Научная статья на тему 'Борьба с коррупцией в Китае: Конвенция ООН против коррупции и «Особая китайская модель»'

Борьба с коррупцией в Китае: Конвенция ООН против коррупции и «Особая китайская модель» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3064
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КОРРУПЦИЯ / 3-Й ПЛЕНУМ ЦК КПК 18-ГО СОЗЫВА / СИ ЦЗИНЬПИН / ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ПРОВЕРКИ ДИСЦИПЛИНЫ КПК / CHINA / CORRUPTION / THIRD PLENARY SESSION OF THE 18TH CPC CENTRAL COMMITTEE / XI JINPING / CENTRAL COMMISSION FOR DISCIPLINE INSPECTION OF THE COM MUNIST PARTY OF CHINA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Лариса Николаевна

В статье анализируются особенности антикоррупционной системы Китая в сравнении с мировым опытом, и в частности с «оптимальной системой», основанной на Конвенции ООН против коррупции. В результате этого сравнения выявляются характерные черты китайской модели, проводится их оценка и строится прогноз реформ по борьбе с коррупцией в Китае. Эти реформы находятся в тесной связи с реформой Коммунистиче ской партии Китая ( КПК ), которая выполняет руководящую роль в стране, поэтому ее реформирование повлияет и на политическое будущее китайского государства. В последнее время усилено подчинение нижестоящих партийных комис сий по проверке дисциплины вышестоящим в вопросах, касающихся рассле дования коррупции, и одновременно ослаблен контроль над расследованием коррупции со стороны местных парткомов. Эта реформа тестируется в нескольких регионах и государственных учреждениях Китая и, скорее всего, будет распространена на всю страну, что может иметь большое значение для усиления независимости антикоррупционных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fighting Corruption in China: The United Nations Convention against Corruption and the “Special Chinese Anti-Corruption Model”

This article analyzes the characteristics of the anti-corruption system in China in comparison with international experience and particularly with the model of the “optimal anti-corruption system” based on the UN Convention against Corruption. Through this comparison the author examines the characteristic features of the Chinese system, offers an assessment of them and attempts to forecast reforms in the anti-corruption field in China. These reforms are closely connected with the reform of the Communist Party of China ( CPC ), which plays the leading role in the country and thus its reformation will also affect the political future of the Chinese state. The subordination of lower party commissions on disciplinary inspection to higher ones in matters relating to the investigation of corruption has recently been re-emphasized, and at the same time control over the investigation of corruption by local party committees has been weakened. This reform is being tested in several regions and state institutions of China and is likely to be extended to the whole country which could be of great importance in strengthening the independence of anti-corruption bodies.

Текст научной работы на тему «Борьба с коррупцией в Китае: Конвенция ООН против коррупции и «Особая китайская модель»»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2015. № 2

Лариса Николаевна Смирнова,

кандидат политических наук, преподаватель — иностранный эксперт Сямэньского университета (КНР), старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук (Россия), e-mail: Lora.Smirnova@gmaiI.com

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В КИТАЕ: КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ И «ОСОБАЯ КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ»

В статье анализируются особенности антикоррупционной системы Китая в сравнении с мировым опытом, и в частности с «оптимальной системой», основанной на Конвенции ООН против коррупции. В результате этого сравнения выявляются характерные черты китайской модели, проводится их оценка и строится прогноз реформ по борьбе с коррупцией в Китае. Эти реформы находятся в тесной связи с реформой Коммунистической партии Китая (КПК), которая выполняет руководящую роль в стране, поэтому ее реформирование повлияет и на политическое будущее китайского государства.

В последнее время усилено подчинение нижестоящих партийных комиссий по проверке дисциплины вышестоящим в вопросах, касающихся расследования коррупции, и одновременно ослаблен контроль над расследованием коррупции со стороны местных парткомов. Эта реформа тестируется в нескольких регионах и государственных учреждениях Китая и, скорее всего, будет распространена на всю страну, что может иметь большое значение для усиления независимости антикоррупционных органов.

Ключевые слова: Китай, коррупция, 3-й пленум ЦК КПК 18-го созыва, Си Цзиньпин, Центральная комиссия по проверки дисциплины КПК.

Larisa Nikolaevna Smirnova,

Kandidat of political science, Foreign Expert Lecturer, Xiamen University (China), senior researcher, Central Economics and Mathematics Institute, Russian Academy of Sciences (Russia), e-mail: Lora.Smirnova@gmaiI.com

FIGHTING CORRUPTION IN CHINA: THE UNITED NATIONS CONVENTION AGAINST CORRUPTION AND THE "SPECIAL CHINESE ANTI-CORRUPTION MODEL"

This article analyzes the characteristics of the anti-corruption system in China in comparison with international experience and particularly with the model of the "optimal anti-corruption system" based on the UN Convention against Corruption.

Through this comparison the author examines the characteristic features of the Chinese system, offers an assessment of them and attempts to forecast reforms in the anti-corruption field in China. These reforms are closely connected with the reform of the Communist Party of China (CPC), which plays the leading role in the country — and thus its reformation will also affect the political future of the Chinese state.

The subordination of lower party commissions on disciplinary inspection to higher ones in matters relating to the investigation of corruption has recently been re-emphasized, and at the same time control over the investigation of corruption by local party committees has been weakened. This reform is being tested in several regions and state institutions of China and is likely to be extended to the whole country — which cou1d be of great importance in strengthening the independence of anti-corruption bodies.

Key words: China, corruption, Third Plenary Session of the 18th CPC Central Committee, Xi Jinping, Central Commission for Discipline Inspection of the Communist Party of China.

После прихода к власти Си Цзиньпина борьба с коррупцией в КНР не сходит с первых полос мировых СМИ. Поступившее в июле 2014 г. официальное подтверждение факта партийного расследования в отношении Чжоу Юнкана, бывшего члена Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК 17-го созыва, стало шокирующим опровержением негласного правила о том, что члены ПК Политбюро ЦК КПК пользуются иммунитетом от проверок1.

