УДК 378.03
В. А. Комелина, Д. А. Крылов V. A. Komelina, D. A. Krylov
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola
Ведущие модели трансляции социально-гуманитарного знания
в современных условиях
Leading Models of Social-Humanitarian Knowledge Transfer under Current Conditions
В статье рассматриваются основные модели трансляции социально-гуманитарного знания в современных условиях, их свойства и функции. Дается краткая характеристика классической, неклассической и дискурсивной моделям.
The article considers the leading models of social-humanitarian knowledge transfer, their features and functions under current conditions and briefly characterizes classical, non-classical and discourse models.
Ключевые слова: социально-гуманитарное знание; классическая, неклассическая и дискурсивная модели.
Key words: social-humanitarian knowledge, classical, non-classical and discourse models.
Специфика передачи социально-гуманитарного знания заключается в его идейно-мировоззренческой функции, жизненно важной для интеграции общества, инновационного развития, социально-культурного роста. Трансферт социально-гуманитарного знания не может быть ограничен системой высшего образования, в него включены практически все социальные структуры и институты: семья, трудовые и общественные организации, политические и властные структуры и другие производители идей, духовных и культурных продуктов. Однако только государственная образовательная и культурно-идеологическая политика может объединить механизмы передачи гуманитарного знания, придав им единый вектор, создав единую модель.
Анализ механизмов трансляции социально-гуманитарного знания, на наш взгляд, может осуществляться на основе социологического моделирования, то есть на основе опосредствованного педагогического изучения социальных объектов с помощью абстрактного воспроизводства их во вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования. Модель исследуемого объекта представляет собой систему идеальных элементов, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами.
Наиболее существенными свойствами моделей являются следующие: модель и оригинал всегда находятся в известном субъекту познания объективном соответствии; в процессе познания модель замещает объект и сама становится объектом исследования;
модель в определенном отношении в упрощенной форме воспроизводит объект исследования; она служит средством получения новой информации об объекте; знание, полученное на модели, может быть перенесено на оригинал [3].
Наиболее распространенными моделями общества в социологии являются системно-функциональные модели, структурные, стратификационные, конфликтные, игровые. Применяются также коммуникационные, информационные и математические модели.
В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях знания. Подобная возможность связана с универсальностью метода моделирования. При этом на эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции: измерительную (измерение социально-педагогических характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки); а на теоретическом объяснительную (раскрытие сущности исследуемых объектов), критериальную (проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез), предсказательную (оценка будущего состояния рассматриваемой системы). Отдельные функции (например, объяснительная или предсказательная) могут выполняться моделями как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания.
Однако такие элементы социума, как его культура, духовная жизнь, развитие гуманитарных наук и систем трансляции социально-гуманитарного знания наиболее трудно поддается моделированию. Применяющиеся модели здесь носят наиболее абстрактный характер, они основаны зачастую на множественности
В. А. Комелина, Д. А. Крылов
101
интерпретации какого-либо понятия и трактовке особенностей данных интерпретаций.
Анализ использующихся в социуме моделей трансляции социально-гуманитарного знания должен, на наш взгляд, проводиться в контексте рассмотрения всех социокультурных явлений в рамках аналогичной модели. То есть при рассмотрении механизмов трансляции знания в виде системы — социум, включая его духовную и культурную жизнь, должен быть также рассмотрен в виде системы, в таком случае само гуманитарное знание также рассматривается системно — как единая комплексная целостность гуманитарных и социальных наук научных школ и разрабатываемых ими теорий; преобладающих в обществе ментальных, гносеологических образцов; гуманитарных ценностей, транслируемых политическими, государственными и общественными структурами, а также транслируемых на уровне «обыденности» морально-нравственных ценностей.
Однако модель передачи, трансляции социально-гуманитарного знания сегодня принципиально меняется. Это связано, прежде всего, с существенным расширением его функций. Мы выделяем условно две группы функций системы социально-гуманитарного знания и образования: мировоззренческую и мотивационно-практическую.
