Петрова Элиза Александровна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Москва
еИ7аЪеЦ7836@gmail. сот
Алексеева Анастасия Ивановна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Москва
а!ек8ееуа.апа81а8па[email protected]
Ведущие практики спортивных компаний в развитии зелёной экономики
Аннотация
В статье рассматривается влияние экологической обстановки и глобальных проблем на деятельность крупных спортивных организаций. В начале приводится общая информация о важности следования компаниями современным трендам, одним из которых является зеленый маркетинг, для привлечения большего числа потребителей и инвесторов и в целях популяризации идеи сохранения окружающей среды. Особое внимание уделено спортивным организациям и их кампаниям по пропаганде борьбы с глобальными проблемами и путям их решений на примере Формулы Е, коллекции спортивной одежды и обуви Adidas X PARLEY, игровой формы команд Манчестер Юнайтед, Ювентус, Реал Мадрид, выполненной из переработанного пластика, а также на примере других успешных кейсов в этой сфере.
Ключевые слова:
экология, зеленая экономика, зеленый маркетинг, спорт
Eliza A. Petrova
Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russia elizabet17836@gmail. com
Anastasiia I. Alekseeva
Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russia
Leading practices of sports companies in the development of green economy
Abstract
The article is considered the impact of environmental conditions and global problems on the activities of major sports organizations. In the beginning, we provide general information about the importance of the activities while companies are following modern trends, like green marketing, in order to attract more consumers and investors and, finally, to promote the idea of saving the environment. More attention is devoted to sports organizations and their campaigns of the promotion the fight against global problems and ways of their solutions. We also considered the examples like Formula E; Adidas X PARLEY sportswear and footwear collection; Manchester United, Juventus, Real Madrid team uniforms which are made of recycled plastic; and other examples which are successful in this field.
Keywords
ecology, green economy, green marketing, sport
На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что
экологические проблемы стали привлекать все большее внимание общественности. Тема экологии во всем мире является актуальной, насущной и популярной. По данным Nielsen, 57% опрошенных россиян заявили, что для них факт осуществления компаниями программ по защите окружающей среды является чрезвычайно важным [1]. Представленная статистика подтверждает, что современный
потребитель особенно заинтересован в покупке органических, безвредных для
© Э.А. Петрова, А.И. Алексеева, 2020
природы товаров, обращая внимание на социальную ответственность компаний-производителей, их заботу о сохранении окружающей среды. Более того, некоторые инвесторы ориентированы на покупку активов компаний, которые заинтересованы в повышении своего рейтинга экологической ответственности. В особенности это касается компаний, занимающихся добычей природных ресурсов: нефти и газа. Соответствующую информацию можно найти в ряде источников, где предоставлены ежегодные рейтинг-отчеты о нефте- и
газодобывающих компаниях [2]. К
сожалению, подробных рейтингов компаний, осуществляющих деятельность в спортивной индустрии или связанной с ней, нет. Это сопряжено в первую очередь с тем, что данные компании (клубы, организации) не занимаются деятельностью, прямо влияющей на экологическую обстановку отдельно взятых районов. Однако важно говорить о тенденциях и мероприятиях, которые есть в мировом спорте и которые в то же время влияют на экологическую обстановку вокруг.
Таким образом, можно сказать, что одним из мировых трендов последних лет является зеленый маркетинг, именно поэтому в целях популяризации и продвижения своего продукта, а также в целях борьбы с глобальными экологическими проблемами, крупные компании выпускают «эко-френдли» продукцию.
Экологические кампании
спортивных организаций
Спортивные организации не отстают от общемировых тенденций и активно продвигают свои идеи по сохранению природы. Ниже приведены примеры успешных кейсов, проводимых
спортивными компаниями, организациями и федерациями, осуществляющими деятельность в разных сегментах рынка (производство одежды, организация соревнований, спортивные клубы) и имеющими различные «экологические» программы:
1) Formula E (Формула Е) [3]. Для начала стоит дать небольшую справку о том, что из себя представляет Formula E. Формула Е - класс автогонок, основанный в 2012 году и имеющий основой чемпионат ФИА (Международная автомобильная федерация) Формула Е. Стоит упомянуть и о главной цели создания данного чемпионата - это стремление создать базу для исследований и разработки электрического транспорта, что, в свою очередь, направленно на популяризацию данных ТС (транспортных средств). Как и
Формула 1, Формула Е выступает в роли одного из самых высокотехнологичных и быстроразвивающихся видов спорта.
