Научная статья на тему 'Ведущие мотивы личности в структуре профессиональной деятельности'

Ведущие мотивы личности в структуре профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1036
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА / NEEDS / MOTIVATION / MOTIVES / MOTIVATIONAL STRUCTURE / HIERARCHY OF MOTIVES / PEDAGOGICAL ACTIVITY / INFLUENCE OF MOTIVATIONAL STRUCTURE ON A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яровая Ю. Н.

Цель статьи психологическое исследование мотивационной структуры и рассмотрение иерархии мотивов на примере профессиональной деятельности учителя. Главной задачей статьи является определение в результате исследования ведущих мотивов в мотивационной структуре учителя. Представленная работа включает подробное описание проведенного экспериментального исследования по выявлению мотивов, по установлению их иерархической структуры, а также поиске их взаимозависимости и взаимовлияния. Вывод: Полученные аналитические результаты исследования показали, что ведущими мотивами в мотивационной структуре являются: мотив власти, мотив привлечения внимания, мотив избегания неудачи, мотив порядка, мотив опеки, мотив признания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING MOTIVES OF THE PERSON IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Article purpose is psychological research of motivational structure and consideration of the hierarchy of motives on teacher's example. The main theme of article is to reveal the needs which can be realized in pedagogical sphere, secondly to set up the hierarchy of motives and how they can be changed because of work experience. The article purpose is also to find out how motives influence on each other and can become the most important in teacher's profession and what are less attractive. The presented work includes the detail description of experimental research which reveal motives, describe the hierarchy of motives and the search of their intercommunication and influence on each other. Conclusion: The analytical results of the research show that the leading motives in motivational structure are motive of power, motive of attracting attention, motive of avoiding failures, motive of order, motive guardianship and motive of recognition.

Текст научной работы на тему «Ведущие мотивы личности в структуре профессиональной деятельности»

|А-Л|< К^1р = q. (21)

Введем параметр m ^ ю и пусть Л(т) ^ Л при

т ^ю. Например, Л = (л2 -1 /т,...,лп-\ -1 /т) .

Тогда, согласно (20), имеем | V |=| и(Л) - и (л) |^ 0 при Л(т) ^ (Л . Следовательно, уравнение (12) относительно и(Л) е Рп-1,Уле [0,1] может быть решено методом итераций для полигонов Р(1) ^ р(л), Л(т) ^ л при выполнении (21).

дачи для

p0, p0 = (0,—,0,/1(0,...,/n-1 (t10)), t0

U

з.

(m) _

Задать

оператор

Итак, начиная с заданного и = / (и , р ) найдем решение и(л) уравнения (12) методом итераций для Р(л), | Л |< Ц . Далее построим решение и(у), | V — Л |< Ц и т.д. За конечное число таких деформаций Р(Л) в Р (л) | V — /Л |< Ц отыщется решение и для заданного полигона Р(е), Є = (1,...,1) ЄР" доказано утверждение.

Теорема 4. Метод циклической непрерывности схо-

( є)

дится. На каждом цикле решение и уравнения (12), отвечающее заданному полигону Р(е), Є = (1, .,1) Є Р", может быть построено за конечное число деформаций Р(Л) в

РЛ, | Л — Л |< Ц, причем решение и(л) находится мето-

(Л)

дом итераций, начиная с и .

6. Алгоритм реализации метода непрерывности.

Для осуществления перехода от одной итерации к другой необходимо формировать полную базу данных о полигоне.

База данных для (т +1) -ой итерации.

1. Задать геометрическую характеристику р = (в, I)

(вводятся вершины полигона 2к (Хк, ук ), к = 1, П и вычисляется геометрическая характеристика).

2. Задать и( т) - с предыдущей итерации (в частности начальная итерация и(к° может быть выбрана из решения за-

бираются произвольно, например, ^ ^ = 1, 7° = 2,., а

/к (70 ) определяются из расчета начальной задачи Р° . Или в

качестве начальной итерации Uk(0) можно взять единичный вектор U (

= /к (и т , р), и = (и1,..., ип—1) . Вычисления проводятся по формуле (12).

