Научная статья на тему 'Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников'

Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1492
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПОЗИТИВНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акатов Л. И., Бондарева А. Н., Россинская Н. М.

В статье рассматривается сущность и специфические особенности личностного самоопределения современных старшеклассников, основные факторы и условия? негативно и позитивно влияющие на этот процесс, роль общеобразовательной школы в формировании нравственно ориентированной и устойчивой личности. В ней также раскрываются пути и средства оказания психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в их позитивном личностном самоопределении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников»

УДК 159 9: 316. 35

ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПОЗИТИВНОГО ЛИЧНОСТНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© 2014 Л. ШАкатов1, А. Н. Бондарева2, Н. М. Россинская3

1-профессор каф. психологии, капд. психол. наук, доцент e-mail: akat2014@yandex. ru 2педагог-психолог ОКСКОУ «КСКО школа» e-mail: [email protected] 3 педагог-психолог МКВ(С)ОУ

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 9» г. Курска

e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье рассматривается сущность и специфические особенности личностного самоопределения современных старшеклассников, основные факторы и условия? негативно и позитивно влияющие на этот процесс, роль общеобразовательной школы в формировании нравственно ориентированной и устойчивой личности. В ней также раскрываются пути и средства оказания психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в их позитивном личностном самоопределении.

Ключевые слова: личностное самоопределение, субъектность, развивающая образовательная среда, факторы и условия позитивного самоопределения личности.

Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждый старшеклассник ставит перед собой очень сложные вопросы, от которых зависит его будущая жизнь. Он должен определиться в личностном, профессиональном, социальном отношении, разработать для себя сценарий, по которому будет двигаться вперёд, осознать пути и средства его реализации.

Несмотря на то что этот процесс носит неравномерный, гетерохронный характер и каждый человек находит для себя только ему приемлемые средства, существует единый способ, определяющий динамику этого развития, это - личностное самоопределение. Благодаря тому что на каждом возрастном этапе личность приобретает качественно новые характеристики (характерологические черты, волевые качества, мировоззренческие позиции, жизненные цели и установки и др.), она постепенно становится самодостаточной, способной целеустремленно, с учётом изменяющихся социальных условий направлять свою активность на реализацию своей жизненной перспективы. Поэтому в самом общем виде самоопределение личности -это «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» (А.В. Петровский, 1990 г.).

Методологическую основу самоопределения личности заложил С.Л. Рубинштейн. Данную проблему он рассматривает в рамках проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа: внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Центральной категорией психологии С. Л. Рубинштейн считал понятие «личность». Психика и сознание не существуют сами по себе, они принадлежат конкретному человеку, личности, которая трактуется им как триединство: чего хочет человек; что для него имеет привлекательность (ценности, установки, идеалы); что может человек (это его способности и дарования, то есть то, что закрепилось в его характере). Активное формирование личности и её сознания осуществляется в деятельности. Личность становится субъектом жизни не потому, что

психологические на уки

она обладает сознанием, характером, способностями, а потому, в какой мере она использует свой интеллект, свои способности для решения жизненных задач, подчиняет свои низшие потребности высшим, строит свою стратегию жизни. По С. Л. Рубинштейну, самоопределение личности наиболее полно и наглядно раскрывается в её жизненном пути [Рубинштейн 2007].

Проблеме самоопределения личности уделяли внимание многие зарубежные и отечественные исследователи. В работах зарубежных авторов (А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фром, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Левин и др.) самоопределение личности связывается с её развитием, обусловленным многими внутренними и внешними факторами. К внутренним причинам они относят внутренний потенциал личности, стремление к превосходству, умение ставить и реализовывать цели, потребность в идентичности, потребность в системе устойчивых взглядов и др.; к внешним -жизненное поле, условия жизни, социальное окружение и т.д. Результатом этого процесса является личностный рост индивида, самоактуализация, идентификация, самореализация и др. (см. [Акатов 2009]).

