Научная статья на тему 'Факторы, определяющие отношение призывной студенческой молодежи к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО'

Факторы, определяющие отношение призывной студенческой молодежи к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ПРИЗЫВНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сущенко В.П., Дмитриев Г.Г., Щеголев В.А., Корчагин И.В.

В статье раскрываются факторы, определяющие отношение призывной студенческой молодежи к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Определяется уровень физкультурно-спортивной активности призывной студенческой молодежи. Анализ данных социологического опроса выявил комплекс объектив¬ных и субъективных факторов, формирующих отношение и мотивацию призывной молодежи к физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сущенко В.П., Дмитриев Г.Г., Щеголев В.А., Корчагин И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие отношение призывной студенческой молодежи к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО»

УДК 796. 77

В.П. Сущенко1, Г.Г. Дмитриев 2, В.А. Щеголев12, И.В. Корчагин2

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ ПРИЗЫВНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-

СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2Военный институт физической культуры, shegval@mail.ru

Резюме.

В статье раскрываются факторы, определяющие отношение призывной студенческой молодежи к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Определяется уровень физкультурно-спортивной активности призывной студенческой молодежи. Анализ данных социологического опроса выявил комплекс объективных и субъективных факторов, формирующих отношение и мотивацию призывной молодежи к физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: факторы, призывная студенческая молодежь, физкультурно-спортивный комплекс ГТО.

Summary.

The article reveals the factors that determine the attitude of recruiting students to fulfill the standards and requirements of the GTO sports complex. The level of physical activity and sports activity of recruiting students is determined. Analysis of data from a sociological survey revealed a complex of objective and subjective factors that shape the attitude and motivation of draft youth to physical culture and sports activities.

Key words: factors, recruiting students, physical training and sports complex of the GTO.

Уровень физкультурно-спортивной активности призывной студенческой молодежи во многом определяет востребованность физической культуры и эффективность ее проведения для военной службы. Поэтому так важно провести анализ объективных и субъективных факторов, определяющих отношение студенческой молодежи к занятиям физической подготовкой и спортом

Изучение личностного отношения юношей призывного возраста к занятиям физической подготовкой и развитию своей собственной физкультурно-спортивной активности осуществлялась нами по результатам проведенного анонимного анкетирования.

Исследования проводились на базе Политехнического Военного института физической культуры. В анонимном анкетировании приняли участие 248 юношей призывного возраста.

Существенный интерес представляют данные опроса о систематичности занятий призывников физической культурой в зависимости от того, к какой категории он себя относит: к спортсмену, физкультурнику или не занимающемуся физкультурой и спортом.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что 17,5% юношей призывного возраста систематически занимаются физической культурой и относят себя к спортсменам; 42,5% к физкультурникам и регулярно посещают спортивные секции; 38,8% юношей не занимаются регулярно физической культурой и спортом. В целом лишь у 14,8% опрошенных испытуемых длительность и регулярность занятий физической культурой и спортом отвечает требованиям рационального двигательного режима.

Анализ возрастных данных позволяет сделать вывод о том, что, чем старше становится юноша, тем реже он занимается физической культурой и спортом. Так, к спортсменам себя отнесли 16,8% 17-летних студентов, 12,2, % 18-летних и 12,7% 19-летних; к физкультурникам соответственно - 44,4% 17-летних студентов, 42,8% 18-летних и 25, 4% 19-летних. Обращает на себя внимание тот факт, что количество юношей, не занимающихся регулярно физической культурой и спортом с возрастом увеличивается: 17-летних студентов было 23,8%; 18-летних - 28,2%; 19-летних - 35, 3% опрошенных.

Отношение юношей к выполнению норм и требований ГТО во многом определяется характером их интересов и мотиваций. Более того, уровень сформированности интересов и мотивов выступает как один из ведущих показателей занятий физической культурой призывников. Проявление интереса вызывает желание действовать, формирует мотивы поведения и потребность реализовать их на практике [3].

Результаты выполненного исследования показывают, что лишь 35,4 % призывников считают выполнению норм и требований ГТО необходимыми для своей будущей военно-профессиональной деятельности. Однако это не самый высокий уровень оценки социальной значимости физической культуры для

705

личностного физического, интеллектуального и духовного развития и совершенствования. 33,6% призывников не уверены в значимости физической культуры для формирования личности, а 19,5% юношей точно не знают, является ли физкультура необходимым элементом военно-профессиональной подготовки. Из чего можно сделать вывод о том, что юноши призывного возраста недостаточно информированы о социальной сущности физической культуры и ее значимости для военно-профессиональной деятельности. В то же время 16,4% опрошенных юношей вообще отрицают необходимость занятий физической культурой и в частности выполнение норм и требований ГТО для своей будущей военно-профессиональной деятельности.

