ВЕДУЩИЕ ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРОВ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ
THE LEADING DIFFICULTIES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE COACHES IN CROSS-COUNTRY SKIING
О. Н. Степанова, Ю. С. Бернина
В статье приведены результаты исследования профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам. Раскрываются перечень, иерархия и структура профессиональных трудностей данных специалистов.
Ключевые слова: лыжные гонки, деятельность тренера, профессиональные трудности.
Сначала XXI в. в европейском профессиональном сообществе работников высшего образования стало принято говорить о необходимости ориентации обучения на результат (learning outcomes), под которым понимается «то, что учащийся способен делать в конце обучения, чтобы продемонстрировать свои достижения в знании, понимании и способности к выполнению» [1]. По мнению специалистов, в конечном итоге результатом обучения должна явиться готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности, в том числе к присущим ей трудностям.
Проблеме профессиональных трудностей посвящено значительное количество научных работ, имеющих как сугубо теоретический, так и прикладной характер. Применительно к деятельности педагогов по физической культуре и спорту эту проблему рассматривали В. И. Иванов, О. Н. Степанова [2], А. А. Шипенко, А .В. Кузьмичев [3] (в адаптивном плавании), О. Н. Степанова, Е. А. Осокина [4-5], Е. Г. Сайкина [6] (в фитнесе), Р. Н. Терехина [7] (в спортивной гимнастике). В то же время до сих пор остается открытым вопрос о трудностях профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам.
Чтобы восполнить этот пробел, мы провели интервьюирование 18 тренеров ГУДО МО «Лыжный центр Истина» в возрасте 28-75 лет и стажем работы не менее 5 лет. Результаты опросов позволили получить перечень искомых трудностей, состоящий из 35 наименований (графа 4 таблицы).
С целью определения иерархии выявленных трудностей нами было проведено анкетирование на том же контингенте. Респондентам было предложено оценить по 10-балльной шкале значимость каждой из 35 профессиональных трудностей; результаты оценки представлены в графах 3 и 5 таблицы.
Как видно из данных таблицы, наибольшие сложности у тренеров-лыжников вызывают:
• работа в экстремальных погодных условиях, на лыжных трассах низкого качества;
O. N. Stepanova, Yu. S. Bernina
The results of the research of professional activities of cross country coaches skiing have been analyzed in this article. The article contains a description of the list, the hierarchy and structure of professional difficulties of these specialists.
Keywords: cross-country skiing, coach professional activities, professional difficulties.
• необходимость формировать и поддерживать мотивацию у занимающихся на фоне недостатка внимания к лыжным гонкам со стороны средств массовой информации и коммуникации;
• повышенная двигательная активность на протяжении рабочего дня и необходимость (невзирая на возраст и погодные условия) демонстрировать высокий уровень личной физической и спортивно-технической подготовленности.
Особое по значимости место занимает группа орга-низационно-управленческихтрудностей: в планировании (в первую очередь, макро- и мезоциклов тренировки), контроле и документационном обеспечении учебно-трени ро воч ного процесса.
При этом вопросы организации и проведения учебно-тренировочных занятий не вызывают сложностей у опрошенных, что говорит о соответствии знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в вузе, требованиям профессиональной деятельности тренера по лыжным гонкам.
С целью систематизации и классификации трудностей тренеров-лыжников, полученные данные были обработаны методом корреляционного анализа [8], результаты которого легли в основу построения корреляционных плеяд (см. рисунок).
Как видно из рисунка, корреляционная плеяда (№ 1) состоит из двух сегментов. Наиболее крупный сегмент может быть идентифицирован как сложность поддержания тренерами высокого уровня спортивно-технической подготовленности (необходимость владения широким арсеналом двигательных действий, его постоянного пополнения (24); владение рациональной техникой выполнения базовых двигательных действий и ее постоянное совершенствование (14); трудности в демонстрации изучаемых упражнений или их элементов (9); недостаточный уровень современного учебно-методического обеспечения занятий лыжным спортом (25)).