Построить полигон Р(Л) , для которого вычислен вектор и(л) , причем формула (12) применяется до тех пор пока не достигнута заданная точность.

4. Вычислить погрешность определения длин сторон полигона Р :

( п-1 у/2

Г” = ОС")-1'/к («Г"): £ к — /1 т*1,|2 -Д/ <£.

V к=1 ,

5. Вычислить свободную границу Рт) (после проведения т -ой итерации)

7. Выводы

В процессе изучения построения численного алгоритма внимание студентов акцентировалось на следующих вопросах: постановка задачи и ее различные математические модели, использование работ других авторов при доказательстве различных утверждений и сопоставление полученных результатов с результатами других авторов.

Отмечу некоторые общие результаты, полученные при работе со студентами по теме «Построение алгоритмов».

После изучения данной темы студентами физико- математического факультета были освоены модели доказательства теорем с использованием метода непрерывности, основанного на теореме о неявных функциях и использование производных Фреше в доказательстве теоремы о сходимости метода циклической итерации.

Студенты научились моделировать реальный физический процесс. А также увидели современное состояние науки в области теории функции комплексного переменного.

При доказательстве теорем и построении математических моделей студенты использовали знания, полученные на других занятиях, как профильных дисциплин, так и дисциплин естественно научного профиля. Например, в теореме о локальной единственности использованы сведения из вариационного исчисления и математического анализа, в теореме 3-использованы методы математического анализа и топологии.

Студенты научились сравнивать и выбирать наиболее эффективные математические модели с учетом применения уже известных способов доказательства.

Считаю, что студенты должны вовлекаться в научную работу преподавателей. При работе над формулировками доказательств теорем студенты могут оказать большую помощь. Одна из наиболее удобных форм привлечения студентов это проверка ими текстов доказательств: помимо опечаток, она выявляет также трудные и нечетко сформулированные части доказательств.

■(0) = (1,...,1) є Rn-1.

Библиографический список

1. Монахов, В.Н. Краевые задачи со свободными границами для эллиптических систем уравнений. - СО Новосибирск: Наука, 1977.

2. Монахов, В.Н. О сходимости численного метода непрерывности решения задач гидродинамики со свободными границами // СМЖ. - 2003. №. 5. - Т. 44.

Статья поступила в редакцию 21.10.09

УДК 88

Ю.Н. Яровая, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: rpk@ rub-rpc.ru ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель статьи - психологическое исследование мотивационной структуры и рассмотрение иерархии мотивов на примере профессиональной деятельности учителя. Главной задачей статьи является определение в результате исследования ведущих мотивов в мотивационной структуре учителя.

Представленная работа включает подробное описание проведенного экспериментального исследования по выявлению мотивов, по установлению их иерархической структуры, а также поиске их взаимозависимости и взаимовлияния.

Вывод: Полученные аналитические результаты исследования показали, что ведущими мотивами в мотивационной структуре являются: мотив власти, мотив привлечения внимания, мотив избегания неудачи, мотив порядка, мотив опеки, мотив признания.

Ключевые слова: потребность, мотивация, мотивы, мотивационная структура, иерархия мотивов, педагогическая деятельность, влияние мотивационной структуры на человека.

Стремление понять и объяснить поведение человека возникло давно. То, что сейчас называется вопросами активизации, управления и реализации целенаправленного поведения и связывается с проблемами мотивации, рассматривалось и обсуждалось с различных исходных позиций и под разными названиями. С момента возникновения научной психологии для обозначения мотивации использовались различные термины: воля,

инстинкт, побуждение, потребность, движущая сила, мотив, причина и др. Сама же мотивация занимала все большее место в объяснении поведения и обучения.

