Научная статья на тему 'Ведущие направления ориентации студенческой молодежи на здоровьесберегающее поведение'

Ведущие направления ориентации студенческой молодежи на здоровьесберегающее поведение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сущенко В.П., Пискун О.Е., Щеголева Н.В.

В предлагаемой статье представлены мировоззренческие аспекты здорового образа жизни; рассматриваются ведущие направления ориентации студенческой молодежи на здоровьесберегающее поведение; анализируются факторы, определяющие здоровье, пути его сохранения и укрепления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сущенко В.П., Пискун О.Е., Щеголева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведущие направления ориентации студенческой молодежи на здоровьесберегающее поведение»

УДК 796.77

В.П. Сущенко, О.Е. Пискун, Н.В. Щеголева

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

piskun@imop. ru

Резюме.

В предлагаемой статье представлены мировоззренческие аспекты здорового образа жизни; рассматриваются ведущие направления ориентации студенческой молодежи на здоровьесберегающее поведение; анализируются факторы, определяющие здоровье, пути его сохранения и укрепления.

Ключевые слова: здоровый образ жизни; студенты; здоровьесберегающее поведение; факторы.

Summary.

The proposed article presents the philosophical aspects of a healthy lifestyle; discusses the leading directions of orientation of student youth towards health-saving behavior; factors determining health, ways of its preservation and strengthening are analyzed.

Key words: healthy lifestyle; students; health saving behavior; factors.

Одной из важнейших проблем, затрудняющих самоорганизацию здорового образа жизни студентов является отсутствие должного научно-теоретического и методического обоснования, а также практического использования педагогических средств формирования устойчивой ориентации молодежи на здоровьесберегающее поведение.

Основные положения. Теоретико-методологическе предпосылки решения рассматриваемой в статье проблемы составляют результаты многочисленных исследований, проводимых в нашей стране и за рубежом в рамках нового научного направления: «Педагогическая валеология».

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации признание права каждого человека на охрану здоровья является реализацией положений ст. 25 о «Всеобщей декларации прав человека» и ст. 12 «Международного пакта об

экономических, социальных и культурных правах».

В соответствии с частью 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на охрану своего здоровья. Данное право реализуется путем бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритета профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступности медико-санитарной помощи; социальной защищенности в случае утраты здоровья; ответственности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья [1;7;10].

Наряду с мероприятиями медицинского и социально-культурного характера, важную роль в системе охраны здоровья студентов имеет просветительская, обучающая и воспитательная работа, проводимая, согласно нормативным документам, во всех образовательных учреждениях Российской Федерации.

Анализ структуры и содержания учебных планов и программ профессионального обучения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, выполнения студентами норм и требований ГТО, свидетельствует о том, что в большинстве образовательных учреждений работа по ориентации студенческой молодежи на здоровый образ жизни, может осуществляться по пяти основным направлениям [1-4].

1. Нормативно-правовое направление. Речь идет о выполнении требований законодательства, ведомственных приказов и нормативных актов, направленных на защиту, охрану и поддержание здоровья обучающихся [12-16]. Здесь выявляется немало нарушений, связанных с режимом учебной нагрузки, организацией здоровьесберегающих условий обучения (удобной мебели, освещения, тепла, санитарного состояния аудиторий), организацией питания, условий проживания студентов и пр.

2. Организационно-педагогическое направление. Связано с координацией усилий по обеспечению просвещения и воспитания студентов в области здоровьсбережения. Многие темы по разным учебным дисциплинам содержат возможности информирования и формирования здоровьесберегающих умений. Однако усилия педагогов не скоординированы, отсутствуют преемственность и взаимодействие руководящего и профессорско-преподавательского состава в

712

системе управления воспитанием студенческой молодежи.

3. Научно-методическое направление. В валеологической литературе разносторонне разработаны образовательные программы, реализация которых позволяет изменять отношение обучающихся к своему здоровью. Среди важнейших вопросов авторы называют такие, как информирование о психологии здоровья и здорового образа жизни, факторах, увеличивающих продолжительность активной жизни, об оздоровительных физкультурно-спортивных системах, созданных в различных мировых культурах. Дается понятие стрессоустойчивости, стрессовых факторов, физиологических механизмов и способов снятия стресса в разных его фазах. Определяются пути оптимизации двигательной активности и физической нагрузки человека в повседневной деятельности.

Обсуждаются проблемы культуры питания; истоки возникновения вредных привычек, исследуются проблемы алкоголизации молодежи, влияние алкоголя, никотина и наркотиков на здоровье молодежи, особенности применения наркотических средств молодежью; рассматриваются вопросы сексуальной гигиены; осваиваются способы психолого-педагогической коррекции здоровья, повышения психофизиологических резервов организма, развития валеологической культуры личности, а также основ самооздоровления. Все эти и множество других валеологических вопросов требуют своего освещения в процессе профессионального образования с учетом его специфики и особенностей будущей профессиональной деятельности студента.

4. Психолого-педагогическое направление. Требует более глубокого изучения ценностных установок студентов в сфере поддержания здоровья, а также организации дифференцированной и индивидуальной образовательной работы с учетом типовых проблем профессионального становления и жизненных стратегий учебной и профессиональной деятельности. Полученные нами данные свидетельствуют о существенных этических и психологических противоречиях, которые существуют в сознании и системе ценностных ориентаций студентов, что требует целенаправленной психолого-педагогической помощи по их разрешению.