Профессиональные трудности тренеров по лыжным гонкам, их иерархия и классификация
Таблица
СО
■ч
Виды трудностей X по видам № Профессиональные трудности
Специфические трудности (связанные с особенностями вида спорта) 8,67 1 Низкое качество лыжных трасс 9,38
3 Трудности в содержании и поддержании в надлежащем состоянии лыжного инвентаря 9,20
4 Трудности в технике подготовки лыж к соревнованиям (в подборе и использовании смазочных материалов) 9,20
6 Проведение занятий в экстремальных погодных условиях 9,05
7 Трудности в организации отбора, в связи с недостаточной популяризацией лыжного спорта в средствах массовой информации 8,70
20 Недостаточное количество лыжных трасс в больших городах 6,50
Трудности в организации и осуществлении собственной двигательной деятельности 7,89 10 Необходимость качественного владения техникой выполнения и показа изучаемых двигательных действий 8,61
9 Трудности в демонстрации изучаемых упражнений или их элементов 8,60
11 Необходимость поддержания своей физической формы 8,50
14 Владение рациональной техникой выполнения базовых двигательных действий и ее постоянное совершенствование 7,83
24 Необходимость владения широким арсеналом двигательных действий, его постоянного пополнения 5,94
Организационно- управленческие трудности 7,42 8 Низкое качество материально-технической оснащенности занятий, препятствующее их качественному проведению 8,72
12 Трудности в планировании и распределении физических нагрузок в системе занятий (на протяжении макро- и мезоциклов тренировки) 8,27
13 Трудности в осуществлении текущего и перспективного планирования, в разработке соответствующей документации 7,80
16 Трудности в разработке учебно-тренировочного плана в соответствии с уровнем физического развития, физической подготовленности, функционального состояния занимающихся 7,50
18 Трудности в оказании первой доврачебной помощи в экстремальных условиях лыжных гонок 7,05
21 Трудности в составлении/ведении финансово-хозяйственной и отчетной документации 6,40
22 Трудности в организации процессов текущего, этапного и итогового контроля за состоянием и динамикой результатов занимающихся (владение методами функциональной диагностики, педагогического тестирования) 6.20
36 Умение объективно оценивать результаты своей профессиональной деятельности 2,60
Коммуникативные трудности 7,18 2 Трудности в формировании у занимающихся потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, в постоянном самосовершенствовании, улучшении спортивных результатов 9,20
5 Трудности в мотивировании детей к выступлению на соревнованиях 9,05
15 Высокая эмоциональная напряженность работы с детьми, высокая вероятность возникновения синдрома профессионального выгорания 7,60
29 Трудности в создании позитивного настроя и благоприятной эмоциональной обстановки на занятии 5,38
31 Трудности в обеспечении и поддержании дисциплины на отдельных занятиях и в учебно-тренировочном процессе в целом 4,70
Гностические трудности 5,71 25 Недостаточный уровень учебно-методического обеспечения занятий лыжным спортом 5,83
26 Недостаточное количество (отсутствие) форумов и семинаров по обмену опытом, мастер-классов с ведущими (в том числе зарубежными) спортсменами, специалистами, функционерами 5,60
гп >
о
л гп
о ^
ГП
О
О ^
гп
0
го >
1 ^
I
о О
7,20 6,80 5,94 5,40 5,38 | 5,30 0 ,5 4, 4,20 3,38 3,16
Умение исправлять ошибки по ходу выполнения упражнений Умение подбирать подводящие упражнения Трудности в овладении и использовании современных технических средств обучения Трудности в регулировании физической нагрузки в рамках учебно-тренировочного занятия Умение оказывать направляющую помощь при выполнении упражнений и корректировать технику их выполнения | Трудности в составлении комплексов упражнений Трудности в адаптации содержания занятий в соответствии с индивидуальными склонностями, интересами и потребностями занимающихся Умение перестраиваться (вносить изменения) по ходу занятия, в связи с изменяющимися условиями Отсутствие современных технических средств обучения, препятствующее качественному обучению двигательным действиям Трудности в овладении и применении методов обучения
7 СП 3 2 7 2 8 2 30 2 3 3 3 4 3 5 3
5,13
Дидактико- методические трудности
©
Корреляционная теяда 1
33 0'48! 22 3 ^ »
Корреляционная плеяда Л> 2 Корреляционная плеяда Л5>}
17 0^®
Корреляционная теяда № 4 Корреляционная >иеяда № 5
0-0
Корреляционная плеяда № 6
Рис. Корреляционная структура профессиональных трудностей тренеров по лыжным гонкам
Второй сегмент плеяды № 1 объединяет трудности макро- и мезопла-нирования учебно-тренировочного процесса (умение подбирать подводящие упражнения (19), планировать и распределять физические нагрузки на протяжении макро- и мезоциклов тренировки (12)).