Процесс формирования мотива как основания действия, поступка и побуждения к ним, начинается с возникновения потребности личности и заканчивается возникновением намерения и побуждения к достижению цели, если эта цель необходима человеку. Между этими двумя психологическими феноменами располагается промежуточный этап мотивационного процесса, в котором актуализируются имеющиеся у человека психологические образования, обеспечивающие обоснованный выбор им предмета и способа удовлетворения потребности (личностные диспозиции); их необходимость подчеркивается в когнитивных теориях мотивации у зарубежных авторов и в ряде работ отечественных психологов [1]

Для исследования мотивации нам было необходимо выявить и исследовать потребности, которые, преобразуясь, трансформируясь в мотивы, побуждают индивида к определенной профессиональной деятельности и запускают механизм его активности.

Для проведения анализа были взяты мотивировки педагогической деятельности по Хеннингу, соответствующие потребностям по Мюррею из книги Н.А. Аминова, Н.А. Морозовой, А. Л. Смятских [2]

Выбор мотивов определялся тем, что он направлен на выявление иерархии мотивов их профессиональной деятельности. По результатам теста существует возможность выявить ведущие мотивации учителя и на этой основе определить профессиональный стиль учителя прогнозировав успешность его профессиональной деятельности. В тесте содержатся 14 утверждений, являющихся мотивировками педагогической деятельности по Хеннингу, которые соответствуют потребностям по Мюррею (таблица 1).

Таблица 1

Мотивировки педагогической деятельности по Хеннингу, соответствующие потребностям по Мюррею

10.Потребность в порядке (повиновении) 10.Выполняю эту работу потому, что мне ее поручили

11.Потребность в привлечении внимания 11.Участвуя в данной работе, нахожусь в центре внимания

12.Потребность в достижении Нравится участвовать в этой работе, потому что у меня есть способности к ней

13.Потребность в нарциссизме (эгоизме) 13.0казывая воспитательное воздействие на других, я совершенствую себя как личность

14.Потребность в опеке 14.Моя воспитательная работа одобряется коллегами (завучем, директором)

Все 14 утверждений, содержащих мотивировки педагогической деятельности, скомбинированы попарно. Задача респондентов состояла в том, чтобы, прочитав каждую пару утверждений выбрать, какая из двух причин больше и в какой степени побуждает его к этому.

Обработка результатов определяла наиболее часто выбираемые мотивы и показатели их предпочтений.

На первом этапе подсчитывалось количество выборов, полученных по каждому утверждению, что дает возможность выделить наиболее важные потребности, и те, которые не представляют практически никакой ценности для респондента и оцениваются отрицательно. Достаточно информативным является также тот факт, насколько далеко отстоят друг от друга по шкале оценки отдельных потребностей, в особенности тех, которые влияют друг на друга, и их соотнесенность, это и определяет профессиональное поведение респондента, то есть его профессиональный стиль.

Второй этап - соотнесение полученных результатов по рангам - от 1 до 14 и их статистическая обработка. В результате обработки все 14 мотивировок располагаются в порядке их предпочтения: от наиболее предпочитаемых к явно отвергаемым. Такой результат является достаточно информативным для оценки глубинных (психогенных) потребностей, что позволяет дать обоснованную характеристику отдельного респондента, педагогического коллектива отдельной школы и на основании сводных результатов теста выявить общую тенденцию существующих педагогических стилей.

Исходной позицией для анализа содержательной стороны мотивировок являлись рассматриваемые в настоящее время в педагогике стили педагогической деятельности - авторитарный и личностно-ориентированный.

При анализе полученных результатов:

- фиксировалось отношение респондентов на начальном этапе тестирования;

- подсчет баллов по каждому бланку ответов и распределение балльных оценок по ранговой лестнице, составление иерархической структуры мотивов;

- составление общей таблицы выбора факторов по рангам;

- выявление наиболее привлекательных мотивов с первого по седьмой ранг и наименее привлекательных в том же диапазоне;

- выявление наиболее предпочитаемых мотивов на основе подсчета коэффициента конкордации;

- расчет процента выбора отдельных мотивов;

- составление сводной таблицы по всей выборке;

- первичный анализ таблицы, содержащей балльные оценки каждой мотивировки с целью получения более подробной информации;

- общий анализ результатов и подведение итогов исследования.

