Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ: ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ: ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГУЛЯТОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТЕОРИЯ ПРАВА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дегтярев Михаил Владимирович

Статья посвящена вопросам применения экспериментального подхода в нормативном правовом регулировании. Раскрывается суть концепта экспериментального законодательства, объясняются цели и технологии, причины применения этого инструмента в законотворчестве. Автор обращается к законодательству и официальным документам Китайской Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE EXPERIMENT IN LEGISLATIVE PRACTICE: THE EXPERIENCE OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

The article is devoted to the application of the experimental approach in legal regulation. The author reveals the essence of the concept of experimental legislation, explains the goals and technologies, the reasons for using this tool in lawmaking. The author refers to the legislation and official documents of the People’s Republic of China.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ: ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 342:340:347:349

DOI 10.36511/2078-5356-2021-1-11-19

Дегтярев Михаил Владимирович Mikhail V. Degtyarev

кандидат юридических наук, временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края Правительство Хабаровского края (680000, Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 56)

сandidate of sciences (law), acting governor of Khabarovsk krai

Government of the Khabarovsk krai (56 Muravyov-Amursky st., Khabarovsk, Russian Federation, 680000)

E-mail: mvdegtyarev@adm.khv.ru

Применение эксперимента в законодательной практике: опыт Китайской Народной Республики

Application of the experiment in legislative practice: the experience of the People's Republic of China

Статья посвящена вопросам применения экспериментального подхода в нормативном правовом регулировании. Раскрывается суть концепта экспериментального законодательства, объясняются цели и технологии, причины применения этого инструмента в законотворчестве. Автор обращается к законодательству и официальным документам Китайской Народной Республики.

Ключевые слова: законодательная деятельность, регуляторные технологии, экспериментальный правовой режим, экспериментальное законодательство, теория права, административное право.

The article is devoted to the application of the experimental approach in legal regulation. The author reveals the essence of the concept of experimental legislation, explains the goals and technologies, the reasons for using this tool in lawmaking. The author refers to the legislation and official documents of the People's Republic of China.

Keywords: legislative activity, regulatory technologies, experimental legal regime, experimental legislation, theory of law, administrative law.

Введение

Появление новейших цифровых и телекоммуникационных технологий [см.: 1; 2], усугубление проблемы энтропийности законодательства [см.: 3] предопределяет множественные и весьма специфические вызовы публично-правовому порядку государства, всей его системе права.

Одним из инструментов релевантного реагирования, отклика на такого рода вызовы является применение новейших регуляторных технологий [см.: 4; 5], в их числе — экспериментальное законодательство, в Российской Федерации выражающегося (в части правовых основ и условий) прежде всего в Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» и в Федеральном зако-

не от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (ст. 13 «Экспериментальный правовой режим»).

Складывающаяся «мода» на экспериментальные правовые режимы и попытки протащить лоббируемые бизнесом частные интересы под видом таких законодательных экспериментов (ведь это не эксперимент, когда заранее известен результат, это целеполагание и целепостановка с последующим целедостижением) требуют тщательного разбора этого специфического законодательного инструментария, сферы его релевантного применения и пределов его применимости.

Такая задача более эффективно решается с учетом иностранного опыта в этой сфере.

Этому и посвящен настоящий материал (применительно к опыту Китайской Народной Республики (далее — КНР).

© Дегтярев М.В., 2021

Суть концепта

экспериментального законодательства

Суть экспериментирования в законодательстве — это апробация и тестирование новых законодательных подходов и режимов на ограниченной в масштабах основе, чтобы оценить последствия, прежде чем вводить эти подходы и режимы на постоянную основу в законодательство с несопоставимо более широким охватом предметно-объектной области регулирования.

Согласно Люциусу Мэйдеру, экспериментальное законодательство — это «закон, принятый на ограниченный период времени для проверки того, сможет ли конкретная законодательная мера эффективно достичь определенных целей»; это «форма законодательства, обладающая определенными характеристиками: оно должно быть ограничено во времени; в нем следует четко указать свою цель; в нем следует указать цели планируемых законодательных действий и указать критерии, используемые для оценки соответствия положений, принятых на временной основе; в нем следует указать данные, которые необходимо собрать, и определить обязанности по сбору данных и оценке результатов и так далее» [6, с. 125]. Определение Мадера, отмечают Роб ван Хестель и Хейс ван Дейк, охватывает широкий спектр законов с экспериментальными характеристиками, начиная от простых пилотных проектов и заканчивая законами, вводящими рандомизированные испытания, с важными различиями в отношении воздействия и надежности оценки [7, с. 541].