Борьба с коррупцией в узком смысле этого слова представляет собой осуждение и наказание коррупционеров. Однако глубинные корни коррупции кроются в системе государственного управления и принятия решений, а их устранение требует серьезных реформ в политической сфере. По-видимому, громкие процессы последнего времени являются лишь частью новой антикоррупционной политики Китая. Она предполагает меры против глубинных причин коррупции, а именно усиление правопорядка (управление государством на основе верховенства закона заявлено главной темой следующего,

1 No "Safe Box" in Discipline Enforcement: People's Daily // English.people.cn. 2014. July 30. URL: http://en.people.en/n/2014/0730/c90785-8762480.html По сообщению официальных СМИ КНР от 11 июня 2015 г., стало известно, что Чжоу Юнкан был приговорен «к пожизненному тюремному заключению с пожизненным лишением политических прав и конфискацией всего личного имущества по обвинению в получении взяток, злоупотреблении служебным положением и умышленном разглашении государственной тайны. <.. .> В связи с тем что некоторые доказательства преступлений Чжоу Юнкана связаны с государственной тайной, судебный процесс проходил за закрытыми дверями» (Чжоу Юнкан приговорен к пожизненному тюремному заключению // Жэньминь жибао онлайн. 2015. 11 июня. URL: http://russian. people.com.cn/n/2015/0611/c31521-8905643.html).

4-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, который пройдет в октябре 2014 г.2), увеличение прозрачности и ответственности управления (тема транспарентности лейтмотивом проходит через программный документ, принятый на 3-м пленуме ЦК КПК в ноябре 2013 г. под названием Постановление ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ»), разрядку социальной напряженности путем увеличения гражданского участия. Однако все эти процессы должны развиваться при сохранении лидерства КПК.

Вероятно, говоря о борьбе с коррупцией, в Китае подразумевают политическую реформу. Использование словосочетания «борьба с коррупцией» фактически позволяет говорить о политической реформе, избегая как увязки с неприятным для КПК призраком распада бывшего СССР, так и мнения тех слоев китайского и международного общества, которые хотели бы введения пока неприемлемой для КПК многопартийности. Таким образом, Китай находится в поисках своего особого пути политического развития и, как отмечал известный российский китаевед Я.М. Бергер, «вряд ли пойдет путем прямого копирования тех или иных конкретных форм западного государственного и политического устройства <.. .> Китай будет стремиться искать и находить свои специфические пути политических преобразований, соответствующих грандиозным целям его развития и учитывающих его культурно-исторические традиции, гигантские масштабы населения и огромные внутренние различия»3.

Таким образом, представляется закономерным обратиться к системным механизмам борьбы с коррупцией в КНР и их эволюции на современном этапе, которые, по выражению влиятельного китайского исследователя борьбы с коррупцией Го Юна (Университет Цинхуа), «касаются центральных вопросов реформирования китайской политической системы»4.

В Китае говорят об «особом китайском пути борьбы с коррупцией»5. Для выявления специфики китайской антикоррупционной системы представляется плодотворным сравнение ее с международным опытом, обобщенным выражением которого может служить

2 4-й пленум ЦК КПК 18-го созыва пройдет в октябре в Пекине для обсуждения вопросов управления государством на основе законодательства // RUSSIAN.NEWS. CN. 2014. 29 июля. URL: http://russian.news.cn/china/2014-07/30/c_133518764.htm

3 Бергер Я.М. Перспективы политической реформы в современном Китае // Отечественные записки. 2008. № 3. С. 8-27.

4 Guo, Yong. Historical Evolvement and Future Reform of the China Communist Party Discipline Inspection Commission // CACS Opening Ceremony and Seminar, Hong Kong, 2009, April 2 / Centre of Anti-Corruption Studies. P. 233-251. URL: http://www. cacs.icac.hk/en/events/files/CACS_Eng_P233-251.pdf

5 ФД^'ЁКШ^нШЖЙ' [Энциклопедия истории Партии. Особый китайский путь борьбы с коррупцией] // ФД^^^ЯЯ. URL: http://dangshi.people.com.cn/ GB/165617/173273/10415348.html

Конвенция ООН против коррупции, вступившая в силу в 2005 г. Оправданность этого подхода вытекает из международного авторитета Конвенции и проверена обращением к китайским исследованиям борьбы с коррупцией, которые признают, что КНР активно использует и должна использовать опыт Конвенции ООН против коррупции, но с учетом некоторых особенностей китайского пути развития и общественной системы Китая. Путем систематизации и схематизации основных положений Конвенции мы построили модель «оптимальной антикоррупционной системы», которую берем в качестве точки отсчета для выявления особенностей китайской системы.

Модель «оптимальной антикоррупционной системы»

Коррупция — это собирательный термин6. Как отмечает ООН, попытки дать определение коррупции «непременно сталкиваются с юридическими, криминологическими и во многих странах политическими проблемами»7. Согласно Конвенции ООН против коррупции и уголовным законодательствам большинства стран мира, преступлением считается не коррупция, а конкретные коррупционные действия, например взяточничество, подкуп должностных лиц, хищение или нецелевое использование имущества, злоупотребление служебным положением и влиянием, незаконное обогащение и некоторые другие.

Парадоксом человеческих обществ, отмеченным в науке о преступлениях — криминологии, является неспособность полностью искоренить преступность. Этот вывод справедлив и в отношении коррупции. В документах Управления по наркотикам и преступности (УНП) ООН отмечается, что «коррупция вездесуща; она существует и в развитых, и в развивающихся странах и оказывает пагубное влияние и на государственный, и на частный сектор»8. А в стратегии Всемирного банка по борьбе с коррупцией прямо говорится, что «конечной целью стратегии банка по оказанию помощи странам в решении вопросов коррупции не является полное искоренение коррупции, так как это нереалистичная цель, а помощь странам в переходе от системной коррупции к атмосфере хорошо работающего правительства, в которой минимизируется негативное влияние

6 UN Guide for Anticorruption Policies / UNODC. Vienna, 2003. P. 21-34. URL: http://www.unodc.org/pdi^crime/corruption/UN_Guide.pdf

7 The Global Programme against Corruption. UN Anti-Corruption Toolkit / UNODC. Vienna, 2004. P. 10. URL: http://www.unodc.org/documents/afghanistan/Anti-Corruption/ corruption_un_anti_corruption_toolkit_sep04.pdf

8 UN Guide for Anticorruption Policies / UNODC. Vienna, 2003. P. 16. URL: http:// www.unodc.org/pdf/crime/corruption/UN_Guide.pdf

коррупции на развитие»9. Итак, за невозможностью полной победы над коррупцией главной целью становится ее «сдерживание».