Потребности по Мюррею Мотивировка педагогической деятельности

1. Потребность в признании 1. Выполняя данную работу, я пользуюсь уважением коллег

2.Потребность в покровительстве 2. Мне нравится проводить с ребятами различные мероприятия

3. Потребность во власти (доминировании) 3. Люблю, чтобы слушались и подчинялись

4. Потребность в понимании 4. Данная работа представляет возможность глубже познать внутренний мир другого человека

5. Потребность в аф-филиации 5. Работа с детьми мне приносит радость

6.Потребность в социофилии (альтруизме) 6. В результате моей работы ребята становятся лучше

7. Потребность в зависимости 7. Мне не хватает детей, общения с ними

8.Потребность в уважении 8. Приятно ощущать себя нужной ребятам

9.Потребность в избегании неудач 9. В этой работе мне легче всего добиться успеха

Отбор наиболее значимых потребностей был сделан по результатам ответов, оцененных высокими положительными баллами, и наименее значимых, оцененных наименьшими отрицательными баллами.

Результаты систематизировались на основе показателей стажа педагогической работы респондентов.

По результатам тестирования составлялись краткие характеристики респондентов. В исследовании приняли участие 125 учителей городских школ. Стаж работы учителей колеблется от 0 до 30 лет, возраст - от 20 лет до 54 лет. Все респонденты на момент проведения исследования работали. Порядок внесения результатов определялся педагогическим стажем и возрастом респондентов, на основании этого были сформированы следующие группы по всей выборке в целом:

группа № 1 - стаж работы от 0 до 5 лет - 40 человек, группа № 2 - стаж работы от 5 до 10 лет - 25 человек, группа № 3 - стаж работы от 10 до 20 лет - 45 человек, группа № 4 - стаж работы от 20 до 30 лет - 15 человек. Направления теоретического анализа полученного материала на основании имеющихся теоретических предпосылок были сформулированы следующим образом:

- чтобы успешно заниматься педагогической деятельностью, человек должен уметь эффективно общаться с людьми, получая от этого удовольствие;

- такие потребности как потребность в общении, в социофилии, в достижении успехов, в доминировании, потребность в уважении, в понимании должны быть представлены в мотивационной структуре учителей среди ведущих потребностей.

Потребности в структуре мотивации учителя, определенным образом влияют на стиль педагогической деятельности. Следовательно, если потребности в доминировании и социофилии располагаются в ранговой иерархии мотивационной структуры учителя рядом друг с другом, и при этом занимают ведущие позиции, то можно предполагать, что профессиональный стиль такого учителя будет личностно-ориентированным, его потребность организовывать, нацеливать, контролировать, и оценивать будет тесно сопряжена с потребностью бескорыстно оказывать помощь через передачу знаний учащимся.

Если же эти потребности будут расположены далеко друг от друга, то следует говорить об авторитарном стиле учителя, так как в этом случае будет удовлетворена в первую очередь потребность в доминировании, что придаст профессиональному стилю жесткость и недостаточное внимание к ученику.

Если потребность в достижении успехов будет занимать более высокое ранговое место по сравнению с потребностью избегания неудач, то это должно выражаться в стремлении внедрять больше вариативности в преподавание своего предмета. Если же потребность избегания неудач окажется на более высоком ранге и при этом интервал между рангами будет большим, то такого стремления наблюдаться не будет. При небольшом разрыве между рангами в 2-3 позиции, стремление к совершенствованию все же будет присутствовать, но будет не ярко выраженным. Чем более высокое ранговое место занимает та или иная потребность, тем более отчетливо это проявляется в стиле педагогической деятельности и тем самым влияет на результат работы учителя, а именно на уровень обученности учащихся.

Исходной теоретической позицией рассмотрения полученных результатов стало предположение, что для авторитарного стиля одним из ведущих мотивов должен быть мотив власти, при этом в зависимости от того, какие потребности наряду с потребностью власти будут наиболее актуальными, определялся стиль. Для личностно-ориентированного стиля такой потребностью должна быть потребность в социофилии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если потребности в аффилиации и понимании тоже оказываются на высоком ранге, эффективность работы преподавателя повышается благодаря особой чувствительности педагога, позволяющей определить состояние обучаемого, его возможности, потребности. Если наряду с потребностью во

власти на высоком ранге оказываются такие потребности, как потребность в привлечении внимания, потребность в нарциссизме, есть все основания говорить об авторитарном стиле педагога.