В отечественной психологии проблема самоопределения личности привлекала внимание учёных многих направлений: психологов, педагогов, философов, социологов. Анализ их взглядов показывает, что при её изучении акценты делаются на многие её составляющие: философско-методоло-гические (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, Л.П. Буева, А.В. Брушлинский, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, В.А. Лекторский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и др); общепсихологические (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А.М. Кухарчук, И.С. Кон, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, Д.И. Фельдштейн, А.Б. Ценципер и др); социально-психологические и

профессиональные (А.А. Бодалев, В.А., Бодров, Ф.Е. Василюк, И.С. Кон, Е.А. Климов, А.Л. Журавлёв, А.И. Липкина, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, К.К. Платонов,

Н.С. Пряжников, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, Е.О. Федотова и др.); психологокультурологические (Л.С. Выготский); психолого-педагогичес-кие практикоориентированные (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Уманский,

А.С. Чернышёв, Л.И. Акатов, Т.А. Антопольская, С.Г. Елизаров, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, Т.А. Шульгина и др. [Там же].

Большинство названных авторов рассматривают самоопределение личности как чрезвычайно сложную, многократно опосредованную проблему, реализация которой происходит в онтогенетическом развитии каждого человека. Она представляется ими как процесс и результат развития самосознания и определения человеком себя в личностном, профессиональном, умственном, социальном, социально-

психологическом, нравственном отношениях, как способность личности принимать решения и входить в сложный мир межличностных и социально-экономических отношений, осознавать и руководствоваться в этой связи своими жизненными целями, убеждениями, мотивами, ценностями.

Таким образом, самоопределение личности - это динамичный и могоплановый процесс вхождения личности в социум, обусловленный всем предшествующим развитием и формированием у неё целенаправленной активности и самосознания, интеллектуальных и характерологических качеств, духовно-нравственной и волевой сфер, мировоззренческих позиций, социального опыта и других качеств, позволяющих ей осознанно определять направленность своей активности в поведенческой, трудовой и других видах деятельности, жизненные цели и средства их реализации и с учётом наличных возможностей, уровня развития и требований, предъявляемых к ней со стороны окружающих и общества, строить свои отношения с другими людьми и миром в целом [Акатов 2013].

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Акатов Л. И., Бондарева А. Н., Россынскоя Н. М. Ведущие факторы и условия позитивного личностного

самоопределения современных старшеклассников

Особое место в личностном самоопределении растущего человека занимает старший школьный возраст. Объясняется это в значительной мере тем, что названный процесс в этот период резко обостряется. В связи с приближающимся окончанием школы у старшеклассников, с одной стороны, возникает острая потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека и определиться в своём собственном представлении не только кем быть, но и каким быть. С другой стороны, в связи с раширением сферы их общения и интересов, они становятся более подвержены прямому и опосредованному влиянию различных неформальных общностей, друзей, средств массовой коммуникации и многих других факторов.

Как свидетельствует практика, процесс самоопределения личности в это время не всегда проходит спокойно. Предстоящее разрушение привычного уклада школьной жизни и вхождение в новый социум, необходимость поиска и выбора путей построения собственной жизни и определения перспектив получения дальнейшего образования зачастую приводит к возникновению у них дисстрессовых ситуаций, порождающих нередко пессимистические настроения и возможные жизненные разочарования.

Общеобразовательная школа, через которую проходят все граждане России, должна сосредоточить в своих руках основные сферы интеллектуальной, гражданской, духовной и культурной жизни школьника. Школа - это тот фундамент, на котором воздвигается будущее страны и которая при создании соответствующих условий может позитивно влиять на самоопределение личности. Она должна воспитывать гражданина и патриота своего Отечества, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Однако современная общеобразовтельная школа, обусловленная действием новых социальных условий, оказывающих влияние как на общество, так и на образование, испытывает существенные трудности в реализации своих функций.

В числе факторов, значительно снижающих эффективность деятельности педагогических коллективов, можно назвать:

- во-первых, неподготовленность части населения к новому укладу жизни, экономическую нестабильность и существенные девиации социального поведения людей, отрицательное влияние значительной части средств массовой информации, культивирующих нередко пошлость, насилие, жестокость, на психику молодёжи;

- во-вторых, отсутствие определённой идеологии и, соотвественно, чётких целей в образовательном и воспитательном процессе. В этой ситуации остро ощущается разрыв между тем, что решает система образования, и требованиями, которые предъявляет растущему человеку современное общество;

- в-третьих, падение престижа учительской профессии. Высокая миссия учителей в воспитании подрастающего поколения не согласуется на практике с провозглашёнными целями образования, внося в их самосознание сумятицу и внутреннюю противоречивость, что не может не сказываться на эффективности деятельности школы.