Плеяда № 2 представлена системой трудностей текущего управления учебно-тренировочным процессом. Центральным звеном здесь выступает умение вносить изменения по ходу занятия (33). Из-за этого затруднения у тренеров возникают сложности в организации контроля за состоянием и динамикой результатов занимающихся (22). Следствием данной проблемы является формирование у занимающихся негативного отношения к соревнованиям, приводящее к появлению у тренеров еще одной профессиональной трудности - в мотивировании спортсменов к выступлению в спортивных состязаниях (5).
Третья корреляционная плеяда указывает на сложности подбора тренировочных средств в силу недостаточно развитой инфраструктуры лыжного спорта и его низкой материально-технической оснащенности (низкое качество материально-технической оснащенности занятий, препятствующее их качественному проведению (8); недостаточное количество лыжных трасс в больших городах (20); трудности в подборе тренировочных средств - составлении комплексов упражнений (30)).
Корреляционная плеяда № 4 свидетельствует о наличии проблем обучения и поддержания дисциплины на занятиях лыжными гонками (трудности обеспечения и поддержания дисциплины на отдельных занятиях и в учебно-тренировочном процессе в целом (31) и, как следствие, исправления ошибок по ходу выполнения упражнений (17)).
Пятая плеяда может быть идентифицирована как повышенные требования к уровню психофизической кондиции тренера, обусловленные высокой эмоциональной напряженностью работы с детьми и вероятностью возникновения синдрома профессионального выгорания (15); необходимостью поддержания своей физической формы (11)).
Шестая плеяда обозначена как сложности работы в экстремальных условиях. Ее образуют трудности проведения занятий в суровых погодных
условиях (6) и необходимость быть готовым к оказанию первой доврачебной помощи в экстремальных условиях лыжных трасс (18).
Таким образом, выявленные перечень, иерархия и структура трудностей в деятельности тренеров по лыжным гонкам показали недостатки и «узкие места» в системе профессиональной подготовки данных специалистов, а именно: низкий уровень управленческой компетентности и отсутствие профессионально-прикладной физической подготовки, отвечающей потребностям и соответствующей специфике профессиональной деятельности тренеров-лыжников.
Полученные данные могут быть использованы при разработке профессиограмм тренеров как по лыжным гонкам, так и по родственным им видам спорта, а также в целях формирования перечня результатов обучения (learning outcomes), профессиональных и специальных компетенций выпускников вузов и факультетов физической культуры, работающих в сфере лыжного спорта.
Решению данных проблем будут посвящены наши дальнейшие научные изыскания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мишнев Б. "Learning outcome" как критерий эффективности обучения // Актуальные проблемы образования: межвуз. науч.-практ. и учеб.-метод. конф. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tsi.lv/Research/Conference/MIP_2009/27. pdf (дата обращения 12.12.2012).
2. Иванов В. И., Степанова О. Н. Проблемы организации обучения двигательным действиям
детей-инвалидов // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей: материалы науч.-практ. конф. М.: ИНЭП, 2009. С.116-120.
3. Шипенко А. А., Кузьмичев А. В. Основные проблемы и трудности в деятельности педагогов, работающих в системе обучения плаванию инвалидов по зрению // Актуальные достижения европейской науки - 2012: сб. науч. тр. № 8 РАЕН. М.; Смоленск: Смядынь, 2012. С. 79-87.
4. Степанова О. Н, Осокина Е. А. Профессиональные трудности педагогов-инструкторов и тренеров по фитнесу: классификация и характеристика // Найновите постижения на европейската наука - 2012: Метериали за VIII международна научна практична конференция. София: Бял ГРАД-БГ, 2012. С. 61-63.
5. Осокина Е. А. Методическая система занятий фитнесом с глухими женщинами молодого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Шуя: ШГПУ, 2012. 24 с.
6. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 48 с.
7. Терехина Р. Н. Подготовка высококвалифицированного тренера на основе интегрального анализа спортивной гимнастики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997. 44 с.
8. Степанова О. Н. Методы сбора и обработки маркетинговой информации в физической культуре и спорте: учеб. пособие. М.: МПГУ, 2011. 240 с.