Научная статья на тему 'Ведущие Трудности профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам'

Ведущие Трудности профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / CROSS-COUNTRY SKIING / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА / COACH PROFESSIONAL ACTIVITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ / PROFESSIONAL DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова О. Н., Бернина Ю. С.

В статье приведены результаты исследования профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам. Раскрываются перечень, иерархия и структура профессиональных трудностей данных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEADING DIFFICULTIES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE COACHES IN CROSS-COUNTRY SKIING

The results of the research of professional activities of cross country coaches skiing have been analyzed in this article. The article contains a description of the list, the hierarchy and structure of professional difficulties of these specialists.

Текст научной работы на тему «Ведущие Трудности профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам»

ВЕДУЩИЕ ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРОВ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ

THE LEADING DIFFICULTIES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE COACHES IN CROSS-COUNTRY SKIING

О. Н. Степанова, Ю. С. Бернина

В статье приведены результаты исследования профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам. Раскрываются перечень, иерархия и структура профессиональных трудностей данных специалистов.

Ключевые слова: лыжные гонки, деятельность тренера, профессиональные трудности.

Сначала XXI в. в европейском профессиональном сообществе работников высшего образования стало принято говорить о необходимости ориентации обучения на результат (learning outcomes), под которым понимается «то, что учащийся способен делать в конце обучения, чтобы продемонстрировать свои достижения в знании, понимании и способности к выполнению» [1]. По мнению специалистов, в конечном итоге результатом обучения должна явиться готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности, в том числе к присущим ей трудностям.

Проблеме профессиональных трудностей посвящено значительное количество научных работ, имеющих как сугубо теоретический, так и прикладной характер. Применительно к деятельности педагогов по физической культуре и спорту эту проблему рассматривали В. И. Иванов, О. Н. Степанова [2], А. А. Шипенко, А .В. Кузьмичев [3] (в адаптивном плавании), О. Н. Степанова, Е. А. Осокина [4-5], Е. Г. Сайкина [6] (в фитнесе), Р. Н. Терехина [7] (в спортивной гимнастике). В то же время до сих пор остается открытым вопрос о трудностях профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам.

Чтобы восполнить этот пробел, мы провели интервьюирование 18 тренеров ГУДО МО «Лыжный центр Истина» в возрасте 28-75 лет и стажем работы не менее 5 лет. Результаты опросов позволили получить перечень искомых трудностей, состоящий из 35 наименований (графа 4 таблицы).

С целью определения иерархии выявленных трудностей нами было проведено анкетирование на том же контингенте. Респондентам было предложено оценить по 10-балльной шкале значимость каждой из 35 профессиональных трудностей; результаты оценки представлены в графах 3 и 5 таблицы.

Как видно из данных таблицы, наибольшие сложности у тренеров-лыжников вызывают:

• работа в экстремальных погодных условиях, на лыжных трассах низкого качества;

O. N. Stepanova, Yu. S. Bernina

The results of the research of professional activities of cross country coaches skiing have been analyzed in this article. The article contains a description of the list, the hierarchy and structure of professional difficulties of these specialists.

Keywords: cross-country skiing, coach professional activities, professional difficulties.

• необходимость формировать и поддерживать мотивацию у занимающихся на фоне недостатка внимания к лыжным гонкам со стороны средств массовой информации и коммуникации;

• повышенная двигательная активность на протяжении рабочего дня и необходимость (невзирая на возраст и погодные условия) демонстрировать высокий уровень личной физической и спортивно-технической подготовленности.

Особое по значимости место занимает группа орга-низационно-управленческихтрудностей: в планировании (в первую очередь, макро- и мезоциклов тренировки), контроле и документационном обеспечении учебно-трени ро воч ного процесса.

При этом вопросы организации и проведения учебно-тренировочных занятий не вызывают сложностей у опрошенных, что говорит о соответствии знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в вузе, требованиям профессиональной деятельности тренера по лыжным гонкам.

С целью систематизации и классификации трудностей тренеров-лыжников, полученные данные были обработаны методом корреляционного анализа [8], результаты которого легли в основу построения корреляционных плеяд (см. рисунок).

Как видно из рисунка, корреляционная плеяда (№ 1) состоит из двух сегментов. Наиболее крупный сегмент может быть идентифицирован как сложность поддержания тренерами высокого уровня спортивно-технической подготовленности (необходимость владения широким арсеналом двигательных действий, его постоянного пополнения (24); владение рациональной техникой выполнения базовых двигательных действий и ее постоянное совершенствование (14); трудности в демонстрации изучаемых упражнений или их элементов (9); недостаточный уровень современного учебно-методического обеспечения занятий лыжным спортом (25)).