Проанализировав положения Конвенции, а также современные теоретические и практические подходы к борьбе с коррупцией, разработанные ведущими мировыми экспертами и учеными в этой области, мы выявили основные составляющие элементы системы борьбы с коррупцией и построили теоретическую модель оптимальной антикоррупционной системы. Предложенная модель, которая может служить зеркалом для понимания и исследования китайской антикоррупционной системы, включает четыре группы элементов:

1) наказание за коррупционные преступления и возвращение похищенных активов;

2) эффективные процедуры расследования и доказательства коррупции с соблюдением основных стандартов прав человека;

3) меры по предупреждению и выявлению коррупции, в том числе усиление правозаконности, максимальная замена дискреционных методов принятия решений процедуральными, а также повышение траспарентности государственного управления;

• Эффективность следственных методов и судебной системы

• Гарантии прав личности

Рис. 1. Теоретическая модель оптимальной антикоррупционной системы

9 Helping Countries Combat Corruption: the Role of the World Bank / The World Bank. 1997, September. URL: http://www1.worldbank.org/publicsector/anticorrupt/cor-ruptn/corrptn.pdf

4) независимые и неподкупные антикоррупционные институты, способные справедливо применять закон и добиваться сдерживания коррупции в долгосрочной перспективе.

Составляющие данной модели схематично представлены на рисунке 1. Далее рассмотрим китайскую практику по каждой из четырех составляющих.

Наказание коррупции и возвращение похищенных активов

в КНР

В китайском праве уголовная ответственность предусмотрена за все преступления, криминализация которых рекомендуется Конвенцией ООН против коррупции. Наиболее часто обвинения и приговоры в отношении государственных чиновников касаются трех преступлений: получения взятки (ст. 385-386 УК КНР), хищени я (ст. 382-383) и злоупотребления служебным положением в корыстных целях (ст. 397). Конвенция возлагает на государства обязательства признать уголовно наказуемыми разные аспекты коррупции, но не предписывает конкретных мер наказания, оставляя их на усмотрение стран-участниц. В УК КНР за два вида преступлений: получение взятки и хищение государственного имущества — устанавливается максимальная мера наказания в виде смертной казни (ст. 383, 386).

По нашему мнению, смертная казнь за коррупцию в современном мире теряет эффективность, так как главной проблемой сегодня является не столько внутренняя коррупция, сколько бегство коррупционеров и утечка похищенных капиталов за рубеж. Необходимость добиваться возвращения похищенных активов из-за границы — одна из основных задач, стоящих перед антикоррупционными учреждениями в сегодняшнем глобализованном мире. Западные страны могут отказывать в сотрудничестве по экстрадиции и возвращению активов на основании правозащитных соображений, если подозреваемому на родине грозит смертная казнь10.

В соответствии со ст. 48 и 50 УК КНР приговор к смертной казни может иметь две формулировки: собственно приговор к смертной казни или приговор с отсрочкой исполнения на два года. Первая формулировка сейчас редко используется в приговорах за коррупцию; при приговоре к смертной казни с отсрочкой по истечении двух лет высшая мера наказания, как правило, заменяется на пожизненное заключение (процедура для этого предусматривается в ст. 50 УК КНР).

10 Брюн Ж.-П. и др. Руководство по возврату активов для специалистов-практиков. М.: Всемирный банк и УНП ООН. 2012. C. 222; Stephenson K.M. et al. Barriers to Asset Recovery. Washington: The World Bank and UNODC, 2011.

Точные данные о количестве приведенных в исполнение приговоров в Китае не публикуются. Газета "China Daily" процитировала в августе 2013 г. исследование, проведенное Тянем Голяном, профессором Партийной школы при ЦК КПК. Согласно этому исследованию, начиная с 1980 г. среди чиновников в ранге заместителя министра и выше, осужденных за взятки и хищение, только 6 были приговорены к смертной казни (что составляет около 6 % от всех осужденных этого иерархического уровня), 27 — к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора, 17 — к пожизненному заключению и 44 — к лишению свободы на разные сроки11.

Современные подходы к наказанию связаны с повышением его вероятности. В УК КНР с 1997 г. присутствует ст. 395 о незаконном обогащении. А в законодательстве КНР это преступление присутствовало еще раньше — с 1988 г.12 То есть незаконное обогащение в КНР было криминализовано задолго до принятия Конвенции ООН против коррупции, которая предлагает признать его уголовно наказуемым в ст. 20. Незаконное обогащение определяется как заметное превышение стоимости имущества над величиной законных доходов, при котором государственный служащий не может подтвердить происхождение суммы, составляющей эту разницу. Эта мера повышает вероятность наказания коррупции, так как доказывание незаконного обогащения гораздо проще, чем других коррупционных преступлений: правоохранительные органы должны доказать только тот факт, что масштабы обогащения превышают законные доходы лица13. Максимальное наказание по этой статье по действующему УК КНР — 10 лет лишения свободы и конфискация части имущества, законность источников которой чиновник не смог объяснить.

В Китае фактически нет системы иммунитета от уголовного преследования для высших государственных лиц, что также повышает вероятность наказания. Формально иммунитетом от уголовного преследования пользуются члены Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП)14, однако, как показало дело бывшего

11 Zhebu Ji. Crime and Punishment for Corrupt Officials // CHINADAILY. com.cn. 2013. August 29. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2013-08/29/ content_16928105.htm

12 [Дополнительное постановление Постоянного комитета ВСНП о наказаниях за хищение и взятки: офиц. текст, 21 января 1988 г.] // ^ДАЙ^ЙА^ URL: http://www.npc. gov.cn/wxzl/gongbao/1988-01/21/content_1481041.htm

13 Руководство для законодательных органов по осуществлению Конвенции ООН против коррупции / УНП ООН. 2-е изд., испр. и доп. Нью-Йорк: ООН, 2012. C. 100.

14 Constitution of the People's Republic of China (Full text after amendment on March 14, 2004) // The National People's Congress of the People's Republic of China. URL: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/Constitution/node_2825.htm

известного политика Бо Силая, который был в том числе депутатом ВСНП, процедура лишения депутатского мандата в Китае довольно проста15. После XVIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая начался новый виток антикоррупционной кампании по призыву нового Председателя КНР Си Цзиньпина под его уже ставшим нарицательным лозунгом «бить и тигров и мух», т.е. как высокопоставленных, так и мелких чиновников16. До недавнего времени считалось, что существует негласное правило об иммунитете самой высшей категории партийных кадров — членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК17, однако партийное расследование в отношении Чжоу Юнкана, бывшего члена Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК 17-го созыва, а также вынесенный в его отношении в июне 2015 г. обвинительный приговор свидетельствуют о недействительности этого правила.

Расследование и судебное рассмотрение коррупционных

дел в КНР

Чтобы суд мог вынести приговор и назначить наказание, факты коррупции должны быть доказаны в рамках уголовного процесса. Однако доказательство коррупции часто сталкивается со значительными сложностями, так как коррупционная сделка в большинстве случаев отвечает интересам всех ее участников, и они прилагают усилия для сокрытия преступных действий. Следовательно, согласно Конвенции ООН против коррупции, антикоррупционные органы должны обладать достаточными полномочиями для расследования.