Нельзя не замечать и одностороннюю ориентацию учителей в учебновоспитательной работе с детьми, когда процесс обучения часто бывает оторванным от процесса воспитания. Причина тому - невысокий уровень психологической культуры значительной части учителей, традиционно отдающих предпочтение знаниям, в ущерб формированию личности;

- в-четвёртых, недооценка органами образования основополагающих законов организации образовательного процесса и провозглашённых законодательно целей образования. Как известно, образование - это единый, неразрывный процесс целенаправленного, педагогически организованного духовного, интеллектуального и физического развития человека, посредством которого обеспечивается формирование

психологические на уки

личности. Три неотделимых друг от друга его элемента - обучение как процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков; воспитание как процесс социализации личности; просвещение как процесс широкого приобщения к культуре - выполняют интегративную функцию и не могут быть отделены от единого образовательного процесса. Достижение целей образования может быть успешным лишь тогда, когда обеспечивается определённая гармония в реализации обучения, воспитания и просвещения. Гипертрофированное же усиление одного из этих элементов в ущерб другим приводит к серьезным нарушениям в развитии личности человека.

Анализ принимаемых мер по модернизации российского образования свидетельствует о том, что в этом процессе гармония названных компонентов образования нарушена: акцент сделан в основном на одну из его составляющих -качество знаний школьников, причём на её формальную сторону, что повлекло за собой существенное изменение в направленности их активности. Например, введение только одной формы контроля - единого государственного экзамена породило негативное для школы явление - репетиторство, снизив, таким образом, роль школы и учителей в обучении и воспитании учащихся, заменив творческое начало в изучении предметов «натаскиванием» на сдачу экзаменов. В результате у школьников страдает логическое мышление, лежащее в основе развития качеств творческой личности, у них не остаётся времени на овладение многими жизненно важными навыками и умениями, в которых нуждается современный человек.

Реалии современного российского общества, в том числе и ориентация школы на осуществление «образовательных услуг», вносят существенные коррективы в мировоззрение и в систему ценностных ориентаций молодёжи. Становится очевидным смещение гуманистических ценностей на прагматические, а отсутствие чётко заданной системы этических норм создаёт существенные трудности в формировании у неё духовно-нравственной сферы. Неоднократно проводимый нами опрос показывает, что многие старшеклассники в числе ведущих ценностей называют стремление к материально обеспеченной жизни. Сама по себе такая ориентация - естественное состояние молодого человека жить достойно. Вызывает озабоченность другое -средства её достижения: более 30 % опрошенных старшеклассников заявляют о том, что, для того чтобы быть обеспеченным человеком, хороши любые доходы, независимо от того, каким образом получены, и что они, отстаивая своё место в жизни, готовы переступить ради своего благополучия через моральные нормы.

Современная школа традиционно пытается прививать своим питомцам высокие духовные качества: воспитать у них честность, потребность служения общему благу, уважение к другому человеку и т. д., но, сформированные на уровне понимания и не подкреплённые практикой, эти позитивные установки у значительной части молодых людей не становятся действующими мотивами. Испытывая определённую растерянность, а порой и беспомощность перед натиском негативных воздействий жизненных реалий, мощного информационного потока телевидения, преподносящего уроки жестокости, насилия, безнравственности, учителя, не найдя эффективных средств противодействия, нередко вынуждены отправлять своих воспитанников в большую жизнь с ущербной жизненной позицией.

Если в этот процесс не внести коррективы, то результаты реформирования школы могут привести к тому, что система образования будет готовить людей, которые, возможно, больше, чем их предшественники, будут знать, как осваивать и преобразовывать окружающий мир, создавать новые технологии в сфере производства, решать экономические проблемы, но мы можем потерять самое существенное -Человека как носителя высших человеческих ценностей.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Акатов Л. И., Бондарева А. Н., Россынскоя Н. М. Ведущие факторы и условия позитивного личностного

самоопределения современных старшеклассников

Что же необходимо предпринять, чтобы процесс обучения и воспитания школьников проходил успешнее, а процесс их личностного самоопределения был более эффективным?