Согласно Робу ван Хестелю и Хейсу ван Дейку, «основная идея экспериментального законодательства заключается в том, что: 1) оно касается временного отклонения от существующих законов или постановлений; 2) объем эксперимента будет фиксироваться с точки зрения времени, места и/или адресатов; 3) будут оцениваться эффекты и побочные эффекты нормативного регулирования; и 4) в случае успеха режим будет расширен, так что экспериментальные правила могут также применяться к другим аналогичным ситуациям. Таким образом, концепция экспериментального законодательства подразумевает, что правила проверяются в небольшом масштабе, чтобы иметь возможность извлечь уроки из этого опыта и использовать эти знания для улучшения закона» [7, с. 542].

Хуан Ли определяет экспериментальное законодательство следующим образом: законодательный орган принимает или дает разрешение принять экспериментальные нормы, не соот-

ветствующие действующему законодательству или вступающие в определенное противоречие с ним, на определенный период, в отношении определенных категорий населения или определенного региона, после чего проводится промежуточная и итоговая оценка, по результатам которой экспериментальное законодательство может быть преобразовано в постоянно действующее законодательство [8].

Эдвард Рубин сравнивает экспериментальное законодательное регулирование с экспериментами в области медицины, указывая, что «основное отличие состоит в том, что медицинские эксперименты представляют собой инструментальное использование других людей; исследователь подвергает испытуемого воздействию какого-либо опасного или неприятного состояния в надежде узнать что-то, что принесет пользу другим. Но немногие законодатели проявляют интерес к абстрактным знаниям, достаточным для поддержки экспериментов такого рода. Вместо этого экспериментальное законодательство лучше всего сравнить с двумя довольно разными медицинскими процедурами. В некоторых случаях это похоже на использование экспериментальной техники, потому что эта техника дает лучший шанс вылечить пациента. В других случаях это похоже на апробирование потенциально полезной вакцины на небольшой группе людей перед ее применением по всей стране. Первая ситуация не вызывает проблем, потому что это просто частный случай общепринятой обязанности врача перед пациентом. Последнее вызывает трудности при выборе экспериментальной группы, но альтернатива явно и, возможно, катастрофически хуже» [9, с. 424—425].

Применение экспериментального законодательства представляет собой вовсе не только принятие чего-то необычного и замысловатого в целях «посмотреть, а как оно поведет себя». Это процессы непрерывного тестирования и непрерывной отладки новых норм, которые в конечном счете могут быть трансформированы необходимым образом.

Иными словами, применение экспериментального законодательства в принципе требует корригирования, деятельной, активной обкатки тех или иных правовых режимов или механизмов и постоянного мониторинга нормореализа-ции с высокой частностью «реперных проверочных точек» в этом процессе.

В этих «точках» осуществляется сбор и обработка необходимых эмпирических (т. е. получаемых в результате набираемого экспериментального опыта) данных для того, чтобы эффективно

оперировать неопределенностями в сфере, где проводится законодательный эксперимент.

Опыт КНР в рассматриваемой сфере

В современном Китае достаточно обширен опыт задействования экспериментального законодательства — принимаются акты с ограничениями по сроку действия, кругу регулируемых отношений и/или по территории регулирующего действия с последующей обкаткой, а когда результаты оценки проведенного законодательного эксперимента соответствуют заявленным целям, экспериментальному законодательству может быть предоставлен статус постоянно действующего законодательства.

Согласно статье 13 Закона КНР от 15 марта 2000 года (ред. от 15 марта 2015 г.) «О законодательстве» [10; 11], Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет вправе при необходимости в целях осуществления реформ и обеспечения развития принять решение о временном изменении или временном приостановлении локального применения отдельных положений законодательства в течение определенного периода в отношении конкретных вопросов, связанных с административным управлением и в иных сферах.

В настоящее время в Китае реализуется множество экспериментальных программ, принимаемых на основании данного положения. Рассмотрим некоторые из них.

27 февраля 2015 года на заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР 12-го созыва был рассмотрен и одобрен документ, предоставляющий Государственному совету КНР полномочия временно корректировать и применять соответствующие нормативные правовые акты на территории определенных административно-территориальных единиц, а также вносить временные изменения в законодательство об управлении земельными ресурсами в рамках проведения земельной реформы [12].

Также отметим решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей от 26 октября 2019 года «О предоставлении Государственному совету полномочий временно корректировать реализацию соответствующих положений Закона о зонах свободной торговли» [13; 14].

Данное решение было принято в целях дальнейшей оптимизации бизнес-среды, стимулирования жизнеспособности рынка и творческого потенциала общества, а также ускорения трансформации функций правительства.