Интерес к физической культуре, желание повысить уровень своего физического развития формируется на протяжении всей жизни человека. В целом у призывников в процессе образовательной или трудовой деятельности сохраняется желание повысить уровень своего физического развития: у 17-летних - 83,4%, у 18-летних - 84,4%, у 19-летних - 81,6% опрошенных.

Из полученных данных видно также, что только 84,6% опрошенных призывников подтверждают желание заниматься выполнение норм и требований ГТО в оздоровительных целях. В то же самое время 17,5% не заинтересованы в этом. 17-летние юноши выражают большую заинтересованность в занятиях физической культурой для оздоровления, их оказалось - 83,7%; 18-летних -84,5%; а 19-летних всего - 71,4%.

Таким образом, юноши призывного возраста в силу ряда причин теряют интерес к использованию физической культуры для улучшения своего здоровья и функциональной подготовленности. Поэтому, на наш взгляд, повышать эффективность физкультурного воспитания призывной молодежи следует путем использования в методике проведения занятий современных педагогических технологий, что может явиться решающим фактором преобразования ценностных ориентаций призывной студенческой молодежи и ее менталитета. Также нужно помнить о необходимости разумной достаточности физических нагрузок в организации психолого-педагогического воздействия и их строгой сбалансированности с индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем спортивных притязаний занимающихся [4;5].

Каковы же факторы, обусловливающие физкультурно-спортивную активность призывной студенческой молодежи в выполнении норм и требований ГТО?

Анализ данных социологического опроса выявил комплекс объективных и

706

субъективных факторов, формирующих отношение и мотивацию призывной молодежи к физкультурно-спортивной деятельности. По мнению призывников, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную в деятельность по выполнению норм и требований ГТО определяются состоянием материально-спортивной базы, направленностью содержания учебного и тренировочного процессов, наличием инвентаря, спортивной формы, доброжелательной атмосферы и другими факторами.

Имеются заметные различия в оценке факторов, которые, по мнению призывников, препятствуют формированию мотивации и активного положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Наиболее значимым внутренним фактором является недостаток времени: 28,3% призывников указывают этот фактор в качестве главной причины собственной низкой физкультурно-спортивной активности. На наш взгляд, причиной низкой активности в физкультурно-спортивной деятельности является не количественный недостаток свободного времени, а неумение рационально его распределять. Однако самое главное, как было отмечено выше, - это невысокая ценность физкультурно-спортивной деятельности в структуре свободного времени призывника и отсутствие опыта занятий физическими упражнениями.

Другими факторами, снижающими физкультурно-спортивную активность призывной молодежи, являются: отсутствие потребности в физкультурно-спор-тивной деятельности (9,6%) и необходимых условий для занятий избранным видом спорта (6,4%).

Кроме того, 17,4% юношей считают, что их активность в занятиях физической культурой и спортом сдерживают вредные привычки (алкоголь, курение, лень и т.п.) - 12,3 %, состояние здоровья и др.

Полученные данные совпадают со многими результатами исследований [3;5;6] и свидетельствуют о значительном интересе призывной молодежи к учебно-тренировочным занятиям по избранному виду спорта. Так 42,8% опрошенных призывников выбрали эту форму занятий.

Второй по значимости для призывников (32,6%) формой физической активности выступают прогулки, игры, плавание (предполагается, что они могут быть организованы по свободному регламенту). 18,2% студентов призывников считают для себя наиболее приемлемой формой занятия в клубах по физкультурно-спортивным интересам.

Если рассмотреть формы физической активности призывников по

возрастным различиям, 18-летние студенты, как оказалось, еще в большей мере

707

заинтересованы в секционных занятиях по избранному виду спорта - 48,24%, а затем они называют прогулки, игры, купания - (26,35%.) Определенный интерес представляет тот факт, что 41,5% 19-летних юношей, в своей физкультурно-спортивной деятельности на первое место ставят игры, плавание, прогулки, а на второе занятия в секциях по избранному виду спорта. Важной положительной мотивацией физкультурно-спортивной активности является возможность снять усталость, повысить работоспособность: 26,4% юношей.