В развернутом виде функции системы социально-гуманитарного знания и образования можно сформулировать так:
1. Влияние на формирование социальных ценностей, норм, традиций, мировоззрение личности и общественную идеологию.
2. Трансляция социальных и гуманитарных теорий, концепций, методологических и методических форм познания социальной действительности.
3. Трансляция научного, духовного и культурного наследия человеческой цивилизации.
4. Формирование рационалистического мышления, навыков социальной рефлексии и саморефлексии.
5. Развитие системного и дискурсивного мышления, умения интерпретировать артефакты и социальные факты «в контексте».
6. Развитие толерантности, культурной и гносеологической «открытости», креативных моделей познания мира и инновационных моделей поведения, позволяющих адаптироваться к условиям глобализации и постиндустрилизма.
7. Формирование новых мотивов деятельности, деятельностно-активной «достижительной» мотивации.
8. Содействие формированию демократических институтов через рост социальной активности.
9. Формирование инновационных и социально-ответственных форм трудовой и экономической культуры [1].
Эффективная модель передачи социально-гуманитарного знания связана с полным развертыванием всех функций системы. Такое развертывание затруднено при иерархической «субъект — объектной»
трансляции знания и может быть достижимо только в модели «субъект — субъект», когда преподаватель и студент становятся равноправными и равноценными партнерами образовательного процесса, одинаково интенсивно использующими свой творческий потенциал. В её основе лежит модель демократической коммуникации, разрушающей иерархическую систему. Такая модель основана на свободе коммуникаций, множественности интерпретаций текстов.
Таким образом, можно выделить классические и неклассические модели трансляции социально-гуманитарного знания. Классическая модель основана на структурно-функциональном подходе к образованию. Структура образовательных институтов в её рамках должна соответствовать выполняемым социальным функциям, сохранять строгие дисциплинарные границы.
Другие авторы называют данную модель «стандартной парадигмой» и предлагают рефлексивную модель образования [4]. «Рефлексивная парадигма» рассматривает образование как исследование, как проект, как множество проектов. Оно основано на демократической модели коммуникации. Если в стандартной парадигме преподаватели опрашивают учащихся, то в рефлексивной парадигме преподаватели и студенты задают и отвечают на вопросы. В стандартной парадигме обучающиеся считаются мыслящими в том случае, если они выучили то, чему их обучают; в рефлексивной парадигме обучающиеся считаются мыслящими, когда они задают вопросы, участвуют в «сообществе исследователей».
В качестве неклассических моделей трансляции знаний можно назвать также модель «открытого образования», использующую синергетические теории; игровую модель, которая рассматривает образовательные процессы через систему конструирования социальных ролей.
В настоящее время говорят о новой модели, наиболее отвечающую запросам эпохи стремительных изменений и информатизации [2]. Это — дискурсивная модель трансляции социально-гуманитарного знания. Она отражает тот факт, что в социальной сфере в наибольшей степени проявляется влияние субъекта на объект познания, что познание и исследование социального мира есть его изменение. Человек — будь то учитель или ученик — не может выйти из круга происходящих процессов и из герменевтического круга интерпретаций. Социально-гуманитарное знание всегда ситуативное, оно продуцирует тексты и, в конечном итоге, заключено в текстах и интерпретациях.
Дискурсивная модель трансляции социально-гуманитарного знания ставит в центр двух субъектов-партнеров, один из которых — обучаемый, другой — обучающий. Данные субъекты не представляют собой закрытую систему, но они находятся в данный момент времени (момент обучения) в образовательном дискурсе — в сложной взаимосвязи с другими субъектами и институтами образования, научными школами,
кафедрами, преподавателями, бизнес-тренерами, промышленными и венчурными фирмами, инвесторами, научными, культурными и образовательными фондами, исследовательскими центрами, общественными организациями и т. д. При этом время обучения является непрерывно-дискретным, оно соответствует практически всей жизни ученика, но осуществляется все время в разном образовательном дискурсе. Субъекты образования могут быть рассмотрены в качестве таковых только в узких рамках данного дискурса, однако одновременно (в широких рамках), они являются социальными актерами, творящими, конструирующими социальную действительность.