Эффективность доказательства коррупционного преступления не является единственным критерием оценки качества правоохранительной деятельности. Для предупреждения возможных злоупотреблений со стороны правоохранительных органов их полномочия ограничиваются такими принципами, как презумпция невиновности, запрет произвольного задержания, право на рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, право на допрос свидетелей и др. Эти принципы получили закрепление во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, других международных документах и национальных законодательствах, а их соблюдение повышает

15 4-й пленум ЦК КПК 18-го созыва пройдет в октябре в Пекине...

16 Иностранные СМИ: Китай основательно борется с коррупцией // russian. people.cn. 2013. 6 февраля. URL: http://russian.people.com.cn/95181/8124008.html

17 Ansfield J., Buckley C. China Focusing Graft Inquiry on Ex-Official // New York Times. 2013. December 15. URL: http://www.nytimes.com/2013/12/16/world/asia/china-presses-corruption-inquiry-of-powerful-former-security-official.html

степень доверия к правосудию в общем и к антикоррупционному правосудию в частности.

Институциональная организация и используемые методы расследования и доказывания коррупции в судебном процессе могут служить ключом к пониманию китайской антикоррупционной системы. С одной стороны, они могут облегчать доказывание коррупции. С другой стороны, эти меры содержат рычаги потенциального политического воздействия на процесс отправления правосудия и имеют недостатки с точки зрения процедурной справедливости.

Облегчение доказывания может происходить благодаря двум особенностям. Во-первых, государственные правоохранительные органы имеют доступ к информации, собранной партийными комиссиями по проверке дисциплины, которые работают с применением метода ограничения свободы подозреваемых, так называемого «шу-ангуй», фактически не предусмотренного законом18. Доказательства, полученные дисциплинарными комиссиями, хотя и не могут быть непосредственно использованы в суде, но могут служить ориентиром для определения направленности расследования. Во-вторых, главной особенностью определения подсудности высокопоставленных чиновников по делам о коррупционных правонарушениях является применение принципа «территориально удаленной подсудности»19. Ответчик до последнего момента остается в неведении о том, какой суд будет слушать его дело. Это лишает его возможности использовать свои ресурсы в попытке повлиять на решение суда.

Рычаги потенциального политического воздействия на процесс отправления правосудия содержатся в следующих особенностях: во-первых, дисциплинарные комиссии наделены соответствующими полномочиями не государственным законодательством, а партийным постановлением20. Во-вторых, хотя в КНР коррупционные дела высокопоставленных политических деятелей часто передаются в территориально удаленные суды, единых критериев того, какие дела подлежат изменению подсудности, пока нет, а решение об изменении подсудности принимается дискреционно в каждом конкретном слу-

18 Sapio F. Shuanggui and Extralegal Detention in China // China Information. 2008. Vol. 22. No. 1. P. 7-37. _

19 [Эксперт комментирует рассмотрение дела Бо Силая в Цзинане: слушания по делам высокопоставленных чиновников в территориально удаленных судах уже стали привычной практикой] // ФЯЙ^^даЯЙ. 2013. 20 августа. URL: http://cpc.people.com.en/n/2013/0820/ c164113-22622467.html

20 [Постановление о порядке проверок комиссиями по проверке дисциплины Коммунистической партии Китая от 25 марта 1994 г., ст. 28, ч. 3] // ФИЙ^^ЯЯЙ. URL: http://cpc.people.com.cn/ GB/33838/2539632.html

чае, что теоретически может привести к проявлениям субъективизма в отношении подсудимого.

С точки зрения процедурной справедливости недостатки китайского уголовного процесса заключаются в том, что не до конца реализуется право подсудимого на допрос свидетелей, дающих показания против него, и на вызов собственных свидетелей на тех же условиях, которые предусмотрены для свидетелей обвинения. Это правило, содержащееся в ст. 14 (3) (e) Международного пакта о гражданских и политических правах, строго говоря, пока не распространяется на КНР, которая подписала, но не ратифицировала пакт21. В то же время положения пакта относятся к общепризнанным принципам международного права и могут служить одним из критериев для оценки качества судопроизводства. Особенностью китайского правосудия является принятие в качестве допустимых доказательств зачитываемых в суде протоколов показаний неявившихся свидетелей, ранее составленных государственными правоохранительными органами22. В случае же если показания были зафиксированы адвокатом защиты, то для их принятия в качестве допустимых доказательств, напротив, требуется обязательная личная явка свидетеля в суд. На практике свидетели защиты также появляются в суде очень редко23.

Предупреждение коррупции и прозрачность

государственного управления

Помимо криминологических аспектов коррупции, важно, что она имеет корни в культуре, качестве управления, методах принятия решений. Коррупцию, укоренившуюся в повседневной и управленческой культуре, особенно сложно преодолеть. Сравнительно высокие уровни коррупции сохраняются, если в системе управления и методах принятия решений существуют для нее условия. По международным оценкам уровня коррупции и эффективности антикоррупционной политики, КНР занимает примерно среднее положение в мире24. По признанию самих китайских ученых, антикоррупционная

21 International Covenant on Civil and Political Rights, Status as of November 16, 2013 // United Nations. Treaty Collection. URL: http://treaties.un.org/pages/viewdetails. aspx?src=treaty&mtdsg_no=iv-4&chapter=4&lang=en

22 ^^ARÄfPlS^ffWiÄffi [Уголовно-процессуальный кодекс КНР с последними изменениями от 14 марта 2012 г.] // Ф^АЙ^ПЯФ^АЙЙ. URL: http://www.gov.cn/flfg/2012-03/17/content_2094354.htm

23 [Почему три трудности защиты в уголовных делах превращаются в десять трудностей?] // ЙЙЙ. 2011. 20 января. URL: http:// www.legaldaily.com.cn/zmbm/content/2011-01/20/content_2447577.htm?node=20350

24 Transparency International Corruption Perception Index 2013. URL: http://www. transparency.org/cpi2013/results; Worldwide Governance Indicators, 2012. URL: http:// info.worldbank.org/governance/wgi/index.aspx#reports; Global Integrity 2011. URL: https://www.globalintegrity.org/global_year/2011/

система КНР борется с проявлениями коррупции, но пока не уделяет должного внимания преодолению ее глубинных корней25.