По завершении сезона 2018/19 в официальной соцсети гоночной серии была дана статистика, прямо указывающая на причастность серии к экологическим мероприятиям [4], а именно:
A) Во время чемпионата использовалось только два набора шин (для любой погоды и покрытия) из расчета на одну машину, на один гоночный уикенд. После использования шины были переработаны;
Б) Порядка 52% мусора, оставляемого посетителями гонок, было переработано, и данная тенденция будет развиваться;
B) Во время уикендов проводилась агитация зрителей в пользу использования общественного транспорта или совместного использования электро-каршерингов.
С сезона 2019/20 года Формула Е будет транслироваться на российском телевидении [5], что говорит только об одном: интерес к данной гоночной серии повышается, аудитория становится больше. Не исключено, что в будущем данная серия заменит и Формулу 1, так как мировая тенденция - переход на альтернативные источники энергии (в данном случае -электродвигатель) - один из самых важных факторов, влияющих на изменения внутри спорта. В данном случае - в автоспорте.
2) Одежда и обувь из переработанных материалов [6,10].
2.1) Коллекция Adidas X PARLEY: в 2015 г. компания Adidas в коллаборации с некоммерческой организацией Parley for the Oceans представила инновационную коллекцию кроссовок из океанического мусора, выловленного у берегов Мальдивских островов. Они пошиты из брошенных в море браконьерских сетей, загрязняющих воды мирового океана. По данным экологов, около 80%
океанического мусора составляет пластик, именно поэтому девиз данной коллекции: «From Threat into Thread» («Из угрозы - в нить») [4]. Тем самым целью создания данной коллекции является стремление снизить количество отходов за счет вторичного использования сырья как один из вариантов эффективного решения глобальных проблем. К сегодняшнему дню коллекция Adidas X PARLEY представляет собой несколько моделей кроссовок, а также профессиональную тренировочную экипировку.
2.2) Форма футбольных клубов из переработанного пластика: почти в одно время европейскими футбольными клубами (Манчестер Юнайтед, Ювентус, Реал Мадрид и некоторые другие) была представлена третья игровая форма, изготовленная из переработанного пластика, дизайнерами которой являются известные бренды спортивной одежды Adidas и Nike. Так, организация Parley for the Oceans и Adidas вместе разработали дизайн для 23-х команд в честь Дня Земли. Технология производства спортивной формы из переработанного пластика, следующая: первым этапом собираются и подготавливаются к обработке пластиковые бутылки, затем их измельчают и переплавляют в тонкие нити, из которых впоследствии шьется форма. По словам компаний, подобный материал ничем не уступает традиционному.
Тем самым благодаря специальным кампаниям и инновационным коллекциям крупных и известных брендов, а также сотрудничеству с крупнейшими
футбольными клубами как мира, так и отдельных стран, которые имеют значительное влияние в обществе и большое количество фанатов,
распространить идею защиты мирового океана и заботы об окружающей среде в массы гораздо проще.
3) КХЛ и #БУЛЛИТБОТЛ [7, 8]. Вместе с командами Континентальная
Хоккейная Лига не только наладила раздельный сбор мусора на стадионах (что является одним из самых успешных проектов на аренах команд-участниц лиги КХЛ), но и провела интересную акцию, где зрителям, пришедшим на матч в игровой форме, предлагалось сыграть в #БУЛЛИТБОТЛ. Суть «игры» состояла в том, чтобы смять пустую пластиковую бутылку и «пробить буллит» в специальную корзину для пластика. Игровой формат, интересный для зрителя, по сути, стал залогом успеха акции. Всего в переработку отправлено 1896,5
килограммов пластиковых бутылок (это более 75000 бутылок по 0,5 литра).
4) Лес на футбольном поле. В Австрии, на стадионе «Вёртерзе», появился настоящий лес [9]. Дабы поддержать самые актуальные на сегодняшний день проблемы изменения климата и обезлесения, Клаус Литтманн (куратор проекта), превратил футбольное поле в лес. Команде, выступающей на стадионе, пришлось «переехать». По словам автора проекта, цель состоит в том, чтобы «бросить вызов нашему восприятию природы и поставить под сомнение её будущее». Проект - это символ того, что природа «когда-нибудь может быть найдена только в специально отведенных местах».