Результаты проведенного исследования в ряде школ г. Курска и области свидетельствуют о том, что процесс качественного измненения работы общеобразовательной школы с целью создания условий для позитивного личностного самоопределения школьников не может быть сиюминутным. Изменить к лучшему функционирование любой социальной системы бывает намного труднее, чем её разрушить. Прежде всего, логически напрашивается вывод о том, что процесс обучения и воспитания учащихся и, соответственно, их влияние на позитивное самоопределение личности будет более эффективным, если опираться на научно обоснованные закономерности организации обучения и воспитания школьников, предполагающие комплексный подход воздействия на личность учащегося.

Необходимо повысить внимание к подготовке педагогических кадров в учебных заведениях и к обеспечению профессионального и духовного роста работающих учителей. Судьбу школы, её авторитет и эффективность определяет личность педагога. Настоящий учитель - всегда учитель жизни. В силу своей профессии он призван нести учащимся знания, социальный и духовно-нравственный опыт предшествующих поколений. Но для того чтобы его великая миссия была в полной мере реализована, необходимо поднять престиж учителя в обществе, создать для него достойные условия жизни и труда, а также необходимые возможности для профессионального, духовнонравственного, социального и интеллектуального совершенствования.

Школа, как одна из важнейших социальных структур общества, должна развиваться динамично, осуществляя подготовку подрастающего поколения к позитивному самоопределению. Но её реформирование должно не вытекать из сиюминутных реалий современной жизни, а работать на перспективу, опираясь на научно обоснованные выводы учёных и практиков. В свое время великий педагог В.А. Сухомлинский предупреждал: «Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зёрна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство. Нужно научно предвидеть - в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий» [Сухомлинский 1973].

Положительную роль в понимании условий, средств и основных подходов к реализации проблемы подготовки школьников к условиям современной жизни может сыграть опора на позитивный опыт духовно-нравственного воспитания учащейся молодёжи, накопленный образовательной системой в разные периоды её функционирования. Как бы резко ни менялась жизнь, у школы есть вечные вопросы, которые нельзя не замечать. На центральном месте среди них была, есть и будет проблема создания условий (развивающей образовательной среды) для формирования разносторонней, духовно и нравственно устойчивой личности, способной к саморазвитию и созидательной деятельности в динамично развивающемся обществе.

Важно поднять в образовательных учреждениях на более высокий качественный уровень психологическую составляющую в обучении и воспитании учащейся молодёжи, проявлять постоянную заботу о повышении психологической культуры всех субъектов образовательного и воспитательного процесса. Наукой и практикой доказано, что разумное использование закономерностей развития психики и личности человека, её духовной сферы в учебно-воспитательном процессе позволяет без дополнительных экономических затрат более эффективно осуществлять подготовку подрастающей смены к интеграции в социальную жизнь. В числе первоочередных мер

психологические на уки

решения данной задачи может стать, на наш взгляд, введение в школьную практику преподавания психологии, а также усиление внимания к психологическому просвещению учителей и к организации психологического сопровождения учащихся на протяжении всех лет их обучения в школе.

Подрастающее поколение наиболее восприимчиво к эмоциональноценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Чтобы школьник мог позитивно самоопределиться в жизни он должен стать достаточно зрелой личностью, способной отдавать отчёт о своём месте в жизненном пространстве и принимать разумные и ответственные решения.

В этом контексте в учебно-воспитательной работе школы на первое место выходит проблема формирования учащегося как субъекта различных видов деятельности, и прежде всего учебной. Субъектность человека - это такое системное качество, которое способствует превращать свою жизнедеятельность в предмет преобразования, реализовывать поставленные цели, контролировать и оценивать ход и результаты своих действий [Брушлинский 1994].

Процесс формирования субъектности у школьников - это не разовое мероприятие, направленное на развитие какого-то отдельного характерологического качества, а система всей многогранной и многоаспектной работы школы по воспитанию целеустремлённой, нравственно и интеллектуально развитой и устойчивой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и позитивному самоопределению.

Важнейшим средством для наиболее полного раскрытия индивидуальных возможностей каждого школьника и его социального развития выступает специально ориентированная развивающая образовательная среда, призванная актуализировать природный потенциал творческих возможностей учащегося к саморазвитию (интеллектуальному, эмоциональному, духовно-нравственному, физическому).

Развивающая социальная среда - это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания [Там же].

В ней наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп. Обучающий эффект в такой среде обеспечивается прежде всего за счет социальной активности самих учащихся.