В китайской политико-правовой культуре, в отличие от западной культуры, акцент традиционно делался не на законе, а на моральном воспитании людей, принимающих ключевые решения в государстве и обществе. Эти люди обладали широкими полномочиями для дискреционного принятия решений, в то время как система сдержек и противовесов, а также концепт справедливости процедур не получили должного развития. В известной степени эта ситуация сохраняется сегодня: например, в КНР подчеркивается неприемлемость западной модели разделения властей для Китая26, кроме того, в системе по борьбе с коррупцией переплетаются понятия закона и партийной дисциплины27. Впрочем, скорее всего, проблема уже не столько в отсутствии правовых процедур или механизмов, сколько в том, насколько быстро и полно заимствованная западная правовая система может быть ассимилирована на практике.

Для китайской управленческой культуры характерен недостаток прозрачности. 1 мая 2008 г. вступил в силу Приказ № 492 Государственного совета КНР под названием «Постановление об открытии государственной информации Китайской Народной Республики». Однако на практике в КНР пока раскрывается больше формальной и общей, чем качественной и конкретной информации28. Существующая в Китае система декларирования доходов и имущества государственными служащими вряд ли может считаться эффективной, так как, во-первых, общественность не имеет доступа к поданным декларациям, а во-вторых, они пока не подвергаются внутренним проверкам со стороны антикоррупционных органов29.

25 / КШ[«Конвенция ООН против коррупции» и улучшение системы уголовного права Китая» / Ред. Цзэсянь Чэнь] ФЯШШЖЖй, 2010.

26 [Правительство КНР. У Банго докладывает о работе Постоянному комитету ВСНП 18 марта 2011 г.] // ф ^АЙ^ЙИФ^АЙШ URL: http://www.gov.cn/2011lh/content_1827143.htm

27 ШЩ&. [Цзян, Минъань. Рассуждения о природе и использовании внутрипартийных постановлений Коммунистической партии Китая] // ФЯКШЕШ^Й (2012^ffi) / Ф^В[Избранные статьи по теории борьбы с коррупцией в Китае. Вып. 2012 г. / Исследовательская группа ЦКПД КПК]. ^Ж: 2012.

28 ФШЖШт&ШШШ^/ ^жА[Ежегодный отчет о наблюдениях за административной прозрачностью в Китае / Центр изучения и поддержки общественного участия Пекинского университета]. ^Ьм: ШШ-^МШ tt, 2012. C. 43.

29 СмирноваЛ.Н. Принцип прозрачности и борьба с коррупцией в КНР: мировой опыт и «особая китайская модель» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVIII. М.: ИДВ РАН. 2013. C. 349-358.

Тем не менее проявляется тенденция приведения законодательства в соответствие с международными рекомендациями и улучшения качества управления. Принятое на Третьем пленуме ЦК КПК 18-го созыва в ноябре 2013 г. Постановление ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ» предполагает дальнейшее развитие политики прозрачности экономической и инновационной политики, а также открытости процессов принятия решений. В перспективе логично ожидать, что КНР постепенно придет к расширению применения современных методов предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Реформа антикоррупционных институтов КНР

Основными органами по борьбе с коррупцией в Китае являются партийные комиссии по проверке дисциплины (КПД КПК) и Антикоррупционные бюро КНР. КПД КПК находятся в самом центре китайской партийной системы (статус комиссий регулируется Уставом КПК (гл. VIII), а секретарь Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД) КПК является членом Постоянного комитета Политбюро (ЦК КПК).

Так как деятельность КПД полностью основывается на Уставе КПК и партийных постановлениях, то полномочия КПД распространяются только на членов Коммунистической партии Китая. Конечно, поскольку среди государственных служащих Китая преобладают члены КПК, то КПД имеют полномочия в отношении большинства государственных служащих, но тем не менее остается часть государственных служащих — не членов КПК, на которых формально не распространяются полномочия партийных комиссий. Более того, ЦКПД КПК участвует в международном сотрудничестве, например в работе по приведению китайского антикоррупционного законодательства в соответствие с Конвенцией ООН против коррупции. В этой работе коллегами ЦКПД за рубежом оказываются в большинстве случаев не партийные, а государственные антикоррупционные учреждения.

Следовательно, ЦКПД КПК необходимо «государственное лицо», каким является Министерство контроля КНР

«цзяньчабу»). Статус Министерства контроля определяется Законом КНР об административном контроле, который вступил в силу в мае 1997 г. и является государственным законом, принятым в соответствии с законодательной процедурой Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Институционально Министерство контроля подчиняется Госсовету КНР. Однако органы Министерства контроля и КПД «работают вместе» {^ШШШ

[цзицзянь цзяньча цзигуань хэшу бангун]) и стали фактически одной организацией30.

Антикоррупционное бюро — это правоохранительный орган, институционально являющийся отделом народной прокуратуры. При его создании использовался опыт борьбы с коррупцией в Гон-конге31. Однако, как отмечает Го Юн, хотя КПД — это только внутренний дисциплинарный орган Коммунистической партии Китая, но «если КПД, рассмотрев дело, решают не передавать его в органы народной прокуратуры для дальнейшего расследования и судебного преследования, прокуратуре часто бывает трудно самостоятельно инициировать независимое официальное расследование в отношении подозреваемого, даже если она считает, что имело место возможное нарушение закона»32.

Для достижения долгосрочного эффекта по преодолению коррупции и улучшению качества управления антикоррупционные институты должны стать более удаленными от политики, что помогло бы переложить часть ответственности с КПК на правоохранительную систему и способствовало бы снижению направленного на КПК общественного недовольства и предотвращению социального взрыва.

Любая реформа в китайской антикоррупционной системе, которая на первый взгляд может показаться технической, на самом деле чрезвычайно политизирована и сложна. Преобразования неизбежно затронут систему партийной дисциплины, которая в свою очередь связана с особенностями политической системы Китая и принципом руководящей роли КПК. Как отмечает Го Юн, «комиссии по проверке дисциплины — это важная часть КПК, и, следовательно, реформа дисциплинарных комиссий — это неотъемлемая часть реформы КПК. <.. .> Будущее реформы КПД определяется в большой степени пересмотром ее роли внутри китайской антикоррупционной системы, которая касается центральных вопросов реформирования китайской политической системы»33.

30 шшшшя^^шштш [Отно-

шения между партийными комиссиями по проверке дисциплины и Министерством контроля: из «Словаря строительства партии» // ФД^^^ЯЯЙ. 2009. 17 ноября. URL: http://theory.people.com.cn/GB/10394668.html

[Чжэн, Цзянь. Процесс создания первого антикоррупционного бюро в новом Китае. В недавно вышедшей книге «Отчет о борьбе с коррупцией» Сяо Ян вспоминает процесс создания первого антикоррупционного бюро] // ШШВ Ш [Газета Верховной народной прокуратуры КНР «Цзяньча жибао»]. 2009. 21 августа. C. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Guo, Yong. Op. cit. P. 249.