В частности, в данном решении был указан перечень положений Закона КНР о зонах свободной торговли и иных нормативных правовых актов, исполнение которых временно корректируется Государственным советом. Среди таких изменений — отмена требования, касающегося обязанности продавцов, занимающихся внешней торговлей, то есть импортом и экспортом товаров или технологий, проходить регистрацию в соответствующем органе публичной власти.

В 1988 году было объявлено о создании на Хайнане особой экономической зоны. Данный опыт оказался ценным и эффективным, и в настоящее время продолжается реализация соответствующих реформ [15].

Четырнадцатого апреля 2018 года были изданы Руководящие заключения Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственного совета Китая по вопросам обеспечения всестороннего углубления политики реформ и открытости на Хайнане [15]. В частности, данным документом предусматривается реализация определенных мер по следующим направлениям:

— обеспечение дальнейшего развития экспериментальной зоны свободной торговли Хай-наня (с предоставлением большей степени независимости при реализации соответствующих реформ, ускорением формирования законной, международной и удобной деловой среды, а также справедливой, унифицированной и эффективной рыночной среды, углублением рационализации государственного управления, осуществлением политики либерализации торговли и инвестиций на высоком уровне);

— комплексное расширение реализации соответствующих реформ, в частности, в целях адаптации к актуальным тенденциям экономической глобализации, а также изучения возможности создания новой открытой экономической системы;

— обеспечение функционирования экспериментальной экологической зоны;

— продвижение и развитие туризма (в частности, обеспечение развития туристского потребления, реализация политики беспошлинных покупок, увеличение лимита беспошлинных покупок, развитие различных круизных маршрутов, развитие политики международного медицинского туризма и развитие проведения исследований в области медицины, а также применения новых медицинских технологий, оборудования и лекарственных средств, развитие новых видов культурного потребления, а также развитие спорта на Хайнане);

— обеспечение повышения качества туристических потребительских услуг (поощрение

оптимизации и реорганизации туристических компаний Хайнаня, привлечение финансирования в данной области, содействие развитию гостиничного бизнеса, продвижение туристического имиджа Хайнаня, совершенствование превенции правонарушений в данной области);

— продвижение интернационализации туристического потребления (обеспечение поддержки Хайнаня в активном привлечении международного капитала и интеллектуальных ресурсов, использование международных передовых концепций в целях обеспечения защиты и развития туристических ресурсов, обеспечение поддержки Хайнаня в активном участии в международном сотрудничестве в сфере туризма, обеспечение формирования системы управления туризмом, обеспечение повышения уровня интернационализации и стандартизации туристических объектов);

— реализация политики, направленной на сокращение уровня бедности населения (в частности, поощрение урбанизации населения, повышение доступности базового образования, совершенствование системы занятости населения, обеспечение повышения доходов населения, реализация инновационных моделей оказания социальной поддержки, реализация соответствующей жилищной политики, а также политики в области здравоохранения);

— развитие военно-гражданской интеграции;

— обеспечение углубления иностранных обменов и сотрудничества в целях обеспечения эффективного сотрудничества Хайнаня и ряда других регионов и стран;

— продвижение и развитие политики реформ и открытости;

— обеспечение функционирования системы координации реформ и обеспечение их общей эффективности (в том числе посредством изучения, оценки и предотвращения рисков);

— обеспечение развития освоения морских ресурсов, развитие морской экономики;

— реализация политики, направленной на поиск, привлечение, обучение и интеграцию талантливых специалистов, в частности, в целях обеспечения развития инноваций;

— углубление структурных реформ в сфере экономики;

— реализация стратегий инновационного развития;

— развитие инфраструктуры;

— обеспечение создания в Хайнане порта свободной торговли (при этом строительство порта свободной торговли на Хайнане должно отражать национальную специфику и соответствовать по-

зиционированию Хайнаня в области развития, при этом основной акцент должен быть сделан на развитии туризма, современной индустрии оказания услуг и высокотехнологичных отраслях);

— обеспечение развития системы предотвращения и контроля рисков (в частности, системных финансовых рисков, а также принятие мер, направленных на предотвращение совершения финансовых преступлений);

— укрепление регионального взаимодействия и сотрудничества;

— обеспечение развития цифровизации Хайнаня (в частности, обеспечение полного покрытия интернетом и мобильной связью городских и сельских территорий, обеспечение развития кибербезопасности);

— обеспечение модернизации и развития системы аэропортов Хайнаня;

— обеспечение развития систем водоснабжения и газоснабжения;

— обеспечение создания и расширения возможностей безвизового режима для иностранных граждан ряда государств;

— углубление реформирования административной системы (в том числе направленное на рационализацию управления, дальнейшую децентрализацию, предоставление органам публичной власти Хайнаня определенной автономии при принятии решений) [15].