Такие потребности, как потребность избегания неудач и потребность достижения, рассматривались нами тесной взаимосвязи. Для большинства людей характерны разумное стремление к достижению успехов и необходимая осторожность при достижении поставленных задач, подкрепленная потребностью в избегании неудач. Эти потребности в ранговой структуре должны располагаться недалеко друг от друга в интервале не более 2-3 позиций, как бы уравновешивая друг друга и не на первых местах. Если мотив избегания неудач окажется на более высоком ранге, чем мотив достижения, то сила сдерживания будет увеличиваться. Такое положение свидетельствует о наличии повышенной тревожности у респондента.

Если мотив достижения будет находиться на более высоком ранге, чем мотив избегания неудач, сила сдерживания будет ослабевать. Тогда, будет активизироваться проявление интереса к творчеству, к работе с новыми направлениями, методами и формами в рамках своего предмета.

Результаты тестирования позволяют построить иерархическую структуру, основанную на возможности реализации определенных потребностей в педагогической деятельности, выявить ведущие потребности и на основании этого определить профессиональный стиль преподавания каждого учителя, составить характеристику профессиональной деятельности каждого респондента и прогноз ее эффективности.

Результаты ответов первоначально просчитывались в баллах которые распределялись по рангам - с 1 по 14. Первые семь рангов расценивались как наиболее привлекательные, а последующие 7, как менее привлекательные, и самые последние из этих семи, как совсем не привлекательные; по полученным результатам была сформирована иерархия мотивов -по количеству наибольших и наименьших выборов того или иного утверждения в пределах первых 7 рангов.

Наибольшее число выборов в пределах первых 7 рангов получили следующие утверждения, отражающие соответствующие потребности:

115 выборов из 125:

- потребность во власти (в доминировании) (3): I ранг -40 выборов, II -30, III -25, 1У-10.У-5, У1-0, УП-5;

- потребность в привлечении внимания (11): I ранг - 30 ,

II - 20 , III -25, ГУ-49, У-5.У!-0, УН-5;

- потребность в избегании неудач (9): I ранг - 10 , II - 5 ,

III - 5, РУ-30, У-30, УТ-25, УП-10;

110 выборов из 125:

- потребность в порядке (10): I ранг - 35, II - 30, III - 10,

IV - 5, У - 20, УТ-10, УП-0;

- потребность в опеке (14): I ранг - 5, II - 15, III - 45, !У -15, У - 10, У -20.УП-0;

105 выборов из 125:

- потребность в признании (1): I ранг - 5, II - 5, III - 10, !У

- 40 У -25, УТ-10, УП-10.

Наименьшее число выборов в пределах первых 7 рангов получили:

25 выборов из 125:

- потребность в аффилиации (5): I ранг - 0, II - 5, III - 0, РУ - 0, У -10, У[-0, УП-10;

30 выборов из 125:

- потребность в понимании (4) - I ранг - 0, II - 0, III - 0, !У

- 0, У -10. У - 10, УП - 10;

- потребность в уважении (8): I ранг - 0, II - 0, III - 0, !У -0, У - 10, У - 10, УП - 10;

- потребность в социофилии (6): I ранг - 0, II - 0, III - 5, ^ - 5, У - 5, У-5, УП - 10;

40 выборов из 125:

- потребность в достижении: I ранг - 0, II - 5, III - 0, !У -

5, У - О, У -0, УП - 30.

По результатам теста наиболее актуальными оказались: мотив власти (доминирования), мотив привлечения внимания

и мотив избегания неудач, а наименее важными - мотив аффилиации, мотив понимания, мотив уважения и мотив социофилии.

