese).

7. Xi Jinping. (2019) Speech at the meeting in honor of the seventieth anniversary of the founding of the People's Republic of China. People's Daily. 02 October. (In Chinese).

8. Newspaper of the People's Daily. (1949) The Law "On the organization of the sessions of the CPPCC" of 27.09.1949. 30 September. (In Chinese).

9. Network of the National People's Congress. (2000) The Law "On the organization of the Central People's Government of the People's Republic of China" of27.09.1949. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4237.htm (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

10. Law-lib.com. (1949) The general program of the NPKSK of 29.09.1949. [Online] Available from: http://www.law-lib.com/law/ law_view.asp?id=283576 (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

11. Network of the National People's Congress. (2000) The Law "On Land Reform of the People's Republic of China" [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4246.htm (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

12. Network of the National People's Congress. (2000) Constitution of the People's Republic of China. 20.09.1954. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/26/content_4264.htm (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

13. Network of the National People's Congress. (2000) The Law "On the organization of the National People's Congress" of20.09.1954. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4265.htm (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

14. Network of the National People's Congress. (2000) The Law "On the organization of the State Council" of21.09.1954. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4266.htm (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

15. Network of the National People's Congress. (2000) The Law "On the organization of People's Courts" of21.09.1954. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4267.htm (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

16. Central People's Government of the People's Republic of China. (2009) Chronicles in the People's Republic of China for 1956. [Online] Available from: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434249.htm (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

17. Central People's Government of the People's Republic of China. (2011) Press Service of the State Council of the People's Republic of China: White Book "The legal system of Socialism with Chinese specifics" dated 27.10.2010. [Online] Available from: http://www.gov.cn/ zhengce/2011-10/27/content_2615783.htm (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

18. Yxjedu.com. (1966) Message of the Central Committee of the Communist Party of China from 16.05.1966. [Online] Available from: http://www.yxjedu.com/li_shi_shun_jian/lian_jie_wangye/516_tong_zhi_quanwen/516_tongzhi_quanwen.htm (Accessed: 04.02.2021). (In Chinese).

19. Baidu. (1975) Constitution of the People's Republic of China of 17.01.1975. [Online] Available from: https://duxiaofa.baidu.com/ detail?cid=dc 14cc1823e64a4f1d035a854bcce923_law&searchType=statute (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

20. Central People's Government of the People's Republic of China. (2009) Chronicles in China for 1976. [Online] Available from: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434288.htm (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

21. Network of the National People's Congress. (2000) Constitution of the People's Republic of China of 05.03.1978. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/06/content_4365.htm (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

22. Central People's Government of the People's Republic of China. (2009) Chronicles in China for 1978. [Online] Available from: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434288.htm (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

23. Network of the National People's Congress. (1979) The Law "On Elections to the National People's Congress and Local Assemblies of People's Representatives of various Levels" of 01.07.1979. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/1982-12/10/content_ 1478463.htm (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

24. Network of the National People's Congress. (1979) The Law "On the organization of local assemblies ofpeople's representatives and people's governments of various levels" of 01.07.1979. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/1982-12/10/content_1478474.htm (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

25. Network of the National People's Congress. (2000) The Law "On the organization of People's Courts" of 01.07.1979. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/06/content_4377.htm (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

26. Law-lib.com. (1979) The Law "On the organization of the People's Prosecutor's Office" of 01.07.1979. [Online] Available from: http://www.law-lib.com/law/law_view.asp?id=1947 (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

27. Research Office of the Working Committee on Legislation of the SC NPC. (2019) Review of China's legislative achievements over 40 years of reform and openness policies. Beijing: Pravo Publishing House. (In Chinese).

28. PRC. (2018) Constitution of the People's Republic of China (with the text of the oath). Beijing: Pravo Publishing House. (In Chinese).

29. Central People's Government of the People's Republic of China. (2009) Chronicles in the People's Republic of China for 1992. [Online] Available from: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434364.htm (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

30. Central People's Government of the People's Republic of China. (2009) Chronicles in China for 1997. [Online] Available from: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434371.htm (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

31. Central People's Government of the People's Republic of China. (2005) The Law "On counteraction to split state" dated 21.06.2005. [Online] Available from: http://www.gov.cn/zhengce/2005-06/21/content_2602175.htm (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

32. Wu Bango. (2013) Working paper PK NPC in the 1st Session of the National People's Congress of the 12th Convocation, 08.03.2013. People's Daily. 21 March. (In Chinese).