Также в Руководящих заключениях Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственного совета Китая по вопросам обеспечения всестороннего углубления политики реформ и открытости на Хайнане были определены цели развития:

— к 2020 году: достижение целей построения благополучного общества на всесторонней основе, обеспечение снижение уровня бедности сельского населения; улучшение международной открытости особой экономической зоны; совершенствование системы предоставления государственных услуг; достижение определенных целей в области реализации экологической политики;

— к 2025 году: значительное улучшение качества и эффективности экономического роста; создание системы портов свободной торговли; достижение первоклассного уровня развития бизнеса внутри страны; совершенствование и модернизация правовой системы и системы управления; достижение передового уровня и высокого качества предоставления государственных услуг; качество экологической среды продолжает оставаться на ведущем уровне в стране;

— к 2035 году: достижение продвинутого уровня модернизации страны; совершенствова-

ние системы портов свободной торговли; достижение одного из самых высоких уровней развития бизнеса в мире; обеспечение процветания и благополучия населения; достижение международного передового уровня предоставления государственных услуг; выведение качества экологической среды и эффективности использования ресурсов на ведущий мировой уровень;

— к середине XXI века: осуществление Китаем ведущей роли в социалистической модернизации с формированием высокоориентированной на рынок, интернационализированной, современной системы, а также развитием Китая как региона с ведущей всесторонней конкурентоспособностью и культурным влиянием; достижение благосостояния и процветания всего населения [15].

По поводу дальнейшего развития экспериментального законодательства Китая в области свободной торговли на Хайнане следует отметить Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей от 29 апреля 2020 года «О предоставлении Государственному совету полномочий временно корректировать реализацию соответствующих положений законодательства в экспериментальной зоне свободной торговли Китая (Хайнане)» [16; 17].

Данное решение предусматривает внесение временных изменений в реализацию положений ряда нормативных правовых актов в целях поддержки проведения комплексных реформ и обеспечения реализации китайской политики в области создания экспериментальных зон свободной торговли.

В данном решении также отмечается необходимость создания надежной системы контроля и надзора для эффективного предотвращения и контроля потенциальных рисков.

Представляет интерес Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей от 28 декабря 2019 года «О предоставлении Верховному народному суду КНР полномочий по запуску пилотной программы по реформированию общих и упрощенных процедур гражданского судопроизводства в определенных областях» [18; 19].

Данное Решение было принято в целях обеспечения дальнейшей оптимизации судебных ресурсов, рассмотрения дел в соответствии с их сложностью или ценой исков, повышения эффективности рассмотрения дел, развития реформы гражданского судопроизводства и обеспечения справедливости.

Верховный народный суд КНР был уполномочен провести пилотную программу реформирования гражданского судопроизводства

посредством обеспечения рассмотрения дел в соответствии с их сложностью ценой исков, оптимизации процедур судебного подтверждения, совершенствования процедур рассмотрения мелких исков, совершенствования правил упрощенного производства, расширения круга дел, которые могут рассматриваться судьей единолично, совершенствования правил рассмотрения дел через Интернет и т. д. Решением предусматривается начало реализации такой пилотной программы в судах определенных уровней в таких административно-территориальных единицах, как Пекин, Шанхай, Нанкин, Сучжоу, Ханчжоу, Нинбо, Хэфэй, Фучжоу, Ся-мэнь, Цзинань, Чжэнчжоу, Лоян, Ухань, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чэнду, Гуйян, Куньмин, Сиань и Иньчуань.

Верховный народный суд КНР ответственен за организацию исследований и разработку конкретных мер для данной экспериментальной программы. Верховный народный суд обеспечивает усиление руководства, надзора и контроля во время проведения экспериментальной работы и отчитывается перед Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей. По истечении срока реализации программы соответствующие законы должны быть пересмотрены и усовершенствованы соответствующим образом, если эффективность пилотных мер будет доказана (подтверждена) на практике. Если же на практике окажется, что меры, реализованные в рамках пилотной программы, некорректны, применение соответствующих положений законодательства возобновляется.

1 июля 2015 года было принято Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей «О предоставлении Верховной народной прокуратуре полномочий по началу реализации экспериментальной программы по инициированию в различных областях мер, обусловленных публичными интересами» [20; 21].

В соответствии с данным решением, указанная экспериментальная программа направлена на обеспечение защиты национальных интересов и предполагает реализацию определенных мер в следующих областях:

— защита окружающей среды и ресурсов;

— защита государственных активов;

— передача прав на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности;

— безопасность пищевых продуктов, а также обеспечение безопасности лекарственной продукции.