Количественный анализ выборов показал, что 76% выборов мотива власти обозначено на первых трех ранговых позициях: 1-й ранг - 32% выборов, 24% - на 2-м ранге и 20% - на 3м ранге, 56% выборов мотива социофилии расположены на следующих рангах: 28% - на 9-м ранге, 16% - на 11-м и 12% -на 8-м.

Так же высокие позиции занимает мотив привлечения внимания. Потребность привлекать к себе внимание позволяет обеспечить устойчивость внимания обучаемых в процессе проведения занятий, умение разумно использовать его, задавая через свое поведение образец, которому необходимо следовать. Такая потребность, реализуемая в разумных пределах, дает возможность осуществлять воспитание путем личного примера.

Актуальным по результатам тестирования является и мотив избегания неудач. Это дает основание предполагать присутствие некоторого консерватизма по отношению к введению новых форм работы, преподавания, сниженность уровня стремления учителей совершенствовать самого себя как человека и профессионала, стремление избегать ситуации оценки, обсуждения результатов своей работы и заведомо предполагаемых неудач.

Наименее привлекательными по результатам теста оказались: мотив аффилиации, мотив понимания, мотив уважения и мотив социофилии. Все эти мотивы объединены большой нацеленностью на обучаемого. Следовательно эта нацеленность снижена в данном случае и не является актуальной.

Результаты изучения характеристик учителей показывают, что в большинстве из них подчеркивается строгость и требовательность учителя к ученикам. Высокая успеваемость, отсутствие пропусков на уроках без уважительных причин свидетельствуют о тщательном контроле со стороны учителя. Продвижение учителей по карьерной лестнице также подтверждает стремление реализовывать внутренние потребности, мотивирующие деятельность учителя.

Анализ структуры и определение рейтинга отдельных мотивов показал, учителя главным образом ориентируются на подчинение учеников своим требованиям, при этом они активно воздействуют на учеников, их внимание, возможно даже любыми средствами.

В первой группе респондентов мотивы, направленные на понимание ребенка, его потребности развития, желание соотнести его потребности с собственными требованиями занимают лишь 10-е место, что свидетельствует о жесткости, определенной ограниченности мотивации самих учителей. В основе такого положения лежит недостаточность психологической подготовленности учителя которая позволила бы учесть в работе особенности развития детей и соотнести с ним различные формы воздействия. В основном структура мотивации ограничивается мотивом повиновения и власти, мотив альтруизма занимает 11-е место, а аффилиации и уважения -13-е и 14-е места.

Вторая группа учителей со стажем от 5 до 10 лет характеризуется показателями достаточно близкими к показателям первой группы.

При этом рейтинг мотива привлечения внимания занимает с 1-го по 4-е место. Нужно отметить, что и в первой группе мотив привлечения внимания стоит также на 4-м месте, хотя рейтинг этого мотива более низкий. В этом четко проявляется динамика прироста значения мотива привлечения внимания во второй группе, его большая значимость в мотивации педагогической деятельности.

Как и в предыдущей группе, мотивы понимания ребенка, направленности на него по-прежнему не имеют большого значения: мотив понимания (4) - 12 место, мотив альтруизма (6) - 11 и мотив аффилиации (5)-13.

Третья группа - стаж работы от 10 до 20 лет, иную мотивацию. Наиболее значимые мотивы, которым учителя присваивают высокие ранги, включают в себя: привлечение вни-

мания (11) - 1-е место, повиновения (10) - 2-е, зависимость и власть. Другие три значимых мотива - избегание неудач, опека и признание.

Таким образом структура мотивации характеризуется переносом с первых мест более жестких мотивов управления учебной деятельностью на более низкие места. Так, доминирование, власть уходит на 4-е место, повиновение - на 2-е, а мотив избегания неудач поднимается несколько выше, то есть структура мотивации учителей, входящих в третью группу, отражает перенос акцента на более мягкие формы управления, связанные с привлечением внимания, зависимостью, направленной на интерес к ребенку. Структура системы мотивации учителей этой группы и расположение по значимости мотивов в определении эффективности педагогической деятельности представляется в следующем виде:

Первые 4 места, имеющие самые высокие ранги, отражают менее жесткую позицию учителей по отношению к учащимся, в частности мотив власти, который и здесь актуален, все-таки занимает 4-е место.