Важным фактором является относительно высокий процент опрошенных (23, 6%), понимающих значимость занятий в сфере физкультурно-спортивной деятельности для воспитания воли, характера и отмечающих особое влияние физкультурно-спортивной активности на формирование ценностно-мотивационных установок, личностных коммуникаций, сплоченности и взаимодействия.

Последующий анализ показал относительно низкую значимость такого фактора, как достижение спортивных успехов для службы в армии: лишь 14, 5% опрошенных юношей оценивают его формирующее воздействие на свои мотивационные установки в сфере физической культуры. Видимо, это обстоятельство объясняет недостаточную активность участия юношей призывного возраста в военно-спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях по выполнению норм и требований ГТО.

Проведенный анализ литературных источников[1-13], а также полученные данные опросов, свидетельствуют о том, что определенным резервом влияния на формирование ценностно-мотивационных установок призывной студенческой молодежи к военной службе и мощным средством повышения социальной активности призывников выступают сама атмосфера на занятиях физической подготовкой и спортом, целостный характер физкультурно-спортивной деятельности и ее общедоступность. Поэтому очень важно, совершенствовать образовательно-воспитательный потенциал учебных занятий и спортивно-массовых мероприятий, не только за счет акцентированного внимания преподавателей на нормативные показатели физической подготовленности студенческой молодежи, но и за счет решения военно-прикладных воспитательных задач.

Литература

1. .Агаев, Р.А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как нормативно-правовая основа физического воспитания студенческой молодежи / Р.А. Агаев, А.П. Смирнов, Ш.А.Керимов, Н.В Щеголева. // В

708

сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 477-480.

2. Липовка А.Ю., Физкультурно-спортивный комплекс (ГТО) в системе высшего профессионального образования /А.Ю.Липовка, В.П.Сущенко, В.А.Щеголев. // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

2017. С. 50-54.

3. Пискун, О.Е. Методы мотивации и стимулирования студентов к выполнению норм и требований комплекса ГТО / О.Е. Пискун, В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, А.О. Миронов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.- С. 59-66.

4. Сущенко, В.П. Организационно - теоретические принципы и методы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.Ю. Липовка // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.- С. 66-71.

5. Сущенко, В.П. К вопросу о нормативно-правовом статусе и основных направлениях реализации Концепции развития студенческого спорта в вузах Российской Федерации на период до 2025 года / В.П. Сущенко, Р.А. Агаев, Н.В. Щеголева // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

2018. С. 487-490.

6. Щеголев В.А., Липовка А.Ю., Коршунов А.В. Служебно-прикладная направленность занятий физической культурой и спортом со студентами как средство и способ формирования их готовности к выполнению норм и требований ГТО / Научно-теоретический журнал « Теория и практика физической культуры» М.: 2016, №6.- С. 21 -24.

7. Щеголев, В.А. Основные направления ориентации студенческой молодежи на здоровый образ жизни в процессе физкультурно-спортивной деятельности /

709

В.А. Щеголев, А.О. Миронов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 272-276.

8. Щеголев, В.А. Педагогические особенности влияния процесса подготовки студентов к выполнению норм и требований ГТО на их индивидуальные и групповые характеристики / В.А. Щеголев, Ш.А. Керимов, О.Е. Пискун // В книге: Неделя науки СПбПУ. материалы научной конференции с международным участием. 2017. С. 98-100.

9. Щеголев, В.А. Педагогические принципы и методы управления подготовкой студентов к выполнению норм и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательном процессе вуза / В.А. Щеголев, А.В. Коршунов, А.О. Миронов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука,21-22 сентября 2016г., Санкт-Петербург, Россия С. 168 -172.

10. Щеголев, В.А. К вопросу о реализации правил здорового образа жизни в процессе выполнения студентами норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.А .Щеголев, В.П. Сущенко, Ш.А. Керимов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 72-76.

11. .Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров / В.А. Щеголев, К.А. Грачев. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 2 (96). С. 174-178.

12. Щеголев, В.А. Отношение студенческой молодежи к подготовке и выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, О.Е.Пискун // Теория и практика физической культуры. 2017. № 3. С. 57-59.

13. Щёголев, В.А. Ориентация студентов на здоровый образ жизни с использованием средств Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: Учеб. пособие / В. А. Щёголев, В.П. Сущенко - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2017.-172с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.