Реализация данной программы предусмотрена на территории 13 административно-территориальных единиц.

Данная экспериментальная (пилотная) программа должна проводиться стабильно и упоря-доченно и соответствовать принципам функционирования судебной системы. Перед началом реализации соответствующих мер, Верховная народная прокуратура должна в соответствии с законодательством потребовать от соответствующих органов публичной власти исправить не соответствующие административные акты.

Также отметим следующие документы, на основании которых в КНР реализуются программы в рамках законодательных экспериментов по различным вопросам и на различных уровнях:

— Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей от 27 декабря 2017 года «О продлении срока полномочий Государственного совета по временной корректировке реализации соответствующих положений законодательства в административных районах 232 уездов (городах и округах) в рамках Пилотной программы, включающей район Дасин Пекина и 59 уездов (городов и округов), и Пилотной программы, включающей район Цзичжоу Тяньцзиня» [22; 23];

— Решение Государственного совета КНР № 51 от 21 декабря 2013 года «О временном изменении процедур административной проверки и утверждения, а также специальных административных мер для доступа в экспериментальную зону свободной торговли Китая (Шанхай)» [24; 25];

— Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей от 1 июля 1992 года «О предоставлении собранию народных представителей Шэньчжэня и его постоянному комитету и народному правительству Шэньчжэня полномочий по установлению норм и правил непосредственно для их применения в особой экономической зоне Шэньчжэня» [26; 27];

— Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей от 27 апреля 2017 года «О продлении срока реализации экспериментальной программы реформирования системы народных заседателей» [28; 29].

Исследование практического опыта КНР в этой сфере выявляет вполне позитивные результаты задействования инструментария, которому посвящен настоящий материал, — экспериментальных правовых режимов.

Заключение

Как пишут Роб ван Хестель и Хейс ван Дейк, «экспериментальный метод не решит всех трудностей. В конце концов, это всего лишь вспомогательный метод. Путь, которого следует придерживаться, состоит в том, чтобы поставить эксперименты на место как средство получения данных для выводов, а не основывать политические действия полностью на эксперименте и ни на чем другом» [7, с. 539]. Более того, Хуан Ли отмечает наличие определенной проблемы, связанной с созданием экспериментального законодательства, касающейся соотношения соблюдения принципа верховенства закона и введения такого рода реформ, что особенно актуально для современного общества, в котором существенное значение имеют инновации, в частности, научные и технологические. Внедрение инноваций — это, по сути, процесс постоянных прорывов [см.: 30], отказа от существующих условностей и создания и установления новых норм, что неизбежно ставит под угрозу принцип правовой определенности. Также имеет место противоречие между гибкостью инноваций и консервативностью норм права [8]. И сегодня мы видим немало попыток под прикрытием громких слов о применении экспериментального законодательства провести откровенно «сырые» и сомнительные инициативы. Вместе с тем, уже невозможно отрицать эффективность этого инструмента, и опыт Китая ясно свидетельствует об этом.

Примечания

1. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Степина и юридическая наука. М.: ИНФРАМ, 2020. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Понкин И.В., Лаптева А.И. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инжене-рия в праве: учебник. М.: Буки Веди, 2021. 174 с. URL: http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/ Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf (дата обращения: 07.03.2021).

3. Понкин И.В. Энтропия, негэнтропия и порядок в публичном управлении и в праве // Право и образование. 2016. № 9. С. 11—20.

4. Залоило М.В. Современные юридические технологии в правотворчестве / под ред. Д.А. Пашенце-ва. М.: НОРМА, 2020. 184 с.

5. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Понкин Д.И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. Т. 16. № 1. С. 224—234.

6. Mader L. Evaluating the Effects: A Contribution to the Quality of Legislation // Statute Law Review. 2001. Vol. 22. № 2. P. 119—131.

7. Gestel van R., Dyck van G. Better Regulation through Experimental Legislation // European Public Law. 2011. Vol. 17. № 3. P. 539—553.

2017^. № 7. URL: http://www.iolaw.org. cn/showNews.aspx?id=59301 (дата обращения: 07.03.2021).

9. Rubin E.L. Law and Legislation in the Administrative State // Columbia Law Review. 1989. Vol. 89. № 3. P. 369—426.

10. ф^ЛКЙЯН^ЙЙ // URL: http://www. npc.gov.cn/zgrdw/npc/dbdhhy/12_3/2015-03/18/ content_1930713.htm (дата обращения: 07.03.2021).

11. Legislation Law of the People's Republic of China (Adopted by the 3rd Session of the Ninth National People's Congress on March 15, 2000, Amended on March 15, 2015). URL: https://www.chinalawtranslate. com/en/2015lawlaw/; http://lawinfochina.com/display. aspx?id=19023&lib=law (дата обращения: 07.03.2021).