Создать условия для позитивного самоопределения школьника - это не отдалённая цель школы. Учащийся сначала должен адаптироваться к условиям школьной жизни, научиться общаться и взаимодействовать с учителями и сверстниками, у него должны сформироваться качества, необходимые для нормального вхождения в школьную среду. К числу таких наиболее важных качеств, можно отнести: стремление к самореализации; уверенность в своих силах; самостоятельность взглядов и суждений; чувство собственного достоинства; поглощённость учебной

деятельностью; гуманное отношение к людям; инициативность и гибкость; способность критически относиться к себе и окружающим; восприимчивость и открытость по отношению к новому и др.

Чтобы названные качества сформировались, нужны соответствующие условия. Такими условиями, как показывают многочисленные исследования (Л.И. Акатов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, А.С. Чернышёв и др.,) и является развивающая образовательная среда, обладающая дополнительными возможностями для включения учащихся в различные виды индивидуальной и совместной деятельности с учётом их способностей и интересов, как в учебное, так и во внеучебное время [Акатов 2009а, 2009б, 2013, 2013; Чернышев и соавт. 2007; Шульгина 2007].

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Акатов Л. И., Бондарева А. Н., Россынскоя Н. М. Ведущие факторы и условия позитивного личностного

самоопределения современных старшеклассников

Результаты такого подхода убеждают, что если школьник включается в различные виды деятельности и ощущает успех, то у него более эффективно формируются навыки социального взаимодействия, он становится более зрелым в социальном отношении и начинает лучше понимать свою значимость в среде сверстников и взрослых.

Организующим началом создания в школе развивающей образовательной среды является педагогический коллектив. Однако, как показывает многолетний опыт работы многих школ г. Курска и Курской области, позитивная развивающая образовательная среда, соответствующая данному выше определению, может быть создана лишь при условии, если педагогический коллектив функционирует как единый социальный организм. Реализовать себя в полной мере учитель может только в том случае, если он включён в высокоорганизованный и высокопрофессиональ-ный коллектив. В работе учительского коллектива должны быть созданы такие условия, чтобы учителя стремились к профессиональному росту, использованию в своей работе новых, более эффективных педагогических технологий, форм и методов воздействия на учащихся.

Реализация названных задач в значительной мере зависит от администрации школы, от её умения создать в педагогическом коллекттиве атмосферу уважительного отношения к каждому учителю, к тому, на что направлены его усилия. Такому подходу способствует объективная оценка его деятельности, психолого-педагогическая поддержка в затруднительных ситуациях, целенаправленная методическая работа, создание условий для самореализации учителя в учебное и во внеучебное время: в научно-методической работе, в организации творческой деятельности с учащимися, в учительской и школьной художественной самодеятельности и т.д.

В числе важнейших качеств учителей, которые остаются в памяти благодарных воспитанников, наряду с высоким профессионализмом, знанием своего предмета, выступают гуманное, заботливое отношение к учащимся в сочетании с высокой требовательностью, бескорыстие, взаимопонимание, соучастие. Выпускники лагодарны своим учителям за то, что они открывают им путь к знаниям и формируют их, как личности, способные самоизменяться и реализовать себя в жизни.

Проблема формирования субъектности не может решаться без создания условий для интенсификации учебно-воспитательного процесса во внеучебное время. Важно создать такие возможности, в которых каждый школьник нашёл бы для себя после уроков увлекательное интересное занятие, позволяющее ему самореализовать себя и самоутвердиться в школьном коллективе. В своё время В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется ещё что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков [Сухомлинский 1973].

Значительными возможностями для формирования у учащихся субъектности и жизненного самоопределения располагает система внеучебной деятельности и дополнительного образования. В отличие от школьных уроков внеучебная сфера, куда школьник приходит с учётом своих увлечений и интересов, позволяет более полно раскрыться его способностям, наладить отношения сотрудничества с учителями и сверстниками. В ней становится реальным удовлетворение потребности в самоутверждении путём проявления способностей в сфере своих интересов. Во внеучебной деятельности легче создать ситуацию успеха и повысить эмоциональный тонус школьника. Задача состоит в том, чтобы дать каждому школьнику пережить радость от реальной успешной деятельности, получить удовлетворение от результата

психологические на уки

своего труда. Даже разовое переживание успеха благоприятно влияет на психологическое самочувствие школьника, даёт ему возможность пережить радость признания, ощущения своих возможностей, веры в завтрашний день.