Профессиональные трудности тренеров по лыжным гонкам, их иерархия и классификация

Таблица

СО

■ч

Виды трудностей X по видам № Профессиональные трудности

Специфические трудности (связанные с особенностями вида спорта) 8,67 1 Низкое качество лыжных трасс 9,38

3 Трудности в содержании и поддержании в надлежащем состоянии лыжного инвентаря 9,20

4 Трудности в технике подготовки лыж к соревнованиям (в подборе и использовании смазочных материалов) 9,20

6 Проведение занятий в экстремальных погодных условиях 9,05

7 Трудности в организации отбора, в связи с недостаточной популяризацией лыжного спорта в средствах массовой информации 8,70

20 Недостаточное количество лыжных трасс в больших городах 6,50

Трудности в организации и осуществлении собственной двигательной деятельности 7,89 10 Необходимость качественного владения техникой выполнения и показа изучаемых двигательных действий 8,61

9 Трудности в демонстрации изучаемых упражнений или их элементов 8,60

11 Необходимость поддержания своей физической формы 8,50

14 Владение рациональной техникой выполнения базовых двигательных действий и ее постоянное совершенствование 7,83

24 Необходимость владения широким арсеналом двигательных действий, его постоянного пополнения 5,94

Организационно- управленческие трудности 7,42 8 Низкое качество материально-технической оснащенности занятий, препятствующее их качественному проведению 8,72

12 Трудности в планировании и распределении физических нагрузок в системе занятий (на протяжении макро- и мезоциклов тренировки) 8,27

13 Трудности в осуществлении текущего и перспективного планирования, в разработке соответствующей документации 7,80

16 Трудности в разработке учебно-тренировочного плана в соответствии с уровнем физического развития, физической подготовленности, функционального состояния занимающихся 7,50

18 Трудности в оказании первой доврачебной помощи в экстремальных условиях лыжных гонок 7,05

21 Трудности в составлении/ведении финансово-хозяйственной и отчетной документации 6,40

22 Трудности в организации процессов текущего, этапного и итогового контроля за состоянием и динамикой результатов занимающихся (владение методами функциональной диагностики, педагогического тестирования) 6.20

36 Умение объективно оценивать результаты своей профессиональной деятельности 2,60

Коммуникативные трудности 7,18 2 Трудности в формировании у занимающихся потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, в постоянном самосовершенствовании, улучшении спортивных результатов 9,20

5 Трудности в мотивировании детей к выступлению на соревнованиях 9,05

15 Высокая эмоциональная напряженность работы с детьми, высокая вероятность возникновения синдрома профессионального выгорания 7,60

29 Трудности в создании позитивного настроя и благоприятной эмоциональной обстановки на занятии 5,38

31 Трудности в обеспечении и поддержании дисциплины на отдельных занятиях и в учебно-тренировочном процессе в целом 4,70

Гностические трудности 5,71 25 Недостаточный уровень учебно-методического обеспечения занятий лыжным спортом 5,83

26 Недостаточное количество (отсутствие) форумов и семинаров по обмену опытом, мастер-классов с ведущими (в том числе зарубежными) спортсменами, специалистами, функционерами 5,60

гп >

о

л гп

о ^

ГП

О

О ^

гп

0

го >

1 ^

I

о О

7,20 6,80 5,94 5,40 5,38 | 5,30 0 ,5 4, 4,20 3,38 3,16

Умение исправлять ошибки по ходу выполнения упражнений Умение подбирать подводящие упражнения Трудности в овладении и использовании современных технических средств обучения Трудности в регулировании физической нагрузки в рамках учебно-тренировочного занятия Умение оказывать направляющую помощь при выполнении упражнений и корректировать технику их выполнения | Трудности в составлении комплексов упражнений Трудности в адаптации содержания занятий в соответствии с индивидуальными склонностями, интересами и потребностями занимающихся Умение перестраиваться (вносить изменения) по ходу занятия, в связи с изменяющимися условиями Отсутствие современных технических средств обучения, препятствующее качественному обучению двигательным действиям Трудности в овладении и применении методов обучения

7 СП 3 2 7 2 8 2 30 2 3 3 3 4 3 5 3

5,13

Дидактико- методические трудности

©

Корреляционная теяда 1

33 0'48! 22 3 ^ »

Корреляционная плеяда Л> 2 Корреляционная плеяда Л5>}

17 0^®

Корреляционная теяда № 4 Корреляционная >иеяда № 5

0-0

Корреляционная плеяда № 6

Рис. Корреляционная структура профессиональных трудностей тренеров по лыжным гонкам

Второй сегмент плеяды № 1 объединяет трудности макро- и мезопла-нирования учебно-тренировочного процесса (умение подбирать подводящие упражнения (19), планировать и распределять физические нагрузки на протяжении макро- и мезоциклов тренировки (12)).