Анализ мотивационной структуры учителей четвертой группы со стажем более 20 лет, куда вошли и учителя, имеющие стаж до 30 лет работы, то есть предпенсионного возраста, показывает их убежденность в необходимости четкости, строгости и, как следствие, жесткости организации процесса обучения. Первые места занимают именно такие мотивы в структуре мотивации учителей данной группы.

Однако следует отметить особую позицию части учителей этой группы, которая заключается в том, что первые ранги, кроме вышеназванных, занимают мотивы опеки, зависимости, аффилиации, признания, достижения, чего не было у учителей первых трех групп. Присвоение этим мотивам первых и вторых рангов говорит о более глубоком понимании и разностороннем подходе к учительскому труду, учитывающему разнообразные технологии достижения эффективности обучения, учета эмоциональной зависимости от коллектива учащихся, их отношений, от объективной оценки их действий коллективом учителей. Результаты анализа мотивации позволили составить таблицу, в которой определены мотивы в зависимости от стажа.

Таблица 2

Ранжирование системы мотивации учителей в зависимости от стажа

1 группа 0-5 лет 2 группа 5-10 лет 3 группа 10-20 лет 4 группа 20-30 лет

1 повиновение 1 власть 1 привлечение внимания; 1 власть

2 зависимость 2 зависимость 2 повиновение 2 привлечение внимания

3 власть 3 повиновение 3 зависимость; 3 повиновение

4 привлечение внимания 4 привлечение внимания 4 власть 4 избегание неудач

5 опека 5 опека 5 избегание неудач 5 опека

6 признание 6 избегание неудач 6 опека 6 признание

7 избегание неудач 7эгоизм 7 признание 7 зависимость

Если же говорить о коллективе учителей в целом, то мотивация и ее структура во всех группах показывает прочность традиций и единство позиций по отношению к организации эффективности обучения школьников.

Таким образом, полученные аналитические результаты тестирования показали, что ведущими мотивами в мотивационной структуре учителя являются: мотив власти, мотив привлечения внимания, мотив избегания неудач, мотив порядка, мотив опеки, мотив признания.

В результатах исследования наблюдаются некоторые расхождения с теоретическим положением о том, что такие потребности как потребность в общении, в социофилии, в достижении успехов, потребность в доминировании, в уважении, в понимании, должны быть представлены в мотивационной структуре учителей среди ведущих потребностей. Полу-

ченные результаты могут быть связаны с современной социально-экономической ситуацией в стране.

Как выяснилось, для основного числа учителей, принявших участие в тестировании, выполнение действий, связанных с проявлениями мотива, представляется наиболее привлекательным. При этом отмечается рост данного мотива по мере профессионализации учителя.

Реализация мотива потребности в привлечении внимания позволяет учителю оказывать влияние на учащихся путем личного примера, то есть оказывать харизматическое влияние. Результатом такого влияния чаще всего является отождествление ученика с учителем или влечение ученика к учителю, что в свою очередь приводит к выбору учениками профессии учителя.

Результатом положительного проявления данного мотива является высокий уровень успеваемости учащихся.

Высокие ранговые позиции потребности в избегании неудач свидетельствуют о стремлении учителей сохранять отработанные стратегии в педагогической деятельности, поскольку этот мотив тесно взаимосвязан с мотивом достижения.

Потребность в порядке и повиновении выражается в стремлении к порядку, организованности. Эта потребность

Библиографический список

тесно взаимосвязана с признанием законной власти руководства и восходит к готовности подчиненных по традиции признавать авторитет. Это обеспечивает бесперебойное функционирование организации.

Значимость потребности в опеке тесно взаимосвязана с потребностью в порядке, повиновении и подкрепляет ее.

Потребность в признании свидетельствует о значимости оценки коллег.