33 Ibid. P. 251.

Из принятого в ноябре 2013 г. на Третьем пленуме ЦК КПК программного Постановления ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ» стало известно о том, что запланирована реформа системы контроля партийной дисциплины (п. 36 постановления).

Структурно КПД интегрированы в политическое руководство КНР. КПД представляют собой сеть: Центральная комиссия по проверке дисциплины подчиняется непосредственно ЦК КПК; кроме того, есть местные (провинциальные, городские, уездные, КПД в отдельных правительственных учреждениях), которые подчиняются одновременно партийному комитету своего же уровня и дисциплинарной комиссии следующего, более высокого уровня. Этот принцип, известный как «двойное руководство», был закреплен в Уставе КПК (ст. 43) на XII съезде КПК в 1982 г.34

Ныне идущая реформа партийной дисциплины (п. 36 постановления) предполагает сохранение принципа «двойного руководства», но усиление власти вышестоящих КПД над нижестоящими (кит.: Шк^-Ш^ШМТШ^ШШЩЩ. Согласно информации агентства «Синьхуа», до реформы местные КПД должны были докладывать о возможной коррупции только в парткомы своего же уровня, но не в вышестоящие КПД. Для инициирования расследования требовалось согласие лидеров местных парткомов.

В настоящее время реформа, по традиции китайского правительства, тестируется в отдельных местах. По информации, полученной автором от профессора Университета Цинхуа Чжэн Чжэньцина, с апреля 2014 г. эксперимент по реформе начался в дисциплинарных комиссиях провинций Хэбэй, Чжэцзян, Хэнань, Гуандун, Шэньси, в Комитете Госсовета по наблюдению и управлению за государственной собственностью (кит. сокр.: Ш^^), а также в дисциплинарных органах в Министерстве торговли и Генеральной таможенной администрации. Содержание эксперимента заключается в том, что хотя принцип «двойного руководства» сохранился, но в вопросах расследования дел о коррупции главное руководство осуществляется вышестоящими дисциплинарными комиссиями, причем нижестоящие КПД должны в обязательном порядке докладывать о ходе расследования как местным парткомам, так и вышестоящим КПД. Как отметил Чжэн Чжэньчин, «это крупная реформа и обновление в методах расследования коррупции и организации КПД. Полагаю,

34 1978-2008 [Великолепный путь. К трид-

цатилетию работы по проверке партийной дисциплины. 1978-2008]. ФЯ^

ЕШМ±, 2008. С. 22.

что пилотная реформа будет распространена на большее количество КПД и постепенно на всю страну»35.

Заключение

В статье произведена оценка системы борьбы с коррупцией в Китае через призму мирового опыта. Для этого построена теоретическая модель оптимальной антикоррупционной системы, которая является результатом систематизации и схематизации основных положений Конвенции ООН против коррупции и работ международных экспертов по их конкретизации и оценке. Оптимальная модель, включающая четыре элемента (криминализация и наказания; расследование и доказывание; предупреждение и транспарентность; антикоррупционные институты), использована в качестве точки отсчета для всестороннего анализа технических моментов «особой китайской антикоррупционной системы».

Нами сделаны следующие главные выводы: во-первых, положения о криминализации коррупционных правонарушений и наказаниях за коррупцию в КНР соответствуют рекомендациям Конвенции. Главной особенностью является присутствие смертной казни как максимальной меры наказания за два вида преступлений: получение взятки и хищение государственного имущества. Однако в законодательстве и правоприменении КНР наблюдается тенденция постепенного снижения применения смертной казни за коррупционные преступления. Современные подходы связаны с повышением вероятности наказания за счет криминализации незаконного обогащения и отсутствия иммунитета от преследования даже для высших государственных лиц;

во-вторых, принимаемые в Китае меры по расследованию и судебному рассмотрению коррупционных преступлений могут облегчать доказывание коррупции (методы «шуангуй», территориально удаленная подсудность, автоматическая допустимость протоколов свидетельских показаний, составленных правоохранительными органами). С другой стороны, эти меры содержат рычаги потенциального политического воздействия на процесс отправления правосудия (роль партийных дисциплинарных комиссий; субъективное определение подсудности) и имеют недостатки с точки зрения процедурной справедливости (не до конца реализуется право подсудимого на допрос и вызов свидетелей);

в-третьих, ключевая слабость китайской антикоррупционной системы кроется в сохранении условий для коррупции (дискреционные методы принятия решений, отсутствие сдержек и противо-

35 Архив автора. Интервью с Чжэн Чжэньцином [ДйШ], 20 августа 2014 г.

весов, сплетение закона и партийной дисциплины) и в недостаточном внимании к ее предупреждению (низкая прозрачность управления, отсутствие публичной системы декларирования доходов и имущества государственными служащими);

в-четвертых, главной особенностью китайской антикоррупционной системы является ее встроенность в структуру высшего партийного руководства. Наиболее влиятельным из антикоррупционных органов является ЦКПД КПК с сетью местных КПД. Статус комиссий регулируется не государственным законодательством, а Уставом КПК и партийными постановлениями. Секретарь ЦКПД КПК является членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Местные КПД находятся под двойным руководством — партийного комитета соответствующего уровня и вышестоящей дисциплинарной комиссии.

Вследствие этого организационного устройства любая реформа антикоррупционных органов тесно взаимосвязана с реформой КПК. В то же время в силу руководящей роли КПК в стране реформа партии — это важнейшее направление реформы китайского государственного устройства и политической системы. Крупная реформа последнего времени — это выстраивание вертикали в сети КПД путем усиления ответственности нижестоящих КПД перед вышестоящими в вопросах, касающихся расследования коррупции, а также с ослаблением контроля над расследованием коррупции со стороны местных парткомов. Эта реформа, которая сейчас тестируется в нескольких регионах и государственных учреждениях Китая, скорее всего, будет распространена на всю страну и может иметь большое значение для усиления независимости антикоррупционных органов.

ЛИТЕРАТУРА

Бергер Я.М. Перспективы политической реформы в современном Китае // Отечественные записки. 2008. № 3. С. 8-27.

Брюн Ж.-П. и др.. Руководство по возврату активов для специалистов-практиков. М.: Всемирный банк и УНП ООН, 2012.

Иностранные СМИ: Китай основательно борется с коррупцией // russian.people.cn. 2013. 6 февраля. URL: http://russian.people.com. cn/95181/8124008.html

Смирнова Л.Н. Принцип прозрачности и борьба с коррупцией в КНР: мировой опыт и «особая китайская модель» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVIII. М.: ИДВ РАН. 2013. C. 349-358.