12. Сводный отчет Государственного совета КНР от 2018 года: H^I^T^ttiiME^ft^Htt Шё

(2018^12

±). URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c12491/201812/38 21c5a89c4a4a9d8cd10e8e2653bdde.shtml (дата обращения: 07.03.2021).

13. ^НЛШША^^Й^ТЖ+ХН^Ий

URL:

http://www.gov.cn/xinwen/2019-10/26/content_5445371. htm (дата обращения: 07.03.2021).

14. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Authorizing the State Council to Temporarily Adjust the Implementation of Relevant Provisions of Law in Pilot Free Trade Zones / Adopted at the 14th Meeting of the Standing Committee of the Thirteenth National People's Congress on October 26, 2019. URL: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/c239 34/202006/0cf2c6cad1b64970a9a6c44a84d2a1fe.shtml (дата обращения: 07.03.2021).

15.

ЙШШ^ЙЖ (14.04.2018). URL: http://www.gov.cn/ zhengce/2018-04/14/content_5282456.htm (дата обращения: 07.03.2021).

16.

URL: http://www.gov.cn/ 24. H

Congress on April 29, 2020. URL: http://www.npc.gov.cn/ englishnpc/c23934/202005/02958d1b40574681a08f939 fede97f08.shtml (дата обращения: 07.03.2021).

18.

IM). URL: http://www.court.gov.cn/zixun-xiangqing-213111.html (дата обращения: 07.03.2021).

19. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Authorizing the Supreme People's Court to Launch a Pilot Program Concerning the Civil Procedure in Certain Regions by Processing Cases According to the Complexity of Cases or the Amount of Claims Involved / Adopted at the 15th Meeting of the Standing Committee of the Thirteenth National People's Congress on December 28, 2019. URL: http://www.npc. gov.cn/englishnpc/c23934/202006/c52452f581db4cf6bf 7872fc59034b65.shtml (дата обращения: 07.03.2021).

20.

^Ий^ЙК^Ш^Ш^ШЙ!^;:. URL: http:// www.gov. cn/xinwen/2015-07/01/content_2888125.htm (дата обращения: 07.03.2021).

21. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Authorizing the Supreme People's Procuratorate to Launch the Pilot Program of Initiating Public Interest Actions in Certain Areas of 01.07.2015. URL: http://en.pkulaw.cn/display.aspx?id=1 9340&lib=law&SearchKeyword=&SearchCKeyword=&E ncodingName=big5 (дата обращения: 07.03.2021).

22. ^НЛШША^^Й^ТМ^Ж+ХН^!

i^KSstAta^Ki.KjfitEa^af^i

2017^12^270^=^

URL:

http://www.gov.cn/xinwen/2017-12/28/content_5251051. htm (дата обращения: 07.03.2021).

23. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Extending the Period of Authorizing the State Council to Provisionally Adjust the Implementation of the Provisions of Relevant Laws in the Administrative Regions of 232 Counties (Cities and Districts) under the Pilot Program including Daxing District of Beijing Municipality and 59 Counties (Cities and Districts) under the Pilot Program including Jizhou District of Tianjin Municipality / Adopted at the 31st Session of the Standing Committee of the Twelfth National People's Congress on December 27, 2017. URL: http://www.lawinfochina.com/display.aspx?id=27 096&lib=law&EncodingName=big5 (дата обращения: 07.03.2021).

xinwen/2020-04/29/content_5507538.htm (дата обращения: 07.03.2021).

17. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Authorizing the State Council to Temporarily Adjust the Implementation of Relevant Provisions of Law in China (Hainan) Pilot Free Trade Zone / Adopted at the 17th Meeting of the Standing Committee of the Thirteenth National People's

шшвшй;:. URL: http://www.gov.cn/zhengce/ content/2014-01/06/content_7548.htm (дата обращения: 07.03.2021).

25. Decision of the State Council on Temporary Adjustments to the Administrative Approval Items or Special Administrative Measures on Access Prescribed in Relevant Administrative Regulations or State Council's

Documents in the China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone № 51 of 21.12.2013. URL: http://www.shanghai. gov.cn/nw48069/20200824/0001-48069_108695.html (дата обращения: 07.03.2021).

26.

URL: http://www.npc. gov.cn/wxzl/gongbao/2000-12/05/content_5004568.htm (дата обращения: 07.03.2021).

27. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Authorizing the People's Congress of ShenZhen City and Its Standing Committee and the People's Government of ShenZhen City to Formulate Regulations and Rules Respectively for Implementation in the ShenZhen Special Economic Zone of 01.07.1992. URL: http://www.lawinfochina. com/display.aspx?id=143&lib=law (дата обращения: 07.03.2021).

28. М^ЛШЙФ

URL:

http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/201704/a97fc22e5 3074d3bb96ade7b720c1eed.shtml (дата обращения: 07.03.2021).

29. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress to Extend the Period of the Pilot Program of the People's Assessor System Reform (issued 27.04.2017). URL: http://www.lawinfochina. com/display.aspx?id=23550&lib=law (дата обращения: 07.03.2021).

30. Куприяновский В.П., Морева С.Л. [и др.]. Подрывные технологические инновации: понятие, значение и онтология // International Journal of Open Information Technologies. 2020. Vol. 8. № 8. С. 60—68.

References

1. Khabrieva T.Ya., Chernogor N.N. The future is right. The legacy of academician V.S. Stepin and Legal Science. Moscow: INFRA-M Publ., 2020. 176 p. (In Russ.)

2. Ponkin I.V., Lapteva A.I. Law and Digital: Machine-readable law, digital twin models, digital formalization and digital onto-engineering in law: textbook. Moscow: Buki Vedi Publ., 2021. 174 p. URL: http://moscou-ecole. ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf (accessed 07.03.2021). (In Russ.)

3. Ponkin I.V. Entropy, negentropy and order in public administration and law. Law and Education, 2016, no. 9, pp. 11—20. (In Russ.)

4. Zaloilo M.V. Modern legal technologies in lawmaking. Moscow: NORMA Publ., 2020. 184 p. (In Russ.)

5. Ponkin I.V., Kupriyanovskiy V.P., Ponkin D.I. Fintech, Regtech and regulatory sandboxes: concept, digital ontology, prospects. Modern information technologies and IT education, 2020, vol. 16, no. 1, pp. 224—234. (In Russ.)

6. Mader L. Evaluating the Effects: A Contribution to the Quality of Legislation. Statute Law Review, 2001, vol. 22, no. 2, pp. 119—131.

7. Gestel van R., Dyck van G. Better Regulation through Experimental Legislation. European Public Law, 2011, vol. 17, no. 3, pp. 539—553.

8. Li Juan. Theoretical construction and empirical analysis of "experimental legislation". Politics and law, 2017, no. 7. URL: http://www.iolaw.org.cn/showNews. aspx?id=59301 (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

9. Rubin E.L. Law and Legislation in the Administrative State // Columbia Law Review. Article, 1989, vol. 89, no. 3, pp. 369—426.

10. Legislative Act of the People's Republic of China. URL: http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/dbd-hhy/12_3/2015-03/18/content_1930713.htm (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

11. Legislation Law of the People's Republic of China (Adopted by the 3rd Session of the Ninth National People's Congress on March 15, 2000, Amended on March 15, 2015). URL: https://www.chinalawtranslate. com/en/2015lawlaw/; http://lawinfochina.com/display. aspx?id=19023&lib=law (accessed 07.03.2021).

12. Summary report of the State Council on rural land expropriation, the entry of land for collective management construction into the market, and the pilot reform of the homestead system (at the seventh meeting of the Standing Committee of the thirteenth National People's Congress on December 23, 2018). URL: http://www.npc. gov.cn/npc/c12491/201812/3821c5a89c4a4a9d8cd10e8 e2653bdde.shtml (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

13. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on authorizing the State Council to temporarily adjust the application of relevant legal provisions in the pilot free trade zone. URL: http://www. gov.cn/xinwen/2019-10/26/content_5445371.htm (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

14. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Authorizing the State Council to Temporarily Adjust the Implementation of Relevant Provisions of Law in Pilot Free Trade Zones / Adopted at the 14th Meeting of the Standing Committee of the Thirteenth National People's Congress on October 26, 2019. URL: http:// www.npc.gov.cn/englishnpc/c23934/202006/0cf2c6cad1 b64970a9a6c44a84d2a1fe.shtml (accessed 07.03.2021).

15. Guidance opinions of the Central Committee of the Communist Party of China and the State Council on supporting Hainan's comprehensive deepening of reform and opening up (14.04.2018). URL: http://www.gov.cn/ zhengce/2018-04/14/content_5282456.htm (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

16. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on authorizing the State Council to temporarily adjust the application of relevant legal provisions in the pilot free trade zone of China (Hainan) (adopted by the Standing Committee of the 13th National People's Congress at its 17th meeting on April 29, 2020). URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-04/29/con-tent_5507538.htm (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

17. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Authorizing the State Coun-

cil to Temporarily Adjust the Implementation of Relevant Provisions of Law in China (Hainan) Pilot Free Trade Zone / Adopted at the 17th Meeting of the Standing Committee of the Thirteenth National People's Congress on April 29, 2020. URL: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/ c23934/202005/02958d1b40574681a08f939fede97f08. shtml (accessed 07.03.2021).

18. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on authorizing the Supreme People's court to carry out pilot work on the reform of traditional and simplified diversion of civil proceedings in some areas (adopted by the Standing Committee of the 13th National People's Congress at its 15th meeting on December 28, 2019). URL: http://www.court.gov. cn/zixun-xiangqing-213111.html (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

19. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Authorizing the Supreme People's Court to Launch a Pilot Program Concerning the Civil Procedure in Certain Regions by Processing Cases According to the Complexity of Cases or the Amount of Claims Involved / Adopted at the 15th Meeting of the Standing Committee of the Thirteenth National People's Congress on December 28, 2019. URL: http://www.npc. gov.cn/englishnpc/c23934/202006/c52452f581db4cf6b-f7872fc59034b65.shtm (accessed 07.03.2021).

20. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on authorizing the Supreme People's Procuratorate to carry out pilot Public Interest Litigation in some areas. URL: http://www.gov.cn/ xinwen/2015-07/01/content_2888125.htm (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

21. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Authorizing the Supreme People's Procuratorate to Launch the Pilot Program of Initiating Public Interest Actions in Certain Areas of 01.07.2015. URL: http://en.pkulaw.cn/display.aspx?id=1 9340&lib=law&SearchKeyword=&SearchCKeyword=&E ncodingName=big5 (accessed 07.03.2021).

22. The decision of the Standing Committee of the National People's Congress on the extension of the authorization of the State Council to temporarily adjust the time limit for the implementation of relevant laws in the administrative areas of the 232 pilot counties (cities and districts) in Daxing district, Beijing, and 59 pilot counties (cities and districts) in Jizhou district, Tianjin, on December 27, 2017, adopted by the 31st meeting of the Standing Committee of the 12th National People's Congress. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2017-12/28/con-tent_5251051.htm (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

23. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Extending the Period of Authorizing the State Council to Provisionally Adjust the Implementation of the Provisions of Relevant Laws in the Administrative Regions of 232 Counties (Cities and Districts) under the Pilot Program including Daxing District

of Beijing Municipality and 59 Counties (Cities and Districts) under the Pilot Program including Jizhou District of Tianjin Municipality / Adopted at the 31st Session of the Standing Committee of the Twelfth National People's Congress on December 27, 2017. URL: http://www.law-infochina.com/display.aspx?id=27096&lib=law&Encodin gName=big5 (accessed 07.03.2021).

24. Decision of the State Council on temporarily adjusting the relevant administrative regulations and special administrative measures for Administrative Examination and approval or access as stipulated in the documents of the State Council in the China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone. URL: http://www.gov.cn/zhengce/ content/2014-01/06/content_7548.htm (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

25. Decision of the State Council on Temporary Adjustments to the Administrative Approval Items or Special Administrative Measures on Access Prescribed in Relevant Administrative Regulations or State Council's Documents in the China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone № 51 of 21.12.2013. URL: http://www.shanghai. gov.cn/nw48069/20200824/0001-48069_108695.html (accessed 07.03.2021).

26. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on authorizing the Shenzhen People's Congress, its Standing Committee and the Shenzhen People's government to formulate regulations and regulations for the implementation of the Shenzhen Special Economic Zone, respectively. URL: http://www. npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2000-12/05/content_5004568. htm (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

27. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Authorizing the People's Congress of ShenZhen City and Its Standing Committee and the People's Government of ShenZhen City to Formulate Regulations and Rules Respectively for Implementation in the ShenZhen Special Economic Zone of 01.07.1992. URL: http://www.lawinfochina.com/display. aspx?id=143&lib=law (accessed 07.03.2021).

28. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on extending the time limit for the pilot reform of the people's assessors system (adopted by the Standing Committee of the Twelfth National People's Congress at its 27th meeting on April 27, 2017). URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/201704/a97f-c22e53074d3bb96ade7b720c1eed.shtml (accessed 07.03.2021). (In Chinese.)

29. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress to Extend the Period of the Pilot Program of the People's Assessor System Reform (issued 27.04.2017). URL: http://www.lawinfochina.com/ display.aspx?id=23550&lib=law (accessed 07.03.2021).

30. Kupriyanovskiy V.P., Moreva S.L. et al. Disruptive technological innovation: concept, meaning and ontology. International Journal of Open Information Technologies, 2020, vol. 8, no. 8, pp. 60—68. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.