5) Футбольное поле из пластиковых стаканчиков: после Чемпионата мира по футболу в 2018 году Россия также старалась не отставать от «эко-тренда», поэтому те пластмассовые стаканчики, которые остались после Чемпионата, были переработаны. Из них соорудили футбольное поле в Сочи, на которое ушло примерно 50 тысяч пластмассовых стаканчиков [10].
6) Озеленение стадионов (их парковых зон) [11]. Тенденция такова: комплекс, включающий в себя не только спортивную арену, но и площади вокруг него, теперь преображаются в большие парковые зоны. Отличным примером
служит новый стадион ФК «Краснодар», вокруг которого разместился парк площадью 22,7 гектара, сделанный на европейский манер [12].
7) Раздельный сбор мусора. Проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году сделало необходимым организацию раздельного сбора мусора во многих городах, поскольку экологичный сбор отходов является одним из требований ФИФА к странам-хозяевам турнира. Все спортивные мероприятия в целом также могут стать стимулом для улучшения экологической обстановки.
Для более простого представления того, как же люди относятся к деятельности спортивных компаний, мы решили провести опрос. Мы задали респондентам несколько вопросов, касающихся кампаний спортивных организаций, занимающих разные ниши. В опросе приняло участие 104 человека (30 мужчин, 74 женщин), средний возраст которых составил от 18 до 23 лет.
Вопрос №1 (см. рисунок 1): «Знаком ли вам термин «зеленая экономика»?
Большинство опрошенных не знают, что такое зеленая экономика.
Вопрос №2 (см. рисунок 2): «Знаете ли вы о том, что некоторые спортивные организации проводят эко-мероприятия?»
Результат говорит о том, что респонденты информированы о том, что некоторые спортивные компании проводят эко-мероприятия.
Вопрос №3 (см. рисунок 3): «Заинтересованы ли вы в покупке экологических спортивных товаров? (спортивная одежда/инвентарь из переработанных материалов и т. д.)».
Большинство респондентов ответило «да», но нельзя опускать тот момент, что 34 опрошенных высказали неуверенность по этому вопросу.
Респондентам также было предложено написать, какие экологические мероприятия уже проводятся спортивными
организациями. Опрошенные (в своем большинстве) указали следующее:
1. Развитие благотворительности (покупаешь товар => жертвуешь определенную часть суммы за товар автоматически);
2. Посадка деревьев, марафоны для поддержки фондов по борьбе с экологическими проблемами;
3. Марафоны, посвященные экологическим проблемам (в том числе и марафоны, посвященные уборке загрязнённых мест: горы, парки, лесопарковые зоны);
4. Создание одежды и другой спортивной экипировки из переработанных материалов.
■ Да (42) -Нет (62)
Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос №1
■ Да (71) -Нет (33)
Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос №2
■ Да (56) «Нет (14) «Не знаю (34)
Рисунок 3 - Распределение ответов на вопрос №3 В конце был задан следующий вопрос, подразумевающий выставление оценки от 1 до 5: «Необходимо ли спортивным организациям проводить эко-мероприятия? (5 - конечно да, 1 - конечно нет)». Средний балл составил: 4,38. Отмечается, что средняя оценка у женщин оказалась выше, чем у мужчин. Это видно из гистограммы, представленной ниже.
6
X X
2
1 о --
0
Женский Мужской
Рисунок 4 - Средняя оценка ответа на вопрос о необходимости проведения эко-мероприятий
Последний вопрос: «Если спортивным организациям проводить эко-мероприятия важно - почему?». Ответы получились следующими:
1. Привлечение людей к экологическим проблемам - одна из самых актуальных проблем на сегодня в связи с
тем, что экологическая ситуация очень плачевная;
2. Экология - это сейчас очень важная тема; нужно, чтобы большие компании вносили свой вклад;
3. В целях информирования и распространения информации относительно экологических проблем и путях их решения;
4. Потому что сейчас это нужно всем. Спорт имеет широкую аудиторию и последователей, следовательно, спортивные организации могут оказать влияние на большое количество людей.
Подводя итоги проведенного опроса, можно сказать, что данное направление развития спортивных компаний раскрыто не полностью: не хватает рекламы «новым» продуктам, а также в целом рекламы зеленой экономики, как основной составляющей будущего мировой экономики.