Руководство для законодательных органов по осуществлению Конвенции ООН против коррупции / УНП ООН. 2-е изд., испр. и доп. Нью-Йорк: ООН, 2012.

Чжоу Юнкан приговорен к пожизненному тюремному заключению // Жэньминь жибао онлайн = russian.people.cn. 2015. 11 июня. URL: http:// russian.people.com.cn/n/2015/0611/c31521-8905643.html

4-й пленум ЦК КПК 18-го созыва пройдет в октябре в Пекине для обсуждения вопросов управления государством на основе законодательства // Синьхуа = RUSSIAN.NEWS.CN. 2014. 29 июля. URL: http://russian. news.cn/china/2014-07/30/c_133518764.htm

Ansfield J., Buckley C. China Focusing Graft Inquiry on Ex-Official // New York Times. 2013. December 15. URL: http://www.nytimes.com/2013/12/16/ world/asia/china-presses-corruption-inquiry-of-powerful-former-security-official.html

Constitution of the People's Republic of China (Full text after amendment on March 14, 2004) // The National People's Congress of the People's Republic of China. URL: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/Constitution/node_2825.htm

Guo, Yong. Historical Evolvement and Future Reform of the China Communist Party Discipline Inspection Commission // CACS Opening Ceremony and Seminar, Hong Kong, 2009, April 2 / Centre of Anti-Corruption Studies. P. 233-251. URL: http://www. cacs.icac.hk/en/events/files/CACS_Eng_P233-251.pdf

Helping Countries Combat Corruption: the Role of the World Bank / The World Bank. 1997, September. URL: http://www1.worldbank.org/publicsector/anticorrupt/ corruptn/corrptn.pdf

No "Safe Box" in Discipline Enforcement: People's Daily // English.people.cn. 2014. July 30. URL: http://en.people.cn/n/2014/0730/c90785-8762480.html

Sapio F. Shuanggui and Extralegal Detention in China // China Information. 2008. Vol. 22. No. 1. P. 7-37.

Stephenson, K.M. et al. Barriers to Asset Recovery. Washington: The World Bank and UNODC. 2011.

The Global Programme against Corruption. UN Anti-Corruption Toolkit / UNODC. Vienna, 2004. URL: http://www.unodc.org/documents/afghanistan/Anti-Corruption/ corruption_un_anti_corruption_toolkit_sep04.pdf

UN Guide for Anticorruption Policies / UNODC. Vienna, 2003. URL: http://www. unodc.org/pdf/crime/corruption/UN_Guide.pdf

Zhebu Ji. Crime and Punishment for Corrupt Officials // CHINADAILY. com.cn. 2013. August 29. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2013-08/29/ content_16928105.htm

т-йт&ШШ)) / КШ [«Конвенция

ООН против коррупции» и улучшение системы уголовного права Китая» / Ред. Цзэсянь Чэнь]. ^М: ФЯШШЖЖЙ, 2010.

[ «ЙШ&^Л» шт [Отношения

между партийными комиссиями по проверке дисциплины и Министерством контроля: из «Словаря строительства партии» // ФД^^^ЯЯЙ. 2009. 17 ноября. URL: http://theory.people.com.cn/GB/10394668.html

^ШлШШЖШШШШ^ : Й^ЖФЯВШШ [Эксперт комментирует рассмотрение дела Бо Силая в Цзинане: слушания по делам высокопоставленных чиновников в территориально удаленных судах уже стали привычной практикой] // ФЯ^^^даЯЙ. 2013. 20 августа. URL: http://cpc.people.com.cn/n/2013/0820/ c164113-22622467.html

^^AR^fPH^ffWi^ffi [Уголовно-процессуальный кодекс КНР с последними изменениями от 14 марта 2012 г.] // Ф^АЙ^ПЯФЛАЙЙ1. URL: http:// www.gov.cn/flfg/2012-03/17/content_2094354.htm

[Постановление о порядке проверок комиссиями по проверке дисциплины Коммунистической партии Китая от 25 марта 1994 г., ст. 28, ч. 3] // ФИЙ^^ЯЯЙ. URL: http://cpc.people.com.cn/ GB/33838/2539632.html

ФЯ^ЁКШ^нШЖЙ- [Энциклопедия истории Партии. Особый китайский путь борьбы с коррупцией] // ФД^^^ЯЯ. URL: http://dangshi.people.com.cn/ GB/165617/173273/10415348.html

ШПЖШт&ЖШШ^/ [Ежегодный от-

чет о наблюдениях за административной прозрачностью в Китае / Центр изучения и поддержки общественного участия Пекинского университета]. ^Ьм: ШЩ-^МШ tt,2012.

[Дополнительное постановление Постоянного комитета ВСНП о наказаниях за хищение и взятки: офиц. текст, 21 января 1988 г.] // ^ЯАЙ^ША^. URL: http://www.npc. gov.cn/wxzl/gongbao/1988-01/21/content_1481041.htm

MÎ Ä^"—[Почему три трудности защиты в уголовных делах превращаются в десять трудностей?] // ЙН1Я. 2011. 20 января. URL: http:// www.legaldaily.com.cn/zmbm/content/2011-01/20/content_2447577.htm?node=20350

Ä^ [У Банго докладывает о работе Постоянному комитету ВСНП 18 марта 2011 г.] // Ф^АЙ^ПИФ^АЙ ^ [Правительство КНР]. URL: http://www.gov.cn/2011lh/content_1827143.htm

[Цзян, Минъань. Рассуждения о природе и использовании внутрипартийных постановлений Коммунистической партии Китая] // ФЯКШЕШ^Й (2012^ffi) / Ф&^ШШ^Ш [Избранные статьи по теории борьбы с коррупцией в Китае. Вып. 2012 г. / Исследовательская группа ЦКПД КПК]. ^Ж: , 2012.

пшм ша«^»

[Чжэн, Цзянь. Процесс создания первого антикоррупционного бюро в новом Китае. В недавно вышедшей книге «Отчет о борьбе с коррупцией» Сяо Ян вспоминает процесс создания первого антикоррупционного бюро] // ШйШ® [Газета Верховной народной прокуратуры КНР]. 2009. 21 августа. C. 5.

ШШШ 1978-2008 [Великолепный путь. К трид-

цатилетию работы по проверке партийной дисциплины. 1978-2008]. ^Я

2008.