33. The Center for Theoretical Research of the Research Cabinet of the CPC Central Committee for the Study of the History of the Party. (2017) Hard to learn the basic realities of the country at the initial stage of socialism. Journal of Qiushi. 22. (In Chinese).

34. Network of the National People's Congress. (2014) The Law "On combating espionage" of 01.11.2014. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/npc/c12488/201411/0295b4d987f2418b8137d53f1b9c311e.shtml (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

35. Ministry of Defense of the People's Republic of China. (2016) The Law "On State Security" of 01.07.2015. [Online] Available from: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2016-02/19/content_4621258.htm (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

36. Network of the National People's Congress. (2015) The Law "On combating terrorism" of 27.12.2015. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/npc/c12488/201512/294ba4e3865f46318cb0ad7c4d55d1d6.shtml (Accessed: 25.02.2021). (In Chinese).

37. Network of the National People's Congress. (2017) The Law "On the regulation of the activities of foreign Non-governmental organizations in China" of 28.04.2016. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/201711/80fc41d10c67424e964032426e4c524e.shtml (Accessed: 01.03.2021). (In Chinese).

38. Network of the National People's Congress. (2016) The Law "On defense transport communication" of 03.09.2016. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/npc/c12488/201609/bc633f929fdd4cfaac65446295a46554.shtml (Accessed: 01.03.2021).

39. Network of the National People's Congress. (2017) The Law "On cybersecurity" of 07.11.2016. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2017-02/20/content_2007531.htm (Accessed: 01.03.2021). (In Chinese).

40. Network of the National People's Congress. (2018) The Law "On state intelligence" of 27.06.2017. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/201806/483221713dac4f31bda7f9d951108912.shtml (Accessed: 01.03.2021). (In Chinese).

41. Ministry of Defense of the People's Republic of China. (2017) The Law "On nuclear safety" of 01.09.2017. [Online] Available from: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2017-09/02/content_4790613.htm (Accessed: 01.03.2021). (In Chinese).

42. Network of the National People's Congress. (2020) The Law "On the protection of State security in the Hong Kong SAR " of03.06.2020. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202007/3ae94fae8aec4468868b32f8cf8e02ad.shtml (Accessed: 01.03.2021). (In Chinese).

43. People's Daily. (2014) The decision of the CPC Central Committee on some important issues of comprehensive assistance to governance of the state on a legal basis. 29 October. (In Chinese).

44. Network of the National People's Congress. (2015) The Law "On State awards and state honorary titles" of 27.12.2015. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/xinwen/2015-12/28/content_1957464.htm (Accessed: 01.03.2021). (In Chinese).

45. Central People's Government of the People's Republic of China. (2017) The Law "On the national anthem " of 01.09.2017. [Online] Available from: http://www.gov.cn/guoqing/2017-09/04/content_5222515.htm (Accessed: 01.03.2021). (In Chinese).

46. Network of the National People's Congress. (2008) The Law "On the state flag" of 01.10.1990. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2008-12/15/content_1462082.htm (Accessed: 01.03.2021). (In Chinese).

47. Network of the National People's Congress. (2008) The Law "On the state emblem" of 01.10.1991. [Online] Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2008-12/15/content_1462081.htm (Accessed: 01.03.2021). (In Chinese).

48. Zhang Dejiang. (2018) Working paper PK NPC in the 1st Session of the National People's Congress of the 13th Convocation, 11.03.2018. People's Daily. 25 March. (In Chinese).

49. XI Jinping. (2017) To achieve a decisive victory to complete building a moderately prosperous society, to win the great victory of socialism with Chinese characteristics for a new era - a report to the 19th national Congress of the CPC. People's Daily. 28 October. (In Chinese).

50. Lawdb.cncourt.org. (2018) The Law "On control" of 20.03.2018. [Online] Available from: http://lawdb.cncourt.org/show.php?fid=149433 (Accessed: 01.03.2021). (In Chinese).

51. Li Zhanshu. (2019) Working paper PK NPC in the 2nd Session of the National People's Congress of the 13th Convocation of 08.03.2019. Zhongguo Janda. 6. (In Chinese).

52. Xi Jinping. (2020) Firmly adhere to the path of the rule of law in the conditions of socialism with Chinese characteristics, create a strong legal guarantee for the comprehensive construction of a modernized socialist state. People's Daily. 18 November. (In Chinese).

53. CPC. (1982) Charter of the Communist Party of China of 06.09.1982. [Online] Available from: http://fuwu.12371.cn/ 2014/12/24/ARTI1419388285737423.shtml (Accessed: 01.03.2021). (In Chinese).

Received: 20 July 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.