Заключение
Мы видим, что разного рода акции и мероприятия, направленные на сохранение природы и на обозначение насущных проблем, набирают всё большую популярность у спортивных организаций. В ближайшее время можно ожидать развития организаций и их кампаний в данном направлении. Например, можно
популяризировать экологические забеги, суть которых в следующем:
1) Часть стартового взноса за марафон перечисляется в экологические фонды, борющиеся за сохранение природы;
2) Ряд компаний, чьей маркетинговой стратегией развития является организация спортивных мероприятий, может организовывать забеги в горы, либо любые другие загрязненные мусором места. Суть мероприятия будет состоять в общем сборе мусора, где победитель определяется не только по количеству пройденных километров, но и по количеству мусора, который он смог собрать.
Не стоит забывать и про те модели, что реализуются или планируются в данный момент времени. Существующие модели стоит развивать, увеличивая долю переработанных и заново используемых материалов. Не исключено, что некоторые мероприятия и акции будут в дальнейшем определять вектор развития спорта. Отличным примером таких изменений в будущем может стать автоспорт, где, возможно, в скором времени на смену бензиновым двигателям, могут прийти электродвигатели. Также создание зеленых зон рядом со стадионами может привлекать к арене большее количество человек просто для проведения досуга (прогулок), а не только с целью посетить матч.
Предлагаем инновационную идею, которую спортивные компании могут реализовать в будущем. В основе предложения лежит интегрирование спортивной формы из переработанных материалов в школы и учебный процесс, акцентирование внимания школьников к проблеме экологии. Также необходимо с детства прививать установки, пропагандирующие «вторую жизнь» материалов. Стоит добавить, что упор в прививании тех или иных привычек должен приходиться именно на детство, т. е. на период, когда формируются привычки человека.
Научный руководитель работы:
Аверин Александр Владимирович, к.э.н., доцент Департамента менеджмента, Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
Литература
1. Эволюция менталитета: как забота об экологии приводит к измеримым успехам. [Электронный ресурс]/ Автор: Nielsen Company, 2018 - URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/ar ticle/2018/evolyuciya-mentaliteta-kak-zabota-ob-ekologii-privodit-k-uspehu/
2. Рейтинг открытости нефтегазовых компаний в сфере экологической ответственности. [Электронный ресурс] / Автор: WWF, 2018 - URL: https://wwf.ru/what-we-do/green-economy/ekologicheskiy-reyting-neftegazovykh-kompaniy-rf-sovmestnyy-proekt-wwf-i-kreon/
3. Формула Е. [Электронный ресурс] / URL: https://ru.motorsport.com/formula-e
4. Официальный аккаунт Формулы Е в Instagram. [Электронный ресурс] / URL: https://www.instagram.com/fiaformu lae/
5. «Формула-Е» дебютирует в эфире «Матч ТВ» [Электронный ресурс] / Автор: Матч ТВ, 2019 - URL: https://matchtv.ru/ autosport/matchtvnews_NI1092410_Form ula_Je_debutirujet_v_efire_Match_TV
6. Официальный сайт «Adidas», коллекция Parley. [Электронный ресурс] /URL: https://www.adidas.ru/parley
7. Забей важный буллит: в КХЛ стартует экологический проект. [Электронный ресурс] / Автор: Пресс-служба КХЛ, 2019 - URL: https://www.khl.ru/news/ 2019/02/15/431924.html
8. #БУЛЛИТБОЛ: новый рекорд клубов КХЛ [Электронный ресурс] / Автор: Пресс-служба КХЛ, 2019 - URL: https://www.khl.ru/news/2019/04/26/439 616.html
9. Лес на футбольном стадионе? Как такое может быть? [Электронный ресурс] / Автор: Д.Росип, 2019 - URL: https://www.championat.com/football/arti cle-3843691-zachem-v-avstrii-posadili-les-na-futbolnom-pole.html
10. Победить пластмассовый мир. Как спортивные компании заботятся об экологии. [Электронный ресурс] / Автор: О.Аксенова, 2019 - URL: https://www.championat.com/lifestyle/arti cle-3803073-kak-nike-i-adidas-pererabatyvajut-plastik-v-veschi-eko-trend-v-sporte.html
11. 7 экологических проектов в области спорта. [Электронный ресурс] / Автор: А.Малютина, 2016 - URL: https://recyclemag.ru/article/kak-sport-pomogaet-spasat-ekologiyu
12. Самый крутой парк в Замкадье? [Электронный ресурс] / Автор: Д.Росип, 2019 - URL: https://varlamov.ru/ 2589953.html