Плеяда № 2 представлена системой трудностей текущего управления учебно-тренировочным процессом. Центральным звеном здесь выступает умение вносить изменения по ходу занятия (33). Из-за этого затруднения у тренеров возникают сложности в организации контроля за состоянием и динамикой результатов занимающихся (22). Следствием данной проблемы является формирование у занимающихся негативного отношения к соревнованиям, приводящее к появлению у тренеров еще одной профессиональной трудности - в мотивировании спортсменов к выступлению в спортивных состязаниях (5).

Третья корреляционная плеяда указывает на сложности подбора тренировочных средств в силу недостаточно развитой инфраструктуры лыжного спорта и его низкой материально-технической оснащенности (низкое качество материально-технической оснащенности занятий, препятствующее их качественному проведению (8); недостаточное количество лыжных трасс в больших городах (20); трудности в подборе тренировочных средств - составлении комплексов упражнений (30)).

Корреляционная плеяда № 4 свидетельствует о наличии проблем обучения и поддержания дисциплины на занятиях лыжными гонками (трудности обеспечения и поддержания дисциплины на отдельных занятиях и в учебно-тренировочном процессе в целом (31) и, как следствие, исправления ошибок по ходу выполнения упражнений (17)).

Пятая плеяда может быть идентифицирована как повышенные требования к уровню психофизической кондиции тренера, обусловленные высокой эмоциональной напряженностью работы с детьми и вероятностью возникновения синдрома профессионального выгорания (15); необходимостью поддержания своей физической формы (11)).

Шестая плеяда обозначена как сложности работы в экстремальных условиях. Ее образуют трудности проведения занятий в суровых погодных

условиях (6) и необходимость быть готовым к оказанию первой доврачебной помощи в экстремальных условиях лыжных трасс (18).

Таким образом, выявленные перечень, иерархия и структура трудностей в деятельности тренеров по лыжным гонкам показали недостатки и «узкие места» в системе профессиональной подготовки данных специалистов, а именно: низкий уровень управленческой компетентности и отсутствие профессионально-прикладной физической подготовки, отвечающей потребностям и соответствующей специфике профессиональной деятельности тренеров-лыжников.

Полученные данные могут быть использованы при разработке профессиограмм тренеров как по лыжным гонкам, так и по родственным им видам спорта, а также в целях формирования перечня результатов обучения (learning outcomes), профессиональных и специальных компетенций выпускников вузов и факультетов физической культуры, работающих в сфере лыжного спорта.

Решению данных проблем будут посвящены наши дальнейшие научные изыскания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мишнев Б. "Learning outcome" как критерий эффективности обучения // Актуальные проблемы образования: межвуз. науч.-практ. и учеб.-метод. конф. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tsi.lv/Research/Conference/MIP_2009/27. pdf (дата обращения 12.12.2012).

2. Иванов В. И., Степанова О. Н. Проблемы организации обучения двигательным действиям

детей-инвалидов // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей: материалы науч.-практ. конф. М.: ИНЭП, 2009. С.116-120.

3. Шипенко А. А., Кузьмичев А. В. Основные проблемы и трудности в деятельности педагогов, работающих в системе обучения плаванию инвалидов по зрению // Актуальные достижения европейской науки - 2012: сб. науч. тр. № 8 РАЕН. М.; Смоленск: Смядынь, 2012. С. 79-87.

4. Степанова О. Н, Осокина Е. А. Профессиональные трудности педагогов-инструкторов и тренеров по фитнесу: классификация и характеристика // Найновите постижения на европейската наука - 2012: Метериали за VIII международна научна практична конференция. София: Бял ГРАД-БГ, 2012. С. 61-63.

5. Осокина Е. А. Методическая система занятий фитнесом с глухими женщинами молодого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Шуя: ШГПУ, 2012. 24 с.

6. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 48 с.

7. Терехина Р. Н. Подготовка высококвалифицированного тренера на основе интегрального анализа спортивной гимнастики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997. 44 с.

8. Степанова О. Н. Методы сбора и обработки маркетинговой информации в физической культуре и спорте: учеб. пособие. М.: МПГУ, 2011. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.