5. Физкультурно-спортивное направление. Физическая культура и спорт располагают неограниченными воспитательными возможностями по ориентации студентов на здоровый образ жизни, выполнения ими норм и требований ГТО.

В физкультурно-спортивной деятельности, характеризующейся высокой

713

эмоциональностью, духом состязательности, жесткой регламентацией поведения занимающихся, насыщенностью межличностных контактов, установками на взаимопомощь и партнерство, разнообразием положительных мотивов и т.д., заключен мощный социально-психологический потенциал.

Заключение. Проведенный анализ литературных источников [1-17] свидетельствует о том, что в большинстве высших учебных заведений дисциплина «Физическая культура» является единственным в программе обучения предметом, который непосредственно связан с укреплением здоровья студентов, с формированием у них ориентации на здоровьесберегающее поведение. Вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Такое гуманитарное направление физической культуры в вузе существенно повышает её культурообразующие функции. С помощью знаний, полученных по дисциплине «Физическая культура», студенты должны создать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой природе, более полно понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне выполнения профессиональных функций. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формированию навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни. Обязательные занятия по физической культуре в различных образовательных учреждениях, в том числе и в высшей школе, должны составлять основу в формировании физической культуры личности студента. Особое внимание при этом должно быть уделено значению средств физической культуры для формирования, сохранения и укрепления здоровья, профилактики аутопатогении - саморазрушающего поведения (наркомании, алкоголизма, курения, гиподинамии и т. д.).

Литература

1. Агаев, Р.А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как нормативно-правовая основа физического воспитания студенческой молодежи / Р.А. Агаев, А.П. Смирнов, Ш.А. Керимов, Н.В Щеголева. // В

714

сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 477-480.

2. Карпов, В.Ю. Физическая культура и спорт как факторы социализации студенческой молодежи / В.Ю.Карпов, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2004.-№ 12.- С. 215-218.

3. Липовка А.Ю., Физкультурно-спортивный комплекс (ГТО) в системе высшего профессионального образования /А.Ю.Липовка, В.П.Сущенко, В.А.Щеголев. // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

2017. С. 50-54.

4. Пискун, О.Е. Методы мотивации и стимулирования студентов к выполнению норм и требований комплекса ГТО / О.Е. Пискун, В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, А.О. Миронов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.- С. 59-66.

5. Сущенко, В.П. Организационно - теоретические принципы и методы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.Ю. Липовка // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.- С. 66-71.

6. Сущенко, В.П. К вопросу о нормативно-правовом статусе и основных направлениях реализации Концепции развития студенческого спорта в вузах Российской Федерации на период до 2025 года / В.П. Сущенко, Р.А. Агаев, Н.В. Щеголева // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

2018. С. 487-490.

7. Щеголев, В.А. Основные направления ориентации студенческой молодежи на здоровый образ жизни в процессе физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Щеголев, А.О. Миронов // В сборнике: Стратегические направления

715

реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 272-276.

8. Щеголев, В.А. Педагогические особенности влияния процесса подготовки студентов к выполнению норм и требований ГТО на их индивидуальные и групповые характеристики / В.А. Щеголев, Ш.А. Керимов, О.Е. Пискун // В книге: Неделя науки СПбПУ. материалы научной конференции с международным участием. 2017. С. 98-100.

9. Щеголев, В.А. Педагогические принципы и методы управления подготовкой студентов к выполнению норм и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательном процессе вуза / В.А. Щеголев, А.В. Коршунов, А.О. Миронов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука,21-22 сентября 2016г., Санкт-Петербург, Россия С. 168 -172.

10. Щеголев, В.А. К вопросу о реализации правил здорового образа жизни в процессе выполнения студентами норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.А .Щеголев, В.П. Сущенко, Ш.А. Керимов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 72-76.

11. Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров / В.А. Щеголев, К.А. Грачев. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 2 (96). С. 174-178.

12. Щеголев, В.А. Отношение студенческой молодежи к подготовке и выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, О.Е.Пискун // Теория и практика физической культуры.- 2017.- № 3. - С. 57-59.

13. Щёголев, В.А. Ориентация студентов на здоровый образ жизни с использованием средств Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: Учеб. пособие / В. А. Щёголев, В.П. Сущенко - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2017.-172с.

14. Щеголева, Н.В. Роль и классификационные критерии правовой информации в образовательной и профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта / Н.В. Щеголева // Стратегические направления

716

реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 291-299.

15. Щеголева, Н.В. К актуальности подготовки специалистов по развитию и эксплуатации физкультурно-спортивной базы в системе дополнительного профессионального образования спорта / Н.В. Щеголева, И.И. Шустик // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 282-287.

16. Щеголева, Н.В. Характерные особенности правового регулирования в сфере физической культуры и спорта / Н.В. Щеголева, А.В Точицкий // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 491-494.

17. Щеголева, Н.В. Правовая информация в физкультурно-образовательной сфере / Н.В. Щеголева // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 495-497.

УДК 378.172

Л.И. Халилова1, В.П. Иващенко1, А.В. Шигабудинов2, Ю.Н. Гайдукова2, О.А. Комиссарова2

СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ИГР

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

2Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский

университет, irekovnal@mail.ru

Резюме.

В статье спортивные игры характеризуются как педагогическое средство воспитания морально-волевых и нравственных черт личности, как фактор формирования у молодых людей чувства коллективизма и навыков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.