Таким образом, наиболее значимые мотивы тесно взаимосвязаны, они составляют мотивационную структуру учителя. Проявление этих мотивов подкрепляет друг друга и тем самым определяет педагогический стиль учителя: проявление мотива власти усиливается стремлением оказывать влияние на учащихся личным примером (потребность в привлечении внимания), потребность в избегании неудач создает внутреннюю готовность к негативным оценкам своей работы, ограничивает творческие проявления учителя, собственное стремление учителя соблюдать традиции (потребность в порядке, повиновении) усиливает требование к учащимся подчиняться порядкам, определяемым им; зависимость от мнения, оценки коллег и администрации ужесточает собственную оценку работы учащихся.

1. Ананьева, Н.А. Мотивы выбора качеств значимых людей в процессе общения // Мир психологии. - 1999. - № 3.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. - М: Наука, 1980.

Статья поступила в редакцию 14.04.09

УДК 372.881.111.1

Е.Ф. Балашова, соискатель МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected] ДИДАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕДИЙНЫХ СВОЙСТВ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ГАЗЕТЫ

В статье предлагаются некоторые методические приемы работы с аутентичными газетами. На материале британской качественной прессы автор ставит и успешно решает задачу о необходимости включения в лингводидактику медиалингвистической концепции, позволяющей по-новому подойти к обоснованию разработки учебно-методического обеспечения.

Ключевые слова: обучение английскому языку, британские качественные газеты, медийные свойства, новостные тексты, информационно-аналитические статьи, очерковые тексты, реклама, медиалингвистика.

Стремительный рост информационных технологий и совершенствование форм массовой коммуникации привели к тому, что средства массовой информации стали играть одну из ведущих ролей в жизни современного общества, влияя прямо или опосредованно на все происходящие в нем процессы. Уровень информированности становится важным фактором, детерминирующим аспекты социальной и профессиональной активности людей. Если раньше система образования оказывала определяющее воздействие на учащихся и обеспечивала их пожизненной информацией, то теперь учебные заведения постепенно утрачивают свое монопольное право на передачу накопленного человечеством опыта в виде знаний и способов деятельности, а СМИ все активнее берут на себя выполнение просветительских функций.

Проникновение СМИ во все сферы жизни способствовало тому, что газеты превратились в один из видов аутентичных учебных материалов, используемых при обучении иностранному языку. «Универсальность массовой информации, основанной на однородности материалов, предоставляемых информационными агентствами, требует универсальной осведомленности в программах изданий и в принципах смысловой направленности массовой информации. Эта задача ложится на систему образования, цель которой - преподать совокупность символов, по которым строится коллажный текст массовой информации на данном языке в данной стране» [1, с. 412].

В данной статье новый подход к интеграции аутентичных СМИ и языкового образования реализуется на материале британских качественных газет. Британская качественная пресса включает такие универсально-тематические издания,

как The Daily Telegraph, The Financial Times, The Guardian, The Independent, The Times. Они относятся к числу источников информации, соблюдающих принципы прецизионности журнализма. Под прецизионностью понимается «неуклонное соблюдение точности всех сообщаемых фактов, четкости в подаче проверенной информации, недопустимость вольных комментариев, мнений или предположений, способных нарушить стиль объективных новостей, доброкачественность изложения и надежность источников их получения» [2, с. 173]. Учет интересов интеллектуальных читателей заставляет издателей качественной прессы поддерживать в общественном мнении свою репутацию как надежного источника информации, предъявлять к себе повышенную требовательность к соблюдению принятых в обществе норм языкового общения (отредактированность, политкорректность). Таким образом, реализуются условия создания положительного эмоционального настроя и установления успешного контакта с читателем в языковом и содержательном плане.

Апробация предлагаемой методики проходила на Высших курсах иностранных языков (Центр) Минэкономразвития России, государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, осуществляющего переподготовку и повышение квалификации на иностранных языках сотрудников министерства и специалистов других организаций внешнеэкономической направленности. В практике преподавания ВКИЯ (Центр) аутентичные газеты интегрированы в учебные программы по деловому и общему иностранному языку. Имеющие как собственный жизненный опыт, так и опыт профессиональной деятельности, учащиеся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.