Дискурсивная модель трансляции социально-гуманитарного знания должна лечь в основу модернизации системы гуманитарного образования в высшей школе. С ее помощью, на наш взгляд, можно добиться полного раскрытия всех функций системы социально-гуманитарного знания.
Однако развитие и практическое использование такой модели зависит от возникновения новых идейно-культурных форм и институционализации социальных механизмов, направленных на преодоление социальной адаптации, традиционно-патерналистического менталитете, гуманизацию межличностных отношений, повышение уровня доверия, толерантности, ответственности. Модернизация системы социально-гуманитарного образования должна начинаться с целенаправленного и постепенного изменения менталь-ности масс людей, повышения уровня духовности, развития гуманистических идей и идеалов, то есть должна быть направлена, прежде всего, на семью, социальное управление, обыденные жизненные практики.
Механизмами такого влияния являются, прежде всего, средства массовой информации: телевидение, пресса, социальная реклама во всех ее формах. Реформа образования должна быть развернута перед гражданами страны как актуальная и глобальная национальная идея, позволяющая интегрировать общество на новом более высоком и сложном уровне. Дискуссия по поводу модернизации образования — хорошая возможность для социума выработать новые общественно значимые идеи, повысить уровень креативности,
социальной рефлексии, сплотить различные социальные группы на плюралистической, но минимально конфликтной основе.
Осмысление российской истории и современного общества — это не столько задача отдельных научных школ, сколько — всего социума. Только общество может актуализировать эти проблемы и выработать институты, постоянно их разрешающие, вырабатывающие и транслирующие новое социальное и гуманитарное знание. Задача формирования таких институтов сегодня имеет то преимущество, что она потенциально низкоконфликтна, в отличие от проблем решаемых в годы «ранней перестройки» и связанных с приватизацией собственности и другими «шоковыми» процессами. Данная цель — создание современной инновационной, гуманистически ориентированной системы образования — может послужить основой сплочения общества, формирования новой национальной идеи, новой подлинно гуманистической идеологии.
—Ш—-
1. Адамский А. В., Кукушкин М. Г. Размышления о гуманитарном образовании: международная гуманитарная школа // Новые ценности образования: культурные модели школ. М.; Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1997. С. 157-164.
2. Белова С. В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель // Педагогика. 2007. № 6. С. 8-17.
3. Онокой Л. С. Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель развития: автореф. ... д-ра социол. наук. М., 2004. 23 с.
4. Фатхуллин Б. Э. Инновационные модели социально-гуманитарного образования // Социально-экономическое развитие государства и общества: система образования, науки и инноваций. М.: Издательский центр РГГУ, 2008. 64 с.
1. Adamskiy A. V., Kukushkin M. G. Razmyshleniya o gumanitar-nom obrazovanii: mezhdunarodnaya gumanitarnaya shkola // Novye tsennosti obrazovaniya: kul'turnye modeli shkol. M.; Rostov-na-Donu: Tvorcheskiy tsentr «Uchitel'», 1997. S. 157-164.
2. Belova S. V. Gumanitarnoe obrazovanie: tekstual'no-dialogicheskaya model' // Pedagogika. 2007. № 6. S. 8-17.
3. Onokoy L. S. Otkrytoe obrazovanie v sovremennoy Rossii: soci-ologicheskaya konceptsiya i model' razvitiya: Author's Abstract for Doctorate Degree in Sociology. M., 2004. 23 s.
4. Fatkhullin B. Ye. Innovatsionnye modeli social'no-gumanitarnogo obrazovaniya //Social'no-ekonomicheskoe razvitie gosudarstva i ob-shchestva: sistema obrazovaniya, nauki i innovatsiy. M.: Izd. tsentr RGGU, 2008. 64 s.