Важнейшей составляющей подготовки школьников к самоопределению является также воспитание у них трудолюбия, уважительного отношения к труду и к людям труда. Жизнь подтверждает, что если у человека это качество привито в детстве, то оно остаётся навсегда. Трудовое воспитание, как говорил В.С. Сухомлинский, - это гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно. Нет и не может быть воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать [Сухомлинский 1973].

Часто можно встретить утверждение, что воспитать трудолюбие у школьников можно только путём их включения в физический труд. Однако для школьника главный труд - учение, и, естественно, воспитание трудолюбия в учебной деятельности - одно из ведущих направлений трудового воспитания. Но и здесь есть свои проблемы. Воспитать трудолюбие в интеллектуальной, как и в других видах деятельности, невозможно без чёткого представления цели, затраченных усилий и результата. Одно из условий приобщения школьников к интеллектуальному труду - осознание его необходимости, создание для его реализации ситуации успеха, радости познания и открытий для себя.

В то же время, если мы ориентируемся в воспитании учащихся только на умственный труд, мы также допускаем ошибку. Физический труд необходим как для нашего существования, так и для нашего развития, и его роль в становлении школьника исключительно велика. Однако не каждый физический труд несёт в себе воспитательный заряд. Воспитывает только тот труд, который приносит пользу другим людям, если он открывает у учащихся возможности для самосовершенствования, самореализации, когда есть чёткая цель, затраченные усилия на достижение результата и сам результат, когда труд хорошо организован.

Ещё один важный аспект образовательно-воспитательной работы со школьниками, который создаёт условия для формирования субъектности и позитивного самоопределения, - системный подход. Администрация школы, её общественные организации, учительский коллектив и родительский комитет должны обеспечить в воспитательной работе со школьниками тесное взаимодействие многих общественных институтов, связанных со школой.

Администрация и учительский коллектив школы должны заботиться о том, чтобы для большинства учащихся школа стала центром, где они приобретают положительный опыт социальной жизни. Важно развивать у школьников такие качества, которые позволили бы им адаптироваться в близкую школьную среду и обеспечить формирование психологической готовности к продолжению образования в учебных заведениях разных типов, а также к самоопределению и интеграции в различные социальные структуры после окончания школы.

Таким образом, проблема позитивного самоопределения личности учащихся требует к себе повышенного внимания и её можно рассматривать как системообразующий, целеполагающий фактор в деятельности педагогических коллективов школ, ориентирующий всю многогранную образовательную и воспитательную работу со школьниками на их личностное развитие. В числе важнейших условий, позволяющих учащимся успешно самоопределяться в различных отношениях, выступает специально ориентированная развивающая образовательная среда, ядром который выступает педагогический коллектив, способный

целенаправленно стимулировать их активность с целью развития у них субъектности и формирования жизненных целей.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Акатов Л. И., Бондарева А. Н., Россынскоя Н. М. Ведущие факторы и условия позитивного личностного

самоопределения современных старшеклассников

Библиографический список

Акатов Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников (ретроспективный подход). Курск, 2009. 264 с.

Акатов Л.И. Практико-ориентированный психолого-педагогический подход создания условий для самоопределения личности старшего школьника (ретроспективный взгляд на самоопределение выпускников школы) // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 1 (9). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/009-16.pdf (дата обращения: 13.09.2013).

Акатов Л.И. Субъектность школьника как ведущая детерминанта его социального самоопределения. Ретроспективный взгляд на самоопределение выпускников школы // Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 387-396

Акатов Л.И. Проблемы духовно-нравственного развития и самоопределения учащейся молодёжи. Курск, 2012. 320 с.

Акатов Л.И. Самоопределение личности школьника как ведущая

образовательно-воспитательная проблема // Повышение эффективности и качества дополнительного образования детей и молодёжи: матриалы междунар. науч-практ. конф. Курск, 14-16 ноября 2013 г. Ч. 1. / под общ. ред. Т.А. Антопольской; Курск, гос. ун-т. Курск, 2013. С. 10-15.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН., 1994. 109 с.

Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 351 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 595 с.

Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и автор вступит. очерков С. Соловейчик. М.: Изд. полит. литературы, 1973. 272 с.

Чернышёв А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одарённые дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

Шульгина Т.А. Социально-психологические условия личностного

самоопределения старшеклассника: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2007. 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.