REFERENCES

"4-j plenum CK KPK 18-go sozyva projdet v oktjabre v Pekine dlja obsuzhdenija voprosov upravlenija gosudarstvom na osnove zakonodatel'stva." RUSSIAN.NEWS.CN, July 29, 2014, URL: http://russian.news.cn/china/2014-07/30/c_133518764.htm

Ansfield, J., Buckley, C. "China Focusing Graft Inquiry on Ex-Official." New York Times, December 15, 2013, URL: http://www.nytimes.com/2013/12/16/world/asia/china-presses-corruption-inquiry-of-powerful-former-security-official.html

Berger, Ja.M. "Perspektivy politicheskoj reformy v sovremennom Kitae." Otechestvennye zapiski, No. 3, 2008, pp. 8-27.

Brjun, Zh.-P. et al. Rukovodstvo po vozvratu aktivov dlja specialistov-praktikov. Moscow: Vsemirnyj bank i UNP OON, 2012.

"Constitution of the People's Republic of China (Full text after amendment on March 14, 2004)." The National People's Congress of the People's Republic of China, URL: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/Constitution/node_2825.htm

Guo, Yong. "Historical Evolvement and Future Reform of the China Communist Party Discipline Inspection Commission." CACS Opening Ceremony and Seminar, Hong Kong, 2009, April 2, ed. Centre of Anti-Corruption Studies, pp. 233-251, URL: http:// www.cacs.icac.hk/en/events/files/CACS_Eng_P233-251.pdf

Helping Countries Combat Corruption: the Role of the World Bank, ed. The World Bank, September, 1997, URL: http://www1.worldbank.org/publicsector/anticorrupt/ corruptn/corrptn.pdf

"Inostrannye SMI: Kitaj osnovatel'no boretsja s korrupciej." russian.people.cn, February 6, 2013, URL: http://russian.people.com.cn/95181/8124008.html

"No 'Safe Box' in Discipline Enforcement: People's Daily." English.people.cn, July 30, 2014, URL: http://en.people.cn/nZ2014/0730/c90785-8762480.html

Rukovodstvo dlja zakonodatel'nyh organov po osushhestvleniju Konvencii OON protiv korrupcii. 2nd edn. New York: OON, 2012.

Sapio, F. "Shuanggui and Extralegal Detention in China." China Information, Vol. 22, No. 1, 2008, pp. 7-37.

Smirnova, L.N. "Princip prozrachnosti i bor'ba s korrupciej v KNR: mirovoj opyt i 'osobaja kitajskaja model''." Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istorija i sovremennost', Vol. 18, Moscow: IDV RAN, 2013, pp. 349-358.

Stephenson, K.M. et al. Barriers to Asset Recovery. Washington: The World Bank and UNODC. 2011.

The Global Programme against Corruption. UN Anti-Corruption Toolkit, ed. UNODC. Vienna, 2004, URL: http://www.unodc.org/documents/afghanistan/Anti-Corruption/corruption_un_anti_corruption_toolkit_sep04.pdf

UN Guide for Anticorruption Policies, ed. UNODC. Vienna, 2003, URL: http:// www.unodc.org/pdf/crime/corruption/UN_Guide.pdf

Zhebu, Ji. "Crime and Punishment for Corrupt Officials." CHINADAILY. com.cn, August 29, 2013, URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2013-08/29/ content_16928105.htm

««^HK«^» / [Tszesyan Chen

(ed.) "The United Nations Convention against Corruption " and the Improvement of the Criminal Law of China]. ^M: ^H^Sffiffitt, 2010.

[ ["Relations

between the Party Commission for Discipline Inspection and the Ministry of Control: From the 'Dictionary of Party Building'."]. "fH^^ff BN, November 17, 2009, URL: http://theory.people.com.cn/GB/10394668.html

^WMMW^M^U^ : KW^ffi fSE^fM ["Expert Comments on the Case in Jinan Bo Xilai: Hearings for Senior Officials in Geographically Remote Courts Have Already Become Common Practice"]. ^Hft^^ffBN. August 20, 2013, URL: http://cpc.people.com.cn/n/2013/0820/c164113-22622467.html

^AK^fPHffffWi^ffi ["Criminal and Procedural Code of China as Last Amended on March 14, 2012."]. "^AK^fflH^^Aft^, URL: http://www.gov. cn/flfg/2012-03/17/content_2094354.htm

["Resolution on the Procedure of Checks by Commission for Discipline Inspection of the Communist Party of China,

on March 25, 1994, Art. 28 ch. 3"]. ^Hft^^ff BN, URL: http://cpc.people.com.cn/ GB/33838/2539632.html

^HWfeKMI^M^ ["A Special Chinese Way of Fighting Corruption."]. ^H S^^ffB [Encyclopedia of History of the Party], URL: http://dangshi.people.com. cn/GB/165617/173273/10415348.html

/ [The Annual

Report on the Monitoring of Administrative Transparency in China, ed. Center for the Study and Support of Public Participation, Beijing University]. ^M: ffi^ffiffitt, 2012.

^HAK'ftSA^^Sw^TS^^PItJtPlWh^»® ["Additional Resolution of the Standing Committee of the NPC of the Penalties for Theft and Bribery: Official Text, January 21, 1988"]. ^HAK^SA^, URL: http://www.npc.gov.cn/ wxzl/gongbao/1988-01/21/content_1481041.htm

["Why Three Difficulties of Protection in Criminal Cases Turn into Ten Difficulties?"]. ffiffilM, January 20, 2011, URL: http://www. legaldaily.com.cn/zmbm/content/2011-01/20/content_2447577.htm?node=20350

["Wu Bangguo Reports on the Work of the NPC Standing Committee, March 18, 2011"]. "^AKftfflH^^Aft^ [The PRC Government], URL: http://www.gov.cn/2011lh/content_1827143.htm

[Jiang Minan. "The Arguments about the Nature and Use of Inner Regulations of the Communist Party of China"]. ^IMR.® (2012^ffi) . ^^MWi'RM. [Selected Articles on the Theory of the Fight against Corruption in China, Vol. of 2012, ed. Research group Central Commission for Discipline Inspection of the Communist Party of China]. ^M: , 2012.

nrnmm «ka«^» ^rnm-^R&m

[Zheng Jian. "The Process of Creating the First New Anti-corruption Bureau in China. In a recent book, 'Report on the Fight against Corruption,' Xiao Yang Recalls the Process of Creating the First Anti-corruption Bureau"]. [Newspaper of

Supreme People's Procuratorate of China], August 21, 2009, p. 5.

M'BWU 1978-2008 [Great Way. Thirtieth Anniversary

of Work on the Verification of Party Discipline. 1978-2008]. AtM'-2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.